(см. "ОБОЛЬСТИТЕЛЬ, ОБОЛЬЩЕНИЕ", «СОБЛАЗН», "САТАНА", "ДИАВОЛ")
Содержание:
1. Мар.1:12-13 («Немедленно после того (после «крещения») Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему»)
2. Мт.4:1-3 («..И приступил к Нему искуситель»)
Лк.4:3 («и сказал Ему диавол, если Ты Сын Божий то вели этому камню сделаться хлебом»)
3. Евр.4:15 («искушен во всем, кроме греха.»)
4. Сир.2:1 («Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению»)
5. От.3:10 («И сохраню тебя от часа искушения, который придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле»)
6. 1Кор.10:13 («Вас постигло искушение не иное, как человеческое: и верен Бог Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так - чтобы вы могли перенести»)
7. Пс.25:2 ("Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое,..")
8. Дан.12:10 («Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.»)
9. 1Петр. 4:12 («Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас страшного»)
10. Иак.1:12-15 («Блажен человек который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.»)
11. Быт.22:1,2 («Бог искушал Авраама....Бог сказал: возьми сына твоего, которого ты любишь Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе»)
12. Евр.11:17 («Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака…»)
13. Мт.6:9,13 («Отче наш…не введи нас в искушение»)
14. Ис.7:12 («Не буду просить и не буду искушать Иегову»)
15. 1Кор.10:9 («Не станем искушать Христа…»)
16. Мт.4:5,8,9 ("Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола...»)
17. Матф.4:5,6 («Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма...»)
18. Лук.10:25 («И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»)
19. Матф.16:1 («И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба»)
20. Деян.15:10 («Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?»)
Втор.6:16 («Не искушайте Господа, Бога вашего,..»)
Матф.4:7 («Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего»)
21. 1Кор.10:32 («Не подавайте соблазна ни Иудеям ни Еллинам, ни церкви Божией»)
22. Суд.3:1-4 («Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских.»)
23. ИСПЫТАНИЕ
Иак.1:2,3 («зная, что испытание вашей веры производит терпение;)
«Искуситель» - это хитрый, коварный человек, противник Истины Воли Божией, Божьих Заповедей, образно именуемый «Диаволом», «Сатаной», «Змеем», пытавшийся искусно соблазнять на совершение беззаконий первое поколение народов, отображенных в образе первого Человека («Адама»), который на протяжении «Шести Дней», шести исторических периодов своего духовного становления, познанием и исполнением Божьей Воли отобразил, сотворил в себе духовный «Образ» и «Подобие» Бога.
«Искуситель» - это также образ плотских чувств, греховных желаний человека, которые противоречат Воле Божьей, Его Заповедям и потому «искушают», испытывают человека.
«Искушение» - это испытание, прельщение, событие, дело, соблазнительное, привлекательное своей силой, способной изменить мышление и образ жизни человека, столкнуть, спровоцировать, увлечь его на путь нарушения Воли Божьей.
«Искушать» - стремиться совратить человека к совершению греха лукавством греховной мысли, речи, греховным перед Волей Бога действием, и так отдалить, отстранить человека от пути блага, от Истины, от духовности, нравственности.
«Искушать» - это смущать какими-либо соблазнами, приманками, прельщать сугубо плотскими интересами, какой-либо выгодой, чувственностью.
«Искушать» - также означает вольно или невольно создавать сомнение, неуверенность в том, что истинно; создавать шаткость духа, убеждений, принципов, взглядов; ставить в положение духовного выбора в чем-либо относительно ранее занимаемой позиции.
«Искушать», также в значении испытывать себя (или другого), изведывать, убеждаться опытом в образе чувств, мыслей или действий.
«Искушение» - это психологическое, духовное состояние борьбы двух начал в сознании человека: Добра и зла, побуждений совести и плоти.
