Тьма

(см. «МРАК»,  «НОЧЬ», «ТУМАН», "НАКАЗАНИЕ" "ЕГИПЕТ", "ГРЕХ",  «СВЕТ»)

 

 

Содержание:

 

1.    Быт.1:2 («Зем­ля же бы­ла без­вид­на и пус­та, и тьма над безд­ною»)

2.    Быт.1:4 («И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.»)

3.    Быт.1:5 («И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.»)

4.    Ис.45:7 («Я об­ра­зую свет и тво­рю тьму, де­лаю мир и про­из­во­жу бед­ст­вия; Я, Ие­го­ва, де­лаю это»)

5.    1Иоан.1:5 («И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.»)

6.    Евр.12:18,22,23 («Но вы при­сту­пи­ли к го­ре Сио­ну и ко гра­ду Бо­га жи­ва­го, к не­бес­но­му Ие­ру­са­ли­му и тьмам Ан­ге­лов,...»)

7.    Ио­ан.8:12 («Я свет ми­ру, кто по­сле­ду­ет за Мною, тот не бу­дет хо­дить во тьме, но бу­дет иметь жизнь веч­ную»)

8.    Ио­анн.1:5,9,10 («И свет во тьме све­тит, и тьма  не объ­я­ла его. Был Свет ис­тин­ный, Ко­то­рый про­све­ща­ет вся­ко­го че­ло­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир.»)

9.    Еф.5:11 («Не уча­ст­вуй­те в бес­плод­ных де­лах тьмы, но и об­ли­чай­те»)

10.    Исх.10:20-23 («И ска­зал Гос­подь Мои­сею: про­стри ру­ку твою к не­бу, и бу­дет тьма на зем­ле Еги­пет­ской, ося­зае­мая тьма. Мои­сей про­стер ру­ку свою к не­бу, и бы­ла гус­тая тьма по всей зем­ле Еги­пет­ской три дня.»)

11.    Матф.27:45,46 («От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом:…»)

12.    Ис.60:1,2 («Вот, тьма по­кро­ет зем­лю, и мрак - на­ро­ды; а над то­бою вос­сия­ет Ие­го­ва, и сла­ва Его явит­ся над то­бою»)

13.    Ио­ан.12:35 («То­гда Ии­сус ска­зал им: на ма­лое вре­мя свет есть с ва­ми: хо­ди­те по­ка есть свет, что­бы не объ­я­ла вас тьма, а хо­дя­щий во тьме не зна­ет ку­да идет.»)

14.    Ам.5:17,18,20 («Го­ре же­лаю­щим дня Гос­под­ня ! Для че­го вам этот день Гос­по­день ? Он тьма, а не свет»)

15.    Пр.4:19 («Путь же без­за­кон­ных - как тьма: они не зна­ют, обо что спо­ткнуть­ся»)

16.    Иов.12:9,16,24,25 («Ощу­пью хо­дят они в пы­ли без све­та, и ша­та­ют­ся как пья­ные»)

17.    Матф.4:16 («…народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет»)

18.    1Ио­ан.2:9 («Кто го­во­рит, что он во све­те, а не­на­ви­дит бра­та сво­его, тот еще во тьме»)

19.    Еф.5:8,9(«Вы бы­ли не­ко­гда тьма, а те­перь - свет в Гос­по­де: по­сту­пай­те как де­ти све­та»)

20.    Матф.25:26-30 («Господин же его сказал ему в ответ:…а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.»)

21.    Матф.22:1-14  («Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;»)      

22.    Матф.8:11,12 («Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов»)

23.    Лук.22:52,53 («Ка­ж­дый день бы­вал Я с ва­ми в хра­ме, и вы не под­ни­ма­ли на Ме­ня рук, но те­перь ва­ше вре­мя и власть тьмы»)

24.    Кол.1:12,13 («…благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего…»)

25.    Пс.106:14 («…вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.»)

26.    Ис.29:18 («И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.»)

27.    1Пет.2:9 («Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;»)

28.    Рим.13:12 («Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.»)

29.    2Кор.4:6   («…потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.»)

30.    1Фесс.5:4,5 («Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. 5 Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы.»)

31.    Втор.33:13-17 («Об Иосифе сказал:…17 крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины.»)

 

 

 


«Тьма» - это символ, характеристика  неведомого  человеку периода истории сотворения Богом всего  Мироздания.

«Тьма» -  это также символ многочисленности, неисчислимости, неисчерпаемости Божьих Законов и их многообразия проявлений в неограниченной пространством и временем  Вселенной.

«Тьма» -   это символ, характеристика безнравственного,   бездуховного состояния человека, когда в нем еще не был завершен,  отображен духовный «Образ» и «Подобие» Бога, когда он не был «душой живой», т.е. еще не был одухотворен истинной жизнью согласно Воли Божьей.

