Вефиль

(см. "ДОМ",  "СОБРАНИЕ")
 

 

Содержание:

 

1.   Быт.28:12-19 («И на­рек (Иаков) имя мес­ту то­му: Ве­филь…»)

2.   Ам.3:14 («Я взыщу с Израиля…за жертвенники в Вефиле»)

      Быт.12:7,8 («От­ту­да дви­нул­ся он (Аврам) к го­ре, на вос­ток от Ве­фи­ля»)

3.   Быт.35:1 («Бог ска­зал Иа­ко­ву: встань, пой­ди в Ве­филь и жи­ви там, и уст­рой там жерт­вен­ник Бо­гу,..»)

4.   Быт.35:6,7 («и пришел Иаков в Вефиль…ибо тут явил­ся ему Бог, ко­гда он бе­жал от ли­ца бра­та сво­его»)

5.   4Цар.2:1-3 («… Илия с Елисеем…пошли они в Вефиль...)

6.   Отрицательное значение:

     Ам.4:1-6 («идите в Вефиль и грешите…»)

7.   Ам.5:5 («Не ищи­те Ве­фи­ля и не хо­ди­те в Гал­гал, и в Вир­са­вию не стран­ст­вуй­те, ибо Гал­гал весь пой­дет в плен и Ве­филь об­ра­тит­ся в ни­что»)

8.   4Цар.23:15,17-20,25 («и сказали ему (Иосии) жители города…что ты делаешь над жертвенником Вефильским»)

 

 

 

«Вефиль»  – в переводе - «Дом Бо­жий» -  это символ  исторического духовного единения народа, в котором пребывает, сохраняется познание и исполнение Воли Божьей.

«Вефиль»  –  это Вселенское Собрание Праведников всех времен, которые исполнением Заповедей Божьих  собраны, объединены в духовную Семью, Основателем, духовным Строителем которой является Бог.

      

 

1.   «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Гос­подь сто­ит на ней и го­во­рит: Я Гос­подь, Бог Ав­раа­ма, от­ца твое­го, и Бог Исаа­ка. Зем­лю, на ко­то­рой ты ле­жишь, Я дам те­бе и по­том­ст­ву твое­му; 14 и бу­дет по­том­ст­во твое, как пе­сок зем­ной; и рас­про­стра­нишь­ся к мо­рю и к вос­то­ку, и к се­ве­ру и к по­луд­ню; и бла­го­сло­вят­ся в те­бе и в се­ме­ни тво­ем все пле­ме­на зем­ные; 15 и вот Я с то­бою, и со­хра­ню те­бя вез­де, ку­да ты ни пой­дешь; и воз­вра­щу те­бя в сию зем­лю, ибо Я не ос­тав­лю те­бя, до­ко­ле не ис­пол­ню то­го, что Я ска­зал те­бе. 16 Иа­ков про­бу­дил­ся от сна сво­его и ска­зал: ис­тин­но Гос­подь при­сут­ст­ву­ет на мес­те сем; а я не знал! 17 И убо­ял­ся и ска­зал: как страш­но сие ме­сто! это не иное что, как дом Бо­жий, это вра­та не­бес­ные. 18 И встал Иа­ков ра­но ут­ром, и взял ка­мень, ко­то­рый он по­ло­жил се­бе из­го­ловь­ем, и по­ста­вил его па­мят­ни­ком, и воз­лил елей на верх его. 19 И на­рек имя мес­ту то­му: Ве­филь, а преж­нее имя то­го го­ро­да бы­ло: Луз.» Быт.28:12,19

        «17…это не иное что, как дом Божий, это врата небесные…19 и нарек (Иаков) имя месту тому: Вефиль» -  Бог от­крыл Иа­ко­ву «Врата Небесные» - ис­тин­ное познание Его Воли. (см.  «Воля Бога», «Иаков», «Ворота»)   

        В этом со­стоя­нии оза­ре­ния Иа­ков осознал   «До­мом Бо­жи­им» всех сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, духовное Собрание Праведников всех времен, живущих согласно Воле Божией, от ко­то­рых он вос­при­нял пол­но­ту ис­тин­но­го Бо­го­ве­де­ния. (см. «Дом», «Собрание»)

        «Вефиль» - это символ духовного единения народа истинной Веры в Единого Бога Иегову, исполнением Воли Божией хранящих в неприкосновенной чистоте Святыни Его Заветов.

