Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон, и каждый день пиршествовал блистательно. Луки.16:19.
В притче под богатым человеком подразумеваются те, кто называет себя детьми Авраама, наследниками духовного богатства его истинной Веры. Однако, про них Христос сказал, что их отец дьявол. Одежда этого богача такая же, как одежда женщины-блудницы, которая «сидит на багряном звере,… одета в порфиру и багряницу». (Откр.17:3) Образ этой женщины, это образ лживой религии – блудницы, которая, прикрываясь святостью (виссоном), осквернила себя «богатством» языческого обрядоверия, и блудодействует со всеми греховными системами мира. «Потому что они многое переняли от востока: и чародеи у них, как у Филистимлян, и с сынами чужих они в общении» (Ис.2:6).
Совершая беззаконие и внедряя извращенную веру, такая религия «напоила вином блудодеяния все народы». Это фарисействующая лицемерная вера, предводители которой «взяли ключи разумения, и сами не входят и желающим войти препятствуют». Это религия, которая ослепленных неправдой, бедных и обездоленных, использует в своих корыстных целях и интересах. По словам пророка: «Грехами народа Моего кормятся они, и к беззаконию его стремится душа их. (Ос.4:8;Мтф.23:13;Лук.11:52) Поэтому Христос говорит: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают». Бедные, духовно обездоленные израильского народа жили крохами Господнего слова, падающими из их «стола», – т.е. с места их религиозных предводителей.
Лазарь лежал возле ворот этого возомнившего себя богатея, – возле входа, закрытого для разумения Истины. Желая насытиться, – удовлетворить духовную потребность, бедный искренне придерживался всего того, что не противоречило совести и спасало его от беззакония.
Но, в глазах мира бедных, Бог избрал «…быть богатыми Верою и наследниками Царствия». (Иак.2:5;Лк.6:20) «Господь насытил голодных добром, а тех, что богатеют, отослал ни с чем». Речь идет о тех, кто «обогатился» своими извращенными религиозными верованиями, и их широким распространением. (Лк. 1:53) Мир и его лживая религия преследует праведников, постоянно нанося раны народу Божьему. Всячески их злословит, клеймит и позорит, называя еретиками и отступниками, « и…как псы, лижут струпья их».
Лазарь – прообраз обездоленных и убогих в очах этого мира, но обогащенный Верою Божьей, «умер для греха», чтобы жить в праведности (Рим.6:2-10;Кол.2:20) Через вестников Слова Господнего – ангелов, – воскрешенный для праведности, стал духовным сыном Авраама по вере. Ангелами – вестниками Слова Божьего, Лазарь был поднят в истинной Вере, и «...отнесен на лоно Авраама», т.е. стал причастным к единому вечному духу праведников.
Другой, «второй смертью», которая над беззаконником имеет власть (Откр..20:6) «умер богач». О таком Бог говорит устами пророка: «Вельможи народа Моего будут голодать, богатые его будут изнемогать от жажды…ад расширился…и сойдет туда слава их и богатство их, шум их и все, что веселит их».(Ис.5:13). «Они будут вычеркнуты с книги живых и между праведными не будут записаны» (Пс. 69:28) «Я знаю дела твои – говорит о них Господь – ты имеешь имя будто живой, а ты мертвый» (Откр. 3:1) в преступлениях и грехах. (Еф.2:1-5) Об их религиозном служении Христос сказал: «Вот дом ваш остается пустым для вас» (Мт. 23:39)
Находясь в адском состоянии, терпя мучения совести и осуждения Божьего «Слова, услышанного от начала»,(Ин.12:48)«богач» вынужден увидеть и признать блаженства праведников, униженных, и обездоленных в этом мире, но призванных и духовно обогащенных Верою Авраама, которые находятся на лоне вечного мира с Богом.
