(см. «ТВЕРДЬ, ТВЕРДЫНЯ», «СКАЛА», «ГОРА»)
Содержание:
1. Пс.113:7,8 («Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, 8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.»)
2. Быт.11:2,3 («Двинувшись с Востока, они нашли в земле Сеннар равнину, и поселились там. И сказали друг другу, наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней...»)
3. Быт.28:20,22 («этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть»)
4. 1Кор.10:1-4 («И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня: камень же был Христос»)
5. Ис.28:16 («вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится»)
6. Пс.77:9,10,12-16 («Рассек камень в пустыне и напоил их как из великой бездны»)
7. Ис.48:21 («Он источает воду из камня»)
8. Деян.4:9-12 («Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла»)
9. Иез.28:11-13 («Ты преисполненный мудрости и превосходный в красоте, ты был в Эдеме саду Божиим. Всякий драгоценный камень тебя покрывал,…»)
10. Иез.28:14 («Твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото...в день сотворения твоего.»)
11. 1Петр.2:4 («Приступили к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный,..»)
12. 1Петр.2:7,8 («Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих - камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень преткновения и камень соблазна»)
13. Ис.Нав.4:1-9 («Когда весь народ перешел чрез Иордан, Господь сказал Иисусу: возьмите...двенадцать камней, и перенесите их с собою, и положите их на ночлеге, где будете ночевать в эту ночь…чтобы они были у вас знамением….»)
14. 3Цар.7:12 («Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма»)
15. Пс.39:2,3 («Извлек меня из страшного рва, из тенистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои»)
16. Мт.16:17-19 («И Я говорю тебе: ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»)
17. Зах.12:1-3 («И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен: все, которые будут поднимать его, надорвут себя,.»)
18. Пс.4:1 («Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! Камни святилища раскиданы по всем перекресткам»)
19. Дан.2:31-34 («Тебе, царь, было такое видение: вот, какой то большой истукан…доколе камень не оторвался от горы, без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их»)
20. Лк.19:37-40(«Но Он сказал им в ответ: сказано вам, что если они умолкнут, то камни возопиют»)
21. Мт.3:7-9 («Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму»)
22. От.2:17 («Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написано новое имя,..»)
23. Зах.3:1,9 («Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф,..»)
24. Еф.2:19-22 («имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм Господень, на котором и вы усторяетесь в жилище Божие Духом»)
25. Матф.4:3 ("И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами")
26. Втор.17:2-13 («то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти»)
27. Втор.27:1-8 («из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу Богу твоему...»)
28. Быт.28:13-19 («18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его…»)
29. Иис.10:6,11 («Господь бросал на них с небес большие камни…больше умерли от камней града, нежели от меча сынов Израилевых.»)
30. Отрицательное значение:
Лук.24:1-8 («В первый же день недели,… пришли они ко гробу,…2 но нашли камень отваленным от гроба.»)
31. Матф.28:2 («Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем»)
32. Мт.27:51,52 («И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу: и земля потряслась: и камни расселись...»)
33. Ис.62:10 («Равняйте, равняйте дорогу, убирайте камни, поднимайте знамя для народов»)
34. Мт.23:37 («Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!»)
«Камень» - это символ вечной Воли Бога, Его неизменных Заветов, Законов и Заповедей, которые являются твердой, истинной духовной Основой, на которой человек может создать свое мировоззрение, осуществлять смысл своей жизни.
«Камень» - это также символ прочности, долговечности, устойчивости, неизменности, духовных критериев Истины, Добра, которые определил для человека его Создатель.
Отрицательное значение.
«Камень» - это «твердыни» губительных идеологий, догм человека, его «окаменелый» догматизм, фарисейская закостенелость языческих форм, ритуалов, обрядов и культов поклонения, извращающих Истину Божьих Заветов и потому имеющих безраздельное пагубное влияние на народы.
«Камень» - это созданные человеком идеологии, догмы, греховные основы, на которых народы строят, оправдывают свою нечестивую жизнь.
«Камень» - это также основные греховные духовные, нравственные
и прочие препятствия, преграды в познании и осуществлении Воли Бога.
1. «Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева, 8 превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.» Пс.113:7,8
«Господа…8 превращающего…камень в источник вод.» - «Господь», т.е. Бог Иегова, через Своих Посланников, Пророков превращает «Камень», т.е. «Твердыню» Своего Слова, в духовную «Воду» Слова Истины, насыщающую совесть и разум человека. Так Бог разъясняет, объясняет духовную «Твердыню» Слова Своей Воли, раскрывает ее предельно сжатую образность, превращая ее во многие «Источники Вод», т.е. в духовно живительные Заповеди, Наставления для праведной жизни человека. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека», «Твердь, Твердыня», «Источник», «Вода»)
Также Бог, открывая человеку Свою Волю, подавая ему Свои благодеяния, смягчает «Камень» человеческого сердца. «Каменное», черствое, грубое сердце человека, его чувства так делает способным стать духовным «Источником Вод», т.е. делает способным источать своим праведным образом жизни и благовестием Слова Божьего «Живую Воду» Истины для всех окружающих его людей.(см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»,«Благовестие», «Слово»)
(«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.» Иез.36:26)
2. «На всей земле был один язык и одно наречие. 2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. 3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести." Быт.11:2,3
После духовно-нравственного падения Человека, человечество начало свой, греховный путь развития. Высота истинного познания Воли Бога и духовного совершенства была уже утрачена. И вместо этого человечество строило уже свои «Высоты» и «Башни», т.е. измышляло свои идеологии и оправдание своей жизни. С тех пор человечество занялось «строительством» своего «Города», т.е. удобной для себя формы обустройства своей греховной жизни
Греховно живущие народы утратили истинные духовные Основы и Критерии, - Божьи Заповеди, на которых можно было «строить», воспитывать истинного Человека, обустраивать свою жизнь (см. «Заповедь», «Основы, Основания»)
«Кирпичи» - это искусственное, не естественное, материалистическое мышление человека - его идеология. (см. «Кирпич»)
«Кирпичи» - это различные социальные, политические, экономические основы, законы, догмы, идеологии, созданные греховно-падшим человеком, лишенные подлинной духовно-нравственной твердости, истинности, при помощи которых он начал строить свою цивилизацию.
