Голубь, Горлица

(см. "ПТИЦА", "МИР")


Содержание: 


1.   Мт.10:1,5,16 («будьте просты, как голуби»)

2.   Мр.1:9-12 («и увидел Иоанн Духа как голубя, сходящего на него»)

3.   Иоан.2:13-17 («в храме продавали... голубей»)

4.   Быт.8:6-12 («голубь не нашел места для…», «выпустил голубя, и он не возвратился к  нему»)

5.   Ос.7:11 («Ефрем как глупый голубь…зовут Египтян»)

6.   "Горлица"

       Пс.73:19 («не предай зверям душу горлицы Твоей»)

7.   Чис.6:10 («должен принести священнику горлицу») 


                                                                             

«Го­лубь» - сим­вол душевной про­сто­ты, не­зло­бия, нрав­ст­вен­ной чис­то­ты, сми­ре­ния. 

«Голубь» является также символом нравственной, духовной открытости, прямоты,  не раздвоенности в мыслях и поступках человека.

«Голубь» –  это также символ  мира, согласия воли человека с Волей Божьей, с самим собой, со своей совестью. 

«Голубь» –  это духовно-возвышенное состояние духа, души и тела человека, который в своей жизни воплощает  Святой Дух Воли Божьей.

 «Гор­ли­ца Бо­жия» - это один из сим­во­лов «Израиля», «Церкви» Божьей, т.е. духовного единения,  Со­б­ра­ния Пра­вед­ни­ков, всех ис­тин­ных по­сле­до­ва­те­лей Иисуса  Христа и исполнителей  Во­ли Бо­жьей, ха­рак­те­ру ко­то­рых присущ «небесный» полет духовно-возвышенной мысли, способность возвыситься над суетностью земной жизни, а также кро­тость, про­сто­та, доброжелательность.    

 

 

 

1.   «И призвав двенадцать учеников Своих, Он…5…заповедал им, говоря…16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» Мт.10:1,5,16

      Гре­че­ское сло­во «аке­ра­ои», пе­ре­ве­ден­ное как «про­сты», бу­к­валь­но оз­на­ча­ет «чис­ты».

      «Вот, я по­сы­лаю вас, как овец сре­ди вол­ков: итак будь­те муд­ры, как змеи, и про­сты, как го­лу­би» - Иисус Христос, Его Учением «посылает», воодушевляет всех Его учеников, всех последователей познанной ими Истины Воли Божьей, идти в среду  народов греховного мира и активно благовествовать словом и образом своей жизни Божьи Заповеди, благодатные, спасающие от греха и его последствий, духовно преобразующие человека. (см. «Воля Бога», «Христос», «Учение», «Заповедь», «Народ»)

       Христос, давая такую Заповедь, предвидел, что люди, исполняющие ее, разоблачающие зло и нечестие, указывающие другим на необходимость праведного  образа жизни, неизбежно   будут подвергнуты жесточайшему сопротивлению, гонению со стороны тех нечестивцев,  которых судит Слово Божье, возвещаемое праведниками. Поэтому Он призывал Своих учеников проявлять не только кротость и смирение, но находясь среди «Волков», т.е. среди людей злобных, агрессивных, фанатичных в общении с ними, быть  про­стыми,  «как Го­лу­би», т.е. проявлять нравственную и духовную чистоту, житейскую, мудрость, терпение,  чтобы там, где это возможно, не вызывать агрессии и злобы. (см. «Слово», «Волк»)

        Простота, к которой призывал Христос, должна  заключаться в умении просто, доступно излагать окружающим людям Божью Волю, выраженную в Его Учении, являть миролюбие,  нравственную чистоту своих мотивов и целей, согласно которых христианин осуществляет те или иные действия.

      («Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,… не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.» Еф.5:15,17)

 

2.  «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.» Мар.1:9-12

         Это  духовно-образное повествование, раскрывающее духовный путь  становления Иисуса как «Христа», «Мессии», Спасителя  людей от грехов их.

