(см. «ЧЕЛОВЕК», «ТВАРЬ», «ЗВЕРЬ», «ЖИВОТНОЕ»)
Содержание:
1. Быт.1:24,25 («И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо»)
2. Быт.8:20-22 («И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. «И обонял Иегова (Господь) приятное благоухание…»)
3. Иоанн.4:10-12 («Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и скот его»)
4. Чис.20:11 («И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.»)
Отрицательное значение.
5. Быт.3:13-15 («И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми.»)
6. Пс.72:21,22 («Тогда я был невежда,не разумел: как скот был я пред Тобою.»)
7. Пс.35:7,8 («Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! 8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны.»)
8. Пс.148:1-14 («Хвалите Господа…звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные...»)
9. Иер.7:20 («Поэтому так говорит Господь Бог: вот изливается гнев мой и ярость Моя на место это, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, возгорится и не погаснет.»)
10. Пс.134:6,8,9 («Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах…8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота, 9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его...»)
«Скот чистый» - это люди с неиспорченной, не заглушенной совестью, люди искренние и чистые сердцем, которые готовы слушать и исполнять Волю Божью, Его Заповеди.
Отрицательное значение
«Скот» - это образ народа, которому чуждо размышление о смысле жизни, о Боге, о вечности, о добре, о нравственных, подлинно духовных ценностях, внутреннее состояние которого наполнено только земными, «скотскими», «тварными», материальными интересами, противоречащими Воле Бога.
«Скот» - это символ человека, который не стремится иметь «Образ» и «Подобие» Божье, который своими беззакониями, нечестием утратил «человеческое лицо» и так приобрел «скотское», животное обличие.
1. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.» Быт.1:24,25
Первая глава Книги Бытия повествует не только о последовательности творения Богом Земли и всего существующего на ней, но в образных «Шести Днях» открывает последовательность шести исторических периодов духовного становления Человека. (см. «Бог», «Творец», «Человек», «Творение», «День»)
«И сказал Бог: да произведет земля душу живую…скотов, и гадов, и зверей земных…» - Бог «сказал», т.е. установил, утвердил Свои Законы, согласно которых «Земля», т.е. народы, пребывающие в начальном состоянии своего духовного становления, и потому образно названные «Скотами», «Гадами», должны «произвести» в себе «Душу Живую», т.е. совершить становление разнообразных свойств их характера, утвердить разные способы осуществления их земных интересов, учитывая приобретённый земной, прагматический опыт жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон», «Земля», «Народ»)
2. «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. 21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.» Быт.8:20-22
«И устроил Ной жертвенник Господу…» - Ной, зная Волю Божью, Его Законы и Заповеди, исполнял их, так принёс свою праведную жизнь как истинную «Жертву» своему «Господу» - Единому Богу Иегове. (см. «Господь», «Воля Бога, воля человека», «Закон», «Заповедь», «Ной», «Жертва, Жертвоприношение»)
«20...и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. – это образное выражение означает также, что Ной, после «Потопа» народа в его беззакониях, «устроил Жертвенник Господу» из всякого «Скота», т.е. из людей, ранее живущих тварными, сугубо материалистическим потребностями, образовал сообщество благочестивых людей, жизнь которых он посвятил служению Богу. (см. «Ной», «Потоп», «Жертвенник»)
«… взял из всякого скота чистого…» - «Скот Чистый» - это люди с неиспорченной, не заглушенной совестью, люди искренние и чистые сердцем, которые готовы слушать и исполнять Волю Божью, Его Заповеди.
«21 И обонял Господь приятное благоухание…» -это означает, что такая духовно просветительская, благовестническая, проповедническая деятельность во имя обращения людей к служению Богу, согласовывалась с Волей Божьей, и потому была угодна Ему.
