(см. "ЧЕЛОВЕК", "БЕДНЫЙ", "БОГАТСТВО, "БОГАЧ, БОГАТЫЙ")
Содержание:
1. Матф.5:1-3 («Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»)
2. 2Коринф.8:9 («благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.»)
3. 2Коринф.8:1,2 («глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.»)
4. Отрицательное значение.
Матф.26:10,11 («нищих всегда имеете с собою...»)
5. Ис.41:17-20 («Бедные и нищие ищут воды, и нет ее...)
6. Лк.16:1-9 («чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»)
7. Мар.10:20,21 («все что имеешь, продай и раздай нищим...»)
8. Прит.13:19 («Нищета и посрамление отвергающему учение…»)
9. Прит.28:22 («Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.»)
10. От3:14-19 («Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.)
«Нищий» - это символ человека, который испытывает и осознает свою духовную «Нищету» перед Богом, т.е. незнание Истины Воли Божьей, свое духовное несовершенство перед Богом, свою неспособность без Божьего руководства Его Заповедями достичь истинного счастья, смысла и цели жизни.
Отрицательное значение.
«Нищий» - это образ, характеристика человека, не имеющего духовного богатства познания Божьих Заповедей, Учения Иисуса Христа, не испытывающего благ жизни по Божьим Заповедям, не осознающего и не признающего своего духовно опустошенного состояния перед Волей Бога, который не желает осознать истинный смысл своей жизни, лишивший себя возможности достижения Жизни Вечной.
1. «Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» Матф.5:1-3
Быть «Нищим Духом» означает осознавать свое несовершенство перед величием Божьим, сознавать свою полную зависимость от Воли Господней. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» - «Нищие Духом» - это люди, которые чувствуют и осознают потребность духовного обогащения познанием Божьей Воли, Его Заповедей и благами от их исполнения. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь»)
«Блаженны», т.е. будут счастливы такие люди потому, что они, обогатившись познанием Слова Божьего и осуществив его в своей жизни, получат высшее духовное Благо - обретение Царства Воли Бога в их жизни и Жизнь Вечную. (см. «Царство», «Жизнь, Жизнь Вечная»)
2. "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.» 2Коринф.8:9
«Он (Иисус Христос), будучи богат, обнищал ради вас...» - достигнув, обретя духовное «Богатство» познания и совершенного исполнения Воли Божьей и имея умственные способности, которые могли бы обеспечить Христу комфортную светскую жизнь (например – если бы Он стал «Царем» Израильского государства), Христос «обнищал», т.е. выбрал путь трудный, но благословенный Богом – посвятить Себя благовествованию людям Своего Учения о Воле Бога, отдать Свою жизнь ради приобретения ими такого же духовного «Богатства» - изобилия познания Истины Божиих Заповедей. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Христос», «Учение»)
«Нищета» Христа - это Его трудный, жертвенный, земной жизненный путь благовестия, провозглашения, утверждения Истины Слова Божьего в сознании и жизни народов. (см. «Благовестие»)
Слово «нищета» - это осознание Христа о том, что материальное, видимое богатство является тленным и скоропреходящим, и что оно не заменяет недостатка благ духовных.
(«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» Матф.5:3)
«Нищета» Христа – это также умаление Христом Его собственного «Я» перед Богом, Его смирение, укрощение плотских запросов. (см. «Смирение»)
(«…хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию…» Евр.5:8)
«…чтобы вы обогатились Его нищетой…» - Христос, будучи духовным «Сыном» Божьим, т.е. Человеком, рожденным истинным познанием и совершенным исполнением Воли Божьей, не превозносился этим достоинством перед другими людьми, но «обнищал», т.е. умалил Себя перед ними, деля с ними радости и горе и живя ради духовного возвышения других людей в познании Воли Божьей, для достижения и ими жизни в праведности. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
(«…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его…» Еф.1:7)
Иисус Христос пренебрег всеми материальными благами мира, но приобретя совершенство и полноту духовного богатства познания Воли Божьей и благословения от ее исполнения, Своим святым образом жизни и Учением, так Он открыл народам Путь к обретению богатства духовного - достижение жизни в праведности, приводящей к Жизни Вечной. (см. «Жизнь, Жизнь Вечная»)
Только приобретя духовное богатство познания и исполнения Божьих Заповедей, люди могут приобрести полноту и земного богатства, благополучия, радости, счастья. Без поиска Правды Божьей и царствия ее в жизни народов, невозможно достижение материального благополучия и счастья.
