Иисус Навин

(см.  "ВОИН", «МОИСЕЙ»)

 

  Содержание:

 

1.    Втор.34:9 («Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои»).

2.    Чис.13:17  («И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них».)

3.     Втор.31:23 («…И заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал [ему]: будь тверд и мужествен, ибо ты введешь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою»)

4.    Иис.Нав.2:1 («И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там».)

5.    Исх.17:13,14,16 («И низложил  Иисус  Амалика   и народ   его острием  меча.  И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной…Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».)

6.    Иис.Нав.4:1-10 («Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из сынов Израилевых, по одному человеку из колена, 5 и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда и] положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых...»)

7.    Иис.Нав.5:13-16 («Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч...Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.»)

8.    Иис.Нав.6:1,2 («Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней»)

9.    Иис.Нав.6:5  («И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним».)

10.    Иис.Нав.6:5,6  («И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним»)

11.    Иис.Нав.6:9 («Народу же Иисус дал повеление: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните»)

12.   Иис.Нав.6:13 («Таким образом (народ Божий) «обходил» вокруг города однажды в день и возвращался в стан. И делали это шесть дней».)

13.   Иис.Нав.6:14 («В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз»)

14.    Иис.Нав.6:15 («Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!»)

15. Иис.Нав. 6:19 ("Народ воскликнул, и затрубили трубами...и обрушилась стена")

16.  Иис.Нав.6:25 («В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон;…»)

17.   Иис.Нав.8:3-8 («Иисус ( выбрал ) способных к войне тридцать тысяч…храбрых и послал их ночью,…и сказал:…вы будете составлять засаду позади города...»)

18.   Иис.Нав.9:1,2 («… все цари…Хеттеи, Аморреи, Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи, собрались вместе, дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем»)

19.    Иис.10:6,9,10 («И пришел на них Иисус внезапно, всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением,…»)

20.    Иис.Нав.10,12 («Иисус воззвал к Господу в тот день,  в который предал  Господь Аморрея в руки Израилю»)

21.    И.Нав.10:11-14 («остановилось солнце и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим»)

22.    И.Нав.10:18 («Иисус сказал: "привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их»)

23.    И.Нав.10:22-27 («Поразил их Иисус…и повесил их на пяти деревах. При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, [которые там] даже до сего дня».)

24.    Иис.Нав. 11:5-16 («И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. 6 Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех [их] на избиение [сынам] Израиля; коням же их перережь жилы и колесницы их сожги огнем.»)

25.    Иис.Нав.17:17,18 («…Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии…сила у тебя      велика;  …18 « и гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь его, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь Хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они   сильны»)

 


 

 

 

Иисус Навин – это последователь истинной Веры Моисея, его духовный приемник, продолжатель величественной духовно-просветительной миссии, соратник,  борец, «Воин Божий», завоёвывающий Мечом Слова Божиих Законов языческие народы, покоряющий сердца и разум многих людей служению Божьим Заповедям.

 

 

 

1.  «Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои…» Втор.34:9

        Иисус Навин -продолжатель величественной духовно-просветительной миссии,  утверждаемой на  Откровениях Божьих, открытых Иисусу великим Пророком  Моисеем.   

       «Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои» - Иисус Навин  приобрел «Дух Премудрости», т.е. духовную, высшую Мудрость познания Воли Божьей, потому что Моисей - его духовный наставник, «возложил на него руки свои», т.е. завершил свой духовный труд по воспитанию, наставлению, обучению Иисуса Навина в познании Божьих Заветов, передачи ему духовных знаний Мудрости Воли  Божьей, Его Законов, Заповедей, «Постановлений», «Уставов». (см. «Завет», «Закон», «Заповедь», «Моисей», «Мудрость»)

      («И сделал Моисей, как повелел ему Господь, и взял Иисуса, и поставил его пред Елеазаром священником и пред всем обществом; 23 и возложил на него руки свои и дал ему наставление, как говорил Господь чрез Моисея.» Чис.27:22,23)

       Исполнившись «Духа Премудрости»,  т.е. познания Воли Божьей, Иисус Навин, как и Моисей,  стал «Воином Божьим», который Словом Божьим завоевывал сердца и разум людей, нещадно обнажал  беззакония  народа, осуждал  его неверность,  отпадение от Бога, для того, чтобы  призвать его к смирению перед Богом, чтобы этот народ мог пребывать на духовных «Твердынях» Истины  Воли Божьей, – быть приготовленным к бескомпромиссной, беспощадной борьбе с неверием, нечестием, с грехами беззакония, и быть в состоянии преодолеть сопротивление тьмы языческого невежества. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Дух»)      

      

 

2.  «Вот имена мужей, которых посылал Моисей высмотреть землю. И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом.» Чис.13:17   

     «…назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом…» -духовными дарованиями и  благословениями Бог воздвиг Осию, сына Навина, для исполнения величественной миссии – «высмотреть землю», т.е.   верно определить  духовное состояние   народов языческого мира  для преодоления  язычества во всех его греховных проявлениях.  Поэтому достойного преемника и продолжателя миссии всех Патриархов - Осию, сына Навина,  Моисей назвал   новым «Именем»:  Иисус, что в переводе означает     -  «Помощь Иеговы», или «Господь есть Спаситель». (см. «Моисей», «Имя», «Спаситель», «Спасение», «Язычник») 

        Посланные Моисеем, Иисус Навин и Халев, движимые духом Истины, «высмотрели Землю», т.е. верно определили состояние  народов языческого мира. (см. «Земля», «Народ»)

        Иисус Навин убеждал Израильский народ быть уверенным в превозмогающей силе Мудрости Воли Бога Иеговы, вопреки другим, духовно не устойчивым посланникам,  которые говорили: «не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас, и распускали худую молву о земле, которую они осматривали,…говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые…» (чит.Чис.13:32,33)

        Это повествование имеет  духовно-пророческое значение и по отношению к современному «лаодикийскому» состоянию христианской Веры, с различными её направлениями. (чит. Откр.3:14-17)  Религия, проявляющаяся в  разных разновидностях верований, преступно вступая в тесные политические и экономические связи с державными системами   насилия  и сливаясь с ними в беззакониях, по словам Пророка: «Блудила с сыновьями Египта…умножала блудодеяния с людьми великорослыми», т.е. со всякими великими и сильными мира сего. (Иез.16:26) 

        Только истинная Вера, утверждающаяся на Божьей  Воле, выраженной в Его Заповедях и Евангельском Учении Христа, способна верно определить состояние современной т.н. цивилизации, во всех проявлениях ее неоязыческих беззаконий. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь»)

     Последователи истинной  Веры владеют истинным разумением Премудрости Слова Божьей Воли, Его Заветов, преодолевают всякие религиозно-языческие заблуждения, не боятся и побеждают «великорослых» и сильных предводителей мира, вскрывают внешний блеск величия их безумных и жестоких идеологий,  ведущих народы к погибели. (см. «Вера»)

      («Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками…» Откр.2:26; Дан.7:27)

 

 

3.  «…И заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал [ему]: будь тверд и мужествен, ибо ты введешь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобою.» Втор.31:23

         «…заповедал Господь Иисусу, сыну Навину, и сказал [ему]: будь тверд и мужествен, ибо ты введешь сынов Израилевых в землю, о которой Я клялся им...» -Бог «заповедал» Иисусу Навину,  т.е. отрыл ему Свою Волю, и так воодушевил, подвиг его осуществлять, благовествовать ее среди окружавших его языческих народов. (см.  «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Сын»)

