Лазарь

(см. "ВОСКРЕСЕНИЕ",  "ГРОБ",  "СМЕРТЬ")

 

Содержание:

 

1. Иоан.11:1-46 («был болен…Лазарь из Вифании…Иисус сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией», «Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.»...44…лице его обвязано было платком», «...44 Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.»)

2. Иоан.12:1,2, 9-11 («Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.»)

 


 

 

 

Лазарь – это брат Марии и Марфы, живших в Вифании и  любимый человек, друг Иисуса Христа, духовно  воскрешенный  Христом.

«Лазарь» - это символ каждого  духовно умершего человека, которого  Иисус Христос, Его Учением духовно «воскрешает» к истинной жизни по Божьим Заповедям.

 

 



1. «Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.

2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.

3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.

4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.

6 Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.

7 После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.

8 Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?

9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;

10 а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;

15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.

18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;

19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.

20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.

21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.

23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.

24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.

32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился

34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

35 Иисус прослезился.

36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.

39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.

40 Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.

42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.

44 И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.

45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.» Иоан.11:1-46

       Это повествование имеет также и духовно-образное значение.

     Греховного,  плотского, душевного человека, «спящего» в своем бездуховном состоянии, Слово   Божие во всем Священном Писании называет «мёртвым». (см. «Писание Священное», «Смерть», «Болезнь, Больной»)

       «1 Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.» - Апостол Иоанн сообщает о духовной «болезни» Лазаря, т.е. о его пошатнувшейся вере в Учение Иисуса Христа, о его неспособности вести полноценную духовную жизнь, так как в его сознание вторглись разрушительные религиозные и иные идеологии.  Такое состояние образно здесь названо «Болезнью». (см. «Христос», «Учение», «Болезнь, Больной»)

       Также Апостол сообщает о месте, в котором жил Лазарь, которое именуется как «Вифания», что буквально переводится как «Дом Печали», «Дом бедствия». Эти переводы указывают на то, что Лазарь жил в неблагоприятной духовной среде, в духовно-печальном состоянии непонимания Истины. Возможно, это и послужило одной из причин духовной «Болезни» Лазаря, впоследствии приведшей  его к духовной «Смерти». (см. «Дом»)

    Лазарь находился среди   людей, испытывающих бедствие бездуховности, утрату истинного познания и исполнения Воли Бога, что и привело его к духовной «Смерти». Но общение со Христом, осознание в Его проповеди оживляющего Слова Божьих Заповедей, опять «воскресило», восстановило, восстановило Лазаря, и он стал вновь духовно живым, осознающим Истину Учения Пророков и Христа. (см. «Христос», «Смерть», «Воскресение»)

      Жизнь в «Доме Печали» вместе с Лазарем проводили также Мария и Марфа, которые стали прообразами двух внешне родственных, но различных по духовной сути типов людей, двух различных отношений к Слову Божьему. (см. «Мария», «Марфа»)

       «2 Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.» - (см. «Мария», «Помазание», «Миро»)

        «3 Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.» - «Мария» и «Марфа», два родственных религиозных направления, представленные здесь в образе двух «Сестер», распознали духовную «Болезнь» Лазаря. (см. «Мария», «Марфа»,  «Болезнь, Больной»)

      «4 Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.» - Иисус Христос, зная  симптомы,  признаки духовной болезни Лазаря, определил и заверил окружающих его людей в том, что такая болезнь не закончится окончательной духовной смертью Лазаря.  Христос знал, что Слово благовестия Его Учения, духовно возрождающего, укрепляющего дух человека, способно оживить человека, пробудить его от духовного сна неразумения Истины Воли Божией, сделать его духовно живым - следующим Божиим Заповедям, и этим самым явить силу и славу Божию.        