(«Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» Иак.2:5)
(«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» Матф.6:33)
3. «Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, 2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.» 2Коринф.8:1,2
«…глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.» - Праведники не были богаты материальным богатством. (см. «Праведник, Праведность», «Богатство», «Богач)
Тексты Библии, которые говорят о богатстве праведников, говорят, прежде всего, об их духовном богатстве познания Воли Божьей и о богатстве духовных благословений от ее исполнения и благовестия. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Благовестие»)
Отрицательное значение
4. «Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете…» Матф.26:10,11
«…нищих всегда имеете с собою...» - Христос говорит о том, что бедность и духовную «Нищету» человек ощущал всегда, и потребность материального обогащения всегда беспокоила человечество. Но со своими бедами люди далеко не всегда обращались к Духу Христовых Истин, способных их обогатить насытить духовно, а пытались сами, по своему усмотрению, разрешить свои проблемы. (см. «Христос»)
«Нищие» духовно, нравственно - это люди, не желающие познания Божьей Воли, и потому не способны противостоять греховным соблазнам плоти, не имеющие подлинных
духовных ценностей, не знающие их, не живущие по ним, не насыщающиеся ими. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Грех, Грешник»)
«Нищие» - это люди, испытывающие моральный дискомфорт, неуверенность в своем будущем, не знающие истинного смысла жизни, не получающие удовлетворения от жизни.
5. «Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды; 19 посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20 чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие.» Ис.41:17-20
В человеке заложено стремление познания Истины для обретения подлинного, душевного спокойствия, удовлетворения подлинных духовных потребностей.
«Бедные и нищие…» - здесь это образ людей, которые не просвещены Словом Божьих Заветов, не имеющие истинного духовного богатства - знания Воли Бога, и поэтому не имеющие возможности получать духовные блага от ее выполнения, не имеющие возможности поделиться таким богатством и духовно поддержать ближнего. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Завет», «Бедный»)
«Бедные и нищие…» - это также люди, осознающие, видящие свое жалкое духовно-нравственное состояние и «ищущие», желающие его восполнить, исправить.
«Нищий» - это человек, изнеможённый, израненный своими пороками, часто терзающийся угрызениями совести.
Человек, не просвещенный познанием Божьих Заповедей - это духовно беззащитный, не имеющий духовного «иммунитета» против всякого зла, нечестия и беззакония, не имеющий духовной опоры и потому не имеющий возможности противостоять соблазнам собственной плоти, и разрушительным воздействиям греховного мира. В такое состояние такие люди ввергнуты собственным своеволием, противоборством Божьим Заповедям, желанием удовлетворения греховных запросов плоти. Также они научены лживой религией, ее псевдопастырями, которые отвергнув Дух Евангельского Учения, тем самым научили народы лжи, сделав их духовно «бедными» и «нищими». (см. «Слово», «Бедный»)
«…бедные и нищие…ищут воды - т.е. «Воды» истинного духовного насыщения познанием Воли Бога, блаженством праведности, мира и радости во Святом Духе познанной Истины. Люди, видящие и осознающие свое духовно-бедное состояние и желающие его исправить, ощущают духовную жажду – нехватку знания «Воды» Слова Бога. (см. «Вода», «Жажда»)
По мере увеличения нравственного и духовного упадка, многие люди ощущают опустошенность, бессмысленность своей жизни, не видят ее цели и смысла.
«…нищие…ищут воды» - «Вода» истинного духовного насыщения, т.е. знания Воли Бога, - это знание всего того, что Учением Евангелия подразумевается под словом «Вода». (см. «Вода»)
Поиск такой «Воды» означает осознание духовной «Нищеты», ощущение духовного «Голода», поиск истинных Духовных Основ праведной жизни, даруемых человеку Богом и в полной мере удовлетворяющих его духовные потребности.
6. «Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. 3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; 4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. 5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? 6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. 7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. 8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. 9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.» Лк.16:1-9
Это повествование не учит обману одного человека другим, тем более, не указывает на то, что такие поступки одобряет «Хозяин», т.е. Бог.
Бог не одобряет ничего «неправедного», нечестного. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
«Праведное богатство» - это духовная ценность - Истина Воли Бога, которой должен руководствоваться человек в своей жизни, чтобы служить Богу. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным...» - Христос советует «неправедными», преходящими ценностями приобретать «себе друзей», т.е. делится материальным богатством с нуждающимися людьми. (см. «Христос», «Друг»)
«9…приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» - «Богатство неправедное» - это материальное богатство, которое является следствием материалистических усилий человека. Это «Богатство» «неправедное» потому, что оно не способствует человеку жить в праведности, не дает подлинной радости, духовного достатка и духовного удовлетворения и не приводит его к Жизни Вечной.
Всякое материальное богатство не всегда соответствует разумным необходимым потребностям человека.
Материальное богатство всегда «неправедно», т.е. обманчиво, скоропреходяще в противоположность богатству истинному, духовному, небесному богатству добродетелей, богатству вечному и нетленному, открытому человеку в Заповедях Божьих. (см. «Заповедь»)
Человек, достигающий такого духовного уровня, когда он может отрешиться от приобретения материальных ценностей сверх своих минимальных потребностей, переходит в высшее духовное состояние жизни в праведности. Такой человек, отказываясь от накопления материального богатства, тем самым уже приобретает благосклонность окружающих праведников, которые, видя его скромную, разумную жизнь, доброжелательно, по-дружески относятся к нему и одобряют его.
