Содержание:
1. Быт.25:21 («молился Исаак о Ревекке потому что она неплодная», «и зачала Ревекка»)
2. Быт.25:22 («сыновья в ее утробе начали биться»)
3. Быт.25:23 («два различных народа произойдет из утробы твоей»)
4. Быт.25:24 («близнецы в утробе ее»)
5. Быт.25:25,26 («первый вышел красный нарекли имя ему Исав», «потом вышел брат его»)
держась рукою за пяту Исава»)
6. Быт.25:27 («дети выросли, Исав стал искусным зверолов», «Иаков кроткий живущий в шатрах»)
7. Быт.25:29,30 («дай мне поесть красного ибо я устал»)
8. Быт.25:31 («Иаков сказал Исаву продай мне первородство»)
9. Быт.25:32 («Исав сказал, вот я умираю что мене в этом первородстве»)
10. Быт.25:33 («Иаков сказал поклянись, Исав поклялся и продал первородство»)
11. Быт.25:34 («Иаков дал хлеба и кушанье, Исав пренебрег первородство»)
12. Быт.27:1-11 («Исаак призвал старшего сына своего Исава…Исаак состарился и притупилось зрение его…Иаков сказал Реввеке…Исав брат мой, человек косматый, а я человек гладкий»)
13. Быт.27:21,22 («сказал Исаак Иакову…голос Иакова, а руки Исавовы»)
14. Евр.11:20 («верою в будущее Исаак благословил Иаков и Исава»)
15. Евр. 12:16 («чтобы не было между вами блудника и нечестивца который как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства»)
16. Ис.34:5 («меч Мой нисходит на Едом преданный Мною заклятию»)
17. Быт.36:1-3 («Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских»)
18. Ис.34:6,9,10 («превратятся реки Едома в смолу и земля будет оставаться опустелою»)
19. Иез.25:12 («Едом жестоко мстил дому Иудину, совершая над ним мщение»)
20. Втор.23:7 («не гнушайся Идумеянином»)
21. Мал.1:2,3 («не брат ли Исав Иакову, Я возлюбил Иакова а Исава возненавидел»)
22. Мал.1:4 («если Едом скажет мы восстановим разрушенное, то Господь говорит, они построят, а Я разрушу», «Господь прогневался навсегда»)
23. Чис.20:18-21 («не проходи через меня иначе я с мечем выступлю против тебя», «не согласился Едом Израилю пройти»)
24. Ав.1:17-21 («придут спасители на гору Сион чтобы судить гору Исава»)
25. Иер.49:10 («Я донага оберу Исава, открою потаенные места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет его.»)
26. 3 Ездры 6:9 («Конец сего века - Исав, а начало следующего - Иаков.»)
«Исав» - это образ религиозного человека, для которого материальные интересы и выгоды являются основными в его жизни.
«Исав» - это также образ одного из двух духовно родственных, но разных по своей сути, направлений разумения и исполнения Воли Божьей, веры Израильского народа.
Прозвище Исава - «Едом» - «красный», дано ему за то, что он отрекся и продал духовное «Первородство» своего познания, провозглашения Божественной Истины Воли Божьей и за имеющую красноватый цвет, «Чечевичную Похлебку», т.е. за земные, преходящие тленные ценности.
Слово «Едом» обозначает как потомков Исава, так и название их земли.
1. «И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.» Быт.25:21
«И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна...» - в образе Исаака, в символических выражениях, открывается продолжение благовестия, воплощения истинной Веры Авраама среди языческих народов. В своем стремлении рождать и иметь духовных наследников, Исаак в благоговении обращается к Богу за помощью, так как в очень трудных условиях тьмы языческого окружения «Ревекка», как образ «Жены», «Церкви», долго не могла «родить» истинных последователей Веры Исаака. (см. «Исаак», «Вера»)
«…и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.» - Ревекка, жена Исаака, является прообразом истинной «Жены», «Церкви», т.е. духовного Собрания людей, объединенных Откровением Веры в Единого Бога. (см. «Жена», «Церковь», «Собрание»)
В среде этих людей, вдохновляемых Верой Исаака и Духом Божьего Слова, начинается духовное рождение двух «Братьев», т.е. двух родственных в познании Воли Бога, но противоположных в ее осуществлении, направлений служения Богу. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Число 2», «Брат»)
2. «Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа.» Быт.25:22
«Сыновья в утробе ее (Ревекки) стали биться...» - «Ревекка», как образ «Церкви», Собрания людей, исповедующих истинную Веру Исаака, ощущая зародившуюся в ее среде борьбу двух противоположных между собой направлений в разумении и служении Богу, была обеспокоена этим и считала свою духовную деятельность напрасной и несоответствующей ее духовной сущности и назначению. (см. «Исаак», «Сын», «Церковь», «Собрание»)
3. «Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему.» Быт.25:23
В противоположных характерах личностей двоих братьев - Исава и Иакова, отображено духовное противостояние двух типов мышления и образа жизни людей, имеющих общую духовную основу, присущую Вере Израильского народа. (см. «Израиль, Израильтянин»)
«…два племени...два различных народа…» -Духовная «родственность» этих двух типов, характеров людей только внешнего характера, но их отношение к Воле Бога, является принципиально различным. (см. «Число 2», «Народ»)
Потомки Исава – это образ народа, отказавшегося от своего духовного «первородства» познания и благовестия Воли Божьей, исказившего Волю Божью, живущего греховной жизнью, ставящего материалистические интересы на первое место.
