Иаков

(см. "АВРААМ",  "ИЗРАИЛЬ",  "ИСААК",  "ИСАВ")


Содержание:


1.    Деян.7:7,8 («Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.»)

2.    Быт.25:19-34 («молился Исаак Господу о Ревекке, потому что она была неплодная», «и зачала Ревекка», «Исав стал искусным звероловом», «Иаков кроткий живущий в шатрах», «Иаков сказал поклянись, Исав поклялся и продал первородство»)

3.    Евр.11:20 («верою в будущее Исаак благословил Иакова»)

4.    Быт.32:22-29 («И боролся Некто с ним (Иаковом) до появления зари;», «повредил состав бедра у Иакова,», «Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.», «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль,», «человеков одолевать будешь.», «и хромал он на бедро свое.»)

5.    Ис.44:21,22 (« Иаков и Израиль…ты раб Мой»)

6.    Ис.48:1,2(«Дом Иакова, называющийся имением Израиля хотя не по истине и не по правде»)

7.    Чис.23:10(«Кто исчислит песок Иакова…»)

8.    Пс.147:8,9 («Он возвестил слово Свое Иакову…»)

9.    Пс.86:2 («…Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова»)

10.    Быт. 29:20 («и служил Иаков за Рахиль семь лет»)

11.    Ос.10:10-13(«Иаков…будет боронить»)

12.    Быт.28:10,11 («Иаков взял один из камней…и положил себе изголовьем»)

13.    Быт.28:12 («увидел во сне: лестница стоит на земле а верх ее касается неба»)

14.    Ис.14:1-7 («помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля»)

15.    3 Езд.6:9 («Конец сего века - Исав, а начало следующего - Иаков.»)

 

.

"Иаков" - от корня «акав» (существительное «акев» - "пятка" и глагол «акав») - "оставлять след", «запинать», также «преодолевать», «одерживать победу», "побеждать».

Иаков   – это человек,   борющийся и побеждающий, а также - оставивший «След», т.е. ставший   прообразом его праведной жизни для поколений всех  народов.

Иаков символизирует народ истинной Веры, являющийся духовным носителем Света Воли Бога для всех язычников.

Иаков осознал Откровение Воли Бога о его духовной миссии: с новым «Именем» «Израиль» одолевать языческий, плотский образ жизни народов и призывать, обращать их  к истинному разумению и исполнению Божьих Заповедей.  

«Иаков» образно представляет новую религиозную систему служения Богу народа, которой следует Букве и Духу Божьих Заветов Божиих.

   

 

 

 

1.  «Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. 8 И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.»  Деян.7:7,8

        Бог открыл отцу Исаака - Аврааму «Завет Обрезания», т.е. выразил Свою Волю о том, как познавая и исполняя Божьих Заповеди произвести духовное «Обрезание» своей «Плоти», т.е. истребление своих греховных наклонностей характера, избавиться от языческих, ложных верований и нечестивого образа жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Завет», «Авраам», «Исаак», «Обрезание»)

           «…Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов»  -  знания Воли Божьей Авраам передал своему физическому и духовному сыну Исааку, который, в свою очередь, передал их своему сыну Иакову. Иаков, умудренный познанием и исполнением Воли Божьей, впоследствии духовно родил  двенадцать «Сыновей», двенадцать Патриархов, которые стали родоначальниками, духовными прародителями двенадцати «Колен Израилевых» – родов праведников, духовно объединенных твердой верой в Истину Воли  Бога Иеговы. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Сын», «Число 12», «Патриарх»)

           

.

2.  «Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.21 И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. 22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. 25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки]. 27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом. 31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство. 32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? 33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову. 34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.»  Быт.25:19-34

          Это история о жизни двух братьев, в которой символически заключена история жизни двух типов людей, образно именуемых «Иаковом» и «Исавом». (см. «Исав»)

       «22 Сыновья (Иаков и Исав) в утробе ее (Ревекки) стали биться...» - жена Исаака -  Ре­век­ка  стала прообразом истинной  «Цер­кви» веры людей  определенного исторического периода.  последователей Веры Авраама, который начал  верить  существование только единого Бога.