(«Кирпичи» - это всего лишь духовный суррогат. Как сахарозаменитель ксилит есть только подобие сахара, так и кирпичи есть только некая замена и подобие камней.)
«И стали у них кирпичи вместо камней...» - после нарушения Воли Божьей и последующего духовного падения человека, т.е. после его ухода с «Востока», и начала строительства «Вавилонской Башни», т.е. собственной культуры, наступил такой период, когда духовно-нравственное строительство общества стало уже не прочным, формальным, внешним, мнимым. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Восток», «Вавилон», «Башня»)
Выражение «кирпичи вместо камней» означает, что именно вместо естественной Божественной Закономерности развития и утверждения человеческой жизни, утвержденной самим Богом на предложенных Им «Камнях» Его Заповедей, люди начали вырабатывать и применять свои собственные определения добра и зла, начали создавать свои «Кирпичи», т.е. свои верования, догмы, идеологии, на которых строили свою жизнь.
С началом «строительства» различных формаций греховного общества (различных «Городов») у «строителей» этих «Городов» уже не было твердых духовно-нравственных оснований («Камней») и они были вынуждены начать пользоваться заменителями Божественной Истины.
3. «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,…22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.» Быт.28:20,22
Это Библейское образное повествование о духовном «Камне», т.е. о духовной «Твердыне», о духовном Основании, т.е. о полноте Воли Божьей, о Божьих Заповедях, согласно которых Иаков строил свою праведную жизнь. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Основы, Основания», «Иаков»)
«22…этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим...» - Иаков, познавший Волю Божью, «поставил» её духовным «Памятником», т.е. определил эту духовную «Твердыню» вечным напоминанием народам, о необходимости ее исполнения, которые следуя Божьим Заповедям, так станут «Домом Божьим». (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Памятник», «Дом»)
.
4. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.» 1Коринф.10:1-4
«И все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня: камень же был Христос» - «Камень» - это символ, характеристика Иисуса Христа, Его Учения о Божьей Воле, познавая и исполняя которое, основываясь на котором, как на духовном фундаменте, человек может прочно построить свою жизнь в праведности. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Христос», «Учение»)
Прочность, надежность, неизменность Учения Христа оправдана временем и исторической практикой праведников, воплощающих его. (см. «Праведник, Праведность»)
(«…камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный, верующий в него не постыдится.» Ис.28:16)
Образное выражение «все пили одно и то же духовное питие…» означает насыщаться только единым духовно-нравственным руководством Твердыни Божьих Законов, для построения своей жизни на Истине Его Воли. (см. «Закон», «Пища»)
«Духовный Камень» - это духовная Твердыня Божьей Воли, - Его Законов и Заповедей, которые являются обоснованием не материалистской жизни человека, но духовной, праведной, истинной. (см. «Дух»)
.
5. «…так говорит Господь Бог: вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.» Ис.28:16
«…Я полагаю в основание на Сионе камень...» - Бог, открыв Свою Волю Пророкам Израильского народа, воодушевил их благовествовать Его Волю всем народам. Люди, которые принимали и исполняли ее, достигали праведности и так стали образной «Горой», также называемой «Сионом». (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Гора», «Сион»)
На этой духовно-образной «Горе», на духовном «Сионе», т.е. в среде Праведников, Бог «полагает», основывает, утверждает для всех народов Свой «Камень», т.е. Твердыню Своей Воли, Его Законов и Заповедей. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Основы, Основания»)
Духовным «Камнем» является также Учение и пример святой жизни Христа, Которого Бог предназначил, определил, положил в духовное основание Его Мудрости, выраженной в Слове Истины Его Законов и Заповедей. (см. «Закон», «Заповедь», «Христос», «Учение»)
Учение Иисуса Христа явилось также и духовой основой последователей Христа, исполнителей Воли Бога, их мышления и практической жизни. (см. «Гора», «Сион»)
«…Камень испытанный...» - Божьи Законы, Заповеди и величие благодатности и мудрости Учения Христа и Пророков были испытаны временем, их истинность подтверждена практикой жизни многих поколений праведников. Слово Божьей Воли, Его Предопределений, Установлений, Законов - всегда сбывалось.
«…Камень…краеугольный...» - эта духовная Твердыня Мудрости Божьей Воли должна являться духовной Основой любого духовного строительства жизни как отдельного человека, так и жизни народов. На этом «Камне» Божией Истины держится все духовное здание внутреннего мира всех исполнителей Воли Божьей и последователей Учения Христа. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«…Камень драгоценный» - это Истина Воли Божией, особой, выдающейся ценности, значимости, достоинства.Никакая идеология, учение не может превзойти её духовной ценности, благодатности для человека и человечества.
«…Камень крепко утвержденный...» - это неизменная Воля Бога, выраженная в Учении Иисуса Христа, которая поставлена Богом как духовная Опора, Твердыня, Основа, для достижения жизни в праведности. (см. «Твердь, Твердыня»)
«…верующий в него (в «Камень») не постыдится.» - «верующий», т.е. тот человек, который полагается на него, как на духовную опору, руководство в жизни. (см. «Вера», «Верующий»)
«Верующий» человек - это человек, который верит, доверяет и исполняет Божьи Заповеди, следует Учению Христа, который не потерпит неудачу в достижении истинного смысла человеческой жизни, он будет оправдан Богом, получит награду - Жизнь Вечную. (см. «Жизнь, Жизнь Вечная»)
6. «Сыны Ефремовы… 10 они не сохранили завета Божия…12 Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: 13 разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною; 14 и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня; 15 рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны; 16 из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.» Пс.77:9,10,12-16
«Он… (Бог) 15 рассек камень в пустыне и напоил их...» - Бог, «рассек» «Камень» в «Пустыне», т.е. через Своего Пророка Моисея сделал понятной Его Волю, Мудрость Его Заповедей для народа «Израиля», пребывающего в духовной пустыне их незнания. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь», «Моисей», «Пустыня», «Израиль, Израильтянин»)
Бог дал народу духовную «Воду» Своего Слова, чтобы духовно возродить греховного человека к праведной жизни, дать истинную духовную жизнь народам, живущим в духовно-нравственной «Пустыне» неведения Истины Божией Воли. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Вода», «Слово»)
7. «И не жаждут они в пустынях, чрез которые Он ведет их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.» Ис.48:21
Физическая природа на основе разнородного состава пород некоторых скал и возможность вследствие этого накапливать между тонкими прослойками влагу атмосферных осадков как историческая канва реального события использована Пророком для передачи будущим поколениям духовного значения этого события.
