(см. "ЕДЕМ", "САД", "ВОСТОК", "ЗЕМЛЯ", "ЦАРСТВО", "ЖИЗНЬ, ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ")
Содержание:
1. Быт.2:8 («насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке»)
2. Быт.3:8,9 («и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.»)
3. Быт.2:10 («из Едема выходила река для орошения рая»)
4. 2Кор.12:1-4 («знаю человека во Христе…он был восхищен в Рай»)
5. Лк.23:42,43 («ныне же будешь со Мною в раю»)
6. Ис.51:3 («Господь сделает пустыни его (Сиона) как рай»)
«Рай» - греч. "огpада", а также "то, что обнесено оградой», «огороженное» или «защищенное место», т.е. «защищенный сад», «большой сад», «насаждение».
«Едем» - «приятный», «приятность», «наслаждение», «нежный», «утонченный».
Эти переводы отображают «Рай» - начальный исторический период полной гармонии первозданной Природы (Бытия) и Человека, символ гармонии созданных Богом совершенных, оптимальных условий для жизни человека, защищенного благотворными Заветами Бога, данным Человеку разумом от губительных воздействий сугубо плотских желаний Человека.
«Рай» - это среда, условия способствующие раскрытию и применению физических и духовных возможностей Человека в познании и исполнении Божьих Заповедей.
«Рай» - это образ благоприятных, идеальных условий (определенный промежуток времени), в которых находился Человек до нарушения гармонии его отношений с Волей Бога.
«Рай» - это полное согласие и единение с Творцом и безгрешная открытость друг перед другом, в которой жили, т.е. находились люди до нарушения Воли Бога.
Из «Рая», из Божьего «Сада», т.е. из этого благочестивого состояния, они «изгнаны» своим нарушением Божественной Воли, тем самым они лишили себя защиты благодатными Законами Бога.
«Рай» - это «Царствие» Воли Бога, которое осуществляется в человеке и которое непременно осуществится на земле во всех народах.
«Рай» - это символ духовно-возвышенного состояния, душевного и духовного мира Человека, пребывающего в полном единении с Богом, с Духом Премудрости Его Воли.
«Рай» - «Сад» - «Едем», - это символ духовных «насаждений», т.е. Божиих Заветов, созданных Его Премудростью, выраженных в Его духовных Законах для совершенной, праведной жизни человека.
«Рай», «Сад» - это также символ Божьего «Насаждения», т.е. людей, ещё не достигших духовного «Образа» и «Подобия» Божьего, но уже способных познавать, воспринимать истинную жизнь, соответствующую Воле Божьей.
«Рай» - это Жизнь Вечная, это высшее состояние Бытия, в которое после окончания физической жизни переходит человек, исполнением Божьих Заповедей достигший в его душе «Царствия» Воли Божией.
.
1. «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.» Быт.2:8
«…насадил Бог рай…» - Бог, Премудростью и творческой силой Своих физических и духовных Законов, «насадил», т.е. создал, привел все Свое Творение в состояние наивысшего благоприятствования для праведной жизни человека. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон»)
«Рай» - это высшее духовное состояние умиротворенности человека перед его Творцом, достигнутое познанием и исполнением Его Воли. (см. «Воля Бога, воля человека», «Едем», «Творец», «Человек»)
«…рай в Едеме» - это высшее духовное, внутреннее состояние Человека в его гармонии жизни согласно Божьим Заветам. (см. «Завет»)
«Рай», «Сад», «Едем» - это символы духовных «Насаждений», т.е. Божиих Заветов, созданных Его Премудростью, выраженных в Его духовных Законах для совершенной, праведной жизни человека. (см. «Закон», «Премудрость»)
«Сад» - это также символ Божьего «Насаждения», т.е. людей, еще не достигших духовного «Образа» и «Подобия» Божьего, но уже способных познавать, воспринимать истинную жизнь, соответствующую Воле Божьей. Человек, находясь в их окружении, сотворенный Богом совершенным познанием и исполнением Его Воли, отобразивший в себе духовный Божий «Образ» и «Подобие» и образно названный «Адамом», начал «возделывать» и «хранить», т.е. просвещать и оберегать эти народы – это духовное Божье «Насаждение». (см. «Насаждение», «Народ»)
