(см. "ГРЕХ", «БЕЗЗАКОННИК, БЕЗЗАКОНИЕ", «ДОБРО»)
Содержание:
1. Быт.2:9 («произрастил Бог дерево познания добра и зла»)
2. Быт.3:4,5 («вы будете как боги, знающие добро и зло»)
3. Быт.3:22 («стал как один из нас, зная добро и зло»)
4. Быт.3:1 («змей был хитрее всех зверей полевых»)
5. Быт.8:21 («помышление сердца человеческого зло от юности его»)
6. 3Иоан.1:11 («не подражай злу, но добру, делающий зло не видел Бога»)
7. 1Тим.6:9,10 («корень всех зол есть сребролюбие»)
8. Прем.Сол.12:10,20 («племя их негодное и зло их врожденное»)
9. Евр.5:12-14 («чувства навыком приучены к различению добра и зла»)
10. 3Цар.3:9 («сердце разумное различать что добро и что зло»)
11. Втор.1:32-35 («из сего злого рода не увидит доброй земли»)
12. Втор.30:15 («…предложил тебе добро и зло»)
13. Ис.7:14,15 («Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе…»)
14. Иов.2:9,10 («…злого не будем принимать от Бога?»)
15. Пс.37:20,21 («воздающие мне злом за добро…»)
16. Пс.51:3,5 («ты любишь больше зло»)
17. Пр.13:22 («грешников преследует зло»)
18. Еклл.9:2 («всему и всем одно, доброму и злому»)
19. Ис.5:20 («горе тем, которые зло называют добром»)
20. Мт.12:35 («злой человек из злого сокровища выносит злое»)
21. 1Петр.3:9-11 («уклоняйся от зла»)
22. Мт.5:39 («Я говорю вам: не противься злому, кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую»)
23. Рим.12:17 («не воздавайте злом за зло»)
24. 1Петр.3:12,13 («лице Господне против делающих зло», «кто сделает вам зло?»)
25. Рим.12:21 («Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»)
26. Пр.19:23 («страх Господень ведет к жизни, зло не постигнет его»)
27. Рим.7:21 («когда хочу делать доброе, прилежит мне злое»)
28. Рим.16:19 («желаю чтобы вы были просты на зло»)
29. Иоанн.3:20 («делающий злое, ненавидит свет»)
30. Евр.5:14 («…твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла)
31. 1Фесс.5:21,22 («Удерживайтесь от всякого рода зла.»)
Зло, (злой) - от «кривой», «наклонный», не ровный.
«Зло» является символом проявленного человеком нравственного, духовного нечестия, свершённого беззакония, противоборства Божьей Воле, отрицания, противления Его Заповедям, проявления собственной воли, противоречащей Воле Творца.
«Зло», как противоположность Добру, является препятствием к духовному совершенствованию человека, преградой к осуществлению Воли Бога в человеке и в народах, к достижению истинного смысла жизни.
«Зло» различают намеренное, умышленное, сознательное (вызывающее его последствия) и зло неумышленное, неосознанное, содеянное по незнанию, неопытности,- не вменяемое Богом в вину человеку.
«Злодеяние» - это действие человека, противоположное благодеянию и добродетели, представляющее собой преступление против требований нравственности, попирающее принцип гуманности и Божественной справедливости, выраженной в Учении Пророков, Христа и Апостолов.
1. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.» Быт.2:9
«…произрастил Господь Бог…» - Бог «произрастил», т.е. Своими жизнеутверждающими Законами создал все необходимое для физического и духовного становления Человека. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон», «Человек»)
Бог «произрастил», создал «Дерево Жизни», т.е. все условия для праведной жизни человека и открыл ему Свои Заповеди для счастливой и радостной жизни. (см. «Заповедь», «Дерево», «Жизнь»)
«…Дерево познания добра и зла…» - это двойственная природа материального мира, раскрытие, познание и применение которого может принести как пользу, так и вред человеку, в зависимости от реализации его свободной воли. (см. «Дерево», «Добро»)
«Зло» здесь, - это познание и использование человеком законов материального мира вопреки нравственным, духовным Законам Бога, открытым человеку в Его Заповедях. Использование законов материального мира не по их Божьему предназначению, является злом.
(Например: использование энергии атома во зло, может привести к гибели всего человечества.)
«...произрастил Господь Бог...дерево познания…зла» -«Господь», т.е. Бог Иегова, «произрастил» «Дерево Познания Зла», т.е. дал человеку полную свободу выбора познания как «Добра», так и «Зла», т.е. свободу совершения Добра и Зла и испытания их последствий.