        Иисус Навин в Откровении Божьем осознал, что разрушая, изменяя языческое мировоззрение и образ жизни народа, он должен быть «тверд» и «мужественным» в отстаивании Божественных Принципов праведной жизни. Таким мужественным возвещением Воли Божьей, просвещением народов Светом Его Заповедей, Иисус Навин был призван Богом «ввести сынов Израилевых» в «Новую Землю», т.е. ввести их в новый, праведный образ жизни. (см. «Земля», «Израиль, Израильтянин»)

        Бог «клялся»  народу, т.е. народы осознали Обетования, Откровения Его Заветов о том, что если они будут исполнять Его Заповеди,  тогда так они «войдут» в новое состояние праведной, благочестивой  жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Клятва», «Обетование»)       

        Ввести народ Веры в это духовно возрожденное, изначально «обетованное», предназначенное Богом человеку   состояние,  Бог заповедал Иисусу, сыну Навину. Для этого  Божьими Посланниками – Патриархами и Моисеем был уже приготовлен Великий Путь Истинной жизни, открытый ими в благодатных Божьих Заветах, выраженных в Десяти Заповедях. (см. «Завет», «Заповедь»)

        Вторую великую историческую эпоху духовного возрождения человека, – эпоху от Моисея и Иисуса Навина, утверждаясь на изначальных Откровениях и духовном опыте предыдущих Посланников,  продолжили её все Пророки Божьи – вестники Его Царства Праведности, Мира и Благоденствия. Чтобы ввести народ Веры в это блаженное состояние, Господь воздвиг великого Пророка, также  со знаменательным   именем  Иисус – Иисуса Христа, Мессию,  духовного «Сына»  Божьего.   (см. «Христос», «Сын»)     

       («Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему…» Втор.18:18)

 

 

4.  «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.» Иис.Нав.2:1  

        Иисус Навин знал, что перед началом великой духовной борьбы с язычеством,  необходимо в свете истинного познания Воли Божьей «осмотреть земли и Иерихон», т.е.  верно уяснить и определить силу и формы воздействия на человека разных лживых религий.

       Выражение «…послал Иисус, сын Навин» двух человек осмотреть «землю и  Иерихон» означает, что он дал повеление разузнать  духовное состояние  народа и его «Города», т.е.    организации его общественной и религиозной жизни. (см. «Земля», «Народ», «Город», «Иерихон», «Число 2»)   

        Исследуя и вникая в нравственное состояние язычников, в их нравы и умонастроения, «соглядатаи», т.е.   исследователи,  так «пришли в дом Блудницы».      

         Посланные Иисусом Навином люди нашли сообщество язычников, отображенное   в  образе женщины Раав, живущей неправедной жизнью. Эти язычники уже слышали о Вере в Единого Бога и Его  мудрых Законах истинной жизни. (см. «Язычник»)

   Люди, отображенные в образе «Блудницы», уже не воспринимали языческий образ мышления, но благосклонно воспринимали  народ Истинной Веры, к которому остальные язычники относились враждебно. (см. «Блудница»)

      («Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.» Евр.11:31)

 

 

 

5.  «И низложил  Иисус  Амалика   и народ   его острием  меча. 14. И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной…16 Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род.»  Исх.17:13,14,16

         Царь Амалик – это образ властвующих противников народа истинной Веры, духовный потомок Исава, продавшего духовное первородство за «красную снедь». (чит.Быт.25:30; Евр.12:16)

     «Острие Меча» - это неизменное, острое, разоблачительное Слово Божьих Законов.  (см. «Меч», «Оружие»)

          («Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого…» Евр.4:12)

         «И низложил  Иисус  Амалика   и народ   его острием  меча.» - Иисус Навин, руководствуясь познанием Воли Божьей, «Остриём Меча» Слова Божьего вступил в духовную войну,  борьбу и  так  «низложил», разоблачил  лжеучение  Амалика, предводителя языческих верований и его последователей. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Меч», «Язычник»)

        Бог ведет «Брань», «Войну» с Его противниками  «Мечом», «Оружием», т.е.  Истиной Его Слова, которым Он «вооружает» святых Своих Посланников, чтобы они, «Острием» Божьего «Меча», проникая в греховную жизнь народов,   поражали их спасительным светом Слова Бога. (см. «Бог», раздел «Действия Бога» «Меч», «Оружие», «Слово», «Истина»)

      («Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Еф.6:11,12; 1Иоан.5:4)

       («Проклят, кто дело Господне делает небрежно, (По переводу Стронга:  ложно, обманно, лукаво, коварно) и проклят, кто удерживает меч Его от крови!» Иер.48:10)

 

 

6.   «Когда весь народ перешел чрез Иордан, Господь сказал Иисусу: 2 возьмите себе из народа двенадцать человек, по одному человеку из колена, 3 и дайте им повеление и скажите: возьмите себе отсюда, из средины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою, и положите их на ночлеге, где будете ночевать в эту ночь.

4 Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из сынов Израилевых, по одному человеку из колена,

5 и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда и] положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых,

6 чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: "к чему у вас эти камни?",

7 вы скажете им: "в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась"; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век.

8 И сделали сыны Израилевы так, как приказал Иисус: взяли двенадцать камней из Иордана, как говорил Господь Иисусу, по числу колен сынов Израилевых, и перенесли их с собою на ночлег, и положили их там.

9 И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета [Господня]. Они там и до сего дня.

10 Священники, несшие ковчег [завета Господня], стояли среди Иордана, доколе не окончено было [Иисусом] все, что Господь повелел Иисусу сказать народу — так, как завещал Моисей Иисусу; а народ между тем поспешно переходил.» И.Нав.4:1-10

          Это повествование образно передает духовное наставничество народа Израиля праведником Иисусом Навином. (см. «Израиль, Израильтянин»)

      «…Господь сказал Иисусу: 2 возьмите себе из народа двенадцать человек, по одному человеку из колена…» - «Господь», т.е. Бог Иегова, благовестием Моисея Иисусу Откровения Воли Божией, так «сказал», т.е. вдохновил Иисуса на нравственное и духовное просвещение народов Его Истиной. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека»)

         Слова «двенадцать человек» передают полноту и единство Веры Израильского народа, который представлен прародителями двенадцати Израильских праведно живущих родов - Двенадцатью Патриархами. Число двенадцать  также указывает на  двенадцать типов характеров людей, совершающих духовное  восхождение в вере, в познании и воплощении Воли Бога.   Впоследствии эта же духовно-образная аналогия выразится в числе Двенадцати Апостолов Иисуса Христа с их разными характерами и духовными способностями в распространении Его Учения среди народов.   (см. «Число 12»)

          «…возьмите…из средины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно,   двенадцать камней» - река Иордан символически представляет Волю Божью, открытую Аврааму, Исааку и Иакову, – представляет Учение о ней,  впоследствии выраженное в Писаниях Моисея, Пророков,  в Псалмах и в Учении Иисуса Христа. (см. «Воля Бога», «Христос», «Учение»)

        («И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.» Лук.24:44)

       «Река Иордан» также является образным «водоразделом», который разграничивает  два мира: - народы,  знающие Волю Божью, и народы, не знающие ее. (см. «Река», «Иордан»)

       В «средине Иордана», т.е. в центре,  на Твердынях   Откровения Воли Бога «стояли ноги священников», «носителей Ковчега» Божьего, в котором хранились Скрижали Завета; т.е. на этих духовных «Камнях», Откровениях Воли Божьей, «стояло»,  утверждалось  их  истинное служение Богу и народу.  Из средины, т.е. из глубины  этого образного «Иордана», необходимо взять «Камни», которые являются здесь символом Истины Воли Божьей,  на  которой должна утверждаться духовная жизнь народа. (см.   «Камень», «Священник»)

        «Двенадцать Камней» также символизирует объединение духовных усилий всех «двенадцати колен» Израилевых в исполнении Воли Бога. 

