(см. «АВРААМ», «ИАКОВ», «ИСАВ»)
Содержание:
1. Быт.25:19-34 («родословие Исаака, сына Авраамова»)
2. Быт.22:1-14 («возьми сына твоего Исаака…принеси его во всессожение на одной из гор»)
3. Деян.7:7,8(«Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать Патриархов»)
4. Быт.27:22 («Иаков подошел к Исааку, отцу своему и он ощупал его»)
5. Евр.11:20 («Верою в будущее Исаак благословил Иакова…»)
6. Исх.6:3(«Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову”)
7. Быт.24:61-67 («Исаак…взял Ревекку и одна сделалась ему женой»)
8. Быт.26:1,18,19 («вновь выкопал Исаак колодязи воды»)
9. Быт.27:1 («притупилось зрение глаз его Исаака")
10. Гал.4:28-31 («дети обетования по Исааку»)
«Исаак» – это Праведник, олицетворяющий народ, который является духовным преемником истинной Веры, открытой Богом Аврааму.
«Исаак» - это люди, представляющие «Церковь», Собрание истинных исполнителей Воли Бога, наследников истинной Веры Авраама, которые его проповедью о Воле Единого Бога были возведены им на «Гору» истинного, жертвенного служения Богу.
1. «Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина.
21 И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.
22 Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.
23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.
24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.
25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.
26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки].
27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.
28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова.
29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.
30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.
31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.
32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?
33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.
34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.» Быт.25:19-34
«Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. 20 Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку» - этородословие Исаака, родившего двух братьев, образно именуемых «Иаковом» и «Исавом», в истории жизни которых символически заключена история жизни двух типов людей. (см. «Авраам», «Иаков», «Исав»)
«21 И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна....» - «Жена» Исаака - это «Церковь», Собрание последователей истинной Веры, определенного исторического периода, отображенных в образе «Ревекки», которое пребывало в истинной Вере Исаака. (см. «Церковь», «Собрание»)
В условиях языческого окружения «Жена» Исаака, т.е. последователи Веры Исаака, были духовно «неплодны», т.е. не могли воспитать духовных «Детей», последователей истинного познания и исполнения Воли Бога, так как еще не осуществилась духовная преемственность поколений праведников и истинная Вера Собрания Праведников еще не могла иметь широкого распространения среди языческих народов. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Рождение»)
«…молился Исаак Господу о [Ревекке]…и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.» - в образе Исаака, в символических выражениях отображено продолжение благовестия, воплощения истинной Веры Авраама среди языческих народов.
В своем стремлении «рождать», иметь духовных наследников, Исаак в благоговении обращается к Богу за помощью, так как в очень трудных условиях тьмы языческого окружения «Ревекка», как образ «Жены», «Церкви», долго не могла «родить» истинных последователей Веры Исаака. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Жена»)
«22 Сыновья (Иаков и Исав) в утробе ее (Ревекки) стали биться...» - Ревекка, - это прообраз «Церкви», последователей Веры Праведника Исаака. Эта «Церковь» ощущала духовную борьбу, противостояние, непримиримость, между двумя типами людей, духовно рождающимися в ее среде, двумя противоположными направлениями разумения и исполнения Воли Божьей. (см. «Жена», «Церковь», «Сын»)
«23 Господь сказал ей (Ревекке, жене Исаака): два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей…» - выражение «два племени…два различных народа…» означат, что в противоположных характерах двух братьев, двоих «Племен», «Родов» будет отображено духовное противостояние двух способов мышления и образа жизни. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Народ», «Племя»)
- В образе Иакова отображен народ, выполняющий Волю Бога. (см. «Иаков»)
- В образе Исава отображен народ, признающий Волю Бога только на словах, исполняющий ее формально, по фарисейски, а потому нечестивый и грешный. (см. «Исав»)
Потомки Иакова – это люди, истинно знающие и исполняющие Волю Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
В духовном родоначальнике Иакове началась духовная родословная Израильского народа, на который Богом была возложена великая духовно-просветительская миссия благовестия Истины среди всех языческих народов. (см. «Число 2»)
Потомки Исава – это люди внешне религиозные, но живущие во грехе, сугубо материалистическими интересами.
