Едом

(см. «ИАКОВ», "ИСААК", "ИАКОВ")

 


Содержание:

 

1.   Быт.25:21-34 («…два различные народа произойдут из утробы твоей… стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах»)

2.   Быт.25:30 («…и сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного»)

3.   Ис.34:2,5,6 («…меч Мой исходит на Едом, народ преданный Мною на заклятие»)

4.   Быт.36:1-3 («…Едом взял себе жен из дочерей Ханаанских»)

5.   Ис.34:6,9,10 («превратятся реки Едома в смолу»)

6.   Иез.25:12 («Едом жестоко мстил дому Иудину»)

7.   Мал.1:4 («…если Едом скажет: мы разорены»)

8.   Авд.1:1-11 («Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: `вставайте, и выступим против него войною!»)

9.   Плач.4:22 («…твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.»)

 

 

 

«Едом» - в переводе «крас­ный», «во­ло­са­тый», «кос­ма­тый».

«Едом» – прозвище Исава, данное ему за  то, что он продал свое первородство за «чечевичную похлебку», имеющую красноватый цвет, а также за рыжий цвет волос.

«Едом» (Исав) символизирует народ, живущий в эпоху Патриарха Авраама, отвергающий, преступающий Волю Бога или  признающий  её только на словах, исполняющий ее формально, по-фарисейски, а потому   народ -  нечестивый и грешный, живущий в беззакониях, сугубо материалистическими интересами.  

Слово «Едом» обозначает как потомков Исава - эдомитян, идутей, так и название их земли – Идумея, так как   она входила в царство Ирода Великого, который по происхождению был идуметянином.

 

  

1.   «И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. 23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. 24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились. 27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. 29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.» Быт.25:21-34

      «…два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» -   «два племени…два различных народа…» - в противоположных характерах  двоих «Племен», двух «Братьев» отображено   духовное различие двух способов мышления и образа жизни человека. (см. «Племя», «Народ», «Число 2»)

           В образе «Иакова» представлен народ, выполняющий  Божью Волю,  являющийся   началом  духовной родословной Израильского народа, на который Богом была возложена великая духовно-просветительская миссия среди всех  народов мира. Потомки Иакова –  это люди, истинно знающие Волю Бога, исполняющие Его Заповеди. (см. «Воля Бога», «Иаков», «Род, Поколение»)                                                                                                                           

         В образе «Исава» представлен народ, признающий Волю Бога только на словах, исполняющий ее формально, по фарисейски, а потому  нечестивый и грешный.  

   Потомки Исава – это люди внешне религиозные, но живущие во грехе, сугубо материалистическими интересами. (см. «Грех, Грешник», «Потомок, Потомство»)

     Духовная «родственность» людей, отображенных в образе «Исава» и «Иакова»  только внешнего характера, в своей же сущности их отношение к Воле Бога является принципиально различным. (см. «Народ», «Племя», «Число 2»)

         «…один народ сделается сильнее другого…» -   образ Иакова символизирует людей истинной Веры. Этот праведный народ, находящийся в меньшинстве, будет направляющей и руководящей духовной силой общества. Он, просвещая мир Светом Истины Воли  Бога, убедит, покорит, таким образом, множество народов  истинному исполнению Заповедей Бога. (см. «Заповедь», «Праведник, Праведность»)

        «…больший будет служить меньшему» - народ «меньший», т.е. «Народ Иакова» – праведный, всегда существует в меньшинстве. (см. «Иаков», «Народ»).   

         Многочисленные народы, отображенные в образе «Едома» (Исава), – это, религиозный мир, называющий себя христианским, это сильные, хваткие, своевольные, непокорные, властные люди, отошедшие от исполнения Заповедей Бога. Они являются рабами запросов плоти, так как трудятся и посвящают всю свою жизнь добыче и накоплению  материальных благ (пренебрегая духовными ценностями), которые для них являются главной целью, но которые в оценке Бога являются прахом и уводят человечество от истинной ценности – Жизни Вечной. Эта основная («большая») часть людей, называющих себя христианским миром («Исав»), находясь в постоянной деятельности по обеспечению мира только материальными благами, фактически находится в услужении у праведников («служить меньшему»), - уравновешенных, покорных Воле Бога людей, живущих ее исполнением, имеющих скромные материальные запросы.

