Брат

 (см. "СЕСТРА",  "ДРУГ", "БЛИЖНИЙ")


Содержание:

1.  Мт.12:47-50 («кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь»)

2. Евр.2:11,12 («Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями.»)

3. Матф.23:8  («А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы – братья…»)

   Втор.23:7  («Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой...»)

4. 1Кор.8:7-13 («от знания твоего погибнет немощный брат»)

5. Быт.4:1,2 («…и еще родила брата его Авеля»)

6. Втор.1:1 ("слова, которые  говорил Моисей всем Израильтянам...")

   Втор.2:8 («И шли мы (Израиль») мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины...») 

7. 1Иоан.3:13-15 («всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца»)

8.  Ис.66:5  («ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас будут постыжены»)

9.  Лжебрат, Лжебратья                                                                                      2Кор.11:25,26  («много раз был…в опасностях от единоплеменников, от язычников…в опасностях между лжебратьями…»)

10. Иер.9:4 («Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы».)

 




«Брат» -  это духовный единомышленник в разумении и исполнении Воли Божьей, человек,  родственный по образу мышления и жизни.

 Словом «брат» также определяется вторая сущность человека, в котором может проявляться как человек-материалист - «Каин», так и его противоположная, но родственная сущность – человек-праведник «Авель».

 Каждый человек - генетический брат другому человеку, как созданию Единого Творца, Бога Отца.

«Лжебрат» - это лживый человек, притворно создающий видимость того, что он исполняет Волю Божью, искаженно разумеющий и распространяющий извращенное им  Слово Божие.

 

 

.

1.  «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.» Мт.12:47-50

      «…кто Матерь Моя? и кто братья Мои?...кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.»  - Иисус Христос называет только тех людей Своим духовными братьями и сестрами, которые признают Отцом Единого Бога, неуклонно исполняют Его Волю, и объединенных Его любовью в единую семью Его народа. Всякий, кто не исполняет Воли Отца Небесного, не может быть духовным братом.                                                  

      Здесь Иисусом Хри­стом ука­зы­ва­ет­ся пре­иму­ще­ст­во ду­хов­но­го род­ст­ва пе­ред род­ст­вом по пло­ти. По­сле­до­ва­те­ли Уче­ния Иисуса Хри­ста яв­ля­ют­ся для Не­го «братьями» от Бога-Отца, рожденными свыше от познания и исполнения Слова  Воли Бога. (см. «Бог», «Отец», «Христос», «Мать», «Дочь», «Сестра»)  

        «…кто бра­тья Мои?» -не те бра­тья и се­ст­ры, кто только участвует в религиозных Бо­го­слу­же­ниях, собраниях ка­ких-ли­бо направлений верований, а те, кто учат­ся у Иисуса Хри­ста, исполняют Заповеди Божьи, пребывают в любви к своему духовному Отцу и к своим ближним. (см. «Заповедь»)

        («Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить» Иоан.12:49,50)

      «…вот матерь Моя и братья Мои...»  - указав на Собрание людей, исполняющих Божьи Заповеди, Иисус Христос   назвал их «Матерью», духовно родившей Его и духовными братьями, т.е. тем Собранием людей, которое благовествуя Волю Божью, духовно рождает новых ее последователей, которые поклоняются Богу  в духе познанной ими  Истины. (см. «Мать», «Мария»,  «Воля Бога»)

       «…и сестра…» - Любой человек является другому человеку братом и сестрой в том смысле, что все люди физически рождены от Бога, являются созданиями Божьими, рожденными по установленным Богом физическим законам.

       Духовные братья и сестры – это люди, признающие Отцом Единого Бога Иегову, истинно разумеющие и исполняющие Его Волю, и так объединенные в единую семью Его народа.

        Многие представители различных религиозных вероучений не придерживаются такого определения, считая «братьями и сестрами» только членов своих деноминаций. (см. «Сестра», «Мать»)

      

2. «Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: 12 возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя.» Евр.2:11,12

         Все люди, которые духовно рождены от познания и исполнения Воли Единого Бога, могут духовно освящать, просвещать других Мудростью Слова Божьего и все те, которые желают быть «освящаемые» этим Словом, все, для которых Бог возвещает Свое «Имя», Свою Волю, все они являются друг другу духовными «братьями». (см. «Воля Бога», «Имя»)

      «Он (Иисус Христос) не стыдится называть их братиями...» - люди, просвещенные Истиной Слова Священного Писания, которые живут, исполняя Волю Божию, в полноте выраженную в Учении Иисуса Христа, по праву именуются духовными братьями Христу.