Духовная «родственность» таких людей только внешнего характера, в своей же сущности их отношение к Воле Бога, является принципиально различным. (см. «Народ», «Племя»)
«…один народ сделается сильнее другого…» - народ Иакова символизирует людей истинной Веры в Единого Бога Иегову. Этот народ, находящийся в меньшинстве, в будущем станет направляющей и руководящей духовной силой общества. Эти праведно живущие люди, просвещая мир Светом Истины Воли Божьей, так покорят множество народов истинному исполнению Божьих Заповедей. (см. «Народ»)
«…больший будет служить меньшему» - народ «меньший», т.е. праведный народ Иакова, всегда существуют в меньшинстве. (см. «Праведник, Праведность»)
Многочисленные народы Исава («больший») – это религиозный мир, называющий себя христианским, это сильные, хваткие, своевольные, непокорные, властные люди, отошедшие от исполнения Божьих Заповедей. Они являются рабами запросов плоти, так как трудятся и посвящают всю свою жизнь добыче и накоплению только материальных благ (пренебрегая духовными ценностями), которые для них являются главной целью, но которые в оценке Бога являются прахом и уводят человечество от истинной ценности – от Жизни Вечной. Эта основная («большая») часть людей, называющих себя христианским миром («Исав»), находясь в постоянной деятельности по обеспечению мира только материальными благами, фактически находится в услужении у праведников («служить меньшему»), - у людей уравновешенных, покорных Воле Бога, живущих ее исполнением, имеющих скромные материальные запросы. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Праведник, Праведность»»)
«24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.» - изначально каждый человек получает от Бога равное количество благословения, т.е. возможности проявить себя в предстоящей жизни. В этом отношении каждый человек имеет в своем характере своего «Брата-Близнеца». (см. «Рахиль», «Жена», «Брат», «Рождение»)
«Близнецы» - это также образ двух направлений служения Богу. Первое - только буквальное, чувственное и второе - рациональное, духовное, истинное разумение и исполнение Божьей Воли.
«25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав.» - выражение «Первый (Исав) вышел красный…косматый…» открывает Божественный принцип и указывает на то, что не духовное рождается в человеке сначала, но плотское, телесное, его инстинкты, эмоции. «Косматость», волосистость Исава также образно указывает на распространенность и многочисленность людей с таким характером. (см. «Едом», «Волос»)
«26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки].» - только «потом» рождается, «выходит» духовное, приходит истинное осознание духовных приоритетов в жизни человека. (см. «Брат»)
«…держась рукою своею за пяту Исава» - там, где заканчивается «плотской» человек, т.е. его сугубо плотские интересы (его «Пята»), символизируемые «Исавом», там начинается человек «духовный», т.е. живущий подлинно духовными принципами и интересами – человек, которого символизирует Иаков.
Человека, живущего сугубо плотскими интересами символизирует «Пята», обозначающая самую низменную, непосредственно примыкающую к «праху» сугубо материалистического мышления и образа жизни, часть человеческой сущности. (см. «Пята»)
Эти, противоположные по сути две духовные характеристики присущи каждому человеку, поэтому они «Братья», «Близнецы». (см. «Брат»)
«…наречено ему имя Иаков…» - «нарекать», дать «Имя» означает выявить, отметить основную духовную характеристику личности человека, определить его мышление и образ жизни. (см. «Имя»)
«27 Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.» - выражение «дети выросли» означает, что последователи мировоззрения и образа жизни их отца проявили свои особенности и все наклонности, которые отразились в их последующей деятельности. (см. «Дети»)
«…и стал Исав...» - т.е. все душевные качества были приобретены Исавом после его рождения. Исав стал духовным родоначальником идуемеян, о растлении которых Бог говорит устами пророков: «И будет Едом ужасом; всякий, кто проходит мимо, придет в ужас, смотря на все язвы его.» Иерем.49:17
«27…стал Исав человеком искусным в звероловстве...» - эта характеристика деятельности Исава указывает на интерес и умение человека ловко приобретать выгоду только для плотских потребностей, что образно выражено словом «звероловство».