Праведная жизнь человека, соответствующая Божьим Заповедям, является «Благоприятным Благоуханием» для его Творца. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
3. «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? 12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Иоан.4:10-12
«Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь...» - колодцы и источники в Ветхом Завете являются своего рода вехами странствования человека – «земного», сугубо прагматического, материалистического образа мышления и жизни и человека «духовного», руководствующегося Божьими Заповедями. Они знаменуют путь духовного совершенствования, путь к «Земле Обетованной», как символа свершения «Царства» Воли Бога в жизни человека. (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Колодец, Кладязь»)
«Колодезь Иакова» - это те Истины о Воле Божьей, которые своим трудом открыл Иаков и передал эту «Воду», т.е. возвестил эти знания своему народу. (см. «Колодец, Кладязь»)
«…сам из него пил, и скот его...» - Иаков был духовным глашатаем мудрости Воли Бога для своего народа, он давал им «Воду» истинного познания Воли Бога. Черпая от неё сам, он передавал эту мудрость и своему народу и «скоту его», т.е. людям, еще живущим бездуховными интересами плоти. (см. «Иаков», «Плоть», «Народ»)
4. «И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.» Чис.20:11
«…поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды...» - «Рука» и «Жезл» Моисея, «ударяющий» в «Скалу», являются символом его духовно-просветительского труда по раскрытию значения духовной Твердыни Воли Божьей, - объяснением как буквального, так и духовного значения Божьих Заповедей народу Израиля и «Скоту», т.е. людям «скотского», сугубо материалистского, плотского образа жизни, которые жили среди него. (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Моисей», «Скала», «Рука», «Число 2», «Израиль, Израильтянин»)
«...потекло много воды, и пило общество и скот его» - духовно-просветительская деятельность Моисея принесла много «Воды» - Слова Воли Бога, т.е. разнообразно удовлетворяла все духовные потребности народа, образно именуемого «Израилем» и «Скота», т.е. народа, еще не следующего Божьим Заповедям. (см. «Вода», «Народ»)
Отрицательное значение
5. «И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. 14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.» Быт.3:13-15
«Жена сказала: змей обольстил меня…» - здесь раскрывается главная сущность проявления «Змея» - т.е. плоти человека, которая различной хитростью, различными оправданиями, обольщает, соблазняет, искушает его к нарушению Воли Божьей. (см. «Воля Бога, воля человека», «Жена», «Человек», «Змей», «Лукавый», «Сатана», «Соблазн»)
«Обольстить» - значит обмануть, соблазнить, подменив истинное ложным. В плотском своеволии, люди, впоследствии представленные уже в образе «Адама», руководствуясь только лишь чувствами, не могли постичь и усвоить Постановления Бога. Это обстоятельство использует «хитрейший» из них: человек - «Змей», «Скот», и все свои доводы строит на плотских началах, с ориентацией исключительно на чувственные восприятия человека. Такой человек «обольщает" только то, что представлено в нем чувствами его плоти, т.е. то, что является наиболее уязвимым и удаленным от духовного «Образа» и «Подобия» Божьего. Отсюда у людей возникает материалистическое мировоззрение, которое соблазняет, обольщает, коварно приманивает фальшивыми перспективами, предложенными «хитрейшими» из всех сообщников зла, с их зверским образом деятельности. (см. «Постановление», «Зло», «Обольститель, Обольщение»)
«И сказал Господь змею...» - здесь Бог «говорит» «Змею», «Скоту», т.е. созданиям, не достигшим Его духовного «Образа» и «Подобия», которые живут только плотскими материалистическими интересами. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Змей»)
Непреложность Божьих Закономерностей причины и следствия, неизбежно указывают людям, представленным здесь в образе «Змея», «Скота», пагубность их безбожной, бездуховной жизни; их «пресмыкающегося» существования, ведущего к гибели. Этим «Господь», т.е. Бог Иегова «сказал», «говорил», т.е. открывал неизбежность Своего определения последствий греха бездуховности. (см. «Бог», «Грех, Грешник»)
«14…проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» - всякое зло, т.е. противостояние, противление, прекословие, противоречие, сопротивление Воле Божьей, Его Законам и Заповедям неизбежно обрекает себя на саморазрушение и самоуничтожение.
