(см. "ПРОРОК, ПРОРОЧИЦА", «КИТ», «ВОДА», «МОРЕ»)
Содержание:
1. Иона 1:1,2 («И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: «встань, иди в Ниневию - город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня»)
2. Иона.1:3 («И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него,..»)
3. Иона 1:4 («Но Господь воздвиг на море крепкий ветер»)
4. Иона 1:5 («Иона спустился во внутренность корабля и крепко заснул.»)
5. Иона1:6-16 («пал жребий на Иону…он сказал…я Еврей чту Господа Бога небес…возьмите меня и бросьте в море…и взяли Иону и бросьте его во море и утихло море»)
6. Иона 2:1-11 («И был Иона во чреве кита три дня и три ночи…сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу»)
7. Лк.11:30 («Ибо как Иона был знамением для Ниневитяне, так будет и Сын Человеческий для рода этого»)
8. Иона 3:4,5,8,10 («начал Иона ходить по городу и проповедывал и поверили Ниневитяне Богу…и увидел Бог дела их что они обратились от злого пути своего и не навел бедствия»)
9. Иона 4:1-5 («Иона сильно огорчился и сделал себе кущу…»)
10. Лук.12:29 («знамения Ионы пророка»)
«Иона» в переводе – «Голубь».
Этот перевод указывает на то, что Иона был Вестником Божьего Слова, Вестником мира, примирения человека с Богом.
Иона был Посланником Божиим, Пророком, который был воодушевлен Богом проповедовать Его Волю в морально и духовно развращенном народе, в среде греховной цивилизации, образно отображенной «Городом», именуемым «Ниневией».
«Иона» – это также образ Пророка, в жизни которого произошло неповиновение Богу, за что он ожидал физической мести Бога, т.е. гибели нечестиво живущих в Ниневии людей, но его ожидания о наказании грешников Богом не осуществились.
Иона - это Пророк, ставший прообразом тех религиозных людей, которые также, как Иона, ожидают физической гибели всех грешников как наказание Божие.
1. «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: 2 «встань, иди в Ниневию - город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.» Иона 1:1,2
«…было слово Господне к Ионе...» - Пророк Иона, умудренный познанием Воли Божьей, Его Законов и установленных Им Закономерностей, так «услышал», понял «Голос Божий», осознал «Слово Господне». (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Слово»)
«2 встань, иди в Ниневию - город великий и проповедуй в нем...» - Ниневия – столица Ассирии, - агрессивной, воинственной, языческой страны, которая символизирует собою весь мир, в котором на первом месте стоит материальное благополучие и плотские удовольствия, языческий мир, в котором народы поклоняются своим политическим и религиозным «богам» и «идолам», в котором властвует «блуд, нечистота, страсть, злая похоть и любостяжание, которое есть идолослужение.» (чит.Кол.3:5). (см. «Ниневия»)
Призыв Бога к Ионе проповедовать в «Великом Городе Ниневии» является прообразом обращения Бога ко всем праведникам для провозглашения Его Воли на протяжении всей истории. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Город»)
(«Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства, не прекращается в нем грабительство.» Наум 3:1)
Пророк Иона является выразителем всех Вестников Божьей Истины, которые обличали беззакония общества каждый в свое время, в конкретном историческом периоде, один из которых образно здесь именуется «Ниневией». (см. «Вестник», «Ниневия», «Праведник, Праведность»)
2. «И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него...» Иона.1:3
«…встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня...» - образные значения слов «плыть», «бежать» от «Лица» Бога означают уклоняться от исполнения Воли Божьей, Его Заповедей. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Лицо»)
«Лицо» Бога – это Свет Истины Его Заветов, Законов Жизни, которые должны быть проповедуемы народу Ниневии Ионой, который пытается удалиться, скрыться от Божьих Повелений. (см. «Бог», «Закон», «Лицо»)
(«От Твоего лица суд мне да изыдет…» Пс.16:2)
(«Ищите непрестанно лица Его» 1Пар.16:11)
Иона пытается бежать от «Лица» Бога, т.е. уйти в противоположную сторону от Божьей Воли и так пытается смириться, сжиться с язычеством на периферии духовной борьбы в Фарсисе, теряя при этом в себе Божье присутствие. (см. «Господь», «Лицо»)
Иона «нашел корабль»- «Корабли» – это государственные, политические, религиозные структуры, в руках которых находится власть. Именно здесь нашел Иона свой «Корабль» – т.е. нашел такую властную структуру и высоту языческих достижений, в которой, возможно, представлял себе изменение своей просветительной роли и сделать ее более удобной. (см. «Корабль», «Власть», «Язычник»)
(«Гребцы твои завели тебя в большие воды, восточный ветер разбил тебя среди морей.» Иез.27:26)
«Иона …отдал плату за провоз и вошел в него…» - Пророк Иона за его «провоз» по «Морю» в чуждом ему «Корабле» «отдал плату» своей совестью, т.е. отказался от исполнения Завета, Повеления Божьего, и так «отдал» часть духовных ценностей, за которые ему сделаны определенные уступки, выгоды.(см. «Завет», «Совесть»)
Таким же образом и религиозными нечестивцами осуществляется компромисс с языческой системой ценностей, чтобы быть признанным и удобным попутчиком в ее различных структурах.