(Описание исторжения воды из скалы Моисеем в пустыне. чит. Исх.17:5-7. Числ.20:11)
«…Он источает воду из камня…» - Бог «источает «Воду» из «Камня», т.е. из Твердыни Его Воли, Его Заповедей, благовествуемых Пророками, Христом и Апостолами, дает народам, пребывающим в духовной «Пустыне» незнания истинного, благодатного пути жизни Свою «Воду», т.е. делает понятной Мудрость Слова Его Заветов, научающую человека праведной, благодатной жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь»)
Бог, посредством «Твердыни» Своего Слова, дает то, что способно открыть человеку и дать ему радость истинной жизни согласно Его Воле. Бог дает ему для этого истинную «Воду» Своего Учения, выполняя которое человек может достичь праведности, истинной радости и Жизни Вечной. (см. «Твердь, Твердыня», «Вода», «Слово»)
8. «Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, 10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. 11 Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, 12 ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.» Деян.4:9-12
«Он (Иисус Христос) есть камень, пренебреженный вами…» - Иисус Христос, Его Учение о Воле Бога является духовным «Камнем», духовной «Твердью», Твердыней. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Христос», «Учение», «Твердь, Твердыня»)
Учение Христа должно быть положено в основу духовного развития человека и общества. Только основываясь на Учении Христа, подражая Его святому образу жизни, можно создать истинную жизнь, достойную человека, сделать ее счастливой и наполненной подлинного смысла. Учение Христа должно стать духовной Основой в строительстве Царства Божьей Воли в человеке. (см. «Царство», «Основы, Основания»)
«…камень, пренебреженный…» - Учение Христа является «Камнем», духовной Твердыней Истины Божьих Заповедей, которые на протяжении всей истории греховного человека были пренебрегаемы, извращаемы, отвергаемы. (см. «Учение», «Заповедь»)
«Пренебречь» означает отвернуться, не оценить, проигнорировать, минуть, обойти, уклониться, оставить на втором плане, не прислушаться к Учению Христа ради других материалистических, прагматических, греховных целей.
Истина именуется в Библии названиями многих драгоценных камней. Так, например, в образном описании одежд священника Аарона перечислены такие драгоценные камни: оникс, яспис, сапфир и т.д. Эти названия камней символизировали качества и характеристики Божьей Любви, проявляемой к Человеку.
Тоже сказано и у Пророка Иезекииля (28 глава), где говорится о первозданном Человеке («Адаме»), который был украшен Богом драгоценными «Камнями», т.е. обладающем разнообразными духовными богатствами - мудростью и разумом.
«Он (Иисус Христос) есть Камень…сделавшийся главою угла…» - истинность Учения Христа была доказана практикой жизни тех людей, которые жили согласно этому Учению и достигли праведности, приводящей к Жизни Вечной.
Это Учение Иисуса Христа, которое среди множества других учений, сделалось «Главою Угла», т.е. легло в основу духовного строительства праведной жизни многих поколений людей. (см. «Голова», «Глава», «Учение»)
9. «И было ко мне слово Господне: 12 сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. 13 Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.» Иез.28:11-13
«13…твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями…» -это означает, что Человек был наделен Богом различными совершенными, «драгоценными» духовными и физическими возможностями и способностями. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Человек»)
«Одежды» человека, т.е. совершенство и красота проявлений праведности Человека, созданного по духовному «Образу» и «Подобию» Бога, состояла в исполнении им Воли Бога, т.е. приобретена, составлена из полноты совокупности совершенств ее познания и исполнения. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Одежда»)
Воля Бога изначально была открыта Человеку в его совести и разуме, а впоследствии, и в Десяти Заповедях. На этих Заповедях утверждалась вся истинная праведность человека и все Писания последующих Пророков, Иисуса Христа и Апостолов. (см. «Заповедь», «Число 10»)
«…Рубин, Топаз, Алмаз, Хризолит, Оникс, Яспис, Сапфир, Хризопаос, Изумруд и Золото, ...» - перечисления этих камней является символом различных духовно-образных характеристик талантов человека, подаренных ему его Творцом. (см. «Творец»)
Перечисленные Пророком десять духовных драгоценностей, которыми была «украшена» «Одежда» человека, т.е. его праведная жизнь, символизируют исполнение человеком полноты Божьих Заветов, Заповедей, Установлений для праведной жизни, впоследствии вновь открытых Моисею и записанных им в Десяти Заповедях. (см. «Число 10»)
10. «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.» Иез.28:14
«Ты…ходил среди огнистых камней.» - человек «ходил среди огнистых камней», т.е. изначально жизненный путь человека проходил среди «Твердынь» Слова Божьих Заветов, среди Его «Огня» - Истинного Света Мудрости Божьей Воли, руководящей его жизнью. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Человек», «Адам», «Сатана», «Диавол»)
11. «Приступили к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный...» 1Петр.2:4
«Камень Живой» - этодуховный образ жизнеутверждающего Учения и жизни Иисуса Христа, вечно пребывающий в мире, осуществляющий духовное преобразование жизни многих людей, и потому Иисус Христос, благовестием Его Учения праведниками, «живой», драгоценный, действующий и после Его физической смерти. (см. «Христос», «Учение»)
«Живой камень» - это Учение Христа о Божьей Воле, дающее человеку, его исполняющему, подлинную жизнь в праведности, открывающее главную ее цель, обеспечивающее ее достижение. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Жизнь, Жизнь Вечная»)
«…сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный…» - «Живые Камни» - это символ праведников, «Дом духовный», т.е. люди, живущие по духовно-нравственным Божьим Законам, утвержденные в Истине Слова Божьих Заповедей, сильные познанием и исполнением Духа Истины, готовые и способные послужить в деле созидания Царствия Воли Бога во всех народах. (см. «Дом», «Праведник, Праведность»)
12. «Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.» 1Петр.2:7,8
«…Он (Христос)… для неверующих камень, который отвергли строители...» - «Строители» - это люди, каждый человек, строящий по своему собственному выбору свою личную жизнь, а также и всевозможные политические идеологи мира, духовно слепые религиозные пастыри «строящие» общественно-социальные, политические формации общества греховными методами. Эти «лжестроители» отвергли«Камень» - Истину Учения Христа. (см. «Христос», «Учение»)
(Например: вожди т.н. социалистических государств хитро использовали Учение Христа о равенстве, братстве между народами, но отвергали основополагающий принцип Его Учения о достижении равенства и братства между людьми.)