        «…уви­дел Ио­анн…Ду­ха, как го­лу­бя…» -уви­деть «Ду­ха» в пря­мом зна­че­нии, не воз­мож­но,  поэтому  Иоанн дает образное сравнение  «Духа»  с «Голубем». (см. «Иоанн Креститель», «Дух»)

         Выражение «уви­дел Ду­ха» оз­на­ча­ет,  что Иоанн осоз­нал, по­нял все зна­че­ние осу­ще­ст­вив­ше­го­ся  «кре­ще­ния», т.е. погружения  Иисуса Хри­ста в дело осуществления Его великой духовной миссии – возвещения народам о необходимости «Царствия» Воли Божьей в их сознании и жизни. (см. «Воля Бога», «Христос», «Учение»)

          Когда Иисус Христос «выходил» из «Воды», т.е. утвердился на  познании Учения всех Пророков,  предсказывавших   о Нем и о Его духовной миссии,   тогда Иоанн убедился в осуществлении всех  Божьих  предвозвещений об этом величайшем явлении - т.е. «увидел»  полноту  Духа Премудрости Воли Бога, которая  осуществилась в Иисусе Христе и которая символически отображена в  образе «Голубя». (см. «Кре­ще­ние», «Вода»)

 

 

3.   «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим 14 и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.15 И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. 17 При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня.» Иоан.2:13-17

          Восприятием и толкованием служителями иудейской религии духовно-образных изречений Священного Писания только в буквальном смысле, слово «Пасха», т.е. Путь освобождения от греха, был  низведен лишь к ритуализованному празднеству, к отправлению культов и к внешней  напыщенности разных атрибутов и обрядов, не дающих человеку избавления от греха, что продолжается и до настоящего времени. (см. «Пасха»)

        «Приближалась Пасха Иудейская,..» - приближался период,  апогей, расцвет иудейского, т.е. извращенного понимания «Пасхи».

       (По переводу лексиконов Дж. Стронга, - период «отрицательного», «отвергающего» ее суть и дух, истинное ее значение.)

        «…и Иисус пришел в Иерусалим…» -  Иисус Христос к началу Своего проповеднического служения, совершившись в Мудрости Божьей, взошел на духовную высоту ее истинного познания и осуществления. Он Своим Учением «пришел», т.е. принес Истину в среду народов фальшивого  религиозного мира, в духовно-образный «Город», называемый «Иерусалимом». (см. «Христос», «Иерусалим», «Город», «Пришествие»)

       «…Иисус...нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей...» - Мудростью Божьих Заветов, Иисус Христос «нашел», т.е.  определил, что   Откровение Заповедей Бога, призванное  быть для народов духовным «Храмом», религиозные учителя Израиля своим только буквальным толкованием  многих текстов Священных  Писаний так осуществляли  преступную «Торговлю», т.е. подмену  Божией Истины на выгодные для них различные преимущества, которые выражались:

  1.  «Торговля волами» в «Храме» состояла в том, что нечестивые руководители Израильского народа соблазняли «тягловую» силу своей религиозной системы, т.е.  ее служителей, разными выгодами, используя их для обустройства греховной религиозной жизни народа. Это «продажа» т.е. обмен, переманивание людей из одной греховно-порочной религиозной доктрины в другую. (см. «Вол»)
  2.  «Торговля овцами» - это осуществление религиозными лидерами прикрытого обмана, соблазнения людей податливого, послушного характера, как основной паствы, пополняющей ряды приверженцев фальшивой фарисейской религии. (см. «Овца»)
  3.  «Торговля голубями», т.е. выставление на показ своих внешне миролюбивых, но внутренне коварных, лицемерных поступков с целью приобретения выгоды, славы, почета.

     Ссылаясь на предания и жития святых,  выдавая чужую праведность за свою,  лукавые служители религии манипулируют тем, что лицемерно выдают свою, притворную, обманную «голубиную» праведность за истинную.