3. «Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться.» Ион.1:4
«Ветер» – это образ постоянно меняющихся направлений различных учений, верований, нравов, далеких от Истины Божьей Воли.
«Но Господь воздвиг на море крепкий ветер…» - по установленной Богом Закономерности, «Море», т.е. народы, живущие вопреки Его Воле, бывают часто ввергаемы в «Ветры», «Бури» различных социальных потрясений волнений. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Море», «Народ», «Ветер, Вихрь»)
«Море» разнообразных идеологий безбожия пропитавших сознание народов не имеет Истины Воли Божьей и поэтому они не имеют и мира, потому часто «волнуются» и «бурлят». (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
Выражение «Господь воздвиг крепкий ветер», означает кару Божью, Его наказание нечестивцев. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Наказание»,)
Нарушая Божии Законы, следуя греховным учениям, губительным идеологиям, люди так навлекают сами на себя «Крепкий Ветер», т.е. «Наказание» Божие последствиями совершенных беззаконий. (см. «Закон», «Ветер, Вихрь», «Наказание»)
(«…дабы мы не были младенцами, увлекающимися всяким ветром учения» Еф.4:14)
(«Нечестивые как море взволновались» Ис.57:20)
(«…беззакония наши как ветер уносят нас» Ис.64:6)
4. «Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.» Иона1:5
«Сон» Ионы во «внутренности» «Корабля» указывает на то, что он пытался найти себе другие призвания в самых, как казалось ему идейно-нейтральных сферах жизни (наука, ремесло, торговля).
Пророк Иона во многом соединился с «Кораблем», т.е. с государственными, религиозными, политическими структурами управления народами, в руках которых находится власть языческой системы, которая удерживалась в «Водах» «Моря» многих народов, вошел в ее внутренние глубинные структуры и успокоился, отрешился от бедственного состояния народов мира. (см. «Власть», «Корабль», «Море», «Народ», «Сон»)
Выражение «лег и крепко заснул» означает, что Иона полностью предался «Сну» бездействия, отстранился от анализа причин бедствия окружающего мира, сознательно понизил свой пророческий дар и свои способности в преодолении проблем.
(«Леность погружает в сонливость.» Пр.19:15).
5. «И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем.
7 И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону.
8 Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?
9 И он сказал им: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.
10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им.
11 И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.
12 Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.
13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них.
14 Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, соделал, что угодно Тебе!
15 И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей.