«Тьма» - это также символ безбожного состояния греховно живущих народов, пребывающих в различных   заблуждениях,  отвергающих, нарушающих, извращающих Волю Божью, Его Заповеди.  

«ТьмаАнгелов»  - это  бесчисленное множество  людей, достигших духовного совершенства в познании и исполнении Воли  Божьей; это образное Собрание    Патриархов, Пророков, всех  Праведников,  Вестников Небесного Света Божественной Истины.

 

1.    «Зем­ля же бы­ла без­вид­на и пус­та, и тьма над безд­ною…» Быт.1:2    

           Первая глава Книги Бытия описывает начало и процесс   исторических этапов «Творения», «Сотворения»  Богом и человеком духовности в Человеке, т.е. духовного становления Человека,  который познанием и исполнением Воли Божьей, так приобрел духовный «Образ» и «Подобие» Божье.  (см. «Человек», «Творение»)

            «…тьма над безд­ною…» -  это образная характеристика «Земли», т.е. всего материального, которое было окутано неизвестностью «бездны», т.е. всего разнообразия материального мира, сотворенного Богом. (см. «Земля»,  «Бездна»)

     Образное выражение  «тьма над безд­ною» указывает также на нравственное и духовное состояние «Земли», т.е. тех созданий Божьих, которые Божьими Законами должны быть «созданы»  в продолжении шести «Дней», т.е. шести исторических периодов,  в которые происходило духовное «сотворение», становление  Человека. (см. «Человек»)

        Это человек  начального периода его существования, развития, когда в нем отсутствовал какой-либо духовный «Свет», отсутствовала «наполненность»   одухотворенностью,   действия Духа  Законов Бога.

 

2.    «И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.»   Быт.1:4 

        «И увидел Бог свет, что он хорош,...» - выражение «Бог увидел» означает,  что осуществление Божьих Законов  подтвердило, что создание Богом «Света» Премудрости Его вечных Законов истинной Жизни, т.е.   Основ, Уставов, Постановлений, предназначенных для  духовного «сотворения», становления Человека,   оправдывает себя, приносит ему Благо  и явит народам Божественное ведение, что этот «Свет» Воли Божьей является единственно благодатным для его праведной жизни, приводящей к Жизни Вечной. (см. «Свет»)

          Слова «увидел Бог» означают -  явил, показал, подтвердил  Мудростью Своих Законов, что их воплощение в жизнь  является полезным, необходимым для духовно-нравственного  просвещения, становления и развития жизни человека в праведности.

          «...и отделил Бог свет от тьмы.»Мудростью Своей Воли Бог «отделил», т.е. определил, установил для человека разграничение того, что способно духовно озарять и приводить человека к Жизни во Свете Его Заповедей, от того, что заводит  его во тьму совершения беззакония.

          Светом  Духовных Законов Истинной Жизни  Бог определяет   любое от них отклонение, уклонение,  искажение. (см. «Свет»)

               Бог «отделил» т.е. установил для человека разграничение того, что способно духовно освещать ему жизненную дорогу, разграничение    познаний, которые будут способны  духовно озарять и приводить человека к Жизни во Свете    Его Заповедей,   от тех лжеучений, теорий, догм,  которые вводят  его во тьму   жизни в беззакониях,  т.е. от того, что должно остаться для него  неведомым, и что не принесёт человеку Блага, не приводит его к  Истине. (см. «Бог», раздел «Действия Бога») 

           (Исходя из перевода лексиконов Дж. Стронга: -И подтвердил Бог Законы Света  Истинным Благом, и стали они быть противоположным отличием между Светом (Истины) и безликим Мраком Тьмы Материи.)

 

 

3.    «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.» Быт.1:5

           «…на­звал Бог свет днем,..» -  Бог «назвал», т.е. ус­та­но­вил со­вер­шен­ный Оп­ре­де­ли­тель, духовный Кри­те­рий по­зна­ния Ис­ти­ны, от­кры­ваю­щий че­ло­ве­ку вер­ное ра­зу­ме­ние всего су­ще­ст­вую­ще­го во всех его про­яв­ле­ни­ях. От­кро­ве­ние За­ко­на Жиз­ни оп­ре­де­ля­ет нрав­ст­вен­ные ка­те­го­рии Истины и лжи,  «До­б­ра» и «зла», оп­ре­де­ля­ет по­ня­тие «Све­та», «Дня», т.е. состояние человека, живущего познанием и исполнением Света Истины  Божьей Воли,    и по­ня­тие  «Тьмы», «Но­чи», т.е.  состояние человека, живущего в бездуховности, в совершении  зла.        

