Совесть

(см. «Разум»,  «Воля Бога», «Закон», «Завет», «Заповедь»)

 

Содержание:

1.  Быт.3:8,9 («И услышали голос Господа Бога,…»)

2. Рим.9:1  («сви­де­тель­ст­ву­ет мне со­весть моя…»)

3.  Рим.2:12-15  («де­ло за­ко­на у них на­пи­са­но в серд­цах…», «...и мыс­ли их, то об­ви­няю­щие, то оп­рав­ды­ваю­щие од­на дру­гую», «сви­де­тель­ст­ву­ет со­весть»)

4.  1Пет.3:16  («Имейте добрую совесть,..)

5.  Авв.2:1  («На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал…»)

6.    Отрицательное значение. Порочная совесть.

     Евр.10:22,23 («…кроплением очистив сердца от порочной совести,»)

7. 1Тим.4:1,2   («…ли­це­ме­рие лже­сло­ве­ст­ни­ков, со­жжен­ных в со­вес­ти сво­ей…»)

8.  1Кор.8:7  («…совесть их, будучи немощна, оскверняется.»)

     Тит.1:15   («Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но                  осквернены и ум их и совесть.»)

9.   Прем. Сол.1:9,10   («Ибо будет ис­пы­та­ние по­мы­слов не­чес­ти­во­го,..»)

 

 

Совесть -   это изначально заложенная Богом в человеке отличительная особенность, способность ощутить и осознать познанную им меру Воли Бога, как основного духовного Критерия и определителя его добрых или злых мыслей и поступков,  нравственный и духовный регулятор его жизни.

       Совесть – это за­ло­жен­ная Бо­гом спо­соб­ность че­ло­ве­ка осу­ще­ст­в­лять мо­раль­ный са­мо­кон­троль, са­мо­стоя­тель­но фор­му­ли­ро­вать для се­бя ду­хов­но-нрав­ст­вен­ные обя­зан­но­сти, тре­бо­вать от се­бя их вы­пол­не­ния и про­из­во­дить са­мо­оцен­ку со­вер­шае­мых по­ступ­ков.

      Со­весть - это дан­ное че­ло­ве­ку Бо­гом вто­рое "Я", которое не­за­ви­си­мо от во­ли че­ло­ве­ка оце­ни­ва­ет его мыс­ли и по­ступ­ки и уко­ря­ет его, ко­гда он по­сту­па­ет про­тив установленных Богом Законов и одобряет его, когда человек мыслит и поступает согласно им.  

      Совесть – это внут­рен­нее, из­на­чаль­но вро­ж­ден­ное свой­ст­во ра­зу­ма и не­из­мен­ная суть Че­ло­ве­ка, не­по­сред­ст­вен­но за­ло­жен­ная Бо­гом как ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный Пу­те­во­ди­тель, пер­вич­ный Кри­те­рий ис­тин­но­сти мыс­лей и по­ступ­ков.

       На со­весть в её пер­во­на­чаль­но чис­том ви­де влия­ют ус­вое­ние убе­ж­де­ний ро­ди­те­лей, ус­то­ев и нрав­ст­вен­ных и духовных цен­но­стей об­ще­ст­ва.

      Со­хра­не­ние ум­ст­вен­но­го, эмо­цио­наль­но­го и ду­хов­но-нрав­ст­вен­но­го здо­ро­вья за­ви­сит от же­ла­ния и сте­пе­ни осу­ще­ст­в­ле­ния «го­ло­са» со­вес­ти.

        «Го­ло­с со­вес­ти»  - это  естественный, изначально установленный Богом в сознании че­ло­ве­ка Кри­те­рий До­б­ра и зла, при­су­щий мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка, его спо­соб­но­сти оп­ре­де­лять свои мысли и поступки от­но­си­тель­но по­зна­вае­мой им Во­ли Бо­га.