       «Болезнь» -  это не отказ человека от исполнения Воли Бога («не к смерти»), но временное духовное бессилие человека, испытывающего немощь неразумения полноты Истины Его Воли, ее исполнения, которую Иисус Христос «излечил», удалил благовестием Слова Божественной Истины «к славе Божией». (см. «Слава»)

            Возрождением к разумению Истины духовно умершим Лазарем Иисус Христос подтвердил, что Он, исполнив в совершенстве Волю Божию, обрел духовную силу, являющую     могущество Божие и так стал «Спасителем» каждого человека. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Спаситель», «Смерть»)

      «5 Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.» - любовь Христа к Лазарю, как и ко всем людям, проявлялась в совершенстве Его отношения к человеку, в Его мудром, благотворном отношении ко всем людям, независимо от их духовно-нравственного состояния, добры они или злы. (см. «Марфа», «Сестра»)

      «11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.» - то, что близким Лазаря казалось его явной смертью, Христос опроверг, сказав, что его пассивное состояние безразличия по отношению к Истине является только лишь временным духовным «Сном», от которого человека можно пробудить. Христос знал, что Он, владея возрождающей Истиной Божьей, способен духовно «разбудить» Лазаря, возродить в нем желание к активной духовной жизни  согласно  Истине Слова Божьего. (см. «Истина», «Сон»)

     Выражение «друг наш уснул» свидетельствует не о духовном падении Лазаря и его окончательной духовной смерти, а только лишь о «смерти» временной, о его пассивности и бездеятельности в следовании Воли Божьей.  Христос называет здесь Лазаря Своим другом, чтобы засвидетельствовать Его неизменную любовь к Лазарю, независимо от его духовно неблагополучного состояния. (см. «Друг»)

       «12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.» - ученики Иисуса Христа были уверены, что духовная болезнь Лазаря может устраниться сама собой, без участия Христа.

      «13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.» - Иисус же, зная  признаки «Болезни» Лазаря, определил, что эта болезнь не только духовный «Сон», а нечто большее, нечто серьёзнее, - то, что образно именуется уже «Смертью», т.е. полным духовным бездействием, глубоким, устойчивым состоянием невосприимчивости к Истине Воли Божией.

      «14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер…» - Иисус определил, дал верную характеристику духовному состоянию Лазаря, назвав это состояние бездуховности «Смертью», самостоятельно из которого он выйти не сможет. (см. «Смерть»)

      «15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.» - Иисус Христос радовался за учеников потому, что ученики убедятся в том, что Лазарь умер во время    отсутствия Иисуса Христа, а также   в том, что Иисус воздвигнет, «воскресит», возродит   его    из «мертвых».  Христос хотел, чтобы ученики сами уверовали, убедились в силе воздействия Его Учения на духовное состояние Лазаря, говоря «пойдем к нему». Это свидетельствует о том, что без   Учения Иисуса Христа  человек находится в бездуховном, мертвом состоянии, и это Учение дает человеку духовную жизнь, имеет духовную силу возрождения, что Иисус Христос и подтвердил словами: «…эта болезнь не к смерти, но к славе Божией».  

      («…веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.» 1Иоан.5:13)

 «17 Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе18 Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;19 и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их.20 Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. 21 Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.» -  Марфа говорит о том, что если бы Учение Христа было с Лазарем,  если бы Лазарь поступал по Учению Христа, то он был бы духовно жив.

      «22 Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.» - Марфа, уверенная в том, что Иисус Христос является духовным Сыном Божьим, Мессией, руководствуясь любовью к ее брату Лазарю, верила, что  Христос,  живущий согласно Воли Божьей, воплощённой в Нем, обладает силой Духа Божьего, способного вернуть брата к истинной духовной жизни. (см. «Бог»)

      «23 Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.» - Иисус Хри­стос уве­ря­ет Марфу в том, что её брат Лазарь воспрянет от «Смерти», т.е. от полного бездуховного состояния и вновь возродится к истинной жизни после духовно возрождающего воздействия на его разум и совесть могущественной силы Истины Слова Божьего, благовествуемого ему Христом. (см. «Благовестие», «Слово»)

        «24 Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.» -     Марфа, находясь еще под влиянием фарисейского, буквального, извращенного понимания воскресения физического тела   в какой–то будущий «последний день», уверенно ответила Христу, что она знает о таком воскресении. (см. «День»)

         Этому извращенному фарисейскому пониманию «Воскресения» Христос противопоставил истинное  его разумение, выраженное в Его Учении.    