Бог «произрастил», т.е. создал все для человека и предоставил Человеку полную свободу выбора и полную возможность познания всего Им созданного и способность извлечь из этого как Добро, так и зло. Бог создал Законы, способствующие реализации человеком его свободной воли, выбора путей и целей познания мира. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»)
2. «…и сказал змий жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.» Быт.3:4,5
Образное выражение «знает Бог», означает, что в тот «День», т.е. в период жизни человека, когда он проникнет в познание законов материального мира, он обретет возможность быть изобретателем того, что может погубить созданные Богом природу и человечество, т.е. может создать такие пагубные, разрушительные изобретения, которые противоречат созидающим Законам Бога и в природе вещей не должны существовать.
Вторжение в гармонию материального мира, созданного Богом и использование Его Законов человеком, который не одухотворен жизнью по Воле Бога, является беззаконием и оборачивается для человека злом, тогда он так «познает зло», т.е. испытывает последствия отвержения, нарушения им Божьих Заповедей. (см. «Заповедь», «Человек»)
«И сказал змей жене: нет, не умрете...» - в образе «Змея» отображена плотская природа человека, -человек, хитрейший из всех «Зверей Полевых», т.е. такой человек, который руководствуется только прагматическими, плотскими, тварными, материальными интересами, не имеющий «Дыхания Жизни», т.е. противоборствующий Божьим Заветам, не подчиняющийся Его Воле, не являющийся Его «Сыном», не имеющий духовного «Образа» и «Подобия» Бога». (см. «Змей»)
Это противление Богу и человек противящийся Богу, символически отображен в Священных Писаниях также словами «Диавол», «Сатана». (см. «Сатана», «Диавол»)
«Змей» - это аллегорический образ, характеристика человека, который свои материалистские интересы возвел в идеологические установки, догмы, и которыми он хитро, коварно соблазняет «Жену» («Еву»), т.е. тех людей, которые живут истинной Жизнью, согласно Божьих Заповедей. (см. «Жена», «Ева», «Жизнь»)
Такой человек, руководимый только запросами плоти, противоречащими духовным Законам истинной Жизни, воздействуя своей ложной идеологией на жизнь людей, представленных в образе «Жены», «Евы», словами «нет не умрете», распространяет свое коварное, корыстное ложное утверждение о том, что жизнь, не согласованную с Мудростью Законов Божьих, можно продлить до бесконечности. (см. «Смерть»)
«Змей», т.е. хитрая плотская природа человека, его материалистское мышление вопреки Воле Божьей, было принято жизнью людей, отображенных в образе «Жены», «Евы». Человек не поверил, что вследствие ее нарушения, он окажется духовно мертвым для праведной, истинной жизни. Он возомнил, что своевольно вторгаясь в запретную сферу сугубо материалистской жизни, он обретет самостоятельное определение и знание Добра и зла, чтобы использовать его в своих бездуховных, материалистских замыслах. (см. «Змей», «Диавол», «Сатана»)
«5…но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши…» - «знает Бог», т.е. духовные Законы Бога неизменно определяют Божественную Закономерность, согласно которой человек, который «вкушает» запрещенный Богом «Плод», т.е. вступает на запрещенный Богом путь жизни в беззакониях, неизбежно познает «Плоды» своей сугубо материалистской деятельности, - начинает «видеть», т.е. ощущать, осознавать последствия совершённого им непослушания, противоборства Воле Божией. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога», «Глаза») «Глаза»)
"...вы будете, как боги, знающие добро и зло.» - «Змеиные», коварные, изворотливые, греховно соблазнительные, сугубо плотские мысли человека усыпляли его совесть, совращали сознание, разум на своевольное проникновение в запрещенные «Плоды» познания материальных Законов Бытия, чтобы начать совершать «Зло», т.е. самостоятельно, без духовного руководства Божьими Заветами, использовать их в своих греховных интересах. (см. «Завет», «Закон»)
«Змей», т.е. «змеиные», коварные мысли, побуждения, противоречащие Воле Божией, склоняли Человека использовать таящиеся в Законах материального мира возможности для удовлетворения его сугубо плотских греховных запросов.
Соблазнительная перспектива возможности удовлетворения непомерных запросов плоти, желание ощутить себя «богом», властелином всего Бытия, которому будут подвластны все Законы природы, соблазняет человека, потерявшего духовность, на совершение зла - на вторжение, вмешательство в запрещенную Богом сферу деятельности, образно названную «Деревом Познания Добра и Зла». (см. «Бог», «Закон», «Дерево», «Добро»)
3. «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.» Быт.3:22
Первые главы Книги Бытие образно повествуют о духовном становлении Человека по Божьему «Образу» и «Подобию», предложенному ему его Творцом.
