Иов

(см. «ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА»)


Содержание:


1.   Иов.1:1 («Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла»)

     Иов.2:3 («И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?».)

2.    Иов.1:9 («И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?»)

3.    Иов.1:14 («И вот, приходит вестник к Иову и говорит:…»)

4.    Иов.2:7 («И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.»)

5.    Иов.2:10 («Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими».)

6.   Иов.42:8 («и раб Мой Иов помолится за вас...»)

7.    Иов.42:15 («И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.»)

8.    Иов.42:16,17 («После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями»)

9.    Иак.5:11 («Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.») 

10.   Иов.30:18 ("...края хитона моего жмут меня...")  


.

.

 

    

«Иов» - Праведник Иов символизирует самоотверженную верность следованию Воле Божией всех праведников, как и он пребывающих в самых трудных жизненных обстоятельствах.

 

 

 

1.  «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.» Иов.1:1

        «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.»  Иов.2:3

         Это образное повествование характеризует Иова, как  «Раба Божьего», т.е. человека-праведника, который, невзирая на самые трудные обстоятельства жизни, противостоит «Сатане», т.е. греховным мыслям, противоречащим Воле Божьей, а также человеку материалисту, - безбожнику, склоняющего его к нарушению Воли Божьей, к совершению зла. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Раб», «Праведник, Праведность», «Сатана», «Диавол»)

       «Непорочность» Иова заключалась в его неотступном следовании Божьим Заповедям, в нравственной чистоте, моральной честности,  в справедливости по отношению к себе и другим. (см. «Заповедь», «Грех», «Порок»)

       «Богобоязненность» Иова выражалась в «Страхе Господнем», т.е.  в особом, трепетном желании не нарушить Волю Божью. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Страх»)

      «Удаление от зла» Иова – это неучастие Праведника во всех деяниях,  которые противоречат Божьим Заповедям. (см. «Зло»)      

        Образное выражение «сказал Господь сатане» означает, что Бог предоставил свободу выбора различения и совершения Добра или зла каждому человеку (здесь отображенному в образе «Сатаны»), и таким образом человек может «обратить внимание» на праведную жизнь «Рабов Божьих», т.е. на праведников, следующих Божьим Заповедям. (см. «Заповедь», «Праведник, Праведность»)

      «И сказал Господь сатане…» - это описание об искушении Иова, описание духовной борьбы символического «Сатаны» - человека, противника Воли Бога, и праведного человека Иова, а также – символ противоборства плоти и духа человека в самом человеке. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Сатана»)

      В образе Иова представлены также  все праведники, искушаемые греховными помыслами и греховными запросами плоти, а также безбожниками,богоненавистниками, противниками Воли Бога. (см. «Безбожник», «Сатана», «Богоненавистник»)

 

 

 

2.  «И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов?» Иов.1:9

         Здесь описана борьба внутри человека: его «Сатана», т.е. греховные запросы плоти, побуждают человека  оправдать себя, убелить свои заслуги и доказать, что все блага, которые имеет греховный человек, он заслужил и пользуется ими по праву. (см. «Сатана»)

        Грешники, коварные, хитрые противники Божьи, противоборствующие Его Воле, представленные здесь в образе «Сатаны», всегда пытаются унизить, исказить мотивы праведности человека, духовно-нравственную чистоту праведников, которых представляет Иов. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Праведник, Праведность»,  «Грех, Грешник»)

       Беззаконники, нечестивцы, живя сугубо материалистическими побуждениями, совершают свои  неправедные дела, руководствуясь, прежде всего, своей личной, прагматической выгодой. Поэтому они  и праведников  подозревают в  корыстных, материалистских побуждениях в  их служении Богу, что образно выражено словами «разве даром богобоязнен Иов?». (см. «Нечестивый, Нечистый, Нечестие»)

      

 

3.  «И вот, приходит вестник к Иову и говорит…» Иов.1:14

      «Вестник» - это символ Посланника Божьего, человека, «вещающего», говорящего от Имени Бога. (см. «Бог», «Вестник», «Посланник»)  