Характер его деятельности также указывает на его жесткость в обращении с различными «Зверями». (см. «Тварь», «Зверь»)
«27…стал Исав…человеком полей...» - это человек, поле материалистической деятельности которого среди греховно живущих народов, было весьма разнообразно. (см. «Поле»)
«27…стал…Иаков человеком кротким, живущим в шатрах…» - это свидетельствует о том, что Иаков, исполняя Волю Бога, смирил, укротил свои греховные запросы плоти и вся его деятельность сосредотачивалась на духовном просвещении народа.
Иаков здесь, как противопоставление Исаву, который был не кроткого характера и духа, исключительно плотским, материально-заземленным, чувственным человеком, не желающим ничего, кроме грубых земных удовольствий, наслаждений.
Иаков пребывал в «Шатрах», т.е. в среде народа, который не был привязан к материальным ценностям. (см. «Шатер»)
(«И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий. 3 И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, 4 говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: 5 как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» Чис.24:2-5)
«28 Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его» - Исав, исполняя волю отца Исаака, изначально трудился на поле язычества с «Дичью», т.е. с людьми, имеющими ещё дикие нравы и «укрощал» их, т.е. приводил в более достойное состояние человека с добрыми нравами, в то состояние, которое Исааку «было по вкусу», т.е. более соответствовало духовным принципам Исаака.
«…Ревекка любила Иакова.» - «Ревекка», т.е. «Церковь», Собрание людей исповедующих веру Исаака, хотело видеть в своих последователей не «звероловов», но людей кротких, которые бы не были привязаны к одному месту, но занимались пастырской деятельностью, всегда перемещаясь среди языческих народов, что образно выражено словами - «живущий в шатрах».
«29 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый.» - выражение «сварил Иаков кушанье» может указывать на характер духовной деятельности Иакова, на его способность создавать духовную «Пищу». (см. «Пища»)
«30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал.» - для того чтобы других обращать в более достойное человеку, духовное состояние изначального познания Истины, ему необходимо самому соответствовать этому состоянию. Для этого человек должен обогащаться познанием и твердо знать Истину Слова Бога, что также дает ему духовные силы противостоять различным политическим, религиозным хитрым губительным учениям, увлечению материализмом.
Исав, движимый только своими материальными интересами и воинствующим «охотничьим» умением, не заботился о своей духовной «Пище», о духовном насыщении и росте в познании и исполнении Воли Божьей. И поэтому Исав духовно ослаб, т.е. не рос духовно, не обогащал свой разум познанием Истины Слова Бога, не пополнял духовные силы, но работал только в сфере достижения своих материальных интересов.
Окончательно духовно обессиленным и измученным он возвратился из этого «Поля», будучи уже на грани полного духовно-смертельного истощения и опустошения. В таком состоянии Исав просит у Иакова: «дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал». Поэтому дана ему характеристика – «Едом» («красный»).(см. «Едом»)
Исав просил именно «Похлебку», «Красного», т.е. он не был способен есть «твердую» «Пищу», т.е. не способен усваивать и жить, следуя Слову Божиих Заветов. Так свершилась деградация, духовно-нравственно падение Исава, прозванного «Едомом».
Также и народы, представленные в лице «Едома» были противниками Воли Бога, жили в бездуховности, оказывали противоборство праведному народу «Иакова»–«Израиля», преследовали Пророков. (см. «Пророк, Пророчица»)
«30 От сего дано ему прозвание: Едом.» - Имя Исав, «Едом» в переводе «красный». Красный цвет, ассоциируется с цветом крови. Кровь, является одним из библейских образов материальной сущности жизни человека. (см. «Кровь»)
«31 Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.» - (см. «Первенец»)
«32 Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» - Иаков, будучи человеком праведным и находясь в «Шатрах» Отца – т.е. в атмосфере его праведной жизни, понимал духовно-упадническое состояние своего брата. Иаков знал и был уверен в Божьем пророческом Откровении «Матери-Церкви» о том, что духовно «родившийся» первым будет избранным Богом для великого духовного дела – духовного просвещения народов. Видя пренебрежительное отношение брата Исава к этому духовному делу, Иаков предложил Исаву отказаться от первородства и «продать» его ему. (см. «Иаков», «Исав»)
«Вот я умираю, что мне в этом первородстве?» - Исав признал, что он не способен жить праведно и осуществлять свою предназначенную ему духовную миссию. Исав признает свое упадочническое состояние и этими словами открывает всю свою сугубо плотскую сущность, которая выражена словами Пророка: «Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу.» (Иов.34:9)
(«Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» Иов.21:15)
«33 Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.» - каждый человек, живущий образом жизни Исава, тем самым сам по своей осознанной воле и собственному выбору продает, меняет свое «Первородство», т.е. свою духовную сущность на «Чечевичную Похлебку», т.е. на сугубо материальные запросы. Такой человек теряет духовное «Первородство» и «Наследство», которое приготовил и дарует ему его духовный Отец, так он теряет Жизнь Вечную. (см. «Первенец, Первородство»)
«Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же.» - Иаков требует от Исава, чтобы тот сознательно удостоверил полное и окончательное признание своей очевидной несостоятельности быть носителем первородства – т.е. быть правдивым выразителем и проповедником Духа Истинной Веры.
