(см. «АВЕЛЬ», «БРАТ», «ЧЕЛОВЕК»)
Содержание:
1. Быт.4:1,2 («Ева зачала и родила Каина», «Каин был земледелец»)
2. Быт.4:3-5 («Каин принес от плодов земли дар Господу», «На Каина и дар его не призрел»)
3. Быт.4:8,9 («восстал Каин на Авеля брата своего и убил его», «где брат твой»)
4. Евр.11:4 ("Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин...»)
5. Быт.4:10-12 («проклят ты от земли, будешь изгнанником и скитальцем»)
6. Быт.4:13,14 («сказал Каин Господу наказание мое больше нежели снести можно», «кто встретиться со мною убьет меня»)
7. Быт.4:15-17 («сделал Господь Каину знамение», «знамение чтобы никто не убил», «пошел от лица Господня и поселился на восток от Едема», «построил Каин город и назвал его по имени своего сына Енох»)
8. 1Иоан.3:11,12 («Каин,... был от лукавого и убил брата своего…дела его были злы, а дела брата его праведны.»)
9. Иуд. 1:11 («идут путем Каиновым….»)
10. Чис.24:15,22 («говорит Валаам…разорен будет Каин»)
Согласно буквальному описанию, Каин был первый, старший сын Адама и Евы.
«Каин» - это характеристика каждого человека, который живет «возделыванием земли», т.е. служит только материальным интересам и заботам, стремится к приобретению, накоплению «земных» ценностей.
В именах обоих братьев – Каина и Авеля, раскрываются духовные характеристики двух типов людей, сущность их образа мышления и жизни.
1. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.» Быт.4:1,2
«Адам познал Еву, жену свою…» - «Адам», т.е. Человек “познал», т.е. испытал, вкусил Жизнь, образно обозначенную словом «Ева». (см. «Адам», «Ева», «Жизнь, Жизнь Вечная»)
Это означает, что в условиях изначально данного Богом духовного и физического совершенства, но разрушенного неисполнением Его Воли, человек от общения с "Евой", т.е. с соблазняющими обстоятельствами жизни, начал греховный путь теперь уже самостоятельного познания мира, выработки своих собственных законов, устоев, накопления практического опыта, не соответствующего духовным Божьим Заветам. (см. «Завет», "Жена»)
«1…она зачала и родила Каина» - в период ранней греховной истории человечества происходит "зачатие", т.е. создание, возрастание такого поколения людей, которое будет иметь бездуховные устремления, материалистские запросы, образно переданные в образе "Каина".
Вследствие дальнейшего греховного развития, потерявшая свою одухотворенность Жизнь человека ("Ева"), "рождает" "Каина", т.е. определяет, утверждает образ человека-материалиста и такую же его бездуховную, плотскую, земную деятельность. (см. «Рождение»)
"1...и сказала: приобрела я человека от Господа." – «Ева» - греховный опыт жизни, предопределил появление "Первенца", - человека материалиста-«Каина», как закономерное следствие плотской, отступнической, бездуховной жизни. Это означает, что духовно-образное «Собрание» людей, представленных в образе «Евы», определило, представило «рождение» «Каина», как «приобретение от Бога». Также на протяжении всей истории, отступнические религиозные Собрания с их бездуховными верованиями, «рождали» людей с земными, плотскими, бездуховными устремлениями, определяя, представляя их как «приобретение от Бога».
«Ева», т.е. жизнь Собрания людей, преступивших Завет Бога, признала, определила рожденного её бездуховной жизнью «Первенца», "приобретением " от Бога, т.е. закономерным следствием установленных Богом жизненных Законов. (см. «Бог», «Закон»)
Отступническая, греховная жизнь, отображенная в образе «Евы», рождает «Каина», «Первенца», представляющего характер сугубо плотского человека, со всеми материалистскими устремлениями и бездуховными плодами его греховной деятельности.