         Жизнь Человека, которая должна быть освещенной Светом Истины Воли Бога, и согласованной с Мудростью Его Законов, названа «Днём». (см. «День»)

       («…Светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы;» (Иов.2:28; 29:3)

      («Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою». Пс.17:29)

       («Я свет пришел Я  в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Иоан.12:46)

        «…назвал Бог…тьму но­чью» -   жизнь человека, не освещенная Светом Истины Воли Бога, протекающая во тьме беззакония, названа «Ночью». (см. «Ночь»,)

        (Исходя из лексиконов Дж. Стронга: И определил Бог Свет  Именем Знания, а Тьму - Сумрачным  Мраком  Неведения. И было Начало Знания и Заря Его Рассвета и закончился  первый Период.)

 

 

4.    «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.»  Ис.45:7

        «Я об­ра­зую свет и тво­рю тьму,..»  - Бо­же­ст­вен­ные  нрав­ст­вен­ные и духовные За­ко­ны истинной Жизни являются Светом, который от­кры­ва­ет, выявляет   «Тьму» со­стоя­ния че­ло­ве­ка, об­ще­ст­ва, его без­за­ко­ния.     

       Выражение  «Я творю тьму» - означает, что  Бог   открыл  человеку   смысл,  сущность  образной «Тьмы», т.е.    определил его состояние, как   безнравственного,   бездуховного, безбожного человека, еще не имеющего  духовный «Образ» и «Подобие» Бога. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)

 

 

5.    «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.» 1Иоан.1:5

           Всё, что  говорил  Иисус Христос о Божьей Воле,  является  Его «Благовестием», - Откровением, возвещением народам истинного Блага для их духовной и физической жизни. (см. «Благовестие», «Благо»)

       «Бог есть свет и нет в Нем (в Боге) никакой тьмы» -   Бог выражает себя в Премудрости  Своих  духовных Законов Жизни. Его Премудрость есть   абсолютная, совершенная Истина, в которой нет никакой  «Тьмы», т.е. нет в чем-либо несовершенства, неправды.           

           В Боге нет «никакой тьмы», т.е. в Премудрости Божественных духовных Законов Его Воли, в Его Заповедях,   нет для человека никакой  тайны,  неизвестности, они истинны и неизменны во всем и всегда. Его Воля всегда доступна, посильна человеку для ее исполнения.  (см. «Бог») 

 

6.    «Вы при­сту­пи­ли не к го­ре, ося­зае­мой…22 Но вы при­сту­пи­ли к го­ре Сио­ну и ко гра­ду Бо­га жи­ва­го, к не­бес­но­му Ие­ру­са­ли­му и тьмам Ан­ге­лов, 23 к тор­же­ст­вую­ще­му со­бо­ру и церк­ви пер­вен­цев, на­пи­сан­ных на не­бе­сах, и к Су­дии всех Бо­гу, и к ду­хам пра­вед­ни­ков, дос­тиг­ших со­вер­шен­ст­ва...» Евр.12:18,22,23                 

              «...при­сту­пили...к не­бес­но­му Ие­ру­са­ли­му и тьмам ангелов» - люди, знающие Волю Божью, Его Заповеди, их  познанием и исполнением их спасительной сущности, так «приступили»,  духовно приблизились,  соединились с «Иерусалимом», с «тьмами Ангелов», т.е. с бесчисленным множеством людей, достигших духовного совершенства в познании и исполнении Воли  Божьей, с образным Собранием   Патриархов, Пророков, всех  Праведников, с вестниками Небесного Света Божественной Истины. (см. «Иерусалим»,  «Небо»)   

 

7.    «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» Иоан.8:12

      Вы­ра­же­ние «хо­дить во тьме» оз­на­ча­ет не иметь, не знать Света Слова  Божьего, этого  ис­тин­но­го ори­ен­ти­ра, Кри­те­рия праведной жиз­ни, не иметь оп­ре­де­ли­те­ля До­б­ра и зла, жить не так как учит Хри­стос, стро­ить свою жизнь во­пре­ки Во­ле  Бо­га.

           «Тьма» - это характеристика безнравственного, безбожного  бездуховного со­стоя­ния че­ло­ве­ка.

           Пребывая в  со­стоя­нии «тьмы» бездуховности, че­ло­век не мо­жет вер­но оп­ре­де­лить свое состояние перед Богом, определить верность своих действий в се­мье, об­ще­ст­ве и т.д.

