(см. «ИЛИЯ», «ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА», «ПРОРОЧЕСТВО», «ИОРДАН»)
Содержание:
1. 3Цар.19:15-17 («сказал ему (Илие) Господь: Елисея же… помажь в пророка вместо себя», «…того умертвит Елисей)
2. 4Цар.2:1-24 («Елисей проклял их (детей) именем Господним»)
3. 4Цар.6:12 («Елисей пророк, который у Израиля»)
4. 4Цар.5:1-16 («выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане»)
5. 4Цар.3:11 («Елисей…подавал воду на руки Илии»)
6. 4Цар.13:21 («…погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.»)
7. 4Цар.6:1-7 ("И отрубил он кусок дерева и бросил туда и всплыл топор")
8. 4Цар.13:20 («и умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю»)
«Елисей» в переводе - «Бог спасет» или "Бог - спасение".
Елисей – один из учеников Пророка Илии, человек особых Божьих дарований, познавший Волю Божью, Божьи Законы, через совесть и неповреждённый грехом разум, осознавший Божьи Заповеди и, руководствуясь ими, ставший Пророком для Израильского народа, возвещающим ему Божьи Заветы, предостерегающий народ от совершения грехов.
1. «Услышав сие, Илия закрыл лице свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? 14 Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. 15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; 17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей.» 3Цар.19:15-17
Пророк Божий Елисей и благочестивый царь Израиля Ииуй, зная и исполняя неизменную Божью Заповедь «Не убей», поэтому не могли совершать физическое убийство своих врагов. Этот, как и многие другие тексты, где упоминается убийство людей праведниками, следует понимать исключительно в духовно-образном смысле.
«И сказал ему (Илие) Господь…Елисея…помажь в пророка вместо себя…» - Пророк Илия, зная духовные способности и потребности Израильского народа, обладая Мудростью, дарованной ему от познания Божьих Законов, Заповедей, услышал «Голос Божий», т.е. осознал внутреннее побуждение «помазать», т.е. поручить духовную миссию избрать, определить Елисея, обладающего мудростью и познаниями Воли Божьей, пророком для Израильского народа. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Голос», «Избрание», «Пророк, Пророчица», «Пророчество»)
«…кто спасется от меча Ииуева, (царя Израиля) того умертвит Елисей…» - Ииуй, благочестивый царь Израиля, «умертвлял» людей «Мечом» Слова, т.е. он, обладая духовной властью, своими «царственными», властными методами, которые он внедрял в Израильском народе, так разрушал греховное мышление и образ жизни людей. Те люди, которые «спаслись» от «меча» Ииуя, т.е. от тех нравственно-воспитательных способов, которые применял он, не смогли избежать своей духовной «Смерти», т.е. не могли избавиться, спастись от обличительной проповеди Елисея, от разоблачения их греховной жизни. (см. «Меч», «Слово», «Смерть», «Проповедь», «Спасение», «Избавление»)
Пророк Елисей духовно "умертвлял», т.е. обличал «людей Словом Божьим, разоблачал их грех.
«…умертвит Ииуй…умертвит Елисей» - это означает, что последователи фальшивых религий посредством обличительной проповеди Елисея были ««умерщвлены», т.е. разоблачены, сокрушены Истиной Слова Бога. (см. «Убийство», «Меч»)
2. «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. 2 И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 3 И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 4 И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон. 5 И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 6 И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. 7 Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. 8 И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. 9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. 10 И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. 11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 12 Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. 13 И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; 14 и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. 15 И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли, 16 и сказали ему: вот, есть [у нас], рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте. 17 Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его, 18 и возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: не ходите? 19 И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. 20 И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. 21 И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. 22 И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. 23 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! 24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.» 4Цар.2:1-24
«В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. 2 И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль.»
