Из истории религиозных верований, отрицавших буквальное разумение некоторых изречений Библии

«Польские братья» (Польские ариане)члены религиозного направления, отделившегося в 1570-х годах от польских кальвинистов. На основании исследований библейских текстов и их сугубо образной интерпретации они отрицали догмат о т.н. «троице» и человеке-Боге. Они понимали Бога как Единого Отца, который выражает себя через дух Своего Слова и Его Человека-Сына – Иисуса Христа.

      Анабаптисты - представители протестантского направления, возникшего в ходе Реформации.  Они критически относились ко многим церковным обрядам и ритуалам считая что они возникли на основании извращенного толкования текстов Библии.

    Они  не признавали библейским обряд крещения младенцев. Понятие о «крещении» оценивали символически как погружение в «Воду» Учения Христа.

     Также они рассматривали  и «причастие»  как насыщение духовным «Хлебом» Слова Божьего.

      Духовно-образно они  трактовали и учение о т.н. «воплощении» Иисуса Христа. Также они отрицали церковное учение о предопределении, утверждая, что наделенный свободой волей, человек, руководствуясь Волей Бога, способен преодолеть грех.

     Они отстаивали идеи пацифизма (выступали против всякого насилия, отказывались  от службы в армии, принесении воинской клятвы, участия как в наступательных так и оборонительных войнах.) За свои убеждения были гонимы как официальной церковью так и представителями государства.

       Братские менониты – последователи учения, возникшего в 1860 гг. На основании учения Евангелия отрицательно относились к воинской службе.

      «Кристадельфиане» - члены религиозной организации, основанной в 1849г. Отрицали бессмертие души, троицу, существование  сатаны (в мистическом толковании этого понятия),  а также ада. Отказывались от службы в армии.

       Меннониты – последователи одного из течений протестантизма возникшего в 16 столетии. Проповедуют отказ от насилия на основании Евангельского Учения.

       Арианство – течение  основанное александрийским священником Арием (ум. в 336г) В основе его – тезис о том, что Иисус Христос не сотворен из божественной материи, а является лишь превосходнейшим творением Бога-Отца. Следовательно, не «единосущь» Богу-Отцу, а лишь подобосущен Ему. В период Реформации многие идеи Ария были положительно восприняты рядом протестантских направлений и в дальнейшем углублены, и расширены.

       Маркиониты – учение, основанное Маркионом ок.140г. Евангельский сюжет о воскресении толковали символически. («…быв умерщвлен по плоти, но воскрес духом…»)

       Несторианство – течение основано константинопольским патриархом Несторием в Византии в 5в. Эти христиане верили, что Иисус Христос был Человеком, ставшим Мессией через наитие Святого Духа, а Слово Божие пребывало в нем лишь в относительном соединении. Деву Марию считали не богородицей, а человекородицей.

       Унитарии — учение, зародившееся в период формирования основного догмата о троице (2-3вв). Его сторонники, считали Иисуса Христа и Святого Духа не равным Богу-Отцу, а лишь Его проявлением.

       Духоборы – не признавали многие учения православной церкви: монашества, духовенства, икон, таинств обрядов. Считали  Иисуса Христа совершенным Человеком. Его воскресение толковалось как воскресение Его Учения в душах последователей.

Крещение толковали как восприятие и воплощение Божьего Учения, причащение – как «вкушение» Божьего Слова. Они верили, что вера зависит от внутреннего убеждения человека. Из обрядов соблюдали только  свадебный и похоронный. Отказывались от воинской повинности.

       Духовные христиане – общее название ряда вероучений, возникших в России в 18 в. Отрицали авторитарное православие, отстаивали свободное творческое понимание веры как способности удовлетворять свои духовные запросы. Проповедовали идеи равенства, братства, призывали к духовному совершенствованию.

       Молокане – свое учение называли «молоком духовным». Вышли их духоборческой среды в 1760-80гг. Многие тексты Библии толковали аллегорически.

Уделяли внимание духовной, а не обрядовой стороне служения. Таинства толковали духовно, в переносном смысле. Крещение понимали, как восприятие учения Иисуса Христа.  Причащение - как  «вкушение Глаголов Жизни». Отрицали авторитет православной церкви, ее духовенство и культовое, обрядовое служение.