1. «Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.» Мар.1:12,13
«Искушение» Иисуса Христа - это испытание действительно ли Иисус есть «Христос», т.е. является ли Христос «Мессией» - духовным Освободителем народов. (см. «Мессия»)
Это «Искушение» также явилось утверждением правоты и истинности Учения Христа. (см. «Христос», «Учение»)
«12 Немедленно после того (после «Крещения») Дух ведет Его в пустыню» - сразу после того, как Христос совершил «Крещение», т.е. погружение в познание Писаний Пророков, о которых благовествовал и Иоанн Креститель, Дух познанной Истины Божьей «ведет» Христа, т.е. воодушевляет, направляет Христа в «Пустыню» бездуховного народа, пребывая в среде которого, Христос был «искушаем Сатаною», т.е. различными обстоятельствами и людьми, которые склоняли Его к нарушению Воли Божьей. (см. «Воля Бога, Воля Человека", «Дух», «Сатана», «Диавол», «Пустыня»)
Образное выражение «Дух ведет Его в Пустыню» - это осознание Христом «пустынной», т.е. бездуховной, греховной жизни народов, в среде в которых будет проходить благовестие Его Учения, и в которой были разные искушения и духовные сражения «со Зверями», т.е. с идеологами греховного мира.
«13 был Он…в пустыне»- Иисус Христос находился в «Пустыне» бездуховности Израильского народа, в которой и происходило «искушение», испытание Иисуса Христа в верности Богу. (см. «Пустыня»)
«13 сорок дней, искушаемый сатаною...» -число сорок символизирует полноту, предел физических, эмоциональных возможностей человека. (см. «Число 40», «Сатана», «Искушение», «Диавол»)
«…был Он там в пустыне сорок дней...» - в «Пустыне» бездуховной религии Израиля, искушаемый противниками Истины Воли Божьей, Христос, силой Духа Истины Воли Божией боролся со «Зверями», т.е.с религиозными и державными представителями Израильского народа. (см. «Пустыня», «Зверь»)
В этом духовном противостоянии против всех их заблуждений и беззакония, свидетельства Посланников Божиих, Моисея и Пророков («Ангелов»), на которые ссылался Иисус Христос, так «служили» Ему, укрепляя Его силы в духовной борьбе. (см. «Христос»)
«Сорок Дней» - это образ совокупности всех возможностей человека, преодолевающего какие либо трудности, решающего какую-либо задачу. (см. «Число 40»)
«…искушаемый сатаною» - понимается не в мистическом толковании (в значении «Сатаны», как некого бестелесного духа»), но как нравственное столкновение святой воли Христа с извращенными стремлениями Его противников-«Зверей», а также человека-противника Воли Божьей. (см. «Сатана»)
Образное выражение «искушаемый сатаною» понимается также, как «искушаемый собственною плотью», которая всегда пытается «искусить» человека, склонить его на противление Воле Бога, на совершение беззаконий.
Выразитель противления Воле Бога, зная, что Иисус Христос говорил о Себе как о духовном «Хлебе Жизни», предлагает Ему превратить «пустынные камни» различных лживых религиозных догм в «Хлеба». Речь идет о предложении вначале устроить материальное благополучие народа, а уже потом учить о духовном. Учение же Христа противоположно – Христос учил искать, прежде всего, не материального, но духовного. А материальное после «приложится» само собою, закономерным и естественным способом, как следствие праведной жизни. Предложение лукавого и хитрого собеседника Христа сделать «Камни» «Хлебами» означало предложение «накормить» народные массы только материально, но не в первую очередь духовно. Этот способ мышления представляет собой емкий образ всех материалистических взглядов греховного человека. (в том числе и того, с кем вел разговор Христос). Такое же предложение исходило и от Иуды Симона Искариота: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим.?»
«…искушаемый сатаною, и был со зверями» - Иисус Христос, в полноте Своих физических возможностей («Сорок Дней»), находясь в среде духовно опустошенного общества защищал, отстаивал Истину Воли Бога и противостоял различным «Зверям»: представителям политических властей Рима, желающих уличить Его в чем-либо противозаконном. (см. «Пустыня», «Зверь»)
Искушали, испытывали Иисуса Христа также и учителя Иудейской религии, представители синагоги, склоняя Его согласиться с их сугубо буквальным толкованием духовно -образных изречений в Писаниях Моисея. Вступали в споры, противостояние со Христом и люди, принадлежащие к различным философским учениям, верованиям. (см. «Христос», «Сатана»)
(Иисус Христос также противостоял предложениям применить Его Учение в политических целях для создания независимого Иудейского государства. Он отвергал предложения возглавить восстание против Рима, не желал получения власти, славы или материальной выгоды.)