«34 И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.» - выражение «и пренебрег Исав первородство» означает, что Исав окончательно отошел от Истинного служения Богу, исполнения предначертанной ему Богом миссии, промерял духовное, на материальное. (см. «Первенец, Первородство»)
Слово «пренебрег» означает - поставил на второе место, не придал первостепенного значения.
Здесь «Первородство» - это основные духовные начала в человеке, сущность человека, которая должна соответствовать первоначальному духовному «Образу» и «Подобию» человека своему духовному Отцу, Богу.
Пренебрежение Исава «Первородством» является аналогией пренебрежения «Первородством» народом Израиля его духовной миссии духовного просвещения окружающих народов. Искажением и отвержением Воли Божьей народ Израиля утратил «Первенство» в духовном возрождении всех народов. (см. «Израиль, Израильтянин», «Народ»)
2. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. 2[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.
4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.
5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.
6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.
7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?
8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе.
9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.
11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.
12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего.
14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.» Быт.22:1-14
Это повествование имеет духовно-образное значение. Различные дикие формы и ритуалы убийства людей и принесения их в дар богам, были приняты у языческих народов. Хананеи, например, приносили детей в жертву кровожадным богам - Ваалу, Молоху, Астарте. Но Авраам, познав сущность Единого, истинного Бога, Его любовь к Своему Творению, верно воспринял величие духовно-образного смысла Божьего призыва о «Жертве» и «Всесожжении» своего «Сына».
«…Бог искушал Авраама...» - т.е. действующие духовные Законы Божьи, познанные Авраамом, явились для него «Искушением», т.е. испытанием, определяя крепость, непоколебимость его веры в Откровения Бога Иеговы, меру его преданности этим духовно-нравственным Заветам Божьим. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Искушение», «Авраам»)
Совесть, как присутствие Божественного Духа в человеке, всегда открывает его сознанию- насколько его жизнь утверждена на Заповедях Божиих и так становится ему «Искушением», т.е. испытанием. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь», «Авраам», «Совесть», «Искушение, Искуситель»)
«2...возьми сына твоего...Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор...» - осознание Авраамом Божественного Откровения о его духовном предназначении, привело его к необходимости принести во «Всеожжение» своего «Сына», т.е. воспитать, взрастить новых последователей его Веры для их духовного восхождения на одну из «Гор» познания Истин Бога для того, чтобы они, благодаря его благовестию, познали и исполняли Волю Единого Бога Иеговы. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Сын», «Гора»)
Авраам осознал, что только в «Земле Мориа», на одной из «Гор», т.е. на одной из духовных Вершин познания Воли Бога, можно совершить истинное «Всесожжение», т.е. посвящение жизни своего «Сына» для Бога, т.е. в Огне Слова Божьего «сжечь», удалить все его плотские запросы, противоборствующие Откровению Святого Духа Истины, и таким образом всецелого посвятить его жизнь служению Богу. (см. «Всесожжение»)
«3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.» - Авраам рано «Утром», т.е. в начале познания народами Воли Единого Бога, «оседлал Осла своего», т.е. мобилизовал все свои физические и духовные силы на исполнение познанной им Воли Божьей. (см. «Утро», «Осел»)
«4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.» - для того, чтобы «увидеть» то «Место», т.е. то поле духовной деятельности, где он должен был исполнить Божье призвание, Аврааму понадобилось «Три Дня», т.е. три определённых периода жизни для осознания Откровения Божьей Воли. (см. «День», «Число 3»)
«5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам.» - «Отроки» Авраама, - это те люди, последователи его Веры, которых он духовно подготавливал для помощи в его духовно-просветительской деятельности. (см. «Отрок»)
«Сын» Авраама – это духовно рожденный им последователь его Веры Богу. (см. «Сын»)
«6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.» - «Дрова» для «Всесожжения» - это образ всех средств, методов благовестия Воли Божьей, при помощи которых Авраам мог совершать свое «Всесожжение», свое служение Богу. Авраам «возложил» осуществление этих методов служения Богу на своего сына Исаака, так как только он, «неся их» на себе, т.е. осуществляя в своей жизни, так мог быть истинной «Жертвой» служения Богу. (см. «Всесожжение»)
Так Авраам и его сын, просвещенные этим Светом, движимые Божьим призывом, «пошли оба вместе» на эту великую духовную миссию.