16 И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты.» Ион.1:6-16
В этом повествовании дан итог тысячелетних блужданий человечества на путях своего отступничества от Божьей Воли. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«6…И пришел к нему (к Ионе) начальник корабля» – в образе «Начальника Корабля» представлена господствующая система и ее представители, все руководители, вожди общества, которые уже без надежды на прежних идеологов, лично пытаются в лице Пророка Ионы найти Истину и ее представителей, чтобы утихомирить бунтующее «Море» различных народов. (см. «Корабль», «Вождь», «Власть», «Властелин», «Море», «Народ»)
«6…и сказал ему: (Ионе) «что ты спишь?» - то есть, «почему бездействуешь?». Почему ты находишься в таком пассивном, отрешенном духовном состоянии, когда разбушевавшаяся стихия народных волнений готова опрокинуть наш «Корабль», т.е. наше общество и устои нашего правления ? (см. «Сон», «Сновидение»)
Правители мира вскоре опять зададут этот вопрос миру религиозному, в силу своей костности, фанатизма и фарисейства, не могущему вывести народы из различных кризисов и тупиков.
«6…встань, воззови к Богу твоему…», т.е. поднимись, собери свои силы и призови своего Бога, может быть твоя просьба окажется спасительной для нашего «Корабля». (см. «Бог»)
«6...и мы не погибнем…» - правители народов, представленные в лице «Начальника Корабля», надеются, что всё окажется (после некоторой локальной, эпизодической, бутафорной реформации) на своих местах: власть сверху, успокоенный народ - внизу, и они сохранят устоявшуюся систему правления и продолжат движение в прежнем, удобном для них направлении. (см. «Погибель, Пагуба»)
«7 И сказали друг другу: «Пойдем, кинем жребий, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда» - власть имущие люди положились на волю случая решения вопроса жизни и смерти.
«Жребий» – это символ участи, доли, предназначения, результата, задачи, которую надо выполнить. (см. «Жребий»)
(«Вот жребий твой, отмеренная тебе от Меня часть, говорит Господь…» Иер.13:25)
«Бросать жребий» - означает оценивать ситуацию, поступки во свете Добра и зла, что и делали «корабельщики» - властители народов в критический момент. Они решили приложить усилия, чтобы найти выход из создавшегося положения, и только в крайнем случае прибегнуть к Воле Бога, чтобы узнать, почему они оказались в беде. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«7…И пал жребий на Иону...» - причина бедствия указывала на единственного, кто не взывал к Богу – на Иону.
Так и в настоящее время - правящие власти, исчерпав все свои силы для спасения общества и себя, прибегнут в последнюю очередь к помощи представителей Истины Воли Божией.
В этих гаданиях был выявлен виновник бедствий, представленный в образе своевольного, духовно-уснувшего Пророка, предательски изменившего указанный ему Богом путь. (см. «Сон», «Пророк, Пророчица»)
«8 Тогда сказали ему (Ионе): «Какое твое занятие, откуда идешь ты, где твоя страна и из какого ты народа?» - интерес руководителей мировых сообществ к возможности обретения нового пути спасения общества был неподдельным, искренним и глубоким.
«9 Я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу» - в этом ответе Ионы кратко раскрыта миссия «Еврея», т.е. «пришельца», «проходящего мимо». (см. «Еврей»).
Духовно-подвижническая миссия Ионы - принести в каждую душу, проходя мимо эгоистических соблазнов, Истину Воли Единого Бога Создателя, имеющего власть и силу духовно возродить человека, указать путь спасения из гибельного состояния. (см. «Господь», «Бог», «Воля Бога, Воля Человека»)
«10 И устрашились люди страхом великим и сказали ему (Ионе): для чего ты это сделал. - открытая Ионой Правда о знании им Божьих Законов и о последствиях их неисполнения устрашила людей.(см. «Закон», «Народ»)
Упрек «Корабельщиков» мира состоит в том, что «Пророк», - религиозные предводители, не выполнили свое предназначение по просвещению людей, не открыли им истинную Волю Бога. Такое «Бегство» Пророка от Бога, в глазах прозревших руководителей безбожного общества, становится действительно им непонятным и страшным. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Страх Господень», «Пророк, Пророчица»)
«11…Что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас?» - правители, властители мира («Корабельщики»), в такой крайне гибельной для них ситуации, готовы исполнить повеление Пророка Ионы.(см. «Власть», «Властелин»)
«11…ибо море не переставало волноваться» – «Море», т.е. народы, наученные неверному восприятию Слова Божьих Заветов, введенные в заблуждения прежней ложной религией и наукой, не могут переродить свое греховное сознание в одночасье. Истина Божьей Воли не получила массового распространения, а открылась только властителям и потому она не способна изменить ситуацию, ведущую к гибели. (см. «Море», «Народ»)
«12 Тогда он (Иона) сказал им: «Возьмите меня и киньте меня в море и море утихнет для вас» - т.е. дайте мне возможность («киньте меня») возвещать в народе (в «Море) вашем то, что я открыл вам.
