Страх Господень

(см. «Благоговение»)

 

Содержание:

 

1.    Иов.28:28   («…страх Гос­по­день есть ис­тин­ная пре­муд­рость,..»)

2.    Пс.110:10   («На­ча­ло муд­ро­сти - страх Гос­по­день»)

3.    Пр.2:3-5   («Ес­ли бу­дешь при­зы­вать зна­ние и взы­вать к ра­зу­му; ес­ли бу­дешь ис­кать его, как се­реб­ра, и оты­ски­вать его, как со­кро­ви­ще: то ура­зу­ме­ешь страх Господень и най­дешь по­зна­ние о Бо­ге»)

4.    Пр.14:26,27   («Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти»)

5.    Пр.8:13   («Страх Гос­по­день – не­на­ви­деть зло...»)

6.    Пр.10:27   («Страх Гос­по­день при­бав­ля­ет дней…»)

7.    Сир.21:7   («Боящийся Господа обратится сердцем»)

8.    Притч.19:23   («Страх Гос­по­день ве­дет к жиз­ни, и кто име­ет его, все­гда бу­дет до­во­лен, и  зло не по­стиг­нет его»)                   

9.     Прем. Сол.17:11-15   («Страх  есть ни­что иное, как ли­ше­ние по­мо­щи от рас­суд­ка.»)     

10.    Исх.20:20  («Не бой­тесь: Бог при­шел, что­бы ис­пы­тать вас и что­бы страх Его был пред ли­цем ва­шим, да­бы вы не гре­ши­ли»)

11.    Ис.43:1,3,14  («Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой….3 Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя…»)

12.    Еккл.12:13   («Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека»)                                             Откр.14:7   («И го­во­рил он гром­ким го­ло­сом: убой­тесь Бо­га и воз­дай­те ему сла­ву, ибо на­сту­пил час су­да Его…»)

13.    Еф.5:20-24   («благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием. 22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.»)

14.    Откр.11:18   («И рас­сви­ре­пе­ли языч­ни­ки; и при­шел гнев Твой и вре­мя су­дить мерт­вых и дать  воз­мез­дие ра­бам Тво­им, про­ро­кам и свя­тым и боя­щим­ся име­ни Твое­го, ма­лым и ве­ли­ким, и по­гу­бить гу­бив­ших зем­лю.»)

15.    Пс.33:12   («Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.»)

16.    Пс.18:10   («Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;…»)

17.    Евр.2:13-16   («И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог.14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.»)

18.    Рим.13:5-7   И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.»)

19.    1Петр.1:14-17  («И ес­ли вы на­зы­вае­те От­цом То­го, Ко­то­рый не­ли­це­при­ят­но су­дит по де­лам, то со стра­хом про­во­ди­те вре­мя стран­ст­во­ва­ния ва­ше­го»)

 


 

 «Страх Господень» - это символ благоговейного, особо почтительного, трепетного отношения, истинного преклонения человека перед Волей Творца,  Его Заповедями,  которые всегда  необходимо    оберегать, сохранять в неизменной чистоте их разумения и исполнения.

«Страх Господень» - это проявление истинной мудрости и особое состояние души и духа человека, всеми силами опасающегося и стремящегося ни в чем не нарушить меру познанной им Воли Божьей.

«Страх»  - это также состояние человека, который не руководствуется истинным разумом, познанием и исполнением Божьих Заповедей и потому испытывает неуверенность, растерянность, беспомощность, чувство обреченности перед сложившимися обстоятельствами.  

 



 

 1.    «…страх Гос­по­день есть ис­тин­ная пре­муд­рость,..» Иов.28:28                                               

     Хри­сти­ан­ское по­ня­тие «стра­ха Гос­под­не­го» -  это про­ти­во­по­лож­ность по­ня­тию стра­ха че­ло­ве­че­ско­го, т.е. плот­ско­го, чув­ст­вен­но­го. Та­кой «Страх» про­дик­то­ван не ин­стинк­та­ми самосохранения своей физической жизни и ее благополучия, не ма­те­ри­аль­ны­ми ин­те­ре­са­ми какой-либо выгоды, не страхом на­ка­за­ния, но  это - «страх» на­ру­ше­ния  гар­мо­нии  Бо­же­ст­вен­но­го ми­ра, гар­мо­нии че­ло­ве­ка с Бо­гом, опасения нарушить познанную им Волю Божью.

