Скала

(см. "ЗАПОВЕДЬ", "ГОРА" , "КАМЕНЬ",  "ТВЕРДЬ, ТВЕРДЫНЯ") 


Содержание:


1. 2Цар.22:3 («Бог Мой скала моя»)

   2Цар.23:3 («Бог Израилев, скала Израилева»)

2. Ис.8:13,14 («будет Он (Господь Саваоф) скалою соблазна»)

3. Иер.23:29(«Слово Мое…не подобно ли молоту разбивающему скалу»)

4. Пс.113:7,8 («Господа…превращающего…скалу в озеро воды»)

5. Ис.48:20,21 («Он рассекает скалу…и льются воды»)

6. Втор.8:11,14,15 («воды из скалы гранитной»)

7. Исх.17:5,6 («сказал Господь Моисею: Я стану пред тобою на скале в Хориве…ты ударишь в скалу и пойдет из нее вода, и будет пить народ»)

8. Чис.20:8-11 («сказал Господь Моисею, возьми жезл…скажи скале и она даст воду…»

9. Пс.60:2-4 («возведи меня на скалу.»)

10. Ис.42:10-12 («да торжествуют живущие на скалах»)

11. Иер.48:28 («оставьте города, живите на скалах жители Моава»)

12. Суд.6:26 («поставь жертвенник Богу на вершине скалы сей»)

13. Ис.51:1,2 («взгляните на скалу из которой вы иссечены»)

Отрицательное значение:

14. Иер.21:13 («вот, Я – против тебя…скала равнины»)

15. Наум 1:6 («скалы расплавляются пред Ним»)

 

 

 

 

«Скала» - это символ духовной «Твердыни», опоры, прочности, неизменности, высоты    Божественной Воли.

«Скала» - это символ Истины Заповедей Бога, которые являются вечной, неизменной духовной Основой жизни следующего им человека, защищающей, ограждающей его от совершения греха.

Отрицательное значение.

«Скала» - это символ религиозных, политических и иных  кумиров  человека, его твердо установленных верований, идеологий,  всё, перед чем он преклоняется, на что фанатично, самонадеянно опирается человек плотского, материалистического мышления и образа жизни.  

 

 

 

 





1. «Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!» 2Цар.22:3

        «Сказал Бог Израилев, говорил о мне скала Израилева: владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием.» 2Цар.23:3      

        «Бог мой — скала моя…» - познание и исполнение Божьих Заповедей убеждает человека, что они являются для него духовной «Скалой», вечной духовной «Твердыней», опорой, защитой, той нравственной Основой,  которой человек ограждает себя от совершения греха, основывает и  строит свою праведную жизнь и превозмогает  разрушительные  стихии греховного мира. (см. «Бог», «Заповедь», «Твердь, Твердыня»)

          „…Бог Израилев...скала Израилева…”среди всех языческих народов, народ, именуемый «Израилем» первым начал исполнять открытые ему Патриархами, Пророками и познанные им, Заповеди истинного, Единого Бога Иеговы. (см. «Бог», «Иегова», «Израиль, Израильтянин»)

       «Скала Израилева» - это неизменная духовная «Твердыня», непоколебимая Основа Законов, Заповедей Всемогущего Бога, Его Слово Истины, выраженное в Священных Писаниях, познание и исполнение которого,  является духовным «ограждением», «убежищем», защищающим человека от лжеучений, от нечестия, безбожия. (см. «Закон», «Писание Священное», «Твердь, Твердыня», «Основы, Основания»)

 

 

                                                                                                                     





2. «Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! 14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.» Ис.8:13,14

        «И будет Он (Господь Саваоф)…скалою соблазна…» - Святыня Слова «Господа Саваофа», т.е. Бога Иеговы, «Твердыня», мощь Его Законов, истинность Его Заповедей являются «Скалою Соблазна», т.е. испытанием на верность Богу. (см. «Бог», «Господь», «Иегова»,«Саваоф», «Закон», «Заповедь», «Твердь, Твердыня»)    