«…шел Илия с Елисеем» - эти два Пророка «шли» по одной «Дороге» познания и исполнения Воли Божьей, они были единомышленниками, соратниками, духовными братьями. (см. «Воля Бога», «Пророк, Пророчица», «Илия»)
«Господь посылает меня (Илию) в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя!» - образное выражение «Господь посылает меня» означает, что Пророк Илия испытал, осознал Божие Откровение – призыв Божий о необходимости благовестия Его Истины в «Вефиле», который символизирует «Дом Божий» - историческое духовное Собрание Праведников всех времен, что выражено словами Елисея: «жив Господь и жива душа твоя». (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Вефиль», «Дом», «Собрание», «Праведник, Праведность»)
«Елисей сказал…не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль.» - Пророк Илия предлагал своему последователю Елисею совершать дело благовестия в том месте и на том духовном уровне, который был в то время у Елисея. Но Елисей, желая продвигаться, углубляться, утверждаться в познании Воли Божьей дальше, последовал за Илией, чтобы прийти им в «Вефиль», т.е. в «Дом Божий» - к уровню познания Священных Писаний «Сынами Божьими», т.е. всеми Пророками и всеми Праведниками. (см. «Вефиль», «Дом», «Писание Священное»)
«3 И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.» - «Сыны» Пророков, т.е. люди, составляющие «Вефиль», «Дом Божий» - последователи Пророков, духовно рожденные, возросшие благовестием Пророков, удостоверились в том, что Елисей знает о духовном величии и духовном превосходстве познания Воли Божьей Илией. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Сын», «Пророк, Пророчица»)
«4 И сказал ему Илия: Елисей, останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пришли в Иерихон. 5 И подошли сыны пророков, которые в Иерихоне, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь берет господина твоего и вознесет над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите. 6 И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. 7 Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. 8 И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. 9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне.» -в Пророке Илии пребывал Дух Божий, т.е. он сохранял истинное познание Божьей Воли, жил в духовной чистоте, святости и потому обладал способностью предвидения будущих событий и осуществлял провозглашение Слова Божьего среди народов.(см. «Дух», «Илия»)
Елисей, желая быть духовным преемником Пророка Илии, унаследовав от него мудрость знаний, которыми был богат Илия, выразил желание вдвойне углубляться в познание Воли Божьей и совершать ее благовестие.
«10 И сказал он (Илия): трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет.» - Пророк Илия говорит о том, что если Елисей «увидит», т.е. уразумеет, как он будет «возноситься» на «Небо», т.е. если Елисей сумеет познать те Божьи Откровения, которые возносят человека к «Небу», т.е. к истинному познанию Мудрости Божьей Воли, тогда и он приобретет такое же ее познание, предвидение событий, как имеет его Илия. (см. «Вознесение», «Небо, Небеса»)
«11 Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.» - когда Илия и Елисей шли вместе по жизненной дороге и «разговаривали», т.е. обменивались познаниями о Воле Божьей, тогда «явилась Колесница Огненная», т.е. им открылась Божественная Истина, благовествуемая всеми предыдущими Праведниками, которые возвещали «Огонь» Божьего Слова.(см. «Илия», «Колесница», «Огонь»)
Тогда Илия «понесся в Вихре на Небо», т.е. он был охвачен, увлечен познанием Истины Воли Божьей, углубился в рассуждение о действии Божьих Законов и Заповедей, которые вознесли его на духовные высоты их осознания. (см. «Воля Бога», «Закон», «Заповедь», «Вознесение», «Небо, Небеса»)
«12 Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.» - Елисей, видя духовную окрыленность, погруженность Илии в рассуждения о Воле Божьей и его духовное «вознесение» в высь «Неба», Слова Божьего, обратился к Илии, называя его своим духовным «Отцом», так как он был духовно «рожден» от проповеди Илии. (см. «Рождение»)
(Библия запрещает называть «отцом» того человека, который не «родил» духовно другого человека, кто не изменил его греховную жизнь на праведную. Только тот человек может именоваться «Отцом», кто, как и Апостол Павел, духовно «родил» Учением Христа другого человека, т.е. изменил его образ жизни.)