          «Совесть» - это од­но из вы­ра­же­ний нрав­ст­вен­но­го са­мо­соз­на­ния лич­но­сти.  Во мно­гих ев­ро­пей­ских язы­ках сло­во   «Со­весть» эти­мо­ло­ги­че­ски близ­ко сло­ву «соз­на­ние»; в рус­ском же язы­ке оно про­ис­хо­дит от сло­ва «ве­дать», т.е. знать.
          Со­весть мо­жет про­яв­лять­ся не толь­ко в фор­ме ра­зум­но­го осоз­на­ния нрав­ст­вен­но­го зна­че­ния со­вер­шае­мых дей­ст­вий от­но­си­тель­но уже по­знан­ной Во­ли Бо­га, но и в фор­ме эмо­цио­наль­ных пе­ре­жи­ва­ний, на­при­мер в т.н. чув­ст­ве «уг­ры­зе­ния со­вес­ти».

      Совесть - это субъ­ек­тив­ное осоз­на­ние лич­но­стью сво­его дол­га и от­вет­ст­вен­но­сти пе­ред Твор­цом, Его Во­лей, пе­ред са­мим со­бой,  ближ­ним и об­ще­ст­вом.            

      Ру­ко­во­дству­ясь уров­нем и ме­рой ис­тин­но­сти по­зна­ния Во­ли Бо­га, т.е. лич­ной со­ве­стью, че­ло­век су­дит свои по­ступ­ки как бы от сво­его соб­ст­вен­но­го име­ни. Эта субъ­ек­тив­ная фор­ма от­ра­же­ния сфе­ры по­зна­ний ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных за­ко­нов, яв­ля­ет­ся го­ло­сом «внут­рен­не­го Я»;   про­яв­ле­ни­ем дан­ным Бо­гом при­ро­ж­ден­ным ду­хов­но нрав­ст­вен­ным чув­ст­вом, ос­но­ва­ние ду­хов­но-мо­раль­но­го дол­га че­ло­ве­ка пе­ред сво­им От­цом.
      Со­весть, как из­на­чаль­ный оп­ре­де­ли­тель мыс­лей и по­ступ­ков че­ло­ве­ка, час­то всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие  с тре­бо­ва­ния­ми ин­стинк­тов  и же­ла­ний пло­ти, с  внеш­ними ав­то­ри­те­тами, тре­бо­ва­ни­ями, предъ­яв­ляе­мыми че­ло­ве­ку об­ще­ст­вом на раз­лич­ных ста­ди­ях его ду­хов­но­го ста­нов­ле­ния.

    Со­весть, как ка­те­го­рия оп­ре­де­ле­ния До­б­ра и зла, из­на­чаль­но за­ло­жен­ная в ес­те­ст­во человека Бо­гом, и т.н. псев­до­со­весть, при­об­ре­тен­ная под дав­ле­ни­ем уров­ня соз­на­ния оп­ре­де­лен­но­го об­ще­ст­ва. Та­кая «со­весть» оп­ре­де­ля­ет­ся ус­ло­вия­ми вос­пи­та­ния че­ло­ве­ка, его стрем­ле­ни­ем оп­рав­дать не­зна­ние Во­ли Бо­га или ее осоз­нан­ные на­ру­ше­ния. Псев­до­со­весть по-раз­но­му от­ра­жа­ет дей­ст­ви­тель­ность, всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с духовно-нравственными За­ко­на­ми Бо­га, и яв­ля­ет­ся одной из при­чи­н их на­ру­ше­ния.

      В под­лин­ном хри­сти­ан­ском соз­на­нии тре­бо­ва­ния со­вес­ти  слу­жат ин­те­ре­сам дру­го­го че­ло­ве­ка, как ото­бра­же­ние ка­ж­до­го в от­дель­ном че­ло­ве­ке. Воз­ни­каю­щие кон­флик­ты ме­ж­ду лич­ной со­ве­стью и предъ­яв­ляе­мы­ми тре­бо­ва­ния­ми Во­ли Бо­га к че­ло­ве­ку  яв­ля­ют­ся толь­ко ре­зуль­та­том не­пра­виль­но­го по­ни­ма­ния дан­ной лич­но­стью или дру­ги­ми людь­ми дол­га че­ло­ве­ка перед Бо­гом и об­ще­ст­вом.