Потомки Иакова – это «Племя», «Род» людей, не только знающих Волю Божью, но и исполняющие ее. (см. «Иаков», «Племя», «Род, Поколение»)
Народ, представляющий Иакова - это люди, стремящиеся сохранить свое полученное духовное «первородство», т.е. быть первыми благовестниками Истины Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
В Иакове началась духовная родословная Израильского народа, на который Богом была возложена великая духовно-просветительская миссия среди языческих народов.
«…один народ сделается сильнее другого…» - Народ Иакова символизирует общество народа истинной Веры в Единого Бога Иегову. Этот праведный народ, который на протяжении всей истории всегда находился в меньшинстве, неизбежно станет руководящей духовной силой общества. Он, просвещая мир Светом Истины Бога, покорит, таким образом, множество народов служению Воле Бога. (см. «Народ», «Служение»)
«…больший будет служить меньшему» - многочисленные народы, отображенные в образе «Исава» («больший») – это, сильные, хваткие, своевольные, непокорные, властные люди, отошедшие от исполнения Заповедей Бога. Они являются рабами запросов плоти, так как трудятся и посвящают всю свою жизнь добыче и накоплению только материальных благ (пренебрегая духовными ценностями), которые для них являются главной целью, но которые в оценке Бога являются прахом и уводят человечество от истинной ценности – от Жизни Вечной.
«Исав» - эта основная («большая») часть людей, называющих себя христианским миром, находясь в постоянной деятельности по обеспечению мира только материальными благами, фактически находится в услужении у праведников («служить меньшему»), - уравновешенных, покорных Воле Бога людей, живущих ее исполнением, имеющих скромные материальные запросы. (см. «Праведник, Праведность»)
4. «И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее.» Быт.25:24
Изначально каждый человек получает от Бога равное количество благословения, т.е. возможности проявить себя в предстоящей жизни. В этом отношении люди являются как бы «бБратьями-Близнецами». (см. «Брат»)
«…близнецы в утробе ее...(«Ревекки»)» - в образе «Ревекки» представлено духовное Собрание, сообщество людей, следующих Воле Божьей. В «Утробе», т.е. в их среде, зародились «Близнецы», т.е. два родственных направления разумения Воли Божьей и служения Богу. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Собрание»)
5. «Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. 26 Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков.» Быт.25:25,26
«Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый…» - образное значение этого повествования раскрывает принцип духовного рождения в мире двух типов людей.
«Первый», т.е. начальное познание Воли Божьей, ознаменовано красным цветом, цветом крови, символизирующей практическую жизнь человека. (см. «Число 1», «Кровь»)
Такие люди ознаменованы также словом «косматый» (многоволосый), что указывает на подавляющую численность таких людей. (см. «Волос»)
«…и нарекли ему имя Исав.» - такие люди образно «наименованы», охарактеризованы словом «Исав», что в переводе на образный язык означает - «многоволосый», т.е. такой, которых много. (см. «Имя»)
«26…Потом вышел брат его,..» - по установленной Богом Закономерности сначала «рождается» человек плотской, т.е. не одухотворённый познанием и истинным исполнением Воли Бога, и только потом, познав Волю Бога, начав ее исполнять, таким образом «выходит» на жизненный путь его «Брат», т.е. человек «духовный», живущий по Духу Слова Божьего. (см. «Брат»)
«26…брат его (Иаков), держась рукою своею за пяту Исава…» - это означает, что там, где заканчиваются плотские интересы человека, символизируемые «Пятой Исава», там начинается «человек духовный», т.е. новые интересы в приобретении человеком праведного образа жизни, отображенного в образе «Иакова». (см. «Пята», «Иаков»)
Человека с сугубо плотскими запросами символизирует «Пята» - самая низменная, непосредственно соприкасающаяся с землей, прахом, сущность человеческой природы. (см. «Пята»)
«Держание за пяту» Исава Иаковом символизирует закономерный процесс познания человеком практического, жизненного опыта (что отображено словом «Рука»), прежде чем в нем родится «второй человек», его «Брат», т.е. появится духовный человек, который будет уже руководствоваться не только практическими интересами, но, прежде всего, духовными. (см. «Брат», «Рука»)
6. «Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.» Быт.25:27
Исав является родоначальником Идумеян, о духовном растлении которых Бог говорит устами Пророков: «И будет Едом ужасом; всякий, кто проходит мимо, придет в ужас, смотря на все язвы его.» (Ерем. 49:17)
«Дети выросли...» - т.е. проявили свои особенности и все наклонности, которые отразились в их последующей деятельности. (см. «Дети, Дитя»)
«…и стал Исав...» - т.е. все душевные качества были приобретены Исавом после его рождения.
