(см. «СУД», «НАКАЗАНИЕ»)
Содержание:
1. Ис.33:22 ("Ибо Господь (Иегова) судия наш...")
2. Пс.7:12 («Бог - судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий…»)
3. Деян.10:40-42 («Сего Бог воскресил в третий день,…Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых»)
4. Иоан.12:44,48 («Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово которое Я говорил, оно будет судить его в последний день»)
5. Пс.93:2 («Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым»)
6. Дан.7:26 («Затем воссядут судьи и отнимут у него («зверя») власть губить и истреблять до конца»)
7. Втор.17:12 («А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, - и [так] истреби зло от Израиля;»)
8. 1Кор.4:5 («Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога»)
9. 1Кор.4:3 («Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе»)
10. Рим.14:13 («Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну»)
11. Иоан.8:16-16 («Вы судите по плоти; Я не сужу никого»)
12. Иоан.7:24 («Не судите по наружности, но судите судом праведным.»)
13. Лук.6:37 («Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»)
14. Ос.2:2 («Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих»)
15. Иак.4:11 («Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.»)
16. Отрицательное значение. Пр.Сол.1:1 («Судьи земли»)
17. Соф.3,1,3 («горе городу нечистому…судьи его вечерние волки»)
«Судия» Бог- Бог, установил Свои физические и духовные Законы, поэтому является «Судией», т.е. Определителем меры их осуществления или нарушения и меры их последствий.
Бог «судит» народы Своей Волей, - действием Его Уставов, Законов, Заповедей, т.е. наставляет, учит Истине, приводит людей к жизни в праведности, устанавливает справедливость, исправляет оступившихся, наказывает преступивших Его Заповеди.
«Судия» Христос- Иисус Христос в совершенстве познавший и исполнивший Волю Божью, Его Заповеди, поэтому является «Судией», т.е. Человеком, Который вправе определять Добро и зло, Правду и неправду и судить поступки человека - праведные ли они или греховные.
«Судья» Человек- это человек праведник, познающий и исполняющий Божьи Заповеди, верно определяющий Добро и зло, отличающий праведную жизнь от греховной, обличающий беззаконие.
Отрицательное значение.
«Судья» - это человек, который осуждает другого на основании греховной морали, установившихся традиций, верований, религиозных догм, политических идеологий, греховного мировоззрения и образа жизни, неверно воспринимая и незаслуженно порицая праведные поступки других людей.
1. «Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасет нас.» Ис.33:22
«Господь (Иегова) - Судия наш» - это Бог, Который установил вечные, единые, справедливые Законы, Уставы, Повеления, Заповеди для праведной жизни человека, а также справедливое наказание человека последствиями совершенных им нарушений Его Заповедей, Законов. (см. «Законодатель», «Закон», «Суд»)
"Ибо Господь (Иегова) - судия наш,.." - Только «Господь», т.е. Бог Иегова, открывая человеку Свои Законы и Заповеди, так справедливо «судит» как грешника, так и праведника, устанавливает для человека определение Истины и лжи, Добра и зла разграничивает их, устанавливает меру зависимости причин и следствий, меру благословений и наказаний за исполнение или нарушение Его Заповедей.
"Судия" – это одна из характеристик, проявлений действий Божьих Законов.
Осуществление Божьего "Суда" проявляется, прежде всего, через изначально заложенную Богом в человеке совесть, которая как определитель и духовно-нравственный «барометр», то осуждает, то оправдывает мысли и поступки человека.
Бог "судит" человека" различными способами: через увещевания и обличения словами Пророков, Христа и Апостолов и всех Его Посланников-праведников, через различные обстоятельства. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
2. «Бог — судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий, 13 если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, 14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.15 Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; 16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: 17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. 18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.» Пс.7:12-18
«Бог - судия праведный…»- Бог Иегова Своими духовно-нравственными Законами определяет для человека понятие Добра и зла, научает праведности и предостерегает от греховности, устанавливает меру зависимости причин и следствий.
