Богач, Богатый

 (см.  "БОГАТСТВО",  "СОКРОВИЩЕ""БЕДНЫЙ")

 

Содержание:

1.  Еф.2:4    («Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,..»)

2.  Рим.10:12   («Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.»)

3.  2Кор.8:9   («…благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его             нищетою»)  

4.  Лук.6:24   («…горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение».)

5.  Прит.19:1   («Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.»)

6.  Сирах. 19:21   («Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием — и преступающий закон.»)

7.  Прит.22:2   («Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.»)

8.  Иак.1:11   («Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и                богатый в путях своих.»)

9.  Ис.53:9    («Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.»)

10.  Матф.27:57-66    («…пришел богатый человек… Иосиф, который также учился у Иисуса…», «…взяв тело, Иосиф обвил его чистою         плащаницею…», «Иосиф…положил его в новом своем гробе, который высек он в скале;…», «…и, привалив большой камень к двери гроба»)

11. Отрицательное значение. Мт. 19:24   («Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное.») 

12.  Матф.19:21,22   («...Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.») 

 

 

 

«Богатый» - это символ человека, богатого благоразумием, познаниями Мудрости Божьих Заповедей и праведным опытом их исполнения.

         Это человек богатый присутствием в нем радости от благочестивой жизни, богатый любовью к людям, возможностями помогать ближним, способностью видеть добро и оценивать Любовь Божью к нему.

 Отрицательное  значение

  «Богатый» – это человек, пресыщенный гордыней, высокомерием, надменностью, самодовольный своими религиозными и иными взглядами, гордый,  всегда уверенный в   чувстве собственной правоты.

 

 

 

1.    «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,..» Еф.2:4

       «Бог, богатый милостью…» -  Бог, Его Воля,  разнообразно открытая человеку в Заповедях, является милостью, благодатью, великой Любовью Божьей к человеку, которая одаривает его способностью приобретать Мудрость Божьих Заветов, жизнь согласно которых избавляет человека от беды совершения греха, дарит ему радость, умиротворение, удовлетворение в жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога», «Милость»)

        («И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный…»  Исх.34:6)

 

 

 

2.    «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.» Рим.10:12

           Бог одаривает богатством разумения и познания Его Воли каждого человека, «призывающего Его», т.е.    желающего узнать и исполнять ее.  

          «…Господь…богатый для всех, призывающих Его.» - Бог, каждого человека, «призывающего Его», т.е.  верящего в  истинность,   благотворность Воли Бога  и имеющего призыв совести, чувств и разума   к   благодарности Богу соблюдением Его Заповедей,   праведными делами, - одаривает  «Богатством» Защиты  Своими  Законами    от совершения греха и его последствий. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»,  «Господь»,  «Призвание»)

         («Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» Иак.2:5)

 

 

 

3.    «…благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, бу­ду­чи бо­гат, об­ни­щал ра­ди вас, дабы вы обо­га­ти­лись Его ни­ще­тою.» 2Кор.8:9

         «Он…об­ни­щал ра­ди вас,..»  - достигнув, обретя духовное «Богатство» познания и совершенного исполнения Воли Божьей и имея умственные способности, которые могли бы обеспечить Христу комфортную светскую жизнь (например – если бы Он стал «Царем» Израильского государства), Христос «обнищал», т.е. выбрал путь трудный, благословенный Богом– посвятить людям Своё Учение, отдать Свою жизнь ради приобретения ими такого же «Богатства» - изобилия познания Истины Божиих Заповедей. (см. «Христос», «Воля Бога»«Учение»,  «Нищий»)

           (Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе…» 1Кор.1:4)

            «Нищета» Христа - это Его трудный, жертвенный, земной жизненный путь провозглашения, утверждения Истины Слова Божьего в сознании и жизни народов.

           Слово «нищета» - это смиренномудрие Христа, т.е. Его осознание, что видимое, материальное богатство является тленным и скоропреходящим, и что оно не заменяет недостатка благ духовных.      

        («Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» Матф.5:3)

         Также – это умаление Христом Его собственного «Я» перед Богом, Его смирение, укрощение плотских запросов.

