Содержание:
1. Быт.6:6,7 («и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем….7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.»)
2. Пс.109:4 («Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека»)
3. 2Пет.3:9 («Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.»)
4. Рим.2:3-4 («Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же ? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?»)
5. Мт.3:5-9 («Сотворите же достойный плод покаяния»)
6. Мт.3:11 («Я крещу вас в воде в покаяние : но Идущий за мною сильнее меня. Я не достоин понести обувь Его. Он будет крестить вас духом святым и огнем»)
7. Мал.3:7 («Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: "как нам обратиться?")
8. 2Кор.7:10 («Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»)
«Покаяние» - евр. «Шуву» - означает - «возвратитесь», «вернитесь», в значении:
вернитесь к Богу, обратитесь к познанию и осуществлению Его Заповедей, к восстановлению в себе духовного «Образа» и «Подобия» Бога, утерянного вследствие духовного падения первого Человека.
«Покаяние» - это осознание, признание, исповедание человеком перед Богом своих согрешений, нечестия, нарушений, искажений Его Воли, выраженной в Его Заповедях.
«Покаяться» - означает осознать и признать свою неправоту перед своей совестью и Божьими Заповедями перестать делать то, что противоречит Воле Бога, измениться внутренне, принять решение о начале нового образа мышления и поступков, произвести в себе духовное изменение личности - начать жить согласно Воли Бога, Его Заповедей.
1. «…и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем….7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.» Быт.6:6,7
Бог, всегда будучи Одним и тем же, не изменяется и не может изменяться; но когда люди заменяют добрые дела злыми, то и Бог изменяет свое отношение к ним. (см. «Бог»)
«…раскаялся Господь, что создал человека на земле...» - изменение нравственного, духовного состояния человека на греховное, вызывает «раскаяние» Бога, т.е. прекращение Богом охраны жизни человека от заблуждений, лишение его защиты Законами Бога. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон»)
«Раскаялся Господь», т.е. те Божественные Законы истинной жизни, которые должен был воплотить в себе созданный Богом человек, не были им приняты и исполнены. (см. «Господь», «Человек»).
Образное значение слова «раскаяние» (Бога) здесь означает, что вследствие отвержения, нарушения Божьих Заповедей Человеком, он утратил духовный «Образ» и «Подобие» Божье, и так его духовное возрастание было прекращено. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
2. «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.» Пс.109:4
«Господь», т.е. Господин всего созданного Им, Бог Иегова, «клялся», т.е. твердым, неизменным проявлением духовных Законов истинной Жизни, выраженных в Его Заповедях, прочно утвердил их как Основу для жизни человека в праведности. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Закон», «Клятва»)
Бог также подтвердил неизменность, истинность Своих Заповедей, подтвержденных во всех проявлениях праведности народом истинной Веры, который явно, убедительно засвидетельствовал их благодатную, непреложную, вечную жизнеутверждающую силу. (см. «Заповедь», «Народ»)
Заповеди Бога, прочно укрепляющие жизнь человека в праведности, соединили в нем все «Небесное» и «земное»: его душевную, плотскую и духовную жизнь под единой Главой - Иисусом Христом. (см. «Христос»)
«Клялся Господь…Ты (Иисус Христос) священник вовек по чину Мелхиседека.» - Бог, познанием и исполнением Иисусом Христом Его Воли, тем самым «Клялся» т.е. закрепил, возвеличил Иисуса Христа. (см. «Клятва»)
Бог определяя Иисуса Христа для народов как «Священника» по «чину Мелхиседека», т.е. по духовному значению Его истинного служения Богу, которое изначально, во времена Адама было открыто в полноте совершенства Истины Воли Бога, воплощенной в Первосвященническом образе «Мелхиседека». (см. «Священник», «Мелхиседек»)
«Господь…не раскается…» - Божья Воля, установленные Им Его Законы и провозглашенные Им Его Заповеди, все Слова, сказанные Им через Пророков, Иисуса Христа и Апостолов, всегда неизменны, не подвержены никаким изменениям историческими обстоятельствами и временем. Бог никогда не изменял Суть, Дух Своих Слов, СвоихПостановлений. (см. «Воля Бога, воля человека», «Постановление»)
Буквальный текст, в котором Бог «говорит» одно, а впоследствии другое, - следует воспринимать аллегорически, в духовно-образном смысле.