Выражение «стал Исав…человеком искусным в звероловстве...» - означает умение Исава искусно «улавливать» - находить людей, имеющих еще «зверский», необузданный образ мышления и жизни язычников и приводить их к отцу Исааку для его духовной работы с ними – для обращения этих людей к следованию Воле Единого Бога Иеговы.
Выражение «стал Исав…человеком искусным в звероловстве...» также означает умение Исава подчинять своей воле свои зверские, телесные способности и таким образом ловко приобретать выгоду только для плотских потребностей («звероловство») (см. «Тварь», «Зверь»)
«стал Исав…человеком полейэ..» - т.е. Исав стал человеком материалистического образа мышления и прагматического, практического опыта и образа жизни. (см. «Поле»)
«… стал…Иаков человеком кротким, живущим в шатрах.» - это свидетельствует о том, что Иаков, укрощая в себе греховные склонности («кроткий»), исполнял Волю Бога, и вся его деятельность была посвящена духовному просвещению народа. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Иаков»)
Иаков здесь как противопоставление Исаву, который был не кроткого характера и духа, исключительно плотским, материально-заземленным, чувственным человеком.
Выражение «живущим в шатрах» указывает на то, чтоИаков жил праведной жизнью среди народа, который «жил в шатрах», т.е. не был привязан к материальным интересам, но был в постоянном духовном движении в познании и исполнении Воли Бога. (см. «Шатер»)
(«…как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!» Чис.24:5)
В Иакове началась духовная родословная Израильского народа, на который Богом была возложена великая духовно-просветительская миссия среди языческих народов.
7. «И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30 И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.» Быт.25:29,30
«Исав», «Едом» (в переводе «красный»).
«…дай поесть мне красного…ибо я устал.» - Исав, движимый только своими материалистскими интересами и охотничьим воинствующим умением, действовал без любви, и не заботился о своем духовном утверждении и росте. В соприкосновении и столкновении с дикими языческими нравами, он быстро терял остатки своей истинной духовности, сживался с их бездуховным, земным образом мышления. Окончательно духовно обессиленным и измученным он возвратился из этого «Поля», будучи уже на грани полного духовно смертельного опустошения. В таком состоянии Исав просит у Иакова: «дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал». Поэтому дана ему характеристика – «Едом» («красный»).
Чечевичная похлебка, которую потребовал Исав, стала синонимом отсутствия духовной потребности, что отвечает его внутреннему, уже духовно опустошенному состоянию.
8. «Но Иаков сказал [Исаву]: продай мне теперь же свое первородство.» Быт.25:31
Иаков понимал духовно-упадническое состояние брата, и видя пренебрежительное отношение брата к духовному делу, предложил Исаву отказаться от духовного «Первородства» и «продать» его ему.
«Иаков сказал (Исаву) продай мне теперь же свое первородство.» - «продать» означает обменять одно на другое, т.е. свое духовное первородство, т.е. духовное лидерство среди народов в благовестии им Воли Божьей, на «Чечевичную Похлебку», т.е. на материальные ценности, на блага практической жизни. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Иаков», «Первенец, Первородство»)
9. «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» Быт.25:32
«…вот я умираю, что мне в этом первородстве?» - Исав признает свое состояние духовного голода, бездуховности и этими словами он открывает всю свою сущность, которая выражена словами пророка: «Потому что он сказал: нет пользы для человека в благоугождении Богу.» Иов.34:9
(«Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?» Иов.21:15)
Иаков требует от Исава, чтобы тот удостоверил полное и окончательное признание своей очевидной несостоятельности быть носителем «пПервородства» – чтобы Исав подтвердил свое нежелание быть правдивым выразителем духа Истинной Веры в Единого Бога Иегову. (см. «Вера», «Иаков», «Первенец, Первородство»)
10. «Иаков сказал [ему]: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал [Исав] первородство свое Иакову.» Быт.25:33
Каждый человек, живущий нечестивым образом жизни Исава (сугубо материалистскими интересами), тем самым сам, по своей осознанной воле и собственному выбору, продает, свое «Первородство», т.е. меняет свою изначальную духовную сущность как Человека, на сугубо материальные блага («Чечевичную Похлебку»). Такой человек, отказывающийся от праведного образа жизни, приводящего к Жизни Вечной, теряет это самое ценное духовное «Наследство», которое приготовил и дарует ему духовный Отец. (см. «Первенец, Первородство»)
(«…чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.» Евр.12:16)
11. "И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство.» Быт.25:34
«…и пренебрег (презрел) Исав первородство» - т.е. Исав окончательно отошел от служения Богу и так подтвердил свое нежелание посвящать свою жизнь служению Богу, отказался быть правдивым выразителем Истинной Веры в Единого Бога. (см. «Вера», «Первенец, Первородство»)
Так Исав «пренебрег», отверг, поставил на второе место, не придал первостепенного значения духовным ценностям и променял их на материальные.
