Число 4

(см. «ЧИСЛО» 3, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 24, 144, 666, 1260)

 

 

 

Содержание:

 

1.  Откр.19:1-4 («Тогда…четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле,..»)

2.  Откр.4:1-8 («вокруг престола четыре животных,..», «...четыре животных,  исполненных очей спереди и сади»)

3.  Откр.7:1-4  („четырем Ангелам...дано вредить земле и морю...”)

4.  Быт.2:10  («Из Едема выходила река…и потом разделялась  на четыре реки…»)  

5.    От.21:1,2,16   («Город («Иерусалим») расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта.»)

6.  Ио­ан.19:23,24  ("взя­ли оде­ж­ды Его и раз­де­ли­ли на че­ты­ре час­ти…каждому воину по части,..»)

7.  Исх.27:1,2 («сделай роги на четырех углах его («Жертвенника»)

8.  Исх.26:1 («Скинию сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, …»)

9.  Иез.10:21(«у каждого по четыре лица…», «...у каждого («Херувима») по четыре крыла…»)

10.  Чис.23:10 («Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля?)

11.    Отрицательное значение.

      Дан.2:31-43  (Четыре материала  из которых сделан истукан)

12. Дан.7:1-3(«четыре ветра небесных боролись на великом воре, и четыре больших зверя вышли из моря...»)

13.  Иез.14:21,22 («четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим...»)

14.  Дан.7:17-28 (Четыре «Царя»)

15.  Некоторые другие значения числа 4

 

 

Число 4 является символом целостности, законченности, завершения,   наполненности Божьими Законами  всего, Им сотворенного.

Число 4 является символом полноты проявления,  всесторонности Воли Божьей, Его Заповедей, которые воздействуют на все стороны  повседневной жизни человека,   его сознания.

Отрицательное значение.

Число 4   также символизирует всесторонность последствий нарушений Божьих Заповедей,  полноту наказания Божьего.   

 

 

1.   «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! 2 Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. 3 И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. 4 Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!» Откр.19:1-4 Откровение (чит. Гл.19:1)

    «Тогда…четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле,..»   -    все Божьи «Ангелы» т.е. Вестники Истины, посланники Правды, «Старцы» – Патриархи, Пророки, Апостолы, люди крепкие духовной силой, почитая Мудрость Божьих Заветов, «поклонились Богу», т.е.  беспрекословно повиновались, исполняя  Слово Бога, Его Волю, Его Заповеди.   (см. «Поклонение»)

       Пророк Иезекииль  (чит. Гл. 1:5-19)   представляет этих четырех «животных» в образе  человека, льва, тельца и орла.

       Ряд исследователей Библии усматривают в этих образах характеристики четырех Апостолов Иисуса Христа, авторов четырёх Евангелий. Каждый их этих Апостолов отображает разные  черты человеческого характера.

     

     

2.   «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. 2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; 3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. 4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. 5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; 6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. 7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. 8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.»  Откр.4:1-8

         «6…вокруг престола четыре животных,..» -   число «четыре»  - это    полнота служения четырёх Апостолов Воле  Бога, полнота их духовных способностей и универсальности в их способности познания, исполнения и проповеди народам Божьих Заповедей.  (см. «Воля Бога», «Апостол»,  «Престол», «Животное»)

        «6...четыре животных,  исполненных очей спереди и сзади.» -   это символ Апостолов Христовых, которые были исполнены познанием Мудрости Воли Божьей,  Учения Иисуса Христа и поэтому имели «очи спереди и сзади», т.е.  могли увидеть прошедшую и будущую историю жизни народов. (см. «Животное», «Око»)

       «Первое животное было подобно льву». – «Лев» – это образ царственности, символ царственной мощи Бога  и также образ Иисуса Христа у евангелиста Марка.

        Апостол Марк главный акцент и делает именно на царственной мощи Иисуса Христа. (см. «Лев», «Христос»)

       «Второе животное подобно тельцу» -  Христа в образе «Тельца» описывает евангелист Лука.

«Телец» – это символ жертвы, приносимой за людей. Это символ жертвенной любви   Иисуса Христа,  Который принес  в жертву Свою жизнь. (см. «Телец», «Христос»)

      «Третье животное имело лице, как человек». – это символ истинного Человека - Иисуса Христа отображённый евангелистом Матфеем.