"Судия праведный" – это Бог, Который «судит» народы действием Его Воли - Его Уставов, Законов, Заповедей, т.е. наставляет, учит Истине, приводит людей к жизни в праведности, определяет степень праведности человека, меры его исполнения Божьих Заветов, устанавливает справедливость: исправляет оступившихся, наказывает преступивших Его Заповеди.
Это проявления действий Законов Бога для человека, исполнением Его Заветов достигшего жизни в праведности.
Бог «судит», определяет образ жизни человека также посредством изначально заложенной Им в человеке совести, которая является его духовно-нравственным Определителем, которая то осуждает, то оправдывает мысли и поступки человека. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
Бог "судит" человека" «устами» Его Посланников – Патриархов, Пророков, Апостолов, всех Праведников, которые благовестием Его Законов, увещевают или обличают человека.
«Бог - судия [крепкий…» - Бог «Судия» крепкий, потому что установленные Им Законы определяющие Добро и зло, Истину и ложь, неразрушимы, незыблемы, вечны.
«Судьей» является Воля Божья, которая выражается в «крепости», в силе свершения Его Законов истинной Жизни. Она является духовной Твердыней, Основой для жизни человека в праведности, потому что она благотворна, вечна, всегда неизменна, неограничена никем и ничем.
«Бог судия…долготерпеливый,]…» - «наказание» Божье, т.е. последствия нарушений Его Законов и Заповедей, не всегда настигают человека сразу же после совершения греха. Человек, который осознает сделанный грех, раскаивается в нем и прилагает все силы, чтобы избавиться от него, от своих греховных привычек, верований, мировоззрения и порочного образа жизни, будет иметь время для полного избавления от осознанных грехов. В этом состоит «долготерпение» Божье.
«Бог, всякий день строго взыскивающий…» - в каждый «день», т.е. в каждый период жизни человека, Бог «строго взыскивает» с человека, т.е. разнообразно увещевает последствиями его грехов. («День»)
Законы, установленные Богом, всегда «судят» - действуют, неотвратимо исполняются в любом периоде жизни человека. Постоянно, каждый раз, когда он нарушает Заповеди Божии, его осуждает совесть, а также наказывают последствия совершаемых греховных поступков. (см. «Наказание»)
3. «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. 42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.» Деян.10:40-42
Бог, после духовного падения человека изначально определил осуществить вновь его духовное возрождение, - рождение такого Человека, Который Своим Учением и святой жизнью явит для народов абсолютный духовный Критерий Праведности, и совершит «Суд Божий», - определит характеристики духовно «живого» человека и духовно «мертвого», определит духовные понятия истинной «жизни» и «смерти». (см. «Жизнь», «Смерть»)
«…Он (Христос) есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» - Бог, во всей полноте открыв Свою Волю Иисусу Христу, Который в совершенстве ее исполнил, а также наделив Его дарами, способностями к ее возвещению, так «определил» Христу величественную миссию не только «Мессии», «Помазанника», но и «Судии» всех народов.
Учение Иисуса Христа «судит», т.е. обличает как духовно «живых», т.е. людей живущих в праведности, так и духовно "«мертвых» для свершения праведных дел, т.е. таких людей, которые не признают, не осознают и не раскаиваются в нарушении Божьих Заповедей.