          ( «Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его; в Вефиле Он нашел нас и там говорил с нами.» Ос.12:4)

          «…взял (Иаков) ка­мень, ко­то­рый он по­ло­жил се­бе из­го­ловь­ем…» - (см.  «Камень»)

 

 

 

2.   «Ибо   в тот день, ко­гда Я взы­щу с Из­раи­ля за пре­сту­п­ле­ния его, взы­щу и за жерт­вен­ни­ки в Ве­фи­ле, и от­се­че­ны бу­дут ро­ги ал­та­ря, и па­дут на зем­лю.» Ам.3:14                 

           За то, что в «Вефиле», в «До­ме Бо­жьем», т.е. в Со­б­ра­нии лю­дей, считающих себя причастными к вере в Бога, знающих Писания Пророков, было извращено разумение и нарушено  исполнение Воли Божьей, из-за этого  «роги алтаря падут на землю»,  что означает - этим народом была потеряна истинность исполнения Воли Бога и си­ла сви­де­тель­ст­ва Слова Божьего, ко­то­рую долж­но было это Со­б­ра­ние лю­дей Ве­ры явить ми­ру.

         «…жерт­вен­ни­ки в Ве­фи­ле» - в среде  Со­б­ра­ния религиозных   лю­дей, представляющих духовно-образный «Дом Божий»  и «Израиль», знающих Писания Пророков,   но  извративших их разумение,  отступивших от Истины Слова Божьего,   представители   различных конфессий создали  свои  «Жертвенники», т.е. различные ложные верования,  лжеучения, догмы,  культы  почитания, которым они поклоняются, как Богу. (см. «Жерт­вен­ник»)                                                                                                             

         «…взы­щу и за жерт­вен­ни­ки в Ве­фи­ле...» - человек испытывает наказующие последствия («взыщу»)  за служение ложным представлениям о Воле Бога, ложным верованиям,  догмам     и  расплачивается потерей истинного смысла  жизни, теряет возможность достижения Жизни Вечной. (см. «Бог»,  раздел «Действия Бога», «Наказание»)

         «…от­се­че­ны бу­дут ро­ги ал­та­ря, и па­дут на зем­лю» - гор­ды­ня, мни­мое пре­вос­ход­ст­во, са­мо­до­воль­ст­во, то, что со­став­ляет си­лу представителей различных верований и опо­ру  религиозного консерватизма и догматизма («Роги Алтаря»),  праведниками  возвещением Истины Божьей Воли будут ра­зо­блачены и посрамлены перед всеми народами. (см. «Алтарь», «Рог»)

 

 

3.   «И явился Господь Авраму…8 От­ту­да дви­нул­ся он  к го­ре, на вос­ток от Ве­фи­ля; и по­ста­вил ша­тер свой [так, что от не­го] Ве­филь [был] на за­пад, а Гай на вос­ток; и соз­дал там жерт­вен­ник Гос­по­ду и при­звал имя Гос­по­да.» Быт.12:7,8

          Это повествование раскрывает не только географическое перемещение Аврама по территории, на которой жил Израильский народ, но также раскрывает его духовное возрастание  - путь его духовного познания Воли Божьей,   ее осуществления и возвещения Воли Единого Бога  среди тьмы невежества окружающих народов. (см. «Авраам»)

          На трудных путях Аврам открывал истинное Ему служение, – т.е. сооружал истинный, не рукотворный «Жертвенник», т.е. люди становились духовно возрожденными - «Жертвенником» Божьим. (см. «Жертвенник»)

           «...двинулся он (Аврам) к горе, на восток от Вефиля...» -«Жертвенник» своего служения Аврам «поставил» так, что «Вефиль» - «Дом Божий»,  был на западе от «Жертвенника», а «Гай - на востоке».   («Гай» означает - «место разрушения,  опустошения», «груда развалин».)  

          Аврам «поставил свой шатер» именно между «Вефилем»-«Домом Божьим» и тем «местом опустошения», в котором находились   народы Ханаана, опустошенные духовно - не знающие Воли Единого Бога и поклоняющиеся идолам.  Своим жертвенным служением Аврам призывал их выйти из этого духовно разрушенного, опустошенного состояния их греховной жизни и войти в «Вефиль» - в  «Дом Божий» - в истинное духовно-нравственное состояние праведности.  (см. «Дом»)  

 

 

4.   «Бог ска­зал Иа­ко­ву: встань, пой­ди в Ве­филь и жи­ви там, и уст­рой там жерт­вен­ник Бо­гу, явив­ше­му­ся те­бе, ко­гда ты бе­жал от ли­ца Иса­ва, бра­та твое­го.» Быт.35:1