Также происходит и в современной религиозной жизни «Евы», т.е. верующих людей различных вероисповеданий, т.е. в жизни миллионов людей, называющих себя «христианами», в среде которых «рождаются» бездуховно живущие «Дети», - последователи разных религиозных верований, ведущие «каинов» образ жизни. Их лидеры и пастыри часто неоправданно называют таких, духовно не возрожденных своих приверженцев, - уже христианами, людьми, т.е. также «приобретенными», рожденными от Бога. (см. «Бог»)
(«Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы оного: и когда это случиться, делаете его сыном геенны вдвое худшим вас» Мт.23:15)
"2...и еще родила брата его Авеля..." – когда печальный опыт Каинового, греховного образа жизни достигает своего крайнего кризисного состояния - тогда возникает закономерная необходимость обращения к вечным нетленным духовным ценностям - к Слову Бога, и тогда рождается новый образ человека духовного – «Авеля». (см. «Брат», «Авель», «Слово»)
Выражение "и еще", означает, что изначально «рождается» человек плотской, с характеристиками ("именем") "Каина", и затем происходит духовное «Рождение» «Брата» - Человека-«Авеля».
(«Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное».1Кор.15:46)
"2...родила брата" — «Брат Авель» - это вторая, духовная сущность человека, родственная в своей основе первой, плотской - «Брату Каину». (см. «Брат»)
Духовное становление человека-«Авеля», по Божественной Закономерности, происходит только после преодоления в человеке «каиновых», плотских начал. Эта последовательность в «рождении» и становлении в человеке сначала плотских и, только затем духовных основ, - является отображением восстановления Человека духовного в человеке плотском. (см. «Человек», «Плоть»)
Словом «брат» здесь раскрывается закономерный принцип определения двойственной натуры человека, в котором может проявляться как человек- материалист - «Каин», так и его противоположная, но родственная сущность – человек-праведник «Авель». (см. «Брат», «Праведник, Праведность»)
"2...и был Авель пастырь овец..." – духовно-интеллектуальная деятельность человека-"Авеля" была в своей основе и направленности деятельностью "пастырской". Это означает, что человек, вставший на путь своего духовного возрождения, занимался духовно-нравственным воспитанием не только самого себя, согласно Воли Бога, но и духовным просвещением окружавших его людей, последующих поколений, впоследствии определяемых в Библии словом "Овцы". (см. «Пастырь, Пастухи», «Авель», «Овца, Овен»)
"Пастырями", т.е. благовестниками Воли Бога были также - Моисей (Исх.3:1-5), Иисус Христос (1Иоан.10:14) и др.
"2…Каин был земледелец" - это указывает на то, что характер жизнедеятельности человека-прагматика, материалиста («Каина») определяется только его практическими, плотскими интересами. Он руководствовался только тем, что было связано с "Землей". (см. «Земля», «Прах»)
Быть "земледельцем", согласно Духу текстов Библии, означает осуществлять деятельность только "земного", бездуховного, прагматического, материалистического характера: извлекать только плотскую выгоду, получать только блага земные, создавать и накапливать ценности сугубо "земного", материального характера во всем бесконечном их многообразии, выражающемся в общей материальной, т.н. культуре угождения притязаниям плотских, тварных начал природы человека.
Этот тип «Каина», - человека-"земледельца" со своими бездуховными "плодами" его деятельности, не соответствующими Воле Бога, создал сугубо материалистическую цивилизацию, которая привела народы к трагическим последствиям. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
Выражение "и еще", означает, что изначально «рождается» человек плотской, с характеристиками ("именем") "Каина", и затем происходит духовное «рождение» «брата» - Человека-«Авеля».
(«Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.» 1Кор.15:46)
"...и еще родила брата его Авеля..." – когда печальный опыт Каинового греховного образа жизни, достигает своего крайнего, кризисного состояния, - тогда возникает закономерная необходимость обращения к вечным нетленным духовным ценностям и тогда рождается новый образ «Авеля» - человека духовного.
2. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.» Быт.4:3-5
"3 Каин принес от плодов земли дар Господу...» - народы, представленные в образе «Каина», произвели «плоды» только «земной», плотской, материалистской деятельности. Это плоды деятельности «Каина», который изначально «убил» в себе духовные начала - свою совесть. Поэтому Каин принес такое приношение Господу, которое противоречит Истине Его Воли.