      «И будет Он…скалою соблазна для обоих домов Израиля…”Пророк Исаия предвидел, что непонятый Дух Слова Божьего, - истинный смысл Божьих Заповедей, разнообразно изложенных Пророками, станет «Скалою Соблазна», т.е. проверкой, испытанием верности Истине как для этнических Иудеев, так и для «иноплеменников», т.е. для людей, принявших веру Иудеев и  называющих себя христианами. (см. «Дом», «Израиль, Израильтянин», «Число 2»)

 

 

 







3. «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» Иер.23:29

       «Слово Моеговорит Господь…не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» - «Огонь» и «Молот» - здесь являются  характеристиками,  особенностями Слова Божьего - Его Законов, Заповедей, которые способны «разбивать» «Скалу», т.е. разоблачать ложь, духовно разрушать, уничтожать  греховную основу мировоззрения и образа жизни человека, разоблачать его ложные религиозные «Твердыни» различных догм, верований. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон», «Заповедь», «Слово», «Огонь», «Молот»)

      («Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы…» 2Кор.10:4)

 

 



.




4. «Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, 8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.» Пс.113:7,8

         «…Господа…8 превращающего…скалу в озеро воды...»  - «Господь», т.е. Бог Иегова, вверив изложение и объяснение Слова Своих Заповедей Своим Посланникам, - Мелхиседеку, Патриархам,  Пророкам, Христу и Апостолам, так «превращает Скалу», т.е. духовную «Твердыню» Своей Воли в «Озеро Воды», т.е. в духовно живительные знания  Божьих Заповедей для достижения народами жизни в праведности. (см. «Господь», «Иегова», «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Вода», «Озеро», «Знание»)   

 

 


.





5. «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: "Господь искупил раба Своего Иакова". 21 И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.» Ис.48:20,21

      „…Господь...рассекает скалу...”  «Твердыни»  Своей   Мудрости -  «Скалу» Своей Воли, Своих Заповедей  Бог   “рассекает”, т.е. открывает народам  через Своих Посланников - Патриархов, Пророков,  Христа,  Апостолов, всех Праведников, чтобы «лились» обильно «Воды» Его спасительного Слова для избавления народов от совершения греха и его губительных последствий, для их праведной и радостной жизни. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, воля человека», «Заповедь»)

 

 

 






6. «Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе…14 то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 15 Который провел тебя по пустыне великой и страшной, [где] змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной…» Втор.8: 11,14,15

      «…Бога…Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной.” -   «Господь», т.е. Бог,  «источает»  «Источник»   «Воды» из «Скалы Гранитной», т.е. из «Твердыни» Своей  Воли, благовестием Праведников, так распространяет, излучает для народов  духовно живительные   Заповеди, - эту   истинную,  спасительную  „Воду  Жизни”. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Благовестие», „Вода”)

 

 






7. «И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; 6 вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.» Исх.17:5,6

       Это повествование имеет определенную историческую основу, которая послужила для передачи его духовно-образного  смысла.

         «…сказал Господь Моисею… Я стану пред тобою там на скале в Хориве…» -  Бог стал для че­ло­ве­ка как бы «впе­ре­ди», «перед че­ло­ве­ком», т.е. стал его ду­хов­ной опо­рой («на Ска­ле») его утверждением, ду­хов­ным ори­ен­ти­ром, мая­ком. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)

         Бог «стоял», утверждался «на Скале» в таком же смысле, как понимается  изречение  «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» Матф.22:40)

        Бог открывает Моисею «Твердыню» Его Воли, Его Заповедей, переданных здесь в образе «Скалы», для духовного  руководства Израильским народом. (см. «Воля Бога, воля человека», «Моисей» «Израиль, Израильтянин»)   

        «...ты ударишь в скалу («Жезлом») и пойдет из нее вода, и будет пить народ» - Моисей, постигнув установленные Богом Закономерности праведной жизни,  Откровения Божественной Воли, и по призванию Божьему, указывая духовный Путь Израильскому народу, «ударил» в «Скалу», т.е. мощными духовными усилиями провозглашения Слова  Бога,  раскрыл народам  «Твердыню» Истины Божественной  Воли.