            «…что­бы вы обо­га­ти­лись Его ни­ще­той…» -  Христос, будучи духовным «Сыном» Божьим, не превозносился этим достоинством перед другими людьми, но  «обнищал», т.е.  умалил Себя перед ними, деля с ними радости и горе и живя  ради духовного  возвышения  других людей в познании Воли Божьей, для их жизни в праведности. 

          («…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его…» Еф.1:7)    

        Хри­стос пре­неб­рег все­ми  ма­те­ри­аль­ны­ми бла­га­ми ми­ра, но при­об­ре­тя со­вер­шен­ст­во и пол­но­ту ду­хов­но­го Бо­гат­ст­ва познания Воли Божьей и благословения от ее исполнения, Своим святым образном жизни и Учением так Он от­крыл народам Путь к обретению  Богатства ду­хов­ного.

         Только  приобретя ду­хов­ное Бо­гат­ст­во познания и исполнения Божьих Заповедей,  лю­ди мо­гут при­об­ре­сти пол­но­ту и зем­но­го бо­гат­ст­ва, бла­го­по­лу­чия, радости, счастья. Без поиска Правды Божьей и Царствия ее в жизни народов, невозможно достижение материального благополучия и счастья.

         («Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» Иак.2:5)

          («Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» Матф.6:33)

 

 

4.    «…горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.» Лук.6:24

          Тот, человек который считает себя духовно «богатым», удовлетворенным своим образом жизни, своими религиозными и иными взглядами, уже «получил свое утешение», т.е. такой человек уже испытал удовлетворение, самоуспокоение в своем греховном самодовольстве, в гордыне своих амбиций, в испытании самообмана - чувства  своего превосходства над другими.

        Материально богатые люди, ослепленные угождением и удовлетворением греховных запросов  плоти, не стремятся получить духовное «утешение», т.е. подтверждение истинности своей жизни перед Божьими Заповедями. (см. «Заповедь»)  

        «Горе» таких людей состоит в том, что они остановились в  нравственном и духовном совершенствовании, считая свою жизнь  во всем правильной, что приводит их к потере истинных ориентиров, к самоуспокоению и оправданию своего образа жизни,  к духовной «смерти»,  к потере Жизни Вечной. (см. «Богатство»)

          Иоанн Златоуст писал о богачах: «Всякий богач – беззаконник или наследник беззаконника. Ты получил свое богатство по наследству, пусть так. Ты не грешил сам, но уверен ли ты, что теперь не благословляешь воровство и прежние преступления ? Богатство  - это произведение жадности и скупости, двух самых ужасных пороков.». «Святое Писание учит нас,  - говорил Иоанн,  - что вор не только тот, кто похищает чужое, но и тот, кто не раздает того, что имеет в излишке. Когда медведь или волк насытятся, они прекращают погоню за добычей; богач никогда не насыщается».

         («Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему.» Еккл.5:12)  

         («Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали [о] [себе] и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения…» 1Тим.6:17)

 

 

5.   «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.» Прит.19:1

          «Бедный» - это человек, который осознал духовную «бедность», ущербность своего греховного мировоззрения, ощутил, что без руководства Божьего, - без разумения Писаний Пророков, Учения Иисуса Христа, невозможно приобрести истинное «Богатство» познания и осуществления Воли Божьей, Его Заповедей, невозможно обрести праведность. (см. «Богатство») 

         «Бедный»  - это человек, не имеющий истинного знания и исполнения Воли Божией и так лишивший себя духовного  Богатства Божьей Мудрости.  (см. «Бедный»)

        «Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами» -  Приобретение материального богатства, - излишней меры материального благополучия, материального комфорта для угождения греховным запросам плоти, часто сопряжено с нравственным и духовным нечестием и ложью.

       Материально богатый человек часто имеет «лживые уста», ему приходится обманывать самого себя, оправдывая необходимость приобретения богатства, а также обманывать и других, уверяя их в полезности его стремления к обогащению. (см. «Уста»)

 

 

6.    «Лучше скудный знанием, но богобоязненный, нежели богатый знанием — и преступающий закон.» Сирах.19:21

          «…скудный («бедный») знанием, но богобоязненный» - это человек, мало имеющий различных практических, материалистических познаний, а также познаний глубин и значений всех изречений Писаний Пророков. Но исполнением того знания, которое он имеет о Волей Божьей, имея страх нарушить то, что он знает, такой человек приобретает большее «Богатство» - возможность достижения праведности и Жизни Вечной. (см. «Бедный», «Знание»)