(«Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.» 1Коринф.4:15)
«Одежды», разодранные Елисеем на «две части», символизируют две части жизни и праведности Елисея - жизнь до встречи с Пророком Илией, и жизнь после его общения с ним. (см. «Одежда», «Число 2»)
«13 И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана…» - слово «милоть» в буквальном смысле - это верхняя одежда человека. Выражение «поднял милоть Илии» означает, что Елисей обрел праведность Илии, обрел преемственность праведной жизни Илии. (см. «Одежда»)
«14 и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей.» -когда Елисей «ударил» «Одеждой» праведности Илии, т.е. применил его праведность к «Воде Иордана», т.е. к религии Израильского народа, тогда эта «Вода» расступилась», т.е. он смог «перейти» ее, продвинуться дальше в познании тех духовных Основ Пророческих предсказаний, которые были открыты Израильскому народу. (см. «Вода»)
Также «перешел» «Воды» «Моря» и народ «Израиля», спасаясь от преследований «Фараона». (см. «Фараон»)
«15 И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли…» - образное выражение «опочил дух на Елисее» означает, что когда Елисей «перешел Иордан», т.е. исполнился познанием всех Откровений, которые были переданы Израильскому народу предшествующими Пророками, тогда «Дух Илии», т.е. Сила Божьего Слова Истины, которая руководила жизнью Илии, основалась в сознании и жизни Елисея. (см. «Дух», «Слово»)
«16 и сказали ему: вот, есть у нас, рабов твоих, человек пятьдесят, люди сильные; пусть бы они пошли и поискали господина твоего; может быть, унес его Дух Господень и поверг его на одной из гор, или на одной из долин. Он же сказал: не посылайте. 17 Но они приступали к нему долго, так что наскучили ему, и он сказал: пошлите. И послали пятьдесят человек, и искали три дня, и не нашли его…» - «Три Дня», которые искали Илию «Рабы» Елисея, символизируют три определенных периода времени, в течении которого они не могли «найти» Илию, т.е. уразуметь все, духовно возвышенные, Откровения Воли Божьей, которые открывал им Илия. (см. «Раб»)
«18 и возвратились к нему, между тем как он оставался в Иерихоне, и сказал им: не говорил ли я вам: не ходите? 19 И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.» - образное выражение «положение города хорошо» означает, что нравственность этого «Города», т.е. Собрания праведно живущих людей, соответствовала Божьим Заветам. (см. «Город»)
Но «Вода», т.е. познания Духа Слова Божьего, были «нехороши», т.е. не во всем истинны. (см. «Вода»)
Потому и их «Земля», не давала «Плода», т.е. в их жизни не было истинного духовного «Плода» их веры. (см. «Земля»)
«20 И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. 21 И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. 22 И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. 23 И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! 24 Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.» - эта, возможно действительно приключившаяся некогда трагическая случайность, послужила для передачи духовно-образного повествования об одном из эпизодов жизни Пророка Елисея. Воспринимать, что Пророк Божий в буквальном смысле пожелал и способствовал смерти малолетних детей недопустимо, кощунственно-преступно и является клеветой, как на великого Праведника, так и клеветой на Бога, на Его Заповеди.
«…он (Елисей) проклял их (детей) именем Господним…» - Пророк Елисей обличил, разоблачил, сокрушил «Детей», т.е. последователей лживых учений, которые глумились, насмехались над возвещаемой Пророком Истиной Слова Божьего. (см. «Дитя»)
(«Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.» 1Коринф.14:20)
Пророк «Именем Господним», т.е. Словом Его Истины «проклял», т.е. отторг, отверг, осудил и обрек на исчезновение все, что не соответствует Божьей Воле. (см. «Господь», «Проклятие»)
3. «Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей.» 4Цар.6:12
Праведники - Пророки, руководствуясь открытым им познанием Воли Божьей, Закономерностями проявления Добра и зла, поэтому всегда знали и предсказывали какие последствия будут от исполнения или нарушения Его Заветов, Заповедей. Пророки, всегда движимые любовью к людям, предупреждали «Царей» - как предводителей Израильского народа («Царь Израильский»), так и управителей светского мира, о последствиях их нарушения Божьих Заповедей. (см. «Воля Бога», «Заповедь», «Праведник, Праведность»)
(«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам.» Ам.3:7)
«Елисей пророк…у Израиля…» - Елисей, умудренный познанием Воли Божьей, зная все добрые и плохие черты Израильского народа, вдохновляемый Богом, был для этого народа Его Пророком, который предвещал для этого народа последствия добрых и злых дел, предупреждал, умудрял свой народ Словом Божьим. (см. «Пророк, Пророчица», «Израиль, Израильтянин»)
Пророк Илисей знал даже те замыслы людей, которые «говорят в спальной комнате», т.е. то сокрытое в сердце, сокровенное, в котором человек может признаться только сам себе.