«…и был со зверями» - в этом противлении Иисусу Христу вместе с религиозными противниками были представители и политической власти, которые разъяренно реагировали на миролюбивое Учение Иисуса Христа, опасаясь потери своей власти. Своим зверским характером, агрессивным мышлением и поведением такие люди усиленно противоборствовали мировоззрению, проповеди и Учению Иисуса Христа о праведном образе жизни. (см. «Зверь(и)»)
Иисус Христос, Словом Божьим, вел духовно-образное сражение со «Зверями», т.е. с властвующими людьми, имеющими «звериный», жестокий, хитрый образ мышления и жизни - с представителями религии, политики, философии и др. (см. «Зверь», «Власть», «Властелин»)
«…был в пустыне…искушаемый сатаною» - Иисус Христос был в «пустынном», духовно-опустошенном религиозном мире Израильского народа. В таком бездуховном обществе Иисус Христос был «искушаем» неизвестным человеком, яростным противником того духовно-нравственного Света Учения, которое Христос проповедовал.
Представители религиозных и политических властных структур Израиля («Звери») пытались переубедить, переманить, соблазнить, склонить Иисуса Христа на свою сторону своими доводами необходимости их лжеучений, а также обещаниями различных материальных выгод и перспективой предоставления Ему религиозной и политической власти.
«Сатаной» могли быть также и личные мысли Самого Иисуса, продиктованные Его плотью, которая искушала Его также, как и любого человека.
«…Ангелы служили Ему» - в таких жестких обстоятельствах противоборства языческому инакомыслию, зверскому образу мышления Иисус Христос применял, использовал, служившую Ему защитой Мудрость Слова Божия, засвидетельствованную Его Посланниками: Пророками и Патриархами, т.е. «Ангелами». (см. «Ангел»)
В этом противостоянии и борьбе с людьми, представляющими силы тьмы, восстающими против Учения Истины, Иисус Христос использовал силу Мудрости и Дух Слова Бога, которые были выражены всеми Посланниками Бога – от Мелхиседека, Моисея и Пророков. Эти «Ангелы», - Посланники Бога, благочестивые люди-праведники, «служили» духовным содействием, поддержкой и ободрением Иисусу Христу, т.е. помогали ему преодолевать трудности этого периода Его жизни. (см. «Праведник, Праведность», «Служение»)
«Ангелы» - это Патриархи, Пророки, которые поддерживали, помогали Иисусу Христу переносить всевозможные плотские, «дьявольские» искушения, как от Его собственной плоти, так и от окружающих Его грешников.
2. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.» Матф.4:1-3
«И сказал Ему диавол; если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.» Лк.4:3
Путь Иисуса Христа - это путь людей, составляющих Его «Церковь», которая благовествуя Его Учение, обязательно встречается с «Диаволом», т.е. с противниками Воли Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Диавол», «Сатана», «Змей»)
Первое «Искушение», которое встречает Христос – это искушение материальными выгодами для плоти. (см. «Христос»)
«1…Иисус возведен был Духом в пустыню...» - познанием и исполнением Воли Божьей, движимый любовью и милосердием к людям, Иисус Христос так был «возведен», призван, воодушевлен идти в «Пустыню» духовно опустошенных народов благовествовать им Дух Истины Воли Божьей, исполнение которой дает спасение, избавление от греха и смерти. (см. «Пустыня», «Благовестие», «Спасение»)
«1…для искушения от диавола…» - находясь в «Пустыне», т.е. среди духовно опустошенных народов, Христос подвергался их различным искушениям, соблазнам- нарушить Волю Божью.