          «….богатый знанием и преступающий закон » -  это человек, который имеет различные познания в разных областях своей деятельности, а также имеет знания многих Божьих Заповедей, но  преступая, нарушая Закон Божий, становится духовно бедным и подпадает под осуждение, наказание Божье. (см. «Богатство», «Закон»)

 

  

7.    «Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.» Прит.22:2

         Существование бедных и богатых свидетельствует о том, что люди нарушают Божьи Законы. (см. «Закон»)    

           Бог не создавал никакого неравенства одного человека относительно другого – ни имущественного, ни социального, ни какого-либо иного. Нарушения же Заповедей Творца привело к возникновению социальной несправедливости, к неравенству людей.  Когда народы начнут исполнять Божьи Заповеди, тогда в их сознании  осуществится  Царствие Воли Божьей, и в народах  не будет ни богатых, ни бедных. (см. «Бедный»)

          «Богатый и бедный встречаются друг с другом:…» - в греховном мире «встречаются» различные противоположности.

        Как состояние  «богатства» так и состояние «бедности» в буквальном  их разумении, является следствием греховной жизни человека и человечества.

         «Богатый и бедный…того и другого создал Господь» -   Бог физически создал любого человека. В этом смысле, как грешник, так и праведник -  равны перед своим Создателем.

         Бог, открыв человеку Свою Волю, тем самым сделал его духовно «богатым», т.е. следованием благодати Его Заповедей, способным отличить добро от зла и так обеспечить себя Божьими благами, а также, уклоняясь от совершения беззаконий, избежать наказания их последствиями. (см. «Воля Бога»)

          Бог установил Свои Законы, нарушением которых человек приводит в действие такие Божьи Закономерности, которые ввергают его в духовную «бедность».  Человек, отступивший от Воли Божьей, преступивший Его Законы, обедняет свой разум, теряет Божью защиту от совершения зла, постоянно нуждается в поиске пути выхода из множества проблем, которые настигают его. (см. «Богатство», «Бедный»)

            Выражение «…того и другого создал Господь»  не означает, что Бог создал материальное неравенство людей – одних имеющих излишнее материальное богатства, а других не имеющих крова, одежды и пропитания. Это выражение означает, что Бог, Премудростью действия Своих Законов, создал равные условия и Закономерности  для всех людей, которые они могут по-разному использовать во благо или во вред себе. (см. «Господь»,  «Бог», раздел «Действия Бога»)

  

 

8.    «Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.» Иак.1:11

            Апостол напоминает о том, что все приобретённое материальное богатство недолговечно, преходяще, бренно, тленно и не может принести человеку долговременной  удовлетворенности, радости и Жизни Вечной.

         Многие, самые богатые люди мира часто высказываются о том, что их богатство, приобретенное в погоне за роскошью, состоятельностью, не принесло им полной радости и духовного удовлетворения.  

         «…увядает и богатый в путях своих.»  - Приобретение материального богатства духовно, психологически «иссушает» душу человека, отдаляет  делает его черствым, таким, которого не волнует страдание тех, от кого он, тем или иным способом, отобрал его имущество и так  приобрел свое богатство. (см. «Богатство»)

      Упоминание о Библейских богачах, которые жили рядом с бедными людьми, видя их страдания, усугубляя их   и не помогая бедным,  говорит о том, что  Бог не благословляет, не поощряет  именно   приобретение и владение материальными богатствами.  Бог   осуждает    излишество, накопление материальных ценностей,   которыми  человек, отвергающий Божии Заветы,  Заповеди, удовлетворяет свои  непомерные  греховные плотские запросы. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь»)

          Премудростью действия Своих Законов,  Бог создал равные условия и Закономерности  приобретения духовного и материального богатства для всех людей, которые они могут по-разному использовать во благо или во вред себе.        

           Относительно материального богатства Иисус Христос высказался однозначно: - «…все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною…» (Лук.18:22)  В этом состоит  христианское отношение к материальному богатству.  (см. «Сокровище»)

 

 

9.    «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.»  Ис.53:9

           «Ему назначали гроб со злодеями…» - Учение Иисуса Христа люди буквалистического восприятия образных изречений Писаний Пророков фанатично отнесли к зловредным учениям,  и поэтому Христа причислили к еретикам, к изгоям, отторгнутым Израильским обществом. (см. «Христос», «Учение», «Гроб»)

          «…но Он погребен у богатого,…» -  «Богатый» человек здесь - это человек, богатый Мудростью познания Писаний Израильских Пророков, которая позволила ему распознать в Иисусе Христе великого Учителя,  и  создала желание сохранить, сберечь («погребен») Его  мудрое Учение.