«…камень…который сделался главою угла…» - «Камень» - Учение Христа о Воле Бога, выраженной Им в Десяти Заповедях, является «Главою Угла» в жизни каждого праведно живущего человека. С приходом Христа, Его Учение о Воле Бога стало «Главою», истинной духовной Основой религиозной, личной, семейной, общественной жизни. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Голова», «Глава»)
«Он…камень преткновения и соблазна…» - Учение Иисуса Христа разоблачает любые греховные идеологии, лжеверования и их последователей, и так является для них «преткновением», непреодолимой преградой для их осуществления. (см. «Учение»)
Учение Христа является «Камнем Преткновения», так как проверяет людей на искренность и способность отказаться от гордыни, славы, богатства, от исполнения греховных желаний плоти.
«Соблазн», соблазнительность, привлекательность Учения Христа состоит в предложении Христом основополагающих нравственных и духовных принципов, по которым возможно осуществить социальное, имущественное, этническое равенство, братство между народами, устранить голод, войны и другие различные беды. (см. «Соблазн»)
В той или иной мере осуществить это Учение пытались безбожно живущие люди ради своих корыстных, сугубо прагматичных, греховных целей своими собственными усилиями, собственными греховными методами. Но все они поэтому потерпели разочарование и провал.
«…камень…о который они претыкаются, не покоряясь слову...» - нежелание «покориться», признать истинность Учения Христа, Его Слова Истины и исполнять его, является «Камнем Преткновения» для тех, кто желает продолжать жить по своему усмотрению, согласно своим греховным наклонностям. Таких людей, по установленной Богом Закономерности наказания зла, постигают последствия неисполнения Учения Христа, что образно выражено словами «на что они и оставлены». (см. «Слово»)
13. «Когда весь народ перешел чрез Иордан, Господь сказал Иисусу: 2 возьмите себе из народа двенадцать человек, по одному человеку из колена, 3 и дайте им повеление и скажите: возьмите себе отсюда, из средины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою, и положите их на ночлеге, где будете ночевать в эту ночь. 4 Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из сынов Израилевых, по одному человеку из колена, 5 и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда и] положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых, 6 чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: "к чему у вас эти камни?", 7 вы скажете им: "в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась"; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век. 8 И сделали сыны Израилевы так, как приказал Иисус: взяли двенадцать камней из Иордана, как говорил Господь Иисусу, по числу колен сынов Израилевых, и перенесли их с собою на ночлег, и положили их там. 9 И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета [Господня]. Они там и до сего дня.» Иис.Нав.4:1-9
Это образное описание духовных наставлений Бога для Израильского народа. (см. «Израиль, Израильтянин»)
«Господь сказал…3…возьмите себе отсюда, из средины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою, и положите их на ночлеге, где будете ночевать в эту ночь.» - Бог призывает народ взять из «средины Иордана», т.е. из Мудрости Слова Его Заветов, «Двенадцать Камней», т.е. полноту Божьих Наставлений, которые возвещали народу «Священники» - его духовные пастыри и осуществляли в своей жизни двенадцать Патриархов этого народа.(см. «Завет», «Иордан», «Число 12»)
Образное выражение «из середины Иордана», означает - из его центра, сути, Духа Слова Воли Божьей. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«…где стояли ноги священников неподвижно…» - «Священники» - это духовные предводители Израильского народа, которые твердо, неуклонно, неизменно «стояли», т.е. духово основывались на познании глубины истинной Воды Слова Божьей Воли, образно здесь отображенного «Рекой Иорданом». (см. «Река», «Священник»)
«3…двенадцать камней (из средины Иордана)» - это символ Двенадцати Патриархов Израильского народа, которые своим возвещением Воли Божьей утверждали ее в народах, и отделили народы языческого мира от народов истинного служения Богу. Двенадцать духовных наследников, сыновья Патриарха Иакова были прародителями двенадцати Израильских колен. Через духовную родословную всех Пророков, народам возвещена полнота Истины Воли Божией. (см. «Число 12», «Иордан»)
«…взяли двенадцать камней из Иордана» - «взять» из «Иордана» - означает употребить в своей жизни Волю Божью, которая является его духовной сущностью, применить на практике жизни. (см. «Иордан»)
«7…камни эти будут для сынов Израилевых памятником навек» - «Камни» из «Иордана», т.е. духовные Основы Воли Божьей, благовествуемой Двенадцатью Патриархами Израильского народа, должны быть духовным Памятником», духовной Святыней для всех, как этнических, так и духовных «Сынов Израилевых», для всех праведно живущих людей. (см. «Святыня», «Сын», «Израиль, Израильтянин»)
14. «Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма.» 3Цар.7:12
Буквальный храм, как центр духовной жизни Израильского народа, в то время символически отображал также и Храм Духовный, т.е. духовное единение людей, желающих познавать и исполнять Божьи Заповеди. (см. «Заповедь», «Храм», «Израиль, Израильтянин»)
«Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней…» - в образном значении такое устройство буквального храма указывало на то, что духовная «Ограда», защита Словом Божьим «Большого Двора», т.е. верующих людей, состоит из трех составляющих – из познания Воли Единого Бога, из познания образа истинного Человека и познания Святого Духа осуществляемой Божьей Воли. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Двор», «Скиния», «Число 3»)
15. «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; 3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои…» Пс.39:2,3
«…Он приклонился ко мне и…поставил на камне ноги мои…» -Бог «приклонился» к Давиду, т.е. открыл ему Истину Своей Воли, исполняя которую Давид смог освободиться из «страшного рва», т.е. спастись от совершения греха и его последствий. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека», «Спасение»)
Пророк, псалмопевец Давид осознал, что Бог показал ему путь к выполнению Его Воли - к обретению истинной цели и радости жизни, дал твердую духовно-нравственную основу мировоззрения,утвердил в правоте жизненной позиции Давида, дал уверенность в правоте избранного жизненного пути. (см. «Давид», «Нога», «Путь»)
16. «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» Матф.16:17-19
«…Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою...» - «Петр» арам. Кефа - скала. Греч. «Петрос» - камень. (см. «Имя»)
Выражение «…на этом камне» - буквально означает - «на этой скале».