        «Страх Господень» - это   ру­ко­во­дя­щий мо­тив (мо­ти­вы) в вы­бо­ре нрав­ст­вен­но­го по­ступ­ка, ко­то­рый со­от­вет­ст­ву­ет Во­ле Бо­га.

          Биб­лей­ско­му по­ня­тию «страх Гос­по­день»  со­от­вет­ст­ву­ет бла­го­дар­ное бла­го­го­ве­ние перед Бо­гом, познанной  Его Волей, Его Заповедями, ко­то­рое  ис­пы­ты­ва­ет воз­ро­ж­ден­ный Ис­ти­ной Слов Бога че­ло­век. Та­кое бла­го­го­вей­ное почи­тание и от­но­ше­ние к духовной Свя­ты­не  Его Воли есть на­ча­ло и ве­нец  хри­сти­ан­ской муд­ро­сти.  При на­ли­чии ее, от­но­ше­ния че­ло­ве­ка с Бо­гом раз­ви­ва­ют­ся та­ким об­ра­зом, что страх и лю­бовь, по­ви­но­ве­ние и до­ве­рие, сливаются воедино.                

        «Страх Гос­по­день» -  это следствие высшего духовного знания   человеком Премудрости Воли Бога,  - видеть, осознавать то, что скрыто от человека с  обыденным, греховным мышлением.  

 

 2.    «На­ча­ло муд­ро­сти - страх Гос­по­день» Пс.110:10                                     

          «Страх Господень», - это отвержение совершения греха, нарушения Воли Божьей, что  яв­ля­ет­ся на­ча­лом познания, приобретения истинной Муд­ро­сти, т.е. познание принципов жизни в согласии с Законами Бога, Его Заповедями.  (см. «Мудрость»)

 3.    «…ес­ли бу­дешь при­зы­вать зна­ние и взы­вать к ра­зу­му; 4 ес­ли бу­дешь ис­кать его, как се­реб­ра, и оты­ски­вать его, как со­кро­ви­ще, 5 то ура­зу­ме­ешь стах Господень и най­дешь по­зна­ние о Бо­ге.» Пр.2:3-5

         Выражение «ура­зу­меть страх Господень» оз­на­ча­ет про­ник­нуть­ся необходимостью приобретать истинное знание, следовать руководству истинного разума для познания и ис­пол­не­ния Во­ли Бо­га и бо­ять­ся ли­шить­ся это­го бла­га для того, чтобы приобрести истинное «сокровище», ура­зу­меть то ве­ли­кое  духовное бла­го жизни в праведности, ко­то­рое об­ре­та­ет­ся  ис­пол­не­нием Во­ли Бо­га.                 «Ура­зу­меть» «Страх Господень» -  оз­на­ча­ет также  по­нять ис­тин­ную при­чи­ну необходимости ук­ло­не­ния от зла.

 

 4.    «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. 27 Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 27 Страх Гос­по­день - ис­точ­ник жиз­ни, уда­ляю­щий от се­тей смер­ти.»  Пр.14:26,27                                  «В страхе пред Господом - надежда твердая,..» -  в особо уважительном, благоговейном отношении к Слову Божьему, к Мудрости Его Воли, Его Заповедей, переданных Божьими Пророками, в их исследовании и исполнении, благочестивый человек приобретает твердую уверенность в их истинности и благодатности, что позволяет ему  не нарушать Божьи Заповеди, не совершить нравственного беззакония и духовного нечестия, и так приобрести твёрдую, обоснованную, непоколебимую надежду в праведности перед Богом, в обретении Его благословений и Жизни вечной.

          «Страх Господень» - это благоговение человека перед Истиной Слова Бога; это – почитание, доверие, любовь, благодарность Богу, осознание зависимости от Него, надежда, вера в осуществление Жизни Вечной, самоотдача человека при исполнении Воли Бога; все это является «источником», ключом, родником, следствием праведно живущих людей, таким образом избавляющихся, освобождающихся от ловушки греха, ведущего к духовной смерти.    

