Ной

(см. "ПОТОП",  "ВОДА",  "КОВЧЕГ") 

     

Содержание:

 

1.  Быт.5:28,29 («Ламех…родил сына, 29 и нарек ему имя: Ной»)

2.  Быт.6:8-10 («Ной был человек праведный и непорочный в роде своем, Ной ходил пред Богом»)

3.  2Петр.2:4,5 («сохранил семейство Ноя, проповедника правды»)

4.  Евр.11:7 («верою Ной приготовил ковчег для спасения дома своего»)

5.  Быт.6:1-8 («Ной же обрел благодать пред очами Господа»)

6.  Быт.6:13,14 («и сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел…сделай себе ковчег»)

7.  Мт.24:38,39 («во­шел Ной в ков­чег,..»)

8.  Быт.6:19,20 («Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых;»)

9.  Быт.8:10-13 («све­жий мас­лич­ный лист во рту у не­го. И Ной уз­нал, что во­да со­шла с зем­ли»)

10.  Быт.8:20,21 («устроил Ной жертвенник Господу»)

11.  Быт.9:18,19 («сыновья Ноя вышедшие из ковчега были Сим, Хам и Иафет»)

12.  Быт.9:20,21 («Ной начал возделывать землю…и опьянел»)

13.  Быт.9:22,23 («увидел Хам…наготу отца своего»)

14.  Быт.9:24,26 («Ной сказал: благословен Господь Бог Симов»)

 

 

 

«Ной» - в переводе «покой», «помощь», что указывает на то, что жизнь Ноя была в «покое», в примирении с Волей Бога.

Ной, исполняющий Волю Божью своей проповедью  праведного образа жизни даровал, предлагал народу «помощь» в  избежании совершения греха и   его последствий, ведущих к смерти.

«Ной» – в переводе также -  "утешитель" «утешение», «успокоение».

Ной,  возвещая   Божественные Законы истинной жизни,  так давал окружающим его народам надежду,  утешение, успокоение, уверение в том, что исполнение этих Законов обеспечивает человеку защиту от разрушительных греховных стихий мира, достижение жизни в праведности. 

 

 

1. «Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, 29 и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог].» Быт.5:28,29

        «Ламех…родил сына, 29 и нарек ему имя: Ной» -  Ламех  - это физический и духовный отец Ноя. (см. «Сын»)

     «…Ной…утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог» -    Ной– в переводе: "утешитель", «утешение», «успокоение».

       Ламех, физический и духовный отец Ноя, передавая ему познание о  достижении праведной жизни, завещал своему сыну Ною возвещать эти знания и другим людям и верил в то, что  его сын Ной присоединится к его духовно-пастырскому служению. (см. «Знание», «Отец»)  

       Ламех верил, что его сын Ной будет духовно просвещать те народы, которые нарушили Волю Бога и так лишили себя Божьего руководства и защиты, что образно выражено словами «Земля», которую «проклял Господь [Бог».(см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Проклятие», «Земля», «Народ»)

 

 

2. «Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. 9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. 10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.» Быт.6:8-10

       «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем;..» - Ной жил согласно велению заложенной в нем совести, поступал согласно понятым им Божьим Откровениям Его Воли, и поэтому в «своем роде», т.е. среди тех людей, с которыми он жил, его жизнь была праведна перед Богом. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Праведник, Праведность»)

      Ной, во Свете познанной им Божьей Премудрости, видел духовно-нравственное растление и беззаконие  окружающих народов, которое вело их  к деградации и погибели. (см. «Народ», «Беззаконник,  Беззаконие», «Погибель, Пагуба»)

       Непорочность Ноя заключалась в его неукоснительном следовании всем осознанным им   Откровениям,  которые  были открыты  ему Богом. (см. «Откровение»)

      «Ной ходил пред Богом» - в то время, когда люди полностью игнорировали Волю Бога и совершали беззакония, благочестивый Ной вел праведную жизнь перед Богом, т.е. жил согласно Божьей Воли. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)

 

 

 

3. «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; 5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых…» 2Петр.2:4,5

        «…семейство Ноя...» - этодуховные «Сыны»,  последователи  истинной Веры Праведника Ноя. (см. «Вера», «Праведник, Праведность»)       

       «…Бог…в восьми душах сохранил семейство Ноя...» - Бог, открыв Ною Свою Волю,  вдохновил его ее исполнять и благовествовать, и так  «сохранил», сберёг  полноту духовного «Семейства» Ноя, т.е. всех духовно родственных ему людей, всех последователей его истинной Веры Богу. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека», «Благовестие»)

