Содержание:
1. Дан.7:7 («...зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы…»)
2. Плач.3:1,2,16,24 («Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом.»)
3. Втор.19:16-21 («...да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.»)
«Зуб», «Зубы» - это символ различных изуверских, насильственных методов и форм управления народами, которые используют представители жестокой политической и религиозной греховной власти для подавления, беспощадного уничтожения, следующих Божьим Заповедям, праведно живущих людей.
"Зубы" - это также агрессивные, злые разнообразные формы выражения характера греховно живущего человека.
1. «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.» Дан.7:7
Пророк образно описывает характер последовательно сменяющихся жестоких политических, хищнических экономических, лживых религиозных систем мира.
«…зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный…» - это образное описание одной из существовавших, крайне жестокой политической системы, поддерживаемой государством того времени. (см. «Зверь»)
«…зверь четвертый…у него большие железные зубы…» - выражение «Большие Железные Зубы» указывает на то, что политическая власть того времени была не только всеохватной, но крайне беспощадной, жестокой, порабощающей сознание народов хищническими идеологиями, которые ввергают их в совершение беззаконий и в пагубные, смертельные последствия. (см. «Власть», «Народ»)
2. «Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. 2 Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет...16 Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом…24 Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него.» Плач.3:1,2,16,24
Пророк Иеремия нарушал Волю Божью, но не признавал это, и поэтому испытал «Горе от Жезла Гнева» Божьего, т.е. испытал последствия своего неповиновения Божьему «Жезлу», т.е. Его Заповедям. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Горе», «Жезл», «Гнев»)
Бог, открыв Иеремии Свою Волю, указал ему на его духовное состояние, и он осознал свою «тьму», т.е. неверное мировоззрение и образ жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Тьма»)
«…Он…16 Сокрушил камнями зубы мои…» - Бог, открывая человеку Свою Волю, "Камни" Своих духовных Твердынь, Свои Заповеди, так "сокрушает", разрушает "Зубы" человека, исполняющего Волю Бога. Так Бог сокрушает в нем злобность, агрессивность упорство, гордыню, надменность.
"Зубы" - это агрессивные, злые разнообразные формы выражения характера греховно живущего человека. (см. "Камень", "Заповедь", "Бог", раздел "Действия Бога")
(«Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых…» Пс.3:8)
3. «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, 17 то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; 18 судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, 19 то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя; 20 и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя; 21 да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ног у за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]» Втор.19:16-21
«21 …да не пощадит [его] глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.» - на фоне жестоких языческих верований и устоев того времени, предписания, которые были заповеданы Моисею для руководства народом Израиля, были временной и вынужденной мерой для его нравственного воспитания, совершенствования. Основываясь на сугубо буквальном восприятии Слова Божьих Заветов, именно такие воспитательные меры приучали народ к совершению правосудия понятным для него способом.
Такое воспитание народа дало возможность в будущем Иисусу Христу Своим Учением призвать этот народ к совершенной, высшей справедливости, словами: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.» (Лук.6:29)
(см. «Слово», «Язычник», «Израиль, Израильтянин»)
(«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…" Матф.5:39)
(«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...» Матф.5:44)
Господь через Моисея предложил устранить жестокие нравы языческих народов, кровавую месть за причиненную обиду исполнением народами Его Заповедей. Поэтому повеление Божье «око за око, зуб за зуб» также необходимо воспринимать и в духовно-образном смысле. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь»)
«Око» здесь – это образ старой, греховной системы мировоззрения, религиозных, политических догм, идеологий, которая всегда должна заменяться другим «Оком», т.е. новым, истинным ведением Воли Божьей, следованием Его Заповедям. Только так можно прекратить злодеяния в мире. (см. «Воля Бога, воля человека», «Заповедь»)
Закон Божий «око за око» предполагает замену извращенного мышления, греховного образа жизни, жестокого, безбожного миропонимания истинным, основанным на Откровении Воли Бога. Об этой же замене говорит Христос: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» (чит. Матф.5:29)
Израильский народ за время пребывания в «Египетском» рабстве, т.е. в плену греха, отчасти утратил те чистые основы нравственности, которые были свойственны его Праотцам-Патриархам, Пророкам. (см. «Израиль, Израильтянин»)
Божья Заповедь о любви к ближнему, провозглашенная для Израильтян, означала, что ближнего необходимо любить, ценить его жизнь, подобно собственной. Поэтому постановление «око за око, зуб за зуб» (чит.Исх.21:23-25) не является «противоположностью» Евангельской Заповеди Христа о любви к ближнему (Чит.Матф.5:29), но является ее необходимым предварительным условием. (см. «Заповедь»)