Скрижали

(см.  «ЗАПОВЕДЬ»,  "ЗАКОН", "ЗАВЕТ»"ДЕСЯТОСЛОВИЕ", "ПИСАНИЕ СВЯЩЕННОЕ",  «КОВЧЕГ»,  «МОИСЕЙ»,)


Содержание:

 

1. Исх.24:12 («И ска­зал Гос­подь Мои­сею: взой­ди ко Мне на го­ру и будь там; и дам те­бе скри­жа­ли ка­мен­ные, и За­кон и за­по­ве­ди, ко­то­рые Я на­пи­сал для нау­че­ния их»)

2. Исх.32:15,16 («Скри­жа­ли бы­ли де­ло Бо­жие, и пись­ме­на, на­чер­тан­ные на скри­жа­лях, бы­ли пись­ме­на Бо­жьи.»)

3. 3Цар.8:9 («В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.»)

4. Исх.32:19 («Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил (Моисей) из рук своих скрижали и разбил их под горою…»)

Втор.9:15-18 («Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета были в обеих руках моих; 16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого [держаться] заповедал вам Господь;17 и взял я обе скрижали, и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими.»)

5. Исх.34:1 («И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил…»)

6. Евр.9:1-4 («Скрижали Завета.»)

7. Прит.7:1-3 («Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. 3 Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.»)



«Скрижали» - это символ открытых Моисею Божьих Заветов, Заповедей, являющихся выражением Его вечной, неизменной Воли,   исполнение  которой возрождает  в человеке духовный «Образ и «Подобие» Бога, приводит его к  Жизни Вечной.

«Скрижали» также символизируют сердце человека, его совесть, чувства, на которых Бог «записывает», «начертывает» Свою Волю, которая является нравственным, духовным  Критерием,   моральной Нормой  жизни для всех народов.

 

.

1. «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их.» Исх.24:12

        Это призыв Бога к Моисею подняться на «Гору», т.е. на духовную высоту   совершенного  познания Его Заповедей. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь»)

        «…сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там…» -  этот призыв Бога «взойди» означает, что осознанием Воли Божьей, совесть, разум   Моисея так  были «призваны», были воодушевлены  к тому, чтобы  «взойти», подняться на Божественную «Гору» Мудрости Воли Божьей, познать высоту Премудрости Божественных Законов истинной, праведной,  благодатной жизни. (см. «Воля Бога, воля человека», «Закон», «Моисей»)

        Когда совесть и разум побуждают человека углубиться в познание Божьих Закономерностей,  Его Законов и Заповедей - это означает, что так Бог «говорит» к человеку и человек «слышит», понимает, принимает этот «Голос» Божий. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Голос»)

        Повеление Бога, образно выраженное словами «будь там», означает  Божий призыв все­гда пребывать в   возвышенном духовном состоянии знания и исполнения Воли Божьей до кон­ца сво­ей зем­ной жиз­ни.

       «…дам те­бе скри­жа­ли ка­мен­ные, и За­кон и за­по­ве­ди…» - это означает, что Бог «дал», т.е. открыл Моисею Свои «Каменные» «Скрижали», т.е. вечные, твердо установленные неизменные Законы для существования рода людского и Заповеди, т.е. морально-нравственные нормы для праведной и  благословенной жизни народов. (см. «Закон», «Заповедь», «Камень», «Народ»)

        «…ко­то­рые Я на­пи­сал…» - слово «написал» означает, что Бог определил,    изначально установил, предназначил для человека  Заветы,  Законы, Заповеди, Уставы, По­ста­нов­ле­ния  его жизни. (см. «Завет», «Закон», «Заповедь», «Устав», «По­ста­нов­ле­ние»)

       Не человек установил себе мудрые, благодатные законы для праведной жизни, но только его Творец Самолично «написал», «дал», т.е.  отрыл человеку никем не искаженную,  Свою благотворную  Волю и выразил ее в Своих Заповедях. (см. «Бог", раздел «Действия Бога», «Творец»)

 

 

 

2. «И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения [каменные], на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; 16 скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.» Исх.32:15,16