      Прин­ци­пы ду­хов­но­го еди­не­ния всех лю­дей, ус­та­нов­ле­ния Цар­ст­вия Воли Бо­га в че­ло­ве­ке и об­ще­ст­ве, нис­коль­ко не ума­ля­ют зна­че­ния ин­ди­ви­ду­аль­ной со­вес­ти ка­ж­до­го. По ме­ре уст­рое­ния Цар­ст­вия Во­ли  Бо­га в че­ло­ве­ке и об­ще­ст­ве  воз­рас­та­ет роль лич­ной соз­на­тель­но­сти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка и, сле­до­ва­тель­но, его со­вес­ти.

      По­ня­тие хри­сти­ан­ской со­вес­ти  тес­но со­пря­же­но с по­ня­ти­ем ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной, хри­сти­ан­ской мо­ра­ли.

      Со­весть так­же есть про­яв­ле­ние выс­шей ду­хов­ной при­ро­ды человека, которая вся­кий раз об­ли­ча­ет его за от­ступ­ни­че­ст­во от Во­ли Бо­га.

     Совесть – это ду­хов­но-нрав­ст­вен­ное соз­на­ние, под­соз­на­тель­ное и соз­на­тель­ное  нрав­ст­вен­ное чу­тье, чув­ст­во в че­ло­ве­ке; внут­рен­нее соз­на­ние, эта­лон са­моо­соз­на­ния До­б­ра и зла, са­мо­кон­тро­ля ду­ши че­ло­ве­ка, в ко­то­ром от­зы­ва­ет­ся одоб­ре­ние или осу­ж­де­ние ка­ж­до­го по­ступ­ка; спо­соб­ность  раз­гра­ни­чи­вать и рас­по­зна­вать на­прав­лен­ность  по­ступ­ка от­но­си­тель­но До­б­ра и зла. Это  внут­рен­нее  чув­ст­во, по­бу­ж­даю­щее к по­ни­ма­нию  ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной Ис­ти­ны  и  со­вер­ше­ния До­б­ра, от­вра­щаю­щее от лжи и зла; из­на­чаль­но за­ло­жен­ная в че­ло­ве­ке  лю­бовь к До­б­ру и к Ис­ти­не, к Гар­мо­нии и со­гла­сии с Волей Бога; при­ро­ж­ден­ное стрем­ле­ние к по­зна­нию и осу­ще­ст­в­ле­нию духовно-нравственных За­ко­нов Бо­га.

                                        Отрицательное значение.

«Порочная совесть» – это  разум, сознание  человека, закрытые его эгоизмом, заглушенные злом, различными пороками, желанием оправдать его греховные цели и поступки.  

        В об­ще­ст­вен­ной жиз­ни час­то при­сут­ст­ву­ет двой­ная мо­раль, где че­ло­век, на­ру­шаю­щий Во­лю Бо­га, стре­мит­ся мак­си­маль­но удов­ле­тво­рить свои ма­те­ри­аль­ные ин­те­ре­сы. Оп­рав­да­ние этих уст­рем­ле­ний, по­пыт­ки их упо­ря­до­чить и уза­ко­нить, яв­ля­ет­ся так на­зы­вае­мой ма­те­риа­ли­сти­че­ской мо­ра­лью. Та­кая мо­раль (нрав­ст­вен­ность) - это нрав­ст­вен­ность «рас­че­та», она ис­хо­дит из су­гу­бо ма­те­ри­аль­ных, эгои­сти­че­ских ин­те­ре­сов и слу­жит для удов­ле­тво­ре­ния лишь  плот­ских, но не ис­тин­ных, ду­хов­ных по­треб­но­стей человека. Как мо­раль «бла­го­ра­зу­мия», она при­спо­соб­ле­на (нау­кой,  куль­ту­рой, фи­ло­со­фи­ей и т.д.) к ис­пор­чен­ной гре­хом  (за мно­гие ты­ся­че­ле­тия уже на ген­ном уров­не) на­ту­ре че­ло­ве­ка. Та­кая «мо­раль», «со­весть» пря­мо или кос­вен­но, в тех или иных фор­мах от­ри­ца­ет аб­со­лют­ные Мо­раль­ные Прин­ци­пы, из­ло­жен­ные в Священном Пи­са­нии. Под­лин­ная мо­раль, чис­то­та со­вес­ти - это мо­раль Люб­ви, как по­ня­тия ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной со­во­куп­но­сти со­вер­шен­ст­ва Че­ло­ве­ка, ко­то­рые воз­мож­ны  для дос­ти­же­ния лишь в слу­же­нии Во­ле Бо­га, Его Заповедям.