 

 

2.   «И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.» Быт.25:30

         «…сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного…» -   повествование об «Едоме» («Исаве»),  который, продавая свое духовное «Первородство», желал «Поесть Красного»,   образно   указывает на то,  что  отображенная в его образе   фальшивая ре­ли­гия, фальшивые верования  и их представители, на протяжении всей истории также питались «Красным», т.е. наполнялись агрессивными учениями, воинственными  идеологиями.   Действия этих жестоких людей обагрены кровью тех праведников, которые являются последователями праведного рода Иакова, которых на протяжении истории  жестоко преследовали,  убивали за то, что они разоблачали  ложь таких злодействующих беззаконников. (см.  «Иаков», «Праведник, Праведность»)

 

 

3.   «Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание…5. Ибо упил­ся меч Мой на не­бе­сах: вот, для су­да нис­хо­дит он на Едом и на на­род, пре­дан­ный Мною за­кля­тию. 6 Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома.» Ис.34:2,5,6

        Идуметяне –  это потомки   Едома, т.е.  Исава,  который в буквальном и образном смысле   обменял, утратил, «продал»  свое духовное  «первородство»  брату-близнецу Иакову за  материальные ценности. (Чит.Быт.25:24-34)    

      Иаков вместо  Исава  стал «Первородным», т.е. духовным наследником, посвятившим свою жизнь  служению Богу, и этим вызвал неприязнь и ненависть Исава. Впоследствии, народы, отображенные в образе «Едома» (Исава), утратившие «Первородство», т.е. духовно-верное    познание  и исполнение  Божьих Заповедей, постоянно преследовали   последователей истинной Веры праведника Иакова («Израиля»), т.е. людей, верно воплощавших принципы    Божьей Воли. (см. «Заповедь», «Иаков», «Праведник, Праведность»)

           «Едом» -  про­зви­ще Иса­ва данное за его ду­хов­но-нрав­ст­вен­ные ха­рак­те­ри­сти­ки. Это та­кой тип че­ло­ве­ка (лю­дей, об­ще­ст­ва), ко­то­рый готов променять духовное ценности на материальную, плотскую выгоду, и  тем самым утратить  первозданность  духовной чистоты  своей совести - внутренней природы, изначально заложенной в человеке Богом.

         «Едом» здесь как прообраз лю­дей, ко­то­рые пренебрегая духовными ценностями Божественной Воли,  отдают предпочтение сугубо плотскому, материалистическому образу жизни. Таким образом, «про­да­в» свое духовное «пер­во­род­ст­во», т.е. предав изначальное духовное достоинство Человека, люди теряют пра­во на бла­го­сло­ве­ние от Бо­га, т.е. на возможность достижения Жизни Вечной. (см. «Воля Бога»)

       Едом («Исав) яв­ля­ется сим­во­лом формального, обрядового поклонения человека Воле Бога, следующего удовлетворению своих плотских, материалистских интересов. 

       «Израиль», Иаков – это духовный образ человека, посвятившего свою жизнь истинному служению Богу. (см. «Иаков», «Израиль, Израильтянин»)

        «…меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом…» - «Меч» Истины Слова Бога «на Небесах», т.е.  в сфере духовной борьбы со грехом «нисходит», т.е. его обличительная сила обращается, направляется   на раскрытие, опровержение, истребление греховного образа мышления и жизни людей, соответствующих  порочному образу жизни «Едома». (см. «Небо, Небеса», «Меч», «Суд», «Истребление»)

      «…Едом…народ, преданный Мною заклятию» - народ, пренебрегающий исполнением Воли Бога,  обменивающий на материальные блага «первородство» своего изначального духовного величественного предназначения – быть благовестником Божественной Истины всему человечеству, такой фарисействующий народ, обречен на полное отторжение от благословений Бога («предан заклятию»), т.е.  осуждён на  физическую и духовную деградацию и исчезновение. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заклятие»)

        «…у Господа…большое заклание в земле Едома.» - обличающее Слово Истины откроет,  сокрушит, истребит ложь идеологий и греховный образ жизни «в Земле Едома», т.е.  разоблачит безбожных, нечестивых, лицемерных «Потомков» Едома, которые всегда преследовали праведников, представленных  в лице Иакова.  (см. «Господь», «Земля», «Народ»)

       («Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.» Ам.1:11)

 

 

 

4.   «Вот ро­до­сло­вие Иса­ва, он же Едом. 2 Исав взял се­бе жен из до­че­рей Ха­на­ан­ских… Аду.…Оли­ве­му...и Ва­се­ма­фу...» Быт.36:1-3                                                                                                                   

           «Родословие Едома» – это последователи  порочного образа жизни Едома. (см. «Родословие»)

  «Ро­до­сло­вие Исава (Едома)» - это исторический путь греховно живущего  народа, который вступил в духовный союз с языческими религиозными  сообществами, переданными здесь в образе «Дочерей» и «Жен» «Ханаанских». (см. «Жена», «Дочь», «Ханаан»)

       Вслед­ствие то­го, что Ха­на­неи переняли об­раз жиз­ни языч­ни­ков, этот народ  стал сим­во­лом ду­хов­но­го от­ступ­ни­че­ст­ва от ис­тин­ной Ве­ры в Единого Бо­га.(см. «Ханаан»)

