Иосиф – прообраз Иисуса Христа

Иосиф переводится как приумножение, обретатель, открыватель сокровенного, спаситель жизни, или спаситель мира. Египетское имя, данное Иосифу фараоном буквально означает «растущий». Его жизнь показывает как в искушениях и опасностях, вопреки злой воле людей, Бог хранил исповедников истинной Веры в самые трудные периоды их истории. (Быт.37:5). 

Жизнь Иосифа – любимого сына отца, проданного своими братьями, много и безропотно потерпевшего в рабстве, во многом подобна   жизни Иисуса Христа, в младенчестве изгнанного в Египет жестокостью религиозно-политической системы Израиля.

 

1. Как Иосиф так и Иисус были личностями особенной отцовской любви (Быт.37,3; Мт.3,17; Иоан.3,35) 

2. В обоих случаях видим зависть братьев (Быт.37,1; Иоан.15,25)

3. Высокие призвания обоих были отвергнуты близкими родственниками. (Быт.37,8; Мт.26,3-)

4. Иосифа, так же как и Христа, намеревались убить близкие им по крови. (Быт.37,24; Мт.27,35)

5. Как Иосиф, так и Христос, были проданы своими братьями.

6. Иосиф взял в жены язычницу, а Христос обрел «невесту» в лице «Церкви», принявшей не только евреев, но и язычников. (Быт.41,1 Деян.15,14 Еф.5.25)

7. Как Иосиф простил братьям своим, так и Христос поступил с Израильскими духовными братьями. (Быт.45,1-15; Втор.30 Ос.2:14; Рим.11:1).

8. Как Иосиф был призван управлять Египтом,  и «был поставлен  наставлять вельмож его по своей душе и старейшин его учить мудрости». (Пс.104:21,22),  так и мудрость Христового Учения  и Его духовное правление будут приняты в мире,  и признаны единым спасительным путем истинной жизни.  

9. Как Иосиф простил своих раскаявшихся братьев, так и Христос прощает тех кто, называясь Его именем, раскаивается в своем беззаконии.

10. Иосифу было тридцать лет, когда он предстал перед фараоном  благовестником спасающей Истины; в тридцатилетнем возрасте  Исус Христос вновь  открыл народам изначальную Благую Весть спасения, явился Спасителем мира от грехов беззакония.

11. Так, как фараон увидел в Иосифе спасителя жизни от  аморального опустошения, и освободил его быть духовным наставником и просветителем вельмож Египетских, (Пс.104:21,22),   так и Римский прокуратор в Иисусе Христе увидел истинного Человека, и пытался освободить Его от ярости религиозно-политических фанатиков.

  Отображенные в образных описаниях, сказания  книги «Бытие», имеют великие пророческие значения в истории мира. Верное их разумение, в контексте исследования Священного Писания открывает истинный смысл истории человечества.

Любимый отцом, исключительно возвышенный и прекрасный образ Иосифа, проданный братьями в Египет, стал величественным прообразом Иисуса Христа.

Муж Иаков – прообраз Веры, выраженной и открытой двенадцатью характерами ее проявления в истории духовного становления человека. Пророчески это открывается в благословении Иосифа, его особой «одеждой», что значит отличившийся красотой праведности. 

 Отец посылает Иосифа навестить братьев, далеко пасущих скот,   что образно означает, удостовериться, верно ли они совершают пасторское дело. Братья, с завистью и ненавистью к его праведности, решили его убить, но продали за 20 серебренников Измаильским купцам, следовавшим в Египет. Продали духовным наследникам Измаила, который преследовал Исаака – прообраз  кротости и смирения Христа.

Праведную Веру в образе Иосифа продали противникам истинного служения Богу. Продали тем, которые языческими обрядовериями, атрибутами и ритуалами осквернили изначальную чистоту мессианской Веры Авраама, Исаака, Иакова. 

Находясь в промежуточном положении между упадочнической Верой Израиля и язычеством Египта, Измаильтяне продают чистоту истинной Веры в образе Иосифа царедворцу фараона – т.е. предают ее державному язычеству. Жена царедворца, олицетворяет всю языческую религиозно-общественную идеологию жизни египетской системы.   

Попытки соединить духовный образ жизни, изначально открытый в истории Веры Авраама, в его духовном Собрания (Церкви), выраженной в образе его жены Сарры, – попытки насилием свести с греховной, государственной системой египетской культуры в образе жены царедворца – пусты, тщетны.  Внешнее благородство, чистота и красота жизни народа Авраамовой Веры привлекали египетских фараонов – т.е. мироправителей языческих народов. Но праведная жизнь и разумение ее, являются следствием беспрекословного признания и исполнения непреложной Воли Бога, которую  правители  не принимают. Если они в отдельные периоды истории и давали свободу исповедания истинной Веры, то делали это так, как Авиамелех: отпуская Сарру, дает   «покрывало» для ее очей – т.е. светская, державная система всегда стремится извратить истинную Веру и навязать свое мировоззрение (Быт.20:16) В  первоапостольских христианских общинах полит идеологи  новейшей истории увидели разумный образец социального переустройства мира. Но, отвергнув духовное их основание, извращенное государственной религией, окончательно ее дискредитировали безбожием и насилием. 