В образе «Диавола» могли быть как противники Воли Божьей и Учения Христа, так и Его собственные мысли и соблазны плоти. (см. «Диавол»)
«3...И приступил к Нему искуситель» - Евангелисты не сообщают кто именно подошел с провокационным разговором ко Христу, но характеризует этого человека словами «Искуситель», «Диавол». (см. «Диавол», «Сатана»)
Это был хитрый, коварный человек, противоборствующий святому образу жизни и Учению Иисуса Христа, который словами: «…скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» хотел склонить Христа к нарушению Божьих Заветов. (см. «Христос»)
Также «искусителем» Христа могли быть мысли, сомнения Самого Иисуса, которые некоторое время одолевали мышление Христа, к Которому так «приступил» «Искуситель» - клеветник.
"3… скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.» - т.е. не Слово Божье, не вера, которая от Слова, не «Хлеб» исполнения Воли Божьей, но «Камни сии» - тщеславие, обольщение и заблуждения, обольщение богатством мира сего, земное богатство. Плотская натура человека («Диавол») говорит: Пусть земное богатство станет тебе хлебом! Живи этим, питайся этим, пусть все твои мысли будут заняты только материалистским достатком, только поисками власти, только поисками авторитета земного и т.д. Эти «Камни» пусть станут тебе «Хлебом», т.е. жизненными ценностями. (см. «Камень», «Хлеб»)
3. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.» Евр.4:15
«…искушен во всем, кроме греха.» - Иисус Христос преодолел все «искушения», все соблазны во всем угождать своей плоти и так нарушить Божьи Заповеди. Он испытал все тяготы жизни и все ее соблазны, но не совершил «Греха», т.е. не нарушил Волю Бога, выраженную в Его Заповедях. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь», «Христос», «Грех»)
(«Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.» 1Пет.2:22)
(«смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.» Фил.2:8)
4. «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению.» Сир.2:1
Если человек решает «служить» «Господу, Богу Иегове, т.е. исполнением Его Воли следовать за Ним как за своим духовным «Господином», он должен подготовить себя - свои чувства, эмоции, т.е. свою «Душу», к различным испытаниям греховными требованиями своей плоти, и к сопротивлению соблазнам греховного мира. (см. «Господь», «Бог», «Иегова», «Душа»)
Тот человек, который старается жить по Божьим Заповедям всегда встречает искушения (как от собственной плоти, так и от окружающих его людей) их нарушить. (см. «Заповедь»)
5. «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле.» Откр.3:10
«…годины искушения...» - это определенный период, время, момент, ситуация в жизни человека, когда возможно духовно-нравственное испытание, подтверждение духовной стойкости, приверженности своей вере, жизненному пути, выбору цели. (см. «Время)
«…Я сохраню тебя…» - Законы установленные Богом, Слова Воли Бога, провозглашенные праведниками и исполняемые человеком, таким образом обеспечат такому человеку духовную целостность, нравственную его чистоту, способность к дальнейшей праведной жизни.
Посредством выполнения Воли Бога, приобретения истинной мудрости, так Бог «сохраняет», уберегает человека от различных ситуаций, которые характеризуются как «искушение». (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«Искушение», которое «придет на всю вселенную» - это испытания, которые во все времена греховной истории человека были мерилом его духовно-нравственной прочности и, особенно, в её завершающем периоде.