        «…сохранил…Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых» -Ной, соблюдая Божьи Заповеди, «проповедывал», объяснял людям  открытые ему Богом познания о Правде, т.е. о необходимости жизни в согласии с установленными Богом Законами и Заповедями, о благодатности Воли Божьей. (см. «Заповедь», «Проповедь», «Правда», «Нечестивый, Нечистый, Нечестие»)

   

 

4. «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.» Евр.11:7

        «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо» - исследованием и познанием Премудрости Божественной Воли,  Верою в Истину Божьего Слова, осуществлением праведной жизни, Ной постиг Откровение Божественных Закономерностей  наступления пагубных последствий   нравственного растления и беззакония окружавших его народов, осознал, что это приведет их  к деградации и погибели. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Вера», «Откровение», «Погибель, Пагуба»)

        Праведник Ной предвидел будущий ход истории после величайшей духовной катастрофы, он предвидел  развитие в мире Добра и зла, отрыл новую страницу духовного становления  рода человеческого. (см. «Праведник, Праведность»)       

         «Ной…благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего...»  - Ной, «благоговея»,  т.е. почитанием, исполнением   Божьих Заповедей, следуя познанным их  Откровениям,  так «приготовил», создал   «Ковчег», т.е. спасительный, благочестивый образ жизни для своего духовного «Дома», т.е. для последователей его Веры. (см. «Заповедь», «Благоговение», «Ковчег», «Дом», «Потоп»)

      Ной,  благовестием Правды Слова Бога  создал возможность спасения,    избавления последователей его веры от «Потопления Водами»  лжеучений и греха. (см. «Благовестие», «Спасение»)

         «…ею (Верою) Ной…осудил он (весь) мир,..» - своей праведной жизнью,  благовестием    Правды Слова Божьего,   Ной «осудил» мир, т.е. обличил,   разоблачил   порочность   различных верований, губительных  идеологий и их основателей,    открыл причины духовно-нравственного    растления общества, указал на   беззакония, которые приводят народы к деградации и погибели. (см. «Вера»,  «Беззаконник,  Беззаконие»)  

       Своей отделенной от греха истинной  жизнью, праведник всегда является  осуждением, порицанием, укором, «Судом» для грешников.    В самой добродетели, в ее правоте уже выносится осуждение всякому злодеянию. (см. «Суд»)

         «Верою Ной…сделался наследником праведности по вере» - исследованием, осознанием, непреклонным верованием, неотступным следованием Слову Божественного Откровения,   Ной      сделался «Наследником Праведности», т.е.  преемником, хранителем Божественных  Святынь Истины,  продолжателем  духовного совершенствования плотского, греховного человека, чтобы духовно преобразовать его и сделать «Наследником»  Святой жизни предшественников - Патриархов, Пророков. (см. «Наследник, Наследие», «Вера», «Праведник, Праведность»)

 

 

5. «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.  4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.  5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;  6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.  7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. 8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].» Быт.6:1-8

         «… 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены…» - преступное соединение «Сынов» Божьих, т.е. людей, уже знающих,  но нарушающих  Волю Бога, с «Дочерями Человеческими», т.е.  со тьмой духовного невежества окружающих народов, смешение  духовности «Сынов» Божиих с соблазнительными формами земных, безбожных идеологических систем  мира, рождало «Гигантов», т.е. людей извращенного понимания жизни с ее различными разрушительными идеологиями, формами культуры, религиями, оккультными науками и философиями. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Сын», «Дочь»)

          «3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими],..» -вследствие такого преступного духовного смешения образа жизни праведников с грешниками,  все процессы духовного упадка  народов быстро наводнили мир. Мышление людей быстро теряло духовность, делалось заземленным и замыкалось на  сугубо  земных, тварных, греховных запросах плоти.

         («И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» Рим.1:28-32)  

       Ной,  во свете открытой ему Божьей Премудрости, видел духовно-нравственное растление и беззаконие народов,  которое вело их к деградации и погибели. Дух Господней Истины велит ему «построить», основать из   людей доброй воли духовно-образный «Ковчег», т.е. создать духовную общность верных служителей Воли Бога для того, чтобы сберечь  их от полного растления окружающего беззакония и гибели. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Ковчег»)     

        «8 Ной же обрел благодать пред очами Господа…» -   Познанием и исполнением Воли Бога, Ной таким образом получил «Благодать»,  «благое даяние» от Бога,  т.е. он приобрел Мудрость  не входить к «Дочерям Человеческим», т.е. он не соблазнился различными человеческими греховными учениями, идеологиями, не вошел с ними ни в какое соприкосновение. (см. «Благо», «Благодать»)

        Своей праведной жизнью Ной  также получил  Божию «Благодать», т.е.  уверенность в истинности смысла его благочестивой жизни и в  достижении, в обретении им  Жизни Вечной. (см. «Жизнь, Жизнь Веч­ная»)