 Отвергали иконы, крест, мощи святых и посты. Не имели церквей, служение проводили в обычных домах. Отстаивали принцип коллективной жизни (апостольских коммун)

        Субботники (иудействующие) – одно из разветвлений «духовных христиан», возникло в России в конце 17в. Признавали не троицу, а единого Бога, считали, что Иисус Христос - Сын Бога. Праздновали субботу, а не воскресение. Субботниками иногда по ошибке называют Адвентистов Седьмого Дня, считающих субботу символом Царствия Божия.

       Альбигойцы – последователи движения против католической церкви, которую считали «дьявольской силой», отрицали догмат о троичности Бога, таинства, иконы, крест, мощи. Отвергали учение об аде и чистилище. Материальный «мир диавола» противопоставляли духовному «Божьему миру». Движение возникло в 12-13 вв.

       Амальрикане – последователи учения Амальрика Бенского (ум.ок.1207г.)

Человека считали не наделенным изначально греховной природой. Спасение и воскресение понимали, как новое духовно-нравственное состояние, достигаемое посредством Божественной любви. Отвергали духовенство, религиозные обряды. Провозглашали идею о трех эпохах истории, соответствующих познанию Бога, Его Сына и Духа Святого. Ожидали пришествие Святого Духа, который установит Царствие Божие на земле.

      Беггарды -  члены вероисповедания существовавшего в 13-14 в.в. в ряде стран Центральной Европы. Проповедовали идеи евангельской бедности, общности имущества, отвергали светскую и религиозную власть.

      Вальденсы – появились в 12 в. во Франции. Выступали против частной собственности. Критиковали католическую церковь и требовали возвращения к принципам раннего христианства. Папу римского считали наместником сатаны.

    Отрицали в частности духовенство, таинства, поклонения иконам и кресту, догмат о чистилище.

       Евангельская церковь чешских братьев - возникла в середине 15в. после поражения гуситского движения.

Проповедовали единство всех людей в бедности, стремились к восстановлению порядков античного христианства, отрицали почитание святых, мощей, обрядность.

       Катары -  последователи широко распространенного вероучения в Южной Англии и Северной Германии. Католическую церковь объявили дьявольской силой, отвергали ее догматику, духовенство, обрядность.

    «Катары» - от греческого - чистые. Сторонники так называемой «христианской ереси» существующей в Западной Европе в 11-13 веках. Признавали наличие в мире злого начала, которое понимали, как материальный мир, порабощающий человека. Добро понимали, как духовный мир.

     Отвергали всякую собственность, осуждали богатство, что отражало в религиозной форме неприятие эксплуататорского строя. Не признавали церковной иерархии, отрицали обряды, отвергали почитание мощей и т.п. Уничтожены инквизицией.

     Ессеи - Ессеи отрицали воинскую клятву, обряды и жертвы.

 

  В современном религиозном мире также продолжают существовать как отдельные, незначительные по количеству приверженцев разрозненные группы людей, которым в той или иной мере присущи взгляды вышеперечисленных религиозных направлений, так и отдельные люди, исповедующие эти принципы.

 

      Аллегорический подход развивали в древности стоики, Филон Александрийский, а также Ориген, настаивавший, что аллегорическая интерпретация наиболее важна, если сравнивать с буквальным смыслом и его нравственно-назидательным значением. Анагогия (греч. an-ago - выводить наверх) - возвышение смысла текста, возведение мышления человека на духовные высоты Откровения. Аллегорию нередко сближали с "прообразованием" смысла (его "типологией", от греч. typos - отпечаток), но часто и различали их как разные подходы: согласно "типологической" интерпретации, в более ранних событиях библейской истории отображается то, что происходит впоследствии. Не то, чтобы "буквальный" смысл совсем уж не имел духовного значения, но все же полнота смысла текста (sensus plenior) достигается объединением разных подходов под знаком свидетельства Веры, даваемого Церковью. В ее духовной жизни изначальное Откровение сохраняется в своей подлинности, но обретает каждую эпоху, в каждой общине и в личном духовном опыте христиан новое звучание.