Также и Праведники, отображенные в лице Елисея, являются теми «Пророками», которые указывают на благо в исполнении Божьих Заповедей, обличают лживые религиозные и иные верования, предупреждают об опасностях, бедах, настигающих беззаконников, нечестивцев, нарушителей Божьих Заветов.
«Израиль» здесь - это люди, называющие себя последователями веры Авраама, а в настоящее время - «христианами» и «иудеями». (см. «Израиль, Израильтянин», «Христианин», «Иудей»)
В «Израиле», т.е. современном христианством мире таким «Пророком» являются праведные люди, верно разумеющие Писания Пророков, Учение Иисуса Христа и Его Апостолов, исполняющие Божьи Заповеди и благовествующие Истину Воли Божьей всем народам.
4. «Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный. 2 Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой. 3 И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его! 4 И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской. 5 И сказал царь Сирийский [Нееману]: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд; 6 и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его. 7 Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня. 8 Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле. 9 И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. 10 И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. 11 И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; 12 разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. 13 И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: "омойся, и будешь чист". 14 И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. 15 И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. 16 И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился.» 4Цар.5:1-16
Нееман, согласно буквальному тексту Библии - это военачальник Ассирийского царя. В духовном же смысле это означает, что «Нееман» - это образ предводителей воинствующей системы, которые пришли в состояние полной духовной деградации, стали поражены духовной «Проказой», обнаружившей себя различными жестокими последствиями. (см. «Нееман», «Проказа, Прокаженный»)
Согласно Библейскому повествованию, маленькая девочка, указавшая военачальнику Нееману на «пророка в Израиле», способного избавить его от (духовной) «Проказы», образно представляет собой небольшую «Церковь», духовную Сообщность истинных последователей Воли Бога. (см. «Церковь»)
«8 Елисей, человек Божий...есть пророк в Израиле» - Елисей – это «Человек Божий», т.е. Праведник, Пророк, познавший неповреждённым грехом разумом Волю Божью, постоянно следующий Его Заповедям, имеющий наставником великого Пророка Илию. Так Елисей обрел способность «Пророчествовать» - предвидеть последствия добрых или злых дел. (см. «Пророк, Пророчица», «Пророчество», «Человек», «Праведник, Праведность»)
Характеристика Елисея, как «человека Божьего», также указывает на то, что на него Бог возложил миссию быть Его Пророком. Елисей, будучи Пророком для Израильского народа, т.е. для людей, называющих себя последователями Веры Авраама, возвещал им Божью Волю, Закономерности проявления Добра и зла, какие последствия будут от нарушения Божьих Заповедей. (см. «Воля Бога», «Израиль, Израильтянин»)
Также Елисей, возвещая Волю Божью, призывая исполнять Божьи Заповеди, так исцелял людей от духовной «Проказы», т.е. от совершения греха, указывая им на благо исполнения Божьих Заповедей. (см. «Болезнь», «Проказа», «Исцеление»)
Елисей также обличал представителей лживых религиозных верований, предупреждал о последствиях отвержения, нарушения Божьих Заветов.
«10 И выслал к нему (Нееману) Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.» - Пророк Елисей указал нравственно, духовно «прокаженному» (Нееману) на источник для его духовного исцеления – на необходимость «Омовения» духовно-образными «Водами» «Иордана», т.е. на необходимость принятия Мудрости Воли Бога Иеговы и её исполнения. (см. «Воля Бога», «Иордан», «Вода»)
Слово «пойди» указывает на необходимость приложить усилие к духовному оздоровлению, пройти определенный путь духовно-нравственной работы над своим характером посредством «окунания» в духовно-образную «Реку», называемую «Иордан», т.е. совершить «омовение», очищение своего сознания от заблуждений, от нечестия принятием Слова Божьей Воли. (см. «Вода», «Река»)
Человеку необходимо самому захотеть «пойти» и найти способ своего духовного излечения, начать духовное движение и соизмерить с Волей Бога свое прежнее «Место» пребывания в жизни. Нужно осознать необходимость «подъема» и последующей «ходьбы», движения к истинному познанию и исполнению Божьих Заповедей.