       Духовные «Сыновья»,  т.е. последователи истинной Веры  этой  «Церкви»,  уже вначале их жизни   ощу­щали  духовную борьбу, противостояние, непримиримость  ме­ж­ду  двумя типами людей, между противоположными направлениями  разумения и исполнения Воли Божьей. (см. «Жена», «Ревекка», «Церковь», «Сын»)

        «23 Гос­подь ска­зал ей (Ре­ве­кке, же­не Исаака): два пле­ме­ни во чре­ве тво­ем, и два раз­лич­ных на­ро­да про­изой­дут из ут­ро­бы тво­ей…» - «Господь», т.е. Бог Иегова, «сказал», т.е. определил Своими Законами, установил такую Закономерность, согласно которой  в  ха­рак­те­рах двух «Братьев»,  дво­их «Племен», которых рождает «Ревекка»,  будет постоянно  отображаться, проявляться два характера людей,   два различных  народа, т.е.   два  противоборствующих способа  мышления и образа жизни. (см. «Господь»,  «Бог», раздел «Действия Бога», «Брат»,  «Народ», «Племя», «Число 2»)

  1. В образе Иакова отображен на­род, вы­пол­няю­щий Во­лю Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Народ»)
  2. В образе Исава - отображен на­род, признающий Волю Бога только на словах, исполняющий ее формально, по-фарисейски, а потому не­чес­ти­вый и греш­ный. (см. «Исав»)

      Потомки Иакова – это люди, истинно знающие и исполняющие Волю Бога.

В духовном родоначальнике Иакове началась духовная родословная Израильского народа, на который Богом была возложена великая духовно-просветительская миссия среди языческих народов. (см. «Потомок, Потомство»)

      Духовные «потомки» Исава – это люди внешне религиозные, но живущие во грехе, сугубо материалистическими интересами.

     Ду­хов­ная «род­ст­вен­ность» таких людей толь­ко внеш­не­го ха­рак­те­ра, в сво­ей же сущ­но­сти их от­но­ше­ние к Во­ле Бо­га яв­ля­ет­ся прин­ци­пи­аль­но раз­лич­ным.

          «…один на­род сде­ла­ет­ся силь­нее дру­го­го…» - народ, духовно рожденный примером жизни Иакова сим­во­ли­зи­ру­ет «Израиль»,  народ  ис­тин­ной Ве­ры в Единого Бога Иегову.  Этот на­род находящийся в меньшинстве, в будущем станет  на­прав­ляю­щей и ру­ко­во­дя­щей ду­хов­ной си­лой об­ще­ст­ва. Эти праведно живущие люди,  про­све­щая мир Све­том Ис­ти­ны Воли Божьей,  по­ко­рят та­ким об­ра­зом, мно­же­ст­во на­ро­дов  истинному исполнению Божьих Заповедей. (см. «Народ», «Израиль, Израильтянин»)

       «…боль­ший бу­дет слу­жить мень­ше­му» - на­род «мень­ший», т.е. на­род  праведный, старающийся исполнять Божьи Заповеди,  все­гда находится в мень­шин­ст­ве. (см. «Заповедь»)

        Многочисленные народы (образно выраженные словами  «больший»), имеющие характер Исава  – это религиозный мир, называющий себя христианским, это люди, сознательно нарушающие Божьи Заповеди. Эта основная («большая») часть людей, называющих себя христианским миром («Исав»), находясь в постоянной деятельности по обеспечению мира только материальными благами, будут  находится в услужении у  «Иакова»  - у  праведников («служить меньшему»), - у людей уравновешенных, покорных Воле Бога, живущих ее исполнением, имеющих скромные материальные запросы. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Праведник, Праведность»)   

         «24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.» - из­на­чаль­но ка­ж­дый че­ло­век по­лу­ча­ет от Бо­га рав­ное ко­ли­че­ст­во бла­го­сло­ве­ния, т.е. воз­мож­но­сти про­явить се­бя в пред­стоя­щей  жиз­ни.  В этом от­но­ше­нии каждый человек имеет в своем характере своего «Брата-Близнеца».  (см. «Рахиль», «Жена», «Брат», «Рождение»)

        «Близнецы» - это также образ двух направлений служения Богу. Первое - только буквальное, чувственное и второе - рациональное, духовное, истинное разумение и исполнение.  

