Гордость религиозная, Гордыня

(см. "ГРЕХ",  "ТЩЕСЛАВИЕ",  «НЕЧЕСТИВЫЙ, НЕЧИСТЫЙ, НЕЧЕСТИЕ»)



Содержание:


1.   От.3:17 («ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды», а не знаешь что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг…»)

2.    Иоан.4:9: Лк.18:11 («Иудеи с Самарянами не сообщаются», «фарисей…я не таков как этот мытарь»)

3.   Ис.13:19(«Вавилон краса царств, гордость Халдеев»)

4.   Иер.13:8,9 («сокрушу Я гордость Иуды и гордость Иерусалима»)

5.   Ос.7:8-11 («гордость Израиля унижена в глазах их»)

6.   Зах.10:11 («смириться гордость Ассура»)

7.   Иез.32:1-4,12 («уничтожат гордость Египта»)

8.   Прит.11:2 («придет гордость, придет и посрамление»)

9.   Прит.16:18 («погибели предшествует гордость»)

10.   Прит.21:4 («гордость очей…грех»)

11.   Прит.29:23 («гордость человека унижает его»)

12.   Иез.7:10 («гордость разрослась»)

13.   Ав.1:1-3 («гордость сердца твоего обольстила тебя»)

14.   1Иоан.2:16 («гордость житейская от мира сего, похоть плоти, похоть очей»)

15.   Пр.14:3 («в устах глупого – бич гордости…»)

 


Гордость, Гордыня,  самоуверенность в истинности всех  своих религиозных и иных взглядов, является одной из основных причин, мешающих человеку услышать, верно воспринимать  истинное значение Духа текстов Священного Писания, доводы разума.

Гордыня, высокомерие, являясь греховными качествами, отнимают у человека смирение, духовную силу, таким образом лишая его возможности воспринимать Учение о Воле Бога в истинном его значении.

Гор­дость, надменность, дерзость – эти качества провоцируют человека на пренебрежительное отношение к окружающим, на непререкаемую самоуверенность в своей правоте, на непримиримость, конфликтность, делают человека злым, греховным, что и является его позором, бесчестием, посрамлением.  

Гор­дость, как черту характера человека,   хри­сти­ан­ская мо­раль и нрав­ст­вен­ность рас­смат­ри­ва­ет в  от­ри­ца­тель­ном       смыс­ле,      ко­гда воз­ве­ли­чи­ва­ние от­дель­ной лич­но­сти при­во­дит к ут­ра­те кри­ти­че­ско­го от­но­ше­ния к се­бе  и  критическому отношению к окружающим,  когда че­ло­ве­че­ское дос­то­ин­ст­во пе­ре­рас­та­ет в гре­хов­ную гор­ды­ню  -  в са­мо­до­воль­ст­во, чван­ст­во, вы­со­ко­ме­рие, пре­неб­ре­жи­тель­ное, ос­кор­би­тель­ное, не­ува­жи­тель­ное от­но­ше­ние к дру­гим - в той или иной фор­ме, су­ти и ме­ре.          

Гор­дость, гор­ды­ня, тще­сла­вие в раз­лич­ных фор­мах (яв­ных и за­мас­ки­ро­ван­ных)  про­яв­ля­ет­ся в чув­ст­ве пре­воз­не­се­ния се­бя над дру­ги­ми, что свя­зан­но с ка­жу­щи­ми­ся лич­ны­ми за­слу­га­ми, при­над­леж­но­стью к осо­бой груп­пе (на­ции, клас­су, про­фес­сии, ре­ли­ги­оз­но­му уче­нию, кон­фес­сии и т.д.) с об­ла­да­ни­ем осо­бых спо­соб­но­стей, оп­ре­де­лен­ной соб­ст­вен­но­стью, при­ви­ле­ги­ро­ван­ным  по­ло­же­ни­ем и. т. д.

 

 

1.   «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.»  Откр.3:17

        Здесь указывается на особенно опасную,  религиозную гордость. Она характеризуется превозношением представителей одной религии над другими. Приверженцы многих религии, хвалясь своим, якобы духовным богатством (разновидностью и пышностью форм обрядов и служений, разнообразием богословских доктрин, количеством своих последователей), тем самым культивируют гордыню, самодовольство,  порождающие религиозную нетерпимость, неприязнь к людям других конфессий. 