        «Страх», «боязнь», опасение, ревностная забота о том, чтобы не   нарушить Волю Своего Отца, не обидеть другого человека, является тем благодатным «страхом», который является причиной духовного насыщения Жизнью по Воле Бога  и освобождения от соблазнов греха, ведущего к разрушению личности человека, к духовной деградации и к прекращению в нем истинной Жизни.                       

         Страх хри­стиа­ни­на не тот страх, в ко­то­ром че­ло­век бе­жит прочь от воз­ло­жен­ной на не­го за­да­чи. Это так­же и не тот страх, ко­то­рый па­ра­ли­зу­ет че­ло­ве­ка и де­ла­ет его без­дея­тель­ным; это «Страх Господень», за­став­ляю­щий его мо­би­ли­зо­вать все си­лы, в стрем­ле­нии дос­тичь той един­ст­вен­ной це­ли, ра­ди ко­то­рой сто­ит жить. 

 

    5.    «Страх Гос­по­день – не­на­ви­деть зло...» Пр.8:13                                                                   

         «Страх Гос­по­день – не­на­ви­деть зло…» - означает проявлять крайнюю, бескомпромиссную нетерпимость к любым проявлениям того, что является  «злом»,  того, что противоречит Воле  Бога. Такая «ненависть» к нечестию, беззакониям, лжеучениям  позволяет охранять народы от духовной опасности извращений, нарушений Воли Божьей и их последствий      и является истинным определением «Господнего Страха». (см. «Ненависть», «Зло»)

         Слово «не­на­висть» здесь - это непо­зво­ле­ние злу, т.е. всему, что противоречит Добру,  воз­дей­ст­во­вать на ра­зум, чув­ст­ва и во­лю че­ло­ве­ка, не дать из­ме­нить свою под­чи­нен­ность Во­ле Бо­га.

 

 6.    «Страх Гос­по­день при­бав­ля­ет дней…»   Пр.10:27

            «Страх Господень», - это  сле­до­ва­ние За­ко­нам и Заповедям Бо­га, не на­ру­ше­ние их - сохраняет психологическое, эмоциональное,  физическое здоровье и так «при­бав­ля­ет» про­дол­жи­тель­ность жиз­ни.

        («Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали [так] в той земле, в которую вы идете, чтоб овладеть ею; 2 дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые [сегодня] заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои.» Втор.6:1,2)

 

                                                                                                                                

7.    «Ненавидящий обличение идет по следам грешника, а боящийся Господа обратится сердцем.» Сир.21:7

          «…боящийся Господа обратится сердцем.» - человек, имеющий бла­го­го­вей­ный страх перед Бо­гом, т.е.  особое опасение перед совершением на­ру­ше­ния познанной им Во­ли Бо­га, «обратиться сердцем», т.е. направится, устремится на жизненный путь,  пре­до­хра­няющий его   от ее на­ру­ше­ния и от наказания последствиями этого греха.  Ес­ли же, по не­мо­щи че­ло­ве­че­ской, он согрешит и раскается,   то по бла­го­да­ти Божь­ей, будет по­ми­ло­ван.

        Че­ло­век же, чу­ж­дый стра­ха Божь­е­го, без­за­щитен перед гре­хом и на­ка­за­ни­ем за грех. (см. «Грех»)

 

8.    «Страх Гос­по­день ве­дет к жиз­ни, и кто име­ет его, все­гда бу­дет до­во­лен, и зло не по­стиг­нет его.» Притч.19:23

         Исполнение Божьих Заповедей – это   проявление человеком любви  к Богу и ближнему, благодарность, самоотдача, почитание, надежда, вера в Истину Воли Бога, т.е. «Страх Господень», который  приводит человека к жизни праведной и Жизни Вечной.  Это делает его благочестивым, довольным, удовлетворенным имеющимся уровнем материальных благ, не испытывающим зависти, т.е. пребывающим в охранении от злых дел, избавленным от всякого нечестия. (см. «Зло»)

         («…боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его".  Мал.3:16)

 

9.    «Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. 12 Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение. 13 И они в эту истинно невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть обыкновенным сном, 14 то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх. 15 Итак, где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков.» Прем.Сол.17:11-15

           «Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка»  -  когда человеком   завладевает физиологический страх, тогда он лишается  «помощи рассудка», т.е. теряет руководство  истинным разумом,  тогда   этот унизительный, животный  страх отнимает у него необходимое хладнокровие, взвешенность, рассудительность, так что он свое внимание не может уже направить на предмет страха, чтобы или убедиться в его ничтожности, или найти средство к его устранению.