6. «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемым сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.» 1Кор.10:13
«…искушение…человеческое…» - т.е. присущее характеру человека, соответственно его наклонностям, обольщение, испытание его совести, составляющей его личность. (см. «Человек», «Обольститель, Обольщение»)
«Бог…не попустит вам быть искушаемым сверх сил...» - только Бог «знает» сердце человека, т.е. все его возможности, способности переносить различные трудности, соблазны, заблуждения. Бог, умудряя человека Словом Своих Заповедей, так дает ему возможность знать, как перенести различные «искушения», различные соблазны, трудности. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь»)
«Бог…при искушении дает и облегчение...» - по Божественной Закономерности, человеку, испытывающему различные искушения, соблазняющие его нарушить Волю Божью, Богом дается и «облегчение», т.е. совет как избежать нарушения Его Воли. (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
7. "Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое..." Пс.25:2
Просьба человека к Богу, выраженная словами «искуси…и испытай меня» означает выражение желания человека приобрести духовный и практический опыт в познании и исполнении Воли Божьей, выраженной в Его Заповедях, и применить эти познанные Божьи Советы для достижения жизни в праведности. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Заповедь»)
Для человека многое может стать искушением, и только познавая и исполняя Божьи Заповеди он может преодолеть любое искушение и не нарушить их. (см. «Заповедь», «Соблазн»)
(«Испытай меня, Боже…и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.» Пс.138:23,24)
8. «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют.» Дан.12:10
«Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении…» - многие люди, познающие и исполняющее Божьи Заповеди, «убелятся», т.е. духовно очистятся, освятятся, их жизнь в различных житейских соблазнах и трудностях станет «переплавленной», т.е. нравственно и духовно измененной, преображенной праведностью. (см. «Заповедь»)
Нравственно и духовно нечестивые люди не смогут очиститься от греха, преодолеть, устоять от искушения совершения греха. Для таких людей искушение послужит духовным падением и смертью.
9. «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного…» 1Петр.4:12
Как огонь имеет свойство переплавлять и очищать металл, так и «Искушение», т.е. испытание в верности Слову Божьих Заветов, «очищает» благочестивого человека от заблуждений, сомнений, закаляет духовно, нравственно. (см. «Завет»)
«Огненное искушение» - это особое испытание, сильно выраженное прельщение, явный, прямой соблазн для человека.
Выражение «искушения, для испытания вам посылаемого» означает преодоление человеком различных искушений, соблазняющих его к нарушению Воли Божьей, и «посылается», встречается ему на его жизненной дороге для его «испытания», т.е. для его утверждения в его способности и силе к преодолению физического, духовного, психологического «искушения», обмана, заблуждения, соблазна. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Соблазн»)
Богом, в Его Заповедях, человеку указывается «облегчение», т.е. дается совет, как избежать нарушения Его Воли. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Заповедь»)
(«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам
быть искушаемыми сверх сил…» 1Кор.10:13)
10. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.» Иак.1:12-15
По другому переводу: выражение «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» переводится - "собственными желаниями".
Здесь акцентируется, что именно не кто-либо иной (извне), но только личные греховные мотивы выгод для собственной плоти побуждают, толкают, провоцируют человека стать противником Воли Бога.
Нет искусителя, соблазнителя иного, кроме как самого человека - личности, которая может выступать как в образе "Сына" Бога, так и Его противника - "Сатаны", «Диавола». (см. «Сатана», «Диавол»)
«Блажен человек, который переносит искушение…» - т.е. счастлив тот, кто испытывает несоответствие между плотью и духом, кто усмиряет духовную борьбу двух начал; плоти и духа. (см. «Благо», «Добро»)
Благословен тот, кто видит, в себе это «искушение» плотью, различает в себе два начала – Добро и зло.
Выражение «переносит искушение» означает - побеждает препятствия в выполнении Воли Бога, покоряет эгоизм плоти.
«Переносит», т.е. преодолевает, и это приносит человеку благо, блаженство, внутреннее спокойствие и уверенность в верности выбранного пути жизни по Воле Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
«Перенести искушение» означает с достоинством выдержать соблазн, вынести какое-либо испытание: духовное, физическое, нравственное, психологическое. (см. «Соблазн»)
«…он получит венец жизни…» - преодоление «искушений» человеком имеет важное значение в его жизни – для достижения жизни в праведности, приводящей к получению «Венца Жизни» - Жизни Вечной, т.е. существования личности человека вне его физического тела. (см. «Венец»)
«Венец Жизни» - это награда Бога человеку за прожитую в благочестии земную жизнь - приобретение возможности жизни «Небесной», вечной, т.е. жизни со Христом, как сейчас живет Он. (см. «Жизнь, Жизнь Вечная»)
«Искушение» в большинстве случаев воспринимается как испытание в чем-либо, как проба стойкости нравственной, духовной.