        «Бог сказал Иакову...пой­ди в Ве­филь и живи там...» - Бог, открыв Иакову Свою Волю, озарил его Откровением о том, что необходимо «пойти в Вефиль», т.е. продвигаясь в ее исполнении, так   духовно воссоединиться со всем «Домом Божьим», т.е. со всеми Праведниками и «жить», постоянно находиться в среде народа Божия. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Дом»)

         «…уст­рой там жерт­вен­ник Бо­гу...»  - в «Вефиле», т.е. пребывая в праведной  среде народа Божьего, в среде Праведников, человек должен устроить «Жертвенник» Богу - принести добрые «плоды» жизни в благочестии следованием Заповедям Божиим, служением Богу и всем людям. (см. «Жертвенник», «Заповедь»)

 

 

5.  «И при­шел Иа­ков в Луз, что в зем­ле Ха­на­ан­ской, то есть в Ве­филь, сам и все лю­ди, быв­шие с ним, 7 и уст­ро­ил там жерт­вен­ник, и на­звал сие ме­сто: Эл-Ве­филь, ибо тут явил­ся ему Бог, ко­гда он бе­жал от ли­ца бра­та сво­его.» Быт.35:6,7

       «И при­шел Иа­ков в Луз, что в зем­ле Ха­на­ан­ской, то есть в Ве­филь, сам и все лю­ди, быв­шие с ним…» - Продвигаясь в познании и исполнении Воли Божьей, Иаков пришел в «землю Ханаанскую», т.е. вступил в духовно-образный «Вефиль», в «Дом Божий», - в жизнь благословенную Богом, духовно соединился со всеми предшествующими Праведниками, которые объединены истинным познанием и исполнением Воли Божьей. (см.  «Воля Бога», «Иаков», «Дом»)   

       Этот духовно-образный путь совершил не только Иаков, но и все «люди, бывшие с ним», т.е. те, кто также был готов познавать и исполнять Волю Божью.

       «…ибо тут (в «Вефиле») явил­ся ему Бог…» - Бог «является» открывается сознанию, разуму человека в «Вефиле», т.е. в священной среде тех людей, которые обладают познаниями Воли Божьей, исполняют ее, проповедуют о ней, и тем самым духовно приобщают к «Дому» Божьему каждого человека, желающего следовать Его Воле. (см. «Бог», раздел "Действия Бога")     

      В «Вефиле», в «Доме» Божьем, т.е. в среде благовестиков Воли Божьей Иакову «явился» Бог, т.е. там, научаясь Правде, Иакову открылась мудрость Божья, познание Его Заповедей. (см. «Явление»)

 

 

 

6.   «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала. 2 И сказал Илия Елисею: останься здесь, ибо Господь посылает меня в Вефиль. Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль. 3 И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.» 4Цар.2:1-3

         «…шел Илия с Елисеем...» - эти два Пророка «шли» по одной «Дороге» познания и исполнения Воли Божьей, они были единомышленниками, соратниками,  духовными братьями. (см. «Пророк», «Илия», «Елисей»)

         Образное выражение «Господь посылает меня» - Образное выражение «Господь посылает меня» означает, что Пророк Илия испытал, осознал Божие Откровение – призыв Божий о необходимости возвещения Его Истины в «Вефиле», который символизирует историческое духовное Собрание Праведников всех времен. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»,  «Собрание»)

          «2Елисей сказал… не оставлю тебя. И пошли они в Вефиль.» - Илия предлагал  Елисею совершать дело благовестия в том месте и на том духовном уровне, который был в то время у Елисея. Но Елисей, желая продвигаться в познании Воли Божьей дальше, последовал за Илией, чтобы прийти им в «Вефиль», т.е.  в «Дом Божий», - к уровню познания Священных Писаний «Сынами Божьими», всеми Пророками и всеми Праведниками. (см. «Дом», «Елисей»)

          «3 И вышли сыны пророков, которые в Вефиле, к Елисею и сказали ему: знаешь ли, что сегодня Господь вознесет господина твоего над главою твоею? Он сказал: я также знаю, молчите.»  - составляющие «Вефиль»-«Дом Божий», «Сыны» Пророков, последователи Пророков,   т.е. люди, духовно рожденные, возросшие благовестием Пророков,  удостоверились в том, что  Елисей знает о духовном величии,  и духовном превосходстве познания Воли Божьей Илией. (см. «Сын», «Пророк»)