Здесь «первородство» - этоосновные духовные начала в человеке, его изначальные отличительные черты - советь, разум, воля, изначально дарованные Богом человеку.
12. «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. 2 [Исаак] сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;
3 возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,
4 и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.
5 Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;
6 а Ревекка сказала [меньшему] сыну своему Иакову: вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву:
7 принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею.
8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе:
9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка [молодых] хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит,
10 а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею.
11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий...» Быт.27:1-11
Это повествование раскрывает принцип получения духовного благословения быть лидером в благовествовании Истины Слова Божьего «перед лицем Господним», т.е. перед Волей Божьей.
«1 Исаак…призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.» - Исаак, как представитель истинной Веры Богу, признает в Исаве своего духовного «Сына», наследника его мировоззрения. Также и «Исав» признает свое духовное происхождение от своего отца, Исаака. (см. «Исаак», «Сын»)
«2…Исаак состарился и притупилось зрение глаз его…» - находясь в окружении постоянного языческого влияния, истинная Вера, представленная в образе Исаака, с течением времени претерпевает определенные потери своей изначальной целостности. Духовное видение и дальновидность Веры Исаака со временем затемнились привнесенными извне разрушительными факторами, и поэтому Исаак призывал для благословения материалиста Исава, а не праведника Иакова. (см. «Исаак»)
«8 Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе...» - остаток праведного народа – «Церкви», Собрания Праведников, отображенных в образе Ревекки, руководствуясь пророческими Откровениями, «приказывает», т.е. делает все, чтобы истинная Вера Авраама и Исаака возродилась в наследнике Иакове. (см. «Сын», «Иаков»)
«11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий» - Иаков признает, что он «человек гладкий» - т.е. прямой, духовно чистый, мирный - еще не приносил перед отцом так много плодов своей духовной работы, как численно плодовитый, («косматый») Исав. (см. «Мать», «Иаков», «Волос»)
«Косматый» - эта характеристика Исава говорит также и о том, что его мышление и его пути жизни были духовно запутанные, «не ровные».
(По Дж. Стронгу «косматый» переводится: «идол», «бес», «противник», «неприятель».)
Исав, как «Идол» в том смысле, что образу его жизни стали подражать последующие поколения, поэтому он стал именоваться «отцом Идуемеев».
(«И вот родословие Исава, отца Идумеев, на горе Сеир.» Быт.36:9)
Определение Исава как «противник», «неприятель» характеризуют его как человека, который противоборствовал Воле Бога, яростно преследовал Праведников, жил в нарушении Его Заповедей.
(«Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.» Ам.1:11)
13. «И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? 22 Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы.» Быт.27:21,22
Исаак услышал Иакова - голос благовестника истинной Веры, и ощутил деятельность рук Исава.Иаков имел все глубоко духовные, морально-этические основания утверждать перед отцом Исааком свое первородство. (см. «Исаак», «Иаков»)
Ревекка, как олицетворение «Церкви», Собрания праведно живущих людей, руководствовалась Откровением Бога о благословении не Исава, а именно Иакова.
Иаков, понимая равнодушное и пренебрежительное отношение Исава к первенствующему значению духовных ценностей, предложил ему отказаться от первородства и получил от него полное согласие. Свой отказ Исав утвердил клятвой. От того, что было важнейшим для утверждения Истины в среде окружающего языческого мира, он с легкостью избавился за «чечевичную красную похлебку», т.е. за приобретение материальных выгод.
Ревекка знала, какая духовная «Пища» по «вкусу Исааку» - она понимала его желание приводить людей из «Диких Полей» язычества к Вере в Единого Бога. Поэтому она обкладывает руки Иакова «шкурами козлят», т.е. Иаков, воспитанный в среде «Церкви», своим миролюбием и кротостью, тихим и спокойным свидетельством привел к вере этих «хороших козлят», т.е. представил его труд перед отцом. Так Исаак услышал «Голос» великого наследника Истинной Веры. (см. «Голос»)
Жизнь Исава от начала его духовного упадка, т.е. «продажи», обмена духовного первородства на «красную похлебку», определялась полной бездуховностью в его бурной религиозно-воинствующей деятельности. (см. «Первенец, Первородство»)
ВпоследствииИсав обманывает отца тем, что скрыл «обмен», «продажу» своего «Первородства» и требовал духовного благословения, на которое поэтому потерял право.