 

 

6. «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. 14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.» Быт.6:13,14

         «…И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое,..» -  Ной осознал Откровение Бога о том,  что человек, живущий только плотскими, материалистическими интересами, оказался в тупике, не способным к дальнейшему существованию в таком состоянии полной бездуховности.  (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Откровение»)

       «…И сказал Бог Ною…14 Сделай себе ковчег…» - Дух Господней Истины, осознаваемый Ноем, так «говорит» ему,  велит Ною создать («сделай»)  из людей доброй воли духовно-образный «Ковчег», т.е. общность верных служителей Воли Бога для того, чтобы сберечь их от полного растления окружающего беззакония и гибели, так как человек должен обезопасить себя познанием Воли Бога и праведным образом мышления и жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека»)

 

 

 

7.  «…как во дни пе­ред по­то­пом ели, пи­ли, же­ни­лись и вы­хо­ди­ли за­муж, до то­го дня, как во­шел Ной в ков­чег, 39 и не ду­ма­ли, по­ка не при­шел по­топ и не ис­тре­бил всех, - так бу­дет и при­ше­ст­вие Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го...»  Мт.24:38,39

        «…во­шел Ной в ков­чег...» - Ной «вошел» в «Ковчег», т.е. вошел в состояние полной   изоляции, независимости от процессов морального-нравственного разложения народов. Его духовное состояние праведности, достигнутое постоянным следованием  Божьим Заповедям,  его служение Истине, полностью его отделило, обезопасило   от разрушения   злом греховного мира. (см. «Заповедь», «Ковчег», «Праведник, Праведность», «Народ»)

 

 

 

8. «Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20 Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского].» Быт.6:19,20

         «Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.» - Ной, руководствуясь Духом   истинного Богопознания, вводит в свою среду также и тех людей, которые имели тварный  способ мышления и жизни. Он привлекает в свою среду «чистых животных», «двукопытных», которые «жуют жвачку»,  то есть таких людей, которые имеют уже некую  рассудительность и которые ощущают уже в себе двойственность своей природы: плотской и духовной.  (см. «Боговедение, Богопознание», «Тварь», «Животное», «Число 2»)

        Ной также  привлекает к спасению и тех «нечистых» («однокопытных»), т.е. тех людей, которые мыслят, живут и руководствуются однозначными, сугубо тварными началами.  Именно о таком характере человека написано «тогда я был невеждой и не понимал, как скот я был пред тобой.» (Пс.73:22)  Этим Божий избранник Ной свидетельствует, что только в «Ковчеге», т.е. в  среде духовного единения верных исполнителей Воли Бога, возможно уберечься от полного духовного и физического растления и погибели. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Ковчег», «Погибель, Пагуба»)

 

 

 

9. «И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. 11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли12 Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.  13 Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли.» Быт.8:10-13

       Образное описание произошедшей некогда глобальной физической катастрофы, раскрывает последовательность духовно-образного «Потопа», т.е. гуманитарной, нравственной, духовной катастрофы народов первой цивилизации, произошедшей вследствие нарушения людьми установленных Богом Законов и Заповедей. (см. «Закон», «Заповедь», «Народ»)

         «И по­мед­лил еще семь дней дру­гих: и опять вы­пус­тил го­лу­бя из ков­че­га. Го­лубь воз­вра­тил­ся к не­му в ве­чер­нее вре­мя: и вот, све­жий мас­лич­ный лист во рту у не­го. И Ной уз­нал, что во­да со­шла с зем­ли.»как только общество избавилось от различных «Вод» своих греховных учений, праведник Ной увидел, осознал, что возможно дальнейшее существование человека на земле. (см. «Вода», «Учение»)

       Только по истечении полноты познания и исполнения людьми Воли Бога, что образно выражено словами «семь дней», возможно прекращение поражение человека «Водами» греха и наступление его  примирения  с Богом,  которое символически изображено «Масличный Листом». (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Лист, Листья»)

 

 

10. «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. 21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал...» Быт.8:20,21

             «…устроил Ной жертвенник Господу…» - Праведник Ной, проповедуя   Божественные Заветы, так  «устроил жертвенник», т.е.   создал   духовное просвещение людей доброй воли,  представленных здесь в образе   «всякого скота чистого и птиц чистых», и так  принес   «Всесожжение», т.е. вызвал, «зажег», основал  в них истинное, жертвенное служение Богу исполнением Его Заповедей. (см. «Завет», «Заповедь») «Жертвенник», «Праведник, Праведность»)

          (По лексиконам Дж. Стронга: Ной, создал, соорудил «Алтарь» истинному Богу Иегове, жил, действовал возвышенно, совершил духовный подъем, восход к Божественной Истине и, таким образом, принес свою жизнь, как «бескровную жертву» в дар Господу Владыке Вседержителю.)