       Горделивая самоуверенность различных религиозных учителей в истинности всех своих догм, учений, является одним из признаков современного фарисейства и проявлением мнимого, бездуховного «богатства», не соответствующего истинности Божьих Заветов. (см. «Завет», «Богатство», «Богач, Богатый»)

        Одним из примеров проявления религиозной гордости могут служить некоторые названия  различных деноминаций.

     («…сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.12 Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; …"а я Христов". 1Кор.1:11,12)

 

 

2.   «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.»  Иоан. 4:9

       «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь…»  Лук.18:11

       Гордость человека впервые проявилась тогда, когда он, наделенный Богом, стал  обладать всеми физическими и духовными совершенствами, возомнил себя равным Богу. («А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера…» Ис.14:13)

        Гордость человека, наряду с другими нарушениями Воли Божьей, привела его к духовному падению, к совершению беззакония. (см. «Воля Бога»)

      «…Иудеи с Самарянами не сообщаются.» - в современном религиозном мире, как и во времена  жизни Иисуса Христа, религиозная гордость «Иудеев», т.е. тех верующих, кто номинально принадлежит к христианским конфессиям, проявляется довольно часто, как  явно так и скрыто. (см. «Иудей», «Иудея», «Самария»)

       (Например - представители одних конфессий смотрят свысока, скептически, снисходительно  на представителей других конфессий, гордясь тем,  что они не принадлежат к таким «еретическим», по их мнению, верованиям. Поэтому искреннее общение между такими людьми, наученными фарисейскому отношению к иноверцам,  очень затруднено.)

 

 

3.   «…Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра...»  Ис.13:19

         «Вавилон, краса царств...» - в образе «Вавилона»  представлено  греховное смешение  лживых религий, верований с политическими идеологиями,  которые выразились в построении гордости «Царств» мира, т.е. различных государственных,  жестоких политических систем, которым верят и которыми гордятся народы, живущие в них. (см. «Вавилон», «Царство»)

        «…гордость Халдеев…» - «Халдеями»  здесь названы люди, которые избирают различные «Царства» мира, т.е. различные социальные устройства своей  жизни, служат их лживым религиозным и жестоким политическим предводителям, верованиям и законам, ими установленными. (см. «Халдея, Халдеи»)

        «Гордость» таких людей за построенный ими «Вавилон» состоит в том, что они на протяжении всей их истории  сполна воплотили все свои греховные желания и  идеи самым лучшим образом.       

        Но  «гордость» людей греховного мира, отвергнувших Заповеди Божьи, и обладающих  всеми достижениями современного мира, но живущих  без истинной духовности, обязательно приведут их к  полному  духовно-моральному упадку и  разложению.

 

 

4.   «И было ко мне слово Господне: 9 так говорит Господь: так сокрушу Я гордость Иуды и великую гордость Иерусалима.»  Иер.13:8,9

        Исходя из духа Священных Писаний,   «Иуда» и «Иерусалим» - это два разумения Писаний Пророков и Учения Христа,  образно представляющих Иудаизм и христианство. (см. «Иуда», «Иудея», «Иерусалим»)

       Разнообразные религии христианства за свой двухтысячелетний путь развития приобрели материальное и определенное духовное богатство. Но такие приобретения произвели во  многих руководителях этих религий и их представителях   великую гордыню. Верующие каждой  из религий хвалится своими «богатствами»: великолепием храмов, численностью своих приверженцев,  своими «отцами веры», своими вероучениями, которые они считают истинными и непререкаемыми. Но такая гордыня, во Свете Истины Слова Божьего, окажется посрамлённой и «сокрушенной» Богом. (см. «Слово», «Истина»)

        «Иерусалим» охарактеризован большей гордостью нежели «Иуда». Большинство тех людей, которые  называют себя «христианами», выражают свою гордыню и свое превосходство над другими людьми, но именно они больше всех нарушают Волю Бога и Учение Иисуса Христа. (см. «Воля Бога», «Христос», «Учение»)

     («Вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога.» Мал.2:11)

 

 

5.   «Ефрем смешался с народами, Ефрем стал, как неповороченный хлеб. 9 Чужие пожирали силу его и он не замечал; седина покрыла его, а он не знает. 10 И гордость Израиля унижена в глазах их и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его. 11 И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию.»  Осия 7:8-11

           «…гордость Израиля унижена в глазах их (Ефремлян)» - духовная слава, величие народа, знающего Волю Божью, оказалась «унижена», т.е. отвергнута в глазах «Ефремлян», - людей, знающих, но отвергающих Волю Божью. (см. «Воля Бога», «Израиль», «Ефрем»)

