«И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.» (Мар.5:1-20)
-
Христос и ученики «…пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую» -
Страна Гадаринская, или Гергесинская – это территория т.н. Десятиградия, которую, кроме иудеев и неких восточных племен, в свое время населяли преимущественно греческие колонисты. Здесь впервые перед Исусом Христом предстала эллинская культура. Важно обратить внимание на то, что из г. Гадары происходили видные греческие философы, – приверженцы эпикурейства, стоики, киники, скептики и др. Известный ритор Теодор, напр., был учителем римского императора Тиберия. Множество различных философских концепций и религиозных верований берут свое начало в греческой культуре, которая к тому времени соединяла в себе многое от восточного язычества. В этом смешении философий, античных мистерий, астрологии, мистицизма, оккультизма суеверий, впервые возникла идея из этого «конгломерата» создать "универсальную религию" .
-
Здесь «…встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом» - Эта местность, проникнутая эллинизмом, убедительное свидетельство, что человек, встретивший Иисуса Христа, был одержимый тем множеством языческих безжизненных, мертвящих, бесовских идеологий, представленных в образе «гробов» и «нечистых духов», которые будоражили его пылкое воображение; неистово сотрясали его страстное сознание, оскверненное всей этой бесовщиной. (см. «Бес»)
«Вышедший из гробов», т.е. человек, воспринявший мертвящую лживость всяких идей – это пленник гробовой тьмы духовно опустошенного, мертвого состояния.
«Одержимость» такого человека проявляется в его слепом религиозном, политическом фанатизме, бездумном, упрямом следовании беззаконной, грешной идее.
(«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». (Лук.11:44) «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.» Прит.21:16)
3, 4. «он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,… разрывал цепи и разбивал оковы» - Его жизнь и страстное мышление, пребывая в замкнутой среде гробовой тьмы иллюзорных языческих измышлений и диких верований, бурно противилось всему этому. Одержимый, доходя до грубого материализма и вульгарного безбожия, полного отрицания всех традиций, оставался слепо и мучительно блуждать в темных лабиринтах всяких философских, политических, и религиозных лжеучений, предрассудков, и суеверий. Ни представители традиционной фарисействующей религии, ни эллинской философии, ни языческой культуры, опираясь на свои догматические «концепции» и понятия, не смогли «связать» этого возмутившегося против них, неистово буйного смутьяна, своим бунтарством потрясавшего их дремучее пещерное мышление и спокойствие. «Он был гоним бесом в пустыни» (Лук.8:29) различных, духовно опустошенных материалистских идей и языческих религий с их магически колдовскыми и мистическими верованиями, постоянно возникающими в истории.
-
«всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» - Оставаясь сам во тьме неведения и озлобленности против всего, «одержимый» свое яростное возмущение оглашал в «горах», т.е. на уровне различных «высот» языческих философствований, и в среде гробовой пещерной тьмы традиционной языческой т.н. культуры. Духовно опустошенный, всегда терзаемый безысходностью, он безнадежно «бился» о камни Слова Божьего, которые встречал среди иудейских религиозных писаний, но Истина Слова была для него прочно закрыта фарисейской догматикой извращенной религии.
-
«увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему» - Этот незаурядный, неординарно мыслящий представитель эллинского язычества, постоянно пребывая в мучительных поисках, и не находя ответа на волнующие вопросы, его бунтарская душа не находила покоя. Вопреки всему, упорно вторгаясь и вникая в различные верования, он не мог оставить без внимания и иудейские Писания. Исходя не из философских умозрений и не из иудаистских буквалистских понятий, но настойчиво, страстно везде доискиваясь ответов «бесноватый» «издали» в Писании, «увидел Иисуса». Этот внешне простой Человек, Который вначале ещё смутно открывался ему в Слове Иудейских Писаний, внезапно предстал перед духовно пробуждающемся его сознанием в Образе Великого Праведника – появился в образе «Сына Бога Всевышнего».
Вдохновленный откровением он в восхитительном порыве поспешил засвидетельствовать свое восхищение и преклонение перед Истинны Человеком, который открылся ему в Иисусе.