      «Вос­кре­се­ние» - это но­вый пе­ри­од в жиз­ни че­ло­ве­ка, духовно воз­ро­ж­ден­но­го Словом Божиим к праведной жизни в свя­то­сти Ду­ха Уче­ния и следования святому образу жизни Ии­су­са Хри­ста.  (см. «Вос­кре­се­ние»)

          «25 Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.» - Святой Дух Истины Слова Божьего, открытого в Учении Христа, духовно возрождающая сила Его благодатного воздействия на сознание и сердце человека, исполнением Учения Иисуса Христа, преобразует, возрождает, оживотворяет его к духовному обновлению для достижения  жизни в праведности, воскрешает человека для Жизни Вечной. (см. «Праведник, Праведность», «Жизнь, Жизнь Веч­ная»)  

        («Посему сказано: „встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос." Еф.5:14)    

       («…Мы умерли для греха…мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни...все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились…» Рим.6:2-5)

        «25…верующий в Меня, если и умрет, оживет.» - в некоторых ранних переводах, упоминаемых Оригеном, в этом тексте союз «и» отсутствует, что говорит о следующем смысле выражения «если умрет, - оживет»: Христос говорит здесь не о физическом воскресении, а о воскресении духовном, когда верующий, в своем покаянии, воспримет и будет исполнять Волю Божью, открытую в Учении Христа – он умрет для прежней греховной жизни, и в этом духовном возрождении оживет для праведности и Жизни Вечной. (см. «Верующий", "Неверующий», «Воскресение»)

 («Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.» Иоан.5:25)

         «26 И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» - всякий человек, который «живет» праведной жизнью, веруя и исполняя Учение Иисуса Христа, никогда не «умрет», т.е. не испытает разлагающего влияния греховной жизни. (см. «Учение»)

         Христос поставил вопрос «веришь ли сему» для того,  чтобы этим открыть, что только духовно возрождённая в праведности жизнь согласно Его Учению, есть истинное духовное «Воскресение», и такая жизнь имеет продолжение в вечности. (см. «Век», «Вечность»)

        Открывая Марфе истинное, противоположное ее фарисейскому понятию, разумение «Воскресения», Христос поставил ей этот весьма важный вопрос: «веришь ли сему?». Поставленный Марфе, он звучит для каждого человека - осознал ли он разумение истинного «Воскресения», осуществляет ли он преображение своей жизни, согласно Учения Христа.  (см. «Воскресение»)

27 Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

28 Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.

29 Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.

30 Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.

31 Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб - плакать там.

32 Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

33 Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился

34 и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.

«35 Иисус прослезился.» -  это  выражение глубокой   скорби, так как в образе Лазаря Христос видел духовно-опустошённое, пагубное состояние народа, которому  Своим Учением Он явил Свою безграничную любовь, спасая его  от смертельных путей заблуждения, от совершения  зла. (см. «Христос»)  

       ("Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» Иоан.3:16)

36 Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его.

37 А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер? «38 Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.39 Иисус говорит: отнимите камень» - «Пещерная», гробовая темница бездуховности – это фарисейская религия, в которой пребывал   народ   Израиля, представленный в образе Лазаря. Она была отуманена, извращена, закрыта фарисействующим «окаменелым» догматизмом. Чтобы вывести, освободить народ из тьмы этой духовно опустошенной религии, Христос «Голосом» Своего Учения властно повелевает: «отнимите камень», т.е.  устраните  языческие формы, ритуалы, обряды и культы поклонения, духовно ослепляющие народы. (см. «Камень»)

       («Проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов»! Ис.62:10) 

       «39 Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.» -  «Четыре Дня» - это тот период заблуждений, в котором находился духовно умерший Лазарь, символически представляющий народ Израиля,  «обвитый пеленами» различных религиозных   заблуждений, а также  языческие народы,  плененные всякими примитивными и жестокими верованиями и  лживыми  философиями. (см. «Число 4»)

      В образе «Лазаря», пребывающего «четыре дня во гробе», передано великое пророчество о четырех исторических периодах, когда  произошло морально-нравственное разложение человечества -   от Адама до рождения Иисуса Христа на протяжении четырех «Дней» -периодов, равных четырем тысячам лет.  