«12…ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» - возрастающая «Буря», т.е. растущие «Язвы» и беды народов окружающего мира заставляют Пророка Иону вспомнить о своем предназначении. (см. «Буря»)
«12…и море утихнет для вас» - Пророк Иона знал, что если он возвратится к исполнению Повеления Божьего, то «Море» народных волнений утихнет.
«13 Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому, что море все продолжало бушевать против них» - это означает, что правящие власти пытались использовать все свои последние средства и возможности, чтобы самостоятельно спасти положение.
«14 Тогда воззвали они к Господу, и сказали, да не погибнем за душу человека сего, да не вменишь нам кровь невинную» - люди воззвали к этому доселе им неизвестному Богу, а не к своим «богам». Такое воззвание говорит о коренном изменении их сознания. Узнав в Ионе Пророка Божьего, праведника, и также зная буйный нрав их прежних идеологов, жестокость их методов и принципов и неистовый фанатизм невежественного народа, начальство мира сего не надеялось на успех Ионы, и предвидя его возможную гибель, чувствовало свою вину.
«Корчмные», властители мировой системы правления народом не были уверены, что Истина Воли Божьей, возвещаемой Ионой, одолеет бурю народных волнений и остановит разложение и духовную гибель общества. (см. «Господь», «Истина»)
«15 И взяли и бросили Иону в море и утихло море от ярости своей» - когда Истина Божьих Заветов, Заповедей найдет поддержку власти и будет допущена во все сферы жизни человека, когда она войдет в «Море», т.е. в общество народов, тогда принесет им успокоение, мир и благоденствие. (см. «Завет», «Заповедь», «Море», «Народ»)
«16 И устрашились эти люди Господа страхом великим, и принесли Господу жертвы и дали обеты» - Пророк, осознав свое призвание - благовествовать народам спасение от совершения греха и его последствий, покаялся в своих отступлениях от Божьей Воли, укрепился духовно и пообещал выполнить все, что возложено на него Богом. Затем Пророк Иона выполнил свою духовно-просветительную миссию просвещения народа Истиной Воли Бога и народ обратился к познанию и исполнению Воли Бога. (см. «Пророк, Пророчица»)
6. «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.
2 И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита
3 и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой.
4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною.
5 И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой.
6 Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя.
7 До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада.
8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего.
9 Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердаго своего,
10 а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!
11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.» Ион.2:1-11
В основе повествования об Ионе лежит несомненно определенное историческое событие. Сохраняясь долгое время в устном предании, его смысл, записанный в данном отрывке аллегорическим языком, доныне остается украшенным и извращенным народным сознанием.
По мнению, высказанному еще иудейскими раввинами, а затем рядом других исследователей, не склонных к мистификации библейских повествований, стоит только освободить книгу Ионы от мистического восприятия «поглощения китом Ионы», как в этой аллегории раскроется подлинное значение описанной им истории.
Существуют несколько реалистических предположений разгадки этого повествования.
А) Иону спас другой корабль, под названием «Кит», в трюме которого Иона пробыл трое су-ток, пока его не доставили на берег.
Б) Иона ухватился за плывущего мертвого кита, вместе с которым его выбросило на берег.
В) Иона во время бури спал, видя сон, который описал, по прошествии опасности, в известных подробностях, как следствие своего раскаяния.