         Благовестие Моисеем Божьих Заповедей открыло народу духовно живительные потоки истинного познания Божьей Воли. (см. «Моисей», «Благовестие», «Жезл»)

        «Уда­рить»  в «Ска­лу» оз­на­ча­ет  си­лой  рас­су­ж­де­ния над Сло­ва­ми Бо­га, так   «при­тро­нуть­ся» к ду­хов­ной «Твер­ды­не» Во­ли Бо­га,  на ко­то­рой и  «сто­ит», утверждается  Бог, Его Сло­ва, и вслед­ст­вие ду­хов­но­го тру­да, уси­лия, так до­быть  эту «Во­ду»  знания Его Истины.

        «…пой­дет из нее во­да…» - толь­ко по­сле при­ме­не­ния эмо­цио­наль­но­го, фи­зи­че­ско­го, ум­ст­вен­но­го уси­лия (ис­пол­не­ния) - Сло­во Бо­га изоль­ет для че­ло­ве­ка «Жи­вую Во­ду», даю­щую, от­кры­ваю­щую ему ис­тин­ный смысл  жиз­ни в  ду­хов­ной «Пус­ты­не»  гре­хов­но­го ми­ра.  (см. «Вода»)

      «…и бу­дет пить на­род…» - т.е. бу­дет уто­лять ду­хов­ную жа­ж­ду познания Воли Бога, удов­ле­тво­рять свои душевные, эмоциональные,  ду­хов­ные по­треб­но­сти, за­про­сы, на­сы­щать­ся тем, что пред­ла­га­ет лю­дям Бог. (см. «Народ»)

 

 






8. «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его. 9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. 10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? 11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.»  Чис.20:8-11

              Это духовно-образное повествование, передающее духовное «напоение», насыщение, наставление Моисеем Израильского народа  „Водой” Истины Божьих Заповедей. (см. «Заповедь», «Моисей», «Народ»)  

         «11…поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом…»  - Моисей начал действовать с духовным подъёмом и большим усердием, вдохновением, своим высоким святым стремлением к исполнению Воли Бога. Своим усилием воли и духа, он «ударил» в «Скалу», т.е.  понял, осознал, извлёк Знания   из «Твердыни» Воли Бога, Его Заповедей для того чтобы передать эти знания своему народу. (см. «Воля Бога, воля человека», «Моисей», «Знание»)   

             «11…ударил в скалу жезлом своим дважды» - слово  «дважды» здесь является символом Двух «Скрижалей», т.е. Двух Заповедей, которые должны стать духовным Руководством в жизни всех народов. (см. «Заповедь»)

      Первая Заповедь о том,  как человек должен относиться к Богу. Вторая Заповедь – как человек должен относиться к человеку. (см. «Число 2»)

        «11…потекло много воды» - это указывает на обилие и  многообразие «Воды» Мудрости Божьих Заповедей, выраженных Моисеем в его Писаниях и в его проповеднической деятельности.  (см. «Писание Священное», «Вода»)

 

 






9. «Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей! 3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую, 4 ибо Ты прибежище, Ты крепкая защита от врага.» Пс.60:2-4

      «…взываю к Тебе…возведи меня на скалу, для меня недосягаемую...» - человеку невозможно собственными силами (полагаясь только на свой разум, имея уверенность только в собственные силы) достичь того духовного уровня в постижения и исполнении Божьих Заповедей, который необходим для достижения  духовного „Образа” и „Подобия” Бога. (см. «Заповедь»)

          «Поставить» мировоззрение и образ жизни человека  на твердое духовное основание, дать истинные критерии праведной жизни, т.е. утвердить на  „Скале”  Истины ее познания и исполнения, может только Бог, т.е. Его Воля, Его Законы, Его Слово, выраженное в Десяти Заповедях, в  Священных Писаниях Пророков, в Учении Христа и Апостолов. (см. «Воля Бога, воля человека», «Закон», «Заповедь», «Писание Священное»)

 

 







10. «Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и все, наполняющее его, острова и живущие на них. 11 Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. 12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.» Ис.42:10-12

        „Да торжествуют живущие на скалах…”«живущие» на «Скалах» - это  праведники -люди, которые познанием Священных Писаний Пророков, Христа и Апостолов, утверждают свою жизнь на вечных «Твердынях» Истины Слова Бога, на Его Воле, Его Заповедях. Их праведная жизнь обретает Божьи Благословения, и так они испытывают торжество Истины в их жизни (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Праведник, Праведность»)

       .