        В четвертом тысячелетии, по Библейской хронологии, родился Иисус Христос – великое духовное Светило, -  Который   открыл   народам полноту Божественной Воли.  (см. «Число 4»)

       («И создал Бог…светило большее…для управления днем…19 И был вечер, и было утро: день четвертый.» Быт.1:15-19)

        Сестра Марии, благочестивой ученицы Иисуса Христа –  Марфа,  образно представляет ту часть в Израильской религии, которая в своем поиске уже  приблизилась к разумению благовестия Иисуса.  Приблизившаяся к Нему Вера, отображенная в образе Марфы, уже увидела, осознала духовно опустошенное, духовно разлагающееся состояние народа, («уже…смердит») представленного в образе Лазаря, пребывающего в извращенной Израильской религии.  (Матф.23:27; 24:15)        

        («….Многие дни Израиль [будет] без Бога истинного, и без священника учащего, и без Закона;  но когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя. Иегова с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас.»2Пар.15:3,4)

        «41 Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.» - после того, как духовное состояние Лазаря стало крайне тяжелым, что образно выражено словами «уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе», Иисус повелевает Своим Ученикам «отнять камень», т.е. устранить препятствие, мешающее духовному возрождению Лазаря. Таким образным «камнем» могли быть разные обстоятельства жизни Лазаря: его сомнения, переросшие в его неверие Слову Божьему, лжеучения, которым он следовал, желание жить только материальными интересами   и т.д.  (см. «Камень»)

        «42 Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. 43 Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.» - Иисус Христос, обладая могучей силой провозглашения Божественной Истины, - этим громким «Голосом» Откровения истинного Благовестия,  обратился к народу, представленному в образе «Лазаря» для того, чтобы народ «вышел», т.е. обратившись к Свету Слова Божьего, избавился от смертельного духовного сна и «воскрес» к истинной жизни по Божьим Заповедям. (см. «Заповедь», «Благовестие»)

       «44…лице его обвязано было платком» - «Платок», закрывающий «Лицо» Лазаря   -       это   довлеющий над его сознанием    традиционный   образ мышления, со всеми лживыми   верованиями, религиозными заблуждениями, исказившими его «Лицо», т.е. его мировоззрение, сущность его личности, которые   погрузили Лазаря в «спящее», бездуховное, мертвое состояние. (см. «Лицо»)

        «44 Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.» - Иисус Христос  обратился к Своим Ученикам, чтобы они «развязали», освободили мышление Лазаря от стесняющих его оков различных обстоятельств, мешающих ему свободно осуществлять Учение Христа.

       «Смерть» Лазаря  выражалась    в том, что он был пленен другими религиями и философиями, духовно мертвящими его душу, и потому он стал «мертвым», - духовно безразличен к Истине, возвещаемой Иисусом Христом. (см. «Смерть», «Мертвый»)

        «45 Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.» - многие люди, принадлежащие к фарисействующей религии Иудаизма, не верили в возможность духовного «воскрешения», духовного возрождения, преобразования человеческой жизни, не верили в силу и возможность  Учения Христа разрушить всякие лживые религиозные и идеологические заблуждения. Но видя и испытывая на себе могучую духовную преобразующую силу мудрости Его Слова, они прониклись к Нему доверием и потому многие уверовали в Его Учение.  (см. «Иудей»)

      «Воскрешение», возрождение, духовное исцеление Лазаря, возвращение ему истинной, духовно-активной жизни, явилось убедительными примером возрождающей силы Учения Христа. (см. «Христос», «Учение», «Воскресение»)

        «46 А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.» - те Иудеи, которым духовно возрождающая сила Учения Христа  стала очевидна, пошли к своим предводителям, учителям-фарисеям сообщить об успешном действии этого нового Учения. (см. «Фарисей»)

  

 

 

2. «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним….9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.» Иоан.12:1,2, 9-11

        «Лазарь умерший», после его духовного «Воскресения» Иисусом Христом, являлся для многих Иудеев убедительным примером духовно возрождающей силы Учения Иисуса Христа. И потому многие из Иудеев, видя это, приходили ко Христу, учились у Него и следовали Его Учению. (см. «Христос», «Учение», «Воскресение»)

     Своей восстановленной, воскрешенной к праведности жизнью, Лазарь так проповедывал о возрождающей, благотворной Силе Учения Христа, за что лжеучителя народа - Первосвященники и «положили убить» не только Христа, но и Лазаря. (см. «Лжеучитель», «Смерть»)