 

1.   «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?» Быт.3:8,9

        «И услышали голос Господа Бога,…» -  «Голос» Господа Бога - это совесть и разум человека,   нравственный Критерий  его жизни, заложенный его Создателем в природу человеческой личности. (см. «Голос», «Бог», раздел «Действия Бога»)

        Бог  «говорит» к разуму человека через познание им Премудрости   Его Законов, открывает Себя в  гармонии всех  Его творений Бытия.

       После нарушения  Воли Бога люди увидели, почувствовали   свое духовно-опустошенное состояние, убедились в трагических  последствиях  их греховного  своеволия - их отступничества от Воли Божьей.  По­сле пер­во­го на­ру­ше­ния Во­ли Бо­га у лю­дей  пробудилось  при­род­ное чув­ст­во внутреннего стыда, душевного мучения,  на­зы­вае­мого со­ве­стью.

        С то­го периода, ко­гда «от­кры­лись гла­за у них» (Быт.3:7), че­ло­век уже не мог «ви­деть» Бо­га, он толь­ко «слы­шит» Его «Го­лос» через свою совесть. Пря­мое «ви­де­ние» Бо­га, т.е. осознание Истины чистым разумом,  уже тогда бы­ло ут­ра­че­но.      

       Люди «услышали», прочувствовали  дисгармонию их жизни, которая вступила в явное противоречие, противостояние, несоответствие с  окружающей их гармонией  «Рая», т.е. окружающего их мира. Разрушенная человеком гармония мира,  как «Голос» Божий, который присутствовал («ходящего») в окружающем их мире, таким  образом «проговаривала» осуждающим «голосом» последствий ее разрушения.  (см. «Рай»)

        «…и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога…» - человек начал   бо­ять­ся уп­ре­ка со­вес­ти, как обыч­но бы­ва­ет с те­ми, кто зна­ет, что по­сту­пил, или по­сту­па­ет не по За­ко­ну Бо­га, не по со­вес­ти. 

 

2.  «Ис­ти­ну го­во­рю во Хри­сте, не лгу, сви­де­тель­ст­ву­ет мне со­весть моя в Ду­хе Свя­том,..» Рим.9:1

           «…сви­де­тель­ст­ву­ет мне со­весть моя…» -  выражение «со­весть сви­де­тель­ст­ву­ет»означает -ука­зы­ва­ет, отк­ры­ва­ет, по­бу­ж­да­ет, осу­ждает, оп­рав­ды­ва­ет.

          «…со­весть…в Ду­хе Свя­том» -  это со­весть, внутреннее чувство справедливости, вос­пи­танное человеком под руководством Святости Истины, Воли Божьей, Его Заповедей, по­слу­ша­нием Его Свя­то­му Сло­ву, переданному Патриархами, Пророками, Христом и Апостолами.  (см. «Дух»)

 

 

3.  «Те, ко­то­рые не имея за­ко­на со­гре­ши­ли, вне за­ко­на и по­гиб­нут: а те, ко­то­рые под за­ко­ном со­гре­ши­ли, по за­ко­ну осу­дят­ся, 13  (по­то­му что не слу­ша­те­ли за­ко­на пра­вед­ны пред Бо­гом, но ис­пол­ни­те­ли за­ко­на оп­рав­да­ны бу­дут, 14  ибо, ко­гда языч­ни­ки, не имею­щие за­ко­на, по при­ро­де за­кон­ное же­ла­ют, то не имея за­ко­на они са­ми се­бе за­кон; 15 они по­ка­зы­ва­ют, что де­ло за­ко­на у них на­пи­са­но в серд­цах, о чем сви­де­тель­ст­ву­ет со­весть их и мыс­ли их, то об­ви­няю­щие, то оп­рав­ды­ваю­щие од­на дру­гую),..»  Рим.2:12-15

         «…де­ло за­ко­на у них на­пи­са­но в серд­цах…» - в каждом человеке  из­на­чаль­но за­ло­жен ду­хов­но-нрав­ст­вен­ный, внут­рен­ний кри­те­рий, оп­ре­де­ли­тель пра­виль­но­го мыш­ле­ния и образа жизни

перед Во­лей Бо­га.