(«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.» Откр.22:12)
Христос в равной мере объявляет всем людям Волю Божью, возвещает «Суд» Божий, -возвещает как благословение от ее исполнения, так и наказание от ее нарушения. (см. «Христос», «Мертвый»)
4. «Иисус же возгласил и сказал: ….48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово которое Я говорил, оно будет судить его в последний день.» Иоан.12:44,48
В последний период, день, миг жизни человека Слово Истины Божьих Заповедей, благовествуемое праведниками и слышанное им на протяжении его жизни, услышанный им призыв к жизни праведной, осудит нечестивого человека на вечное небытие, смерть. (см. «Ад», «День»)
«Судить» - означает открыть для сознания человека истинное его духовно-нравственное состояние относительно Воли Бога, Его Заповедей, определить его жизнь и его дела, доказать очевидность того, что заслуживает человек. (см. "Суд")
«Слово…будет судить..» - это осуждение Словом Божьей Воли, Его Заповедями, которые провозглашал Иисус Христос, и которые слышали все народы, произойдет с каждым человеком непременно, обязательно. (см. «Слово»)
5. «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.» Пс.93:2
Свет Истины Воли Божьей, открытый народам Его Посланниками, является «Судьей» всех народов. (см. "Воля Бога")
Божий «Суд», т.е. «возмездие», «наказание» всегда «восстает», т.е. проявляет свое действие тогда, когда человек нарушает Его Законы и Заповеди. (см. «Возмездие», «Наказание»)
Гордость человека, его уверенность в истинности его взглядов, идей, философий непременно предстанет перед Судом Истины, когда пагубное последствие гордости падет на его голову, и во Свете Истины откроется ему «возмездием», наказанием последствиями его грехов. (см. «Гордость, Гордыня»)
6. «Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.» Дан.7:26
«Затем воссядут судьи…» - когда народы, живущие греховной жизнью в своем завершающем периоде истории окажутся в тупике безысходности, тогда «воссядут Судьи», т.е. утвердятся все благовестники Истины Божьей Воли, которые осуждают, разоблачают зло. («Суд», «Царство»)
«…судьи…отнимут у него («зверя») власть губить и истреблять до конца» - «Судьи», т.е. праведники, разоблачив греховные религиозные, политически и иные устои мира, предложив народам истинную систему нравственного и духовного просвещения, воспитывая в народах новое, истинное мышление и утверждая праведный образ жизни, так «отнимут власть зверя», т.е. лишат возможности жестокую политическую, религиозную и экономическую систему управления народами и ее предводителей, влиять на сознание народов, «губить и истреблять» дух, душу и тело человека.
7. «А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, - и [так] истреби зло от Израиля;…» Втор.17:12
«А кто поступит так дерзко, что не послушает...судьи, тот должен умереть,…» - Бог никогда не призывал истреблять зло, физически убивая людей. Это повеление Божье означает, что праведники должны так воспитывать народ, образно названный здесь «Израилем», и создавать такую атмосферу неприятия в их среде зла, чтобы люди, которые не «слушают священника», т.е. не исполняют мудрых советов праведников, не смогли дальше осуществлять свою нечестивую деятельность.
«...и [так] истреби зло от Израиля» - только истинным духовным просвещением людей, примером жизни праведников и следованием Божьим Заповедям, «истребляется» зло «от Израиля», т.е. совершается нравственное и духовное очищение людей, называющих себя верующими в Бога, от непослушания Ему. (см. «Израиль»)
8. «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.» 1Кор.4:5
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь,..» - пока в рассудок человека не «придет» Господь, т.е. истинное понимание Учения Иисуса Христа и его господство в жизни человека, он не может верно оценивать свои поступки и окружающую действительность. Только с «пришествием» осознания и исполнения Воли Бога, благовествуемой Христом, человек становится способен обнаружить «скрытое во мраке», т.е. замаскированное зло, а также любые «сердечные намерения», желания и верно определить меру их истинности.
9. «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе» 1Кор.4:3
Субъективное суждение людей не всегда совпадает с Волей Бога, поэтому ориентироваться необходимо не на мнение людей, которое часто бывает ошибочным, а свою жизнь соизмерять с Божьими Заповедями.
«…я и сам не сужу о себе» - это означает, что Апостол рассматривает свой образ жизни не со своей позиции, но с позиции Воли Божьей.
10. «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну.» Рим.14:13
«Судить друг друга» означает иметь порочное желание быть другому человеку критерием для подражания, указывать, навязывать ему свой образ мышления и жизни, необоснованно осуждать другого человека.