        («И когда перейдете за Иордан, в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, тогда поставь себе большие камни и обмажь их известью; 3 и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе...» Втор.27:2,3)

       Народу, освобождающемуся от рабства язычества, Бог, через Иисуса Навина, заповедал войти в новое, духовное состояние, - в состояние праведной жизни.   И чтобы осуществить это Божье Завещание, каждое «Колено» Израильского народа с характерными его особенностями, должно утвердить свою духовную жизнь на этих «Камнях», - на  Твердынях Истины, чтобы следованием Заповедям, не только преодолеть пагубное языческое засилье, но вести против  тьмы его беззакония духовную  борьбу -  Словом Божьим покорять  и обращать  народы в истинную Веру.  (см. «Народ»)

       («…Господь…коснулся уст моих, и сказал мне: Я вложил слова Мои в уста твои. Я поставил тебя…над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.» Иер.1:9,10)

       («Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу.»  2Кор.10:5)

      («Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы.» Откр.19:15)

      Каждый из двенадцати представителей характерных особенностей единой Веры Израиля должен взять на свои «Плечи» и понести тот «Камень  из середины Иордана», на котором утверждалось и утверждается истинное священное служение «носителей» «Ковчега Господнего», т.е. хранителей и исполнителей Откровений Его Воли, выраженной в Заповедях. (см. «Заповедь»)

 

 

  

7.   «Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? 14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? 15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. 16 Иерихон заперся и был заперт от [страха] сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил.» И.Нав.5:13-16

         «13 Иисус Навин, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч» -  «Обнаженный Меч» - это образ Слова Истины Воли Бога, открытого к действию, приготовленного  к духовной борьбе с силами зла.  (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Меч», «Слово»)

       «Вождь воинства Господня» предстал перед Иисусом Навином. Это означает, что перед  тем  как вступить в духовную борьбу с языческими силами тьмы, которые «заперлись» в своем «Иерихоне», т.е. остались в темноте своих извращенных, жестоких верований. Иисусу Навину встретился Праведник, который,  обладая «Мечом» Слова Божьего, возвестили ему  о том, как победить этот «Город Иерихон». (см. Праведник, Праведность», «Вождь», «Воинство», «Город», «Иерихон»)

        «Вождь» и Предводитель, Которым руководимо всё духовное «воинство» Бога – это также образ всех Посланников Божьих, Пророков,  исполнителей Его Воли. Бог, открывая людям Свою Волю, так духовно «ведет», руководит их совестью и разумом, становится  «Вождем» их жизни. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воля Бога, Воля Человека») 

       «14…я вождь воинства Господня…»  - в образе «Вождя Воинства Господня», явившегося Иисусу Навину, отображен Посланник, Вестник Божий, Праведник, представляющий Знания Писаний Пророков, владеющий благовестием Слова Божьего, т.е. обладающий «Мечом» Божьим». (см. «Меч», «Благовестие»)

         Иисус Навин осознал, что все предшествующие ему праведники, сражающиеся с верованиями языческого мира, с беззакониями, совершаемыми народами, являются  «Воинами» Божьими, Его «Воинством», Его Ангелами, Посланниками. Они, воодушевленные познанием Воли Божьей, ведут духовную «Войну» с грехом. (см. «Господь», «Воинство», «Воин)

       «15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу" - «Вождь Воинства Господня», Божий Посланник открыл, возвестил Иисусу Навину его духовную миссию. (см. «Вождь»)

       Образ  человека с «обнаженным мечом» можно воспринимать и как осенившее Иисуса Навина Откровение Божьей Воли о том, какая духовная миссия будет возложена на него. (см. «Откровение»)    

    Бог воодушевляет, побуждает людей к тому,  чтобы они, познавая Его Волю, шли на «Войну», т.е.  на борьбу с их собственными грехами и грехами окружающих народов, и поэтому они именуются духовным «Воинством» Господним. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Воин», «Воинство»)              

         «15…сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.» - познанием Воли  Божьей, изложенным Пророками, Иисус Навин  так  был призван Богом на «Святое Место», т.е.   поставлен быть духовным предводителем народа Божьего  в его противостоянии и борьбе со всеми  силами окружающей тьмы беззакония, зла и греха. (см. «Святыня»,  «Место, Седалище»)

            В образе «Вождя Воинства» также представлен Дух Слова Господнего, который «повелевает» Иисусу Навину «снять обувь свою», т.е. освободиться от всех старых ошибочных учений - способов продвижения по жизни. (см. «Дух», «Обувь», «Нога»)

      

 

      

8.  «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; 2 пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней…» И.Нав.6:1,2

        Чтобы разрушить тьму языческого безбожия в различных его выражениях, Господь изначально предопределил противопоставить злу духовную силу истинной Веры людей, следующих Его Заповедям. (см. «Господь»)

        В образе Иисуса Навина представлен народ, движимый силою Святого Духа Истины,        открытой в  Божиих Заповедях, осуществленный в жизни праведников, в их благоразумии, мире, любви, благочестии. (см. «Заповедь», «Народ»)

         «Я предаю в руки твои (Иисуса Навина) Иерихон» - город Иерихон символично представляет  сообщество греховно живущих людей, твердыни их лукавых, соблазнительных, развращающих, жестоких идеологий, религий; их установившиеся греховные нравы и традиции. (см. «Город», «Иерихон»)

          Господь Бог, Откровением Своей Воли Иисусу, указал,  определил, что ему необходимо во Свете  Истины открыть, разоблачить, подвергнуть осуждению все различные  лживые религиозные и  жестокие политические системы правления, – открыть, выявить  разрушительную силу правящих идеологий,  и  их  греховных идеологов. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Откровение»)

       «… сказал Господь Иисусу…Я предаю и царя его, и людей сильных» -  образное выражение  «предаю в руки»,  означает Божий призыв к праведникам, отображенным в образе Иисуса Навина,  нести Свет просвещения «Царю», т.е. правителям и народам, чтобы спасительным действием Слова Божьего, – этим всепроникающим Его «Мечом» вторгнуться в греховную жизнь народа и разрушить, устранить ее, и явить им Свет спасения от беззакония и так «спасти», отвести их от вечной  гибели. (см. «Царь»)      

        («Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.»  Еф.6:10-18)

         «…сказал Господь Иисусу…пойдите вокруг города все способные к войне»  - Бог, людям истинной  Веры, отображенным в лице Иисуса Навина, которые всесторонним исследованием многообразия  язычества стали способны  к духовной борьбе, повелевает Светом Истины Его Воли пойти вокруг «Города», т.е. полностью «окружить», охватить все стороны греховной жизни народа, проникнуть  во  все его заблуждения, открыть и  обнаружить  все  его злодеяния и возвестить народам  Путь к Царству Праведности, мира и благоденствия на земле и в вечности. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Город», «Война»)    