 

10.    «И сказал Моисей народу: не бой­тесь; Бог при­шел, что­бы ис­пы­тать вас и что­бы страх Его был пред ли­цем ва­шим, да­бы вы не гре­ши­ли.»  Исх.20:20

          Мои­сей  об­ра­ща­ет­ся к на­ро­ду со сло­ва­ми «не стра­ши­тесь», объ­яс­ня­ет, что це­лью Бо­го­яв­ле­ния яв­ля­ет­ся «страх Его на ли­цах ва­ших».

          Существует два раз­ных ви­да стра­ха: страх «жи­вот­ный», т.е. боязнь, опасение  за свою жизнь и «страх Бо­жий», т.е. бла­го­го­ве­ние перед Волей Бога.

          От жи­вот­но­го, уни­зи­тель­но­го и бес­по­мощ­но­го стра­ха че­ло­век дол­жен ос­во­бо­дить­ся следованием Божьим Заповедям.

          «Страх Божий», т.е. боязнь нарушить Его Волю,  опасение совершить зло – являются  для человека защитой, спасением от совершения греха и его последствий.

       («В люб­ви нет стра­ха, но со­вер­шен­ная лю­бовь из­го­ня­ет страх, по­то­му что в стра­хе есть му­че­ние. Боя­щий­ся не со­вер­шен в люб­ви». 1Иоана 4:18)

 

 11.    «Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой….3 Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя…» Ис.43:1,3,14

          «…не бойся, ибо Я искупил тебя  («Израиль»), назвал тебя по имени твоему…» -  Бог, Его Воля, установленные Им Закономерности, везде и всегда действующие в мире,  охраняют  человека, исполняющего Его Заповеди и предоставляют ему духовную защиту и безопасность от всех духовно-разрушительных обстоятельств жизни.

          «Израиль», - люди, живущие согласно Божьих Заповедей, т.е. имеющие «Страх  Божий», так «искуплены», избавлены от губительного воздействия греха и его последствий. (см. «Израиль», «Искупление»)

 

12.   «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека.» Еккл.12:13

          «И го­во­рил он гром­ким го­ло­сом: убой­тесь Бо­га и воз­дай­те ему сла­ву, ибо на­сту­пил час су­да Его…» Откр.14:7

           «…бойся Бога…» - «бояться Бога» - это боязнь нарушения Его Заповедей, сохранение их в чистоте восприятия,  их соблюдение, почитание. (см. «Заповедь»)

          Призыв «убойтесь Бога» означает преклоняться перед Богом, Его Волей, чтобы её исполнением прийти к Нему с благоговением и почтением.

   Выражение «убойтесь Бога» означает абсолютную верность человека Богу, полную отдачу  сил исполнению Его Воли.

       «Бояться Бога» также означает - воздать Ему истинную славу исполнением Его Воли.     

 

13.   «…благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21 повинуясь друг другу в страхе Божием. 22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.» Еф.5:20-24

          «…повинуясь друг другу в страхе Божием…» - наставления и советы, соответствующие Божьим Заповедям, Учению Иисуса Христа и Апостолов, которыми предостерегают от совершения греха мужья жен  и жены мужей, должно быть одинаково исполняемы как  мужьями, так и  женами  в  «страхе Божьем», т.е. в благоговейном желании не  нарушать Волю Бога, не совершать зло, не следовать лжеучениям.  