«Искушение» - это определение меры не соответствия, степени, глубины каких-либо качеств человека относительно Законов Бога. (см. «Закон»)
«Каждый искушается…собственною похотью» - раскрывается главный и единственный источник «Искушения».
«Искушаться собственною похотью» означает поддаваться, следовать греховным желаниям плоти, и таким образом совершать беззакония, нарушая Божью Волю. (см. «Воля Бога, Воля Человека»)
Никто иной не провоцирует, не соблазняет человека на «искушение» так близко и сильно, как собственная «похоть», т.е. плотские начала в человеке, живущем не по Законам Бога. Здесь утверждается мысль о том, что зло находится не вне нас, а наоборот, внутри человека, проявляясь через греховные запросы плоти. (см. «Похоть», «Соблазн»)
Каждый человек имеет свои индивидуальные греховные наклонности, унаследованные от родителей или приобретенные в жизни, которые необходимо преодолевать следованием Божьим Заповедям. (см. «Заповедь»)
11. «…Бог искушал Авраама...2 Бог сказал: возьми сына твоего, которого ты любишь Исаака, и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.» Быт.22:1,2
Выражение «Бог искушал Авраама» означает, что согласно открывшейся Аврааму Истине Воли Божией, он осознал, что его последователей, отображенных в образе его «Сына», духовно «рожденных» в его Вере, следует «принести во Всесожжение», т.е. духовно просветить, воспитать, подготовить на величественную духовную миссию служения Богу, для духовного просвещения народов. (см. «Авраам», «Сын»)
(Всеведущий Бог не мог так жестоко испытывать верность Авраама, повелевая ему физическим убийством его сына принести Ему жертву только для того, чтобы так «искушать», испытывать преданность Авраама.) (см. «Бог», раздел «Действия Бога»)
Бог не повелевал Аврааму физически убить своего сына, но призывал духовно-образно принести его «во Всесожжение», в «Жертву», т.е. предоставить его жизнь для истинного служения Богу. (см. «Всесожжение», «Жертва»)
Авраам должен был так духовно просветить, воспитать своего сына и отображенных в его лице духовных последователей Веры Авраама, чтобы на указанной Богом «Горе» Его духовно-нравственных Основ, его сын Исаак посвятил свои умственные и физические силы на исполнение Воли Божией для утверждения в народах истинной Веры в Единого Бога Иегову. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Гора»)
12. «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака…» Евр.11:17
«…Авраам, будучи искушаем…» - Авраам, находясь в среде языческого мира, постоянно испытывал его «Искушение», т.е. его разлагающее влияние, как испытание своего праведного образа жизни. (см. «Авраам», «Праведник, Праведность»)
«Авраам…принес в жертву Исаака…» - Авраам, приложив духовные усилия в воспитании последователей своей Веры, представленных в образе «Сына Исаака», передав им свои познания Воли Бога, тем самым «принес» их жизнь в истинную «Жертву» служения Богу. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Сын», «Исаак», «Жертва, Жертвоприношение»)
13. «Молитесь же так: Отче наш…13…не введи нас в искушение…» Мт.6:9,13
По другому переводу: «уведи нас от искушения».