Образное выражение «один из Нас» указывает на изначальный Замысел, Идеал совершенного Человека, которого Творец поднял из «Праха», «сотворил» по Своему духовному «Образу» и «Подобию». (см. «Бог», «Человек»)
«…Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…» - Человек, наделенный богоподобными данностями: могучим разумом, свободной волей и творческим потенциалом, вторгся, вопреки Воле Бога, в познание и использование законов материального мира для удовлетворения сугубо плотских интересов. Так путем проб и ошибок, человек стал знать «Добро и Зло», т.е. знающим сущность законов материального мира, который таит в себе как «Добро», так и «Зло», в зависимости от того, для каких целей человек будет использовать эти знания. (см. «Добро»)
Идя по пути технократизации своей жизни, человечество вступило на путь нарушения Божьих Заветов, который отмечен «Злом» - огромными трудностями, опасностями и угрозой жизни человечеству. Поэтому «вкушение»,познание этого пути было запрещено Богом. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
4. «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог.» Быт.3:1
«Змей» - это аллегорический образ человека с тварным, сугубо плотским образом мышления и жизни, познавшего законы материального мира и употребившего их себе и окружающему его миру во зло. (см. «Змей», «Человек»)
Человек, живущий только для исполнения греховных запросов плоти, не стремящийся к достижению духовного «Образа» и «Подобия» Бога, является только «Полевым Зверем», «Змеем», созданным и наделенным Богом многими данностями. Но такой человек избрал, как свою основную цель жизни - способность только «ползать» по «земле», тесно соприкасаться с «Землей», т.е. избрал удовлетворение только его сугубо плотских потребностей и интересов. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
Образное выражение «змей был хитрее», означает, что «хитрость», т.е. умение удовлетворять «земные» потребности, приспособленчество к сугубо практической жизни, была отличительной характеристикой такого человека.
Эта «хитрость», прагматическое приспособленчество, употреблённое им для обеспечения только запросов плоти, явилась началом возникновения «Зла», впоследствии ставшего осознанным противлением Божьим Заповедям.
5. «…помышление сердца человеческого - зло от юности его…» Быт.8:21
«Сердце» человеческое – это совокупность чувственного характера человека, чувственных проявлений его личности, изначально исходящих из его плотской натуры. (см. «Сердце»)
Выражение «зло от юности» означает, что «сердце», т.е. чувства, желания, эмоции человека, генетически заложенные в него с юности и не руководимые Божьими Заповедями, - всегда приносят человеку «Зло», т.е. последствия их нарушений. (см. «Заповедь»)
Все, что продиктовано только плотскими интересами, лишенными Божественного руководства, является противоположностью интересам духа и поэтому является злом.
В то время, как понятие зла в истории народов всегда было относительным, в определении Заповедей Бога - зло всегда является категорией абсолютной.
6. «Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.» 3Иоан.1:11
«Зло» здесь как противоположность «Добру». (см. «Добро»)
«…делающий зло не видел Бога.» - человек отвергающий, нарушающий, извращающий Волю Бога, Его Заповеди, «делает», совершает «Зло», т.е. наносит вред своему духу, душе и телу, а также своими греховными мыслями и действиями приносит вред другим людям, соблазняя, научая их всему, что противоречит Добру, Благу, счастью, радости, праведной жизни.
«Видеть» Бога - означает всегда понимать и исполнять Волю Бога, Его Заповеди, переданные Пророками, Христом и Апостолами в Священных Писаниях. (см. «Глаза», «Бог»)
Человек, не познающий и не воспринимающий духовную сущность, значение Воли Бога, как практическое и духовное руководство своей жизни, не способен осознать, понять («не видел») благодать и Добро, исходящее к человеку при исполнении Законов Бога. Человек, "делающий зло", руководствуется только тварными, греховными побуждениями.
7. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; 10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.» 1Тим.6:9,10
«…корень всех зол есть сребролюбие...» - «Корень», причина всякого зла, противоборства Божиим Законам и Заповедям, заключается в угождении плоти, в «сребролюбии», т.е. в любви к материальному богатству, что является нарушением Божьей Воли и потому ввергает человека в «Бедствие», в «Пагубу», во многие «Скорби». (см. «Заповедь», «Корень», «Пагуба», «Бедствие», «Скорбь»)
«Сребролюбие» - это «Зло», - неоправданное разумными потребностями материальное обогащение и безудержное к нему стремление, физиологическое греховное влечение плоти человека к разнообразному угождению своим низменным потребностям и инстинктам.