          «…однажды [в день]; и это делай шесть дней»  - спасительное просвещение народов, дело духовной борьбы со тьмой языческого невежества Бог заповедал праведникам совершать в каждый из шести «Дней», т.е. в каждый их шести исторических периодов   великого дела  духовного возрождения и становления народов. (см. «День», «Число 6»)

 

 

9.  «И призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета; а семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним». И.Нав.6:5

          «…призвал Иисус, сын Навин, священников [Израилевых] и сказал им: несите ковчег завета…» - образное выражение «несите ковчег завета» означает призыв к «Священникам», т.е. к людям, имеющим способность духовно просвещать других Словом Божьим, сохранять истинное разумение Божьей Воли, а также воплощать в жизнь народов познание «Ковчега Завета», т.е. Божью Мудрость Его Воли, завещанной народам,   благодать Его  Заповедей  любви к Богу и к Его высшему творению – человеку. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Завет», «Ковчег», «Священник», «Израиль, Израильтянин»)

       «Семь Священников» - символически  представляют полноту истинного разумения  и осуществления Воли Бога всеми Праведниками, которые выражают  Откровения Истины Слова Божьего и возвещают о неизбежном исполнении Его пророческих Предопределений. (см. «Число 7», «Полнота»)

         «…семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом Господним.» -  Праведники «несут Семь Труб» т.е. возвещают полноту Воли Божьей. (см. «Число 7», «Труба») «Семь Юбилейных Труб» представляют совершенство благовествования, возвещения   полноты Слова Божьей Воли Его Посланниками - Пророками. Открывая греховное состояние народов, они во все  исторические периоды «трубят», т.е. возвещают им Путь для  спасения от греха, провозглашают неизбежное торжество Славы Всевышнего, когда народы уже воплотят Волю Бога и так осуществят Его Царство Праведности, мира и благоденствия. (см. «Труба», «Благовестие», «Царство»)

       («Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.» Пс.21:28;50:15)

       («Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников.» Ис.11:10)

       «…пусть несут…семь труб юбилейных перед ковчегом Господним.»  - это означает, что Святыни Премудрости Воли Божьей, - Его Заповеди,  хранятся в неприкосновенной духовной чистоте «Остатком» праведников, поклоняющихся Богу в Святом Духе Истины. (см. «Праведник»)

        Праведники, хранители   Святынь Божьих Заповедей, являются также   образным «Ковчегом Господним» и  носителями «Юбилейных Труб» Слова Божьего, открытого в  Десяти Заповедях любви к Богу и  любви к человеку. (см. «Ковчег»,  «Заповедь»)

       На этих двух Духовных Твердынях утверждается весь Закон и Пророки. (чит. Матф.22:40) Праведники благовествуют Божьи Заповеди  всем народам. (см. «Народ»)

Эта  величественная Благая Весть  исходит из единого духовного Источника, - утверждается на Премудрости Воли Бога,  «начертанной» Его «Перстом» на «Скрижалях» Завета, которые хранятся в «Ковчеге Господнем» во «Святом Святых». (см. «Ковчег»)   

       («Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи». Пс.88:16)

 

 

 

 

10.  «Иисус, сын Навин…6 И сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним.» И.Нав.6:5, 6 

         «Иисус, сын Навин…сказал народу: пойдите и обойдите вокруг города; вооруженные же пусть идут пред ковчегом Господним.» - праведно живущие люди, «вооруженные» «Мечом» Слова Божьего, «идут перед Ковчегом Господним», т.е. несут народам благовестие, исходя и утверждаясь на тех духовных Святынях, которые изначально хранятся в «Ковчеге Господнем», т.е. в Святыне  Истины Его Заповедей. (см. «Ковчег», «Заповедь», «Народ», «Город»)

       («…Ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница…и Свет лица Твоего.»  Пс.43:4 

       («…Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.» (Иоан.12:49,50; Рим.7:12)

 

 

11.  «Народу же Иисус дал повеление: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: "воскликните!" и тогда воскликните.» И.Нав.6:9

        «Народу же Иисус дал повеление: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего...» - Праведники, представленные в лице Иисуса Навина, наученные Мудростью Слова Божьего, потому знают, что  всему свое время. Они знают наиболее благоприятное время, когда нужно давать свой «Голос», т.е. возвещать Истину Слова Божьего, обличающую, разрушающую грех и греховные деяния людей. (см. «Слово», «Голос», «Истина»)

     До той поры, пока люди еще не достигли  истинного  познания Воли Божьей и не осуществляют ее в своей жизни  –   они не должны провозглашать свое субъективное разумение и восприятие Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)  

       («…время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий...» Екл.3:5)

 

 

12.  «Таким образом  и на другой день обошли вокруг города однажды  и возвратились в станИ делали это шесть дней.»  И.Нав.6:13

         Народ истинного разумения и исполнения Воли Божьей, ее исполнением и благовестием, так  каждый «День» «обходит»  вокруг «языческого  города», т.е. в каждом историческом периоде выявляет все стороны греховного состояния народов языческого мира; и Светом Истины открывает ему Путь спасения от совершения беззакония. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «День»,  «Город»)

       Божьи Посланники - Патриархи, Пророки, Праведники, это великое дело благовестия совершают на протяжении шести  исторических периодов жизни народов. Благую Весть о Едином Боге и Его Воле они провозглашают на протяжении всей истории.  (см. «Число 6», «Благовестие»)

       («…Разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.» Рим.10:18; Отк.15:4)

       Свидетельство Слова Истины не останется напрасным. Пророк с уверенностью говорит о том,  что  оказавшиеся в крайне  кризисном состоянии  народы   «Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников…» (чит.Пс.21:28) 

     («…К Тебе придут народы от краев земли и скажут: "только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы."  Иер.16:19)

 

 

13.   «В седьмой день встали рано, при появлении зари, и обошли таким же образом вокруг города семь раз; только в этот день обошли вокруг города семь раз.»  И.Нав.6:14

      К «Седьмому Дню»,  т.е. к  завершающему периоду истории греховной жизни народов, мир, с  языческой сущностью его извращенной религии, приходит в состояние крайне губительной степени беззакония.  Во Свете полноты Откровения Истины трагизм его состояния   становится явным, – когда полностью   «…откроется человек греха, сын погибели. » (чит.2Фесс.2:3)

         «…обошли семь раз..» - это образные слова означают, что праведники «Семь Раз», т.е. во всей полноте возвестили народам Истину Слова Божьей Воли.  (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Число 7»)

        Так произойдет и в будущем. Во Свете Откровений полноты Истины в этот последний «День» исторических «времен язычников» станут явными все их заблуждения, грехи беззакония, ужасные жестокости их безумия. (см. «День», «Язычник»)

 

 

14.  «Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город!» И.Нав.6:15

          «…Иисус сказал народу: воскликните…» - когда люди, «вооруженные» познанием Слова Божьих Заветов, имеющие Веру Божию, свидетельством Истины и своей праведной жизнью явили миру  полноту Его Света, тогда Посланники Божьи, представленные  в образе Иисуса Навина, повелевают им «воскликнуть» во весь голос, т.е. явить всеми  средствами обличающую, разрушающую грех силу духовной сущности Слова Божьей Воли. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)