     «И устроил Ной жертвенник Господу 21 И обонял Господь приятное благоухание…» - истинное  «Жертвоприношение» праведника Ноя, т.е. служение Его Воле, проповедь Его Истины для спасения грешников от беды,  явилось «приятным благоуханием», истинной «Жертвой», соответствующей Воле Бога. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека», «Проповедь», «Жертвенник», «Жерт­ва, Жертвоприношение»)

 

.

.

11. «Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.» Быт.9:18,19              

       «Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет.» - «Сыновья» Ноя, это духовные потомки праведника Ноя вышедшие из «Ковчега», т.е. воспитанные его истинной Верой в Единого Бога, его благовестием, возвещением Воли Божьей.  (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Сын», «Вера», «Благовестие», «Ковчег»)

.

.

12. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем». Быт.9:20,21

         «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник…» -  Ной, как великий благовестник духовно-нравственных Божественных Законов Жизни, начал великое духовное просвещение народов, и из тех людей, которые обращались к Истине, «насадил виноградник», т.е. основал, создал духовное Собрание,  общность людей   истинного исполнения Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Закон», «Виноградник»)

          «Ной...насадил виноградник» - Благовестник Истины Воли Божьей, праведник Ной, начал «возделывать землю», т.е. начал великое духовное просвещение народов, символически обозначенных здесь словом «Земля». (см. «Благовестие»,  «Земля», «Народ»)

         Из тех людей, которые поверили благовествуемой Ноем Истине  Заветов Божьих, он «насаждал» - создавал «Виноградник», т.е. общность людей истинного исполнения Воле Божьей.  (см. «Воля Бога, Воля Человека»)

         «Ной…выпил вина, и опьянел – «Вино», которое «пил» Ной было Словом Божественной Премудрости, воплощая которую Ной почувствовал «опьянение», т.е. духовное озарение, вдохновение, когда его праведный дух соединился с Духом Бога. (сл. «Дух», «Слово», «Вино»)

         Ной, в этом святом общении с Богом, пребывая в состоянии  возвышенного духовного просветления, испытал сильное и глубокое одухотворенное молитвенное озарение, восхищение, упоение  осознанными Божественными Откровениями Его Премудрости. (см. «Вино»)

         «Ной…лежал обнаженным в шатре своем» - «Нагота» Ноя, его «обнаженность» означает,   что праведник  Ной,  находившийся в высоком одухотворенном состоянии, был совершенно незащищен, чрезмерно духовно открыт для воздействия  внешнего греховного мира. (см. «Нагота»)

 

 

13. «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.» Быт.9:22,23

         «…увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего» - Праведник Ной имел «Наготу», т.е. чистоту совести, истинность мировоззрения (был в состоянии осознания Откровения Слова Божьего), и в своем состоянии праведности он был «обнажен», открыт перед Богом. (см. «Откровение», «Праведник, Праведность»)       

Это благочестивое состояние отца было неприемлемо для его сына Хама, человека плотского, сугубо материалистического мышления, руководимого не духовным, а животным началом, который был противником Воли Бога, а затем стал её преступником, врагом Израильского народа. Хам, будучи материалистом, последователем ложных религий, не мог верно воспринимать открытость отца - Праведника Ноя, перед Богом, грубо осуждал его духовно–просветительскую деятельность. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Отец», «Сын», «Хам»,  «Нагота»)

       «Хам… выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет…покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.» - Сын Хам выразил братьям свое осуждение «Наготы» отца, т.е. искренности, открытости Ноя перед Волей Бога, и этим хотел разрушить благочестивое мировоззрение братьев. Братья же имели твердую веру в праведность отца Ноя («покрыли наготу отца), т.к. вспоминая («лицами назад»), оглядываясь, осознавали праведный путь жизни Ноя, который сохранил их от духовно-морального разложения. (см. «Отец», «Сын», «Брат»)

 

 

14. «Ной…26…сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему…» Быт.9:24,26

          «Ной…сказал: благословен Господь Бог Симов…»  -  это благословение означало, что от Сима -  старшего сына Ноя, должен был произойти «Народ Священников», т.е. Богопознающий народ Израильский. (см. «Благословение», «Боговедение, Богопознание», «Сим», «Израиль, Израильтянин», «Народ»)

      Все три великие монотеистические религии - иудейство, христианство и ислам получили начало среди потомков Сима. Таким образом, Симу, в соответствии с его именем – «Шем» («имя», «слава»), было вверено познание «Имени» Божьего и возвещение народам Славы Божьей – Его священной благодатной Воли. (см. «Воля Бога, Воля Человека»,  «Слава»)