Притча

(см. «БУКВА», «ТАЙНА», «БАСНЯ»)

 

Содержание:

 

1. Ос.12:9.10 («Я, Господь, Бог твой…че­рез про­ро­ков упот­реб­лял прит­чи.»)

2. Сир.39:1,2 («углубляться в тонкие обороты притчей…»)

3. Пс.77:2 («От­крою ус­та мои в прит­че…»)

4. Матф.13:34,35 («Иисус говорил народу притчами…»)

5.  Матф.13:13-15 («потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют...»)

6. Иез.20:49 («го­во­рят обо мне: «не го­во­рит ли он прит­чи.»)

7. Иоан.16:25 («наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами...»)

8.   Лк.8:9 («Уче­ни­ки же Его спро­си­ли у Не­го: что бы зна­чи­ла прит­ча сия ?»)


 

 

 

 

«Прит­ча» от греч. «па­ра­бо­ле», оз­на­чаю­ще­го «срав­не­ние», «упо­доб­ле­ние», «тип», «об­раз», рас­ши­рен­ная ме­та­фо­ра.

«Прит­ча» – это срав­не­ние, ил­лю­ст­ра­ция  ду­хов­но­го, сим­во­ли­че­ско­го значения, смысла Библейских Истин,  показанная  на при­ме­ре  обы­ден­но­го, по­все­днев­но­го буквального повествования.

«Прит­ча»  - это  образ, ска­за­ние, об­ле­чен­ное в осо­бо за­га­доч­ную фор­му,  внешне   схожую с реальным описанием.        

«Прит­ча» - это при­ме­р из жиз­ни, - универсальный метод открытия  народам  Предопределений Бога, раскрывающий  Его Волю,  смысл, зна­че­ние  которой со­кры­ты ме­та­фо­рой, ино­ска­за­ни­ем,  пе­ре­дан­ы  ал­ле­го­ри­че­ски, за­мы­сло­ва­то.

«Прит­ча» Еван­гель­ская  - это ко­рот­кий рас­сказ, пе­ре­даю­щий оп­ре­де­лен­ную ду­хов­ную Ис­ти­ну пу­тем жи­во­го, до­ход­чи­во­го срав­не­ния, со­пос­тав­ле­ния с тем, что хо­ро­шо из­вест­но лю­дям из по­все­днев­ной жиз­ни.

«Прит­ча-ино­ска­за­ние» - часто это внеш­не не­за­мет­ный  пе­ре­хо­д от опи­са­ни­я ре­аль­ных со­бы­тий  к со­бы­ти­ям ду­хов­ным, сим­во­ли­че­ским.

«Прит­чи-ино­ска­за­ния»,  воспринимаемые  в их сугубо буквальном значении, вызывают умаление, извращение смысла Священных Писаний и обращение  людей к различным выдумкам и религиозным «Басням», фантазиям.

 

 

 

 

1. «А Я, Господь Бог твой от самой земли Египетской…10 Я го­во­рил к про­ро­кам и ум­но­жал ви­де­ния и че­рез про­ро­ков упот­реб­лял прит­чи.» Ос.12: 9,10

          «Я, Господь Бог твой…че­рез про­ро­ков упот­реб­лял прит­чи.» - Бог «говорил», т.е. вразумлял Своими Законами и Заповедями Пророков, так открывая им Свою Волю для того,  чтобы они возвещая ее всем народам, применяли «Притчи» - эти универсальные методы раскрытия народам Его Предопределений. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, воля человека», «Заповедь»)                                                 

          Прит­чи, иносказания  Про­ро­ков, Христа и Апостолов не все­гда обозначены прямым текстом, поэтому не всегда, определяемы,  уз­на­вае­мы сра­зу. (см. «Пророк, Пророчица») 

(Например - первые главы Книги Бытия написаны в форме «Притчи», т.е. иносказания, образно передающего этапы («Дни») духовного творения Человека.

     Также описание   искушения Христа в пустыне, «Воскрешение» Христа, «Вознесение» Его на «Небо», «изгнание» из «Рая», «изгнание» «сатаны» с «Неба» и многие другие буквальные описания. Дух, истинный смысл этих описаний раскрывается после того, как исследование Учения Христа и Апостолов приводит человека к разгадке ключевых слов иносказаний, таких как например слова «Адам», «Прах», «День», «Рай», «Дерево», «Змей», «Сатана», «Диавол», «Ангел», «Пустыня», «Земля», «Небо» и многих других слов, используемых для передачи образного смысла повествований Библии.)

 

 

2. «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: 2 он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей...» Сир.39:1,2

       «…углубляться в тонкие обороты притчей…» - для того, чтобы понять ряд притч, изречений Пророков, Христа и Апостолов необходимо «углубляться» в образность языка Священных Писаний, исследовать смысл и значение как их отдельных слов, так и изречений в которых они употреблены.  Без такого углубления, слова, сказанные Пророками, Христом и Апостолами иносказательно, многими, искренне доверяющими Библии, людьми воспринимаются только в буквальном смысле. Такой поверхностный подход к библейскому Слову приводит их к   мистическим представлениям о многих важнейших  текстах Библии, к религиозными «Басням», к которым обратились многие люди, которые не раскрыли истинный смысл, значение, Дух Библейского Слова, Его Заповедей. (см. «Заповедь», «Писание Священное», «Слово», «Басня»)

 

 

 

3. «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. 2 От­крою ус­та мои в прит­че, и про­из­не­су га­да­ние из древ­но­сти.» Пс.77:2

       В литературных образах и вы­ра­же­ни­ях, в разнообразных словах-сим­во­лах Пророк Давид «от­кры­ва­ет» Божью Муд­ро­сть. (см. «Мудрость»)

      «От­крою ус­та мои в прит­че…»,т.е. символизм, образность, сжатость познанного Пророками развития истории Человека  были произнесены их устами, т.е. озвучены, открыты во многих притчах. (см. «Уста»)

        Например - первая глава Библии вся является величайшей «Притчей», которая впоследствии становится понятной как описание духовного становления, падения и восстановления Человека, как духовного «Образа» и «Подобия» Бога.  (см «Бог», «Образ Бога, Человека, Зверя», «Подобие Бога», «Человек»)  

        «…про­из­не­су га­да­ние из древ­но­сти.» - «гадание из древности» здесь это  истинный смысл  Библейского повествования, облеченный в притчу, например повествование Пророка Иезекииля о «Царе Тирском» (28гл.) - это образное описание пророком  былого первозданного величия и впоследствии - духовного падения Человека.

 

 

 

4. «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.» Матф.13:34,35

         «…Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им»  - Иисус Христос (как ранее Патриархи, Пророки), предсказывал, провещевал, истолковывал Свое Учение о Воле Бога притчами, сопоставлениями, образами. Он   открывал народу   то  «сокровенное» значение Воли Божией, выраженной в Его Учении, что укрыто, спрятано в его  внутреннем смысле, которое при восприятии только  по «Букве» текста   недоступно   для  его  верного понимания. (см. «Воля Бога, воля человека», «Христос», «Учение»)                                                                                                                    

          Все Учение Христа в некотором роде является «Притчей», так как без разгадки духовного смысла и значения невозможно правильно понять многие Его слова. Поэтому те люди, которые во многих Его высказываниях усматривают только буквальный, обычный смысл, глубоко ошибаются, делают неверные выводы, впадают в состояние, когда они, по Евангельскому выражению,  обращаются к «Басням».

        («Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.» 2Тим.4:3,4)

          «Отверзу в притчах уста Мои...» - в  образах, аллегориях, символах  выражается  Сущность  Воли Бога, Истина   Его Заповедей, и открывается народам  во многих    притчах «Устами» Пророков. (см. «Заповедь», «Уста»)

 

 

 

5. «…потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.» Матф.13:13-15

         «…потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют…» - отмечая  духовную «Слепоту» и «Глухоту» в понимании  Духа, т.е.  истинного смысла многих текстов  Священного Писания Пророков,   Иисус Христос  поэтому применяет различные методы и формы открытия народам Своего Учения о Воле Божьей.   Иисус Христос часто использует образный язык притч, рассказывая о нравственных, духовных ценностях  в Своем благовествовании Истины Воли Божией. (см. «Воля Бога, воля человека», «Христос», «Учение»)    

 

 

6. «И ска­зал я: о, Гос­по­ди Бо­же! Они го­во­рят обо мне: «не го­во­рит ли он прит­чи.» Иез.20:49

       Час­то именно  фор­ма т.н. «скры­тых притч» (где в тексте не указывается прямо что это притча), слу­жит  кам­нем пре­ткно­ве­ния для тех людей, которые не при­ла­га­ют долж­но­го уси­лия в ис­сле­до­ва­нии и рас­кры­тии со­кры­то­го за «Бу­к­вой» внут­рен­не­го, истинного, ду­хов­но­го смыс­ла многих слов Священных Писаний. Так возникают различные  лжеучения, верования, конфессии, богословы которых игнорируют духовно-образный смысл слов и изречений Пророков, Христа и Апостолов, предлагая своим последователям только буквальное  значение  образных текстов Священных Писаний. (см. «Писание Священное», «Буква», «Дух»)

 

           

 

 

7. «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.» Иоан.16:25

       «…наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами...» - на­сту­пило вре­мя, ко­гда духовные знания об истинности Слова Бога  уче­ни­ков Иисуса Хри­ста   дос­тиг­ли та­ко­го уров­ня, что Он мог  от­кры­то, пря­мо и максимально доступно воз­ве­щать им Свое Уче­ние о Воле Боге.(см. «Воля Бога, воля человека», «Христос», «Учение»)  

       Также и после физической смерти Иисуса Христа, Он продолжает «говорить», т.е. обращаться к разуму людей, желающих следовать Ему, через Дух, смысл Своего Учения о Боге-Отце. (см. «Бог»)

     Наступает время, когда люди, желающие разгадать истинный смысл библейского Слова  от восприятия только его «Буквы», обращаются  к его «Духу», осознавая как «Буква», т.е. буквальное понимание образных текстов Библии «убивает» их «Дух», т.е. истинное их значение. (см. «Буква», «Дух»)                                                                                      

          («Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.» 2Кор.3:6)

 

 

 

 

8. «Уче­ни­ки же Его спро­си­ли у Не­го: что бы зна­чи­ла прит­ча сия?» Лк.8:9

       Зна­че­ние притч Биб­лии яв­ля­ет­ся спрес­со­ван­ной ду­хов­ной ин­фор­ма­ци­ей, за­клю­чен­ной в са­мые дос­туп­ные и про­стые повествовательные фор­мы. Не­смот­ря на их «уни­вер­саль­ность», т.е. на­прав­лен­ность на раз­лич­ные уров­ни соз­на­ния и мыш­ле­ния че­ло­ве­ка,  ду­хов­но­е, образное зна­че­ние притч ус­пеш­но, максимально полно рас­кры­ва­ет­ся толь­ко при ус­ло­вии пра­виль­но­го под­бо­ра «Ду­хов­но­го Клю­ча»,  т.е. в рас­кры­тии образно смысла ка­ж­до­го сло­ва, упот­реб­ляе­мо­го в прит­чах. (см. «Знание», "Ключ»)