        «До­че­ри Ха­на­ан­ские» -  это  про­об­раз раз­лич­ных отступнических ре­ли­ги­оз­ных сообществ, исповедующих различные отступнические от Истины  Воли Божьей верования Израильского народа.    Их про­об­раз так­же соответствует со­в­ре­мен­но­му со­стоя­нию приверженцев  раз­лич­ных ре­ли­гий,  ко­то­рые   ис­по­ве­ду­ют также раз­лич­ные ложные верования, догмы. (см. «Израиль, Израильтянин», «Дочь»)                                                                                                                            

         «Исав взял се­бе жен из до­че­рей ха­на­ан­ских…» - Исав, как пред­ста­ви­тель    ве­ры сво­его ис­то­ри­че­ско­го пе­рио­да, в то вре­мя со­еди­нил­ся с лож­ны­ми ре­ли­гия­ми язы­че­ско­го мира («Ха­на­а­на»).          Он вступил с ними в союз, ис­поль­зо­вал оп­ре­де­лен­ные ре­ли­ги­оз­ные языческие со­об­ще­ст­ва и их верования в сво­их це­лях, для рас­про­стра­не­ния, ут­вер­жде­ния сво­ей отступнической ве­ры и своей греховной жизни. (см. «Же­на», «Дочь», «Вера»)

         «…взял жен…» - оз­на­ча­ет  всту­пил в ду­хов­но-род­ст­вен­ные от­но­ше­ния с на­прав­ле­ния­ми дея­тель­но­сти определенных групп лю­дей, объ­е­ди­нен­ных об­щей, ха­рак­тер­ной толь­ко им сис­те­мой ре­ли­ги­оз­ных взгля­дов. (см. «Же­на»)

         «Ада», «Оли­ве­ма», «Ва­се­ма­фа» -  это три лож­ные ре­ли­ги­оз­ные на­прав­ле­ния, разумения  и исполнения Божьих Заповедей, которые были в Израильском народе. (см. «Чис­ло 3»)

 

 

5.  «…Меч Господа наполнится кровью…ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома. 9 и пре­вра­тят­ся ре­ки его  в смо­лу…и бу­дет зем­ля его го­ря­щею смо­лою: 10 не бу­дет гас­нуть ни днем, ни но­чью; веч­но бу­дет вос­хо­дить дым её; и бу­дет от ро­да в род ос­та­вать­ся опус­те­лою, во ве­ки ве­ков ни­кто не прой­дет по ней…» Ис.34:6,9,10

         «Дым» «Земли»  «Едо­ма» - это  последствия нарушения Божьих Заповедей людьми, считающими себя религиозными, бу­дут веч­ным на­по­ми­на­ни­ем и предостережением  всем  гря­ду­щим по­ко­ле­ни­ям. (см. «Заповедь»,  «Дым», «Земля», «Народ»)

        «…пре­вра­тят­ся ре­ки его (Едома) в смо­лу…и бу­дет зем­ля его (Едома) го­ря­щею смо­лою…» -  все «Реки» «Едома», т.е. все идеологии, лжерелигии властителей  отступнического мира, все его «Реки» лжи, отравляющие ненавистью и злом  народы, превратятся в «Горящую Смолу» - т.е. жизнь народов, наученных религиозной фальшью, обернется для них  всякими трагедиями, горем и несчастьем.  (см. «Река», «Ложь»)

        «Бу­дет («земля Едома») от ро­да в род ос­та­вать­ся опус­те­лою, во ве­ки ве­ков ни­кто не прой­дет по ней...» - «Земля Едома» - это вся трагическая история совершения зла народами мира со всей их т.н. духовной и материальной  культурой, во Свете Истины Слова Бога будет разоблачена праведниками и потому  будет «оставаться опустелою», т.е. будет предана полному осуждению и оставлена людьми. Уже никто, никогда не возвратится на этот гибельный путь беззаконий, пройденный человечеством. (см. «Земля», «Народ»)

         В осу­ще­ст­вив­шем­ся Цар­ст­вии Воли Бо­га в жизни народов,  всякие греховные идеологии и теории обустройства мира станут «Землею…Опустелою» по которой уже «ни­кто не прой­дет», т.е. не вос­поль­зу­ет­ся греховным опытом предыдущих поколений. (см. «Царство»)

 

 

 

6.   «Так говорит Господь Бог: за то, что Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение...»  Иез.25:12