«...а руки, руки Исавовы.» - именование Исава как «Едом» («красный», «волосатый», «косматый»), указывает также и на то, что впоследствии действия («Руки») многочисленных последователей образа жизни Исава, были обагрены кровью гонимых, уничтожаемых ими Праведников. (см. «Рука», «Волос»)
Из буквального повествования следует, что Исав поселился на горе Сеир, о которой Пророк образно говорит: «И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! обрати лице твое к горе Сеир и изреки на нее пророчество 3 и скажи ей: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, гора Сеир! и простру на тебя руку Мою и сделаю тебя пустою и необитаемою. 4 Города твои превращу в развалины, и ты сама опустеешь и узнаешь, что Я Господь. 5 Так как у тебя вечная вражда, и ты предавала сынов Израилевых в руки мечу во время несчастья их, во время окончательной гибели: 6 за это — живу Я! говорит Господь Бог — сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя. 7 И сделаю гору Сеир пустою и безлюдною степью и истреблю на ней приходящего и возвращающегося.» Иезек.35:1-7
(«Едом будет безлюдной степью - за то, что они притесняли сынов Иудиных и проливали невиновную кровь в земле их». Иоиль.3:19)
Ложная религия, представленная в образе Исава, основывалась на «Горе Сеир» , т.е. на разных высотах т.н. богословских догм и вероучений. И свое беззаконие оправдывала своей «…земной, душевной, бесовскою мудростью» (чит.Иак.3:15)
Религия Исава насилием, жестоким фанатизмом и религиозными войнами обращала народы в свою бесовскую веру. История свидетельствует о всех этих «ужасных язвах его»,когда мечом и огнем загоняли слепой народ в веру, в которую по словам Апостола «…и бесы веруют и трепещут…» (чит.Иак.2:19)
«Красная пища», которую потреблял Исав, - это его религиозная насильническая, воинствующая идеология, которая принесла свои ужасные кровавые последствия.
14. «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.» Евр.11:20
Убежденностью в неизбежном осуществлении Слова Божественного Откровения, исполнением Заветов, Заповедей Бога, верностью Его Слову, Исаак, как представитель истинной Веры, «благословлял», т.е. воодушевлял, своим благовестием Истины, духовно напутствовал всех своих физических и духовных сыновей - эти два разных типа людей в служении Богу, чтобы такие люди на протяжении будущих поколений возродили праведность народов перед Богом. (см. «Завет», «Заповедь», «Вера», «Благословение», «Иаков»)
«Верою в будущее Исаак благословил…и Исава…» - Исаак верил, что в будущем не только Иаков будет благословлен, но и Исав. Он верил, что оба направления веры вновь воссоединятся и вместе будут служить Богу.
«Верою», т.е. осуществлением Воли Божьей и передачей этого благословенного духовного опыта своим двум сыновьям, так их духовный отец Исаак «благословил» их быть духовными носителями Света Воли Божьей для всех язычников. (см. «Вера», «Исаак», «Иаков»)
«Исаак благословил…и Исава.» - Иаков также верил в благословенное будущее и своего сына Исава. Он верил в то, что и Исав, видя благочестивую жизнь своего отца и имея возможность подражать в этом ему и своему брату Иакову, и будет иметь благословение, чтобы все его дела были праведны. (см. «Благословение»)
15. «…чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.» Евр.12:16
Духовное «Первородство» - это особенное достоинство человека, заключающееся в первостепенной цели всей его жизни - в воплощении вечных Истин духовных Законов Божиих, в посвящении её служению Господу – в благовестии народам Истины Его Заветов.
Призыв к наследованию «Первородства» образно звучал уже во времена Моисея и выражался в повелении Божьем - «…отдавай Мне первенца из сынов твоих…» (чит.Исх.22:29) (см. «Первенец, Первородство»)
Иаков, будучи праведным человеком, пришел к выводу, что Исав не оправдал свое духовное достоинство, т.е. не ценил своего «первородного» предназначения - быть правдивым выразителем и проповедником Духа Истинной Веры, духовно просвещать народы, и потому Иаков согласился удовлетворить его плотские запросы («материальные ценности») в обмен на «Первородство», которое отдал уже духовно опустошенный Исав. (см. «Иаков»)
Человек - «Блудник», отказывающийся от следования Заветам Божиим, теряет праведный образ жизни, приводящий к Жизни Вечной, т.е. отбрасывает то свое самое ценное духовное «Первородство» - «Наследство», которое приготовил и дарует ему духовный Отец.
16. «Упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию.» Ис.34:5
«Едом» - это прообраз людей, которые пренебрегая духовными ценностями, отдают предпочтение сугубо плотскому, материалистическому образу жизни.
«Едом» - Прозвище Исава за его духовно-нравственные характеристики. Это такой тип человека (людей, общества), который за материальную, плотскую выгоду готов променять духовные ценности, т.е. утратить первозданность своей внутренней, духовной природы, изначально заложенной в человеке Богом.
