Око

(см. "ГЛАЗА",  "ЗРЕНИЕ",  "ЗАКОН""ЗАПОВЕДЬ", "ОКНО",  "СЛЕПОЙ")


 Содержание:


1. 2Пар.16:9  
("Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему...")

2. Прит.22:12  («Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.»)

3. Евр.4:12,13  ("И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его, Ему дадим отчет")

4. Сир.17:7  («Он  положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих»)

5. Ис.1:15  («И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои, и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу…»)

6. От.5:6  ("Агнец...имеющий семь рогов и семь очей, .. которые есть суть семь духов Божьих")

7. Втор.33:28  («Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу.»)

8. Мт.6:22,23  ("Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно")

9. Пс.145:8  ("Господь открывает очи слепым...")

10. Быт.3:4,5 («И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».)

11. Лев.24:13-22  («Око за око, зуб за зуб»)

12. Быт.18:2  («Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него…»)

13. Чис.24:15,16 («Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 16 говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его.»)


 


                                                                                                                                                                                                                                                                                      «Око» Божье – это символ Божьих Законов, Заповедей, их всепроникающей, всеохватывающей  Мудрости,  которая «видит», руководит всем происходящим в мире.

«Око» Божье – это также сим­вол-ха­рак­те­ри­сти­ка Патриархов, Про­ро­ков, Христа, Апо­сто­лов, Праведников, - вы­ра­зи­те­лей Во­ли Бо­га, Его Заветов, Законов, Заповедей, вер­но оп­ре­де­ляющих все яв­ле­ния  и да­ющих им пра­виль­ную оцен­ку и ха­рак­те­ри­сти­ку.

 «Око» Божье  -это также символ дарованных Богом человеку совести  и разума, посредством которых Бог «видит», направляет  человека на путь жизни в праведности.   

«Око» человека – это  символ нравственной, духовной основы жизни человека, его мировоззрения,  образа жизни, посредством которых  он  обретает ду­хов­ное зре­ние и   способность верно или ложно воспринимать себя и  окружающий мир.

 

 

 


1. "Ибо очи Гос­по­да обо­зре­ва­ют всю зем­лю, что­бы под­дер­жи­вать тех, чье серд­це  впол­не пре­да­но Ему..." 2Пар.16:9                                                                                                                                                                  «Очи Господа»  – это Законы, Заповеди  Бога Иеговы, Который есть Господин всего созданного Им. (см. «Господь», «Бог», «Иегова»)

     «…Очи Гос­по­да…» -  это символ Воли Божией, выраженной в Истине Его Законов, Заповедей, определяющих Добро и зло, Правду и ложь.  (см. «Воля Бога, воля человека», «Закон», «Заповедь»)

      «Очи Господа» - это также сим­вол-ха­рак­те­ри­сти­ка  Патриархов, Про­ро­ков, Христа, Апо­сто­лов, Праведников - вы­ра­зи­те­лей Во­ли Бо­га, которые  вер­но «видят», оп­ре­де­ляют все яв­ле­ния в ми­ре, да­ют им пра­виль­ную оцен­ку и предсказывают будущее жизни народов. (см. «Пророк, Пророчица», «Праведник, Праведность»)  

        «…Очи Гос­по­да обо­зре­ва­ют всю зем­лю...» - нравственные, духовные Законы Бога действуют повсеместно,  охватывают все стороны жизни человека, его мысли и дела. (см. «Закон», «Земля»)

        Божьи Законы, Заповеди «поддерживают», умудряют, защищают тех людей, чье сердце «вполне предано» Ему, т.е. тех людей, чье  сердце, чувства и разум преданно, неотступно следуют им.

 

 

.