Апостол Петр (соответствуя его имени), являлся, в определенном смысле, «Камнем», опорой, «Устами» Иисуса Христа, т.е. стал надежным, верным, истинным благовестником всем народам Истины Воли Божьей, выраженной в Учения Христа, а также преданно содействовал убедительности и полноте выражения в Евангелии провозглашенной Иисусом Христом спасительной для народов Вести Его Учения. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Христос», «Учение», «Апостол», «Благовестие»)
Благовествуя Учение Христа, Апостолы (и в том числе Апостол Петр), Пророки, Евангелисты, Пастыри, Учителя, - все они своими разнообразными способностями в благовестии Воли Божьей, таким образом духовно созидали духовно-образную «Церковь» Христову, т.е. создавали Собрание, сообщество Праведников, истинных исполнителей Воли Божьей. (см. «Церковь», «Праведник, Праведность»)
(”Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.» 1Кор.3:11)
17. «Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит: 2 вот, Я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. 3 И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все народы земли.» Зах.12:1-3
«Иерусалим» - это народ, являющийся духовным носителем Премудрости Воли Бога, выраженной Патриархами, Пророками, всеми Праведниками в Священном Писании, Апостолами - в Учении Иисуса Христа.
«3 И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен…» - в тот «День», т.е. в определенный период истории, когда «Иерусалим», т.е. праведно живущие люди, будут находиться в «осаде» у греховно живущих народов, т.е. в притеснениях и гонениях, тогда грешники, отвергнувшие Волю Божью, в полной мере ощутят все последствия ее нарушения. Тогда «Иерусалим», т.е. праведники, обличающие, разоблачающие нечестие всех «Племен», всех народов, открывающие им причины их беззаконий, бедствий станут тягостным укором, и потому тяжелым обличительным «Камнем». Поэтому против «Иерусалима» соберутся все греховно живущие народы земли. (см. «День», «Иерусалим», «Праведник, Праведность»)
Для народов мира беззакония, со всей его греховной мудростью, Истина Божьей Воли, благовествуемая Собранием Праведников, явится «Камнем», - тяжелым обличительным фактором и «Твердыней», непосильной и неподвластной их противлению. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
18. «Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем перекресткам.» Плач.4:1
Смысл этого текста схож со смыслом повествования о разделении «Одежд» Христа. (Чит. Пс.21:19; Иоан.19:24)
В мире существует множество религиозных, морально-нравственных, этических, философских учений. Все они, в той или иной мере, взяли за основы духовные принципы Учения Библии, т.е. «Камни Святилища», поэтому эти «Камни» «раскиданы» по всем «Перекресткам», т.е. по пересечениям различных мнений, толков, направлений. Каждое из таких учений имеет свою особенность отличающую его от других.
«…камни святилища раскиданы по всем перекресткам» - каждая конфессия «разбросала Камни» Божьего «Святилища», т.е. частично взяла изречения из Учения Пророков и Христа и тем самым разделила, разъединила Его «Камни», т.е. духовные Основы Воли Божьей. Вследствие этого Учение о Воле Бога утратило для них духовную цельность. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Святилище»)
«Перекрестки» - это пересечения различных направлений верований, религий, в той или иной мере дающие людям определенную духовную пищу. (см. «Улица», «Город»)
19. «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. 32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, 33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. 34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.» Дан.2:31-34
Это пророческая характеристика мировых греховных систем правления народами, которые поочередно сменяли друг друга.
«…камень…оторвался от горы, без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» - "Камень" здесь – это существующие, Богом установленные Законы истинной Жизни. Отвержение, нарушение, извращение народами этих Законов закономерно (что означает «без содействия рук») приведет к краху любые греховные системы мира. (см. «Бог», «Закон»)
«Истукан» - это как политическая система или устройство общества, так и вся греховная мировая политическая, экономическая система. Внешняя мощь и блеск любой системы греховного устройства общества зиждется на хрупком основании («глиняные ноги его») не способном выдержать испытания жизнью. (см. «Истукан»)
20. «А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, 38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! 39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. 40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.» Лук.19:37-40
«39...фарисеи из среды народа, сказали Ему (Христу): Учитель! запрети ученикам Твоим» - Ученики Христа громогласно прославляли Бога Иегову «за все чудеса, какие видели они», т.е. славили крепость, духовную силу, могущество, истинность, действенность Слова Божьей Воли, которым Иисус Христос «излечивал» многих духовно больных людей. Так ученики прославляли и действие благовестия своего Учителя Иисуса Христа, что было отвергаемо фарисеями. (см. «Христос», «Учитель», «Фарисей»)
«Фарисеи из среды народа», т.е. люди, соблюдающие внешнее, буквальное понимание и исполнение Закона и предания иудейских религиозных учителей, поняли, что ученики Иисуса Христа, их благовестием Истины Воли Бога, разоблачают и разрушают фальшивость их религиозной системы. Поэтому фарисеи предложили Иисусу Христу запретить Его ученикам провозглашать Правду о благодатном воздействии Слова Божьего. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Ученик»)
«40 Но Он сказал им в ответ: сказано вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» - Христос указывает Своим ученикам на необходимость возвещения Воли Божьей в любых условиях, а также, что в любом случае действие слов Истины возымеет успех, будет услышано в среде людей, образно названных здесь «Камнями». (см. «Христос»)
«Камни» здесь - это образная характеристика духовно мертвых, «твердых» сердцем, грубых характером, бездуховных, безразличных к Истине людей, угнетенных лживой иудейской религией и идеологией.