 

14.    «И рас­сви­ре­пе­ли языч­ни­ки; и при­шел гнев Твой и вре­мя су­дить мерт­вых и дать воз­мез­дие ра­бам Тво­им, про­ро­кам и свя­тым и боя­щим­ся име­ни Твое­го, ма­лым и ве­ли­ким, и по­гу­бить гу­бив­ших зем­лю.»  Откр.11:18

           «…боя­щим­ся име­ни Твое­го,..» -  «боящиеся Имени» Бога – это благочестивые, праведно живущие люди, которые из-за любви к «Имени» Бога, т.е.     из-за благоговейного, трепетного,    преданного  отношения к Его благодатной Воле, Его Заповедям, всеми силами стараются их сохранять в  чистоте их восприятия,  не нарушать, неотступно им следовать. (см. «Имя»)

15.    «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.» Пс.33:12

            «Научение» «страху Господнему» - это исследование, познание и исполнение Воли Божьей, Его Заповедей.

           «…страху Господню научу вас.» - возвещение  Воли  Божьей,  благовестие о необходимости исполнения Его Заповедей, боязнь их нарушения, является «научением» «Страху  Господню».

         «Страху Господнему», т.е. опасности извращения, нарушения Воли  Божьей с самого начала греховной истории человечества научали народы все праведники своим возвещением Слова Божьей Воли,  установленными Богом Закономерностями причин и следствий, а также   примером их святой жизни.

            «Страх Господень» отличается от  страха «тварного», инстинктивного, физиологического, от  страха перед смертью,   страданиями   и  является противоположностью всем другим «страхам», которые испытывает греховно живущий человек.   

16.    «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны…» Пс.18:10

          «Страх Господень чист,..»   -  человек, благоговейно, неотступно исполняющий   Волю  Бога, опасающийся  её нарушать,  так  имеет   «чистый», истинный «Страх Господень», т.е.   он не имеет греховного мировоззрения, лишен   причин для совершения зла,    у него нет боязни потерять определенное положение в  обществе, потерять имущество и т.п.  

 

17.    «И еще: Я буду уповать на Него. И еще: вот Я и дети, которых дал Мне Бог. 14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.16 Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.» Евр.2:13-16

           «…от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.» - человек, который не верит в существование Бога, не исполняет Его Волю, не имеет надежды, уверенности  в существовании Жизни Вечной, не желающий приобрести ее, поэтому пытается удовлетворить все греховные запросы за время его физической жизни. Так он постоянно подвержен рабству страха физической смерти, т.е. окончательного прекращения существования его личности, прекращения удовлетворения его земных радостей и  похотей.

 

18.  «И потому надобно повиноваться не только из [страха] наказания, но и по совести. 6 Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. 7 Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.» Рим.13:5-7

            «…надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.» - «страх наказания» - это подчинение законам государства, которые не противоречат Учению Иисуса Христа о Воле Божьей. (см. «Наказание», «Совесть»)

           «7…отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх;…» - выражение «отдавать страх» не означает унижать себя, разнообразно раболепствовать перед власть имущими, угождать их властолюбию, потворствовать их гордыне и самолюбию,  но проявлять должное уважение к таким людям как к «Божьим служителям», т.е. к тем, которых Бог использует для осуществления Своих Предопределений, Закономерностей развития как Добра, так и зла.

 

19.    «Как по­слуш­ные де­ти, не со­об­ра­зуй­тесь с преж­ни­ми по­хо­тя­ми, быв­ши­ми в не­ве­де­нии ва­шем,  15 но, по при­ме­ру при­звав­ше­го вас Свя­то­го, и са­ми будь­те свя­ты во всех по­ступ­ках…17 И ес­ли вы на­зы­вае­те От­цом То­го, Ко­то­рый не­ли­це­при­ят­но су­дит по де­лам, то со стра­хом про­во­ди­те вре­мя стран­ст­во­ва­ния ва­ше­го.» 1Петр.1:14-17

          «….будь­те свя­ты во всех по­ступ­ках….» - находиться в святости, т.е. в духовной и нравственной чистоте перед Волей Бога, является признаком истинного «страха» перед Ним. (см. «Святость», «Святой»)

         «...со стра­хом про­во­ди­те вре­мя стран­ст­во­ва­ния ва­ше­го.» -  «страх» здесь как проявление особой осторожности, опасения к совершению греха, к отвержению, искажению, нарушению Воле  Божьей, Его Заповедей.