Тот, кто внимательно и беспристрастно читал и читает венценосную книгу, не мог не обратить внимание на примечательную особенность её текстов. А именно: что ни строчка, что ни образ, что ни фрагмент, то масса вопросов к ним, которые и в тысячу не вместишь. Создаётся стойкое впечатление умышленной недосказанности мысли автора, пропуска ключевых определительных слов. Для примера рассмотрим историю скрижалей Моисеевых.
Впервые о них упоминается в книге Исход: Господь повелел Моисею собрать народ у подошвы горы Синай, с вершины которой в пламене и в облаке дыма Он продиктует Моисею десять известных нам заповедей, так называемый Декалог. Господь призвал на вершину горы только Моисея. Народ же оставался у её основания, «чтобы не видеть Господа, и чтобы не пали многие из них… Не бойтесь, говорит Моисей народу, Бог пришёл, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили» Исх 19:1—15; 20:1-21.
Автор книги Второзаконие дважды обращает внимание на Декалог. Но он в отличие от автора кн. Исход конкретизирует, кому предназначались заповеди – народу Израиля. Далее Господь велит Моисею «вытесать две скрижали каменные, подобные первым. И Я напишу те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег». Моисей сделал всё, как велел ему Господь.
Далее Господь обещает Моисею прислать пророка, подобного ему: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог Твой, - Его слушайте… А кто не послушает слов Моих, которые пророк тот будет говорить именем Моим, с того Я взыщу» Второз 18:1-22.
Спустя почти пятьсот лет в палестино-израильскую историю приходит Иисус Христос, который скажет: «Писания свидетельствуют о Мне, Моисей, Исаия писали о Мне». Благая весть – повесть или учение о Христе провозгласит закон, приготовленный Господом, Богом Моим к исполнению, и уже не только сынами Израиля, но и всякой тварью: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях, со слов Христа, утверждается весь закон и пророки» Мф 22:37-40. Мк 12:30-34. Лк 10:36,37.
И, наконец, апостол Павел подводит жирную черту под законом заповедей: «Заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в одном слове: люби ближнего как самого себя» Рим 13:9. Левит 19:18. Этим он сказал, что две части учения – это одно целое. Более того, он нам даёт право утверждать, что два завета – это две части одной программы «великого дела», у которого была своя тактика и своя стратегическая цель.
А теперь вопросы:
1. Почему о Моисее и продиктованных ему заповедях впервые упоминает автор книги Исход, а не автор книги Бытие?
2. Почему Декалог адресовался только Израилю, а не людям всей планеты? Почему Христос делает отступление и продиктованный закон предлагает всем людям?
3. Чем объясняется двух с половиной тысячелетняя бездейственность Декалога? Ведь человеческое общество по-прежнему пребывает в своих грехах? Какими причинами объясняется общественная неисполнительность морально-нравственного устава жизни, предписанного Самим Богом? И что должно случиться такое, чтобы устав жизни возымел своё влияние на людей?
4. По каким причинам Моисей разбивает первые каменные скрижали с написанными на них заповедями? Что двигало им? Это, что – прихоть, каприз или ещё что-то, о чём умалчивает автор?
5. Почему сам Господь так мягко среагировал на его поступок, которым Моисей продемонстрировал своё небрежение к Господу, Богу Моему? Говоря уличным языком, он отнёсся к ним наплевательски. Господь же откровенное оскорбление Его Личности не заметил, не возмутился и не осудил Моисея должным образом. Он велит ему из того же камня высечь новые скрижали, подобные первым.
6. Что представляет собой ковчег завета? Неужели просто материальный предмет, который имеет свой срок годности?
7. Кого, а может быть и что подразумевал Господь под «другим пророком»?
8. У Моисея были братья. Кто они, почему авторы Ветхого завета не упоминают о них? Получается, что «другой пророк» - брат Моисею. Или как? А интересно, какой по счёту, сколько братьев было у Моисея?
9. И последнее: почему авторы Библии все, как один устами Господа, Бога Моего так настойчивы в требовании исполнения заповедей и их закона? По сути, все книги Ветхого завета проникнуты духом исполнительности заповедей. Это требование своего рода принцип веры, её закон. Нет исполнительности, нет и веры.
Ответов на эти и на многие подобные им вопросы я ни в истории житейской практики, ни в идеологических догмах, как богословского, так и научного характера не нашла. Визуальность маниловской философии и ныне правит балом. Иным словом, требования апостолов «вникать в учение и в себя, исследовать всё по порядку, в познании учения обретать Божье совершенство…» остаются неуслышанными людьми. Но вопросы как были, так и остаются. А потому всё ещё ждут своего единственно верного, продуктивного объяснения, которое, замечу, следует искать не у людей, а в самой Библии с её животворящим духом истины.
На основании сказанного делаю лично для себя однозначный вывод: прежде чем браться за столь ответственное дело, как составление библейского словаря, необходимо найти ответы на бесконечную вереницу вопросов. Это – единственный способ воссоздания целостной картины библейского миропорядка, путь к «осуществлению ожидаемого второго воскрешения Иисуса Христа». Моисеевы скрижали завета и безукоризненное исполнение его заповедей – единственное средство его свидетельства.
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться