(см. «МУДРЕЦ», «ФАРИСЙ», «САДДУКЕЙ»)
Содержание:
1. Мт.23:34 ("Поэтому, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город...")
2. Ездр.7:6 ("Этот Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник сведущий в законе Моисеевом")
3. Отрицательное значение:
Мр.12:38-40 ("И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях: сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах: эти поедающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение")
4. Мт.23:1-5,13,14,23-33 ("И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи: итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают")
5. Иер.8:8 ("Как вы говорите: мы мудры и закон Господень у нас? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь")
6. 1Кор.1:19,20 («Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»)
7. Мт.7:28,29 ("Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи")
«Книжник» - греч. "грамматеис", писатель. По-еврейски "сеоферим", то есть "писать", "приводить в порядок", "считать".
«Книжник» - это человек, знающий Священное Писание, исполняющий Волю Божью, учитель и толкователь Закона Божия.
«Книжник» - это также ученый человек, мудрец, владеющий различными практическими и теоретическими знаниями, науками, часто полагающийся только на свой разум, свои знания.
Отрицательное значение.
«Книжник» - это человек, почитающий Бога только разумом, но не делами, хорошо знающий «Букву» Священных Писаний Пророков, Апостолов, буквальный текст Библии, но не имеющий истинных знаний ее Духа, ее духовного смысла и действенной, истинной жизни по Воле Бога, по Учению Иисуса Христа.
1. «Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город…» Матф.23:34
Бог, разнообразными путями, способами, методами, использует таланты и возможности разных людей, которые познанием Его Воли воодушевляются желанием её передавать, благовествовать и так научать других людей Его Заповедям. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Благовестие»)
"...Я посылаю к вам...книжников…" – Иисус Христос объясняет, что Дух, - смысл, суть Воли Бога раскрывается, «посылается» Богом для человека всевозможными путями, один из которых - "Книжники", т.е. мудрые люди, способные проникать в смысл изречений Священных Писаний Пророков и Апостолов и возвещать их другим людям. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Христос»)
Бог каждому человеку дал различные таланты для провозглашения Истины Своего Слова в мире, что Апостол выразил словами: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван.» (1Кор.7:20)
«Книжники» - также люди, пишущие, составляющие различную религиозную литературу с целью облегчения понимания изречений Священного Писания. (см. «Писание Священное»)
«Книжники» - это также люди науки, которые, рассматривая творения Божии, видят, осознают и доказывают на этом примере величие Мудрости Воли Бога-Творца Вселенной. (см. «Творец»)
«…иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город…» - «иные» - это «Книжники» - Праведники, которых всегда преследовали и угнетали за их проповедь Истины Слова Бога. Это происходит как в прямом, так и в переносном значении на протяжении всей истории истинной проповеди праведниками Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Праведник, Праведность»)
Различные деноминации христианства представляют собой те «Синагоги», «Храмы», «Церкви», где их фанатичными представителями часто духовно «избиваются», - притесняются, изгоняются праведники, указывающие на нечестие и извращение Воли Бога различными пастырями и их последователями. (см. «Синагога», «Храм»)
2. "…сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев…" Ездр.7:6
"Книжник» (Ездра) - здесь это человек, изучающий Писания Пророков, самостоятельно и глубоко исследующий их, знающий их «Букву» и Дух. (см. «Писание Священное», «Буква», «Дух»)
Людей, умеющих писать, читать Священные Книги Пророков, называли «Книжниками» потому, что их занятием было исследовать Писания Пророков, переписывать их, и учить других.
Помимо этого духовного труда, «Книжники» записывали раввинские решения по вопросам ритуала (Халахот), составляли новый кодекс, возникший на основе этих решений (Мишна): вели записи еврейских священных легенд (Гемара). Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд. Они писали комментарии на Ветхий Завет (Мидрашим) и рассуждения по поводу комментариев Хагада.
Кроме того, они записывали различные толкования изречений и Откровений из Писаний, наряду с их лексическими и иными толкованиями (Каббала).
Во дни Иисуса Христа принятие всех этих наслоений различных буквальных толкований Священных Писаний у фарисеев считалось признаком истиной праведности. Возвращение же к исследованию и пониманию духовного смысла Священных Писаний рассматривалось как ересь и Иисусу Христу это вменялось в самое серьезное преступление. Подобное с поразительной точностью происходит и в настоящее время. (см. «Христос», «Учение», «Фарисей»)
Отрицательное значение.