 

 8.    «И свет во тьме све­тит, и тьма не объ­я­ла его. 9 Был Свет ис­тин­ный, Ко­то­рый про­све­ща­ет вся­ко­го че­ло­ве­ка, при­хо­дя­ще­го в мир. 10 В ми­ре был, и мир чрез Не­го на­чал быть, и мир Его  не по­знал.» Ио­анн.1:5,9,10

          «…свет во тьме све­тит,..» -   Свет Пре­муд­ро­сти Заповедей Бога был во­пло­щен в Учении Ии­су­са Хри­ста и примере Его праведной жизни. В любые исторические периоды, Свет истинного познания Воли Бога и пример жизни праведников просвещал тьму нравственного и духовного невежества греховного общества.   

           «…и тьма не объ­я­ла его» - никакие философские, религиозные учения мира не смогли уничтожить, исказить и опровергнуть Мудрость и жизненную силу Откровений Воли Божьей, выраженной в Священных Писаниях Пророков, Христа и Апостолов.

         Тьма беззакония, невежества  бездуховности  не в силах затмить, опорочить, исказить Истину, Правду Божьих Заповедей, не в силах пошатнуть веру и верность и даже физически истребить, тех  кто их исполняет.  (см. «Свет»)

 

9.    «Испытывайте, что благоугодно Богу, 11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.»   Еф.5:10,11

        «Де­ла­ тьмы» - это все дей­ст­вия человека по от­но­ше­нию к се­бе и к ближ­не­му, ко­то­рые про­ти­во­ре­чат Во­ле Бо­га, Его Заповедям, Уче­нию Иисуса Хри­ста и Апостолов.

        «Де­ла тьмы» на­зва­ны бес­плод­ны­ми потому, что не при­но­сят пло­дов праведности и не приводят к достижению     Жиз­ни Веч­ной.

        «Не уча­ст­вуй­те в бес­плод­ных де­лах тьмы,..» - человек  не должен  участвовать в «делах тьмы», т.е. во всем том,   в чем не участвовал бы Великий Учитель Иисус Христос и Его Апостолы. Христианин не должен также своим прямым или пассивным отношением  одобрять   любые  греховные действия,   беззаконный образ жизни тех людей, которые противоборствуют Божьей Воле,  нарушают Божьи Заповеди, не живут согласно Учению Христа.

 

10.    «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых. 21 И ска­зал Гос­подь Мои­сею: про­стри ру­ку твою к не­бу, и бу­дет тьма на зем­ле Еги­пет­ской, ося­зае­мая тьма. 22 Мои­сей про­стер ру­ку свою к не­бу, и бы­ла гус­тая тьма по всей зем­ле Еги­пет­ской три дня 23 не ви­де­ли друг дру­га, и ни­кто не вста­вал с мес­та сво­его три дня; у всех же сы­нов Из­раи­ле­вых был свет в жи­ли­щах их.» Исх.10:20-23                                                                                                                                   

          «Но Господь ожесточил сердце фараона («Египетского фараона»), и он не отпустил сынов Израилевых.» - Бог установил такую Закономерность, согласно которой каждый человек,   противоборствующий Воле  Божьей,    ведущий борьбу с Его Заповедями,  так «ожесточает» свое сердце, т.е. делает свои чувства огрубелыми, не восприимчивыми  к Истине Божьих Заветов, поступки жестокими, - противоречащими  Заветам Бога(см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Сердце»)

           «21 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма.» -  когда «Египетская» греховная система не «отпускает» Праведников свободно совершать свое служение в «пустыне» греховного мира, тогда «Египет», т.е.  народы греховного мира во всех своих направлениях жизни погружаются во «Тьму», т.е. живут в беззакониях, проявляют незнание, как решать свои проблемы, как строить свое будущее.(см. «Господь», «Моисей»)

          «22 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня;» -  «густая тьма по всей земле Египетской» - это образ полного незнания народами и их правителями  путей решения возникших проблем. (см. «Египет»)

           «22...и бы­ла гус­тая тьма по всей зем­ле Еги­пет­ской три дня...»  - «Земля Египетская» - здесь это образ народов, живущих  «во тьме» беззакония, духовного невежества, бездуховности,   охарактеризованных   в   том историческом периоде времени, в котором жил Моисей. (см. «Земля» «Египет»

          Вслед­ст­вие отвержения, на­ру­ше­ния Во­ли Бо­га народами и их властителями во всех сферах их жизнедеятельности, создалось полное  нравственное и духовное «помрачение», затмение совести и разума людей. Так они создали себе беспросветный,  беззаконный, нечестивый образ жизни, охарактеризованный словом  «тьма»  «густая», «осязаемая».

           «Ося­зае­мая тьма» - это грех, зло, не­чес­тие, совершаемое в осо­бо гру­бой и яв­ст­вен­ной фор­ме, ко­то­рые по­ра­зи­ли лю­дей то­го пе­рио­да.