         «Погребение» Христа у такого «богатого» человека означает, что Учение Христа может быть принимаемо, сохраняемо у богатых житейским опытом, житейской мудростью людей, чтобы в определенное время,  это Учение «воскресло» в сознании и воплотилось в  жизни. (см. «Богатство»)

 

 

10.    «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58 он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею60 и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61 Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62 На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они (первосвященники и фарисеи) пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.» Матф.27:57-66

         «…пришел богатый человек… Иосиф, который также учился у Иисуса…» - Иосиф, Представитель языческого мира, был «богатый» познаниями  мудрости этого мира, а также богатый мудростью познания Писаний Израильских Пророков. (см. «Иосиф из Аримафеи»)

        Он осознал, что Учение Иисуса Христа является совершенной Истиной - безмерным духовным  Богатством    и поэтому он учился у Иисуса Христа. (см. «Христос», «Истина», «Богатство»)

       «…взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею…» -  «Тело» Христа, т.е. Его последователи при помощи этого влиятельного человека были защищаемы  им перед политической и религиозной властью «Чистою Плащаницею», т.е. чистыми нравственно незапятнанными аргументами в их невиновности ни перед светским законом, ни перед обществом, ни перед Богом. (см. «Тело»)

         «Иосиф…положил его в новом своем гробе, который высек он в скале;…» - Для того чтобы  спрятать, скрыть, сохранить   от  разгневанных язычников  Истину Воли Бога, выраженную в новом Учении Иисуса Христа, Иосиф создал для Учения Христа свой «Гроб», т.е. свою систему защиты этого Учения. (см. «Христос», «Учение»)

          Этот духовно-образный «Гроб» был Иосифом «высечен в Скале» - в образном значении это означает, что намерение сохранить Учение Христа Иосиф аргументировал, обосновывал твердыми,  убедительными  аргументами, которые базировались на Иудейских традициях и Учении Пророков. Он, таким образом, предполагал вызвать лояльность Израильского общества к Учению и деятельности Христа и в таком «законсервированном», догматически близком обществу виде, сохранить его для потомков. (см. «Гроб», «Скала»)

       «…и, привалив большой камень к двери гроба» - это выражение свидетельствует о том, что проделанную работу по сохранению Учения Христа в той форме и сути, которая была доступна Иосифу, он сделал основательно и прочно, надеясь на долговечность результата его благожелательных усилий. (см. «Камень», «Гроб»)

 

Отрицательное значение

 

 

11.    «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное.» Мт.19:24

          Богатому человеку, потратившему много времени, здоровья и усилий на приобретение материального богатства, привыкшему к его благам и комфорту и не привыкшему к рассуждениям над призывами Слова Божьих Заветов, трудно понять их. (см. «Завет»)

        Еще труднее такому человеку отказаться от своего материального и идейного «Богатства», т.е. от своих материальных интересов, воззрений и верований и «войти» в «Царство Небесное», т.е. в разумение «Небесной», возвышенной Воли Божьей, чтобы она начала царствовать в его сознании и образе жизни. (см. «Воля Бога» )

 

 

12.    «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.» Матф.19:21,22

        «Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» - Жажда богатства, власти и славы является одним из труднопреодолимых человеком греховных желаний, ошибок и беззаконий. Поэтому богатому человеку трудно отказаться от своего богатства, раздать его неимущим и следовать Учению Христа, чтобы  «Царство» Воли Божьей  вошло в его сознание и жизнь. (см. «Воля Бога», «Царство»)

        Некий богатый юноша,  спрашивая  Христа, как войти в «Царство Небесное»,  считал что он  уже исполнил все Божьи Заповеди. Услышав же ответ Христа, он понял, что продолжая иметь материальное богатство, он, тем самым, не исполнил Заповедь «возлюби ближнего своего  как самого себя». (см. «Христос», «Юноша», «Имение»)