         «...и мыс­ли их, то об­ви­няю­щие, то оп­рав­ды­ваю­щие од­на дру­гую» - внутреннее, неосознанное, подсознательное  чувство спокойствия, уверенности или тревоги,  («совесть») побуждает к работе разум, который, в свою очередь, порождает мысли, указывающие на причину состояния человека. 

         Выражение «сви­де­тель­ст­ву­ет со­весть» означает, что Бо­гом ка­ж­до­му че­ло­ве­ку из­на­чаль­но дан­а совесть – это внут­рен­ний оп­ре­де­ли­тель его по­ступ­ков (мо­раль­ных, нрав­ст­вен­ных). Он   оп­ре­де­ля­ет и на­прав­ля­ет жизнь че­ло­ве­ка,  также на­по­ми­на­ет, под­тал­ки­ва­ет че­ло­ве­ка к доб­ро­му по­ступ­ку.

        Человек, имея совесть, наделен нравственным чувством, способным отличать доброе от злого. Все нравственные учения, известные человечеству, основаны на интерпретациях этого вселённого Богом в человеческую природу нравственного чувства. Этим, в частности, объясняются чувство и разумение единых нравственных норм у людей самых разных эпох, религий, культур и мировоззрений.

 

4.  «Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше житие во Христе.»  1Пет.3:16

         Иметь «до­б­рую со­весть», оз­на­ча­ет – следованием Божьим Заповедям, иметь, обрести со­весть не ис­пор­чен­ную, под­лин­ную, здо­ро­вую, не­ос­к­вер­нен­ным гре­хом,   не ис­каженную беззакониями, быть нрав­ст­вен­но чис­тым.

       «До­б­рая со­весть» -  это чув­ст­во спра­вед­ли­во­сти, ко­то­рое при­но­сит че­ло­ве­ку ис­тин­ное доб­ро. Это внут­рен­ний го­лос до­б­ра и спра­вед­ли­во­сти.

 

 

5.   «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?» Авв.2:1

         Пророк взошёл на «Башню», т.е. взошел  на высоту созерцания  Откровения Истины Воли Божьей, познания Его Законов, обратился к Слову Божьему, высказанному всеми его предшественниками для того,  чтобы разрешить  возникающие вопросы.

      «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал…» - исследование себя и окружающего мира, Божественных Закономерностей, которые в нем действуют, Пророк называет своей «стражей», своей совестью. Он стал на эту «стражу» потому, что пребывание в таком состоянии, позволяло ему быть на страже своей духовности, наблюдая за своим сердцем и разумом, чтобы  не уклонится  от  исполнения Воли Божьей.

      Он стоял на «Башне» Слова Божьего, познание которого позволяло  ему «наблюдать» за собой, - за своей совестью, за своими мыслями, эмоциями, делами и узнавать, согласуются ли они с Волей Божьей.

         «…что скажет Он во мне…» - «Голос» Бога изначально заложен внутри человека -  в  дарованной ему  совести  и разуме. Если совесть и разум не умерщвлены сознательным нарушением Божьих Заповедей, то Бог возбуждая в человеке интуицию, наитие, духовное предчувствие, открывая его разуму Свою Волю, таким образом «говорит» к человеку, побуждает его к делам справедливости и к избавлению от  греховного образа жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)

 

                                    Отрицательное значение.

                                           Порочная совесть.

 

6.  «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно.» Евр.10:22,23

        Со­весть «по­роч­ная» - за­глу­шен­ная злом, эго­из­мом, раз­лич­ны­ми по­ро­ка­ми, же­ла­ни­ем оп­рав­дать гре­хов­ные це­ли и по­ступ­ки. 

        «…кроплением очистив сердца от порочной совести,» - нужно очистить себя от «порочной совести». И это возможно сделать только посредством духовно-образного «омовения» следованием Слову Божьих Заветов, но не какого-либо ритуала, обряда.