«Авраам…взял в руки огонь и нож» - Авраам, одухотворенный истинным познанием Божий Воли, взял «Огонь» Слова Божьего и «Нож», т.е. духовный «Меч» Его Истины, проникающий во внутреннее состояние человека. (см. «Огонь», «Меч»)
«7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» - сын Авраама уже видел, осознавал действие «Огня» Слова Божьего, также видел «Дрова», т.е. все методы, которыми они «горят» в его душе, но не видел еще его полного воплощения в своей жизни. (см. «Огонь»)
«8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе.» - Авраам отвечал Исааку, что только Бог может «усмотреть», т.е. избрать «Агнца», т.е. человека, готового всецело принести (отдать, посвятить) свою жизнь в истинную «Жертву» для служения Ему.
«9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.» - когда они пришли на «Место» служения Богу, т.е. в те обстоятельства, где была необходима «Жертва» Богу, там Авраам устроил «Жертвенник», т.е. начал свою духовно-просветительскую деятельность. Так он «связал» сына своего обязательством исполнения им Воли Божьей и так образно «положил» его на «Жертвенник» служения сына Богу. (см. «Жертвенник»)
«9 Авраам…связав сына своего Исаака» - Авраам откровением своему сыну и духовному преемнику Исааку полноты Истины Воли Бога, тем самым «связал» в Исааке все то, что мешало духовному становлению его «Сына» для продолжения его духовно просветительной миссии. (см. «Авраам», «Сын»)
«9 Авраам…положил его на жертвенник поверх дров.» - Авраам «положил» Исаака, т.е. направил его деятельность для того, чтобы он мог осознать необходимость, важность и тяжесть его предстоящей миссии просвещения народов Светом Истины Божьей для преодоления тьмы их языческого образа мышления и жизни. (см. «Жертвенник», «Жертва, Жертвоприношение»)
Осуществить это великое дело духовного преобразования жизни языческих народов Господь заповедал потомству великого Патриарха Авраама, т.е. его духовным последователям: Исааку, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Пророкам – всему истинному духовному «Израилю», избранному Богом духовным просветителем всех народов.
«10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.» - благотворной силою Святого Духа Божьих Откровений, Авраам взял «Нож», т.е. «Меч» Слова Божьего для проникновения в глубины души, во внутреннее состояние своего духовного наследника Исаака. Авраам, Словом Божиим «связав» в нём земной, телесный образ мышления, таким образом приготовил, обратил его на истинное служение Богу. (см. «Меч», «Слово»)
Авраам «простер руку», т.е. совершил духовно преобразовательную работу, чтобы «заколоть» - проникнуть в сознание своего сына, научить его стать «Жертвой» Богу, т.е. чтобы Исаак посвятил свою жизнь Богу.