         «…и сидели меновщики денег» - в среде фарисейской религии «сидели» т.е. нашли свое идеологическое обоснование и оправдание различные религиозные «меновщики», – всевозможные предводители религиозного мира, основатели различных направлений и доктрин, обменивающие Правду Слова Священного Писания  на множество разновидностей лжи.

       В «Храме», т.е. в среде христианского мира, всегда есть т.н. «богословы»,  которые внедряют свои доктрины в сознание верящих им последователей, позволяющие им извлекать материальную выгоду из любой религиозной деятельности. (см. «Храм»)

       «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» -  Иисус Христос обратился  к тем, кто выдаёт себя за последователей и приверженцев веры Авраама и за  кротких праведников, чтобы они «Дом» Божий, Его «Храм», т.е. людей, желающих служить Богу, не опутывали лицемерием и ложью, не торговали характерами, способностью и искренностью таких людей  в обмен на свои земные блага. (см. «Дом»)

         (Также по переводу лексиконов Стронга: Иисус Христос говорил, силой Своего Учения покорял злобу, лукавство, порочность, неправедность распространяющих («продающих») скрытое пагубное зло («голубей») лжеучения. Людей, захваченных неправедностью, ложными идеологиями возвращал в Истину, или заставлял задуматься с этого времени или места.)

 

 

4.  «По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега 7 и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. 8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, 9 но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. 10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. 11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. 12 Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.»  Быт.8:6-12

          Глобальная катастрофа, некогда постигшая человечество, была использована писателем Книги Бытия для того, чтобы раскрыть духовно-образное значение библейского слова  «потоп».

          «…но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег» - это означает, что исходящее из общности людей истинной Веры свидетельство Мира, отображенное в образе «Голубя»,  не находило своего признания, принятия в окружающей среде беззакония. (см. «Ковчег», «Место, Седалище»)

        «И по­мед­лил (Ной) еще семь дней дру­гих: и опять вы­пус­тил го­лу­бя из ков­че­га. Го­лубь воз­вра­тил­ся к не­му в ве­чер­нее вре­мя: и вот, све­жий мас­лич­ный лист во рту у не­го. И Ной уз­нал, что во­да со­шла с зем­ли» - этот об­раз го­лу­бя, ле­тя­ще­го с мас­лич­ной вет­кой во рту, стал все­мир­ным сим­во­лом еди­не­ния и согласия на­ро­дов. Это сим­во­л ми­ра между людьми, их со­стоя­ние по­коя, при­ми­ре­ния с Волей Бога. (см. «Потоп», «Ной», «Мир», «Покой»)

         Выражение «Го­лубь воз­вра­тил­ся к не­му в ве­чер­нее вре­мя…вот, све­жий мас­лич­ный лист во рту у не­го...» означает, что по истечении «Семи» «Дней дру­гих», т.е. полноты определенного исторического времени, которое характеризовалось отрицательным отношением людей  к Заветам, к Воле Бога («вечернее время»),  начался духовный процесс  с признаками положительного отношения народов к Воле Божьей, образно здесь выраженной словами «масличный лист». (см. «Воля Бога», «Вечер»,  «День», «Число 7»)

         «Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему» - в то время, когда народы были потопляемы мутными потоками «Вод» различных заблуждений, лжеучений, Истина Воли  Божьей еще ими не воспринималась, но по прошествии полноты времени «Потопа» - последствий беззаконий  совершенных народами, что выражено словами «семь дней», периодов, народы  вновь стали способными воспринимать принципы Божественного Мира, благовествуемого посланниками Божьими. (см «Потоп», «Посланник»)

 

 

5.   «И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию.» Ос.7:11

    Согласно переводу лексиконов Дж. Стронга, «глупый голубь» означает  быть наивным, простодушным, быть обольщенным, обольщаться, обманываться (поддаваться соблазну).

        С образом «Глупого Голубя» сравнивается  слепая, необоснованная, фанатичная доверчивость к различным религиозным догмам, податливость к их необдуманному восприятию. 