«1 И повелел Господь большому киту (по другому переводу - «рыбе») поглотить Иону» - Слово «повелел» аналогично с другими словами: Бог «изгнал», «сказал», «ожесточил», «поразил», и т.д., часто встречающимися во многих текстах Библии. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
«Кит», «Рыба» – это порождение «Воды», т.е. определенной идеологии (Быт.1:21). Здесь это прообраз представителей самого массового, господствующего в греховном обществе, мировоззрения, в котором было под силу, пользуясь непослушанием Пророка Божьей Воле, утаить от народа Истину Воли Бога, сокрыть «Пророка». (см. «Пророк, Пророчица», «Рыба», «Вода»)
«1 И был Иона во чреве кита три дня и три ночи» - «Три Дня» и «Три Ночи» означают три определенных, ярко-выраженных периода изоляции, сокрытия Истины Божьей Воли от общества. Это также символическое выражение закономерной полноты времени и различных вариантов проявления человеческой греховной воли, после которой, в отсутствии Божьего Света Истины, исчерпав все свои возможности, человечество начнет искать спасительный путь развития.(см. «Воля Бога, Воля Человека», «Ночь», «День», «Число 3»)
«2 И помолился Иона Господу Богу 3...к Господу воззвал я в скорби моей...и Ты услышал голос мой» - молитва, «воззвание» Пророка – это призыв отчаяния человека, более всех осознающего трагичность положения, в котором оказались народы безбожного общества. Это молитва, призыв к Богу, Который действительно имеет власть помочь людям. И помощь эта осуществляется тогда, когда народы и его правители слышат «Голос» Божий, т.е. когда начинают осуществлять Его Волю. (см. «Господь», «Голос», «Молитва»)
«4 Ты вверг меня в глубину, в сердце моря» - Иона сообщает Богу, что когда он находился в состоянии «отсутствия Бога в нем» из-за его непослушания Богу в должной мере, тогда это погрузило Иону в пучину «Моря» человеческих грехов, заблуждений. (см. «Море», «Человек»)
«4 Воды Твои и волны Твои проходили надо мною» - Иона говорит, что Учение Бога («Воды Твои» - Истины), возвещенное прежними Вестниками Истины, не затрагивали его мировоззрения («проходили надо мною»). (см. «Вода», «Истина»)
«5 Отринут я от очей Твоих» - т.е. далеко я зашел в своем неповиновении Воле Бога.
«5 Однако я опять увижу Храм Твой» - Иона утверждает, что приложит усилия, чтобы вновь осуществлять Волю Божью. И тогда опять для него откроются великие Святыни Истины в Слове Божьих Заветов. (см. «Святыня», «Храм»)
«6 Объяли меня воды до души моей» - «Воды» – это различные заблуждения человека.
В данном случае – это лжеучения людей, которые окружили Иону. (см. «Вода»)
(«Помыслы в сердце человека – глубокие воды…» Пр.20:5)
«6 Бездна заключила меня» - Иона стал пленником «Бездны», т.е. совершил беззаконие. (см. «Бездна»)
«6 Морскою травою обвита была голова моя» - «Морская Трава» - это порождение «Моря», т.е. порождения человеческих идеологий, лжеучений. (см. «Трава», «Ложь»)
Разум и сознание Пророка были пленены переплетениями различных идеологий. (см. «Голова»)
«7 До основания гор я нисшел» - Иона «нисшел», т.е. опустился с высоты верного понимания Божьих Истин, отошел от исполнения Божьего Повеления.