        Исследованием, верным восприятием Истины Слова Бога («кроплением»), неотступным исполнением Его Заповедей, человек должен очистить, освободить свой разум, сознание от различных заблуждений, от порочных стремлений к совершению беззаконных поступков. (см. «Омовение»)

 

7.    «Дух же яс­но го­во­рит, что в по­след­ние вре­ме­на от­сту­пят не­ко­то­рые от ве­ры, вни­мая ду­хам оболь­сти­те­лям и уче­ни­ям бе­сов­ским, 2 че­рез ли­це­ме­рие лже­сло­ве­ст­ни­ков, со­жжен­ных в со­вес­ти сво­ей…»  1Тим.4:1,2                                                      

      «Со­жже­ние со­вес­ти»,  т.е. избавление от  осознания своего беззакония, происходит в человеке соз­на­тель­но, ко­гда че­ло­век умыш­лен­но, на­стой­чи­во, пла­но­мер­но, все­воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми игнорирует увещевания праведников, и таким образом за­глу­ша­ет в се­бе голос разума, голос совести.

        «Оп­рав­да­ния» сво­их гре­хов­ных по­ступ­ков и такие по­ступ­ки яв­ляются свидетельством  «со­жже­ни­я» совести. К «со­жже­нию» со­вес­ти относятся как яв­ные, так и скры­тые по­ро­ки че­ло­ве­ка, спо­соб­ст­вую­щие «усы­п­ле­нию», успокоению со­вес­ти. (Пьян­ст­во, нар­ко­ма­ния, ложное мировоззрение и т.д.)

 

8.   «Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется." 1Кор.8:7

      «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.» Тит.1:15

          «…совесть их, будучи немощна,..» -   «немощь совести» - это утрата человеком, нарушающим Божьи  Заповеди, заложенного Богом чувства справедливости, чувства разграничения Правды и лжи,  Добра и зла.

         Без руководства истинными критериями познания Воли Божьей, совесть приобретает «немощь», т.е. утрачивает силу, способность сигнализировать об опасности совершения греха, нарушения Божьих Заповедей.

         «…совесть их…оскверняется.» - те люди, которые признают «идолов», т.е. служат своим  религиозным, политическим кумирам, их идеологиям,  славе, богатству, власти, и «едят идоложертвенное», т.е. насыщаются всем, что приносится в жертву греховным запросам плоти, так «оскверняют» свою совесть, делают ее нравственно, духовно порочной, ущербной.

 

 

9.  «Ибо будет ис­пы­та­ние по­мы­слов не­чес­ти­во­го, и сло­ва его взой­дут к Гос­по­ду в об­ли­че­ние без­за­ко­ний его; 10 по­то­му что ухо ревности слы­шит все, и ро­пот не скро­ет­ся.» Прем. Сол.1:9,10

         «Ибо будет ис­пы­та­ние по­мы­слов не­чес­ти­во­го,..» - вся жизнь че­ло­ве­ка как бы «за­пи­сы­ва­ет­ся» на маг­ни­то­фон его па­мя­ти на про­тя­же­нии всей жиз­ни. Все по­бу­ж­де­ния че­ло­ве­ка, мыс­ли и де­ла в час его смер­ти «вос­хо­дят» к Бо­гу для спра­вед­ли­во­го су­да, для оп­ре­де­ле­ния и об­ли­че­ния всех его дея­ний.

         «…сло­ва его взой­дут к Гос­по­ду в об­ли­че­ние без­за­ко­ний его,..» - «сло­ва» - это внешнее вы­ра­же­ние внут­рен­не­го со­стоя­ния че­ло­ве­ка. Та­кие «сло­ва» не­из­беж­но пред­ста­нут пе­ред пер­вым «пред­ста­ви­те­лем» Бо­га в че­ло­ве­ке — перед его со­ве­стью. Все по­мыс­лы пред­ста­нут на суд перед со­ве­стью че­ло­ве­ка и перед Богом.

        «…по­то­му что ухо ревности слы­шит все...» - (см. «Ухо», «Ревность»)