        Слово Божье неизбежно  «…будет провозглашено на «кровлях» (чит. Лук.12:3),  т.е. из  духовных  высот  истинного Богопознания будет возвещена Премудрость Воли Всевышнего. Также и на все «Кровлях» различных греховны идеологий и религий, всем их предводителям будет праведниками провозглашена Истина. (см. «Кровля»)

       «Трубить», т.е. провозглашать Истину Божьей Воли  будут на всех «перекрестках»  блужданий  народов. (чит.Ис.19:14)

       «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» - говорит Иисус Христос Своему народу сегодня. (чит. Матф.10:27)

        «Иисус сказал народу…Господь предал вам город» -   греховно живущие народы оградили  свой «Город» безбожной цивилизации, свое  греховное состояние твердынями высокой «Стены» всяких идеологий, оправдывающих греховную жизнь, всяким  извращенными религиями,  идеологиями, символично представленными  «Стеной» города Иерихона. Но Господь определил «отдать» его во «владение» духовно просвещенному народу, «вооруженному»  Светом Истины, чтобы «пленить» его истинной Вере, –  «предать» - изменить его,  посвятить духовному преобразованию. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Город», «Иерихон»)

       («…это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф.» Зах.4:6)

 

 

 

15.  «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город.»  И.Нав.6:19  

         «Народ воскликнул, и затрубили трубами.» - это означает, что Откровение истинного познания Воли Божьей «громогласно», со всей непререкаемой, убедительной силой было явлено миру народом истинной Веры, который возвестил очевидную несостоятельность и обреченность «Города» греховной цивилизации того времени.  (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Труба», «Город»)

        «…и обрушилась стена Иерихона» – «Стена Иерихона», - эта лживая,  безбожная религия, фанатично и жестоко ограждавшая языческую греховную систему со всеми её беззакониями, перед разоблачающей и  осуждающей силой  Божьего Света  – «обрушилась», т.е.   стала  обнаженной, открытой во всех её  беззакониях и «мерзостях запустения», стала открытой для разрушающего презрения, отвержения многими людьми. (см. «Иерихон», «Стена»)

       Именем Бога пророки своеобразно говорят об этой религии-блуднице: «…И подниму на лице твое края одежды твоей и покажу народам наготу твою и царствам срамоту твою.» (чит.Наум.3:5)

       («Я буду судить тебя судом прелюбодейц и проливающих кровь, — и предам тебя кровавой ярости и ревности; 39 предам тебя в руки их и они разорят блудилища твои, и раскидают возвышения твои, и сорвут с тебя одежды твои, и возьмут наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою. 40 И созовут на тебя собрание, и побьют тебя камнями, и разрубят тебя мечами своими. 41 Сожгут домы твои огнем и совершат над тобою суд перед глазами многих жен; и положу конец блуду твоему, и не будешь уже давать подарков.» (Иез.16:38-41)

      «…народ пошел в город…» -  когда лживые религиозные,  идеологические  твердыни обнажились и упали в своем разоблачении,  народ Истинной Веры «пошел» во внутрь обреченной на гибель, деградирующей  системы жизни народов, для того, чтобы возвестить им истинный Путь жизни.  (см. «Народ», «Город»)

       «…каждый с своей стороны...»  - Божии Вестники, Праведники, «каждый со своей стороны», т.е. разносторонне, разнообразно свидетельствуя Истину Воли Бога, возвещали, благовествовали   Истину многообразными способами, осуждая и вскрывая беззакония. (см. «Праведник, Праведность», «Благовестие»)  

         «…и взяли город.» - когда эти «Стены» «Города», т.е. различные догмы и ложные верования безбожной религии, охранявшие их создателей и последователей, рухнули, – тогда вся греховная система и ее связи с миром беззакония  стали явными и доступными для обличения во Свете Истины Слова Божьего. Вследствие этого «времена язычников» приходят к своему концу. (см. «Стена»)

 

 

16.   «В то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон;…»  И.Нав.6:25

        «Иисус…сказал: проклят пред Господом тот, кто восстановит…город сей Иерихон…»  - это означает, что праведниками, отображенными в образе Иисуса Навина,   будет окончательно разоблачена, отвергнута и неизбежно разрушена всякая попытка восстановить «Город Иерихон», т.е. возобновить греховную систему лживой религии, которая в союзе с жестокой политикой явилась причиной совершения  беззакония многих народов, последовавших  блудливым верованиям, безбожным лжеучениям.  (см. «Проклятие», «Иерихон», «Город»)

         («Если Едом скажет: "мы разорены, но мы восстановим разрушенное", то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда.» Мал.1:4)  

 

 

 

17.  «Иисус и весь народ, способный к войне, встал, чтобы идти к Гаю, и выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых и послал их ночью, 4 и дал им приказание и сказал: смотрите, вы будете составлять засаду у города позади города; не отходите далеко от города и будьте все готовы; 5 а я и весь народ, который со мною, подойдем к городу; и когда [жители Гая] выступят против нас, как и прежде, то мы побежим от них; 6 они пойдут за нами, так что мы отвлечем их от города; ибо они скажут: "бегут от нас, как и прежде"; когда мы побежим от них, 7 тогда вы встаньте из засады и завладейте городом, и Господь Бог ваш предаст его в руки ваши; 8 когда возьмете город, зажгите город огнем, по слову Господню сделайте; смотрите, я повелеваю вам.» И.Нав.8:3-8

         «…выбрал Иисус тридцать тысяч человек храбрых…» - Иисус Навин, владея познаниями Воли Божьей, видел для себя те задачи, которые он должен был осуществить. Поэтому он знал как и кого призвать на духовную борьбу с языческим мировоззрением и образом жизни окружавших его народов. Здесь число тридцать  отображает полноту духовно вооруженных людей, способных к «Войне» Словом Божьим. (см. «Число 3,30», «Воин», «Война»)

         Слово  «Гай» (означает - «обломки», «развалины») - это второй после Иерихона город, которым овладели Израильтяне в Ханаане. Этот город, как и Иерихон, пророчески образно представляет язычество с разнообразием его религиозно-политической системы.

         Слова «…чтобы добычу его и скот его» не подвергать «уничтожению», а «разделите себе» - говорит Господь.  (Иис.8:2)  указывают на то, что язычество, символически представленное этим городом, уже не было так безнадежно фанатично, чтобы все было подвержено «заклятию», т.е. полному отвержению. Иисус Навин  призвал «разделить себе» все то языческое достояние народов,  что могло бы служить для их духовного преобразования.

       (Например - также происходило и при исходе Израильтян из Египта, когда по велению Бога, Израильтяне заимствовали у Египтян их ценности. (Исх.11:2; Пс.104:37)

      Люди Ниневии, как и «жители города Гая», которые не в состоянии «отличить правой руки от левой» – это та «тварь, которая ожидает откровения сынов Божьих». (Иона.4:11; Рим.8:19) Людей, не пораженных безнадежной слепотой язычества, не оказывающих яростного сопротивления, способных к духовному просвещению, следует «разделить» между теми Израильтянами, кто способен обращать их к Богу для спасения.