Склонность к неоправданному угождению плоти исключает понятия «боголюбия», т.е. следование Божьим Заповедям, и «человеколюбия», - любви к ближнему.
(«Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.» Фил.3:19)
«Сребролюбие» также понимается как любовь первостепенной важности к греховным запросам плоти. (см. «Богатство», «Серебро»)
8. «…но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки… 20 Ибо, если врагов сынам Твоим и повинных смерти Ты наказывал с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла…» Прем.Сол.12:10,20
«…зло их врожденное...» - «Зло врожденное» - это генетически передаваемые человеку по наследству от предыдущих родов пороки, тяга к совершению нарушений Божьих Заповедей, как «Зло», уже изначально переданное грешниками-родителями своим детям на генетическом уровне.
Каждый человек унаследует меру определенных пороков от его родителей, предыдущих поколений, а потому уже имеет определенные собственные склонности ко злу.
Осознание этих пороков, борьба с ними и искоренение их следованием Божьим Заповедям так прерывает передачу пороков своему потомству.
«…помышление их не изменятся во веки…» - многие люди так горды и упрямы, что до конца своей жизни сознательно не обращаются к Слову Бога, и не хотят изменить свое порочное мышление, и свой греховный образ жизни, так теряя возможность обретения Жизни Вечной. (см. «Век»)
«…давая им время и побуждение освободиться от зла…» - Бог, продлевая жизнь человеку, всегда так дает ему время осознать обращенное к нему Его Слово и так побуждает его «освободиться от зла», т.е. избавиться от греховного, ложного мировоззрения, верования и стесняющего, физически и духово сковывающего, порабощающего его дух, душу и тело, порочного образа жизни.
Бог, дав человеку разум, свободу выбора, открывая ему благовестием праведников Свою Волю, Свои Заповеди, поэтому всегда дает человеку время и возможность осознания своих ошибок, грехов и покаяния в их содеянии. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Время»)
9. «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. 13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.» Евр.5:12-14
Для различения Добра и зла необходимо знать «Слово Правды», т.е. принять критерий познания Истины, открытый человеку Богом в Десяти Заповедях, в Мудрости Священных Писаний Пророков, в Учении Иисуса Христа и Его Апостолов. (см. «Слово», «Правда»)
Для умения человека «различать» понимать, распознавать Добро и зло требуется также навык, опыт, который приобретается терпением, умением контролировать свои мысли и сверять свои слова и поступки с Божьими Заповедями, Учением Христа и Его Апостолов.
Чувства, эмоции необходимо направлять, приучать к определенным, требующимся для праведной жизни действиям. (см. «Добро»)
«…твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.» - люди «совершенные», т.е. те, которые руководствуясь Мудростью Слова Божьего, Божьими Заповедями и Учением о них Иисуса Христа, так «приучили» свои чувства и свой разум различать Добро и зло.
Величайшим примером приобретения навыка к различению Добра и зла является Иисус Христос, о Котором сказано: - «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, 9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного…» (Евр.5:8,9)
Одни люди используют свои чувства для совершения «Зла», т.е. для достижения только плотских, материальных интересов, другие же люди – для достижения духовных, целей – достижение истинного смысла жизни Человека.
«Чувства» - это все психические, духовные, эмоциональные и иные скрытые и явные возможности человеческой природы организма, которые помогают разуму в решении выбранных целей, в определении Добра и зла.
10. «…даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло…» 3Цар.3:9
«…сердце разумное, чтобы…различать, что добро и что зло…» - когда человек желает приобретать Мудрость, познавая Божьи Заповеди, тогда Бог «дарует» ему «Сердце Разумное», т.е. чувства, руководимые разумом, и так человек приобретает способность «различать, что есть Добро», т.е. то, что созидает в человеке его совесть, благочестие, а что является «Злом», - что разрушает его разум, дух, душу и тело. (см. «Сердце», «Добро»)
Пророк показывает человеку необходимость и возможность приведения своего «Сердца», т.е. своих желаний, эмоций, воли, разума в состояние постижения Мудрости Слова Бога, познания и исполнения Его Воли. Такое единение человека с Богом необходимо для знания истинного Пути Жизни, для благоразумных поступков, мудрых наставлений, для верного понимания праведности и разгадывания, различения, изобличения зла и лжи.