           «была тьма…три дня.» - этот период полного нравственного и духовного невежества  народа, который продолжался три периода, и имел свои особенности и форму проявлений беззакония.  (см. «Число 3»)

           «23 не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.» -  «Три дня» - это определенные три исторических периода «застоя» общества, когда люди «не видели друг друга», т.е. когда было утрачено всякое взаимопонимание между людьми, никто в обществе «не вставал с места своего», т.е. не мог делать никаких перемен ни в духовной, ни в материальной жизни. (см. «День», «Число 3»)

           «...и ни­кто не вста­вал с мес­та сво­его», т.е. пре­кра­ти­лась воз­мож­ность какого-либо интеллектуального «дви­же­ния», за­мер­ла  «египетская»  жизнь на­ро­да. (см. «Египет»)

           «23 у всех же сы­нов Из­раи­ле­вых был свет в жи­ли­щах их» - те люди, которые в духовно-образном смыс­ле именуются  «Из­ра­илем», т.е. знающие и исполняющие Божьи Заповеди,  име­ли этот истинный духовный «Свет», т.е. истинное мудрое, благодатное руководство их жизнью. (см.  «Свет», «Из­ра­иль»)

      

11.     «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»  Матф.27:45,46

          «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого,..» - «Три Часа Тьмы» по «всей земле» означают, что три исторических периода, пока Иисус Христос образно будет «на Кресте», т.е. пока Его Учение будет «распинаемо», предаваемо, отвергаемо религиозными предводителями при поддержке представителей  светских  властей, до тех пор в мире будет «тьма по всей земле». т.е.  бездуховно, безнравственно  живущие народы  и их правители будут пребывать  в различных заблуждениях, отвержениях,    извращениях  Воли Божьей, Его Заповедей. (см. «Число 3»)

 

12.    «Восстань, светись, [Иерусалим], ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. 2 Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.» Ис.60:1,2

        «…тьма по­кро­ет зем­лю»  - Пророк Божий, зная закономерности развития зла,   предвидел, что народы, отвергающие  Божьи Заповеди, продолжающие нарушать их и накапливать зло, неизбежно  испытают последствия своей беззаконной жизни и   окон­ча­тель­но по­гру­зят­ся во «тьму» невежества,  в без­за­ко­ние.

        Такое греховное состояние народов является характеристикой, как определенного периода истории, так и  последнего времени гре­хов­ной ис­то­рии всего  че­ло­ве­че­ст­ва.

 

13.    «То­гда Ии­сус ска­зал им: на ма­лое вре­мя свет есть с ва­ми; хо­ди­те, по­ка есть свет, что­бы не объ­я­ла вас тьма; а хо­дя­щий во тьме не зна­ет, ку­да идет.»  Ио­ан.12:35                                                                                                                       

        «…хо­ди­те по­ка есть свет, что­бы не объ­я­ла вас тьма,…» -  Христос призывает Своих последователей продолжать находиться в познании духовного «Света» Мудрости Воли Божьей, чтобы зная как ее исполнять, не нарушить ее и не быть «объятым тьмой», т.е.  не быть подчиненным  жизни в беззакониях.      

          «…хо­дя­щий во тьме не зна­ет ку­да идет..»  -   че­ло­век,  ко­то­рый отвергая, извращая Волю Бога,  жи­вет без руководства  «Све­том» ее познания,   не зна­ет к каким трагическим последствиям – к несчастьям, горю  при­ве­дет его греховная  жиз­нен­ная до­ро­га.

        Вы­ра­же­ние «хо­дить во тьме»,    «быть во тьме»   оз­на­ча­ет на­хо­дить­ся без ру­ко­во­дства Заповедями, установленными Богом для  ма­те­ри­аль­ной  и  ду­хов­ной  жиз­ни человека.

 

14.    «….Я пройду среди тебя, говорит Господь. 18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет…18 Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет,..» Ам.5:18

         «Го­ре же­лаю­щим дня Гос­под­ня !...» - люди, обладая свободой выбора, избирая дорогу жизни во  грехах, таким образом желают «Дня Господня», т.е. наступления установленной Богом Закономерности, согласно которой всегда наступают последствия  выбора человеком своего жизненного пути. (см. «День»)

          «…для че­го вам этот день Гос­по­день ? он («День Гос­по­день») тьма…» -    «День Господень», т.е. установленные Богом исполняющиеся Законы и Заповеди обнаруживают любую "тьму", обнаруживают и указывают на нравственное и духовное состояние людей, нарушающих их.       

           «День Господень», т.е. жизнь в праведности, знание последствий совершения Добра и зла неведомы, недоступны тем людям, которые отвергают,  нарушают Божьи  Заповеди.