3. «И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, - 40 сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.» Мар.12:38-40
Это описание «Книжников», т.е. религиозных учителей народа, хорошо знающих буквальный текст Священных Писаний, но не имеющих истинных знаний их духовного смысла, в прямом и переносном смысле является также характеристикой многих служителей и современных конфессий. (см. «Писание Священное», «Знание», «Буква», «Дух»)
«…остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах...» - Христос указывал на опасность, исходящую от «Книжников», т.е. от тех религиозных людей, учителей народа, которые даже своей культовой одеждой стремятся обособить, выделить себя от других людей. Опасность от таких «Книжников» заключается в том, что они под видом «Длинных Одежд», т.е. под видом мнимого благочестия, и напускной праведности, так соблазняют людей доверять им, преклоняться перед ними, верить всему, чему они учат, хотя сами они далеки от действенной, истинной жизни по Воле Бога, по Учению Иисуса Христа. (см. «Христос», «Учение», «Одежда»)
«…остерегайтесь книжников, любящих…принимать приветствия в народных собраниях...» - уже во время жизни Иисуса Христа религиозная гордыня, тщеславие многих «Книжников», - священников, учителей народа, достигли значительного проявления в религиозной среде Израильского народа. (см. «Гордость, Гордыня», «Израиль, Израильтянин»)
Современное самолюбование различных религиозных «Книжников», участвующих в различных публичных религиозных и светских мероприятиях, увеличилось еще более, приобрело ритуальные, сценически отрепетированные формы.
«…остерегайтесь книжников, любящих…39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах...» - в различных «Синагогах», т.е. во многих разновидностях деноминаций современного религиозного мира, именуемого «христианским», весьма распространено показательное «Сидение Книжников», т.е. лживых, пастырей, самолюбивых священников, горделивых учителей народа, на различных «пиршествах» - на съездах, заседаниях, конференциях и т.п. (см. «Синагога»)
Христос предупреждает, советует Своим ученикам не поддаваться влиянию таких людей, не преклоняться перед культом их мнимой значимости и влиятельности, не подражать им. (см. «Христос», «Учитель», «Ученик»)
«…сии, поядающие домы вдов…» - лукавые религиозные «Книжники» научая людей лживому разумению Воли Божьей, так изымают плату с «Домов Вдов», т.е. с людей, пребывающих в разных конфессиях, духовно бедных, не имеющих «Мужа», т.е. истинного духовного руководителя - Иисуса Христа. (см. «Дом», «Муж», «Вдова»)
Такие «Книжники» осуществляют свою деятельность за деньги, разнообразно оправдывая свои религиозные услуги для народа.
(«Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: "не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!" Мих.3:11)
«…сии…напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.» - молитва «напоказ» - это личная молитва, умышленно выставленная перед другими, молитва вопреки совету Иисуса Христа - «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Матф.6:6)
Как долго не продолжалось бы самолюбование различных «Книжников» своей исключительностью, набожностью, мудростью, - неизбежно наступит такое время, когда такие люди будут в посмеянии, разоблачится их фальшь, фарисейское притворство, двуличность, т.е. «осуждение» наступит не только от собственной совести, но и от общества. (см. «Совесть», «Фарисей»)
(Например, в недалеком будущем вся ложь многих религий, их основоположников и последователей будет с позором для них обнажена и явна для всех.)
4. «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих…
13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение….
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»
Матф.23:1-5,13,14,23-33
«1 Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи…» - "Книжники" – здесь это те люди, которые формально, притворно, не искренне, не по побуждению совести, но только по какой-либо выгоде, традиции, необходимости, внешне чтящие Волю Бога. Это люди, поступающие по расчету, формально, в конечном счете лицемерно, почитающие Бога на словах, но не делом. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Фарисей»)
«Седалище» - это место «восседания», т.е. духовной «опоры», которая должна быть в обществе, утверждения какого-либо учения, основанного на чем-либо. (см. «Место, Седалище»)
«Моисеево Седалище» - это место и сфера влияния духа Моисеевого Учения, духа проповеди тех духовно-нравственных Законов, которые были открыты Богом Моисею. (см. «Закон», «Моисей»)
«Моисеево Седалище» - это также вся совокупность, система духовно-нравственного воспитания, просвещения народа в определенный период. Это период подготовки людей к пониманию основополагающих истин Воли Бога, прихода нового мышления, наиболее полно и ярко выраженного в Учении и примере жизни Христа.
«Книжники» и «Фарисеи» «сели», т.е. заняли место, самоуверенно присвоили себе прерогативу толковать значение изречений Пророков, Христа и Апостолов, учить других людей пониманию и исполнению Слова Божьего утверждая, что их толкование во всем верно. (см. «Христос», «Учение»)
В современном обществе также на «Седалище Моисеевом» часто «сидят» функционеры от религии, признающие и выполняющие Заповеди Бога только формально. (см. «Заповедь»)
«3…итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…» - многое из того, что основывается на Учении Христа, что не противоречит ему, и чему учат различные религиозные деятели разных конфессий, безусловно, нужно соблюдать. Но нельзя во всем подражать их образу жизни, часто не соответствующему Божьим Заповедям.