11. «Но и при этом вы не верили Господу, Богу вашему, 33 Который шел перед вами путем - искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке. 34 И Господь [Бог] услышал слова ваши, и разгневался, и поклялся, говоря: 35 никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим…» Втор.1:32-35
Люди своевольные, гордые, упрямые, не верящие в Мудрость Слова Бога, переданную Пророками народам для их праведной жизни, не соблюдающие Его Заповеди, обращающиеся к лжеучениям, становятся греховными, злыми, развращенными беззакониями, лукавыми, что выражено словами «злой род». (см. «Род»)
«…никто из людей сих, из сего злого рода, не увидит доброй земли, которую Я клялся дать отцам вашим…» - люди, которые живут неправедной жизнью, не познают Волю Божию, не исполняют и отвергают ее, не увидят «Доброй Земли», т.е. не увидят подлинной радости в своей жизни, а также не войдут в новое устройство жизни народов, - в Царствие Воли Божьей на земле. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Земля»)
12. «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.» Втор.30:15
Бог, никогда, в прямом смысле, не предлагает человеку смерть и зло, но предоставляет ему право выбора.
Бог «предложил» человеку «Жизнь» и «Добро», т.е. дав ему разум, свободу выбора своего образа жизни, благовестием праведников открыл ему Свою Волю, исполнение которой дает человеку Добро жизни в праведности, приводящей к Жизни Вечной. (см. «Жизнь, Жизнь Вечная», «Добро»)
(«Если ты…будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его… то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли;..» Втор.28:1)
Отвержение, нарушение человеком Божьих Законов и Заповедей, совершение беззаконий, принесет ему «Смерть» и «Зло», т.е. жизнь, наполненную тревогами, проблемами, страданиями и потерю возможности обретения Жизни Вечной. (см. «Смерть»)
13. «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. 15 Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе…» Ис.7:14,15
Пророк Исаия говорит об установленной Богом Закономерности постепенного духовного «возмужания», духовного становления каждого человека, который должен пройти путь начальных познаний Воли Божьей, Его Заповедей, научения их осуществления, называя их «Молоком» и «Медом». (см. «Заповедь», «Молоко», «Мед»)
Пророк также предвидел, что этот путь познания и различения Добра и зла пройдет также и духовный «Сын» Божий - Иисус Христос для того, чтобы Он смог научиться от Пророков, от всех, живущих до Него Праведников, различать, определять, «отвергать» зло и избирать «Добро». (см. «Добро», «Сын», «Христос»)
Иисусу Христу необходимо было пройти путь познания окружающего его мира, путь духовного становления для умения отвергать «худое» и избирать «доброе». Духовное становление Иисуса Христа началось с постижения Им всех Откровений Премудрости Воли Бога, выраженной Мелхиседеком, Патриархами и всеми Пророками в Священном Писании.
(«Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.» Лук.2:40)
(«Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.» Лук.2:52)
Научение Добру и злу познанием народами Духа Учения Иисуса Христа берет свое начало от Мелхиседека, Авраама, Исаака, когда Учение о духовном возрождении Человека начало свое становление, утверждение в мире и воплотилось во всем совершенстве в Человеке – Иисусе Христе. (см. «Христос», «Учение»)
14. «И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри. 10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.» Иов.2:9,10
«...от Бога злого не будем принимать?» - от Бога для человека исходит все только «доброе», благое. Все «злое» исходит только от людей.
Неблагоприятные ситуации, которые возникают в жизни праведников, происходят от того, что грешники, не следуя Божьим Заповедям, преуспевают во зле, которое воздействует и на праведников, живущих в греховном обществе. Это является установленной Богом Закономерностью, которая образно выражена словами: «злое от Бога». (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
Испытания воздействием различными тяготами жизни, а также соблазнами греха способствуют терпению, проявлению истинной Веры и духовных качеств праведников.
(«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.» Рим.8:28)
15. «А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно; 21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.» Пс.37:20,21
Стремление к «Добру», к познанию и исполнению Божьих Заповедей, следование праведному образу жизни вызывает скрытую или явную «вражду», зависть, ненависть у грешников. (см. «Добро», «Вражда»)
Любой добрый поступок христианина, праведника уже сам по себе является обличением, для нечестивцев, беззаконников, и вызывает проявление их «вражды», выявление их разнообразного зла.