         «25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.» -выражение «Первый (Исав) вышел красный…косматый…»  означает, что не ду­хов­ное ро­ж­да­ет­ся сна­ча­ла, но плот­ское, те­лес­ное. (см. «Едом, Исав», «Исав, Едом»)

     Эта Божественная Закономерность последовательности духовного становления Человека отражается также и в образном Библейском изречении: «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.» (1Коринф.15:47) (см. «Человек», «Земля», «Число 2»)

         «Косматость», повышенная волосистость Исава также  образно указывает на многочисленность людей с таким характером. (см. «Волос»)

         «26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков.» -   толь­ко «по­том» ро­ж­да­ет­ся, «вы­хо­дит», проявляется в жизни человека стремление и осуществление его духовных запросов.  (см. «Брат»)

          Выражение «дер­жась ру­кою сво­ею за пя­ту Иса­ва» -  это означает, что там, где заканчивается «плот­ской» че­ло­век, т.е. его сугубо плотские интересы (образно выраженные словом «Пята»), сим­во­ли­зи­руе­мый «Иса­вом», там на­чи­на­ет­ся че­ло­век «ду­хов­ный», т.е. живущий подлинно духовными принципами и интересами – человек, которого символизирует Иаков.  

       «Рука» - это символ прикладываемых усилий к осуществлению желаемого. (см. «Рука»)

       «Пя­та», обо­зна­чаю­щая са­мую низ­мен­ную, не­по­сред­ст­вен­но при­мы­каю­щую к «пра­ху» сугубо материалистического мышления и образа жизни, часть че­ло­ве­че­ской сущ­но­сти. (см. «Пя­та», «Нога»)

        Эти, противоположные по сути, две  духовные характеристики присущи каждому человеку, поэтому они «Братья», «Близнецы». (см. «Брат»)

        «…на­ре­че­но ему имя Иа­ков…» - «нарекать», дать  «имя» означает отметить основную духовную характеристику личности человека, определить его мышление и образ жизни. (см. «Имя»)

          «27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.» - выражение «дети выросли» означает, что последователи мировоззрения и образа жизни их духовного «Отца» проявили свои особенности и все наклонности, которые отразились в их последующей деятельности.  (см. «Дети»)

         «…и стал Исав...» - т.е. все ду­шев­ные, телесные ка­че­ст­ва бы­ли при­об­ре­те­ны Исавом по­сле его ро­ж­де­ния.  Исав стал духовным  ро­до­на­чаль­ни­ком иду­е­меян, о  рас­тле­нии ко­то­рых Бог го­во­рит ус­та­ми Про­ро­ка: «И бу­дет Едом ужа­сом; вся­кий, кто про­хо­дит ми­мо, при­дет в ужас,  смот­ря на все яз­вы его.» Иерем.49:17  

         «…стал Исав че­ло­ве­ком ис­кус­ным в зве­ро­лов­ст­ве...» - эта характеристика деятельности Исава указывает на интерес и умение человека искусно, ловко приобретать выгоду только для плотских потребностей, что образно выражено словом «звероловство».  

        Характер его деятельности также указывает на его жесткость в обращении с различными «Зверями», т.е. со злыми, жестокими по характеру людьми. (см. «Тварь», «Зверь»)

         «…стал Исав…че­ло­ве­ком по­лей...» - человек «Полей» - это че­ло­век имеющий «Поле», своей  сугубо материалистической деятельности среди греховно живущих народов. (см. «По­ле»)  

        «стал…Иа­ков че­ло­ве­ком крот­ким, жи­ву­щи­м в шат­рах…»  - это сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что Иа­ков, познавая и исполняя Волю Бога, укротил, смирил, подчинил  свои греховные запросы плоти согласно Его Воли. (см. «Смирение»)

        Иаков здесь как противопоставление Исаву, который был не крот­ко­го ха­рак­те­ра и ду­ха, ис­клю­чи­тель­но плот­ским, духовно-за­зем­лен­ным, чув­ст­вен­ным че­ло­ве­ком, не желающим  ни­че­го, кро­ме гру­бых зем­ных удо­воль­ст­вий, на­сла­ж­де­ний.

        Иаков «жил»,  пребывал в «Шатрах», т.е. в среде народа, который не был привязан к материальным ценностям, не создавал материальной культуры, был все время в духовном движении к познанию Воли Божьей. (см.  «Ша­тер», «Жилище»)

        («И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. 3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!»  Чис.24:2-5)

     «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его» - Исав, исполняя волю отца Исаака, изначально трудился на «Поле» языческого народа, общался с «Дичью», т.е. с людьми, имеющими ещё дикие языческие нравы и «укрощал» их, т.е. приводил в более достойное состояние человека с добрыми нравами, в то состояние, которое Исааку «было по вкусу», т.е. более соответствовало духовным принципам Исаака. (см. «Исаак»)