       «Четвертое животное подобно орлу летящему» - Апостол Иоанн отобразил Иисуса Христа в образе «Орла». (см. «Орел», «Небо»)

 

.

3. «И видел я иного Ангела, восходящего от востока и имеющего печать Бога живого. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю говоря: 3 не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. 4 И я слышал число запечатленных: запечатленных было 144 тысячи из всех колен сынов Израилевых.» Откр.7:1-4                   

     „...четырем Ангелам...дано вредить земле и морю...” – в образе четырех «Ангелов», Посланников Божьих, представлены четыре Евангелиста. (см. «Ангел»)

          Как  и Иисус Христос, они «мучат», «вредят», мешают жить безбожной жизнью «Земле» и «Морю», т.е.  греховно живущим народам. (см. «Христос»)

         («И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.» Матф.8:29)

 

.

4.   «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.» Быт.2:10                                                                                                                   

      «Из Едема выходила река…» -  из «Едема», т.е. из познаний совершенного окружающего мира «выходила» единственная «Река», т.е. единое,   истинное, духовное  Руководство от Бога Его Заповедями для благодатной физической  и духовной жизни  человека. (см. «Едем», «Река»)

        «…для орошения рая» - «орошение», т.е. духовое  питание «Водой» Божьих Законов, дающих духовную жизнь человека, поддержку всеми возможными способами,  исходящими от Бога, от созданной для человека  «райской», благодатной жизни.  (см. «Рай»)

        «…и потом разделялась…»  - вследствие разнообразия человеческих характеров Руководство Бога «разделялось», т.е. было приспособлено к различным типам народностей, характеров людей, живущих на земле.

       «…на четыре реки…»   - это символ четырех направлений развития духовной жизни народов,  которые в будущем составляют особенности населения земли.

       Число четыре здесь является символом полноты, разносторонности проявлений духовного насыщения человека, даруемого ему его Творцом.

 

5.   «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2 И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего…16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта.» От.21:1,2,16

       «Город («Иерусалим») расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта.» -  «Четвероугольник» этого «Города» - это символ  равенства всех его частей. У всех людей, составляющих этот духовный «Город» «Иерусалим», т.е. все Собрание Праведников, одинаковая мера праведности,  которая измеряется их  познанием и исполнением Божьих Заповедей. (см. «Город», «Иерусалим»)

      .

6.  «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. 24 Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.» Ио­ан.19:23,24                                                                           

          По­сле то­го "ко­гда рас­пя­ли" не толь­ко физическое те­ло Ии­су­са Хри­ста, а  «распяли», от­верг­ли и Его Уче­ние, «Воины», т.е. различные воинственные религиозные сообщества, каждое  на свой толк и лад, «разделили», разъединили, раздробили   и «Одежды» Христа, т.е. захотели присвоить   себе истолкование  Его Учения. (см. «Одежда»)

       "…взя­ли оде­ж­ды Его и раз­де­ли­ли на че­ты­ре час­ти,.." – воз­ник­ли раз­лич­ные направления т.н. «хри­сти­ан­ских» религий, ка­ж­дая из которых взя­ла для распространения своей интерпретации не полноту  Учения Иисуса Христа («весь Хитон), но только ка­кую-то от­дель­ную его часть («разделили ризы Мои»).

       (Это осо­бен­но вид­но в со­вре­мен­ном ми­ре: "пра­во­сла­вие", "ка­то­ли­цизм", "про­тес­тан­тизм"... Существуют их мно­го­чис­лен­ные конфессии и  их тол­ко­ва­ния Учения Иисуса Христа, т.е. Хри­сто­вых "Одежд", и ка­ж­дое на­прав­ле­ние име­ет свое по­ни­ма­ние о пра­вед­но­сти, и «вою­ет» с другими, что­бы от­стаи­вать его.)

        Вследствие расчленения единства Учения Иисуса Христа   возникли  четыре религиозно-этических  направления: христианство, иудаизм, мусульманство, ислам.

 Каждое направление христианства берет одну какую - то часть Его Учения о праведности и объясняет её             по-своему.  (см. «Одежда»)

         «…каждому воину по части,..» каждая из этих  воинствующих  между собою религий   воздействует и пленяет народы только определенной частью расчлененного, разрозненного    ими Учения Христа.  (см. «Воин»)

 .