         «Две Скрижали»  Божьего «Откровения» - это духовная и буквальная суть  Откровения, открытия, возвещения Богом Его Воли,  выраженной в Его  Двух Заповедях, (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Откровение», «Число 2»)

         «…написано было с обеих сторон…»  - выражение «с обеих сторон»  означает также  и   совесть, данную Богом человеку, как его  внутренний Закон Бога, и также дан внешний Закон, т.е.  Божьи  Заповеди. (см. «Совесть»)  

         «16 Скри­жа­ли бы­ли де­ло Бо­жие...»  -  Бо­же­ст­венное про­ис­хо­ж­де­нии «Скрижалей», т.е. За­по­ве­дей, означает, что  Мудрость истиной Жизни, открытая человеку, зи­ж­дет­ся на твер­дых Ос­но­ва­ни­ях Веч­ных За­ко­нов, изначально установленных Богом, заложенных в суть природы Человека.   Только Бог мог дать и открыть человеку Свою Волю.

         Божье «Дело» - это духовное «сотворение», становление Человека, способного понять, принять и жить согласно установленных Богом Законов и Заповедей. (см. «Закон», «Основы, Основания», «Дело Божье, Дело Христа, Дело Человека»)

           «…пись­ме­на, на­чер­тан­ные на скри­жа­лях, были пись­ме­на Бо­жьи» -   «Скрижали» здесь можно рассматривать также как совесть и разум человека, на которые «записывается», запоминается Мудрость Бога,  и которые способны «прочитать», понять Его Законы. 

        «…пись­ме­на Бо­жьи…» - От­кро­ве­ния Ис­ти­ны, ко­то­рые за­пи­са­ли для народов ве­ли­кие  му­жи Бо­жии, бы­ли не их соб­ст­вен­ной муд­ро­стью, но  Муд­ро­стью, дарованной им от Бо­га, они   ис­хо­ди­ли от ис­тин­но­го Бо­го­ве­де­ния. По­то­му  они на­зва­ны пись­ме­на­ми не че­ло­ве­че­ски­ми, а «Пись­ме­на­ми»  Божь­и­ми.  (см. «За­по­ве­дь», «Де­ся­то­сло­вие», «Боговедение, Богопознание»)

 

 

3. «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской.» 3Цар.8:9

         «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей…» - в «Ковчеге», т.е. в  центре всех Уставов,  По­ста­нов­ле­ний Божьих ничего не было другого, кроме отображения в них Божьих Заповедей. (см. «Заповедь», «Устав», «По­ста­нов­ле­ние», «Ковчег»)

         «…двух каменных скрижалей…» - «Две Скрижали» «Каменные» отображают собой вечные, твердо установленные, неизменные духовные и нравственные Законы Бога, которые регламентируют отношение человека к Богу (первая «Скрижаль»)  и морально-нравственные отношения человека к другому человеку (вторая «Скрижаль») (см. «Закон», «Камень», «Число 2»)

        «…положил туда (в «Ковчег») Моисей на Хориве…» - познанную Волю Бога на «Хориве», т.е. на высоте полноты ее Откровения,  Моисей «положил», т.е. облек в «Слово», которое явилось Основанием Священного Писания, в котором  сохраняется в неприкосновенной чистоте и святости  сущность  Воли Бога – Его Заповеди.  (см.  «Воля Бога», «Писание Священное», «Моисей», «Хорив», «Гора»)

  

 

 

4. «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою…» Исх.32:19

        «Я обратился и пошел с горы, гора же горела огнем; две скрижали завета были в обеих руках моих; 16 и видел я, что вы согрешили против Господа, Бога вашего, сделали себе литого тельца, скоро уклонились от пути, которого [держаться] заповедал вам Господь; 17 и взял я обе скрижали, и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими. 18 И [вторично] повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа [Бога вашего] и раздражив Его…» Втор.9:15-18