«11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.» - полнота духовного, праведного состояния Исаака, его кротость, смирение и готовность самоотверженного служения Богу, была тем «Голосом Ангела Господнего», той вестью Аврааму, которая свидетельствовала ему о том, что жизнь его сына Исаака уже наполнена Духом Божьим, и он уже был всецело приготовлен для совершения великой духовной миссии просвещения народов. (см. «Ангел», «Голос»)
3. «Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. 8 И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.» Деян.7:7,8
Бог открыл отцу Исаака Аврааму «Завет Обрезания», т.е. выразил Свою Волю о том, как производить нравственное и духовное «Обрезание» «Плоти», т.е. истребление греховных наклонностей характера, избавляться от языческих верований и нечестивого образа жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Завет», «Авраам», «Обрезание»)
Эти знания Воли Божьей Авраам передал своему физическому и духовному сыну Исааку, который, в свою очередь, передал их своему сыну Иакову. (cм. «Воля Бога, Воля Человека», «Иаков»)
Иаков, умудренный познанием и исполнением Воли Божьей, впоследствии духовно родил Двенадцать Патриархов, которые стали родоначальниками, духовными прародителями «Двенадцати Колен Израилевых», т.е. родов праведников, духовно объединенных твердой верой в Истину Бога Иеговы. (см. «Число 12», «Патриарх»)
4. «Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.» Быт.27:22
«Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его…» - в своем духовном становлении Иаков приблизился к праведному образу жизни своего отца Исаака.
В образе Исаака, символизирующего истинную Веру Израильского народа, было произведено испытание на соответствие Слову Бога духовной жизни и веры Иакова. (см. «Иаков», «Израиль, Израильтянин»)
«…голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы» - Исаак почувствовал в своем сыне Иакове «Голос» праведности, голос благовестника истинной Веры. Но Исаак ощутил «Руки Исавовы», т.е. узнал методы духовной деятельности, которыми пользовался Исав, исполняя волю отца.Исав трудился на поле язычества с «Дичью», т.е. с людьми, имеющими ещё дикие нравы и «укрощал» их, т.е. приводил в более достойное состояние человека с добрыми нравами, в то состояние, которое Исааку «было по вкусу», т.е. более соответствовало духовным принципам Исаака. (см. «Голос», «Рука», «Исав»)
5. «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.» Евр.11:20
«Верою в будущее Исаак благословил Иакова…» - «Верою», т.е. осуществлением Воли Божьей и передачей этого благословенного духовного опыта своим сыновьям Иакову и Исаву, их отец Исаак так «благословил» их быть духовными носителями Света Воли Божьей для всех язычников. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Вера», «Благословение», «Иаков»)
«Исаак благословил…и Исава.» - Патриарх Исаак верил в благословенное будущее и своего сына Исава. Он верил в то, что и Исав, видя благочестивую жизнь своего отца и имея возможность подражать в этом ему и своему брату Иакову, поэтому будет иметь благословение во всех своих добрых делах. (см. «Исав»)
6. «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем `Бог Всемогущий', а с именем Моим `Господь' не открылся им…» Исх.6:3
По другому переводу: «Являлся Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Эль-Шаддаи» (Бог Всемогущий), а с именем «Иегова» (Господь) не открылся им» (в оригинале «с именем Моим Иегова…») Исх.6:3
«Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову…» - величайшие духовные гении мира, - Авраам, Исаак, Иаков, постигая сотворенный Богом окружающий мир и жизнь человека, осознали что все создано Единым Разумом Бога и управляется из Единого источника Божественной Мудростью, которую они открыли в Откровении Бога - в Его Закономерности устройства мира, в духовых Законах отношений человека к Богу и к ближним. Так Бог «являлся» этим людям. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Явление»)
Впоследствии, в процессе неоднократных им таких «Явлений», т.е. Откровений Истины, когда этим людям стало открыто и «Имя» Божье – «Иегова», они приобрели совершенное познание и исполнение Его Воли и так стали Патриархами, - основателями, духовными наставниками Израильского народа. (см. «Авраам», «Иаков»)
«Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем `Бог Всемогущий'» - как Авраамом, так и Исааком и Иаковом было осознано Откровение о Едином Боге, Который сотворил все Бытие, Который действием Своих Законов может осуществлять Свою Волю всегда, везде и во всем.(см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон»)
«…а с именем Моим `Господь' не открылся им…» - в оригинале вместо слова «Господь», стоит слово «Иегова». (см. «Господь», «Иегова»)
Аврааму, Исааку и Иакову в то время еще не было открыто «Имя» Бога, т.е. полнота Его Воли. (см. «Имя»)
7. «И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел.