      «Вестник» в отрицательном смысле - это человек, который распространяет ложные познания о Боге, фальшивые верования, лжеучения. (см. «Ложь»)

       Выражение «приходит вестник к Иову…» означает наступление для Иова предначертанных жизненных обстоятельств, изменений в его образе жизни, появление каких-либо важных вестей, или приход человека, передающего Иову его истинное жизненное положение. (см. «Весть»)

 

 

 

4.  «И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.»  Иов.2:7

        «Проказа», поразившая Иова, является для него испытанием таких же трудных жизненных ситуаций, в которых находились подлые, презираемые им люди. (см. «Проказа, Прокаженный») (чит. Иов.30:1-8)

       («А ныне смеются надо мною младшие меня летами, те, которых отцов я не согласился бы поместить с псами стад моих…8 Люди отверженные, люди без имени, отребье земли!» Иов.30:1,8)

      («Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел.» Иов.30:19)

      («…и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих.»

Откр.16:11)

 

 

5.  «Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими.» Иов.2:10

       «Принимать злое от Бога» означает принимать все жизненные ситуации как закономерные последствия жизни в греховном обществе. Закономерность развития Жизни,  Добра и зла  создана Богом, поэтому здесь, отрицательное ее проявление   названо «злое от Бога». (см. «Бог», «Воля Бога, Воля Человека»)

      Выражение «не согрешил Иов устами своими» означает, что благовестие Иовом Воли Божьей было истинным, так как Иов был праведник – «…человек совершенный, могущий обуздать и все тело.» (см.  «Праведник, Праведность») (чит. Иак.3:2)

        («…ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.» Иак.3:2)

 

 

 


6.  «Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.»  Иов.42:8

         «…раб Мой (Бога) Иов помолится за вас,..» -  Иов был «Рабом" Божьим, т.е. человеком- праведником, полностью посвятившим свою жизнь истинному служению Богу, Его Воле. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Раб», «Праведник, Праведность»)

        "Молитва" праведника о другом человеке, - это духовный труд возвещения, провозглашения Божьих Заповедей для просвещения других людей, для воссоединения их воли с Волей Божьей, её исполнением. (см. «Заповедь», «Молитва»)

 

.

7.  «И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их.»  Иов.42:15

       «Дочери» Иоваэто символические Собрания духовных наследников  его истинной  Веры Богу. Это  сообщества праведно живущих людей, которые в разных исторических эпохах исполнением Воли Бога были духовно чисты, непорочны, и поэтому нравственно и  духовно прекрасны.(см. «Воля Бога, Воля Человека», «Дочь», «Собрание») 

 

 

8.  «После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; 17 и умер Иов в старости, насыщенный днями.» Иов.42:16,17

       «Смерть» Иова - это переход праведника от жизни во плоти к жизни в Духе, вне материи,  который происходит после «насыщения» всеми «Днями», т.е. после насыщения Словом Божьих Заветов во все  периоды его физической и духовной жизни в материальном мире.  (см. «Завет», «Смерть», «День»)

 

 

9.  «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.» Иак.5:11

        Жизнь, поступки  Иова - это пример терпения человека-праведника, его неотступного исполнения Воли Бога в различных физических, материальных неудобствах, бедствиях. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Праведник, Праведность»)

       «…конец оного от Господа...» - «Конец», т.е. завершение физической жизни Иова было «от Господа», т.е. совершалось в согласии с Волей Божьей, так как его праведная  жизнь происходила,  была дарована ему «от Господа», т.е.  от следования Его Заповедям. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»)

 

 

10.  «С великим трудом снимается с меня одежда моя; края хитона моего жмут меня.» Иов.30:18

          «…края хитона моего жмут меня…» - Иов, осознавая свою духовную миссию праведника и желая быть верным  исполнителем Воли Бога, испытывал внешнее, стесняющее воздействие греховного мира на его праведную жизнь, на его «Хитон», т.е. на его священническую миссию и на его праведность, которую ему было тяжело сохранять, находясь в трудных обстоятельствах жизни. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Хитон», «Одежда», «Праведник, Праведность»)