Содержание:
1. Быт.6:10 («Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета»)
2. Быт.7:13 («В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними»)
3. Быт.9:18 («Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана»)
4. Быт.9:20-26 («И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим»)
5. Пс.77:50,51 («уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;»)
6. Пс.104:23 («Земля Хамова»)
«Хам» в переводе - «жар», «страсть», «горячность» обозначают символ тварной чувственности, эмоций человека.
Хам – это младший сын праведника Ноя, который исполнением Божьих Заповедей, следуя познанным Откровениям, так «приготовил», создал «Ковчег», т.е. спасительный, благочестивый образ жизни для своего духовного «Дома», т.е. для последователей его веры.
«Хам» – это символ одного из трех народов, духовно рожденных праведником Ноем, которые пренебрежительно, скептически, цинично относятся к истокам своей изначальной истинной веры, людей-материалистов, ставших последователями ложных верований, лжеучений.
1. «Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.» Быт.6:10
Ной, ведя праведную жизнь перед Богом, так избежал «Потопа», т.е. потопления различными «водами» греховных учений, философий, беззаконий, погубивших первую цивилизацию народов, живущих порочной, нечестивой жизнью. (см. «Ной», «Потоп»)
Три «сына» Ноя представляют три направления развития его веры Богу, три типа людей, которые унаследовали основы веры Ноя. (см. «Сын», «Число 3»)
«Хам» представляет образ мировоззрения и жизни людей-материалистов, последователей ложных верований, которые обнажают, выявляют «наготу» той веры, в которой они родились, которые пренебрежительно, скептически, цинично относятся к её истокам.
2. «В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.» Быт.7:13
«…вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы,..» - Хам являлся одним из духовных «сыновей» истинной веры Ноя, который разделял верования своего Отца, и потому был достоин войти с ним в «Ковчег» праведной жизни, построенной Ноем. (см. «Ковчег»)
Но впоследствии Хам не смог избежать «потопления», т.е. порабощения греховными «водами» разных лжеучений греховно живущих народов, которые стали последователями ложных верований, идеологий и которые пренебрежительно, цинично относятся к истокам своей изначальной истинной веры. («Ной», «Потоп»)
3. «Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.» Быт.9:18
«Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет.» - «Сыновья» Ноя, это духовные потомки праведника Ноя, «вышедшие из Ковчега», т.е. воспитанные его истинной Верой в Единого Бога, его возвещением Воли Божьей. (см. «Сын», «Вера», «Ковчег»)
«Хам же был отец Ханаана.» - сын Ноя, духовный наследник его веры Богу, впоследствии стал духовным отцом «Ханаана», т.е. многих народов, имеющих языческие нравы, языческое идолослужение, суеверие, волхования и другие беззакония. Они поклонялись божествам Ваалу, Астерте, Дагону, Молоху... (см. «Отец, «Ханаан»)
«Ханан», сын Хама и внук Патриарха Ноя, родоначальник племен Ханаанских. Согласно букве повествования ему возвещено проклятие рабства, которое навлек на себя Хам своим бесстыдным поруганием над отцом своим Ноем во время его сна.
Ханаан имел многочисленное потомство, известное под общим именем «хананеи»- коренные жители этой земли.
Ханаанские племена постоянно между собой враждовали и воевали.
«Ханаан» также стал образом хамского отступничества, извращения, осквернения истинного служения Богу.
4. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;..» Быт.9:20-26
Хам, будучи материалистом, последователем ложных учений, религий, не мог верно воспринимать открытость отца - Праведника Ноя перед Богом, и пренебрежительно, цинично, грубо осуждал его «открытую» духовно–просветительскую деятельность благовестия изначальной истинной веры, согласующейся с Волей Бога, т.е. пренебрежительно, скептически, цинично относятся к истокам своей изначальной истинной веры, согласующейся с Волей Бога. (см. «Ной»)
«22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.» - буквальное описание поступка Хама со своим отцом, его отношение к нему, стало прообразом всякого человека, который относится к истинным первоистокам своей изначальной веры (согласующимся с Волей Бога, Его Заповедями) пренебрежительно, скептически, грубо, цинично.