 

                                               Отрицательное значение

 

 

7.   «Слушайте слово сие, телицы Васанские, которые на горе Самарийской, вы, притесняющие бедных, угнетающие нищих, говорящие господам своим: `подавай, и мы будем пить!' 2 Клялся Господь Бог святостью Своею, что вот, придут на вас дни, когда повлекут вас крюками и остальных ваших удами. 3 И сквозь проломы стен выйдете, каждая, как случится, и бросите все убранство чертогов, говорит Господь. 4 Идите в Вефиль - и грешите, в Галгал - и умножайте преступления; приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня. 5 Приносите в жертву благодарения квасное, провозглашайте о добровольных приношениях ваших и разглашайте о них, ибо это вы любите, сыны Израилевы, говорит Господь Бог. 6 За то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь.» Ам.4:1-6

          «Иди­те в Ве­филь - и гре­ши­те, в Гал­гал - и ум­но­жай­те пре­сту­п­ле­ния; при­но­си­те жерт­вы ва­ши ка­ж­дое ут­ро, де­ся­ти­ны ва­ши хо­тя че­рез ка­ж­дые три дня» -  Бог  обращается к духовно-образному «Израилю», т.е. к религиозному миру, к людям заявляющим, что они знают Бога и чтут Его Заповеди в религиозном «Вефиле», т.е. в «Доме» современного  религиозного мира, где совершается грех, нечестие, - мнимое, ложное служение Богу, приноситься Ему в «жертву квасное», - фанатичное, притворное, извращенное разумение и исполнение Его Воли. (см. «Воля Бога»)

       «Идите в Вефиль (думая, что приобретаете там праведность) означает - не ищите «Вефиля»  там, где его нет. Бог дает свободу даже в грехе, но предупреждает о последствиях.

    

8.   «Не ищи­те Ве­фи­ля и не хо­ди­те в Гал­гал, и в Вир­са­вию не стран­ст­вуй­те, ибо Гал­гал весь пой­дет в плен и Ве­филь об­ра­тит­ся в ни­что.» Ам.5:5

      «Вефиль», «Дом Божий»  - здесь это символическая характеристика людей, которые  ложно разумея духовно-образные тексты Священного Писания, сознательно  нарушают, извращают Волю Божью, думая что поступают правильно. (см. «Воля Бога», «Дом»)

        Такой «Вефиль», такое сообщество псевдорелигиозных людей, превратиться в «ничто», т.е. их притворное, искаженное греховное поклонение Богу исчезнет. 

       Бог призывает   видеть недобрые плоды веры таких людей, и потому не искать такого «Вефиля», так как их лживое служение Богу является духовно пустым, неверным, не обеспечивающим обретение праведности.

 

9.   «Также и жертвенник, который в Вефиле, высоту, устроенную Иеровоамом, сыном Наватовым, который ввел Израиля в грех, - также и жертвенник тот и высоту он разрушил, и сжег сию высоту, стер в прах, и сжег дубраву…17 и сказал Иосия: что это за памятник, который я вижу? И сказали ему жители города: это могила человека Божия, который приходил из Иудеи и провозгласил о том, что ты делаешь над жертвенником Вефильским. 18 И сказал он: оставьте его в покое, никто не трогай костей его. И сохранили кости его и кости пророка, который приходил из Самарии. 19 Также и все капища высот в городах Самарийских, которые построили цари Израильские, прогневляя Господа, разрушил Иосия, и сделал с ними то же, что сделал в Вефиле; 20 и заколол всех жрецов высот, которые там были, на жертвенниках, и сожег кости человеческие на них, - и возвратился в Иерусалим…25 Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему.» 4Цар.23:15,17-20,25

           Несмотря на то, что  Иосия был  представитель светской, а потому греховной власти, он не нарушал Волю Божью  и  «…который обратился… к Господу всем сердцем своим». (см. «Воля Бога»)

          Система его правления не «похоронила» проповедь «человека Божьего», Праведника, который обличал эту систему и предсказал, что Иосия разрушит, сожжет «жертвенники Вефильские», отображенные здесь в отрицательном смысле, разоблачит, искоренит эти ложные жестокие верования народа, живущего в «Иудее». (см. «Иудея»)  

        Праведные  дела Иосии были настолько очевидны, что их осознали, признали «жители города», т.е. соучастники этой системы.