     Иисус Христос, Его Учение называет, определяет таких людей «братьями» - последователями Христа. (см. «Христос», «Учение»)

 

3. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы – братья…» Матф.23:8

    «Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его…» Втор.23:7

       «Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой…» - необходимо терпеливо, уважительно, без презрительных замечаний и язвительных высказываний относиться к представителям иных религиозных верований и направлений,  так как народы, родственные по Вере в Единого Бога Иегову, объединены общей причастностью к Учению Иисуса  Христа и являются духовными братьями, «детьми» одного Небесного Бога-Отца.

       «…не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его…» - Моисей, передавая народам Волю Божью, призывает тех, кто уже познал Его Заветы,  «не гнушаться Египтянином», т.е. не избегать общения с человеком светской культуры и светских знаний. Нужно всегда осознавать, что познания Воли Божьей приобретены всеми людьми в тот период, когда каждый человек был еще в «земле Египетской», т.е. находился и воспитывался в  греховной среде светского общества. (см. «Египет, Египтянин», «Пришелец»)

 

4. «Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. 8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. 9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. 10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? 11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. 12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. 13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.» 1Кор.8:7-13

       «11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» -    человек, имеющий не истинные познания о Воле Божьей, распространяющий лжеучения, губительные идеологии, может духовно погубить «немощного брата», т.е. человека, не  утвержденного  в способности к  разумению и осуществлению в своей жизни Истины  Воли Бога, Его Заповедей. (см. «Христос», «Воля Бога»)

       На  человеке, знающем Волю Божью,  исполняющем  и возвещающем её, лежит великая обязанность перед его  ближними всегда вразумлять, предупреждать, распространять свои знания о принципах праведной жизни, иначе ответственность за грехи, совершаемые братом и ведущие его  к наказанию, т.е. к расплате за них, будет  и на нем.  

       «12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.» -  если  человек, знающий и исполняющий Заповеди Божии, не вразумляет своего «брата», не предостерегает, не уклоняет его от совершения нарушения Заповеди Божьей, тем самым он «уязвляет», усыпляет, успокаивает «немощную» совесть другого «брата», переставая сообщать его разуму о совершаемых нарушениях Воли Божьей. Такая попустительская, безразличная, угодническая, компромиссная, корыстная, лицеприятная позиция по отношению одного «брата» к другому, является грехом против своего ближнего,   “Брата» и против Учения Христа. (см. «Совесть», «Грех»)

        «13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.» - если какая-либо физическая или духовная  пища является соблазном, преткновением, препоной, помехой к жизни в праведности для другого человека, то ради такого человека, нужно отказаться от неё, чтобы не  соблазнять его этим. (см. «Пища», «Соблазн»)

 

                

5. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.» Быт.4:1,2

         «...ро­ди­ла («Ева») бра­та его, Аве­ля...» -  "брат Авель» - это образ  вто­рой, внутренней, духовной сущности человека. "Авель" как родственен, так и противоположен образу «Каина», -  человеку сугубо плотского образа мышления и жизни. (см. «Авель», «Каин»)

      Человек-«Каин», это человек  «душевный», «плотской», т.е. живущий  сугубо плотскими интересами.

        «Рождение» в человеке второй, духовно противоположной, но родственной в своей основе, второй его сущности, выражает духовный образ уже нового Человека – праведника "Авеля". 

       В человеке изначально проявляется, «рождается» материальное начало, его плотские, «земные» побуждения и запросы. И только после этого  к нему приходит осознание необходимости руководства его жизнью принципами Воли Божьей. Так происходит «рождение» внутренней, духовной сущности Человека - Человека-«Авеля». В этой последовательности указана Божественная Закономерность духовного «Рождения», - становления истинного Человека – Праведника. (см. «Рождение»)

       («Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.»1Кор.15:46)  

    Словом «брат» здесь раскрывается закономерный принцип определения двойственной натуры человека, в котором может проявляться как человек- материалист - «Каин», так и его противоположная, но родственная сущность – человек-праведник «Авель». (см. «Авель»)