        «Сделать засаду позади города» - означает духовно победить языческую религиозно-политическую систему, овладеть возможностью преодолевать  сопротивление Истине Божьей Воли, необходимо (по совету Бога), «зайти  с задней, тыльной стороны», т.е. Светом Истины осветить и открывать все изначальные греховные пути их беззакония, со всем их безумием, которые постоянно, на протяжении всей истории, приводят к трагическим последствиям; выявить ввергающую в погибель всю «Тайну беззакония». Открыть пройденный ими позорный, ужасный исторический путь со всеми их каинитскими «достижениями», с которыми они, отвергнутые Богом, – т.е. «проклятые», «предстали» перед судом Света Его вечных Законов истинной Жизни.  (Быт. 4:11; Иоан.3:19 )

       «мы побежим от них» - чтобы избежать прямого «столкновения» с людьми,  одержимыми религиозным и политичным фанатизмом, люди истинной Веры всегда уходили, уклонялись и избегали всего, что вызывало бы  яростную воинственность против неприемлемого им свидетельства Божьих Истин.

      («Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». (Матф.7:6; Прит.9:8)

        «...мы отвлечем их от города…» - Язычество, во всем многообразии его проявлений, всегда насилием и жестокостью утверждает «правоту» своего безумия. Ослепленное властью тьмы, оно с невозмутимым спокойствием продолжает кощунствовать. И когда их «мерзость запустения» достигает крайних мер, тогда оно с яростным фанатизмом «выходит» воинствовать со всеми непокорными. Ослепленные уверенностью в правоте своего беззакония, всю свою систему безумия («Город») они считают постоянной, и без изменений оставляют погружаться во все самые гнусные злодеяния. (см. «Город», «Язычник»)

         Своим уклонением, уходом, бегством от их греховного образа жизни, народ истинной Веры «отвлекает» на себя слепую ярость и все жестокости язычества. В этой неистовой борьбе с народом истинной Веры, язычество «открывает свой город», т.е. открывает, обнажает свой «тыл», всю свою подноготную, – «тайну беззакония» (2Фесс.2:7), откуда исходит вся эта бесовщина. Нечестивая система религиозно-политического безбожия исчерпывает весь свой «ресурс» беззакония; сама для себя становится невыносимой и рушится под тяжестью всех своих злодеяний. Исполняются пророческие предвидения: (Наум.3:1-; Авв.2:1; Пс.9:16) «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». (Откр.22:11; Матф.13:30)

      «…зажгите город огнем по слову Господню» - Слово Господне – это Истина. Всю совокупность зла языческой системы правления, выраженной во всех её заблуждениях, беззакониях и преступлениях, следует выявить во свете осуждающего, сжигающего «Огня» Истины Слова Божьего, «…потому что Бог наш есть огонь уничтожающий». (Евр.12:29)      

       («Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?» Иер.23:29; Евр.1:7)

      «...Так говорит Иегова Бог.. Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ - дровами, и этот [огонь] пожрет их» –  Бог,  устами праведников,  их благовестием, провозглашением  Истины Слова Бога, так будет «сжигать», истреблять  безбожный образ мышления и греховный образ жизни народов языческой системы. (Иер.5:14) (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Благовестие», «Истребление», «Слово», «Народ»)

        Разоблачение злодеяний среди нечестивцев, преступников воспламеняет яростный огонь междоусобных обвинений, непримиримой ненависти, огонь взаимоуничтожающей вражды. (см. «Огонь»)

    («И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых». Пс.105:18)

 

 

 

18.  «…все цари…Хеттеи, Аморреи, Хананеи, Ферезеи, Евеи и Иевусеи, 2 собрались вместе, дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем.» Иис.Нав.9:1,2 

       Язычество во всем его многообразии различных «Царей», т.е. царствующих греховных идеологий и ложных верований, явилось следствием отступничества народа от Веры в Единого Бога Иегову, от мудрости Его Единых Законов истинной жизни.  (см. «Закон», «Царь»,)

       Характерные особенности  различных форм и систем язычества представлены разными народами, – потомками Хама, рода, «проклятого» Богом, т.е. отторгнутого от духовного рода праведников. (см. «Хам», «Язычник»)

      Погрязшие  в грехах беззакония,  народы - отступники от Веры в Единого Бога, осквернили изначальную истинную Веру  Патриархов,  создали свой, языческий образ жизни с хитрыми  системами  порабощения и поклонения тьме различных диких культов религиозного, политического и всякого идолопоклонства.  (см. «Отступник»)  

      Израильтяне, вышедшие из  «Египта» в духовно  опустошенном состоянии, на протяжении сорокалетнего странствования в «Пустыне» греховного мира,   медленно освобождались от  «египетского», греховного рабства. (см. «Египет»)

      И только с новым поколением,  возрожденным в Истинной Вере в Единого Бога  и приобретшим духовный опыт, Иисус Навин смог преодолевать яростное сопротивление языческого образа жизни  среди духовно невежественных народов. Израильский народ с Иисусом Навином  явился духовной опасностью и угрозой для  предводителей всяких направлений язычества с его блудливыми религиями, лжеучениями, идеологиями, грехами беззакония. (см. «Израиль, Израильтянин», «Народ»)

        «…дабы единодушно сразиться с Иисусом и Израилем» -  осознавая духовное преимущество и силу «Израиля», т.е. Божьего народа, язычество во всех его разнообразных формах всегда объединялось в единомыслии зла против народа истинной Веры, отображенного в образе «Иисуса» и «Израиля.» (см. «Война», «Израиль, Израильтянин»)

       («Вот, будут вооружаться [против тебя], но не от Меня; кто бы ни вооружился против тебя, падет.» Ис.54:15)

      («Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог!» Ис.8:10)

 

 

19.  «Жители Гаваона послали к Иисусу .. сказать… приди.. спаси нас ..собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах…9 И пришел на них Иисус внезапно, всю ночь шел он из Галгала. 10 Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением…» И. Нав.10:6,9,10     

          «…собрались…все цари Аморрейские…И пришел на них Иисус внезапно» - когда перед тьмой царствующих ложных верований и греховных, губительных идеологий - этих объединенных сил языческого безбожия, «внезапно» открывается духовно превосходящая сила Божьего народа, обличающего, разоблачающего Светом Истины Воли Божией всякую «мерзость запустения» растлевающей т.н. культуры греховного мира, отступничества народа от Веры в Единого Бога Иегову, – это неожиданное явление повергает греховно живущие народы и их предводителей в тревогу, растерянность, паническое замешательство, в духовное поражение. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Поражение»)

       («…и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши.» 1Цар.17:47)

 

 

20.  «…Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю…» И.Нав. 10:12

         Аморреи – это ханаанское племя, происходившее от Ханаана,   потомки которого погрязли во грехах беззакония, в культах религиозного, политического и различного идолопоклонства. Это самое  воинственное из всех племен, языческих народов,, рядом с которым жили  Израильтяне. (см. «Язычник»)  

      Аморрейский народ – это  пророчески прообразное олицетворение всей совокупности язычества с его  религиозно-политическими идеологиями,     его беззакониями, коварством, ухищрениями, жестокой воинственностью  против  народов   истинной Веры. (см. «Аморрей»)

 Его корни –   грубый материализм, угождение сугубо плотским интересам.  Его плоды –  губительные кровавые последствия беззакония. Вся эта разлагающая нравственность  греховная система, обречена на саморазрушение и исчезновение. («Я (Господь) истребил…Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу.»  Ам.2:9)

           «Иисус воззвал к Господу в тот день» -   согласно Божьим Закономерностям, это пророческое предопределение осуществится в «тот День», т.е. в тот период,  когда  духовный Израиль, т.е.  люди  истинной Веры из всех народов, освободившись из «Египетского» греховного рабства, обретут духовную силу преодолевать язычество во всех его проявлениях и обращать народы  к истинному познанию и исполнению Божьих Заповедей. (см. «Заповедь», «День», «Израиль, Израильтянин»)

     

   

 

21.  «Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом [на сражении].