«…дар Господу…» - Каин принес такие плоды своей «земной», плотской деятельности, которые противоречат Истине Воли Бога. Деятельность Каина, сугубо земная, плотская, материалистская, неугодная Богу, противоречащая истинной духовной жизни и её истинному смыслу. (см. «Господь», «Воля Бога, Воля Человека», «Дар», «Плод», «Земля»)
«4 И Авель принес также от первородных стада своего и от тука их…» -" Авель принес", т.е. показал плоды своей наставнической, "пастырской" деятельности, проявляемой для просвещения народов Словом Истины Воли Божией. (см. «Слово», «Авель», «Пастырь»)
«Стада» здесь - это люди доброй воли, которых духовно "пас", наставлял Авель, сохранившие неиспорченную совесть, желающие быть «добрым плодом», принимаемым и одобряемым Богом. (см. «Стадо», «Народ»)
«4…И призрел Господь на Авеля и на дар его…» - это означает, что пастырская деятельность человека-«Авеля», духовная сущность его служения людям, была в полном согласии с Волей Бога. ( «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Авель», «Пастырь»)
«5 …а на Каина и на дар его не призрел…» - здесь впервые указано разграничение деятельности человека на духовную и плотскую.
«Дар» т.е. плоды деятельности человека, направленные только на удовлетворение его материального благополучия, не был «принят» Богом потому, что такая жизнь совершалась вопреки Божественным Законам истинной Жизни. (см. «Закон», «Дар»)
Бог принимает, одобряет тот труд человека, который направлен на «пастырскую», духовную деятельность над собой, и окружающими людьми для приобретения послушания Слову Божьих Заветов. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
«5 Каин сильно огорчился, и поникло лице его…» - материалистическая деятельность человека, приносящая ему, а не Богу, ощутимые её плоды, всегда создает свои лжеучения, догмы, оправдывающие, обосновывающие её плотскую суть. Божественные Законы Жизни направляют человека на Путь духовного возрастания, и тем приносят материалисту- «Каину» сильное негодование, ощутимое разочарование, т.к. его прагматические надежды не оправдываются.
Духовно-образное «Лицо» Каина «поникло», т.е. все доводы, теории людей- материалистов не возвышают, не вдохновляют человека к истинному познанию и исполнению Заветов Бога, но за повседневной суетой увлекают, низвергают его «вниз», в «прах», в удовлетворение только плотских интересов. (см. «Завет», «Лицо»)
3. "И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой ? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему ?» Быт.4:8,9
«И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле» - изначально, деятельность человека "в поле" т.е. среди народов мира, осуществлялась в двух направлениях: земном, душевном, материалистическом, -"каиновом", и в истинном - духовном, т.е. "Авелевом". (см. «Авель, «Брат», «Поле»)
Природа человека двойственна, т.е. в человеке существуют два начала – материальное и духовное, душевное, плотское и Божественное; временное и вечное. (см. «Число 2»)
Плотская, эгоистичная жизнь, отображенная в образе Каина, всегда сориентирована на удовлетворение только сугубо земных, материальных интересов и удовольствий. Человек – «Каин», преследуя только земные ценности, в своей деятельности всегда хочет «выйти в поле» вместе с «Авелем», т.е. быть среди народов мира с исповедниками и носителями высших духовных ценностей в надежде извратить, подчинить и использовать их в сугубо земных интересах. (см. «Брат», «Авель», «Поле»)
На историческом «Поле» мира, жизнь народов изначально определяется двумя направлениями их деятельности: "Каиновым"- земным, душевным, материалистским, греховным, и потому ведущим к гибели; - и "Авелевым", т.е. истинно духовно-пастырским трудом, ведущим народы к высотам истинного Боговедения, к праведности, Миру, Любви и Вечности. (см. «Грех, Грешник», «Боговедение, Богопознание»)
«8 И когда они были в поле...» - два типа людей, представленных в образе «Каина» и «Авеля», вышли на широкое историческое жизненное поле деятельности, каждый, исходя из его внутренних-плотских, или духовных устремлений. (см. «Поле»)
"8...восстал Каин на Авеля..." - «восстание» здесь - это неправомерное преобладание в человеке греховных запросов его души над духовными, вступление в противоборство плоти с Духом. (см. «Плоть», «Дух»)
Также «восстание Каина» здесь – это бездуховное, «земное», материалистское в своей основе "каиново" деятельное присутствие в мире (в "Поле"), изначально вступившее в противоречие ("восстало") с духовными Законами Бога, по которым жил праведный человек-"Авель". (см. «Закон», «Праведник, Праведность»)
Столкновение образа жизни человека «Каина земледельца" - и образа человека «Авеля»-пастыря" прослеживается в каждом человеке. На жизненном пути, человек, живущий только «каинистскими», плотскими интересами, всегда "восстает" на «Авеля», - на человека, живущего духовными принципами. (см. "Авель", «Пастырь, Пастухи»)
"8...восстал…на брата своего" - земные, плотские, душевные начала в человеке-«Каине», со всеми свойствами их тварного характера, вступили в прямое противоречие с началами духовными в человеке-«Авеле», вступили в противоборство с "Братом", т.е. с внутренней духовной сущностью Человека. (см. «Брат»)
Как «Адам», т.е. первый Человек, который достиг духовного «Образа» и «Подобия Бога», «восстал» против Бога, так и первое его наследие, его «Сын» «Каин» «восстал» против своего «Брата» «Авеля», т.е. против своего духовного начала.