«Ной…лежал обнаженным в шатре своем» - «Вино», которое «пил» Ной, было Словом Божественной Премудрости, воплощая которую Ной почувствовал «опьянение», т.е. духовное озарение, вдохновение, когда его праведный дух соединился с Духом Бога. (см. «Ной», «Вино», «Слово»)
Ной, в этом святом общении с Богом, пребывая в состоянии возвышенного духовного просветления, испытал сильное и глубокое одухотворенное молитвенное озарение, восхищение, упоение осознанными Божественными Откровениями Его Премудрости.
«22…увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего (Ноя)» - Праведник Ной имел «Наготу», т.е. был в состоянии осознания Откровения Слова Божьего, имел чистоту совести, истинность мировоззрения и в своем состоянии праведности он был «обнажен», открыт перед Богом. Это благочестивое состояние отца было неприемлемо для его сына Хама, человека плотского, сугубо материалистического мышления, руководимого не духовным, а животным началом, который был противником Воли Бога, а затем стал её преступником, врагом Израильского народа. (см. «Отец», «Нагота»)
«22 Хам… выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет…покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.» - Сын Хам выразил братьям свое осуждение «Наготы» отца, т.е. искренности, открытости Ноя перед Волей Бога, и этим хотел разрушить благочестивое мировоззрение братьев. Братья же имели твердую веру в праведность отца Ноя («покрыли наготу отца), т.к. вспоминая («лицами назад»), оглядываясь, осознавали праведный путь жизни Ноя, который сохранил их от духовно-морального разложения. (см. «Отец»)
«Ной…сказал: благословен Господь Бог Симов;» - это благословение означало, что от Сима – старшего сына Ноя, должен был произойти «народ священников», т.е. народ Израильский, познающий Бога. (см. «Сим», «Израиль», «Народ»)
В этом благословении содержится пророчество о том, что потомки, последователи веры Сима ("Господь Бог Симов") распространят среди народов истинное богопознание, а потомки Иафета (индоевропейские народы) унаследуют веру семитов в Единого Бога («Иафет "вселится в шатрах Симовых"). (Семиты — это группа ближневосточных и африканских народов, происходящих от Сима.).
Сим стал родоначальником рода Авраама - народа Израиля и физическим и духовным предком Иисуса Христа.
Все три великие монотеистические религии - иудейство, христианство и ислам получили начало среди потомков Сима. Таким образом, Симу, в соответствии с его именем – «Шем» («имя», «слава»), было вверено познание, возвещение народам Славы Божьей - Его Священной Благодатной Воли. (см. «Воля Бога»)
«Ной…сказал:…25 проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.» - «Ханаан», т.е. род, поколения богоотступников, будет «рабом» у «братьев своих», т.е. такие люди будут разнообразно служить праведникам, все их материальные достижения будут использованы праведниками, будут способствовать их духовной миссии просвещения народов Истиной Слова Бога. (см. «Раб», «Ханаан»)
5. «…уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве; поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;…» Пс.77:50,51
«Шатры Хамовы» - это символ духовного «укрытия», оправдания порочного образа жизни народов греховного мира, т.е. их различные ложные верования, учения, идеологии, в среде которых живут многие религиозные люди. (см. «Шатер», «Дом», "Жилище")
«…поразил….начатки сил в шатрах Хамовых…» - Бог, провозглашением Его Законов праведниками, поразил, разоблачил и наказал последствиями свершенных беззаконий «начатки сил в шатрах Хамовых», т.е. начальные основы греховных верований, силу их воздействия на тех людей, которые, позаимствовав порочный образ жизни «Хама», противоборствовали Божьей Воле. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
6. «Тогда пришел Израиль в Египет, и переселился Иаков в землю Хамову.» Пс.104:23
«Земля Хамова» - это символ народов, повторяющих, следующих образу мышления и жизни Хама, т.е. которые пренебрежительно, скептически, цинично относятся к истокам своей изначальной истинной веры. Это люди-материалисты, последователи ложных верований, лжеучений, идеологий. (см. «Земля»)