«7 Земля своими запорами навек заградила меня» - земные, греховные ценности народов были направлены на разрушение истинной Веры Ионы, на удержание его жизни в порабощении ими. (см. «Земля», «Народ»)
«7…но Ты, Господи Боже мой, изведешь мою душу из ада» - Иона верит, что только искренние, не формальные покаяния и изменения греховной жизни на праведную обеспечивают Божью помощь и «изведешь душу из ада», т.е. освобождают человека из крайней духовной опустошенности. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Ад»)
«8 Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе» - когда у Ионы ослабли все душевные силы, только тогда он, как и всякий другой человек, вспоминает о своем предназначении, о милосердном Боге, о Его спасающих Законах. (см. «Закон», «Душа»)
«9 Чтущие суетных и ложных богов, оставили Милосердного своего» - т.е. приспособив свою веру к тщеславию и телесной природе, люди забыли Волю Истинного Бога Иеговы. Они избрали себе различных «богов», т.е. различных политических и религиозных кумиров и извращенные представления о «Милосердном» - о едином истинном Боге. (см. «Бог» раздел «Ложные боги»)
«10 А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню» - свое спасение, которое может совершить человек, увязший в своих пагубных делах, - это призвать на помощь Бога, т.е. обратиться к исполнению Его Заповедей. (см. «Заповедь»)
Прославить Бога, т.е. принести «Жертву» Богу, для Пророка Ионы означает - выполнять Божьи Заветы, Его Повеление. (см. «Завет», «Хвала», «Жертва», «Пророк»)
«Глас» - это возвещение Пророком Ионой Божьей Истины, призывающей к покаянию «Жителей Ниневии», т.е. греховно живущий народ. (см. «Голос»)
«11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» - образное выражение «сказал Господь» означает, что по установленной Богом Закономерности, когда Иона покаялся в своей духовной слабости и укрепился духом, тогда он был освобожден от «Кита», от «Большой Рыбы», т.е. избавлен от зависимости различных порабощающих его, греховных верований народа, и от различных, стесняющих его обстоятельств. (см. «Господь», «Бог», «Бог», раздел «Действия Бога», «Избавление», «Кит», «Рыба»)
Тогда Иона утвердился на «Суше», т.е. на твердом основании своей Веры Богу. (см. «Суша», «Вера»)
(«Но Ты Господи Боже мой изведешь душу мою из ада» Иона.2:7)
7. «…ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.» Лук.11:30
«…Иона был знамением для Ниневитян...» - главная миссия Пророка Ионы заключалась в обличении грехов народа, отображенного «Городом» «Ниневией». (см. «Город», «Ниневия»)
Иона, также как и впоследствии Христос, был обличителем грехов развращенного рода человеческого. Также как Ниневитяне покаялись и были Богом прощены, будут прощены и те, кто покаявшись, перестанет совершать беззаконие, зло в «роде» этом лукавом. В этом заключено «Знамение» Ионы. (см. «Бог», «Знамение», «Христос»)
8. «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! 5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого… 8 и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих… 10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел.» Ион.3:4,5,8,10
«4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал» - Иона начал проповедовать Истину Воли Бога, т.е. исполнять порученную ему Богом миссию Пророка, т.е. обличал грехи народа и предсказывал его последствия. (см. «Пророк, Пророчица», «Проповедь»)
Разоблачение греха должно идти периодически, день ото дня, по нарастающей, от самых очевидных нарушений Божьей Воли, до самых извращенных, замаскированных ее форм. Тем самым человеческое мировоззрение подготавливается сознательно видеть грех во всех его проявлениях. (см. «Грех, Грешник»)
«4 Еще сорок дней - и Ниневия будет разрушена!» - число 40 здесь – это крайняя временная мера испытания, это последний срок, отведенный Богом для всестороннего, полного покаяния народа в совершенных беззакониях, это возможность исследовать и осмыслить причины создавшегося губительного положения. (см. «Число 40»)
«5 И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретище от большого из них до малого» – произошло глубочайшее, осознанное раскаяние людей из всех слоев общества.
(Так произойдет и в будущей истории народов «Ниневии», когда вопреки ожиданием религиозных фанатиков гибели цивилизации, произойдет прозрение народов современной развращенной «Ниневии», т.е. общества настоящего времени.)
«8…чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих» - властители народов будут вынуждены назвать всё нечестие своими именами и отделить Добро от зла, т.е. раскаяние будет глубоким и полным, что и послужит в дальнейшем причиной для Божьего «помилования». (см. «Покаяние»)
Злой путь – это движение, развитие в неверном направлении, по ложным учениям, законам, который неизбежно приводит к «насилию рук» (дел) человеческих, от которого, в искреннем раскаянии, также обращается человек к исполнению Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Путь», «Рука»)
«10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего» - обращение народов от злого пути их жизни на Путь верный, - исполнения Воли Бога, обязательно приводит к праведной жизни, что выражено словами «и увидел Бог». (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
«10 Бог…и не навел… (бедствия о котором сказал)» – раскаяние людей в совершенных беззакониях, их обращение к следованию Божьим Заповедям, приводит их к благочестивой жизни и избавляет от наказания последствиями свешенного зла. Это и есть Милость Бога, Его Помилование людей («и не навел »), которая выше представлений людей о Доброте и Любви. (см. «Милость, Милостыня»)
9. «Иона сильно огорчился этим и был раздражен. 2 И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. 3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. 4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно? 5 И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом.» Ион.4:1-5
«Иона сильно огорчился этим и был раздражен» - Иона поясняет, что именно эта возможная Милость Бога к грешникам и послужила причиной его бегства в Фарсис. (чит. Иона.4:2).