"...и убил его" —когда человек вышел в «Поле», т.е. на исторический путь своей деятельности, в его характере материальные, плотские греховные запросы человека-«Каина» «убили», подавили духовные задатки, устремления, т.е. превозмогли присутствие «Авелевой» духовности в человеке.
(«…не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.» 1Иоан.3:12)
Плотские интересы человека-«Каина», не контролируемые духовно-просвещенным разумом, «убили», т.е. подавили, превозмоги, подчинили, прекратили истинную духовную жизнь человека «Авеля». (см. «Убийство, Убийца»)
(«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.» Рим.7:22-25)
"9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой" - это выражение, сходное по своему духовному значению с выражением "Адам, где ты?", что означает призыв Бога к человеку - задуматься и определиться в своем образе жизни. (см. "Авель", «Адам»)
"9 …сказал Господь…" – Бог «говорит» с человеком через его совесть, посредством дарованного ему разума. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
«…где Авель, брат твой?» - Бог призывает человека «Каина» к раскаянию. Через его совесть побуждает в нем осознание последствий его только материалистической, «земной» деятельности, убившей в нем «Авеля», - дух праведности, возможность Жизни Вечной.
"9 Он сказал: не знаю, разве я сторож брату моему?" - Быть «сторожем своему брату» означает охранять, беречь свою духовную сущность, как человека, живущего не по своему изволению, не по законам плоти, но по Воле Божьей, - по Его духовно-нравственным Законам. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
Здесь раскрывается также вторая, сугубо плотская натура человека-«Каина». Такой человек уже не мог и не хотел «охранять», «хранить» духовные данности, которые были присущи его духовной природе, его совести («Авель»). Поэтому он уже не был «Сторожем» своему «Брату». Духовные устремления ему были безразличны, бесполезны, чужды. Таким ответом человек как бы сказал Богу: разве находясь в состоянии «Убийцы» своего духовного «Я» можно охранять, беречь, заботится о своем «Брате» ? После духовно-образного "Убийства" в себе своего "Брата", человек уже не стал заботиться о сохранении своего духовного начала, своего "Я" в своей совести. (см. «Авель», «Брат»)
4. "Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.» Евр.11:4
"...Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин" - духовно-пастырское служение Авеля, несущее просвещение народа Словом Истины Божьей Воли, явилось лучшей "Жертвой" потому, что оно было созидающим в человеке греховном Человека истинного, духовного. (см. «Воля Бога, Воля Человека»,«Авель»,«Служение», «Жертва, Жертвоприношение»)
«Жертва» Каина состояла в том, что Каин занимался деятельностью, удовлетворяющей только плотскую, материалистическую сторону жизни человека, не заботясь о духовности, и по своим бездуховным воззрениям считая, что материалистические приобретения можно принести как «Жертву» Богу. (см. «Жертва, Жертвоприношение»»)
«Жертва» современного «Каина», т.е. народов современного религиозного мира, также считающих, что они служат Богу, состоит в том, что они «возделывают» только «внешнего человека», обрабатывают только «землю» его плотских чувств и интересов. (см. «Земля»)
5. «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.» Быт.4:10-12
Каин является прообразом той части Израильского народа, которая стала преступником Воли Бога, а Авель - прообразом Христа. Так как Каин убил Авеля, так и извратившие, исказившие слова Пророков, переступившие Волю Бога, предводители извращенной, отступнической религии Израиля, убили "Брата" своего – Иисуса Христа. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Авель», «Христос», «Израиль, Израильтянин»)
«И сказал Господь…проклят ты от земли...» - образное выражение «сказал Господь» означает, что Бог установил такие Законы, согласно которым греховная, порочная жизнь человека будет «проклята», отторгнута, искоренена «от земли», т.е. искоренена из жизни будущих праведно живущих народов. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Народ»)