(«…ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы...» Иоан.3:20)
Совершение «Зла», т.е. распространение лжеучений, губительных идеологий, политические, религиозные гонения, преследования праведников, как на бытовом уровне, так и на государственном, в той или иной мере и форме продолжается и до настоящего времени в разных странах, подтверждая слова Христа: «Помните слово, которое Я сказал вам…если Меня гнали, будут гнать и вас…» Иоан.15:20
16. «Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда [со мною;]…5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду…» Пс.51:3,5
Причина любви к неправде, ко злу коренится в изначальных, генетически приобретенных эгоистических наклонностях человека, который всегда пытается оправдать свои поступки, которые противоречат Божьим Заповедям. (см. «Заповедь»)
«…ты любишь…зло…» - любить «Зло» означает - иметь привязанность ко всему неправедному, что приносит человеку только плотскую выгоду, но вредит его духу.
Любить «Зло» также означает следовать лжеучениям, догмам, губительным идеологиям, ввергающим человека в совершение злодеяний, беззаконий, приводящих его к потере Жизни Вечной. (см. «Любовь»)
(«Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь.» Иер.9:3)
17. «Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.» Прит.13:22
«Грешников преследует зло» - «Зло», т.е. бедствия различного характера, силы и продолжительности (болезни, несчастья, эпидемии, войны, голод и т.п.), которые испытывает каждый человек и все человечество на протяжении всей истории – это последствия совершения греха - нарушения Божиих Заповедей. (см. «Заповедь»)
Грешников «преследует» «Зло», т.е. настигают последствия совершенных ими грехов, отвержения, нарушения, искажения Божьих Заповедей. Нарушители Воли Бога неизбежно будут пожинать плоды свершенного зла, - своих беззаконий. (см. «Грех, Грешник»)
Временное, земное материальное благополучие человека, совершающего зло, не свидетельствует об избежании им Божьего наказания. (см. «Наказание»)
(«Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.» Пс.139:12)
18. «Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.» Еккл.9:2
Всё возникает и развивается по одним и тем же, изначально установленным Богом, физическим Законам. (см. «Закон»)
«Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому]» - схожесть, «равенство» всякой плотской жизни, на которое указывает Пророк - это подобие, сродство существования всякой плоти перед естественными Законами ее разрушения, перехода из одного состояния в другое.
Образ жизни каждого человека, что выражено словами «доброму и злому», будет сравнен Богом с Его истинным Мерилом - с Его Заповедями в конце жизни каждого человека. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь»)
(«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.» Иоан.12:48)
19. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!» Ис.5:20
«Горе», трагедии физического и духовного характера постигают каждого человека и народы, которые потеряли способность истинного различения Добра и зла, определение которого многообразно изложено в Священных Писаниях Пророков, в Божьих Заповедях, в Учении Иисуса Христа и Его Апостолов. (см. «Горе», «Добро»)
Не имея истинного духовного Критерия определения Добра и зла, не зная как отличить полезное от вредоносного, такие люди оказываются жертвами различных идеологических, религиозных, политических соблазнов, ввергающих их в различные трагедии. Такие люди разрушают не только свою земную, физическую жизнь, но и теряют Жизнь Вечную. (см. «Жизнь, Жизнь Вечная»)
.
20. «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.» Матф.12:35
Человек, отвергающий, нарушающий, извращающий Волю Бога, живущий только на основе своего накопленного греховного опыта, взглядов, традиций, следуя губительным религиозным догмам, верованиям, политическим идеологиям, опираясь на это «Злое Сокровище», формирует свои греховные, ложные убеждения и строит свой греховный образ жизни, что образно выражено словами: «выносит злое». Так человек теряет «Доброе», - лишая себя возможности достижения Жизни Вечной. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Добро», «Человек»)
.
21. «…не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему...» 1Пет.3:9-11
«…не воздавайте злом за зло…» - игнорирование, нарушение, извращение этого одного из основополагающих принципов Учения Христа и христианской жизни способствует продолжению совершению «Зла» как в семейных отношениях, так и в социальных, международных.
Люди, называющие себя христианами, на протяжении веков продолжают воздавать «злом за зло», т.е. например, взаимно убивают своих врагов, оправдывая нарушение Божьей Заповеди разными причинами. (см. «Заповедь»)
Из-за извращения и нарушения народами Божьей Заповеди «не убивай», продолжаются различные войны. Лживая религия порождает различные верования, перечисляет причины, по которым благословляет «воздаяние злом за зло», убийство врагов, отвергая другие – истинные, не связанные с насилием, действенные способы противления злу.