 

7.  «И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четыреугольный, и вышиною трех локтей. 2 И сделай роги на четырех углах его, так чтобы роги выходили из него; и обложи его медью.» Исх.27:1,2

          Этим образным повелением Бог призывает Моисея его проповеднической деятельностью обеспечить силу воздействия Воли Божьей на народы. (см. «Воля Бога»)

         «2…сделай роги на четырех углах его («Жертвенника»)» -   «Жертвенник», т.е. служение Богу, жертвенное исполнение Его Воли, зиждется на всесторонней полноте её понимания и исполнения.(см. «Жертвенник»)

         «…сделай…так чтобы роги выходили из него» - любое из направлений   («углов», сторон)  исполнения  Божьих Заповедей  должно иметь «Роги», т.е. силу своего проявления, быть убедительным    доказательством  их справедливости  и духовной победоносной  силы.(см. «Рог»)

          Человек должен исполнять полноту, всесторонность Божьих Заповедей («четыре угла Жертвенника»),  для того, чтобы в его жизни проявлялась, изливалась («выходили из него») Божественная Сила,  укрепляющая его праведность, духовно-нравственную чистоту.

 .

8.   «Скинию сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою…» Исх.26:1

        Это образное повеление Божье обустройства Моисеем в сознании Израильского народа «Скинии», т.е. истинного разумения и служения Богу, Его Десяти Заповедям.  (см. «Скиния», «Моисей»)

         «Покрывала» Божьей «Скинии»,  были сделаны из четырех видов материалов. (см. «Скиния»)

      Первый  – виссон крученый, по-древнееврейски «шеш машзар».

      Слово «шеш» означает тонкую драгоценную ткань, из которой в древности в Египте и Передней Азии изготовлялись одежды жрецов, царей и вельмож. (ср.Быт.41:42). В то же время слово «шеш» означает «шесть» и прообразно указывает  на Шесть Периодов Творения, духовного становления Человека.

          Виссонные нити также символизируют повсеместное присутствие Бога как Царя Вселенной и своим белым цветом указывают на слияние в Нем как Начале Бытия всех остальных Его проявлений. (см. «Число 7»)

      Второй материал - голубая шерсть. Голубая краска для нее изготовлялась из вещества, содержащегося в раковинах моллюсков определенного вида.

        Из глубины морской – т.е. из глубины сердца своего должен извлечь человек любовь к Богу, которая и даст ему силу воздвигнуть собой и в себе  духовный «Храм», в котором человек приносит свое служение Божьим Заповедям.  (см. «Заповедь»)

      Голубая шерсть также должна постоянно напоминать  о «Небе», устремляя  дух человека за пределы видимого мира, к миру духовному, к Воле Божьей. (см. «Небо»)

        Нити именно голубого цвета повелевает Всевышний вплетать в воскрылия «одежды» праведности человека, и так постоянно помнить  о Божьих Заповедях.

        («И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Бога, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству..».Числ.15:37-39)

       Третий материал - пурпуровая шерсть. Краска для нее тоже добывалась из пурпуровых раковин.  Ярко-красный цвет нитей из этой шерсти напоминает  о крови как начале жизни, о необходимости служения Богу всей своей жизнью. (см. «Кровь»)

    Из «глубин морских» - из сердца - должен извлечь человек желание служения Творцу в своей  внутренней «Скинии». Древнееврейское название этой шерсти «аргаман» происходит от глагола «араг» - «ткать». Ибо живое служение состоит из множества мыслей, слов и дел, «сотканных воедино» во славу Всевышнего.

       Четвертый материал - червленая шерсть. Краска для нее добывалась из особого червя - поэтому она именуется «толаат», от слова «тола» - «червь» (от «червь» происходит и русское «чернильница»). Темно-красный цвет ее напоминает пролитую, густеющую кровь. Истинный служитель Божий должен быть готов принести жизнь свою на алтарь Небесного Отца.

      Если страх и эгоистическая привязанность к вещественной жизни уподобляет человека червю, пресмыкающемуся во прахе, то решимость его отдать жизнь во освящение Имени Божьего, возносит его в небеса, символизируемые крышей Скинии.  (см.«Скиния»).