«Богач» – это религия, соучастница во всех делах греховной, насильственной системы мира. Находясь в трагической бездуховности, религия и связанное с ней беззаконие, будет вынуждена осознать свое ужасное положение. И в таком состоянии обратится к исповедникам истинной Веры, чтобы они «увлажнили» адскую жажду в их духовной пустоте хотя бы началами, каплями воды животворного Слова Истины. Голос Богопознания, голос Веры Авраама открывает все, чем жил, что ценил и чем веселился «богач» в своей дерзости и гордыне: «Я богатый, разбогател и не имею нужды ни в чем». Вселенские соборы, тоталитарная церковная организация, громоздкая система ритуальных канонов, духовные академии, семинарии, школы, литература, искусства, издательства, радио, съезды, конгрессы, тесная связь с государством, политикой и финансами – о всем этом «богатстве», неодухотворенном Святым Духом Истины, Христос говорит: «…не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп и наг» (От. 3:17).
Поэтому между Царством Праведности, Мира и Радости в Святом Духе Истины, и царством беззакония, тьмы, зла и смерти установленная большая бездна – незыблемая закономерность: «…тело и кровь не могут наследовать Царство Небесное; и тление не наследует нетление» (1Кор.15:50). Другими словами, все что существует, живет и развивается за земными, материальными, телесными законами бытия, подлежит тлению и не может быть вечным.
Сознавая непоколебимость Божьих Законов Жизни и необратимость своего безнадежного состояния, «богач» беспокоится о «пяти братьях в доме отца его», чтобы и они не пришли в это жалкое и ужасное состояние полной бездуховности и гибели. «В доме отца», т.е. та извращенная религия, которая его породила, утверждается на пяти чувственных плотских началах; это земная, душевная, бесовская вера (Иак.3:15.) И потому он просит, чтобы к тем, кто еще находится в бездуховной, баснетворной вере и обогащается ее заземленной славой, гордыней и роскошью, были предупреждены и не пришли в это место вечного небытия, – не дошли к полному духовному растлению в своих религиозных суевериях. Но голос праведной Веры свидетельствует: «У них есть Моисей и пророки; пусть их слушают». Это значит – для спасения от греха и смерти Бог поручил Моисею донести народам полноту Своей Воли, которую Господь открыл в Десяти Заповедях. Поэтому Он предостерегает: «обращайтесь к Закону и Откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». «…И глянут вверх и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут сброшены в тьму». –Туда, где «богач» со всем его греховным «багажом» – в позорное осуждение всего, чем гордилась, поднималась и морочила народы лживая, оскверненная тьмой суеверия, бездуховная, безбожная религия. Осужденная Светом Истины, будет брошена в тьму полного забвения, окончательного небытия. (Ис.8:20-21) «Нет, отче Аврааме, когда же кто из мертвых придет к ним, то покаются» – верит и настаивает лживая религия. Патриарх истинной Веры ответил ему: «Если Моисея и Пророков не слушают, то даже если бы кто из мертвых воскрес, не поверят», – если живое и доступное пониманию Слово Заповеди Самого Бога уже не доходит к их закаменелому сердцу и к их дерзкому уму, то свидетельству тех, кто Словом Господним освободился, воскрес от греха и смерти, – не поверят.
«Пять неразумных дев», взяв «светильники», считали себя богатыми и безопасными в своем религиозном обрядоверии. Но в самый ответственный период, когда светом Истины необходимо открыть народам явление Мессии, – их «светильники» оказались без «масла», пустой безнадежной формой. Двери в Царство Сына Божьего перед ними закрылись, они не в состоянии определять духовное возрождение народа, становление и утверждение царства праведности, мира и благоденствия на земле.
Религия без истинного Боговедения, без Святого Духа Истины, оставлена во внешней тьме, вместе со всеми обреченными на осуждение безжизненными, разрушительными идеологиями, и всякими лживыми представлениями. Глубокая по своему значению притча Иисуса Христа является предостережением для каждого человека в отдельности, и великим пророческим откровением о тех мировых религиях, которые «обогатили» себя языческим разнообразием, и высокомерно именуются духовными наследниками Веры Авраама и Христа.