     («Когда Ефрем говорил, все трепетали. Он был высок в Израиле; но сделался виновным через Ваала, и погиб.» Ос.13:1)

      Народы,  отображенные в образе «Ефрема» и «Израиля», признающие Писания Пророков и Учение Христа, но извращенно воспринимая и истолковывая Волю Божью, не осознали, что они не могут решать как свои внутренние проблемы, так и проблемы народов мира. «Они не обратились к Господу Богу своему», т.е. не признали свою высокомерность, надменность, высокомерие, свое духовное падение. (см. «Израиль»)

      («Не радуйся, Израиль, до восторга, как [другие] народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего….» Ос.9:1)

      («Не будут они жить на земле Господней: Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое.» Ос.9:3)

 

.

6.   «И пройдет бедствие по морю, и поразит волны морские, и иссякнут все глубины реки, и смирится гордость Ассура, и скипетр отнимется у Египта.» Зах.10:11

          «Ассур» здесь - это один из образов   народа  (человека), совершившего  преступление, извращение Божьих Заповедей. (см. «Ассур», «Человек»)

       (По лексиконам Стронга: сойдет, спуститься вниз, будет низвергнута надменность, высокомерие гордость человечества вследствие нарушения им Воли Бога.)

        «…смирится гордость Ассура…» - «Гордость Ассура», т.е. высокомерие, надменность властителей греховной системы управления народами, вследствие их неспособности разрешать его проблемы, «смирится», т.е. низойдет вниз, будет низвергнута, падет, утратит свое владычествующее положение над народами.

      Нарушение, искажение народами Божьих Заповедей вызовут различные тягостные последствия этих беззаконий, которые обрушаться на них. (см. «Заповедь»)

      Все мудрствующие идеологи, представители религиозных лжеучений не смогут больше управлять народами, они будут разоблачены праведниками и искоренены духовным возрождением людей.  (см. «Лжеучитель»)

 

 

7.   «В двенадцатом году, в двенадцатом месяце, в первый день месяца, было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! подними плач о фараоне, царе Египетском, и скажи ему: ты как молодой лев между народами и как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их.3 Так говорит Господь Бог: Я закину на тебя сеть Мою в собрании многих народов, и они вытащат тебя Моею мрежею.4 И выкину тебя на землю, на открытом поле брошу тебя, и будут садиться на тебя всякие небесные птицы, и насыщаться тобою звери всей земли…12 От мечей сильных падет народ твой; все они - лютейшие из народов, и уничтожат гордость Египта, и погибнет все множество его.» Иез.32:1-4,12

       Образное выражение Пророка «в двенадцатом году, в двенадцатом месяце, в первый день месяца» означает, что по завершении определённого цикла времени, когда он в полной мере познал установленные Богом Закономерности развития добра и зла, ему отрылось «Слово Господне», т.е. он был озарен Откровением Его Воли о том, как будут развиваться события будущей истории греховного мира. (см. «Пророк, Пророчица», «Число 12»)

        Пророк, окрыленный озарением о будущей истории народов,  так был побужден Богом «поднять плач о фараоне, царе Египетском», т.е. о греховной системе мира и о его жестоких политических, религиозных и экономических правителях. (см. «Египет»)

            «Мечи сильных» - здесь это образ Праведников, обладающих познанием Истины Слова Божьего, которое как «Меч духовный» способно разоблачать, поражать, уничтожать всякое неправомыслие и сопротивление установленным Богом Законам. (см. «Меч», «Оружие»)

          «12 От мечей сильных падет народ твой…» -  народ «фараона», «царя Египетского»  - это люди, одобряющие и поклоняющиеся, служащие греховной системе мира, принимающие участие во всех греховных делах, совершаемых «фараоном». (см. «Фараон», «Царь»)

       Сила  Праведников состоит в их непоколебимой вере в победу Правды над ложью, Добра над злом, в их бесстрашии перед гонениями, преследованиями за их благовестие Истины. От  силы их духа и воли к исполнению Божьих Заповедей, от воздействия провозглашенной ими народам Воли Божией, «падет народ твой («царя Египетского»)», т.е.  неотвратимо приближает  разоблачение, разрушение гордости и силы беззаконий «Египта».  