2. «Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.» Прит.22:12

       «Очи Господа охраняют знание...» - «Очи» Господа Иеговы, т.е. Его Воля, Законы,  Заповеди, выраженные Патриархами, Пророками, Христом, Апостолами, Праведниками, в Слове Священного Писания  всегда остаются  неизменны. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»,  «Писание Священное») 

       Эти люди, благовествуя Истину Божьих Заветов в ее неизменности,  так «охраняют» ее от искажений. Своим  благовестием Воли Божьей они возвещают и распространяют ее истинное знание. (см. «Воля Бога, воля человека», «Знание», «Благовестие»)

 

 

 

3. «…слово Божие живо и действенно…13 И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.» Евр.4:12,13                                                                                                                                                                                «Очи» Гос­под­ни – это символ про­яв­ле­ний  установленных Богом Законов,  Заповедей, Его Слова, обращенного к совести и разуму человека, ко­то­рое име­ет спо­соб­ность про­ни­кать в тай­ные по­мыс­лы ду­ши че­ло­ве­че­ской. Образ жизни человека, лю­бые по­ступ­ки,  идеи об­на­же­ны перед Ис­ти­ной Сло­ва Бо­га. (см.  «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон», «Заповедь», «Слово»)

         «Очи Господни» - это также символ  со­вести и разума, изначально заложенных Богом в Свое Творение -  в Че­ло­ве­ка. (см. «Разум», «Совесть»)  

 

 

 

4. «Он  по­ло­жил око Свое на серд­ца их, что­бы по­ка­зать им ве­ли­чие дел Сво­их...» Сир.17:7

       «Он  положил око Свое на сердца их...» - Бог наделил человека интеллектом и чувственным восприятием мира,  через которые человек способен истинно, верно воспринимать  Божественные Творения. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Сердце»,)

       Слово Истины, Мудрости, выраженное всеми Пророками в Слове Священного Писания, является «Оком» Божьим. Мудрость Божьей Воли, воспринимаемая человеком,  накладывает неизгладимый отпечаток праведности на сердце человека, на все его чувства. (см. «Писание Священное», «Сердце»)

 

 

 

5. «И ко­гда вы про­сти­рае­те ру­ки ва­ши, Я за­кры­ваю от вас очи Мои, и ко­гда вы ум­но­жае­те мо­ле­ния ва­ши, Я не слы­шу…» Ис.1:15

        «…Я за­кры­ваю от вас очи Мои…» - когда люди молятся, обращаются к Богу за помощью, не раскаявшись предварительно в злых делах, т.е. не перестав их делать, Бог  „закрывает глаза”, „не видит”, „не слышит”, т.е. Божьи Законы не охраняют, не помогают таким людям. Только при  подлинном покаянии Бог внемлет человеку. Когда человек начинает „слышать” Бога, т.е. принимать, понимать и исполнять Его Заповеди, тогда и Бог „слышит” его. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон», «Заповедь»)

        «Очи Божьи», т.е. Бо­жий Свет Ис­ти­ны «за­кры­ва­ет­ся» тогда, ко­гда лю­ди  пе­ре­ста­ют исполнять Божьи Заповеди. Ко­гда без­за­ко­ния лю­дей де­ла­ют их не спо­соб­ны­ми слы­шать «Го­лос» Во­ли Бо­га, «Го­лос» Его Ис­ти­ны, то­гда и бла­го­дать Его За­ко­нов Жиз­ни для них за­кры­та. Бог «не слы­шит», «не видит», т.е. не вос­при­ни­ма­ет мо­ле­ний, мно­же­ст­ва раз­лич­ных т.н. бо­го­слу­же­ний, ритуальных действий, ес­ли де­ла  людей не со­от­вет­ст­ву­ют  Его Во­ле, вы­ра­жен­ной в Де­ся­ти За­по­ве­дях и в Уче­нии Иисуса  Хри­ста. (см.  «Воля Бога, воля человека», «Глаза»,)

 

 

        

 

6. «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.» Откр.5:6

          "…Аг­нец...имею­щий семь ро­гов и семь очей…ко­то­рые есть суть семь ду­хов Божь­их…"   - "Семь Очей" символизируют пол­но­ту Духа Ис­ти­ны Воли  Божьей,  Которой обладает «Агнец», т.е. Иисус Христос, в полноте воплотивший ее в Свою жизнь  и Своим Учением  возвестивший ее всей «Земле», т.е. всем народам.  (см. «Воля Бога, воля человека», «Христос», «Учение», «Аг­нец», «Чис­ло7», «Земля», «Народ»)

       "Семь Очей", «Семь Духов Божиих»   означают, что Дух, Смысл Воли Божьей был в полноте воплощаем и возвещаем всеми Праведниками на протяжении  всего периода че­ло­ве­че­ской ис­то­рии. (см. «Дух», «Чис­ло 7», «День», «Праведник, Праведность»)  

 

 

 