-
«…и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю (прошу) Тебя Богом, не мучь меня»! - После долгих мытарств злосчастный «одержимый» увидел себя перед Праведником жалким, подавленным ничтожеством. Осуждаемый и терзаемый проснувшейся совестью, его мучило и он не мог понять то, что открывшийся ему Великий Праведник так благосклонно отнесся к его печальному состоянию. «Не мучь меня»! – это крик души, угрызение совести, мечущегося мятежника, сраженного и укрощенного Иисусом, в Котором открылся ему Сын Бога Всевышнего.
-
«Ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека». - Иисус открывал этому человеку несомненную Истину, неопровержимую очевидность её Божественной Мудрости, убедительно показал ему величественную жизнеутверждающую простоту её уразумения. – Этой могучей Духовной силой, Иисус Христос преодолел, опроверг и «изгнал» «нечистый дух» его оскверненного мышления – испоганенного различными беспутными религиями, и безумием жестокости всяких политических идеологий. Иисус этой силой Святого Духа властно очищает от всякой скверны греховных заблуждений дремучее сознание человека, освобождает его пораженный всякими мерзкими нечистотами рассудок, духовно просвещает его разум, открывает новый путь истинной жизни.
-
«И (Христос) спросил: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». – Эта знаменательная встреча со Христом обнаружила всю глубину опустошенности этого безыменного человека. Он уже увидел себя таким как есть, – осознал каким множеством разнообразных разрушительных, коварных, хитростных и всяких безумствующих заблуждений «легионом» копошилось в его голове, пораженной всей этой бесовщиной!
-
«И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той…» – Страна Гадаринская, как известно, представляла многообразие фанатичного смешения всяких эллинских, языческих, восточных и иудейско-фарисейских верований. Представители, служители и ярые защитники этих языческих вер, и жители, ослепленные, «одержимые» ими, увидели, что новое Учение Иисуса Христа обладает им неизвестной силою разрушить их устоявшиеся традиции. И они много, «дипломатично» просили Его, «чтобы не высылал их из страны той», – т.е. чтобы Своим новым, чуждым для них Учением, Иисус не «изгонял», не искоренял из их сознания их приверженность к различным «духам» «отцовских» верований и традиций.
«… Паслось же там при горе большое стадо свиней» - Среди населения всегда находится значительная часть людей, которая явно отличается от всех не только тупым безразличием и пренебрежением к разным верованиям – они живут безнравственной «всеядностью», грубым цинизмом, пренебрегая всеми нормами общественной морали.
-
«… И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них» - Представители и служители эллинско-языческих и иудейско-фарисейских верований, исходя из своих убеждений, вместе представлявших множество нечистых, по сути «бесовских духов», различных понятий, всяких языческих мистических, оккультных суеверий и верований – просили Иисуса, чтобы Он не препятствовал их различным идеям «войти» в это «свиное стадо», повлиять на них и приблизить к общей «культуре». Иисус «позволил» им. Это означает – Он знал печальные последствия их вторжения в это «всеядное стадо», и что недоступный их пониманию Свет Его Слова, не помешает их намерениям.
-
«…И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней;…» - «Нечистыми духами», которыми одержим «бесноватый», несомненно, были одержимы и те, в среде которых он так бурно действовал и захватывал своей бесовщиной. (Вполне вероятно, в его образе они и представлены.)
Когда же безыменный «одержимый», «увидев Иисуса издалека», освободился от всех этих «бесов» и «поклонился Ему», тогда те, оставаясь во тьме этого «легиона» обратили всю свою бурную «одержимость» на то всеядное «свиное стадо», которое безучастно, без разбора, безрассудно, беспринципно, с туполобым фанатизмом, легко принимает безумие всякого самого одиозного и жестокого религиозно-политичного вранья во всех его языческих хитросплетениях.