«Проклятие», т.е. отторжение от благодати Божьих Законов за пролитие "братской" крови Праведника («Авеля»), легло тяжелой виной на последующие поколения тех людей, которые переняли порочный образ жизни Каина. (см. «Земля», «Праведник, Праведность»)
Человечество, отвергнув Волю Бога, Евангельское Учение Иисуса Христа, испытывает жестокие последствия своих преступлений на протяжении всей своей истории. Образ жизни человека, удовлетворяющего греховные желания плоти, в будущем будет отвергнут всеми людьми, которые примут следование Божьим Заповедям. (см. «Заповедь», «Проклятие», «Заклятие»)
«...12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя...» - с того момента, когда человек отказался от исполнения Воли Бога, т.е. своевольно «убил» в себе духовное начало, «возделывание» своей «земли», т.е. духовный труд над собой (что образно выражено словами «возделывать землю»), стал для человека тяжелым, мучительны и бесплодным.
Человек, отвергающий, нарушающий Волю Бога, обязательно будет испытывать беспокойство, беды, болезни, как последствия совершенных грехов. Такой «человек-каин» будет вынужден постоянно искать пути решения своих проблем, придумывать различные беззаконные формы и методы обустройства своей греховной жизни. И это подтверждает греховная история человечества, отвергнувшего, преступившего Волю Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«12 …ты будешь изганником и скитальцем на земле…»- род людей, живущих «каиновым», сугубо материалистским, безбожным способом жизни, стал «изгнанником и скитальцем», т.е. изгнанным их из истинного мировоззрения и образа жизни. (см. «Земля», «Народ»)
6. "И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; 14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня." Быт.4:13,14
«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно» - это образное выражение отображает меру всей тяжести последствий преступления Воли Бога во всей будущей истории греховного человека. (см. «Господь», «Воля Бога, Воля Человека»)
Снести», вынести, преодолеть Божье наказание – означает, что человеку, погрузившемуся в сугубо греховный образ жизни, убившему в себе «Авеля», необходимо осознать, раскаяться и обратиться к исполнению Воли Бога. Греховно живущий человек чувствовал, что это «больше, нежели снести можно», т.е. ему это уже не под силу и осознавал это, что образно выражено словами «сказал Каин Господу».
«…вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли…» - Откровение духовных Законов Бога всегда обнаруживает греховного человека, препятствуя ему распространять его беззаконие среди народов. Грех беззакония в своем развитии, согласно Божьим Закономерностям причины и следствия, неизбежно придет к своему кризисному состоянию и самоуничтожению, также, как и прогрессирующая болезнь неизбежно приводит человека к смерти. Таким образом, среди народов происходит закономерное вырождение греховного образа жизни.
«Каин», олицетворяющий народ, живущий удовлетворением только плотских, материальных интересов, осознает, что его «изгнание» «с лица земли» является «наказанием» - справедливым закономерным процессом действия Божественных Законов, изобличающих грех, осуждающих все беззакония и искореняющих зло. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Наказание», «Закон»)
(«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.» Иоан.12:31)
Многие народы, просвещенные Светом Истины Божьих Заповедей, неизбежно осознают необходимость духовного возрождения. Господствующая система зла во всех его проявлениях будет упразднена и «изгнана» из жизни народов. Тогда «…будет святиться имя Божие; и приидет Царствие Божие; и осуществится Воля Его на земле, как на Небе;», т.е. так как она выражена в Премудрости Его духовных Законов. (Матф.6:10)
«…от лица Твоего я скроюсь…» - сугубо материалистский образ мышления и жизни удаляет «Каина», - нечестивого человека, от «Лица» Божьего, т.е. от познания и исполнения Его Воли. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Лицо»)
«...И всякий, кто встретиться со мною, убьет меня" - отступничество, беззаконие и грех, совершаемое народами, неизбежно порождает умножение многообразия чудовищного ожесточения зла. Взаимное его столкновение неминуемо ведет к духовно-нравственному и физическому разложению народа и к его гибели.