      Обращение народа Израиля к «Идоложертвенному», т.е. к ложному  служению Богу,  к лжебогам, к ложным языческим верованиям, к неправедному, нравственно и духовно развращенному образу жизни, вызвало у Пророка, Праведника Моисея гнев и скорбь об их бездуховном и безнравственном состоянии. Он осознал, что народ духовно и морально не готов воспринимать ту глубину и величие Заветов, Заповедей Единого Бога Иеговы, которые ему были открыты Богом. Поэтому оглашение знания тех величественных Божественных Истин, которыми Моисей должен был просвещать народ, были им «разбиты под горою», т.е. отложены на другое время. (см. «Завет», «Заповедь», «Моисей», «Израиль, Израильтянин»)  

      Моисей  «увидел тельца и пляски», т.е. узнал,  понял,  что  народ  Израиля  («род   упорный и мятежный…неверный Богу духом своим.» (чит.Пс.77:8)    не  желает, не может воспринять   Божественные Заповеди, но превратил служение Богу в «Танцы» и «Пляски», т.е. в различные религиозные «хождения» - в ритуалы, песнопения, культы почитания своих «святых», своих религиозных кумиров. и т.п. (см. «Кумир»)  

       «…тогда он (Моисей)  воспламенился гневом и     бросил   из рук своих скрижали и разбил их под горою…» - Пророк  Моисей,   во всей  полноте     постигший  Откровение  Божьих Заповедей,  «бросил   из рук своих скрижали»,  т.е.  горестно  осознал,   что    противление  народов Воле Бога, его  пренебрежение  Истиной Божественного Слова,   лишило  возможности («разбил их»)  эти народы вести праведный образ жизни, который  Бог открыл им через Моисея.   Поэтому Моисей не смог донести Истину Воли  Божьей к сознанию народа,  продолжающего оставаться в удобном, привычном ему,  языческом мировоззрении и образе жизни. (см. «Откровение»)

        («Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда  противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.» Деян.7:51)

 

 

 

5. «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил…» Исх.34:1

         «…сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним...» -  Бог призывает Моисея чтобы он сам «вытесал скрижали каменные», т.е. своим духовно-пастырским трудом вновь подготовил народ - их сердца, совесть и разум  к восприятию того, что будет «написано» на «Скрижалях», т.е. к восприятию Истины Божественных Заповедей. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь», «Моисей»)

       «Две Скрижали» - это также символ двух направлений деятельности Праведников – Вестников Истины Слова Бога  их провозглашения Воли Божьей, - объяснения их буквального и духовного смысла и значения. (см. «Воля Бога, воля человека», «Число 2», «Вестник»,  «Праведник, Праведность»)

        Моисей «вытесал себе» «Две Скрижали Каменные», т.е. определил и начал осуществлять свою неизменную миссию  в деле провозглашения народам  неизменной, твердо установленной  Воли Божьей. (см. «Моисей», «Камень»)

          «…Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил…» -  выражение «Я напишу» означает,  что Бог устанавливает  для человека Свои Заповеди, влагает их в  его в совесть, открывает  через Своих Посланников, Пророков  их значение. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Посланник»)   

         Выражение «скрижали, подобные прежним» означает, что Воля  Божья не может быть изменена, не взирая ни на какое состояние жизни народа, но остаётся всегда для него неизменной, вечной.   

 

 

 

6. «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется "святое". 3 За второю же завесою была скиния, называемая "Святое-святых", 4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета…» Евр.9:1-4

          «Скрижали Завета» - это открытые Моисею, а через него и всем народам, Божьи Заветы, Законы, Уставы, Постановления, Его Заповеди для праведной жизни,  были  «Обетованием», духовным Завещанием Бога для человека. (см. «Завет», «Закон», «Заповедь», «Устав», «По­ста­нов­ле­ние», «Обетование»)

 

 

7. «Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа, — и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.] 2 Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. 3 Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.» Прит.7:1-3

       «Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. 3 Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.» - «Скрижали» человеческого «Сердца» - это совесть, разум, все чувства, все естество человека, которые должны быть посвящены восприятию  Истины Божественных Заповедей и  служению Богу их исполнением.  (см. «Заповедь», «Сердце», «Служение»)