«Уклоняйся от зла...» - созидание «Добра», склонность, стремление к «Добру», является наиболее эффективным избавлением, «уклонением» от «Зла», т.е. спасением от нарушения Божьих Заповедей.
«Зло» - это одно их проявлений насилия: военного, экономического, расового, религиозного, психологического, семейного.
«Уклоняться от зла» означает не принимать участие в любом насилии, в социальных, политических, экономических и военных конфликтах, исключать себя из властных, насильственных государственных структур, искать метод, средство, возможность обойти, избежать совершения зла, избрать праведный способ жизни.
(О таком неучастии во «Зле» убедительно писал русский писатель, христианин Л.Н. Толстой, выдвигая христианский принцип «непротивления злу насилием», но противления злу всеми возможными ненасильственными способами и формами.
К непротивлению злу насилием также призывал индийский религиозный и общественный лидер Махатма Могандас Ганди, Л.М. Кинг и др. Одно изречений Ганди гласит: «Ненасилие — не удел трусости, оно всегда героизм.»)
Ненасилие - это не просто способ проведения манифестаций, не способ тех людей, которые из-за страха избегает столкновений. Ненасилие - это великая философия жизни и методология действий, всегда опирающаяся на глубокие моральные и религиозные убеждения следования Добру. Сегодня - это единственный эффективный ответ атмосфере насилия, распространенного в мире, как способу решения конфликтных ситуаций между людьми и народами.
«Уклонение от зла» означает также поиск возможности предохранения, защиты от злых деяний злых людей, т.е. умение различать, предвидеть ситуацию, в которой можно пострадать от зла и находить безопасный выход из таких ситуаций.
.
22. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» Матф.5:39
«…не противься злому» - основополагающий нравственный принцип Учения Иисуса Христа в борьбе со злом – это непротивление злу злом, физическим насилием. Христос призывает не сопротивляться злу злом, но сопротивляться любой агрессии всеми, доступными ненасильственными способами, не противоречащими Божьим Заповедям. (см. «Заповедь», «Христос»)
«…кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» - это означает, что последователь Учения Иисуса Христа не должен отвечать на зло злом, насилием на насилие, так как по установленной Богом Закономерности огонь огнем угасить невозможно. Ответ на насилие должен быть не злобным, не вызывающим новой волны агрессии.
(Этот, на первый взгляд, лишенный здравого смысла, необычный со светской логики и греховных многовековых устоев греховной жизни народов совет, имеет огромную силу и эффективность в достижении цели победы над злом не насильственным методом.)
23. «…никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.» Рим.12:17
Апостол, следуя Учению Христа, призывает христиан и всех людей не мстить за причиненное зло, обиды, но быть со всеми в мире, воспитывая в себе терпение, доброжелательность, тем самым следуя Заповедям Божиим о любви к ближнему и к своему врагу. (см. «Заповедь»)
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» Матф.5:44)
«…не воздавайте злом за зло...» - многие влиятельные религии мира и их нечестивые предводители, всегда игнорировали это повеление. Их приверженцы с одинаковой ненавистью и злом, убивали друг друга в войнах различного характера.
(«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.» 1Фесс.5:15)
Истинное разумение и соблюдение принципа Христа «непротивления злу насилием», всего Учения Иисуса Христа, сохранило бы жизни многих миллионов людей, погибших на протяжении всей истории человечества в различных жестоких военных противоборствах, войнах, и в конечном счете позволило бы победить, свергнуть захватчиков, гонителей народов без физического насилия. (см. «Христос»)
24. «…потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). 13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» 1Пет.3:12,13
«...лице Господне против делающих зло» - «Лице Господне», т.е. установленные Богом Законы, Заповеди, карают их нарушителей последствиями их зла. Божьи Законы, Заповеди являются наказующими для их нарушителей, для тех, кто отвергает, извращает Слово Его Заветов. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон» «Лицо» )
«13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» - человеку «ревностно», бескомпромиссно, смело, неуклонно исповедующему Божественные духовно-нравственные принципы, не будет причинен никакой духовный вред никакими внешними обстоятельствами. (см. «Ревность»)
(«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.» Матф.10:28)
Никто не сможет разрушить в человеке стремление делать Добро, если он будет стремиться постоянно руководствоваться Словом Божьим, Мудростью переданной Пророками, Христом и Его Апостолами. (см. «Добро»)
25. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.» Рим.12:21
«Не будь побежден злом...» - когда человеком овладевает ненависть, злоба, месть – это означает, что он «побежден», охвачен, пленен злом, и как его раб, готов совершать новое зло.