«…рай в Едеме на востоке…» - «Восток», это Премудрость изначальных Замыслов и Предопределений Бога о создании совершенного Человека, который постигнув и воплотив Волю Божью, должен явить, отобразить в себе духовный «Образ» и «Подобие» Бога-Творца. (см. «Восток»)
«Рай…на востоке» - это начало высшего духовного состояния человека, исполняющего Божьи Законы, в котором он постиг восходящий Свет Откровения Премудрости Воли Божьей. (см. «Восток»)
«…Бог…поместил там человека…» - Бог «поместил человека» т.е. предоставил, определил для него Откровения Истины Своей Воли, исполнение которой обеспечивает человеку наивысшие духовные блага, чтобы он, их воплощением, достиг духовного Божественного «Образа» и «Подобия». (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Образ Бога, Человека, Зверя», «Подобие Бога»)
В Премудрости жизнеутверждающих Законов Бог открыл человеку Свою Волю, для его жизни в праведности и для достижения человеком Божественного «Образа» и «Подобия», чтобы воспринимая и исполняя совершенства Мудрости Божьей Воли, Его Заповедей, человек вошел в высшее внутреннее духовное состояние «Рая», т.е. в состояние полного согласия, единения, слияния с Волей Бога. (см. «Заповедь»)
2. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?» Быт.3:8,9
"...и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога…" – Человек («Адам») и его жизнь (т.е. «Жена», «Ева»), соблазнившись привлекательностью перспективы материалистического образа жизни, отвергли, нарушили Божьи Заветы. (см. «Завет», «Адам», «Человек», «Жена», «Ева»)
Мировоззрение человека стало материалистическим и, поэтому, он уже «скрывался», «прятался», т.е. уходил, удалялся от Света Истины Воли Бога, совершая грехи, беззакония и оправдывал свое нарушение Божьей Воли заземленными, хитрыми разновидностями греховных измышлений. (см. «Воля Бога, воля человека», «Грех, Грешник»)
Выражение «скрылся от лица Господа Бога» означает, что люди отошли от исполнения Его Воли. При нарушениях повелений Бога, человек и его жизнь («Ева») неизбежно отходят от Премудрости Воли Бога, «скрываются» от Его «Лица», т.е. отходят от Его Заветов, Постановлений. (см. «Завет», «Постановление»)
«...скрылся Адам и жена его между деревьями рая.» - «Адам» и «Жена», «Ева», т.е. образ мышления и жизни человека, после нарушения им Воли Бога, потеряли духовное совершенство познания и исполнения Воли Бога и Блага Жизни по Заповедям Бога и «скрылись», т.е. вновь погрузились в состояние начального уровня бездуховного существования. Так Человек «скрылся», т.е. стал духовно безликим, потерял «Образ» и «Подобие» Бога.
(«И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.» Евр.4:13)
«Деревья рая» - здесь это люди, находящиеся на начальном уровне духовного становления, с сугубо земными, плотскими интересами, не имеющие познания Воли Божией, Его Заветов, Заповедей. (см. «Заповедь», «Дерево», «Человек»)
(В Пс.1:3 и Иер.17:7 и след. Плодоносящее Дерево является образом человека, живущего по Закону Божьему.
В НЗ плодоносные Деревья олицетворяют людей праведных, а бесплодные - нечестивых (Мф.3:10; 7:17-19; Лк.6:43,44).
В Иуд.12 нечестивцы сравниваются с "осенними деревьями, бесплодными, дважды умершими, исторгнутыми".)
«Деревья» «Рая» означают также необходимые основы познаний для духовного становления Человека. (см. «Дерево»)
«..Адам, где ты?» - совесть, как Божественная данность человеку, верно определяет его духовное состояние.
Бог, «Голосом» данной человеку совести, обращается к его сознанию, чтобы открыть, указать ему его неправедное состояние, когда зло уже вошло в его жизнь, но человек уже «вкусил Плод» познания «Добра» и «Зла», т.е. пошел путем проб и ошибок. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Голос»)
Мир, прежде единый и гармоничный, теперь виделся ему разделенным на враждебные сферы «доброго и злого», «выгодного и невыгодного», «правды и лжи». И человек предпочел не повиноваться Богу, не принимать Его Волю, а прислушиваться лишь к своему чувственному образу мышления, создающему выгодные для удовлетворения плотских запросов догмы, лжеучения, и поэтому он начал разрушать себя и окружающий мир.