7. «Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу.» Втор.33:28

        «Израиль…око Иакова…» - «Око Иакова» - это познание Воли  Божьей, которое было отрыто Праведниками из рода Иакова «Израилю», т.е. народу, послушному Божьим Заветам, Заповедям.  (см. «Завет», «Заповедь», «Израиль, Израильтянин», «Народ», «Иаков»)

 

 

8. "Све­тиль­ник для те­ла есть око. Итак, ес­ли око твое бу­дет чис­то, то все те­ло твое бу­дет свет­ло; 23 ес­ли же око твое бу­дет ху­до, то все те­ло твое бу­дет тем­но." Мт.6:22,23                                                                                                                                                                                                                            

      «Све­тиль­ник для те­ла есть око» -  «Око» символизирует духовный  "Све­тиль­ник"  человека, т.е. является нравственной, духовной основой жизни человека, его мировоззрения, которое определяет ду­хов­ное зре­ние, да­ет верную оценку своим мыслям и действиям, согласно Божьих Заповедей.   (см. «Заповедь», «Све­тиль­ник»)  

        «…ес­ли око твое бу­дет чис­то, то все те­ло твое бу­дет свет­ло…» - «Око» - это все познания человека окружающего мира человеком, его нравственные устои, верования,  все, по­сред­ст­вом че­го че­ло­век оп­ре­де­ля­ет се­бя в ми­ре, да­ет оцен­ку се­бе и ок­ру­жаю­ще­му ми­ру, вос­при­ни­ма­ет, по­зна­ет себя и окружающих.(см. «Знание»)     

       "Оком", например, яв­ля­ет­ся    ра­зум че­ло­ве­ка, ос­ве­щен­ный познанием Бо­жьих Заповедей,  ко­то­рые ос­ве­ща­ет его ду­хов­ную "Тьму", ду­хов­ное не­ве­де­ние, нрав­ст­вен­ное не­ве­же­ст­во. (см. «Заповедь»)

     "Оком" человека также являются вро­ж­ден­ная и при­об­ре­тен­ная ин­туи­ция, пред­ви­де­ние, внут­рен­нее убе­ж­де­ние, спо­соб­ность ду­хов­но­го от­кро­ве­ния, зна­ния че­го-ли­бо.

      «…ес­ли же око твое бу­дет ху­до, то все те­ло твое бу­дет тем­но…» -  если же «Око» человека, т.е. его совесть заглушена ложным мировоззрением, желанием угождения греховным запросам плоти, если нравственные, моральные, этические, идеологические, религиозные,  духовные критерии,  которыми руководствуется человек  порочны, ложны, то и все его «Тело», т.е. вся его плотская жизнь будет проходить в «Темноте», т.е. незнании ее истинного смысла и цели. (см. «Совесть», «Тело»)

 

 

9. «Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.» Пс.145:8

         Этим ут­вер­жде­ни­ем ука­зы­ва­ет­ся на един­ст­вен­ный ис­точ­ник под­лин­но­го "про­зре­ния" в са­мом ши­ро­ком, ду­хов­но-об­раз­ном смыс­ле.

        «Господь отверзает очи слепым...» - познание, принятие и исполнение человеком Божиих Заповедей как духовно господствующей Основы жизни человека, да­ет ему спо­соб­ность  вер­но мыс­лить и, та­ким об­ра­зом, "от­кры­ва­ет" ду­хов­ное ве­де­ние, спо­соб­ность уве­рен­но ид­ти по жиз­ни, сни­ма­ет ду­хов­ную "сле­по­ту", да­ет че­ло­ве­ку  вза­мен точ­ное оп­ре­де­ле­ние его мыс­лей и по­ступ­ков от­но­си­тель­но аб­со­лют­но­го кри­те­рия - Во­ли Бо­га. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, воля человека», «Слепой») 

 

   

 

10. «И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» Быт.3:4,5

       «И ска­зал змей же­не…в день, в ко­то­рый вы вку­си­те их (т.е. пло­ды «Де­ре­ва По­зна­ния До­б­ра и Зла») от­кро­ют­ся гла­за ва­ши, и вы бу­де­те, как бо­ги, знаю­щие доб­ро и зло» -  «Змей», т.е. плотская природа человека, ради угождения своим желаниям, соблазняла его вступить на запрещенный Богом путь ис­сле­дования  За­ко­нов ма­те­ри­аль­но­го ми­ра, чтобы уви­деть   как со­зи­да­тель­ные («Добро»),  так  и раз­ру­ши­тель­ные («Зло»)  их свой­ст­ва. (см. «Закон», «Змей», «Жена», «Диавол», «Сатана», «Добро», «Зло»)