Христос указал на Божественную Закономерность развития событий, которая проявилась бы в том, что если бы Истину Воли Божьей не возвещали ученики Христа, последователи Его Учения, то тогда в мире возникли бы такие критические условия жизни, что «возопиют камни», т.е. вынуждены были бы искать пусть к истинной жизни даже те люди, которые раньше были черствы, безразличны к поиску Истины. (см. «Истина»)
Смысл Слов Иисуса Христа состоял в том, что если Апостольское Слово Благовестия перестанет звучать и воскрешать людей к истинной жизни, то народ, образно названный здесь «Камнями», перестанет терпеть все беззакония, совершаемые коварными властолюбивцами. И тогда «Камни возопиют», т.е. лживой религиозной, жестокой политической и светской властям будет уже невозможно удерживать народ во тьме невежества и бездуховности. (см. «Власть», «Властелин»)
(«И тогда, Бог «говорит»: «…если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их…» Исх.22:23
(«11 Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им:» Авв.2:11)
Христос заверил вопрошающих его фарисеев и о том, что если Его ученики перестанут благовествовать Свет Истины Божьих Заповедях и научать народы, как им исполнять эти Заповеди, то «Камни», т.е. люди, живущие греховной жизнью, безучастные к Истине, «возопиют», т.е. народы постигнут, поймут, что их притесняют, осознают, что их завели в тупик безысходности, ввергли в психологическое рабство. И так эта часть «мыслящих рабов», служащих светской идеологии, отрезвится и обратится к мудрым Истокам Истины Слова Бога, благовествуемого праведниками. Тогда они более активно начнут воздействовать на основную массу «Камней», т.е. угнетаемых людей, и все они станут неуправляемы этой системой беззакония, освободятся из состояния тоталитарного подавления их мышления. При всех способах сопротивления духовному оздоровлению общества коварными правителями религии, политики, народы, возрождающиеся к истинной жизни, создадут новую систему Духовных Ценностей - изберут воплощение изначально чистой Истины Воли Божьей. Бог, Своей Волей, всегда предоставляет людям шанс возрождения к истинной жизни:
(«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим…» Иер.6:16)
21. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.» Матф.3:7-9
«9…Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.» - «воздвигнуть» греч. означает «пробуждать от сна», т.е. пробуждать от духовно-нравственного «Сна» - избавлять от бездействия по отношению к познанию и выполнению Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Сон»)
Человек бездуховный подобен камню, так как он имеет «каменное», черствое сердце. Он неподвижен к духовному преобразованию, к возрождению к праведности. Но из такого состояния бездуховности, Бог, благовестием праведниками Своей Воли, «воздвигает» новых людей, имеющих такую верную, крепкую веру в преобразующую силу Истины Воли Бога, какая была у Авраама. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Авраам»)
22. «Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написано новое имя, которого никто не знает, кроме того кто получает.» От.2:17
«Имеющий ухо» - это человек, имеющий способность и возможность понимать образный смысл и значение сказанного Божьего Слова. (см. „Ухо”, «Слово»)
«Дух говорит…дам ему белый камень…» - Дух, суть Божьего Слова «дает» человеку, побеждающему греховные соблазны плоти, «Белый Камень», т.е. открывает познание духовной чистоты Воли Божьей, ее Твердыни, неизменности, прочности, долговечности.(см. «Воля Бога, Воля Человека», «Дух»)
Также как и «Одежды Белые» являются символом нравственной, духовной чистоты, непорочности того, кто будет победителем греха, так и обладание «белым камнем» указывает на принадлежность человека к образному Собранию Праведников. (см. «Праведник, Праведность»)
„…на камне написано новое имя...”- т.е. на Истине Воли Божьей «написано», основано, отображено новое „Имя” человека, новая его сущность, - его мышление и образ жизни. Это «Новое Имя» человека основывается на „Камне” - на Учении Иисуса Христа. (см. «Христос», «Учение», «Имя»)
Никто не может осуществить этой духовной победы за другого человека. Каждый проходит этот путь самостоятельно и поэтому только ему известна цена сотворения в себе «нового» человека, т.е. «нового имени» от Бога. Возможность такой победы дает только Бог через предлагаемые человеку пути избавления от греха исполнением Его Воли.
23. «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему…9 Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день.» Зах.3:1,9
Пророку Захарии была отрыта будущая история человечества и будущее рождение Иисуса Христа. Он образным языком передает эти Откровения будущим поколениям.
«…камень, который Я полагаю перед Иисусом…» - «Камень», полагаемый перед Иисусом, – это Твердыня Божьей Воли, Его Законы и Заповеди, которые были во всей полноте открыты Ему. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Христос»)
«…на этом одном камне - семь очей…» - «Один Камень» - это Единая, Единственная Воля Бога, которая имеет «Семь Очей», т.е. она всегда совершенна, она проникает во все, управляет всем Бытием, созданным Богом. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Число 7», «Око»)
«…Я вырежу на нем начертания его…» - на этом «Камне» - на Твердыне Своих Законов, Бог «вырезал» все Свои «Начертания», т.е. утвердил все Свои Законы, Заповеди, Установления. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон», «Заповедь»)
24. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» Еф.2:19-22
«…имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем...» - ИисусХристос назван «Камнем Краеугольным», т.е. таким крепким, важнейшим Основанием, Учением, на котором держится, утверждается истинное нравственное и духовное «строительство» праведной жизни человека. (см. «Христос», «Учение»)
25. "И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами." Матф.4:3
«Искуситель», т.е. человек греховного способа жизни, соблазнял, «искушал», испытывал Иисуса Христа, предлагая Ему доказать силу воздействия Его Учения на тех людей, которые подобно камням, духовно мертвы, совесть и душа которых безжизненны. (см. «Христос», «Учение», «Искуситель», «Сатана», «Диавол», «Змей»)
Этот хитрый, прагматичный человек-материалист предлагал Иисусу Христу применить Его Учение для того, чтобы материальные возможности окружающего мира эффективно, быстро превратить в удовлетворение плотских запросов человека. (см. «Хлеб»)
26. «Если найдется среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его, 3 и пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел, 4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле, 5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти. 6 По словам двух свидетелей, или трех свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля; 7 рука свидетелей должна быть на нем прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя. 8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой, [чтобы призываемо было там имя Его,]
9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;
10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберет Господь [Бог твой, чтобы призываемо было там имя Его,] и постарайся исполнить все, чему они научат тебя;
11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе.