Человек, живущий вопреки установленным Богом Законам, «проклят», т.е. отторгнут от праведной, благословенной Богом, истинной Жизни. (см. «Воля Бога, воля человека», «Закон», «Заповедь»)
Скот» здесь, как и ранее «животные» и «полевой зверь», символизируют состояние чувств бездуховного человека, руководствующегося только плотскими чувствами, земными, «скотскими», «тварными», греховными интересами, противоречащими Воле Бога. (см. «Животное», «Зверь»)
Это бездуховное состояние греховно живущих народов со «скотским», «звериным» образом жизни станет явным, откроется всему их безбожному роду и многие люди, испытав последствия своих грехов, осознав свою тварность, невежество, нечестие, раскаявшись в своих беззакониях, обратятся к исполнению Божьей Воли. (см. «Тварь», «Проклятие», «Наказание», «Покаяние»)
6. «Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, 22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.» Пс.72:21,22
«…тогда я был невежда, и не разумел: как скот был я пред Тобою.» - духовный «невежда» - это человек, не желающий знать Волю Божью, Его Заповеди, живущий только своими плотскими устремлениями, уподоблен скоту, животному, зверю. (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Человек», «Животное», «Зверь»)
Состояние духовной невежественности, незнания духовно-нравственных Законов Бога, жизнь вне их, рассматривается как состояние человека-«Скота», человека тварной природы, т.е. сугубо животных инстинктов и стремлений. (см. «Закон»)
7. «…Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! 8 Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны…» Пс.35:7,8
«Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!...» - люди образно разделяются на две категории - на «Человеков» и «Скотов», т.е. на людей - «Сынов» Божьих, духовно рожденных познанием Его Воли к истинной, праведной, достойной Человека жизни, и «Скотов», т.е. людей, живущих только «скотскими», животными, тварными интересами. (см. «Воля Бога, воля человека», «Человек», «Сын», «Животное»)
«Милость» Божья, т.е. все «Дары» Божьи, открытие народам Своей Воли, исполнение которой хранит от зла и его последствий, Бог распределяет равномерно среди всех людей и народов. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Милость», «Дар»)
8. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. 2 Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. 3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. 4 Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес.
5 Да хвалят имя Господа, ибо Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились;
6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.
7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,
8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,
9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,
10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,
11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,
12 юноши и девицы, старцы и отроки
13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.
14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему. Аллилуия.» Пс.148:1-14
«1 Хвалите Господа…звери и всякий скот» - «хвалить» «Господа» означает - воздать славу «Господину», Устроителю, Творцу всего Мироздания Богу Иегове неотступным исполнением, благовестием Его Законов и Заповедей. Только так можно «хвалить» Бога-Творца, свидетельствуя это перед другими своей праведной жизнью. (см. «Бог», «Господь, Господин», «Иегова», «Закон», «Заповедь», «Творец», «Хвала»)
«…звери и всякий скот…» - людям любого нравственного состояния, находящимся на любом этапе своего духовного становления, необходимо «хвалить Господа», благодарить Бога, т.е. одобрить, признать правоту Его Заповедей, подчиниться установленным Богом Законам, Заповедям их исполнением. (см. «Человек», «Народ», «Зверь»)
9. «Слово, которое было к Иеремии от Господа: 2 стань во вратах дома Господня и провозгласи там слово сие и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи, входящие сими вратами на поклонение Господу. 3 Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте…20 Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет.» Иер.7:20
«…так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот…» - нарушение, искажение Божьих Заповедей неизбежно влечет за собой «Гнев» и «Ярость» Бога, т.е. «Наказание»-последствия, которые терпят, испытывают все люди без исключения, будучи на разных уровнях своего духовного развития и в т.ч. и люди, именуемые «Скотом», т.е. следующие «земным», «скотским», «тварным», животным, греховным устремлениям, противоречащим Воле Бога. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, воля человека», «Заповедь», «Человек», «Животное»)
10. «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах…8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота, 9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его...» Пс.134:6,8,9
«Господь творит все, что хочет…8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота…» - нарушение установленных Богом Законов и Заповедей греховно живущими народами, отображенными в образе «Египта», неизбежно вызывает поражение не только «Первенцев» образного «Египта», т.е. его предводителей, правителей, но и поражение «Скота», т.е. людей, живущих «скотскими», т.е. только плотскими, сугубо материальными интересами. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога, «Закон», «Заповедь», «Египет, Египтянин, Казни Египта», «Правитель», «Первенец»)