Он становится также другом всех праведников, входит в их семью, пребывает в вечных «Обителях» с ними.(см. «Жизнь, Жизнь Вечная», «Обитель»)
«Друзья», которые могут принять в «вечные обители» - это духовно - образное «Собрание» праведников мира, которые также жили разумною мерою приобретения для обеспечения своих необходимых материальных потребностей.
«…чтобы они, когда обнищаете…» - слово, традиционно переведенное как «обнищаете» по переводу Дж. Стронга переводится как: прекращаться, кончаться, проходить, миновать, скончаться (умереть). Это означает: когда человек «обнищает», т.е. прекратит свою связь с греховным миром, который гонится за материальным богатством, тогда он приобщается («приняли») ко всем праведникам, к Жизни Вечной. (см. «Праведник, Праведность»)
(Слово «приобретайте», согласно переводу Дж. Стронга имеет следующие значения: творите, производите, исполняйте, совершайте, достигайте, добивайтесь для самого себя – друга, источника, изнутри себя. Выделяйте, отделяйте от себя несправедливость, неправду, неверность, нечестие, преступление, беззаконие для того, чтобы это прекратить, чтобы это все прошло, миновало вас, чтобы жизнь человечества была охвачена искренностью, чистотой, непорочностью, постоянно, непрерывно, долгое время, вечно.)
7. «Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. 21 Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.» Мар.10:20,21
«Учитель» - это символ Иисуса Христа, Своим Учением о Воле Божьей, о Его Заповедях научающего «нищих» духом учеников их истинному разумению и исполнению. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Христос», «Учение, «Учитель», «Ученик»)
«…все что имеешь, продай и раздай нищим...» - Иисус Христос этими словами не призывает вести аскетический, изнуряющий человека, образ жизни, но предлагает избавиться от излишек материального богатства и довольствоваться только необходимым для обеспечения своей физической жизни, для того, чтобы человек мог уделять все свои силы обретению богатства духовного. (см. «Христос»)
8. «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.» Прит.13:19
«Нищета и посрамление отвергающему учение…» - тот человек, который отвергает наставление Божьих Заветов, научение Мудрости Словом Божьим, поучениями Пророков, Учения Иисуса Христа, Апостолов, окажется в духовной «нищете» и «посрамлении», не сможет воспользоваться благами от исполнения Божиих Заповедей. (см. «Завет», «Слово», «Учение»)
9. «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его.» Прит.28:22
«…нищета постигнет его» - тот человек, который стремится приобрести только материальное богатство, не стремится приобрести исполнением Божьих Заповедей богатство духовное, и поэтому его неизбежно постигает духовная «Нищета», т.е. он будет неспособен распорядиться своей жизнью согласно Божьей Воле, достичь истинной ее цели и смысла, останется без Божьих благословений и не достигнет Жизни Вечной. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь»)
10. «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: 15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! 16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. 17 Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. 18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.» Откр.3:14-19
«Лаодикийская церковь» здесь - это символ современного состояния религиозного мира, называющего себя «христианским». (см. «Церковь»)
«Ибо ты говоришь: `я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» - это Откровение пророчески определяет последний период общего духовно-упаднического состояния народов христианского мира. Современное христианство, в его различном конфессиональном разнообразии, пользуясь сложившимся благоприятными условиями их жизни, достигнув внешнего благополучия, выражающегося в свободном развитии и использования своих учебных заведений, телеканалов, прессы, пышности зданий, всех видов искусства, имея свои богословские доктрины, возомнило себя уже духовно достаточно развитом - сытым, богатым, разбогатевшим и не имеющим нужды в осознании истинного смысла, Духа Слова Божьей Воли, Его Заветов. (см. «Завет», «Воля Бога, Воля Человека», «Богач, Богатый», «Богатство», «Слепой, Слепота», «Нагота, Нагой»)
Властители религиозного мира, не осознающие свое жалкое, духовно-слепое состояние в познании и исполнении Воли Божьей, не могут возвещать народу Истину Слова Божьего, но своей духовной «слепотой» ввергают их во тьму извращенного восприятия Божьих Заповедей и в совершение беззаконий. (см. «Заповедь», «Власть», «Властелин»)
«…глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.» - «Глазная Мазь» - это характеристика духовно исцеляющего Света Откровения Истины Воли Божьей, который врачует, просвещает «Глаза» человека, т.е. преобразует его мировоззрение, делает его способным отличать Истину от заблуждения, Правду от лжи, быть верно мыслящим и поступающим во всех жизненных ситуациях. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Свет», «Истина»)
Многим людям, называющим себя «христианами», необходимо «помазать» свои «Глаза» для того, чтобы не быть духовно «нищим», т.е. приложить усилие в познании Духа, смысла изречений Священного Писания, для того, чтобы исцелиться от духовной «Слепоты», чтобы они моги «видеть», т.е. осознавать свое греховное состояние и принять новое, истинное мировоззрение и праведный образ жизни.(см. «Писание Священное», «Слепой, Слепота»)