       «3 Так говорит Господь Бог…12 лютейшие из народов уничтожат гордость Египта, и погибнет все множество его» -  «лютейшие из народов»  - это образ хитрых и жестоких политиков, религиозных корыстолюбивых пастырей, хищных олигархов, которые в погоне за удовлетворением своих амбиций истощат «гордость Египта», т.е.   последствиями совершаемых грехов, так разрушат множество его греховных достижений. (см. «Грех»)

        Множество людей греховного мира, которые в своей гордыне, самодовольные  своими политическими и религиозными воззрениями упорствовали в послушании Божьим Заповедям, будут вынуждены признать крах во всех своих начинаниях, они потерпят разочарование, окажутся в посмеянии. Так их  былая гордыня будет уничтожена разоблачительным Словом Истины Воли Божьей, благовествуемой и осуществляемой праведниками. (см. «Воля Бога»)

      Вся надменность, величие, высокомерие, гордыня от различных достижений материалистической безбожной системы жизни народов, различные  мировые системы порабощения человека, которые он изобретал на протяжении своей греховной истории, будут разрушены, уничтожены, изживут  себя. (см. «Египет»)

      («Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.» Ис.2:11)

 

 

8.   «Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными – мудрость.» Прит.11:2

       Человек, обладающий такими греховными чертами характера как – гордыня, высокомерие, надменность, спесь, этим сам себя лишает смирения, покорности Божьим Заповедям, веры в их Благотворность для него, т.е. тех качеств, которые дают возможность человеку воспринимать Мудрость Слова Божьего  во всей его ясности и полноте, исполнять его и так  избежать «посрамления», т.е.  неудачи, провала всех его надежд и стремлений. (см. «Слово», «Мудрость»)

      Если человек непреклонно уверен, самонадеян в истинности всех своих религиозных, политических и иных взглядов и поступков, фанатично их отстаивает, тогда это означает, что к нему приходит гордость, - состояние, когда он не хочет услышать и принять разумные доводы, советы праведников. Тогда, испытав свои собственные, порочные пути жизни, такой человек неизбежно оказывается перед провалом его надежд и устремлений, - тогда к нему приходит осознание собственного поражения, приходит его «посрамление». «Посрамление», поражение человека состоит в последствиях его нарушений Божьих Заповедей, настигающих его когда он сам  явно  увидит, ощутит, испытает причину его плачевного состояния. (см. «Заповедь»)

        («…возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится…» Лк.18:14)

        Религиозная гордость, т.е. фанатичная уверенность в верности всех своих убеждений, всегда потерпит посрамление, потому что «Многие же будут первые последними, и последние первыми.» (Мар.10:31)

 

 

9.   «Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.»   Прит.16:18

         В мире действуют установленные Богом Закономерности, - каждой причине соответствует следствие, между которыми постоянно, неотвратимо действует нерушимая взаимосвязь.

        Как только предводители какой либо религии начинают 

проявлять гордыню, объявляя  об исключительной истинности только своих религиозных взглядов, тогда начинается процесс духовного застоя и «погибели», - исчезновение этих религий. (см. «Погибель»)

В таких, уверенных в своей исключительности деноминациях, в настоящее время особенно  заметно религиозную надменность, тщеславие их руководителей и последователей.

      Представители многих  религий считают себя во всех своих религиозных верованиях  и единственно верно понимающими  Священное Писание. Такая (явная или замаскированная) гордыня, спесь, высокомерие приводит их к искаженному восприятию Божьих Заповедей, к саморазрушению.

 

 

10.   «Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех.»   Прит.21:4

        Материальные богатства, роскошь, слава  всегда привлекательны для «очей», т.е. для эмоций, чувств человека.  Обладание ими зачастую приводит его к  «гордыне»,  к надменности сердца. Чем больше у человека материального богатства, желания приобретения славы,  тем сильнее соблазн проявления в нем гордыни, высокомерия, надменности, т.е. совершения беззакония, духовного-нравственного нечестия перед Волей Божьей, перед  Учением Иисуса Христа. (см. «Око», «Нечестивый, Нечистый, Нечестие»)

         («Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.» Ис.2:11)

 

 

11.   «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь.» Прит.29:23

     Унижение здесь воспринимается как умаление Человека духовного в человеке плотском.  

       Когда человек отвергает,  нарушает Волю Божью, он  духовно падает вниз, принижается, унижается перед греховными запросами своей плоти. (см. «Воля Бога»)

         Высокомерие, надменность человека повергают, опускают его до уровня только материалистических, плотских интересов. Они постоянно держат его в состоянии гордыни, самодовольства, самоуверенности, самолюбования, лишая покорности, самокритичности, не позволяя ему подчинять, сверять свою жизнь с Волей Бога, с Его Заповедями.