Едом и Иаков («Израиль») являются символами буквального (формального, обрядового) и духовного (истинного) поклонения Воле Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«…меч Мой на небесах…нисходит на Едом…» - «Меч» Истины Слова Бога на «Небе», т.е. в сфере духовной борьбы «нисходит», т.е. его обличительная сила направлена на раскрытие, опровержение и уничтожение греховного образа мышления и жизни людей, соответствующих образу «Едома». (см. «Небо»)
«…Едом…народ, преданный Мною заклятию» - «продав» свое духовное «первородство», т.е. променяв изначальное духовное достоинство Человека на материальную выгоду, люди теряют право на Благодать действия Божьих Заповедей, т.е. на благословение от Бога и обречены на полное отторжение от благословений Бога («предан заклятию…»), т.е. обречены на физическую и духовную деградацию и исчезновение. (см. «Заповедь», «Народ», «Заклятие», «Проклятие», «Наказание»)
17. «Вот родословие Исава, он же Едом. 2 Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, 3 и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа.» Быт.36:1-3
«Родословие Исава (Едома)» это исторический путь греховного развития народа, отображенного в образе «Исава», который вступил в духовный союз с языческими религиозными организациями, представленными в образе «Дочерей» и «Жен» Ханаанских». (см. «Жена», «Дочь», «Ханаан»)
Вследствие того, что Хананеи переняли образ жизни язычников, «Ханаан» - этот народсталсимволом духовного отступничества от истинной Веры в Бога, изначально исповедуемой, представленной праведником Ноем.
«Родословие» - это образ истории, происхождения, следствия определенного духовного становления человека. Это последовательные этапы познания Воли Бога. Путь от предшественников, от Собрания людей какой-либо веры, которую символизируют «Жены» и «Дочери» духовно-образного «Ханаана». (см. «Родословие»)
«…родословие Исава, он же Едом» - Идуемляне – это потомки Исава, т.е. «Едома», который продал свое первородство брату близнецу, Иакову за хлеб и кушанье из чечевицы. (Чит.Быт.25:24-34)
Иаков получил вместо Исава благословение Исаака и стал считаться первородным, а Исав возненавидел его за это.
«Едом» - это символ людей (народа), которые отдают предпочтение материальному, но не духовному. Такие люди, знающие, но отвергающие Волю Божью, так «продают» свое «Первородство», утрачивая право на духовные благословения от Бога.
«Едом» - прозвище Исава исходит из его духовно-нравственных характеристик. Это такой тип человека (люди, общество) которые за сиюминутную материальную, плотскую выгоду готовы не раздумывая променять любые духовные ценности, т.е. утратить первозданность своей внутренней, духовной природы изначально заложенной в человеке Богом.
Едом и Иаков - «Израиль», являются символами буквального и духовного (истинного) познания и исполнения Воли Бога. Духовная «родственность» «Едома» с «Израилем» была (есть) только внешнего характера. В своей же сущности их отношение к Воле Бога является непримиримым и принципиально отличным. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
Впоследствии народы «Едома» («Исава») и «Израиля» («Иакова»), хотя и происходившие от братьев-близнецов, стали врагами. (см. «Иаков», «Израиль, Израильтянин»)
«Дочери Ханаанские» - это прообраз различных отступнических религиозных образований, поклоняющихся языческим божествам. Их прообраз также соответствует современному состоянию различных религий, которые исповедуют также различные культы и ритуалы. (см. «Дочь»)
«...взял себе жен из дочерей Ханаанских» - Исав (народ), как представитель Веры своего исторического периода, в то время соединился с ложными религиями языческого мира. (см. «Ханаан»).
Исав вступил с ними в духовно-родственные отношения, союз, использовал определенные религиозные языческие сообщества, системы (организации, «Церкви») в своих целях, для распространения, утверждения отступнической веры и греховной жизни. (см. «Жена»)
«…жен из дочерей Ханаанских» - эти духовно-образные «Жены» (религиозные объединения людей по каким-либо общим признакам) были следствием духовно-нравственного воспитания, которое было присуще только «Ханаанской» земле. (см. «Ханаан», «Народ»)
18. «Меч Господа наполнится кровью… ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома... 9 И превратятся реки его в смолу: 10 и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым её; будет от рода в род оставаться опустелою, во веки веков никто не пройдет по ней…» Ис.34:6,9,10
«…большое заклание в земле Едома... вечно будет восходить дым её…» - последствия («Дым ее») греховного образа жизни «Земли Едома», т.е. народов, есть и будет вечным напоминанием и предостережением грядущим поколениям о трагических последствиях отвержения народами Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Земля», «Народ»)
«…вечно будет восходить дым ее» - мрачная история адского состояния беззакония будет вечным, постоянным горестным, едким напоминанием о трагическом прошлом народов, живших без познания и исполнения Воли Бога. (см. «Дым»)
«…превратятся реки его («Исава», «Едома») в смолу…и будет земля его («Едома») горящею смолою:» - «Реки Едома» - это различные губительные религиозные, политические, философские идеологии, верования, оправдывающие греховную жизнь народов и беззакония их правителей. Все идеологии, лжерелигии «Исава-Едома», т.е. отступнического мира, - все его «Реки» лжи, отравляющие ненавистью и злом историю народов, превратятся в «Горящую Смолу», - т.е. жизнь народов, отступивших от Воли Бога, станет отягченной всякими трагедиями, горем, несчастьем. (см. «Река», «Земля»)
Выражение «будет земля его («Едома») горящей смолою» означает, что в сфере деятельности греховно живущего человека будут проявляться невыносимые, тяжкие последствия совершаемого им зла, беззакония. Ненависть, насилие, жестокость, безбожие и беззаконие превратится в «горящую Смолу», т.е. в полыхающее зло, удушливое греховное состояние народов, ввергая их жизнь в адские мучения. (см. «Зло», «Беззаконник, Беззаконие»)
«Будет («Земля Едома») от рода в род оставаться опустелою, во веки веков никто не пройдет по ней,..» - «Земля Едома» - это вся трагическая греховная история народов мира со всей их т.н. культурой, будет разоблачена, во Свете Истины Слова Бога будет предана полному осуждению и оставлена людьми. Уже никто, никогда не возвратится на этот гибельный путь беззакония и зла, прожитый «Исавом-Едомом», т.е. безбожным человечеством.