        Современный «Каин» всегда остаётся «земледельцем», т.е. человеком, заботящимся только о земных, материальных интересах и потребностях. Бездуховные плоды его интенсивной материалистической   деятельности не соответствуют Мудрости Божьих Законов истинной Жизни. Деятельность человека, не одухотворенная Истиной Воли Божьей, носит беззаконный, разрушительный характер. Реалии трагической истории народов, пожинающих плоты последствий их нарушений Божьих Заповедей  - печальное свидетельство этому. (см. «Каин»)        

        О двух образах мышления и жизни, пребывающих одновременно в человеке, указывают следующие тексты Священного Писания:  - «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше». Иоан.3:5-7)

       («…Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.» Рим.7:22, 23)

         («Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.» Иоан.6:63)

       («Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется…, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.» 2Кор.4:16-18)

       («…сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.» 1Кор.15:44-50)

 

 

 

6. «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам…» Втор. 1:1

       «И шли мы мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины…» Втор.2:8

        «…шли мы («Израиль») мимо братьев наших...»Воля Божья, воплощаемая праведными людьми, следующими Его Заповедям - потомками «Израиля», распространяется в мире  проходя мимо «потомков Исавовых», т.е. минуя, не интересуя людей, не желающих следовать ей, живущих  исполнением сугубо плотских запросов. (см. «Воля Бога»,  «Израиль»)

       («…не согласился Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы, и Израиль пошел в сторону от него.» Чис.20:21)

 

              

 

7. «Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. 14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. 15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.» 1Иоан.3:13-15

      Нелюбовь в ближнему,  т.е. отсутствие любви, безучастие, безразличие, здесь равнозначна «ненависти» к нему.  

    «Вся­кий, не­на­ви­дя­щий бра­та сво­его, есть че­ло­ве­ко­убий­ца» ненависть - это крайняя степень отрицательного, злобного отношения к другому человеку. Причины возникновения ненависти, зависти, гнева, мести и других пороков – это проявление отсутствия познания и руководства Божьими Заповедями. (см. «Заповедь»)

        Не­на­висть, как разновидность греха, - это ложь,  зло, которые раз­ру­ша­ют,  пре­ж­де все­го, внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка. (см. «Зло», «Ложь»)

 Не­на­висть, в ка­ком бы выражении, - скрытом или явном она не проявлялась, и по ка­ко­му бы по­во­ду она не возникала -  способна «уби­ва­ть» добрые человеческие начала в са­мом че­ло­ве­ке. Ненависть извращает  чувственный и духовный мир че­ло­ве­ка, представленный совестью и обнаруживает его тварные, звериные начала. (см. «Ненависть»)

      Не­на­висть, иногда под­соз­на­тель­ная, рождает пред­рас­по­ло­жен­ность к агрессивным действиям. Она является одним из при­знаков предрасположенности к убий­ст­ву (как в психологическом, духовном, так и физическом смысле) другого человека, против которого  она направлена. (см. «Убий­ст­во»)

         «Не­на­ви­деть» - это же­лать зла ближнему во всех формах его проявления  (от русского слова «видеть», т.е. не желать видеть), отторгать от себя, обрекать  на страдания, желать видеть страдания другого человека.      

       «Не­на­ви­деть бра­та сво­его»  означает ненавидеть своего ближнего, желать ему зла. Ненавидеть Человека в человеке.

         Испытывать   «ненависть» к «брату»  - это фарисейское, высокомерное отношение к своему ближнему, к человеку,  который также в меру своих сил и возможностей хочет разуметь и исполнять Волю Божью. (см. «Воля Бога» )

   В человеке есть два начала, ду­хов­ное и те­лес­ное, духовная и плотская, физическая его сущность. Если человек своим греховным образом жизни, животными побуждениями подавляет свою духовную сущность, он «ненавидит», убивает своего «брата», т.е. свою совесть, как Божественное Начало в себе.

      Ду­хов­ная внут­рен­няя сущ­ность яв­ля­ет­ся «бра­том» че­ло­ве­ку, ко­то­ро­го мож­но поработить, «убить» плотскими, греховными началами.

      Человек-«Каин» – это «внешний человек» с его плотским образом мышления, который угнетает, подавляет, разрушает «внутреннего человека» – «Авеля», мыслящего «по совести», желающего жить по Божьим Заповедям.