       «…Ревекка любила Иакова.»  - «Ревекка», т.е. «Церковь», Собрание людей, исповедующих веру Исаака, хотело видеть в своих последователей не «звероловов», но людей кротких, которые бы  не были привязаны к одному месту, но занимались пастырской деятельностью, всегда перемещаясь  среди языческих народов, что образно выражено словами  - «живущий в Шатрах». (см. «Церковь», «Шатер»)

          «29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.» - выражение «сварил Иаков кушанье» указывать на характер духовной деятельности Иакова, на его способность создавать  духовную «Пищу». (см. «Пища», «Хлеб»)

        «30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал.» -   для того чтобы других приводить в более достойное человека духовное состояние изначального познания Истины, человеку необходимо самому соответствовать этому состоянию. Для этого человек должен обогащаться познанием и твердо знать Истину Слова Бога, что также дает человеку духовные силы противостоять хитрым губительным идеологическим учениям, увлечению материализмом, атеизмом.

      Исав, движимый только своими материальными интересами и воинствующим «охотничьим» умением, не заботился о своей духовной «Пище», о духовном насыщении и росте. И поэтому Исав «устал», т.е. духовно ослаб, т.е. не рос духовно, не обогащал свой разум познанием Истины Слова Бога, не пополнял духовные силы, но осуществлял свою деятельность только в сфере материальных интересов. Окон­ча­тель­но ду­хов­но обес­си­лен­ным и из­му­чен­ным   он воз­вра­тил­ся из это­го «По­ля», бу­ду­чи уже на гра­ни пол­но­го ду­хов­но-смер­тель­но­го истощения и опус­то­ше­ния. В та­ком со­стоя­нии Исав про­сит у Иа­ко­ва: «дай мне по­есть крас­но­го, крас­но­го это­го, ибо я ус­тал». Поэтому да­на ему характеристика – «Едом» («красный»)(см. «Едом, Исав», «Исав, Едом»)

       Исав просил именно «Похлебку», «Красного», т.е. он не был способен есть «твердую» «Пищу», т.е. не способен усваивать и жить, следуя неизменному Слову Божиих Заветов, но требовал подкрепления не духовных сил, но его сугубо материальной выгоды. Так свершилась деградация Исава, прозванного «Едомом», его духовно-нравственно падение.

       Народы, представленные в лице «Едома», были противниками Воли Бога, жили в бездуховности, оказывали противоборство праведному народу Иакова–Израиля, преследовали Пророков.

        «30 От сего дано ему прозвание: Едом.» - Имя Исав, «Едом» (в переводе «красный»)   Красный цвет, ассоциируется с цветом крови. Кровь является одним из Библейских образов материальной сущности жизни человека. (см. «Кровь»)

       «31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.» - (см. «Первенец»)

       «32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» -   Иа­ков,  бу­ду­чи че­ло­ве­ком праведным и на­хо­дясь в «Шатрах» От­ца Исаака,   т.е. в ат­мо­сфе­ре истинной ду­хов­но­сти,  познания и исполнения Божьих Заповедей, поэтому по­ни­мал духовно-упад­ни­че­ское со­стоя­ние своего бра­та. Иа­ков знал  и был уве­рен в Божь­ем про­ро­че­ском От­кро­ве­нии «Ма­те­ри-Церк­ви» о том, что духовно «ро­див­ший­ся» пер­вым,   бу­дет из­бран­ным Бо­гом для  ве­ли­ко­го ду­хов­но­го   де­ла – духовного просвещения всех народов. Ви­дя пре­неб­ре­жи­тель­ное от­но­ше­ние бра­та к этому ду­хов­но­му де­лу, Иа­ков пред­ло­жил Иса­ву от­ка­зать­ся от пер­во­род­ст­ва и «про­дать» его ему.  (см. «Исав, Едом»)

       «Вот я уми­раю, что  мне в этом пер­во­род­ст­ве?»   - Исав сказал: «Я умираю», т.е. признал: что не способен духовно свидетельствовать Истину.

        Исав при­зна­ет свое безбожное со­стоя­ние: эти­ми сло­ва­ми он от­кры­ва­ет всю  свою сугубо плотскую сущ­ность, которая выражена словами Пророка: «Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу.» (Иов.34:9)

      («Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» Иов.21:15)

       «33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.» -  ка­ж­дый че­ло­век, живущий нечестивым образом жизни Исава, тем са­мым, по сво­ей осоз­нан­ной во­ле и соб­ст­вен­но­му вы­бо­ру, про­да­ет, меняет свое «Пер­во­род­ст­во», т.е.  свою ду­хов­ную сущ­ность, на «Чечевичную Похлебку», т.е. на удовлетворение сугубо материальных запросов. Та­кой че­ло­век теряет  ду­хов­ное «Первородство», т.е.  духовное «На­след­ст­во», ко­то­рое при­го­то­вил и да­ру­ет ему   его ду­хов­ный Отец, теряет Жизнь Вечную. (см. «Наследник, Наследие»)