Это мольба, обращение к Богу человека, старающегося следовать Его Заповедям, - сохранить его от таких обстоятельств (не допустить их, не оставить его в безысходной ситуации), при которых вследствие духовного несовершенства человека, его совесть, разум подверглись бы непосильному испытанию, чтобы человек, угождая греховным потребностям плоти, не совершил грех. (см. «Бог», «Отец», «Молитва»)
(«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.» 1Кор.10:13)
14. «И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.» Ис.7:12
«Искушать Господа (Бога Иегову)» означает сомневаться в Божественном всемогуществе и Его помощи и этим, как бы вынуждая Бога показать Его силу. (см.Исх.17:2,7; Втор.33:8; Пс.128:18,41,56)
«Искушать Господа (Бога Иегову)» - означает также: безнравственными делами, беззакониями «искушать», «испытывать» Бога, чтобы видеть, накажет ли Он действием Своих Законов и можно ли продолжать раздражать Его долготерпение и карающую силу. (см. «Господь», «Бог»)
(«И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он - царь Ахаз…устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих.» 2Пар.28:22,25)
15. «Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.» 1Кор.10:9
«Не станем искушать Христа…» - человек не должен «искушать Христа, т.е. не должен отвергать извращать, нарушать Учение Иисуса Христа, не должен воспринимать ложные толкования Учения Христа. (см. «Христос», «Учение»)
«…некоторые из них искушали и погибли от змей.» - некоторые люди (например- жившие в эпоху Моисея), «искушали», испытывали действие установленных Богом Законов и Заповедей их отвержением, нарушением, и потому как духовно, так и физически «погибли от Змей», т.е. от различных духовно ядовитых верований, лжеучений и губительных поступков. (см. «Закон», «Заповедь», «Змей»)
16. «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма...8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» Матф.4:5,8,9
Здесь образным языком раскрывается сущность «искушения» в соблазне получения власти политической, религиозной, экономической в случае использования Учения Христа в греховных интересах общества, взамен на подчинение, на согласие Иисуса Христа противлению Богу, что выражено словами «Диавола» –«если, пав, поклонишься мне».
Иудеи, находясь в колониальной зависимости от Римской империи, старались освободиться от гнета языческого государства. Религиозные вожди в ожидании народного освободителя, Мессии, возлагали свои надежды на их политическое освобождение под руководством Христа. Они наделись применить идеи создания Царствия Божьего политическими методами, видя его в рамках государственных форм того времени. Им нужно было для этого такое религиозно-политическое учение, которое бы, приняв существующие методы и формы, утверждало бы их властные притязания на государственное самоутверждение.
«Весьма высокая гора» - это воображаемый Иудеями вожделенный плод крайне выгодного синтеза Учения Христа и политики в обеспечении материального и политического успеха. Иудеи рассчитывали, что для Христа это был «весьма» сильный соблазн, - Его искушение властью, славой. (см. «Власть», «Властелин», «Соблазн»)
Это «дьявольское» стремление соблазна праведников властью и славой наблюдается на протяжении всей истории существования различных религиозных и государственных систем. (см. «Праведник, Праведность»)
(Например - коммунистическая модель построения общества – это попытка соединить христианские идеи с политическими стремлениями.)
«Поклониться» означало для Христа применить Свое служение на утверждение не Царства Воли Божьей, которое названо «Небесным», но царства «земного», т.е. религиозно-политической системы. Искушая Христа к применению Его Учения для освобождения от колониальной зависимости Израиля от Римской империи, такие «соблазнители» представляли Ему перспективу овладения всеми благами «царств мира». Таким «искусителем», «диаволом» выступало не только духовенство, но и представители политической власти, склонявшие Иисуса Христа к сотрудничеству. На это искушение властью над «царствами мира» Христос ответил: «Царство Мое не от мира сего…» (Иоан.18:36)
Отвечая противнику Царствия «Небесного», Христос ясно определил главный смысл этого «Царства»: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мт.4:10) Это означало, что только тогда можно построить Царство Воли Бога, т.е. господство духовно-нравственных принципов в народах, когда будет полное подчинение народов Воле Божьей. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Царство»)
Христос подвергался разного рода «искушениям», некоторые из которых наиболее ярко отображают суть этих искушений:
- Искушение к служению материализму («скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.»
чит. Матф.4:1-3)
- Искушение властью («все это («Царства Мира») дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.».