 

 






11. „Оставьте города и живите на скалах, жители Моава...” Иер.48:28

        Образное выражение „живите на скалах” – это  призыв Пророка ко всем греховно живущим народам, отображенным здесь в образе «Моава», оставить свои различные построенные ими  «Города», т.е. освободиться, покинуть свои греховные религиозные ложные верования,  губительные политические идеологии, догмы, сообщества и познавая Божью Волю, утверждать свою жизнь на «Скалах», т.е. на «Твердыне» Истины Воли Бога, на Его Заповедях. (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Город», «Моав»)

 

 

 





12. „И поставь жертвенник Господу, Богу твоему, на вершине скалы сей…” Суд.6:26

        „…поставь жертвенник Богу на вершине скалы” –  человек, пребывающий на вершине  «Скалы», т.е.  на вершине познания и следования Божьим Заповедям, должен  «поставить Жертвенник» и принести Богу «Жертву», т.е. совершать перед Богом свою праведную жизнь. (см. «Заповедь», “Жертва, Жертвоприношение ”, «Жертвенник»)

      Осуществление человеком Воли Божьей, Его Заповедей, Учения о них Иисуса Христа,  достигается  путем каждодневной „Жертвы”, - т.е. отказом от эгоизма, отдачей своего плотского „Я” взамен приобретения праведности. (см. «Воля Бога, воля человека»)

 

 

 




13. «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены,..2 Посмотрите на Авраама, отца вашего...ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его.” Ис.51:1,2

         «…Взгляните на скалу, из которой вы иссечены…» -  „Скала”, из которой был „иссечен” Израильский народ не только по национальному признаку, но и духовному – это познание и исполнение  им  Божьих Заповедей. (см. «Заповедь», «Израиль, Израильтянин», «Иудей»)

           Бог призывает народы, «стремящиеся к правде, ищущие Господа», т.е. желающих следовать Премудрости Его Заповедей,   осознавать их как свою духовную   Основу жизни, как «Скалу», из которой  они «иссечены»   Творцом,  т.е. спасены   от гибели во грехе, созданы  по духовному «Образу» и «Подобию» Бога. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»)  

 

 

 

Отрицательное значение.

 

14. «И дому царя Иудейского скажи: слушайте слово Господне: 12 дом Давидов! так говорит Господь: с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит. 13 Вот, Я — против тебя, жительница долины, скала равнины, говорит Господь, — против вас, которые говорите: "кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши?" 14 Но Я посещу вас по плодам дел ваших, говорит Господь, и зажгу огонь в лесу вашем, и пожрет все вокруг него.» Иер.21:11-14

         «Вот, Я — против тебя, жительница долины, скала равнины, говорит Господь…» - “Скала Равнины”  здесь - это образ  Израильского народа, который зная Волю Бога, но отвергая, нарушая Его Заповеди, так  духовно пал, к низменной бездуховности, безнравственности, т.е. воспринял языческие верования,  утвердился в своем религиозном фанатизме, став таким образом, «скалой равнины». (см. «Господь», «Заповедь», «Израиль, Израильтянин», «Равнина», «Гора»)

       Выражение «скала равнины» указывает также на то, что Израильский народ считал себя «Скалой», некоей духовной "Твердыней", высотой религиозных верований, которую воздвигли, воспитали в нем его религиозные пастыри, фарисеи, саддукеи, книжники. Но в действительности эта их «Скала», была «Равниной», т.е. низменностью по сравнению со «Скалой» Божьей, с высотой Его Мудрости, с истинной «Твердыней» Его Заповедей, которые этот народ не разумел и  нарушал. (см. «Твердь, Твердыня»)

 

 

 





15. «Перед негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь, скалы расплавляются пред Ним.” Наум.1:6

      “…скалы расплавляются пред Ним” - вследствие нарушения Божьих Законов, Его Заповедей, разные «Скалы», т.е.  идеологические «Твердыни» народов мира: религиозные и политические кумиры, их догмы, губительные идеологии, лжеучения «расплавляются», разоблачаются, разрушаются силой установленных Богом Закономерностей, последствиями нарушения этих Законов. (см. «Закон», «Заповедь»)