Зная Заветы, Законы Бога, проникаясь ими и проповедуя Его Истину, Иона не согласен с Богом только в одном, - в вопросе заслуженного наказания грешных людей. Помилование таких грешников Иона считает невозможным. Его человеческий ум не в силах отказаться от такого укоренившегося представления, как справедливая месть.
Все современные религии предрекают «конец света» - гибель всех грешников, в различных вариантах. (см. «Погибель, Пагуба»)
«3 И ныне, Господи, возьми душу мою, ибо лучше мне умереть нежели жить» - идея такой мести Ниневитянам кажется Ионе настолько естественной и необходимой, что без нее просветительная, воспитательная роль Пророка, его жизнь, теряет смысл. (см. «Пророк, Пророчица»)
«4 И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно ?» - Бог обращается к сознанию Ионы - неужели твое желание наказать этот греховный народ занимает так много места в твоих пророческих убеждениях? (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога»)
«5 И вышел Иона из города» - т.е. Пророк Иона отделяет себя от законов «Города Ниневии», т.е. от чуждых ему убеждений и порочного образа жизни. (см. «Город», «Ниневия»)
«Города» здесь – это сложившиеся убеждения людей, служащие им защитой их верований, в которых они чувствуют себя уверенно.
Иона «5 …сел с восточной стороны города…» - здесь показана последняя попытка Ионы найти оправдание желанному Ионой возмездию народу «Ниневии», быть в стороне от Божьей милости.
Выражение Иона «сел с восточной стороны» – означает, что Пророк остановил свое движение в исполнении Воли Бога. (см. «Восток»)
(Адам был изгнан на «Восток». Каин пошел на «Восток». «Сыновья Востока» в Библии олицетворяют начальное, языческое состояние человека.)
(«…вот, Я отдам тебя... сынам востока» Иез.25:4)
Восстав на Божью Правду, человек в своих греховных надеждах неминуемо удаляется от Бога. Но именно в конце пути своего отступничества, этот «Восток», исчерпав все свои возможности, и приведет человечество к принятию Божьих Истин.
(«Восточный ветер разбил тебя среди морей» Иер.27:26)
(«Гоняется за восточным ветром, умножая ложь.» Ос.12:1)
(«И посетил нас Восток свыше» Лук.1:78)
«5…и сделал себе там кущу…» - поступок Ионы, означает его несогласие с Волей Бога. Так человек удаляется от Бога в свои «Кущи», «Рощи», т.е. в оправдательные убеждения, пытается успокоиться в правильности своих верований. (см. «Роща»)
«5… (Иона) и сел под нею в тени…» - убеждения Ионы в своей правоте служили ему «Тенью» от «Солнца», т.е. убежищем от обличительного Слова Божьего. (см. «Слово», «Солнце»)
«5…чтобы увидеть, что будет с городом.» - Иона все же сомневался, не верил в то, что можно помиловать людей, столько грешивших, и надеялся на то, что народ Ниневии постигнет «Наказание» Господне. (см. «Наказание»)
10. «…Он начал говорить: род этот лукавый, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.» Лк.12:29
«Знамение пророка Ионы» состоит в том величественном следствии его проповеди в мире, когда грешный народ, отображенный в образе «Города Ниневии», увидев, осознав свое греховное состояние, раскаялся и обратился к исполнению Воли Бога. Это является прообразом, «Знамением» того, что народы в кризисный период истории вынуждены будут признать и исполнять спасительные «Знамения» Заповедей Бога. (см «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Знамение», «Пророк, Пророчица»)
(«Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое…» Пс.85:9)