         «…и вы бу­де­те, как бо­ги, знаю­щие доб­ро и зло» - нарушив, отвергнув Божьи Заветы,  по­зна­вая и ис­поль­зуя бес­пре­дель­ные воз­мож­но­сти Божественных За­ко­нов ма­те­ри­аль­но­го ми­ра и ов­ла­де­вая ими,  че­ло­век пытался стать властелином ми­ра. (см. «Завет», «Закон», «Человек»)

 

 

 

11. «И сказал Господь Моисею, говоря: 14 выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями;15 и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; 16 и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти. 17 Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти. 18 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину. 19 Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: 20 перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. 21 Кто убьет скотину, должен заплатить за нее; а кто убьет человека, того должно предать смерти. 22 Один суд должен быть у вас, как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш.» Лев.24:13-22

         Господь через Моисея предложил устранить жестокие нравы языческих народов, кровавую месть за причиненную обиду исполнением народами Его Заповедей.       Поэтому повеление Божье «око за око, зуб за зуб» необходимо воспринимать в духовно-образном смысле. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь»)

       «Око» здесь – это  образ старой, греховной системы мировоззрения, религиозных, политических догм, идеологий, которая  всегда должна заменяться другим «Оком», т.е. новым, истинным ведением Воли Божьей, следованием Его Заповедям.  Только так можно прекратить злодеяния в мире. (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь»)

       Закон Божий «око за око»  предполагает замену извращенного мышления, греховного образа жизни, жестокого, безбожного миропонимания истинным, основанным на Откровении Воли Бога. Об этой же замене говорит Христос: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» (чит. Матф.5:29)

       Израильский народ за время пребывания в «Египетском» рабстве, т.е. в плену греха, отчасти утратил те чистые основы нравственности, которые были свойственны его Праотцам-Патриархам, Пророкам. (см. «Израиль, Израильтянин»)

      Божья Заповедь о любви к ближнему, провозглашенная для Израильтян, означала, что ближнего необходимо любить, ценить его жизнь, подобно собственной. Поэтому постановление «око за око, зуб за зуб» (чит.Исх.21:23-25) не является «противоположностью» Евангельской Заповеди Христа о любви к ближнему (Чит.Матф.5:29), но является ее необходимым предварительным условием. (см. «Заповедь»)

 

       

12. «Он воз­вел очи свои и взгля­нул, и вот, три му­жа сто­ят про­тив не­го…» Быт.18:2

      Вы­ра­же­ние «воз­вел очи» ука­зы­ва­ет на  начало в человеке мыслительного процесса раз­мыш­ле­ния о «Небесном», духовном, о познании Воли Бога, и так­же означает, что человек  по­лу­чил от Бо­га про­зре­ние, по­ни­ма­ние Его Воли. (см. «Воля Бога, воля человека»)

      («Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.» 1Коринф.8:3)

       Слово «взгля­нул» означает, что человек от­ре­шил­ся от обыч­но­го вос­при­ятия ок­ру­жаю­ще­го мира, осознал Откровение Воли Бога. (см. «Откровение»)

 

 

13. «И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 16 говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его.» Чис.24:15,16

       «…говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии…» - «Муж» с открытым «Оком» означает, что это  - человек  с отрытым сознанием к восприятию Божьих Законов, имеющий знания, открытые ему Богом, «слышащий Слова Божии»,  т.е.  знающий Волю Божью, Его Заветы, Законы. (см. «Воля Бога, воля человека», «Завет», «Закон», «Валаам»)

        Не каждый человек имеет «открытое Око», т.е. способен видеть Добро и зло в самом себе и в окружающих.

      «…Валаам…падает, но открыты очи его» - Валаам был  про­ро­ком Божьим, но  признавал, что у него были духовные «падения», т.е. согрешения перед Богом,  т.е.  то, что он ошибался в познании и исполнении Воли Божьей.

 («Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.» Рим.11:8)