(Например: «не убей» (чит.Исх.20:13) и «Так говорит Господь…предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.» (чит. 1Цар.15:2-4)
3. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.» 2Пет.3:9
«Господь…долготерпит нас...чтобы все пришли к покаянию.» - Бог установил такие Свои Закономерности, Законы, действие которых длительное время напоминает человеку о необходимости «покаяния», т.е. о необходимости осознания своих ошибок, заблуждений и обращения к исполнению Божьих Заповедей. Это Божье напоминание приходит к человеку разнообразно и многократно, - в виде угрызений совести, через вразумление и обличение другими людьми, благовествующими Слова Божьи, через обстоятельства жизни, через страдания и болезни и т.д. В этом проявляется долготерпение Божье. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»)
«Прийти» к покаянию означает услышать голос совести, ощутив духовную пустоту в жизни, начать искать духовное успокоение, осознать свои ошибки, грехи, раскаяться в них перед людьми и Богом, и обращением к Истине Заповедей Божьих, изменить свое мировоззрение и образ жизни. (см. «Заповедь»)
(«…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.» 1Тим.2:3,4)
4. «Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? 4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» Рим.2:3,4
Человека ведет к покаянию только «Благость» Бога, т.е. Благое даяние Его Заповедей, этого истинного нравственного и духовного Ориентира в жизни, истинного Критерия оценки Добра и зла, который может привести человека, исполняющего Божьи Заповеди, к духовному прозрению, к истинной оценке своего морально-нравственного и духовного состояния и сотворить в человеке перемену его жизни. (см. «Заповедь», «Благо», «Благость»)
(«…ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.» Пс.85:5)
(«Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода.» Чис.14:18)
5. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему 6 и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. 7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.» Матф.3:5-9
Человеку не всегда удается следовать примеру святой жизни Иисуса Христа. В течение всей жизни человеку необходимо «сотворять», совершать духовно-нравственное очищение, «покаяние». Подлинное «покаяние» невозможно без «достойного плода», т.е. без видимых изменений в образе мыслей и поведении человека, обращением к следованию к Божьим Заповедям. (см. «Заповедь», «Христос»)
«…достойный плод покаяния» - это образ мыслей и действий, соответствующий Воле Бога, Его Заповедям. Такой «Плод» является подтверждением истинного «покаяния», т.е. раскаянием в совершенном грехе и видимой переменой своей прежней жизни на благочестивую. (см. «Плод»)
6. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…» Матф.3:11
«Я крещу вас в воде в покаяние…» - Иоанн Креститель «крестил», т.е. погружал людей в истинную «Воду» - в «Воду» Учения Пророков о необходимости «Покаяния», т.е. учил их о том, что такое грех и как от него избавиться. (см. «Иоанн Креститель», «Крещение», «Вода»)
Помогать человеку совершить истинное «Покаяние» означает производить в сознании другого человека осознание им своего неправого перед Богом, перед Его Заповедями, образа мышления и жизни и побудить в нем желание, обращением к исполнению Божьих Заповедей, изменить свою прежнюю греховную жизнь на праведную. (см. «Заповедь»)
7. «Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф." Мал.3:7
Слова «обратитесь ко Мне, и я обращусь к вам» раскрывают один из принципов взаимоотношения Бога и человека, человека и Бога.Насколько человек «обращается» к Богу, т.е. к познанию и исполнению Его «Уставов», «Постановлений», т.е. Его Заповедей, настолько и Бог «обращается» к человеку, т.е. благословляет, увещевает, поддерживает, защищает человека действием Его Законов. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Устав», «Постановление», «Заповедь»)
8. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.» 2Кор.7:10
«Печаль ради Бога» - это испытание последствий греха, которые приводят человека к благословенному осознанию их причины, и как следствие, к «покаянию», к раскаянию в прежнем, греховном образе жизни.
«…печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» - когда человек раскаивается перед своей совестью, перед Богом в своих грехах и перестает совершать беззаконие, т.е. нарушать установленные Богом Законы и Заповеди, и обращается к их исполнению и достигая жизни в праведности, тогда он получает «Спасение», т.е. избавляется от следования ложным религиозным верованиям, догмам, от религиозного фанатизма, фарисейства, от ложного мировоззрения и образа жизни, избавляется от совершения беззаконий и их последствий. (см. «Закон», «Заповедь», «Спасение», «Избавление»)