           «Едом жестоко мстил дому Иудину…совершая над ним мщение...» «Дом Иудин» - это  праведники, которые  обличительным Словом Правды Божьих Законов всегда вызывали ненависть, как политических лидеров управляемых ими народов, так и «Едома», т.е.  религиозных лидеров и их последователей, которые различными способами и методами, явно и открыто мстили праведникам, преследовали их, лишали жизни. (см. «Закон», «Дом», «Иуда», «Правда»)

 

 

 

7.   «Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда.» Мал.1:4

         «Едом» - это  народ, отвергающий  Божьи Заветы,  буквально  воспринимающий и лживо истолковывающий, распространяющий образные изречения Писаний Пророков, а впоследствии и  Учения Христа и Его Апостолов. (см. «Писание Священное», «Завет», «Христос», «Учение»)

       «Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное»  -  это люди, которые строят и восстанавливают то греховное, что Богом обречено на разрушение. Эти люди видят, понимают, что они духовно «разорены», т.е. не могут дать действенные советы ни самим себе, ни разрешить те проблемы, которые их окружают. Они не могут дать ответы на те вопросы, которые ставит перед обществом его греховная жизнь.  Но их «апологеты», духовные пастыри и слепые «ревнители» их  веры, обезображенной буквализмом восприятия образных изречений Священных Писаний, суевериями, фанатизмом, всяческими способами пытаются   «реанимировать» привычную им веру. Они разными методами силятся осовременить и остановить ее духовное обнищание и  угасание. 

         «Едом…Я разрушу, и прозовут их… народом, на который Господь прогневался навсегда» -   устами Пророка Бог вынес окончательный приговор всей блудливой религии мира: «они построят, а Я разрушу». Бог «разрушит», разоблачит, истребит лжеучения, губительные идеологии  и их создателей,   и тех  нечестивцев, которые их поддерживают и оправдывают. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Истребление»)

        Не соблюдением, извращением  Божиих Заповедей «Едом»,  т.е. все отступники от истинной Веры,  приближают свою погибель, что выражено словами:  «Господь прогневался навсегда». (см. «Заповедь», «Погибель, Пагуба»)   

 

 

8.   «Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: `вставайте, и выступим против него войною!'2 Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении.3 Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: `кто низринет меня на землю?'4 Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь.5 Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод?6 Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его! 7 До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла! 8 Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава? 9 Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. 10 За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. 11 В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них.»  Авд.1:1-11

        «Видение Авдия. Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: `вставайте, и выступим против него войною!» - «Видение» Пророка Авдия - это духовное предвидение, основанное на знании Божьих Законов и Божьих Закономерностей развития будущего  того народа, который отступает от исполнения Божьих Заповедей. (см. «Закон», «Заповедь», «Видение», «Пророчество», «Пророк»)

        Бог через Пророка призывает тех людей, которые знают Его Волю, выступить «Войною» против нарушений Его Заповедей. Эта «Война» не «против плоти и крови», но против любого нарушения Воли Божьей, это разоблачение всех религиозных, политических и иных предводителей мира и послушных им народов в содеянии ими греха, беззакония. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога», «Война»)

        («Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 по­то­му что на­ша брань (война) не про­тив кро­ви и пло­ти, но про­тив на­чальств, про­тив вла­стей, про­тив ми­ро­пра­ви­те­лей тьмы ве­ка сего, про­тив ду­хов зло­бы под­не­бес­ной.»  Еф.6:11,12)

 

 

 

9.   «Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.» Плач.4:22

          «Дщерь Сиона!» «Дочь» Сиона – это  Собрание Праведников, духовно рожденных к новой, праведной жизни от «Горы Сиона», т.е. от высоты познания и исполнения Истины Божьих  Заповедей. (см. «Дочь», «Гора», «Сион»)

              Многие люди, обладающие познанием Воли Божьей, совратились соблазнами плоти, различными лживыми учениями о Боге и Его Воле и совершили беззакония, нарушили Божьи Заповеди, за что и постигло их Божье «Наказание», т.е. они испытали последствия совершенных ими грехов, зла, нечестия. (см. «Воля Бога», «Заповедь», «Искуситель, Искушение, Испытание»)

         «…наказание за беззаконие твое кончилось…» -  когда религиозным мир, представленный здесь в образе «Дщери Сионовой», испытает все последствия своего отступления от Божьих Заповедей, осознает их причину, раскается и изменит свою порочную жизнь на праведную, тогда «Наказание» Божье закончится. (см. «Наказание», «Беззаконник, Беззаконие»)

         «…твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои.» -  «Дочь Едома», т.е. последователи тех верований и той жизни, которая была присуща Едому, будут «посещены» Богом, т.е. эти люди испытают  последствия своих грехов и осознают свое «беззаконие», т.е. свои дела, совершаемые без руководства Законами Божьими. Так Бог «обнаружит», разоблачит грехи такого народа. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Беззаконник, Беззаконие», «Дочь»)