Мт.4:8,9)
- Искушение дачи «Знамений» - как доказательства положения Сына Божьего, т.е. искушение для проявления гордыни, самолюбия. («И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.» Матф.16:1)
17. «Потом берет Его диавол…6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.» Матф.4:5,6
Противником-искусителем Христа был человек из религиозной среды народа (знающий текст 90-го Псалма), но который не верил, что Иисус есть Избавитель народа от грехов их, - Мессия, «Христос». (см. «Мессия», «Избавитель»)
«…если Ты Сын Божий, бросься вниз...» - в беседе со Христом этот человек предлагал ему «сойти» на «земной» уровень мышления, стать как все, или наоборот, подтвердить свое положение «Сына» Божия, Мессии чудом. (см. «Сын», «Чудо, Чудеса»)
(Сравни: «А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба», Лк.11:16) Но Иисус Сам был духовным «Храмом» и стоял на его духовной высоте, и только те, кто не понимал или не принимал Его Учения, могли усомниться в этом. (см. «Христос», «Учение»)
18. «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Лук.10:25
«Законник» - это человек хорошо знающий «Закон», т.е. текст Священных Писаний Пророков «искушая», т.е. испытывая, узнавая мнение Иисуса Христа, хотел убедиться совпадает ли его собственное разумение обретения Жизни Вечной с Учением Иисуса Христа. (см. «Христос», «Учение», «Законник»)
19. «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.» Матф.16:1
«…приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его...» - «фарисеи» и «саддукеи», т.е. люди, сугубо буквально понимающие духовно-образные изречения Пророков, не веря Учению Иисуса Христа, «искушая» Его, испытывая Его, хотели получить «Знамение» с «Неба», т.е. услышать и увидеть какое-либо «Чудо», предзнаменование, необычное, непривычное их разумению. Но Христос, зная их нечестивые намерения и коварство их вопроса, назвав их лукавыми, хитрыми людьми, поэтому не удовлетворил их праздного любопытства. (см. «Христос», «Фарисей», «Знамение», «Небо, Небеса»)
20. «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?» Деян.15:10
«Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе.» Втор.6:16
«Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.» Матф.4:7
«…вы…искушаете Бога...» - «искушать Бога», означает отвергать, искажать, нарушать Его Волю, и так вызывать на себя Его наказание последствиями совершаемых грехов. (см. «Бог», «Воля Бога, Воля Человека»)
«Не искушай Господа Бога твоего» - это ответ Иисуса Христа человеку-искусителю, как упрек маловерам всех времен, возвращавшихся в своих сомнениях к язычеству, удалявшихся от доказательств Истины, провозглашаемой Учением Христа. (см. «Христос»)
21. «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией…» 1Кор.10:32
Подавать соблазн означает «искушать» - подавать дурной пример, провоцировать, подталкивать, наводить на мысль или действие, не соответствующее, противоречащее Воле Бога. (см. «Воля Бога, Воля Человека», «Соблазн»)
Апостол призывает христиан не только не совершать морально-нравственных поступков, которые могут осуждать окружающие люди, но и не извращать, не нарушать Учение Христа, чтобы у других людей не возникало оправданного осуждения. (см. «Христос», «Учение»)
22. «Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - 2 для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее:
3 пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне и Евеи, живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф.
4 Они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея.» Суд.3:1-4
«…народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, - 2 для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых...» - Бог «оставил», сохранил греховно живущие народы, дав им свободу выбора своего жизненного пути, чтобы эти народы «искушали» Израильтян, т.е. были для них испытанием истинности их веры, их верности следования Божьим Заповедям. (см. «Бог», раздел «Действия Бога», «Израиль, Израильтянин»)
«Войны Ханаанские» - это духовные сражения праведно живущих людей («Мечом» Слова Божьего) с людьми «языческого», греховного мировоззрения и образа жизни. (см. «Война», «Воин»)
(«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы…» 2Кор.10:4)
ИСПЫТАНИЕ
23. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение…» Иак.1:2,3
«Испытание» - это чувство ощущения соблазна, осознание греховного побуждения. (см. «Соблазн», «Грех, Грешник»)
«…когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение;» - «различные искушения» - это испытание истинности веры человека Учению Пророков и Иисуса Христа различными трудностями и обстоятельствами. Это испытание твердости, неизменности следования своим благочестивым убеждениям и своему праведному образу жизни. (см. «Христос», «Учение», «Вера»)