В осуществившемся Царствии Воли Бога всякие греховные идеологии и теории обустройства мира станут «землею…опустелою», по которой уже «никто не пройдет», т.е. люди уже не воспользуются пагубным опытом предыдущих греховных поколений, ни один народ не захочет возвратиться к прежней – греховной, мучительной жизни. (см. «Царство», «Поколение», «Земля»)
19. «Так говорит Господь Бог: за то, что Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение...» Иез.25:12
«Едом», т.е. люди лживого религиозного мира, нечестие которых разоблачали праведники, представленные «Домом Иудиным», поэтому мстили им, всячески старались принести им страдания. (см. «Дом», «Иуда»)
«…Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжело согрешил…» - «Едом» - это жестокие, лукавые люди, которые своим духовным нечестием отвержения и извращения Божьей Воли духовно разрушают «Дом Иудин», т.е. религиозные сообщества верующих в Бога людей, пленяя их мышление различными губительными идеологиями, лжеучениями, так ввергая их в духовную погибель.
«Едом» - это также представители государственных религий, которые всегда преследовали, гнали и жестоко расправлялись с Праведниками верными исповедниками и служителями истинной Веры, разоблачающими их ложь. (см. «Праведник, Праведность»)
Также мстили и фарисеи последователям Учения Иисуса Христа. Так продолжается и по настоящее время.
(«За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда.
11 В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них.
12 Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия.
(Авд.1:10-12)
(«Так говорит Господь: за три преступления Едома и за четыре не пощажу его, потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.» Ам.1:11)
20. «Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его…» Втор.23:7
Согласно повествования 27 главы Бытия, Исав и Иаков были братьями по плоти. (см. «Брат»)
Выражение «Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой» говорит о том, что необходимо терпеливо, уважительно, без презрительных замечаний и язвительных высказываний относится к представителям иных религиозных верований и направлений, так как народы родственные по вере, объединены общей причастностью ко Христу, и являются чадами одного Небесного Бога-Отца и только Он вправе решать кого помиловать, а кого наказать. (см. «Бог», «Брат»)
(«А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы – братья…» Матф.23:8)
21. «Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию. 2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: `в чем явил Ты любовь к нам?' - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, 3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни.» Мал.1:2,3
«Не брат ли Исав Иакову» - люди, признающие Волю Единого Бога (хотя не всегда и не во всем ее исполняющие), так рождены от познания Его Воли, и поэтому являются духовными братьями. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Брат»)
«…Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел…» - образное выражение «Я…Исава возненавидел», означает, что Бог так устроил Свои Законы, согласно которых люди, нарушающие их, живущие нечестиво - подобно Исаву, непременно испытывают «ненависть» Бога, т.е. испытывают «Наказание» Божие последствиями их нарушений Его Воли. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Наказание»)
22. «Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда.» Мал.1:4
Народы разных мировых религий, отвергнувшие Волю Бога, отступившие от исполнения Слова Бога, с их суевериями, жестоким фанатизмом и тяжкими преступлениями, приходят к явному саморазрушению. Основатели и слепые «ревнители» их духовно обезображенной веры, всяческими способами и методами пытаются ее восстановить, «реанимировать», силятся осовременить и остановить ее духовное обнищание.
«Если Едом скажет… мы восстановим разрушенное…они построят, а Я разрушу» - так Бог, устами Пророка, вынес окончательный приговор всей блудливой религии мира во всем ее разнообразии лживых верований. «Разрушение» греховной жизни людей, знающих, но не исполняющих Волю Божью, произойдет разоблачением Истиной Законов Бога, провозглашаемых праведниками. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
«Господь прогневался (на «Исава», на «Едом») навсегда» - не соблюдением Заповедей Бога, увлечением лжеучениями, «Едом», т.е. все религиозные беззаконники, сами ведут свои жизни к погибели, удаляясь от Жизни Вечной. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Погибель, Пагуба»)
23. «Но Едом сказал ему: не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя.