    Поэтому название краски "толаат" дополняется словом «шани" - "двоящийся", в смысле "переливчатый". Она указывает на двоящиеся мысли земного человека, на его нерешительность в деле полной самоотдачи своему истинному призванию, а также и на двойственную возможность, предоставленную каждому: на выбор между эгоистическим прозябанием червя и самоотверженным исполнением Воли Всевышнего.

        Четыре нити сплетаются воедино, образуя духовно-образную ткань для «Скинии». По отношению ко Вселенной они означают соучастие в ее бытии невидимого Божьего Духа (белая нить), космических  («Небесных) Законов и сил (голубая нить), жизни природной (пурпуровая нить), - Духа Божьего, вещества неорганического, органической жизни и, наконец, человека как существа, способного на жертву.

     Здесь есть указание и на "четыре стихии": воздушную (белый цвет), водную (синева), огненную (пурпур) и земную (червец).

       По отношению к народу Божьему сочетание этих четырех нитей знаменует органичное соединение постоянного размышления о Боге Невидимом (белый цвет), молитвы (голубизна неба), полнокровной жизни в служении (пурпур) и, наконец, к готовности к жертве (темно-красный цвет).

        Сходное значение имеют эти цвета и по отношению к человеку как "Храму Божьему". 

Четыре столба, на которых висит «Завеса Святого Святых», означают имя Бога (Тетраграмматон, ИЕГОВА), в то время, как пять столбов, поддерживающих «Завесу» входа Скинии, символизируют  Пятикнижие Моисеево или же пятибуквенное имя Бога Элогим.

 .

9.   «У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, и под крыльями их подобие рук человеческих.» Иез.10:21

        «…у каждого по четыре лица…» - «Херувимы», т.е.Посланники Божьи, Праведники, Вестники Воли Божьей, Его Заповедей имеют четыре «лица» т.е. всесторонне представляют народам возвещение Истины Слова Божьего. (см. «Лицо»)

      «...у каждого («Херувима») по четыре крыла..» - «Крыло» является символом быстроты духовного  передвижения, выполнения всесторонней, многогранной духовной работы Вестников Истины.(см. «Херувим», «Крыло»)

 

.

10.   «Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!»Чис.23:10

       Невозможно точно исчислить истинных поклонников Богу, исполнителей Его Воли. (см. «Воля Бога»)

  Пророк указывал также и на то, что из всех людей, называющих себя верующими в Бога, только четвертая часть будет во всем сохранять Ему верность.

 

Отрицательное значение.

 

11.  «Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. 32 У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, 33 голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. 34 Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. 35 Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.36 Вот сон! Скажем пред царем и значение его. 37 Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, 38 и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова! 39 После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. 40 А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. 41 А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. 42 И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. 43 А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.» Дан.2:31-43

              Сон царя Навуходоносора в истолковании Даниила излагает историю последовательности существования языческих  мировых империй  и их конец («языческих времен». (чит. Лк.21:24)

   "А четвертое царство будет крепко, как железо" -  четыре металла из , которых сделан "Истукан", символизируют  четыре царства, империи (ст.38-40), которым предстояло в будущем править языческим миром:

  1.   Вавилон. Вавилонская империя как раз соответствовала тому материалу, каким она была представлена в «Истукане», - «Золотой Голове». Это было "золотое царство" золотого века. Столица государства, город Вавилон, достиг в царствование Навуходоносора непревзойденной красоты и славы.
  2.   Мидо-Персия.
  3.   Греция при Александре Македонском.
  4.  Рим. По предсказанию Рим разделится сперва надвое ("две Ноги"), что исполнилось при появлении Западной и Восточной Римских империй. (1054 г).

     По другим интерпретациям, после Рима следует англо-американская система (с 1763 г.) и, затем, «Пальцы Истукана» символизируют политически разделенный мир. (см. «Истукан»)

 

12.  «…Даниил видел сон и пророческие видения 2…видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом воре, 3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.» Дан.7:1-3

      «Четыре ветра»  - это  всесторонние, всеохватывающие разрушительные  для человека силы, это усилия людей,  противящихся  Божьей Воле, желающих посеять повсюду духовное разорение в народах, т.е. на «море». (см. «Море»)

      «...че­ты­ре вет­ра,..» - это четыре разных противостоящих друг другу  направления,: религиозные, идеологические, политические и экономических формаций. (см.  «Ветер»)   

      «…четыре ветра небесные боролись на великом море,..» - четыре основные политические и религиозные, противоборствующие  направления управления народами,  которые обуславливали и порождали враждебное состояние в народах. Четыре политические формации названы не случайно «ветрами», потому что именно они возмущают народы, вызывают различные возмущения в народах.  (см. «Ветер»)

        Число  четыре, употребленное к «зверям», вышедшим «из моря» и «четырем ветрам», боровшимся на нем, символизирует всемерность и всеохватность тех основных греховных факторов, о чем предвидит в истории человечества пророк Даниил. Это религиозная, политическая, экономическая и межнациональная, расовая вражда между народами.