12 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!

13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: "стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день"?

14 И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля.» Иис.Нав.10:11-14  

              «12 Иисус воззвал к Господу в тот день… и сказал пред Израильтянами: стой, солнце…13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим.» - «Солнце»  - это символ господствующей идеологии, учения.

«Луна» -  это символ  отражения «Солнца», т.е. восприятие и реализация  этих идеологий  в практике. И то и другое может иметь как положительное, так и отрицательное значение.

          «Иисус воззвал к Господу…и сказал…стой, солнце»  - «Солнце» Слова Божьих Заветов духовно освещало  праведников и грешников, помогая праведникам  в истреблении неправды,   нечестия, беззакония. Об этом «взывает  к Господу», т.е.  и просит И.Навин. (см. «Завет», «Праведник, Праведность», «Истребление»)  

        Выражение "остановилось" «Солнце», кроме значения "стоять", имеет и значение: молчать, оплакивать, гибнуть. И тут, возможно, просьба о продолжении времени  раскаяния у заблудших людей по отношению к своим прежним идеалам.  И положительное и  отрицательное  значение  образов «Солнца» и «Луны» тесно связаны между собой,  так как насколько наступает свет, настолько отступает тьма. (см. «Господь»,  «Солнце», «Луна»)      

      «…доколе народ мстил врагам своим.» -  слово  «месть», «мстить»   помимо отрицательного значения,  во многих контекстах Библии имеет положительный смысл.

      (В. Даль: мстить с предлогом мщать (замещать)  кого, за кого; кому, чем, за что; отплачивать, воздавать…)

       Только при Свете Солнца Откровений Божьих и Его Благословений, народ истинной Веры  под управлением Иисуса Навина осуществлял духовную победу. Эта победа состоит в том, чтобы возместить язычникам потерянную ими Веру в единого Бога. Поэтому,  согласно словаря В.Даля, слово «мстить», можно воспринимать как «Замещать», заменять тьму греховного жестокого образа жизни язычников Светом Праведности,  благовествуемым Иисусом Навином. Только так Господь исполнил благое стремление Иисуса «остановить», утвердить духовную победу при сиянии полноты Небесного Света Истины. (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Благовестие»)

            («Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.» 1Иоан.5:4)

 

 

22.  «Иисус сказал: "привалите большие камни к отверстию пещеры и приставьте к ней людей стеречь их…» Иис.Нав.10:18

      Чтобы прекратить существование греховного языческого образа жизни народа, укрывающегося от окончательного поражения, Иисус Навин повелевает закрыть, убрать всякую возможность его существования «Большими Камнями», т.е. преодолеть силой возвещения несокрушимых, незыблемых Твердынь Истины Воли Божией. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Камень»)

        Поставить «Сторожей» означает - выбрать благовестников истинного Боговедения, чтобы   Светом Слова Божьего они могли предостеречь, предупредить о беде совершения греха, преградить дальнейшие пути их безбожной жизни, ведущие  его к духовной гибели. (см. «Сторож»)

 

.

23.  «Тогда Иисус сказал: откройте отверстие пещеры и выведите ко мне из пещеры пятерых царей тех. 23 Так и сделали: вывели к нему из пещеры пятерых царей тех: царя Иерусалимского, царя Хевронского, царя Иармуфского, царя Лахисского и царя Еглонского.

24 Когда вывели царей сих к Иисусу, Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: подойдите, наступите ногами вашими на выи царей сих. Они подошли и наступили ногами своими на выи их.

25 Иисус сказал им: не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать.

26 Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера.

27 При захождении солнца приказал Иисус, и сняли их с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, которые там даже до сего дня.»  Иис.Нав.10:22-27

        «Потом поразил их («Пятерых Царей») Иисус и убил их и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера.»  -   образный смысл этого повествования состоит в том, что Иисус Навин начал осуществлять все Предопределения и Предначертания Бога  о необходимости «поражения врагов», т.е. об избавлении народа от беззаконий, заблуждений, идолопоклонства.  (см. «Царь», «Число 5»)

         Так,  Иисус Навин, «облеченный во всеоружие Божие», т.е. взявший «Меч» Слова Божьих Заветов, вступил в великую духовную борьбу с «Царями», - с властвующими идеологиями, заблуждениями, беззакониями политических и духовных предводителей разных  направлений язычества. (см. «Война», «Поражение»)

         «…поразил их Иисус  и убил их и повесил   их на пяти деревах;» -  каждого из них,  поразив их Словом Истины,  «повесил», т.е. указал, обличил на том «Дереве» их пустого, губительного учения»,  которым они в своем безумии жестоко  удерживали народы в темноте бездуховности, ввергающей их в совершения беззаконный.  Об этом говорят пророки:      

        («…они бессмысленны и глупы; пустое учение - это дерево.» чит. Иер.10:8)

      («Народ… вопрошает свое дерево… ибо дух блуда ввел их в заблуждение.»  Ос.4:12)

        «При захождении солнца… сняли их («Пять Царей») с дерев, и бросили их в пещеру, в которой они скрывались, и привалили большие камни к отверстию пещеры, которые там даже до сего дня.»  -  праведниками, представленными в образе Иисуса Навина, определено «бросить в пещеру» «Пять Царей», т.е. пять проявлений греховной системы,    их лжеучения, идеологии и их последователей разоблачить осуждающим Словом Божьим и навсегда заключить в позорной «преисподней» небытия,  навечно, «до сего дня», быть «приваленным Камнями» Твердынь Истины Божьей Воли.   (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Слово», «Камень», «Число 5»)

      («…Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла…Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.»  Лук.20:17,18)

 

 

.

24.  «И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем. 6 Но Господь сказал Иисусу: не бойся их, ибо завтра, около сего времени, Я предам всех [их] на избиение [сынам] Израиля; коням же их перережь жилы и колесницы их сожги огнем.

7 Иисус и с ним весь народ, способный к войне, внезапно вышли на них к водам Меромским и напали на них.

8 И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы.

9 И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожег огнем.

10 В то же время возвратившись Иисус взял Асор и царя его убил мечом (Асор же прежде был главою всех царств сих);

11 и побили все дышащее, что было в нем, мечом, предав заклятию: не осталось ни одной души; а Асор сожег он огнем.

12 И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень;

13 впрочем всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли Израильтяне, кроме одного Асора, [который] сжег Иисус.

14 А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечом, так что истребили [всех] их: не оставили ни одной души.

15 Как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так и сделал: не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею.

