Ближний

(см. «БРАТ»,  «ДРУГ»)

  

Содержание.


1.  Лук.10:27-37    ( «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?»)

2.  Исх.20:16,17   («Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.»)

3.  Дан.9:7       («У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд,…и у всего Израиля, у ближних и дальних..»)  




 

 

«Ближний» - это характеристика человека, который ближе всего сердцем и разумом       воспринял, принял, понял другого человека, и в разнообразных его потребностях и всегда готов помочь ему, так  исполняя  Учение Иисуса Христа о Божьей Воле, Его Заповеди.   

 

 

 

1.    «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»   Лук.10:27-37   

         «Ближний», согласно определению Иисуса Христа – это человек, руководствующийся Учением Христа о Воле Бога,   проявляющий сострадание к другому человеку, оказывающий ему разнообразную милость,     разнообразную духовную и практическую помощь, независимо от его социального положения, имущественного статуса и вероисповедания. (см. «Милость, Милостыня»,  «Христос», «Учение»)

      Понятия «ближний» и «брат» не тождественны и  отличаются степенью духовного родства в разумении и исполнении Воли  Бога одним человеком по отношению к другому. В то время, когда «Ближним» является каждый человек друг другу, слово «Брат» определяет только такого человека, который исполняет Божью Волю, выраженную в Заповеди. (см. «Воля Бога», «Заповедь», «Брат»)

      («Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.»  Матф.12:48-50)

 

 

2.    «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.» Исх.20:16,17

           «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.» - ложное свидетельство произносят люди друг на друга не только в отношении вопросов их  бытовой жизни, но и в вопросах их убеждений, их религиозных верований. Не зная доподлинно мировоззрение человека, мотивы его того или иного его суждений и поступков,  можно составить неверное о них представление и оказаться лжесвидетелем на другого человека,  что запрещено Словом Божьим и является нарушением Божьей Воли.  (см. «Заповедь», «Ложь», «Свидетельство»)

 

 

3.   «У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд, как день сей, у каждого Иудея, у жителей Иерусалима и у всего Израиля, у ближних и дальних, во всех странах, куда Ты изгнал их за отступление их, с каким они отступили от Тебя.» Дан.9:7

           Здесь Пророк Даниил выражал исходящее из изречений всех предыдущих Пророков, заключение, в котором осуждал отступничество «всего Израиля», - его «ближних» и «дальних» народов, от Истины Воли Единого Бога Иеговы. (см. «Бог», «Иегова»)

          Выражение «у всего Израиля», у его «ближних и дальних» означает, что среди народа, образно именуемого «Израилем», т.е. среди людей, знающих Божьи Заповеди, есть люди «ближние» и «дальние». (см. «Израиль», «Народ», «Заповедь»)

          «Ближние»  - это этнически и духовно родственные Иисусу Христу люди, о пришествии Христа к которым Апостол говорил: «Пришел к своим, и свои Его не приняли.» (чит. Иоан.1:11). Это были фарисеи, служители Иудейской религии, извращенной буквалистическим восприятием образных текстов Священного Писания, которые не признали, и предали на смерть Иисуса Христа - суду язычников, римлян. (см. «Христос»)

          Слово «ближних» также можно воспринимать как характеристику народов, которым ближе Учение Пророков и Иисуса Христа о Воле Бога, и  «дальних», т.е. тех народов, которые исповедуют другие религии, отдаленные от христианства. (см. «Воля Бога», «Учение»)

       «Дальние» это также те Евреи, Иудеи, которые были рассеяны по всему миру, и также те, которые далеко отстояли от этой веры в Единого Бога –они были в многобожии.