          («День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы…» Соф.1:15)

 

15.    «Путь же без­за­кон­ных - как тьма; они не зна­ют, обо что спо­ткнуть­ся.» Пр.4:19                                                             «Пу­ть без­за­кон­ных» - это история греховной жизни  нечестиво живущих  народов,  отвергающих,  нарушающих, извращающих  Божьи Заповеди, совершающих зло. (см. «Путь», «Дорога») 

          Ни жестокие по­ли­ти­ки, ни духовно слепые   ре­ли­ги­оз­ные предводители народов, ни­ко­гда не мог­ли ука­зать им ис­тин­ный путь, приводящий к счастливой жизни в праведности.  По­это­му народы ни­ко­гда не из­бе­га­ли сво­их страш­ных «спо­ты­ка­ний», т.е. постигающих их последствий их жизни во «тьме» отвержения, нарушения Божьи Заповедей - войн, го­ло­да, бо­лез­ней и дру­гих раз­лич­ных бед.

 

16.    «Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие?...16 У Него могущество и премудрость, пред Ним заблуждающийся и вводящий в заблуждение…24 отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: 25 ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные.» Иов.12:9,16,24,25  

         «…ощупью ходят они («главы народа земли»)     без света,…»  - религиозные иерархи, светские правители, властители народов, отвергающие духовный «Свет» Воли Божьей,  нарушающие Его Заповеди, поэтому сами «ходят ощупью», т.е.  строят свою жизнь (семью, общество) по принципу проб и ошибок, и   своими  жестокими законами, губительными идеологиями, догмами, лжеучениями  постоянно ввергают народы в совершение беззаконий, в голод, бедствия, войны.

         «…ша­та­ют­ся как пья­ные.» - т.е. предводители народов ме­ня­ют свои греховные идео­ло­гии, конституции, законы, устои, обычаи,  верования, философии, нравственные прин­ци­пы, ме­то­ды и фор­мы уст­ройств об­ществ и т.д. На про­тя­же­нии ис­то­рии ро­да люд­ско­го бы­ло ты­ся­чи та­ких «ша­та­ний», но все они не принесли народам спасения от совершения грехов и их последствий.

 

17.    «…народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.» Матф.4:16

         «…народ, сидящий во тьме,..» -  это характеристика людей, в жизни которых нет духовного движения в познании и исполнении Заповедей Бога. (cм. «Народ»)

         «сидящий во тьме,..»  - это   не желающие изменений в своем образе жизни греховно живущие народы, пребывающие в безбожном  состоянии «тьмы»  -  в  различных заблуждениях, отвергающие, нарушающие, извращающие  Волю Божью, Его Заповеди,

 

18.     «Кто го­во­рит, что он во све­те, а не­на­ви­дит бра­та сво­его, тот еще во тьме.» 1Ио­ан.2:9

          Лю­бовь - как наи­выс­шее про­яв­ле­ние исполнения человеком Божьих Заповедей, и по­это­му ме­ра люб­ви яв­ля­ет­ся оп­ре­де­ли­те­лем «тьмы», т.е. сте­пе­ни при­сут­ст­вия в че­ло­ве­ке то­го, что не является лю­бо­вью.

          «…тот еще во тьме» - это человек, живущий без  любви,  во зле, в пороках,  совершающий беззакония, испытывающий   тягостные   последствия  его жизни во   «тьме»  его отвержения, нарушения Божьих Заветов.

           Вы­ход из со­стоя­ния «тьмы» за­ви­сит от осу­ще­ст­в­ле­ния люб­ви к «бра­ту сво­ему», т.е. к своему ближнему и  себе подобному человеку,

         «Брат»  - это не только родственник по   «крови» или «по духу»,  но  также это двойственная природа человека: его дух и его плоть.

         Плоть, те­ло  в оп­ре­де­лен­ном смыс­ле также  яв­ля­ет­ся «бра­том» человеку. По то­му же прин­ци­пу про­смат­ри­ва­ет­ся в ка­ж­дом че­ло­ве­ке и «Ка­ин» и «Авель» - ду­хов­ное и плот­ское. «Исав» и «Иа­ков» и т.д. (см. «Чис­ло 2»)

          В образном смыс­ле «не­на­висть к бра­ту сво­ему» рас­це­ни­ва­ет­ся как пре­неб­ре­жи­тель­но-соз­на­тель­ное раз­ру­ше­ние гре­хов­ной жиз­нью  сво­его ду­хов­но­го «Я», сво­его фи­зи­че­ско­го  здо­ро­вья.