(«Встану и пойду к отцу моему» - решил, сказал, и сделал блудный сын в библейском рассказе-притче о «Блудном Сыне»).
«…омойся…в Иордане» - Нееману было сказано - очистись только той «Водой», которая способна дать избавление от греховной «Проказы», т.е. очистись в духовной «Воде» Мудрости Слова Божьего, способного оздоровить человека нравственно, духовно, которая истекает только в «Иордане», т.е. в «Реке» Божьих Заповедей, возвещенных Богом. (см. «Слово», «Заповедь», «Проказа», «Иордан»)
Повеление «омойся», означает что необходимо «погрузиться» в Учение Пророков, т.е. изучить, осознать и исполнить Волю Божью, которая обнаружит в человеке грехи и поможет избавиться от них, обновиться для нового образа мыслей и поступков. (см. «Крещение»)
«…семь раз» - т.е. «омойся» полнотой духовно-нравственного очищения Слова Божьего. Это повеление означает, что человеку, обществу необходимо воспринять полноту Воли Бога (т.е. «Семь Раз») и неуклонным, постоянным исполнением её обрести духовное исцеление, избавиться от всей «Проказы» той порочной, греховной системы беззакония, в которой он живет.
Это духовное «омытые» и излечение от духовной «Болезни» должно быть исполнено именно «Семь Раз», т.е. полнотой исследования, принятия и исполнения Воли Божьей, Его Заповедей, ибо только так происходит излечение, исцеление человека от духовной «Проказы» - от нечестия, лжи, заблуждений. (см. «Число 7», «Омовение», «Болезнь»)
5. «И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа чрез него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии.» 4Цар.3:11
В мире существует много разных «пророков» - «пророков» религии, политики, и т.д., т.е. людей, способных верно или ложно определять некоторые закономерности развития истории и имеющих способность предвидеть будущее. Но «Пророк Господень» -это человек, верно знающий Волю Божью, Закономерности развития Добра и зла, и потому способный верно указывать на будущие последствия совершения народом добрых или злых дел. (см. «Пророк, Пророчица»)
Имя Елисей в переводе – «Бог спасает», или «Пророк Господень».
«…вопросить Господа чрез него (пророка Господня)…» - Пророки, достигшие дара истинного предвидения будущего путем познания установленных Богом Законов и Закономерностей, проявляемых в жизни как отдельного человека, так и народов, передавали им свои знания, что образно выражено словами «вопросить Господа чрез него».
«Пророки Господни», исследованием Священных Писаний и неуклонным исполнением Воли Бога, Его Заповедей, так обретали способность указывать людям верный путь жизни. (см. «Воля Бога»)
«…Елисей, сын Сафатов…» - «Сын», т.е. духовный последователь рода Праведников, родоначальником которого был благочестивый человек по имени «Сафат». (см. «Сын», «Праведник, Праведность»)
«Елисей… подавал воду на руки Илии» - Елисей обладал способностью обеспечить духовное сподвижничество в осуществляемой Илией практической деятельности пророчества в среде народа. Елисей подавал «Воду», т.е. учил народ познанию Воли Божьей, а Илия раскрывал ее смысл, «Дух», т.е. учил, как эти познания применять в жизни. (см. «Илия», «Вода», «Рука»)
(Также и Аарон был способным выразителем, глашатаем слов Моисея для народа «Израиля».)