По неотвратимой Божественной Закономерности – зло «встретит» вызванное им, неизмеримо большее зло, которое в яростном столкновении, разрушая духовность в человеке, убивает в нём первозданные добрые начала – совесть, доброту, любовь к человеку. (см. «Убийство, Убийца»)
(«За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.» Прит.14:32)
7. «И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. 16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. 17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.» Быт.4:15-17
«…за то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро…» - всякий человек, который в своем рвении послужить Богу, отстоять Истину, но своим грубым, фанатичным обличением «убьет» человека-«Каина», т.е. истребит в нем желание к духовному возрождению, - будет наказан. (см. «Убийство, Убийца»)
Человек - Божественное Творение и его плотское начало («Каин») также создано Богом и поэтому за «Убийство» плотского «Каина» отомстится, т.е. за фанатичное изнеможение, за разрушение своей плоти (пьянством, наркоманией и др.) человек будет «всемеро», т.е. во всей полноте наказан Богом. (см. «Число 7», «Наказание»)
Бог не уничтожает зло злом, потому что всегда оставляет человеку возможность покаяния и исправления обращением к исполнению Его Воли. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
(«Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши…» Лев.26:18)
Божье предупреждение «всякому…кто убьет Каина отомстится всемеро» означает, что вследствие полного «убиения», умерщвления человеческих начал в «Каине», беспредельная жестокость беззакония в столкновении с порожденным им злом может привести к неизмеримо ужасающей катастрофе полного самоуничтожения рода людского.
Бог же, в Своих Предопределениях о человечестве, предусмотрел его покаяние и возвращение на Путь Истины.
(«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.» Иер.6:16)
(«Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов…Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного.» Ис.45:20,22)
«15 И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» - Бог «сделал», т.е. предназначил, установил для греховного человека ту грань, которую невозможно преодолеть, т.е. «убить» в себе плотскую основу жизни, изначальные задатки плотских чувствований, которые должны способствовать духовному росту человека.
Слово «сделал» означает - отметил жизнь человека «Каина» особой Закономерностью, согласно которой его изменить, «убить» невозможно, пока он сам не признает своей вины и не раскается. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»)
Бог устроил Закономерность и отличительную черту человека в инстинкте его самосохранения, чтобы взаимостолкновение зла, порожденное нарушением Воли Бога, впоследствии доведенное до крайних, гибельных мер беззакония, не разрушили и окончательно не уничтожили в человеке и человечестве, данное ему Богом стремление и возможность духовного возрождения, обращением к исполнению Божьей Воли. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
Преступление Законов Бога стало «знамением» «Каина», т.е. признаком его греховного образа мышления и жизни. Таким «знамением» отмечен всякий человек, отвергающий преступающий Волю Бога.
Выражение «15…чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» - означает, чтобы такие же греховные силы, которые характеризуют самого Каина, в столкновении с ним не привели к трагедии полного самоуничтожения человека, и всего рода людского.
Человек должен сам, сознательно, добровольно, путем осознания своих ошибок и грехов, через покаяние и исправление, «убить в себе» зло, т.е. раскаянием и следованием Божьим Заповедям избавиться от духовного невежества и творимых им грехов. (см. «Заповедь»)
«16 И пошел Каин от лица Господня…» - люди, представленные в образе «Каина», живущие не по Законам Бога, а по своим законам плоти, удалились от «Лица Господня», т.е. от руководства Божьими Заветами, Установлениями. Своими исторически долгими путями они «ушли» блуждать беспросветными гибельными «лабиринтами» греховной жизни. (см. «Завет», «Лицо»)
«16…Каин…поселился на восток от Едема в земле Нод» - люди, в которых преобладает греховный образ жизни, укрепились, обосновали религиозно, политически, экономически, свою жизнь в противоположности от «Востока», т.е. ушли от Света Истинной Жизни, от согласия с Волей Бога, т.е. из «Едема». (см. «Едем», «Восток»)
Выражение «на восток», указывает на то, что «Едем» был для Каина уже позади после его «ухода», отдаления от него.