        «Ефрем, как глупый голубь» - «Ефрем» здесь - как образ людей религиозного мира,  которые как «Голубь» - внешне, формально проявляют положительные качества, но которые как  «Глупый Голубь», стали прельщенными  языческими системами мира. (см. «Ефрем»)

        Также и «голубиная»  кротость человека может быть глупой, когда эта черта характера превращается в слепое, безвольное, бездумное его  подчинение другому человеку, живущему неправедно, беззаконно.

        «...зовут Египтян, идут в Ассирию» - «Ефрем» - образ   религиозного, греховно-строптивого  мира, который «зовет» к себе греховную, «Египетскую» систему управления народами, т.е. внедряет, заимствует методы и формы жизни, присущие греховному обществу. (см. «Египет», «Ассирия»)

 

 

                                                    «Горлица»

 

 

6.   «Не пре­дай зве­рям ду­шу гор­ли­цы Тво­ей; со­б­ра­ния убо­гих Тво­их не за­будь на­все­гда.» Пс.73:19

       «Гор­ли­ца Бо­жия» - это один из сим­во­лов «Церкви» Божьей, - духовного единения,  Со­б­ра­ния Пра­вед­ни­ков, всех ис­тин­ных по­сле­до­ва­те­лей Иисуса  Христа и исполнителей  Во­ли Бо­жьей, ха­рак­те­ру ко­то­рых присущ «небесный» полет духовно-возвышенной мысли, способность возвыситься над суетностью земной жизни, а также кро­тость, про­сто­та, доброжелательность. (см. «Птица», «Цер­ковь")

      «…душу горлицы...не пре­да­вай зве­рям» - Давид просил  Бога о том, чтобы «Душа», т.е. жизнь праведников, не была во власти «Зверей» - людей со зверским, жестоким, агрессивных характером. (см. «Душа»)

      Также и человек не должен подчинять себя животным побуждениям плоти, которые в Священном Писании  отображены в образе «Зверей». (см. «Зверь»)

 

 

 

7.   «…и в вось­мой день дол­жен при­нес­ти двух гор­лиц, или двух мо­ло­дых го­лу­бей, к свя­щен­ни­ку...»  Числ.6:10

       Жизнь человека делится на «седмицы», т.е. на определённые периоды своего биологического существования, по окончании которого, в нем начинается «восьмой день», т.е. новые процессы обновления его организма. Эта установленная Богом Закономерность имеет и духовно-образное значение. Поэтому каждый первый период нового физического и духовного цикла  жизни человека обозначается символически числом, - «Днем» восьмым. (см. «Число 7») 

       Число «восемь» - это символ начала новой «седьмицы», начала новой полноты познания и воплощения Воли Божьей в человеке.  

       «…в вось­мой день», т.е.  в новый цикл, период духовного совершенствования, становления жизни, угодной Богу. (см. «Число 8», «День»)

         «…должен при­нес­ти двух гор­лиц…свя­щен­ни­ку» -  человек должен от­дать в «жерт­ву», т.е. посвятить себя  служению Воле Божьей для своего же блага, «принести»,  сде­лать за­ме­ну од­но­го дру­гим, т.е. заменить отрицательные, не богоугодные  ка­чества своего ха­рак­те­ра на дру­гие, праведные и показать, явить  это «Священнику», т.е. Богу, Который Своим Словом Истины духовно освящает, очищает мышление и жизнь  человека. (см. «Священник»)

       «…две горлицы», «два голубя» - это символ    истинной «Жертвы» Богу -  служение Его Воле  посредством выполнения  Буквы и Духа Его Заповедей. (см. «Число 2, 20», «Буква», «Дух», «Заповедь»)

        Десять Заповедей даны в двух   универсальных выражениях: когда исполнение буквального их значения открывает и дает человеку истинное благо, утверждает мир на земле.  Также и исполнение их духовного смысла, который проникает во внутренний мир человека, открывает глубинные принципы Воли Божьей. (см. «Воля Бога»)

     Принести на служение Богу «Двух Горлиц» означает -  исполнение человеком Воли Божьей по этим двум смыслам Заповедей (буквальному и духовному). (см. «Число»)