16 Таким образом Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную, всю землю Гошен и низменные места, и равнину и гору Израилеву, и низменные места...» И. Нав. 11:5-16

       Это образное повествование раскрывает историю духовных сражений праведников Божьих с  народами языческих верований. (см.  «Праведник, Праведность»)

        После освобождения из «Египетского» рабства, духовно возрожденная Вера народа Израиля представляла явную угрозу язычеству. Для защиты и удержания народов во власти  тьмы беззакония, вся мировая система язычества, во всем ее множестве и разнообразии, представленная здесь в образе «Царей», объединилась в жестоком противоборстве с   Верой   истинного духовного «Израиля», состоящего из разных народов. (см. «Израиль, Израильтянин»,  «Народ»)

      Все силы зла, от самого «пещерного» образа мышления, диких языческих суеверий, до самых современных, изощренных его форм, представленных неоязыческими безбожными религиями, идеологиями, политическими и всякими материалистскими доктринами и философскими системами, – весь этот   «преисподний ад» беззакония пришел в скрытое и явное жестокое противоборство с  истинными  служителями Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)

       («Ад преисподний пришел в движение… поднял всех царей языческих с престолов их…» Ис.14:9)  

       («Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:  селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне, Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира» (Пс.82:6-10)

      («…злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.»Ис.24:16)

       «5 И собрались все цари сии, и пришли и расположились станом вместе при водах Меромских, чтобы сразиться с Израилем» -   «Цари», т.е. различные политические и религиозные властители народов, объединились в ненависти и мести к праведному народу, представленному здесь в образе «Израиля», обличающему их беззакония. Эти представители лживых верований  «расположились станом», т.е. окружили исполнителей Воли Божьей, - Его Пророков, праведников для того, чтобы «сразиться с Израилем», т.е.  искажая их благовестие Правды Слова Божьего, подавить, скрыть эту Правду, разоблачающую их  беззакония. (см. «Царь», «Израиль, Израильтянин», «Правда»)

           Ненависть религиозных и политических властителей народов  к праведникам направлена на то, чтобы разными способами, применяя различные методы и формы подавления их деятельности, «сразить» их, т.е. подорвать их Веру, рассеять, уничтожить любое сопротивление жестокой греховной власти, запугать, оклеветать, загубить их благовестие Истины,  уничтожить их физически. (см. «Праведник, Праведность», «Власть», «Властелин»)

       «6…Господь сказал Иисусу…коням же их перережь жилы…» - умудряемый  познанием Воли Божьей, осознавший Его Откровения,  Иисус Навин так был научен тому, как победить духовных противников.  (см. «Господь», «Бог», раздел «Действия Бога», «Откровение»)    

       «Кони» –  здесь это образ  народа – этой «везущей», движущей силы   воинствующего религиозного безбожия,    языческого материализма. (см. «Конь», «Народ»)

         Исполнители  и благовестники Божьих Заповедей «перережут жилы их коням»,  т.е преодолеют воинственность греховно живущих народов,  разоблачением их греха устранят силу их идеологов, их предводителей, лишат их возможности, продвижения внедрения их  губительных идеологий и догм в сознание народов. (см. «Заповедь», «Благовестие»)

       («…тобою (Израилем)  поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ее…» (чит.Иер.51:21)

      Согласно Божьим Закономерностям всякое развитие злодеяний подвержено неизбежному саморазрушению. Совершаемое нечестивыми народами  безумство беззакония, дошедшее до крайних критических пределов, обречено на неминуемое уничтожение.

       («В тот день, говорит Господь, Я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием; всякого же коня у народов поражу слепотой.» Зах.12:4

         «…и колесницы их сожги огнем»  -  «Колесницы» – это символ движущей, какой-либо религиозной, политической  воинственной идеологии, обладающей определенной силой, средствами, методами и формами ведения борьбы со своими  противниками. Это воинственные  идеологии,   воздействующие на чувства и сознание человека и общества, представляющие  угрозу духовному возрождению народов.  (см. «Колесница»)

         Все системы беззакония во всем многообразии их безумия подвергнутся  уничтожению «сжигающим  Огнем», «Светом» разоблачающего и осуждающего  Слова Истины.  (см. «Огонь», «Слово», «Свет»)

         («И будет в тот день, говорит Господь: истреблю коней твоих…и уничтожу колесницы твои».» Мих.5:10)

         («Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день.» (Ис.10:17)

         («...Так говорит Господь Бог: вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ - дровами, и этот [огонь] пожрет их.»  Иер.5:14)

      «8 И предал их Господь в руки Израильтян, и поразили они их, и преследовали их до Сидона великого и до Мисрефоф-Маима, и до долины Мицфы к востоку, и перебили их, так что никого из них не осталось, кто уцелел бы» - Бог, устами Праведников, Пророков,  Словом  Истины утвердил Свою Волю,  раскрыл обманный смысл и фальшивость всех лжеучений, идеологий «так, что никого не осталось, кто уцелел бы», т.е. не стало никого,  кто мог бы дальше жить греховной жизнью, не будучи разоблаченным Праведниками. (см. «Бог», раздел «Действия Бога", «Воля Бога, Воля Человека»)

           «9 И поступил Иисус с ними так, как сказал ему Господь: коням их перерезал жилы и колесницы их сожег огнем» - исполняя Волю Божью, Иисус Навин, руководствуясь познаниями Откровений Воли Божьей, «Коням» греховной системы мира, т.е. его воинственным предводителям, заградил уста Правдой Слова Бога, и так «перерезал Жилы», т.е. изобличил фактами их злодеяний, устранил их силу к возражению зла,  к его оправданию. «Коням», т.е. выразителям лживых идеологий, этот Праведник «перерезал жилы», т.е. разоблачил их ложь, и этим лишил их силы воздействия на народ Божий. (см. «Война», «Конь»)

      «Колесницы» их, т.е. различные методы и формы, посредством которых распространялась ложь языческих, греховный верований, Иисус Навин  «сжег Огнём» Правды, разоблачил Истиной Божественных Законов.  (см. «Огонь», «Правда», «Колесница»)

       «12 И все города царей сих и всех царей их взял Иисус и побил мечом, предав их заклятию, как повелел Моисей, раб Господень;» - все «Города», т.е. все системы греховного мира и всех «Царей», т.е. всех властителей этих систем, Иисус Навин, руководствуясь познаниями Воли Божьей, открытой  ему Моисеем, так  «побил» «Мечом», - разоблачил  Словом  Истины, уничтожив их духовно. (см. «Меч», «Город»)

      «16 Таким образом Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную, всю землю Гошен и низменные места, и равнину и гору Израилеву, и низменные места» - Праведник Божий - Иисус Навин сумел духовно победить все разновидности греховных идеологий, ее «нагорные» и «низменные»  формы и разновидности.

      Он также победил и «Гору Израилеву», т.е. объяснил народу Израиля необходимость преодоления их фальшивого, фарисейского, только буквалистического разумения и исполнения Воли Божьей. (см. «Гора», «Израиль, Израильтянин»)

 

25.  «…Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии…сила у тебя велика18 «и гора будет твоею, и лес сей; ты расчистишь его, и он будет твой до самого конца его; ибо ты изгонишь Хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они сильны». Иис.Нав.17:17,18

   «…Иисус сказал дому Иосифову, Ефрему и Манассии…ты изгонишь Хананеев, хотя у них колесницы железные, и хотя они сильны.» -   Иисус Навин, умудряемый  познанием Воли Божьей, осознавший Его Откровения,  так был научен тому, как «изгнать»,  победить духовных противников.  (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Изгнанник, Изгнание»,   «Откровение»)    

       Различные языческие религии, пророчески представленные Хананеями, непременно будут изгнаны праведниками  с религиозных высот, которые они захватили, и удерживают силой своих традиционных блудливых верований, символически представленных «железными колесницами». (см. «Ханаан», «Колесница», «Дом»)