        («…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.» 1Пет.5:5)

 

 

12.   «Вот день! вот пришла, наступила напасть! жезл вырос, гордость разрослась.» Иез.7:10

     Когда влиятельные представители религии получают в государстве власть, сближаясь с политикой, тогда вырастает в обществе их «Жезл» как символ власти, одновременно разрастается и их религиозная гордыня, их нечестие, оправдание своих отступлений от Истины Божиих Заповедей и беззаконий  своих  светских влиятельных покровителей.  (см. «Жезл», «Заповедь»)

      Как любое зло, надменность, высокомерие имеют свойство к «разрастанию» и увеличению. И эта гордыня названа «напастью», как духовная проказа, приводящая к духовной гибели, которая поражает многих людей и религиозные сообщества. (см. «Погибель»)

     («Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.» Прит.16:18)

 

13.   «Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: `вставайте, и выступим против него войною!' 2 Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении. 3 Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: `кто низринет меня на землю?» Авд.1:1-3

     «Видение», «Откровение», осознание, открытие, озарение Пророка Авдия познанием Воли Божьей о том, что он должен быть Божьим «послом», «глашатаем», вестником для объявления народам религиозного мира, представленного в образе «Едома», о будущем разоблачении его нечестия и падения. (см. «Едом, Исав»)

         «Так говорит Господь Бог об Едоме: Гордость сердца твоего обольстила тебя…» - Гордость «Едома», т.е. народа,  которому известна Воля Божья, и лидеры которого возомнили себя  уже духовно «богатыми» и что они «ни в чем не имеют нужды», и что они по Истине знают Закон Божий и хвалятся своим знанием и своей праведностью перед людьми других  вероисповеданий. В этом состоит религиозная гордыня таких людей. (см. «Воля Бога», «Народ»)

        «…ты («Едом») живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: "кто низринет меня на землю?"гордость религиозных лидеров «Едома» и их последователей постоянно выявляется в их абсолютной уверенности  в том, что они живут духовно защищенными,  на «возвышенном Месте», основываться на «Твердынях Скал»,  т.е. что их разумение Священных Писаний является непоколебимым, во всем абсолютно верным  и никто и ничто не может «низринуть» их на «Землю», т.е. выявить, разоблачить, доказать неистинность многих их взглядов и порочность их образа жизни.

      Но все их губительные доктрины, лжеучения, которым слепо верят их последователи, будут разоблачены Божьим  Словом Истины, благовествуемым праведниками. (см. «Слово», «Истина»)

     («Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь.» Авд.1:4)

 

 

14.   «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.»  1Иоан.2:16

         «…все что в мире…» - «Мир» здесь - это греховный уклад жизни народов, мировая система греховного образа жизни, вся греховная история народов. (см. «Мир»)

      «…гордость житейская...» - это все жизненные ситуации, в которых проявляется гордыня человека, живущего сугубо материальными, плотскими интересами, отвергающего необходимость жизни по Воле Божьей.  (см. «Воля Бога»)

       Гордость названа «похотью плоти», т.е. является служением греховным желаниями плоти от которых рождается  надменность, заносчивость, кичливость  превозношения над другими. (см. «Похоть», «Плоть»)

 

 

15.   «В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их.» Прит.14:3

        «В устах глупого - бич гордости…» - Гордость, гордыня человека порождает множество других пороков и  обнаруживает «глупость» человека, т.е. отсутствие истинного разума и является «Бичом» его жизни, который провоцирует, подталкивает его к  постоянному удовлетворению своих амбиций; к поиску славы, непрестанной, неудержимой погони за богатством, что всегда оборачивается наказанием – настигающими последствиями совершенного нечестия. (см. «Нечестивый, Нечистый, Нечестие»)

       Гордость человека также является и его  наказующим «Бичом», так как проявляясь в повседневной жизни  порождает множество проблем и  болезненных последствий его неповинною Божьим Законам, его греховного  мировоззрения и образа жизни. (см. «Бич»)

        «...уста же мудрых охраняют их» - человек, наученный Мудростью Божьих Заветов, исполнением  Его Заповедей, подражающий благочестивому образу жизни Праведников, Иисуса Христа, всегда осторожен с грешниками в слове и поступках, и приобретенное  христианское благоразумие, таким образом, охраняет его и духовно и физически. (см. «Заповедь», «Уста», «Мудрость»)