        «Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же.» - Иа­ков тре­бу­ет от Исава, что­бы тот сознательно удо­сто­ве­рил пол­ное и окон­ча­тель­ное при­зна­ние сво­ей оче­вид­ной не­со­стоя­тельно­сти быть но­си­те­лем пер­во­род­ст­ва,  т.е. быть прав­ди­вым вы­ра­зи­те­лем  и проповедником Ду­ха Ис­тин­ной Ве­ры: «по­кля­нись мне те­перь же. Он по­клял­ся ему, и про­дал пер­во­род­ст­во свое Иа­ко­ву». (см. «Клятва») 

        «34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.» -  выражение «пре­неб­рег  Исав пер­во­род­ст­во.» означает, что Исав окон­ча­тель­но ото­шел от  Ис­тин­но­го ду­хов­но­го слу­же­ния, про­ме­рял ду­хов­ное, на ма­те­ри­аль­ное. (см. «Первенец, Первородство»)

      Слово «пре­неб­рег»   оз­на­ча­ет - по­ста­вил на вто­рое ме­сто, не при­дал пер­во­сте­пен­но­го зна­че­ния.

      Здесь «пер­во­род­ст­во» - это ос­нов­ные ду­хов­ные на­чала в че­ло­ве­ке, сущ­ность че­ло­ве­ка, которая должна соответствовать духовному «Об­ра­зу» и «По­до­бию» Бо­га, его изначальным ос­нов­ным чертам, как Человека. 

        Пренебрежение Исава «Первородством» является аналогией пренебрежения «Первородством» народом Израиля его духовной миссии духовного просвещения окружающих народов.  Этот народ искажением и отвержением Воли Божьей утратил духовное первенство в возрождении всех народов. (см. «Израиль, Израильтянин», «Народ»)

 

 

3.  «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.»  Евр.11:20

        «Верою в будущее Исаак благословил Иакова…» -  «Верою», т.е.  осуществлением Воли Божьей и передачей этого благословенного духовного опыта  своему физическому и духовному сыну Иакову, так его отец Исаак «благословил», т.е. утвердил, направил Иакова быть духовным носителем Света Воли Божьей для всех язычников. (см. «Вера», «Исаак», «Благословение»)

          «Исаак благословил…и Исава.» -  Патриарх Исаак также  верил в благословенное будущее и своего сына Исава. Он верил в то, что и Исав, видя благочестивую жизнь своего отца и имея возможность подражать в этом ему и своему брату Иакову, и потому также будет иметь   благословение, чтобы все его дела были праведны. (см. «Исав»)

 

 

4.  «И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; 23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него [было].24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там.» Быт.32:22-29

      «И встал в ту ночь, (Иаков)  и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; 23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него [было]» -Иаков, освобождаясь от языческого образа жизни Лавана (брата  его матери),  таким образом «перешел поток Иавок», символически представляющий предел его зависимости от прежнего образа жизни. (см. «Язычник»)

        Иаков, родоначальник новой общности людей  истинной Веры в Единого Бога Иегову, которых он, своей проповедью Истины, таким образом, «приобрел» у Лавана, изменил («перевел») сознание и образ жизни  людей через этот «Поток» «вброд», т.е. без препятствий освободил их от языческого влияния. (см.  «Вера», «Поток»)

      «24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним» - когда Иаков остался наедине в глубоком размышлении о своем духовном призвании, тогда    в его сознании Дух Пророческого Откровения, образно представленный словом «Некто», боролся против проявления в нем греховных плотских побуждений. (см. «Откровение»)

        «И боролся до появления зари…» - перед началом великой духовной миссии, к которой был призван Иаков, в нем произошла внутренняя духовная борьба, которая продолжалась «до появления зари», т.е. до полного его озарения Светом изначальных пророческих Откровений о его Божественном призвании. (см. «Заря»)

         «25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.» -  вследствие духовной борьбы в сознании Иакова,  то основание его мировоззрения,  образно выраженного словом «Бедро», на котором до этого времени еще  утверждался Иаков,  было изменено, отвернуто,  «повреждено», т.е. он осознал ошибочность и поражение всех своих еще неистинных пониманий Божьих Заветов, от которых еще полностью не было освобождено его мышление. (см. «Завет», «Бедро»)