«…побеждай зло добром.» - победить «Зло» можно только «Добром», т.е. совершая правильные, истинные действия, направленные на искоренение причины зла. (см. «Добро»)
Любое побеждение «зла» «злом», т.е. насильственными методами, является только кратковременным, не приводящим к устранению, но напротив - к возникновению нового, более жестокого, изощренного насилия в будущем.
Освобождением, избавлением человека от зла, от беззакония, является его обращение к жизни, согласно Заповедей Божьих. (см. «Заповедь»)
26. «Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.» Прит.19:23
«Страх Господень» от страха физиологического, страха перед физическими переживаниями и страданиями, перед потерей благосостояния и физической жизни отличается тем, что человек, слыша «Голос» Бога, т.е. свою совесть и Слово Его Заповедей, благовествуемых праведниками, убоится совершать зло греха, не станет нарушать Заветы Бога. (см. «Господь», «Страх»)
Исполнение человеком Божьих Заповедей – это любовь в Богу и ближнему, благодарность, самоотдача, почитание, надежда, вера в Истину Воли Бога, т.е. «Страх Господень», который приводит человека к праведной жизни. Это делает его благочестивым, удовлетворенным имеющимся уровнем материальных благ, не испытывающим зависти, т.е. пребывающим в охранении от злых дел, избавленным от всякого зла. (см. «Страх »)
Человек, который из-за любви к Богу боится нарушить Его Заповеди, всегда будет жить в духовной безопасности, охраняемый исполняемой им Волей Божьей, установленными Им Законами, Промыслом Божьим. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
Такого человека «не постигнет Зло», т.е. его дух и душа не будут повреждены злом, грехом и потому не испытают его последствий.
27. «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.» Рим.7:21
Апостол говорит о двойственной природе человека, о Законе «Плоти», т.е. о сугубо плотских потребностях и интересах, который противостоит Закону «Духа», т.е. Законам Бога, Его Заповедям. (см. «Заповедь»)
Здесь «Закон» - это закономерность изначально заложенной Богом в человеке двойственности натуры, в которой совесть и разум пребывают всегда в противоборстве с греховными наклонностями и потребностями его плоти. (см. «Закон»)
Духовным потребностям, интересам человека всегда противостоят интересы плоти, интересы сугубо материальные, земные, тварные.
(«Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию…» Пс.118:133
(«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.» Рим.6:14)
28. «Ваша покорность [вере] всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.» Рим.16:19
«О вашем послушании знают все, и я очень рад за вас, но хочу, чтобы вы были мудрыми во всем добром и невинными в том, что касается зла.» Рим.16:19 Совр. перевод НЗ (IBS).
Так Апостол призывает всех людей совершать поступки, соответствующие вере в Заповеди Божии, т.е. быть не склонным на совершение зла, не совершать зло, т.е. не нарушать их. (см. «Заповедь»)
По лексиконам Дж. Стронга слово «просты» переводится - «быть чистым, невинным, неповрежденным злом», быть «неспособным, не склоненным на зло».
29. «…всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы...» Иоан.3:20
«…всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету...» - человек, отвергающий, нарушающий Волю Бога, попадает в круг злых дел, в жизнь в порочности, огорчении, в лукавстве. Такие люди, не воспринимающие Слова Бога, ненавидят духовный Свет Его Мудрости, становятся врагами нравственной чистоты, искренности, святости, потому что этим Светом Божественной Истины обнаруживаются и разоблачаются их грешные дела. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Свет»)
30. «…твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.» Евр.5:14
«…совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.» - человек «совершенный» - это человек, который постоянно познавая и исполняя Волю Бога в совершенстве может совершать праведные дела. Его чувства, эмоции, следованием Божиим Заповедям, «навыком» практической жизни так «приучены», обучены «различать», определять, выявлять «Добро» и «Зло». (см. «Заповедь», «Добро» )
31. «Все испытывайте, хорошего держитесь. 22 Удерживайтесь от всякого рода зла.» 1Фесс.5:21,22
«Удерживайтесь от всякого рода зла.» - человек, по своей природе унаследовав греховные склонности своих предков, склонен к соделанию «Зла», т.е. к нарушению Божьих Заповедей. Люди могут совершать «Зло» нечаянно, не специально, не умышленно, поэтому нет людей полностью безгрешных, переставших делать зло. Апостол, зная это, советует последователям Учения Христа «удерживаться» от зла, т.е. постоянно, следованием Божьим Заповедям, сдерживать свои греховные запросы плоти. (см. «Заповедь»)