«…3…ибо они говорят и не делают…» - этохарактеристика-определение внутренней сути «Книжников» - многих людей, лживых учителей и пастырей народа, называющих себя «христианами».
Иисус Христос указывает и предупреждает, что многие из таких «Книжников», несмотря на то, что говорят о Божьих Заповедях и учат людей правильно их понимать и исполнять, но сами же их не исполняют.
«13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.» - Христос, зная лицемерие таких «Книжников», указал что именно «Книжники» и «Фарисеи» способны «затворить Царство Небесное» и воспрепятствовать туда «входу» другим. (см. «Царство», «Небо, Небеса», «Фарисей.)
Толкования Священных Писаний лицемерными «Книжниками» часто сбивают людей с Пути Истины, с пути логики и разума, и внушают, навязывают им ложные, фантастические учения. (см. «Писание Священное»)
«Лицемерие» многих «Книжников» проявляется также и в том, что знания о Воле Божьей, открываемые ими, не побуждают людей к действию, но остаются лишь знаниями теоретическими.
Многие «Книжники», т.е. лукавые религиозные деятели, объявили о своей исключительной миссии, о своей избранности, исказив определенные изречения Библии для оправдания своего привилегированного духовного положения.
«Затворить» «вход» в Царство «Небесное», означает, прежде всего, исказить понимание Воли Бога, Его «Царства» в человеке, увести людей в сторону от исполнения Воли Бога, т.е. от условий его приближения, «вхождения» в него. (см. «Царство», «Небо, Небеса»)
«14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение...» - поучение «Книжниками» народа корыстно, потому что они берут за это разнообразную плату, что образно выражено словами «поедаете Домы Вдов».
«Молитва», т.е. просьба, обращение к Богу таких «Книжников» внешне правильна и красива, но по своей сути лицемерна, поддельна, напыщенно красноречива, бесполезна, напрасна. (см. «Молитва»)
«Осуждение» двуличных «Книжников» будет состоять в разоблачении праведниками их религиозной лжи, притворства, корысти и в крахе их деятельности. (см. «Суд»)
«23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.» - лицемерие «Книжников» состоит также и в том, что они отдают Богу «Десятину», т.е. свое представление об исполнении Божьих Заповедей, выражающееся только в незначительных делах, сугубо материальных, что образно выражено словами «Мята», «Анис», «Тмин». (см. «Десятина», «Жертва», «Фарисей»)
«23…книжники…оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру…» - «Книжники» оставили «Суд», т.е. забыли, отстранили верное разумение и исполнение Божьих определений Добра и зла. (см. «Суд»)
Также такие «Книжники» оставили «Милость», т.е. забыли сострадание, прощение тех, кто виновен, кто не может понимать и исполнять то, что доступно «Книжникам». (см. «Милость»)
Они оставили «Веру», т.е. отклонили, отвергли истинное исполнение просвещения людей, вверенного им Богом, но лицемерно совершают беззакония. (см. «Вера»)
(«…вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.» Матф.23:28)
5. "Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь.» Иер.8:8
"...лживая трость книжников..." - «Трость Книжников» - это совокупность методов и форм властного их влияния, осуществление распространения религиозной лжи о Божьем «Законе», о Его Воле, о Его Заповедях. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Закон», «Заповедь», «Ложь»)
(Например - это религиозная пресса, телевидение, радио, проповеди различных проповедников, священников, искажающих смысл Священных Писаний о Божьем Законе.)
6. «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. 20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» 1Коринф.1:19,20
«Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего?» - мудрость «Книжников», знания предводителей научного, религиозного мира, которые не согласуются с Волей Бога и основаны только на стремлении к славе, материальному благополучию, губят человека, разрушают его совесть, дух, душу и тело. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Мудрость», «Мудрец»)
7. «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, 29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.» Матф.7:28,29
"…Он учил их…не как книжники и фарисеи" -обучение Христом других людей Истине Воли Божьей, следованию Божьим Заповедям, в корне противопоставляется тому способу, которым пользовались «Книжники» и «Фарисеи», т.е. различные религиозные учителя того времени, сообщающие народу только буквальный смысл изречений Священных Писаний. (см. «Писание Священное»)
Иисус Христос учил Своих учеников, прежде всего, личным примером Своей жизни в святости. Только тот, кто сам исполняет Волю Бога, имеет право учить этому других. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Христос», «Учение», «Учитель», «Фарисей»)