      «Человекоубийца» - это характеристика человека, который клеветой,  злом и ненавистью разрушает, внутренний мир, прежде всего, своей личности. Это раз­ру­ше­ние всех добрых задатков, предназначенных Бо­гом к их развитию. Злые мыс­ли и не­на­вис­ть раз­ру­ша­ют со­весть че­ло­ве­ка, его во­лю, ра­зум, целостность его личности, так «убивая» его са­мо­го. (см.  «Клевета»)

 

            

8. «Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его: ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены.» Ис.66:5

         Слово «братья» здесь означает не только  этническую принадлежность  людей к одной нации, но и  тех, кто  имел религиозные взгляды нетерпимости, порождающие ненависть к праведникам, провозглашающим Божью Истину.

       «…ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Мое...» -  Божье определение «брат» отличается от определения человеческого. Богословие многих вероисповеданий не признает братьями «иноверцев», т.е. людей, принадлежащих к иной религии, к другому вероисповеданию. Но этот текст  утверждает, что все, кто изгоняет «трепещущих пред словом Его», являются им также  «братьями», которые, заблуждаясь в своем неведении Истины, поэтому  «изгоняют» - ненавидят, гонят, преследуют  исполняющих Слово Божье, благовествующих «Имя» Божье, - т.е. Его Волю. (см. «Имя», «Воля Бога», «Ненависть»)

       В Библейском повествовании об  Иосифе, его родные братья «гнали» его, но духовно прозрев, раскаялись в содеянном. Тоже произойдет с людьми разных христианских конфессий, которые называя себя христианами, «изгоняют» друг друга, т.е. враждуют друг с другом, не признавая друг в друге духовных братьев.

       «…они бу­дут по­сты­же­ны.» - гонители праведников будут «постыжены» очевидной доказанностью их неправоты. Следствия их преследований благовестников Истины Божьи  предстанут перед человечеством ужасающими фактами, будут осуждены Словом Божественной Истины и явятся   самой постыдной страницей в истории тех нечестивцев, которые делали эти преступления от имени  государства с благословения лживой  религии. (см. «Суд»)

 

Лжебрат, лжебратья.

 

9. «…три раза я терпел кораблекрушение…26…много раз был…в опасностях…от единоплеменников, в опасностях от язычников…в опасностях между лжебратиями…» 2Кор.11:25,26

       Лжебратья - это люди, которые по-фарисейски, лицемерно относятся к своим ближним, к единоверцам. Это те, кто притворно называя себя христианами, не живут по  Учению Христа, и находясь в среде христиан, выдают себя за них, стараясь либо угодить другим с целью собственной выгоды, либо незаслуженно опорочить их мировоззрение и образ жизни. (см. «Христианин», «Фарисей»)

        «…много раз был…в опасностях…между лжебратьями…» - Опасность нахождения между  лжебратьями состоит в том, что они могут клеветой, обманом нанести вред христианину. Своим фанатизмом следованию установившимся религиозным догмам, традиционному буквалистическому разумению духовно-образных изречений Священного Писания,  своим презрением, грубостью, травлей, такие люди могут наносить душевные травмы, а также совершать моральное и физическое насилие над теми, кто не разделяет их религиозные взгляды.

 

 

10. «Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы.» Иер.9:4

       «…не доверяйте ни одному из своих братьев…» -  каждый человек, кто бы он не был, подвержен совершению греха и может стать вольным или невольным «преткновением», соблазном другому человеку. Есть такие периоды и сферы жизни человека, в которые посвящать не  следует никого.

     «…всякий брат ставит преткновение другому…» - всякий брат, духовный единомышленник, соратник, друг, может стать «преткновением», соблазном другому человеку, который находясь на другом уровне разумения Воли Божьей, имея другие возможности и проблемы, может неверно расценить и воспринять действия своего ближнего, неоправданно подражая ему, и, тем самым совершая грех перед своей совестью и Богом. (см. «Воля Бога»)

      «…всякий друг разносит клеветы.» -   любой человек может «разносить клевету», т.е. не правильно поняв и оценив жизнь и поступки другого человека, не зная их мотивов, интерпретировать их ложно, распространяя эту ложь другим. (см. «Клевета»)

      («…чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это…» 1Фесс.4:6)