12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля;
13 и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко.» Втор.17:2-13
Это повествование говорит о том, какими изначальными методами Израильский народ был приучаем к справедливости, к нравственным нормам морали. Только страх сурового наказания за содеянное зло мог быть в то время действенным способом изменить сознание народа, вывести его из хаоса языческих, варварских нравов и обычаев окружающих народов, не регламентируемыми никакими правилами и законами.
Впоследствии нравственный принцип «око за око, зуб за зуб», был заменен «Новой Заповедью», т.е. Учением Иисуса Христа - Законом Любви, прощения обидчику.
«…то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти» - «побить камнями до смерти» в образном значении означает разоблачить «Камнями», т.е. Твердынями Божьих Заповедей греховные поступки человека, и так умертвить в нем грех. (см. «Заповедь», «Убийство», «Смерть»)
27. «И заповедал Моисей и старейшины [сынов] Израилевых народу, говоря: исполняйте все заповеди, которые заповедую вам ныне. 2 И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед, как говорил тебе Господь Бог отцов твоих. 4 Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью; 5 и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа; 6 из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего, и возноси на нем всесожжения Господу Богу твоему, 7 и приноси жертвы мирные, и ешь [и насыщайся] там, и веселись пред Господом Богом твоим; 8 и напиши на камнях [сих] все слова закона сего очень явственно.» Втор.27:1-8
Служение Богу должно осуществляться только на «Жертвеннике», т.е. на Твердынях Истины Божьих Заповедей, открытых всеми Патриархами, Пророками, Иисусом Христом и Апостолами. (см. «Заповедь»)
«2…поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на [камнях] сих все слова закона сего…» - это служение Богу, основывающиеся на Твердынях Его Вечных Заповедей, Законов истинной Жизни. (см. «Закон»)
Все праведники на протяжении всей истории, следуя Божьей Воле, Его Заповедям, утверждались на духовных Твердынях, на «Камнях Жертвенника» истинного служения, что выражено словами: «и напиши на [камнях] сих». (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Служение». «Жертвенник»)
(«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.» Еф.2:19-22)
«6 …из камней цельных устрой жертвенник Господа Бога твоего...» - из «цельного», т.е. духовно неповрежденного понимания и исполнения Воли Бога, из Твердынь Божьих Заповедей каждому человеку нужно устроить истинный «Жертвенник» его жизни перед Богом. (см. «Жертвенник», «Всесожжение»)
Только такой «Жертвенник» может быть «Жертвенником» «Господа», т.е. Бога Иеговы.
«6…Жертвенник Господа Бога» символизирует «Церковь», Собрание истинных исполнителей и благовестников Воли Бога - всех Праведников. (см. «Господь», «Бог», «Праведник, Праведность», «Благовестие»)
«8…и напиши на камнях [сих] все слова закона сего очень явственно.» - «Жертвенник» служения Богу каждого человека состоит в исполнении Его Воли, выраженной в Его Вечных Заповедях, Законах, в которые не должно быть привнесения каких-либо изменений, дополнений их смысла, что выражено словами «очень явственно». (см. «Закон»)
28. «И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; 15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. 16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! 17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. 18 И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. 19 И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.» Быт.28:13-19
Выражение «Иаков…камень положил себе изголовьем» означает, что Иаков, многократно рассуждающий о цели и смысле своей жизни, был озарен Откровением Твердыни Божьих Заветов, осознал Откровение Воли Бога, образно отображенной здесь словом «Камень». И этот духовно-образный «Камень» Иаков «положил себе изголовьем», т.е. сделал духовным основанием, опорой, руководством для своей жизни. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Иаков», «Основы, Основания»)
«…камень поставил памятником» - неизменные, вечные, истинные Твердыни Божьей Воли Иаков «поставил», утвердил для себя и своих потомков как «Памятник», как напоминание о необходимости познания и исполнения Божьих Заповедей. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Памятник»)
«…возлил елей на верх его» - это означает, что Божьи Заповеди Иаков сделал для себя наивысшей духовной святыней, и «Елей», т.е. свою праведную жизнь принес на служение им. (см. «Заповедь», «Елей»)
«19 И нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль» - Бог открыл Иакову истинное познание Его Воли. И в этом состоянии озарения Иаков назвал «Домом Божиим» всех своих предшественников, Праведников, т.е. духовное Собрание тех людей, от которых он воспринял полноту истинного познания Божьей Воли. (см. «Вефиль», «Дом»)
Иаков символизирует народ истинной Веры, являющийся духовным носителем Света Воли Бога для всех язычников. (см. «Иаков»)
29. «Жители Гаваона послали к Иисусу в стан [Израильский], в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах….11 Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом [на сражении].» Иис.Нав.10:6,11
Природное явление падения крупного града, причинявшего смерть людям (как и многие другие природные катаклизмы, описанные на станицах Библии), было использовано Иисусом Навином для передачи образного смысла его повествования.
«…они («Цари Аморрейские») бежали по скату горы Вефоронской...» - когда «Цари Аморрейские», т.е. предводители греховного мира, «бежали» с «Горы», т.е. «скатывались» со своей порочной «Высоты» греховного правления народами, на которой они утверждались, – тогда они со своими блудливыми религиями и коварными идеологиями подвергались окончательному разрушению могучими «ударами» осуждающих «Камней» Слова Божьих Законов, провозглашаемых Пророками, Праведниками. (см. «Царь», «Гора»)
Этими «Камнями» с небесных высот Премудрости, Бог, устами Пророков, Праведников поражает языческую разлагающуюся систему управления жизнью народов.
(«Вефорон» – в переводе «дом ям» или «пещер». Этот перевод, как и многие другие переводы Библейских названий рек, городов, гор, раскрывает сущность их нравственно, духовно низменной, «невежественно» - «пещерной» жизни.)