       «26 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря.»   голос Разума, внутренний голос Божий, открыл Иакову, что борьба между  духом и плотью прекращена,  и закончена победой Духа и  Свет Откровения Воли Бога о его духовной миссии уже взошел в сознании Иакова. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заря»)

     «26…Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» -  обуреваемый ревностным желанием служить великому делу просвещения народа, Иаков стремится твердо убедиться в своем   призвании и для этого желает оставаться и пребывать в этом возвышенном состоянии присутствия благодатного Духа Божьих пророческих Откровений, чтобы получить благословение в своем духовном утверждении. (см. «Дух», «Благословение»)

        «27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков» -  пребывая в состоянии духовного озарения,  Иаков полностью осознает сущность своего «имени», т.е. открывает перед Богом подлинный характер своей личности, т.е. «Имени». (см. «Имя»)

       «28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» - «отныне», т.е. с того времени, когда познанием Духа Божьей Воли были преодолены все внутренние противоречия, на Иакова, озаренного Духом Божиих  Откровений, возлагается ответственная просветительная миссия – с новым именем «Израиль» одолевать языческий, плотский образ жизни народов и обращать их в истинную Веру в единого Бога Иегову. (см. «Бог», «Иегова», «Израиль, Израильтянин»)

       «29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там» Свет Святого Духа Истины, озаривший внутренний мир Иакова, явился для него Откровением того величественного духовного явления, именем которого он был благословен для исполнения Божьих предопределений. (см. «Благословение», «Истина»)

 

 

5.  «Пом­ни это, Иа­ков и Из­ра­иль, ибо ты раб Мой; Я об­ра­зо­вал те­бя…не за­бы­вай Ме­ня. 22 Из­гла­жу без­за­ко­ния твои...и гре­хи твои...об­ра­тись ко Мне, ибо Я ис­ку­пил те­бя.» Ис.44:21,22                                                                                        

      «…Иаков и  Израиль…ты раб Мой» - «Иаков» — это образ не только некогда жившего праведного человека и народа, именуемого «Израилем»,  которому были открыты Божьи Заповеди, но и который, осознав их благодатность, благотворность,  начал быть  всецело преданным истинному исполнению Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Израиль, Израильтянин»)

          Слово «Раб» означает - «верный служитель». (см. «Раб»)

       «…Я об­ра­зо­вал те­бя…» - Бог, открыв Иакову и народу, именуемому «Израилем», Свою Волю, так «образовал», духовно «родил» этот народ к истинному разумению и исполнению Его Заповедей.  (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Израиль, Израильтянин»)

         Этот народ познал, принял и осуществил Волю Бога и этим свершил свое духовное становление,  явил духовное возмужание, стал духовным просветителем для окружающих народов.

         «Я ис­ку­пил те­бя…» - Бог, открыв Иакову -  «Израилю» Свою Волю, так «искупил», освободил его от различных лживых верований, от совершения греха и его последствий.  (см. «Искупление»)

        «22 Из­гла­жу без­за­ко­ния твои...» - впоследствии Иаков и  Израильский народ отклонился от соблюдения Божьих Заветов, переданных  Иаковом своему народу. Но Бог, через Своего Пророка  обещает, что Израильский народ, испытав последствия своих грехов, осознает их причину, раскается в своем нечестии и вновь обратится к истинному познанию  и осуществлению Его Воли, и тогда он будет прощен Богом. (см. «Покаяние», «Прощение»)

       «Израиль» - это народ, знающий Божьи Заповеди, который станет жить праведной жизнью, избавившись от беззаконий, что выражено словами «изглажу беззакония твои». (см. «Заповедь», «Беззаконник, Беззаконие»)

 

 

6.  «Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. 2 Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф — имя Ему.» Ис.48:1,2

        Эта характеристика в полной мере относится и ко многим  современным представителям различных религиозных верований, жизнь которых не соответствует великому «Имени» Бога Иеговы, т.е. не соответствует Истине Его Воли. (см. «Бог», «Иегова», «Воля Бога, Воля Человека»)

        Так как Израильский народ, извратив Истину Божьих Заветов, не оправдал свое предназначение перед другими народами, также и многие люди, называющие себя христианами, «происходящими от Святого Города», т.е. от Патриархов, Пророков, Христа, Апостолов, исповедуют Волю Божью «не по правде». (см. «Народ», «Город»)