      Каждая идеология борется за приобретение своих сторонников. И «море» это весьма великое, т.е. вся история мировых цивилизаций, народов и культур. (см. «Море»)

      «...бо­ро­лись на ве­ли­ком мо­ре...» - «Мо­ре» здесь – это  символ всех народов. Си­лы зла всегда сталкивались между собою, «бо­ро­лись» во всех на­ро­дах ми­ра на про­тя­же­нии всей ис­то­рии. (см. «Море»)

      «…четыре больших зверя вышли из моря...» -  из образно-символического смысла библейского учения, слово «море» символизирует огромное количество людей, живущих вопреки Воле Бога. (чит.Ис.57:20: От.13:1,2;  17:15 и т.д.) (см. «Море»)

      Во время борьбы различных (четырех)  мировых религий (философских, политических, религиозных, экономических систем) на арену истории вышли «звери» - т.е.  мировые («море») политические власти.

       «…четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на  другого,..» - это  четыре политических державных  формаций.

      «…непохожие один на  другого,..» - рабовладельческая, феодальная, имперско-капиталистическая, и т.н. социалистическая формации.  

       Эти зверские системы всегда рождались, «выходили» из  следствий народных возмущений и их противостояний. (см. «Зверь»)

      «...вет­ра не­бес­ных,.» -    ука­зы­ва­ет­ся на   сфе­ру  раз­лич­ных   идео­ло­гий. (см. «Не­бо»)

      «Вет­ры»  - это ре­ли­ги­оз­ные,  по­ли­ти­че­ские,  идео­ло­ги­че­ские си­лы, ов­ла­де­ваю­щие соз­на­ни­ем на­ро­дов и стал­ки­ваю­щие  их в раз­ру­ши­тель­ных кон­флик­тах. Эти раз­ру­ши­тель­ные си­лы соз­да­ют раз­лич­ные го­су­дар­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские фор­ма­ции. «Ветер» символизирует сущность, дух какого-либо учения. (см. «Ветер»)

 

 

13.  «Ибо так говорит Господь Бог: если и четыре тяжкие казни Мои: меч, и голод, и лютых зверей, и моровую язву пошлю на Иерусалим, чтобы истребить в нем людей и скот, 22 и тогда останется в нем остаток, сыновья и дочери, которые будут выведены оттуда; вот, они выйдут к вам, и вы увидите поведение их и дела их, и утешитесь о том бедствии, которое Я навел на Иерусалим, о всем, что Я навел на него.» Иез.14:21,22

        Народ, на которого возлагалось духовное просвещение мира, но который утратил свою миссию вследствие нарушения им Воли Бога, на протяжении всей истории  постигла полнота наказания последствиями их отступления. Они страдали от физического истребления, (меч), от материальных лишений (голод), от психологических издевательств (лютые звери) и от духовных язв своего народа (моровая язва). (см. «Наказание»)

 

14.  "Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня. 16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного: 17 "эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. 18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков". 19 Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, 20 и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. 21 Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, 22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. 23 Об этом он сказал: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. 24 А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, 25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. 26 Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца. 27 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему."  Дан.7:15-27

    Четыре «Царя», - это четыре общественно - политические формации, которые были в истории человечества.  Это  рабовладельческая, феодальная, имперско-капиталистическая, и т.н. социалистическая формации. 

 

15. Некоторые другие значения числа 4

 

Библия имеет четыре уровня подачи информации:

  1.  Буквальный, исторический.
  2.  Морально-этический.
  3.  Духовно-символический.
  4.  Тайное содержание, пророческое, пока не во всем доступное  человеку настоящего времени.

 

 Форма, масса, пространство и время – четыре основных вида материи и бытия.