Обладая независимой волей выбора, человечество, отображенное в образе «Адама», стало лжецом и обвинителем своего Творца. Человек, в своем преступлении Божьих Заветов, сначала обвиняя «Еву» («Жизнь»), а затем обвиняет и Бога: «жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел». (Быт 3:12) (см. «Жена»)
«Голос Бога» - «Голос» совести, как духовной данности от Бога, «Голос», присущий только человеку, взывает к его сознанию, как бы говоря: - «в каком состоянии ты оказался?» Голос совести проговорил в Человеке, осуждая его нарушение Воли Бога и потерю духовной связи со своим Творцом. (см. «Бог», «Голос», «Творец»)
(«И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.» Евр.4:13)
«Адам» является символом Духа Человека, его Разума. (см. «Адам»)
«Ева» - душа, сфера чувств человека. (см. «Ева»)
«Змей» - злое побуждение, исходящее от плоти, животной, неодухотворенной природы человека. Плотские чувства человека («Змей») всегда в начале воздействуют на его жизнь («Еву»), склоняя ее к нарушению Воли Бога. Жизнь же, по руководству плоти, в свою очередь, помрачает разум человека («Адама»). (см. «Змей»)
3. «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.» Быт.2:10
«…Из Едема выходила река» - из «Едема», т.е. из познания Божественного устройства среды обитания, человек мог получать духовную «Воду» Божьих Заветов для его дальнейшей благодатной жизни. (см. «Завет», «Едем», «Река», «Вода»)
«Река» - это символ Заветов, Законов, Заповедей Бога для человека, сохраняющего, поддерживающего в нем праведную Жизнь. (см. «Закон», «Заповедь», «Река»)
«…для орошения рая…» - знания, которые получал человек от исследования Божьих творений, служили ему для «орошения» подаренного ему Богом «Рая», т.е. для поддержания благодатной духовной гармонии плоти и духа человека. (см. «Знание»)
«Орошать», т.е. давать духовную пищу, питать «Водой» Слова Божьего, поддерживать истинную жизнь человека в гармонии с Божьими Заповедями. (см. «Вода», «Слово»)
4. «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. 2 Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. 3 И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), 4 что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.» 2Коринф.12:1-4
«2 Знаю человека во Христе, который…был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» - Апостол образным языком говорит о самом себе, о своем пребывании в «Рае», т.е. в состоянии озарения осознанием Откровений Воли Божьей, Учения Иисуса Христа, полноты Мудрости Божьей, истинность и величие которой выразить какими-либо словами человеку невозможно. (см. «Воля Бога, воля человека», «Христос», «Учение», «Апостол»)
«Рай» здесь - это символ высшего духовного постижения, ведения Воли Бога. Духовное озарение человека происходит вследствие его духовной работы по исследованию, осознанию Слова Откровения Его Воли, переданной всеми Пророками. Это возвышенное состояние духа, души и тела человека названо здесь «Восхищением». (см. «Познание», «Откровение», «Восхищение»)
«…восхищен был до третьего неба…он был восхищен в рай…» - Божественными Откровениями об истинной Жизни, Апостол Павел был поднят в «Рай», т.е. духовно, эмоционально «увидел» такую «Высоту» познания тайн торжества Воли Бога, будущие блага Царствия Его Воли в жизни праведников, которые недоступны человеку с обычным материалистическим образом мышления и жизни, не следующему Божьим Заветам, Заповедям. (см. «Завет», «Заповедь», «Царство», «Небо, Небеса»)
«…слышал неизреченные слова…» - Апостол Павел, изучая Писания Пророков, познавая Учение о них Иисуса Христа, так «слышал неизреченные слова», т.е. понял, осознал, духовно прочувствовал, испытал то знание Премудрости от Бога, которое невозможно выразить, предать теоретически, письменно или чувственно, зримо. (см. «Писание Священное», «Слово»)
«…которых человеку нельзя пересказать…» - человеку невозможно в полной мере внешне выразить прочувствованность действия Воли Бога в себе.
5. «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! 43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.» Лк.23:42,43
«Рай», о котором говорит здесь Иисус Христос - это Жизнь Вечная, это высшее состояние Бытия человека, в которое после окончания физической жизни переходит праведно проживший жизнь человек, человек раскаявшийся в своих прегрешениях и прощенный Богом. (см. «Праведник, Праведность», «Жизнь, Жизнь Вечная»)
«…ныне же будешь со Мною в раю» - слово «ныне», исходя из Духа Евангельского Учения Иисуса Христа о «Воскресении», означает «в тот же день», «с этого момента», т.е. «Воскресение», духовное прозрение раскаявшегося грешника наступило в день его физической смерти и перехода в «Рай», т.е. в Жизнь Вечную вместе со Христом. (см. «Христос», «Учение»)
Слово «будешь» указывает на неизбежность осуществления Божественной Закономерности - прощения раскаявшегося грешника.
Иисус Христос предвидел, что этот искренне раскаявшийся человек, изменил бы свою жизнь, поэтому с этого момента ему стала открыта Жизнь Вечная. Это означает, что с момента признания своей вины и утраты физической жизни в состоянии раскаяния, человек обретает избавление, спасение от вечной погибели и переходит в высшее состояние Бытия - в состояние «Рая», т.е. в Жизнь Вечную. (см. «Покаяние», «Прощение», «Спасение», «Избавление», «Воскресение», «Жизнь, Жизнь Вечная», «Погибель, Пагуба»)
Праведники достигают «Рая» исполнением в себе «Царствия» Воли Божией, Его Заповедей. (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Царство»)
6. «Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа…» Ис.51:3
«Сион…как рай...» - это символ будущего Царствия Воли Бога в народах, её исполнением ставших Ему послушными. Это время, когда природа и человек приобретут свое первозданное величие. (см. «Воля Бога, воля человека», «Царство»)
Это символ благословения, совершенства, состояния созвучия, гармонии с Волей Бога людей, называемых образным языком Библии «Сионом». (см. «Сион», «Народ»)
«…Господь…сделает пустыни его («Сиона»), как рай...» - «Пустыни Сиона» - это духовное запустение Иудаизма и христианских религий, их отход в познании и исполнении первоисточников Истины Воли Бога, выраженной в Священных Писаниях Пророками, Христом и Апостолами. (см. «Сион», «Пустыня»)
Бог «утешит», «сделает», т.е. истинной проповедью Праведниками Своей Воли, так возвратит, возродит народы в чистое, истинное ее разумение и первозданное духовное состояние жизни. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Проповедь»)