        «Дом Иа­ко­ва» - это лю­ди, которые «происходят от источника Иудина», т.е. от истинной Веры Иудеев Воле Единому Богу Иегове, вере Иудейского народа. (см. «Иудей», «Иудея») 

       Это та часть ве­рую­щих людей, ко­то­рые кля­нут­ся «Име­нем» Господа Ие­го­вы, т.е. укрепляют себя Словом Божьим, но «не по истине и не по правде», т.е. ложно понимают Слова Божьи, а также  не производят в себе изменений их порочного образа мышления и жизни.  (см.  «Дом»)

       Те, кто «кля­нет­ся име­нем Израиля» час­то заблуждаются,  бы­ва­ют осле­п­ле­ны сво­им са­мо­до­воль­ст­вом, счи­тая что «про­ис­хо­ж­де­ние от ис­точ­ни­ка Иу­ди­на» ста­вит их в осо­бое, выс­шее, при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние от­но­си­тель­но дру­гих верований во всех во­про­сах по­ни­ма­ния  и исполнения Сло­ва Божь­е­го. (см.  «Имя», «Израиль, Израильтянин»)

 

 

7.  «Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!»  Чис.23:10

       «…песок Иакова…» это люди истинной Веры, исполняющие Божьи Заповеди, многие поколения праведников, которые являются неисчислимым духовным наследием истинной  Веры  Праведника Иакова - «Израиля». (см. «Заповедь», «Израиль, Израильтянин», «Праведник, Праведность», «Песок»)

 

 

 

8.   «Он воз­вес­тил сло­во Свое Иа­ко­ву, ус­та­вы Свои и су­ды Свои Из­раи­лю. 9 Не сде­лал Он то­го ни­ка­ко­му дру­го­му на­ро­ду, и су­дов Его они не зна­ют.»   Пс.147:8,9

        «Он воз­вес­тил сло­во Свое Иа­ко­ву...» - Бог, через праведника Исаака, возвестил его сыну Иакову Мудрость Своей Воли, которой обладал его отец Исаак. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека», «Исаак», «Слово»)

         Все лю­ди, осознавшие, воспринявшие через Посланников Божьих Его Уставы и Заповеди - при­над­ле­жат к на­ро­ду, об­раз­но на­зы­вае­мо­му «Иаковом» и «Из­раи­лем», т.е. народом, который в  полноте познает и исполняет Волю Бога. (см.  «Заповедь»,  «Израиль, Израильтянин»)

        «9 Не сде­лал Он то­го ни­ка­ко­му дру­го­му на­ро­ду...» - «Из­раи­ль» - народ, которому Патриархи возвещали Откровение Истины Единого Бога Иеговы, воспринял это Свидетельство, и потому так стал «избранным» Богом народом. В этом состоит истинный смысл Божьего  «Избрания». (см.  «Избрание»,  «Народ»)

 

 

9.  «…Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова.» Пс.86:2

         «Врата Сиона»  - это Божественное Слово  Истины, выраженное в Священном Писании. (см. «Писание Священное», «Сион»)

     Это  духовная  «Гора», «Высота» Воли Божьей, выраженная в Его Заповедях, в полноте Истины, открытой Мелхиседеком, всеми Патриархами,  Пророками. (см. «Господь», «Заповедь», «Ворота»)  

          Исполнение Воли Богаоткрывает  человеку путь к  приобретению, отображению в себе духовного  «Образа» и «Подобия» Бога, в совершенстве воплощенному  в Иисусе Христе, открывает человеку вхождение в высшее блаженство Царствия Бога в нем и в Жизнь Вечную.

         Исполнением Воли Богаоткрывается «вход» ко спасению людей от совершения греха и от суеты жизни. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)

           «…Господь любит…более всех селений Иакова» -    «Селения Иакова» - это различные ступени понимания и исполнения Воли Бога людьми, которые духовно принадлежат к «Дому Иакова», которого Бог «любит», т.е. благословляет  и охраняет от беды. Это различные по форме служения Богу, но родственные по духу, сообщности людей (деноминации христианского мира).