«…Господь бросал на них с небес большие камни…» - в Священном Писании слово «камень» – это Истина, Слово, Логос, Премудрость Воли Бога, открытая в Его Заповедях и Евангельском Учении Христа, – это вечные духовные Твердыни истинной жизни. (см. «Писание Священное», «Твердь, Твердыня»)
(«Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.» Ис.28:16)
(«…и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.» 1Кор.10:4)
Здесь «Камни» - это разоблачительное Слово Божьей Истины, которое происходит с «Небес», т.е. с духовых высот разнообразной Мудрости Божьей, которую возвещали Праведники. (см. «Небо», Бог, раздел «Действия Бога», «Праведник, Праведность»)
Отрицательное значение.
30. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, (и вместе с ними некоторые другие; 2 но нашли камень отваленным от гроба. 3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. 4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 5 И когда они были в страхе и наклонили лица [свои] к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? 6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. 8 И вспомнили они слова Его.» Лук.24:1-8
«…пришли они (женщины)…ко гробу…» - «Женщины», т.е. различные направления последователей Учения Иисуса Христа предполагали, что с физической смертью их Учителя, полностью погибнет и Его Учение. (см. «Христос», «Учение», «Женщина»)
Иудейская религия времени Христа, которая, извратив Его Учение, тем самым «распяв», «убив» и «похоронив» Его, была тем «Новым Гробом», в котором ее представители хотели отыскать своего Учителя. Они, «неся приготовленные ароматы», т.е. всеми разнообразными методами, определенными своим благими усилиями, попытаться сохранить Его Учение в том состоянии, в котором его «похоронили». (см. «Учитель»)
«2...но нашли камень отваленным от гроба» - последователи Учения Христа, анализируя состояние религии Израиля, нашли, что «Камень» фарисейской костности и безжизненности извращенного Учения Иисуса Христа, положенный на Него фальшивой религией, которая тем самым пыталась «похоронить» Его Учение, не смог удержать Его в «Гробу», т.е. в забвении. Физическая смерть Христа не могла удержать Его Учение в «Гробе», т.е. в мертвом состоянии. (см. «Гроб»)
«Камень» костного буквализма восприятия Писаний Пророков который фарисеи привалили к Учению Христа, с завершением Его благовестия был «отваленным», - устранен духовным прозрением многих народов.
«3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.» - «Тело» Христа, т.е. Его последователи, ученики, Его «Церковь», не могла быть во «Гробе» непонимания народами. Их благочестивая жизнь не могла быть спрятанной от людей. (см. «Тело», «Церковь»)
«…вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 5…сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» - людям, представляющим, что Учение Христа будет похоронено, вдруг «предстали «Два Мужа», т.е. они осознали Учение Моисея и Христа, увидели их «Одежды», т.е. осознали их жизнь в праведности и поэтому поняли, что в «Гробу» греховного мира Учение Христа не может долго находиться. (см. «Моисей», «Христос», «Учение»)
.
31. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем…» Матф.28:2
«Ангел Господень», т.е. истинные Посланники Божьи, Патриархи, Пророки, благовестием Воли Божьей, которую возвещал Христос, «сошли с небес», т.е. приблизили понимание Учения Христа для многих людей, и так был «отвален Камень» непонимания Учения Христа и произошло Его духовное «Воскресные» в народах. (см. «Христос», «Ангел», «Небо», «Воскресение»)
Когда Учение Христа «воскресло», т.е. вновь возродилось в Его последователях, тогда сделалось «великое землетрясение», т.е. пошатнулись политические, религиозные устои «Земли», т.е. греховно живущих народов. (см. «Землетрясение», «Земля», «Народ»)
.
32. «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52 и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли...» Матф.27:51,52
«…камни расселись...» - с завершением возвещения Иисусом Христом Его Учения о Воле Бога, все «Камни», т.е. все прежние «Твердыни» человеческих идеологий, их создатели, потерпели крах, распались. Они потеряли свою былую мощь цельности и силу безраздельного пагубного влияния на народы. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Христос», «Учение»)
.
33. "Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!» Ис.62:10
«…убирайте камни...» - «Камни» здесь - это образ различных препятствий (духовных, нравственных, и др.) в познании и осуществлении Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
Это призыв к праведникам, - истинным благовестием Воли Божьей так устранять в обществе основные препятствия, преграды (не восприятие, непонимание) для прихода в сознание народов нового мышления, осознания необходимости исполнения Божьих Заповедей. (см. «Заповедь»)
.
34. «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» Матф.23:37
«Пророки» - это праведники, следующие Божественным Заповедям, которые провозглашают народам истинную Волю Бога, предвидят благодатные последствия жизни по Его Заповедям и указывают на последствия жизни во лжи, в беззакониях последователей многих религий мира.(см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Пророк»)
«…Иерусалим, избивающий пророков…» - как в прошлом, так и в настоящее время приверженцы различных вероисповеданий т.н. «христианства», современного «Иерусалима», в прямом и переносном смысле избивали и избивают истинных благовестников Воли Божией, открывающих их духовное невежество, нечестие и обличающих антихристианские поступки. Это выражается в непрекращающихся всевозможных преследованиях, клевете, унижениях и физическом уничтожении Пророков, Праведников, которые словом и делом провозглашают Истину Заповедей Божьих. (см. «Иерусалим», «Пророк, Пророчица»)
«Иерусалим…камнями побивающий посланных к тебе» - Бог всегда посылает к руководителям и представителям религиозного мира Своих Посланников, Праведников, которые Мудростью Божьего Слова увещевают их. Но «Иерусалим», т.е. фальшивый так называемый «христианский мир», всячески изгоняет и «побивает» Божьих Посланников, объявляет их «еретиками», «отступниками», «бунтарями», раскольниками, сектантами и т.п.
Лукавые предводители религий и их последователи, всё, что не согласуется с их замыслами, что не соответствует их религиозным доктринам, то, что разоблачает их ложь и беззакония, - они «побивают камнями», т.е. всячески порочат, жестоко преследуют, изгоняют в темницы, убивают Праведников, открывающих Слово Божественной Правды. (см. «Правда», «Праведник, Праведность»)