        («А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.»  1Иоан.2:11)

19.    «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света, 9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.» Еф.5:8,9

           «Тьма» здесь как про­ти­во­по­лож­ность «Све­ту». Это со­стоя­ние ду­хов­но­го, внут­рен­не­го  ми­ра че­ло­ве­ка гре­ха, его спо­со­ба мыш­ле­ния и образа жизни.

          «Вы бы­ли не­ко­гда тьма,…» -  сло­во «не­ко­гда» ука­зы­ва­ет на оп­ре­де­лен­ный раз­гра­ни­чи­тель вре­ме­ни. Та­ким  духовным критерием и «раз­гра­ни­чи­те­лем» для человека яв­ля­ет­ся «Свет в Гос­по­де», т.е. зна­ние За­ко­нов Бо­га, Его Во­ли  и на­ча­ло жиз­ни по Божьим Заповедям.

         Человек, который не знает, отвергает, искажает Божьи Заповеди, является  «тьмой», - в котором не видно, не проявляется добро, праведность, в котором отсутствует истинная жизнь. Человек, который  не об­ла­да­ет «Све­том» Истины,  открываемым Богом,  яв­ля­ет­ся «тьмою».

          «Све­т», который  «в Гос­по­де» -  это  Муд­рость, пред­ла­гае­мая че­ло­ве­ку Бо­гом  в Его Заповедях, познание и исполнение которых освещает, указывает человеку верную дорогу жизни.  Об­ла­дая та­ким духовным «Све­том», че­ло­век ста­но­вить­ся про­ти­во­по­лож­но­стью «тьме» и сам  может  благовестием Истины  «освещать», показывать    другим Путь истинной Жизни. (см. «Свет»)

        («Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.»Иоан.14:6)

         («…чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.»  Ис.42:7)

 

20.    «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»  Матф.25:26-30

          «Тьма внешняя» -   -  это -  беззакония, обман,  зло, отвержение  Воли Бога -  стихии греховного мира, по которым живет греховный человек, идя на ощупь и спотыкаясь, попадая в смертельную западню последствий его неправедного пути жизни, которые образно выражены словами «плач и скрежет зубов». (см. «Притча»)

 

21.    «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. 7 Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. 9 итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. 10 И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. 11 Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12 и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. 13 Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; 14 ибо много званых, а мало избранных.» Матф.22:1-14

          «…связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму  внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;…» - человек, который не руководствуется Божьими Заповедями,  совершает  беззакония, обман, творит зло, так совершенно теряет подлинную  свободу  тела, души и духа и содержится в узах своих пороков и грехов.

        («Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:  23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.» Прит.5:22,23)

          «…там будет плач и скрежет зубов» - грешник испытывает сильные мучения от неминуемого     осознания      своих грехов, своего безрассудства во время земной его жизни, от представления прогневанного им своего Творца. Поэтому нераскаявшиеся грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему. Это состояние безысходности и потери Жизни Вечной. (см. «Притчи»)

       («….где червь их не умирает и огонь не угасает.» Мар.9:48)

 

22.     «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» Матф.8:11,12

           «…сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» - многие люди, принадлежащие к т.н. нехристианским религиям, осознав величие  и благодатность Учения Христа о Божьей Воле,  станут Его последователями. А те «сыны Царства», которым надлежало быть ими, т.е. осуществлять в себе Царство Его Воли и которым первым была возвещена Пророками, Христом и Апостолами Воля  Божья, нарушив ее, исказив ее, окажутся во тьме испытания последствий своего отступления.

 

23.    «Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня? 53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.»   Лук.22:52,53

         Люди, называющие себя христианами, не следуют примеру праведной жизни Христа, не посещают храмы, чтобы возвещать там   Истину Его  Учения о Божьей Волей, но обособились каждый в своем «храме», т.е. во тьме  своих различных ложных верований, лжеучений,  в «стенах» своих различных деноминаций и догм.  

          «…теперь ваше время и власть тьмы.» -  Иисус Христос утверждает, сообщает,  что теперь наступило время безраздельного духовного господства над народами  различных духовно слепых «первосвященников», «начальников» и «старейшин»  различных «храмов», культовых служений Богу, различных лживых догм и верований.

         Время их власти названо «властью тьмы» потому, что такие нечестивые, лживые пастыри отвергают многие Истины Божьих Заповедей, провозглашаемые Христом.