6. «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.» 4Цар.13:21
Часть последователей истинной Веры, Откровений Пророка Елисея была образными «Костями» Елисея. Вера, духовная деятельность этого «Остатка» Праведников была преследована лживыми религиозными предводителями Израильского народа, нарушающими, извращающими Божью Волю, Его Заповеди, и так была «захоронена», «погребена», спрятана в «Гроб» Елисеев, т.е. полностью отчуждена от народа после смерти праведника Елисея. (см. «Воля Бога», «Заповедь», «Праведник, Праведность», «Гроб», «Кость», «Израиль, Израильтянин»)
«…бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» - люди, «погребавшие» человека, т.е. «хоронившие», удаляющие безжизненные, безбожные учения духовно мертвого человека, «убегая» от «полчища» преследователей, одержимых язычеством, «бросили» его в «Гроб» Елисеев, т.е. внесли и оставили его с его учением в том обществе «Остатка» праведников, где еще верили и следовали Откровениям Пророка Елисея. Человек тот, коснувшись «Костей» Елисея, т.е. восприняв Основы Истины Слова Божьего, которое благовествовал Елисей, духовно «ожил», воспрянул, возродился и начал праведную жизнь, т.е. «Встал на Ноги».(см. «Человек», «Гроб», «Кость»)
(«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» Иоан.5:25)
7. «И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас;
2 пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите.
3 И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду.
4 И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья.
5 И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!
6 И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор.
7 И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его.» 4Цар.6:1-7
Бытовая, житейская история (как и многие другие повествования Библии) во свете ее образного языка поучительно преобразуется в образное повествование, открывающее духовную силу Божьего ПророкаЕлисея, его способности благотворного воздействия праведным словом совершать то, что невозможно бездуховному, безбожному, нечестивому человеку. (см. «Пророк, Пророчица»)
«5 И когда один валил бревно, топор его упал в воду.…6 И отрубил он (Елисей) кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор.» - духовные «Сыны» Пророков Божьих, т.е. люди, духовно рожденные познанием Слова Божьей Воли, Его Заветов, возвещаемых Пророками, обустраивали себе «Место для жительства», - образное «Жилище», т.е. создавали ту духовную среду, в которой они могли бы продолжать дело Пророков – возвещать, благовествовать, провозглашать Волю Божью. (см. «Воля Бога, воля человека», «Сын», «Жилище», «Благовестие»)
Для этого, по благословению Пророка Елисея, каждый духовный «Сын» должен был взять себе «Бревно», т.е. создать духовную основу, опору на Слово Божье из образной «Реки» Мудрости Божьей Воли, именуемой «Иорданом». (см. «Пророк, Пророчица», «Мудрость», «Вода», «Река», «Иордан»)
Во время осуществления духовного труда осознания Слова Божьих Заветов и обретения Мудрости «Сынами» Пророков Божьих, «Топор», т.е. символ духовной силы, твердости, уверенности в в свершаемости Слова Воли Божьей и метод познания Истины, которым пользовались эти люди для достижения праведной, святой жизни, «упал» в «Воду», т.е. был погружен в «Воду» «Иордана», т.е. погружен в обилие тех учений о Воле Божьей, которые были в то время и «Сыны» не могли увидеть, отличить, понять в чем верность и отличие этого учения от других. (см. «Вода», «Иордан», «Река», «Учение»)
Пророк Елисей же, взяв «Кусок» «Дерева», т.е. обследовав часть духовной основы труда жизни ученика, осознав Откровения Мудрости Божьей Воли, с ее помощью помог подняться «Топору», т.е. указал, подтвердил ученикам, духовным «Сынам» то, что духовная сила - в свершаемости Слова Воли Божьей и так дал возможность вновь продолжать духовное обустройство своей праведной жизни.
8. «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.» 4Цар.13:20
«Умер Елисей» - после физической смерти Пророка Елисея, также «умер», исчез и его «Голос», т.е. народом были забыты его наставления, предупреждения, охраняющие народ от совершения греха, от беды. (см. «Пророк, Пророчица», «Смерть»)
«И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.» - когда проповедь Пророка Елисея стала забываться народом «Израиля», она перестала защищать, воздействовать на него, и тогда пришли «полчища Моавитян», т.е. людей имеющих различные языческие заблуждения, нечестие, духовно разлагающих и пленяющих народ «Изралия». (см. «Моав», «Израиль, Израильтянин»)