«…и устремилось стадо с крутизны в море,…и потонули в море». – Это «стадо», пораженное сугубо плотской, животной тлетворностью, переполненное и отягченное ещё добавленным бесовским безумием всяких язычески…
верований, сорвалось с этой «крутизны», с «кручи», с «обрыва» его крайне греховного состояния, и «устремилось» в бездуховное «море» народов, «потонуло», растворившись во всех сферах его опустошенного образа жизни.
-
«Пасущие же свиней убежали и рассказали в городе и в деревнях. И [жители] вышли посмотреть, что случилось» - Те наёмники, кому поручали «пасти» и кому покорялось это безвольное «свиное стадо», увидели, что оно подверглось влиянию различных «беснующихся» идей и верований; и они, не удержав его, убежали, когда оно, ринувшись в водоворот народов, вышло из их подчинения. Освободилось от власти тех, кому из этих «городов», т.е. этим владельческим системам они рабски принадлежали, и кто легко использовал сей потенциально крамольный контингент в своих хищных злодейских интересах.
-
«Приходят к Иисусу и видят,.. бесноватый одет, и в здравом уме; (сидящего у ног Иисуса…) и устрашились». (Лук.8:35)
Потревожившие их чрезвычайные обстоятельства, вынудили этих «владельцев» «прийти к Иисусу», т.е. разведать о непонятной им причине таких происшествий. И в какой-то мере они поняли, что тот «бесноватый» бунтовщик, неистовый мятежник, бурно оглашавший и сотрясавший своим возмущением окружающих, дивным для них образом укрощен. «Одет» в новый образ жизни и «в здравом уме», – в мирном, благоразумном образе нового мышления. И как им сообщили видевшие все это, – бывший «бесноватый» теперь уже громко оглашает, что Иисус Сын Бога Всевышнего!
Представители этих «городов» и «окрестностей», т.е. языческих, и иудейских религиозно-политических организаций, и всяких нечестивых учреждилищ устрашились присутствия в пределах их сугубо земных владений такого могучего Учения, которое открывает, обнаруживает и «изгоняет» все бесовское, бесчеловечное, безумное, бессовестное, беспутное бесстыдное – всю идиотическую бесовщину греховного мира.
-
«И начали просить Его, чтобы отошел от их пределов» – Всё это «Иудейско- языческое сборище» сообразив, что появившийся у «их пределов» этот необычный Человек «учит народ не как книжники и фарисеи, а как власть имеющий», «начали» с того, чтобы склонить Его «отойти» и не вторгаться с этим чуждым им Учением в устоявшиеся «пределы» их традиционной религии, нравов и образа жизни, уверяя что в их эллинско-иудейской среде это Учение не будет воспринято. (Мар.1:22,27)
-
«И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил (Иисуса), чтобы быть с Ним…» - Когда «бесновавшийся» увидел, что Тот, Кто вывел его из гробовой тьмы заблуждений, Кто освободил его от всех бесовских идиотизмов, Кто открылся ему истинным Человеком, Сыном Всевышнего оставляет эти пределы – он просил Иисуса быть с Ним, не оставить его одного среди этого скопища языческих и фарисейско-иудаистских заблуждений.
-
«Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя» - Иисус Христос, духовно преобразив сознание и образ жизни этого мятущегося человека, уверенно велит ему идти к «своим», – к тем, которые живут множеством всяких несостоятельных бессмысленных языческих верований, бродят в лабиринтах тьмы неведения, в пустыне без духовности, – велит идти к тем, состояние которых ему уже открыто…
-
«И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились» - Это одно из тех чудес, которые Иисус Христос властно творил Святым Духом воскрешающей Истины Слова Божьего. Освобожденный от «легиона» всякой бесовщины, и из «гробовой» тьмы заблуждений, – этот духовно воспрянувший, возрожденный эллинист Иисусовым свидетельством преобразившей его Истины, удивляет мир, представленный в «Десятиградии» смешением различных верований. Евангельское Учение Иисуса Христа, свидетельством преобразующей силы Святого Духа Его Истины, входит в современный мир, «одержимый» множеством различных «бесовских» лжеучений – входит разоблачать и «изгонять» всякую много различную бесовщину заблуждений.