         «…власть тьмы» - это лживые  религии, верования, блудодействующие с властями беззакония,  насилия и  извратившие  Учение  Иисуса Христа, ввергающие  народы во тьму полного бездуховного невежества для порабощения их в своих корыстных  интересах.  (см. «Власть»)

 

24.    «…благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, 13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего…» Кол.1:12,13

         «…Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,..» - Бог, открыв человеку Свой «Свет», т.е. Свои Заповеди, тем самым призывает его присоединиться к праведной, святой жизни всех Праведников, жить во Свете познания Его Воли, Его Истины, открывающей  Путь к наследию Жизни Вечной. (см. «Свет»)

          «…Бога и Отца…избавившего нас от власти тьмы…» - Бог наделил человека разумом, дающим способность познать Его Волю, открытую в Заповедях, познание и исполнение которых открывает человеку Путь к избавлению от рабской зависимости греховным запросам плоти, освобождает его от «власти тьмы» неведения Истины Слова Божьего, спасает от совершения ошибок, от различных заблуждений и от подчинения всему, что противоречит Его Воле. Так Бог «сотворят»,  «рождает» нового Человека и так становится ему духовным «Отцом». (см. «Отец», «Избавление»)

 

25.   «…вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.» Пс.106:14

           «…вывел их из тьмы и тени смертной,..» -  Бог, благовестием Своих Посланников, Пророков, открывает народам Свой Свет Истины Его Воли, и так «выводит», избавляет их от уз  «тьмы», т.е. от  незнания Его Заповедей, от жизни во «тьме», т.е. от жизни во  грехах и от их  последствий, ведущих к духовной смерти. (см. «Смерть», «Узы»)

 

26.    «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых.»  Ис.29:18

          «…прозрят из тьмы и мрака глаза слепых»в «День», в завершающий период полноты  возвещения праведниками Воли Божьей, испытав все последствия греха, духовно «глухие» и «слепые» люди, желающие избавления от них, «прозрят», т.е. осознают в какой «тьме»,  «мраке» неведения Истины  они живут. Обращением к исполнению Божьих Заповедей так наступит их духовное прозрение от духовной «тьмы», «Воскресение» от духовной «смерти», т.е. пробуждение к праведной жизни, «восстание» к Жизни Вечной.  (см. «Глаза», «Слепой»)

 

27.    «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;» 1Пет.2:9

         «...Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»  - Бог, наделив человека разумом, свободной волей, открыв Ему Свой «Свет», т.е. Свою Волю, Свои Законы и Заповеди, так «призвал», побудил всех людей выйти из «тьмы» духовного невежества,  освободиться от незнания Блага жизни в праведности, избавиться от греха и его последствий. (см. «Свет», «Бог», раздел «Действия Бога»)

 

28.    «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.» Рим.13:12

          «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы…» -  когда человек познает Волю  Божью, Его Заповеди, для него «ночь» его неведения Истины «проходит». Он следует призыву Апостола отвергнуть «дела тьмы», т.е. избавиться, отвергнуть все мысли и поступки, которые противоречат Божьим Заповедям, Учению Пророков, Христа и Апостолов. («Ночь», «День»)

         «Отвергнуть дела тьмы», означает не только не совершать «дела тьмы», т.е. греховные деяния, но и не поддерживать пассивно и активно, скрыто и явно, не одобрять «дела тьмы», совершаемые различными хитрыми, жестокими политическими и лживыми религиозными предводителями мира.

 

29.    «…потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.» 2Кор.4:6

         «…Бог, повелевший из тьмы воссиять свету,..» -  по установленной Богом Закономерности духовного становления Человека, его познанием и исполнением Воли Божьей в  его сознании «воссиял Свет» его Мудрости.

          Бог, открыв Свою Волю,  так «повелел», воодушевил, подвиг Своих Посланников возвестить Свои Заповеди людям, чтобы их сердца, их чувства и разум просветить Славой Его Истины, возвещаемой Иисусом Христом.  (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Свет»)

 

30.    «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. 5 Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы.» 1Фесс.5:4,5

       «…мы - не сыны ночи, ни тьмы» - «сыны тьмы» - это люди, духовно рожденные в невежестве бездуховности, в незнании Божьих Заветов,  воспитанные  родителями и обществом на его жестоких, хитрых политических идеологиях, ложных религиозных верованиях, догмах, греховных традициях, устоях. (см. «Сын», «Рождение»)

 

31.    «Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, 14 вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны, 15 превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных, 16 и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих;  17 крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины.» Втор.33:13-17

       Истина Воли Бога, возвещаемая праведниками, разоблачит тьму беззакония, греховные деяния народов.

          «…тьмы Ефремовы,..» - истинная Вера Богу, духовно возрожденная ее благовестием праведниками, обращенная к первоистокам Истинного Богопознания, открытого Пророками, представленного  в образе Ефрема и в его «Тьмах», т.е. во множестве  последователей его верования и  образа жизни. Силой Святого Духа Истины, активностью, энергией и умением праведников, истинная Вера будет преодолевать и побеждать всякое греховное сопротивление в различных его формах. (см. «Ефрем»)