19 И сказали ему сыны Израилевы: мы пойдем большою дорогою, и если будем пить твою воду, я и скот мой, то буду платить за нее; только ногами моими пройду, что ничего не стоит.
20 Но он сказал: не проходи. И выступил против него Едом с многочисленным народом и с сильною рукою. 21 Итак не согласился Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы, и Израиль пошел в сторону от него.» Чис.20:18-21
«…Едом сказал ему («Израилю»): не проходи через меня, иначе я с мечом выступлю против тебя…» - «Израиль», т.е. люди истинной Веры, исполняющие Волю Бога, хотели «пройти» через «Землю Едома», т.е. донести и утвердить Истину Божьих Заповедей людям Идумеи, т.е. потомкам Исава («Едом»), сильно увлеченным сугубо материальными целями, поклоняющимся идолам. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь»)
Идумеяне, живущие в беззаконии, опасаясь разоблачения своих грехов, которым праведные Израильтяне внушали страх своей чистотой образа жизни, воспротивились распространению среди них Истины Слова Бога (что образно выражено словами «не проходи через меня»), угрожая тем, что с силой выступят («Мечом») против «Израиля», т.е. изгонят их из своей среды, чтобы обесславить их своей материалистической философией. (см. «Меч», «Израиль, Израильтянин»)
«…не согласился Едом позволить Израилю пройти чрез его пределы…» - у «Едома», т.е. у людей, имеющих основной целью жизни только приобретение и накопление материальных богатств, вызывает противоборство («не согласился») праведный образ жизни «Израиля», т.е. людей, исполняющих Истину Воли Бога, которую они не разрешили впустить в свое мышление и образ жизни («пройти через его пределы»). (см. «Израиль, Израильтянин»)
«...Израиль пошел в сторону от него» - Воля Бога, воплощаемая праведными людьми, потомками «Израиля», распространяется в мире, «проходя мимо» людей, не желающих следовать ей («потомков Исавовых»). (см. «Потомок, Потомство»)
(«И шли мы (Израиль») мимо братьев наших, сынов Исавовых, живущих на Сеире, путем равнины...» Втор.2:8)
24. «А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. 18 И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа - пламенем, а дом Исавов - соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это. 19 И завладеют те, которые к югу, горою Исава, а которые в долине, - Филистимлянами; и завладеют полем Ефрема и полем Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом. 20 И переселенные из войска сынов Израилевых завладеют землею Ханаанскою до Сарепты, а переселенные из Иерусалима, находящиеся в Сефараде, получат во владение города южные. 21 И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа.» Авд.1:17-21
«19 И завладеют те, которые к югу, горою Исава...» - люди, живущие «к югу», т.е. которые духовно обогреты «Солнцем» Истины, т.е. познанием Воли Божьей, будут способны «завладеть Горой Исава», т.е. разоблачить ложь религиозных кумиров псевдохристианского мира – его идеологий, различных верований, псевдоучений, и так завладеть всеми религиозными высотами духовно-образного «Исава». (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Гора»)
«И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава...» - праведники всегда являются спасителями грешников. Праведники, духовно поднявшись «на Гору Сион», т.е. возвысившись в познании и исполнении Воли Бога, будут «судить», т.е. разоблачать «Гору Исава», т.е. религиозные фальшивые твердыни псевдохристианства – его лжеучения, идеологии, ввергающие народы в совершение беззаконий. (см. «Спаситель», «Праведник, Праведность», «Гора», «Сион»)
25. «…Я донага оберу Исава, открою потаенные места его, и скрыться он не может. Истреблено будет племя его, и братья его и соседи его; и не будет его.» Иер.49:10
«…Я донага оберу Исава, открою потаенные места его, и скрыться он не может.» - Праведники, благовествуя Истину Воли Божьей, так полностью обнаружат «потаённые места Исава», т.е. разоблачат все лживые, хитрые, соблазнительно привлекательные верования различных религий, их лжеучения и их представителей. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Праведник, Праведность»)
26. «Конец сего века - Исав, а начало следующего - Иаков.» 3Ездры 6:9
«Конец сего века – Исав...» - это история религиозной жизни народов, когда они, зная, но отвергая Волю Бога, как Исав совершали обмен духовного «первородства», «сыновства» Божьего, на удовлетворение жажды материальной «похлебки», - на приобретения только материального благополучия. Такой период истории нечестиво живущих народов неизбежно будет иметь свое завершение. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
С духовным возрождением людей их обращением к исполнению Воли Бога наступит новый «Век», - век будущего, новое время по новым принципам жизни, который образно назван «Веком Иакова», - человека истинной духовности и праведного образа жизни. (см. «Иаков», «Век» )