(По лексиконам Дж. Стронга – слово «Нод» означает «земля неприкаянных», «страна блуждания».)
«Земля Нод» - это символ области применения возможностей и способностей («поселился») греховно-падшего человека. Способ мышления людей, жизнь «каинового» общества, духовно «убившего» в себе «Авеля», стала «блуждающей», не имеющей Божественной, - твердой, постоянной духовной «Основы», руководства Волей Божьей на пути их жизни. (см. «Земля»)
«17…познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» - человек с характеристиками «Каина», познавая свою «Жену», т.е. закономерности окружающей его жизни, на основе своих только материалистских познаний, зародил новое направление мышления и образа жизни своих потомков, выраженное в образе «Еноха». (см. «Жена», «Енох»)
"17…и построил он (Каин) город…» - человек материалистического образа жизни «построил» первый «Город», т.е. создал идеологическую и экономическую систему, удобную для его плотской жизни. Такая система мировоззрения и практики жизни стала основой для «построения» его «Города», т.е. для развития всей греховной цивилизации во всех последующих поколениях. (см. «Город»)
«17…назвал (Каин) город по имени сына своего: Енох» - «Каин», - человек материалистического мышления, «построил» свой собственный «Город», т.е. определил и создал свою систему жизни, не основывающуюся на Божьих Заветах. (см. «Завет»)
Каин отобразил такой «Город», т.е. такое устройство греховной жизни в «имени» своего «Сына», т.е. в создании, культивировании, утверждении всех характерных черт мировоззрения и образа жизни своих последователей. (см. «Город», «Сын», «Имя»)
8. «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, 12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.» 1Иоан.3:11,12
«…Каин, который был от лукавого…» - Каин был последователь «лукавого», т.е. нравственно и духовно «кривого», порочного, греховного образа жизни. Человек-«Каин» происходил, исходил из своих собственных, ложных представлений о Боге и о Его Воле. (см. «Бог», «Воля Бога, Воля Человека», «Лукавый», «Сатана», «Диавол»)
«…Каин,..убил брата своего.» - Каин убил не только своего брата по плоти, но убил своего духовно-образного «Брата», т.е. своюдушу, свое второе «Я», свое Божественное начало духовности, заложенное в нем Богом. (см. «Убийство, Убийца»)
«…за что убил его? За то, что дела его были злы...» - дела современного «Каина», т.е. псевдорелигиозного мира, как и дела некогда жившего человека по имени Каин, - злы.
«Зло» религиозного мира, называющего себя христианским, состоит в отвержении, извращении, в нарушении Божьих Заповедей. (см. «Заповедь», «Зло»)
(Например, т.н. «христианская» образованная Европа, жители которой в своем большинстве считали себя «христианами», развязала две мировые войны, принимала участие в гонке вооружений, разрабатывали современные виды оружия массового истребления людей и т.п.)
9. «Горе им, что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам...» Иуд.1:11
Апостол предупреждает тех людей, которые ведут греховный, сугубо материалистический образ жизни Каина, указывая на то, что жизнь без руководства Божьими Законами будет приносить им только горе: разрушающую их взаимную зависть, ненависть, физические и моральные страдания.(см. «Бог», «Закон»)
«…идут путем Каиновым…» - «Путь Каина» - это обольщение материалистскими достижениями, соблазн ничтожными материальными ценностями, подчинение своей жизни греховным соблазнам плоти. (см. «Путь»)
Каин, принося «Жертву» Богу, надеялся угодить Ему своей жизнью, построенной на сугубо практических, материальных интересах, и получить за это «Мзду», т.е. он, как и Валаам, обольщал себя надеждой на Божье благословение, на успех такой жизни. (см. «Валаам»)
10. «…говорит Валаам,.. разорен будет Каин...» Чис.24:15,22
Пророк Валаам, на основании познания Воли Бога, духовного дара предвидения, сообщает будущим поколениям о том, что люди, отображенные в образе «Каина», нарушающие Волю Бога, живущие материалистическими принципами «Каина», и «убивающие» в себе своего «Брата», т.е. свою вторую духовную сущность, свою советь, разум, так доведут сами себя до духовного падения, разорения, исчезновения. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Валаам»)