Вера в образе Иосифа, сохраняя в неприкосновенной чистоте Истину Воли Бога, решительно отвергает притязания Египетской языческой культуры соединиться и смешаться с ней в ее беззаконии. Жена царедворца Потифара, представляющая державную религию и идеологию Египта, осознавая их несовместимость и невозможность их соединения, обвиняет истинное Вероисповедание в насильственном вторжении в устоявшиеся египетские традиции и в разрушении их  ценностей.

Во все времена религия власть имущих использует клевету; призывает к жестокости против представителей Истинной Веры, выставляя их возмутителями и разрушителями порядка. А религиозные «владыки» объявляют их еретиками.   

Языческая, или полуязыческая традиционная религия и нашего времени является зачинщиком их преследования и гонений. Вследствии этого «Иосиф заключен в темницу». «Стеснили оковами ноги его...» (Псл.104:19). Истинное исповедание Воли Бога, представленное в образе Иосифа, продано в мир язычества. И там, по ложному обвинению, лишается свободы благовестия. Пророк таким видит его состояние: «...обезумели князья Цоанские; совет мудрих советников фараонових стал бессмысленным...они ввели Египет в заблуждение во всех делах его…»(Ис.19:11-14). 

Власти мира, (в образе  Египетских фараонов),  руководствуясь безбожными, материалистскими идеологиями, представленными различными его «мудрецами», и  «религиозными советниками» приведены в крайне тупиковое, кризисное состояние. Апостол говорит об этом: „Где мудрец? где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? (1Кор.1:20) Безумие безбожных советников, ведущих мир к погибели, будет  осуждено самой жизнью, и отвергнуто правящей системой мира «отдано в темницу, где заключены узники царя». (Быт.39:19)  « И прогневался фараон…на главного виночерпия  и главного хлебодара …и отдал их в темницу, в место, где заключен был Иосиф.» (Быт. 40:1-3)

Вино как образ Египетской идеологии, и хлеб – ее внедрение в практику жизни. Там, в темничных условиях, стесненные критическими обстоятельствами и отвергнутые самой системой, ведущие «советники», безбожного мира встретились с безвинно преследуемой и гонимой ими Верой. Состоялась встреча со Светом, явившимся для просвещения языческого мира. Иосиф был приставлен служить им (Быт.40:4). В этом духовном служении он открывал им сущность единого Бога и Истину Его Воли. Предвиденная пророками, историческая встреча истинной Веры с идеологическими системами мира состоялась, когда их разлагающаяся правящая система пришла в негодность. 

  Только истинное разумение жизни, представленное в духовном образе Иосифа, открывает правдивую сущность всех мировых проблем и верное их решение. Это открывается в объясненных Иосифом значении снов (проблем) фараоновской системы правления.   

 Обращение к его советникам: «найдем ли мы такого мудрого, как он, (Иосиф)...в котором был бы Дух Божий?» признается, что мировая система правления в своей среде не в состоянии найти истинно духовной силы и Божественной Мудрости для предотвращения надвигающейся гибели. «И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все это, то нет столь разумного и мудрого, как ты, ты будешь над домом моим, и твоего слова будет держаться весь народ мой… я поставлю тебя над всею землею Египетскою …без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.» (Быт.41:37-44). Этими словами, содержащими пророческий смысл, утверждается, что мировая правящая система не только признает Мудрость Божественного Откровения, – Духовное Начало она примет и поставит «над всем домом своим» т.е.  утвердит Истинную Веру  во всей правящей системе мира. «Твоего слова будет держаться весь народ»  –  означает, что Воля Единого Бога, выраженная в Истине Его духовных Законов жизни, будет внедряться в сознание и жизнь народов новыми духовно-просветительными средствами во всей образовательной системе. Никакие действия и никакие шаги не будут предприниматься без согласования их с благодатной сущностью Божьих Заповедей, во всей полноте изначально открытых в  Благой Вести  Христа, в Премудрости Слова Божьего.    

  Прообразы, запечатленные в этой яркой истории, дополняются и подтверждаются Духом Пророчеств во всем Священном Писании. Подлинная сущность миссии Иосифа в Египте открывается пророком: «…владетель народов…поставил его правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе и старейшин его учил мудрости» (Псл.104:16-22). Признав в Иосифе спасителя мира (Цафнах-паниах), фараон  «…дал ему в жену Асенефу, дочь жреца Илиопольского…». (Быт.41:45). Эта служительница Египетской богини мудрости становится «женой» Иосифа. Асенефа, образно представляет идеологию всей мировой культуры с её бездуховной безбожной религией и материалистской «мудростью». Фараоновская система правления, осознавая свое кризисно гибельное состояние, отдает всю идеологическую систему  полному её преобразованию, – духовному просвещению Премудростью Истины Единого Бога. Таким образом, обретаемая миром мудрость, его научные достижения будут одухотворены Духом Премудрости Благой Вести Христа – единых  благодатных Заветов для всех народов, соединяя их в Царстве Праведности, Мире и Любви. (Рим.14:17)