"Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и обнаженным в шатре своем. Бытие 9,20-21. Когда те губительные потоки разнообразных языческих безбожных идеологий, которые потопили мир в растлении, начали спадать и сошли из земли, тогда открылись благоприятные условия для духовно-просветительной миссии праведников.
Ной начал насаждать и выращивать новое сообщество людей, с новым духовным образом жизни, согласно праведности Божьей. Начатое Ноем возрождение на духовных основаниях и принципах давало свои благодатные плоды. Ной находился в высоком одухотворенном состоянии. Это "вино "– эта духовность, которая внедрялась в его „насаждении”, т.е. воплощалась в людях, - веселила, проявляясь в возвышенном вдохновении и радости. Пророк Захария описывает отношение праведных сынов к духовным процессам. И они «…ибудут пить и шуметь как бы от вина…» "возвеселится сердце их как от вина; и увидят сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе». Зах.9:15; 10:7.
Но один из сынов мыслил, чувствовал и жил другими, заземленными, душевными побуждениями и интересами. Об этом говорит его имя Хам, которое означает, "жар,” „пристрастность”, ”лихорадочность.” В начатом праведностью Ноя духовном развитии этот земной, душевный тип человека видел какое-то чудачество и опьянение. Неизвестное ему возвышенное состояние духовного подъема воспринимал так, как воспринимали непонятный язык проповеди апостолов те, кто также называл их пьяными. Людей, одухотворенных мудростью Божьей, мир и до сих пор очень часто воспринимает как ненормальных. Духовное Хаму было чуждо, несовместимо с его характером и недоступное его пониманию. "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, так как считает это безумием, и не может понимать, так как об этом нужно судить духовно.” - говорит апостол 2.Кор.2,14
Духовный, праведный Ной, находился в среде своего насаждения, т.е. «в шатре своем». Ной в своей духовной открытости, кротости, чистоте и праведности был нагим, – открытым в чистоте доброй совести перед Богом и людьми. Первозданная духовность Человека (Адама) и его жизнь были открыты перед Богом, т.е. их совесть не преследовалась, не угнеталась законом, так как они руководствовались внутренним его присутствием и внутренним велением, заложенными Богом в их совести, разуме и сознании. Чтобы обличительные предсказание пророка Исаии были открыты грешному миру, Бог повелевает ему снять одежду, обувь и ходить нагим и босым. (Ис. 20:2-4). Понятно, что это следует воспринимать также не буквально. А пророк Михей в отчаянии говорит: "Буду ходить ограбленный и обнаженный, и выть, как шакалы”. (Мих.1:8).
Ной, который духовно просвещал и опекал свое «насаждение», излучал свет Истины, освещавший земную, плотскую, тварную сущность хамства. В этой духовной открытости Ноя Хам видел противное, и неприемлемое его сугубо душевным земным интересам и грубым запросам. Он вышел из «шатра», - отошел от Веры праведного Ноя, вышел из среды его последователей. Осуждая духовность отца перед братьями, надеялся и их склонить к тому. Сим и Иафет не восприняли ненавистное хамское отношение к праведности отца. Повернутые лицом в славное прошлое отцовской Веры, к его верному служению, братья созерцали пройденный им духовный подвижнический путь перед Богом, они видели благодаря чему они были сохранены от тотального греховного растления. Братья не видели в поступках отца того, что осуждал и над чем наглумился Хам. Этим они защитили праведность Ноя. Увидев отступничество сына, Ной отторгнул такой образ жизни от своей праведной сущности. И дал пророческое предопределение историческому развития жизни народов, согласно тому, каких духовных характерных принципов они будут придерживаться.
Библейские имена имеют глубокое определяющее значение. Сим – означает " имя”, "слава ". Хам - "горячий”, "страстный”; Иафет – ”красивый”, "распространение”, Ханаан – "унижаться”, "покоряться”.
Примечательно что на древнееврейском языке некоторые библейские имена можно читать в обратном направлении и тогда они приобретают противоположное значение. Сим является родоначальником духовности, но если он не будет отвечать этому предопределению, то потеряет свое предназначение и его имя будет в бесславии. Так и с другими именами. Если Ханаан, (продолжение Хама), осознавая свое бездуховное состояние, обратится к Богу, покорится Его Истине, - в духовном возрождении будет восстановлена его общность с Ноем и поднято его достоинство.