        Праведники, которые способствуют духовному «вхождению» народов в «Сион», являются «Вратами Сиона», именно через них Бог являет для всех людей возможность познания и приобретения духовного опыта их жизни. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»)

 

 

10.  «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.» Быт.29:20

        Чтобы приобщить людей («Рахиль») к истинной Вере («Иаков»), и таким образом приобрести «Жену» для «Мужа», праведникам, отображенным в лице  «Иакова», необходимо самоотверженно совершать духовную полноту («Семь Лет») проповеднического труда Истины Божьих Заветов, который они совершают с любовью. (см. «Завет», «Число 7», «Рахиль», «Любовь»)

 

 

11.  «По желанию Моему накажу их, и соберутся против них народы, и они будут связаны за двойное преступление их. 11 Ефрем - обученная телица, привычная к молотьбе, и Я Сам возложу ярмо на тучную шею его; на Ефреме будут верхом ездить, Иуда будет пахать, Иаков будет боронить. 12 Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду. 13 Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи, потому что ты надеялся на путь твой, на множество ратников твоих.»  Ос.10:10-13

       «Ефрем» - это «первенец Мой» - «говорит» Бог Иегова, возлагающий на него миссию духовного возрождения народов, и осуждающий его за отступничество от Божьих Заветов, за увлечение идолопоклонством и политикой. Но в дальнейшем «Ефрем» духовно восстановится сам и это возрожденное, энергичное, духовно разбогатевшее христианство будет возвещать Истину другим народам, так исполняя Божьи Заветы. (см. «Ефрем», «Первенец, Первородство»)

       («Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я - отец Израилю, и Ефрем - первенец Мой.» Иер.31:9)

      «Иуда будет пахать» - это символ праведников, первых истинных исполнителей Воли Бога, Его Посланников, которые свою религиозную  энергию обратят на служение Богу, которые способны быть первопроходцами в проповедническом служении, в возвещении Воли Божьей народам. (см. «Иуда», «Праведник, Праведность»)

       «…Иаков будет боронить» - «Иаков» - это символ людей, использующих свои истинное ведение Воли Бога, совершающих проповеднический труд взращивания истинной Веры в «Поле» народов и их греховной истории. Это люди, обладающие упорством в духовном труде, которое было присуще Иакову, будут «боронить», т.е. завершать утверждение Царствия Воли Бога в народах. (см. «Народ», «Царство»)

 

 

12.  «Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, 11 и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.» Быт.28:10,11

       Когда в сознании народов и их религиозных пастырей, отображенных в образе Иакова, заходит Солнце Правды Слова Бога, когда наступает духовная «Ночь» неведения Истины Его Воли, тогда праведники Волю Божью «Кладут» себе  «в Изголовье», т.е. руководствуются «Камнем» - Твердыней Заповедей Бога, неотступно следуют им. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Камень», «Праведник, Праведность»)

 

 

13.  «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.» Быт.28:12

      «…вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба…» -  «Лестница», здесь как символ определенных этапов духовного восхождения человеком на высоту  познания Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»,   «Земля», «Небо, Небеса», «Лестница»)     

         «…Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» - «Ангелы», т.е. Посланники Божьи, люди-праведники, которые  на протяжении всей истории в своем миссионерском посланничестве проповеди Воли Бога  всегда «снисходили» к каждому человеку и народу, т.е.  подходили к каждому уровню и способности людей для их познания и воплощения ими Воли Бога, Его Заповедей. (см. «Ангел», «Посланник»)   

     Так праведниками осуществляется  проповедь Его Воли в народах, так происходит постоянная духовная связь Бога и народа. (см. «Проповедь»)

 

 

 

14.  «Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. 2 И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней рабами и рабынями, и возьмет в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими. 3 И будет в тот день: когда Господь устроит тебя от скорби твоей и от страха и от тяжкого рабства, которому ты порабощен был4 ты произнесешь победную песнь на царя Вавилонского и скажешь: как не стало мучителя, пресеклось грабительство! 5 Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык,6 поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами с неудержимым преследованием. 7 Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости...» Ис.14:1-7

       «…помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова» - Бог простит Своему раскаявшемуся народу, отображенному в образе «Дома Иакова» и «Израиля», его грехи, отвержение, искажение, нарушение Его Воли, Его Заповедей.  (см.   «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Земля», «Народ», «Израиль, Израильтянин»)

         Все «иноземцы», т.е. люди других религий «прилепятся» к «Дому Иакова», т.е. присоединятся к праведникам, будут одобрять их благочестивый образ жизни и следовать ему. (см. «Дом»)

 

 

15.  «Конец сего века - Исав, а начало следующего - Иаков.» 3 Езд.6:9

         «Исав» представляет «Конец Века Сего», т.е. старую религиозную систему служения Богу,  людей только внешней религиозности, следующих только «Букве» Закона, нарушающих Божьи Заповеди, а «Иаков» представляет новые праведно живущие поколения людей.  (см. «Воля Бога, Воля Человека»,  «Исав, Едом», «Век»)