11. «Иисус сказал им…15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого. 16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.» Иоан.8:14-16
«Вы судите по плоти; Я не сужу никого» - «судить по плоти» означает иметь сугубо личное суждение о чем-либо или о ком-либо, не основанное на познании Истины Божьих Заповедей, но только на плотском, эмоциональном, поверхностном, внешнем, чувственном уровне.
«А если и сужу Я, то суд Мой истинен,..» - «Суд», суждение, мировоззрение Иисуса Христа было обосновано Истиной, т.е. познанием Воли Божьей, Его Заповедей, подтверждено практикой жизни всех изначальных Праведников. (см. «Истина», «Христос»)
12. «Не судите по наружности, но судите судом праведным.» Иоан.7:24
«Не судите по наружности…» - судить «по наружности» означает, не зная сути дела, мотивов, глубины помыслов и обстоятельств, выносить суждение о человеке и его поступке.
«…судите судом праведным» - праведный «Суд» - это суждение Словом Божиим, переданным Пророками, Христом и Апостолами, которое может точно и верно указать на добро и зло в человеке. (см. «Суд»)
13. «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…» Лук.6:37
Это повеление не говорит о том, чтобы христианин не осуждал грех, не выявлял его, не указывал на него, не боролся с любыми его проявлениями, но Апостол призывает людей не со злобою относиться к человеку, делающему грех, но добросердечно, терпеливо, без порицания объяснять согрешающему человеку необходимость жизни согласно Божиим Заповедям.
14. «Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих…» Ос.2:2
«Матерь» - здесь образ фальшивой многоликой религии, которая утратила своего «Мужа», т.е. Волю Бога Иеговы и совершила «прелюбодеяние», т.е. обратилась к служению различным лживым верованиям, догмам и их основателям. (см. «Мать»)
«Судитесь с вашею матерью,..» - слово «судиться» здесь означает восстанавливать Истину Воли Божией, справедливость, утерянную народом Израиля, определять истинность верований, восстановить историческую, духовную правоту. (см. «Суд» )
15. «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.» Иак.4:11
«…если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.» - выражение «судить Закон», означает давать Божьему Закону свое толкование, свое определение, по собственному усмотрению, не основанному на Духе Священных Писаний и Учения Иисуса Христа. (см. «Суд»)
Отрицательное значение.
16. "Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе и в простоте сердца ищите Его." Прем. Сол.1:1
"Судьи земли" здесь – это образ земных владык, управителей как светских, так и религиозных, тех, кто своими догмами, идеологиями, лжеучениями господствует, царствует, владычествует, управляет народами.
17. «Горе городу нечистому и оскверненному, притеснителю! ... 3 Князья его посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости.» Соф.3:1,3
«…судьи…вечерние волки» - «Судьи» здесь - это образная характеристика таких людей ,которые проявляют звериные, хищнические качества характера, различными жестокими, безжалостными, грубыми способами выказывают свои оценочные суждения и проявляют жестокие действия по отношению к тем, кого они считают преступившими их представления о разных аспектах окружающей жизни.
«Вечерние волки», здесь также образ тех людей, которые несправедливо совершают государственное правосудие, принимают участие в греховной системе правосудия, позволяющей им проявлять свои деспотические, агрессивные, злобные, звериные черты характера.
Их правовая, судебная деятельность совершается в «вечерней тьме», т.е. в условиях беззакония, духовного неведения истинного милосердия и справедливости, и не соответствует справедливости, которая основана на «Судах Божьих», т.е. на знании и исполнении Законов Божьих, Его Заповедей. (см. «Вечер», «Ночь»)
Это нечестивые люди, проявляющие звериные качества характера, используют свои возможности для достижения своих низменных целей любой ценой.
Также подразумеваются религиозные деятели, которые судят друг друга судом неправедным. Такими судьями являются религиозные предводители и лидеры, которые пользуются духовным невежеством народов в своих плотских, греховных интересах.