62 А Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной.
63 При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.
64 Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.
65 И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.
66 Раб же сказал Исааку все, что сделал.
67 И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по [Сарре,] матери своей.» Быт.24:61-67
Исаак взял себе в жены Ревекку, язычницу, что образно указывает на то, что праведник Исаак, проповедью своей истинной Веры в Единого Бога Иегову, так «ввел» ее в «Шатер Сарры», т.е. приобщил «Ревекку», т.е. Собрание людей языческого мышления и образа жизни, к истинному поклонению Единому Богу. (см. «Жена», «Собрание»)
Иисус Христос, в духовно-образном смысле также «берет» «Церковь» - Собрание праведно живущих людей, Себе в «Невесты» из язычников. (см. «Невеста»)
8. «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама;..18. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его. 19 И копали рабы Иссаковы в долине…и нашли там колодезь воды живой.» Быт.26:1,18,19
Многобожие языческого мира привело народы к опустошительному духовному «Голоду» и «Жажде». (см. «Голод», «Жажда»)
«И вновь выкопал Исаак колодези воды..» - духовные «Колодези», «Источники» Откровений Истины Воли Единого Бога, открытые народам Авраамом, были заброшены, «засыпаны землею», т.е. извращены языческими лжеучениями.
Исаак, духовный «Сын», последователь Веры Авраама, «вновь выкопал колодези Воды», т.е. возродил, восстановил истинную Веру в Единого Бога. (см. «Сын», «Колодезь», «Вода»)
Израильский народ, представленный в образе Исаака, вновь обратился к духовному Источнику Мудрости Заповедей Бога – к исполнению Его Воли, как к Источнику истинной «Воды Жизни», открытому духовными предводителями народа. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Израиль, Израильтянин»)
«...колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама...» - Авраам, движимый Божественным Промыслом, осознал необходимость избавления народов от языческого мировоззрения и принятия Воли Единого Бога. Авраам, постигая Волю Единого Бога, осознавая духовно-бедственное состояние народа, «выкопал колодези Воды», т.е. открыл народам источники духовного насыщения «Водой» Истины Слова Бога. (см. «Авраам»)
«…Исаак...18 назвал их («Колодези Воды») теми же именами, которыми назвал их отец его» - «Колодези» истинного познания «Воды» Слова Божьего Исаак «назвал теми же именами», т.е. сохранил ту же истинную Веру Авраама в духовной чистоте и неизменности, которая была во времена Авраама. (см. «Имя»)
«19 И копали рабы Иссаковы в долине и нашли там колодезь воды живой» - «рабы Исааковы», т.е. духовные последователи истинной Веры Авраама и Исаака, «копая», т.е. исследуя Откровения Авраама, «нашли», возродили, открыли, очистили «Источник Воды Живой» истинных Божественных Знаний от всяких извращений и заблуждений, привнесенных языческими лжепророками. Они возобновили и возвратили изначальное, истинное понимание и истинное служение Богу, которое осуществляли Патриархи, Пророки. (см. «Колодезь», «Вода», «Раб»)
9. «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава…» Быт. 27:1
«Исаак» - это символ уровня Веры Израильского народа Богу Иегове в определенном периоде времени. (см. «Вера»)
«…притупилось зрение глаз его…» - «Зрение» Исаака», т.е. Вера Исаака со временем «притупилась», т.е. уменьшилась ее духовная сила. Исаак стал менее верно оценивать окружающее, новые изменения в мире, давать полную характеристику явлениям, событиям, фактам. (см. «Глаза», «Зрение»)
10. «Мы, братия, дети обетования по Исааку. 29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне. 30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. 31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.» Гал.4:28-31
«…дети обетования по Исааку…» - это потомки Исаака, люди, унаследовавшие истинную Веру Исаака в единого Бога Иегову. (см. «Бог», «Вера», «Дети, Дитя»)
Пророки предвидели великий путь духовного возрождения и продолжение рода праведников.
Последователи Учения Иисуса Христа так являются «Детьми» этого «Обетования», т.е. завещания, предсказания Пророков. (см. «Обетование»)