Вот ещё собственно эта пьеса является иллюстрацией символа веры Льва Толстого, по крайней мере пути к осуществлению его идеалов и наглядный пример того, с чем человек сталкивается пытаясь начать жить "по Нагорной Проповеди", как он её, проповедь, и жизнь по ней понимает.
https://youtu.be/TE5f8NvDgYg

4

смотрел лет 10 или более тому.  Фильм как успокоительная таблетка, смотреть зимой в тишине, полное умиротворение. Спасибо, а почему 2 часть, где первая?

6

Не ожидал что в наше время милитаризации разных государств, военного психоза, поддерживаемого разными служителями разных церквей, кто то вспомнит об этой пьесе Л.Н. Толстого  «И свет во тьме светит…» и разместит ее на этом форуме.               
     Особенно актуальна вторая часть пьесы. Восхищен мужественным поступком князя Черемшанова. Побольше было бы таких христиан, - поменьше крови проливалось бы в мире. А если бы слова положенные на музыку Александры Пахмутовой осуществились и «парни всей земли, дружно за руки взялись и миру присягу принесли», то в мире исчезли бы армии и  не было бы войны. Вот ссылка этой песни: https://www.youtube.com/watch?v=c2CkIuqBI6E

10

(изменено: Марианна, 2021-12-19 15:24:41)

Андрей пишет:

смотрел лет 10 или более тому.  Фильм как успокоительная таблетка, смотреть зимой в тишине, полное умиротворение. Спасибо, а почему 2 часть, где первая?

https://youtu.be/NjVTJeAIJgI?t=579
Вторая часть потому, что там тема не противления злу насилием, хотели обсудить поступок конкретного человека, Черемшанова, отказавшегося воевать.
Вот как раз и зима...время умиротворения.

7

Яков Глузман пишет:

А если бы ......... то в мире исчезли бы армии и  не было бы войны.

"Если бы" - это как? Чудным образом? "Ах, если бы, ах, если бы, не жизнь была б, а песня бы"!

7

Христос Советник Чудный. Его советы необычны для людей греховного образа мышления. И Черемшанов так и поступил - чудным образом. Вот и ответ как бы не было бы ни армий ни войн.

9

Яков Глузман пишет:

Христос Советник Чудный. Его советы необычны для людей греховного образа мышления. И Черемшанов так и поступил - чудным образом. Вот и ответ как бы не было бы ни армий ни войн.

Черемшанов поступил не по совету Христа, а по интерпретации своего кумира. Как понимал, так и поступил. Его поступок это демонстрация. Люди, которые не хотят убивать идут на войну и  умирают потому что идут под пули не поднимая оружия. Но Черемшанову важен был вызов. Недаром Ленин Толстого называл "зеркало русской революции".

7

(изменено: Татьяна Хмелевская, 2021-12-21 00:22:50)

"...Фильм как успокоительная таблетка, смотреть зимой в тишине, полное умиротворение...".

От просмотра этого фильма я не почувствовала ожидаемого умиротворения. Наоборот, я увидела глубокую по своей реалистичности человеческую драму, развернувшуюся между настоящим и непредсказуемым будущим общества. Человек, который не хочет убивать, оказывается презренным бунтарём, изгоем, осуждённым и покинутым не только представителями власти, но и самыми близкими людьми. Учение, проповедуемое Иисусом Христом, как показала двухтысячелетняя его история, бессильно искоренить дикое варварство. Это говорит о том, что Евангелия, как, впрочем, и вся Библия, далеки от вопросов нравоучительного характера, регламентирующих нормы жизни. Его предназначение в другом. И лично я не понимаю, почему люди Нагорную проповедь сделали своим морально-нравственным уставом? Ведь там даже при простом чтении много непонятного, не вкладывающегося в рамки человеческих желаний. Но такова воля людей, называющих себя христианами, которым нет дела до воли Бога.

5

(изменено: Татьяна Хмелевская, 2021-12-21 18:40:03)

[/quote=Марианна]

Яков Глузман пишет:

Черемшанов поступил не по совету Христа, а по интерпретации своего кумира. Как понимал, так и поступил. Его поступок это демонстрация. Люди, которые не хотят убивать идут на войну и  умирают потому что идут под пули не поднимая оружия. Но Черемшанову важен был вызов. Недаром Ленин Толстого называл "зеркало русской революции".

Не согласна! Черемшанов поступил по собственному убеждению. И неважно кем или чем оно подогревалось. Не было бы убеждения, и евангелия не помогли бы, как, впрочем, остальным христианоназывающимся. "Черемшанов" - смелый, убеждённый в своей правоте человек, один из миллионов, восставший против тирании первобытной дикости, которую идеологи насилия возвели в высший моральный закон - в патриотизм. Критики толстовского непротивления злу насилием называют его философию религиозной, потому что она аргументировалась евангелиями, которые у нас называются религиозной литературой. По моему глубокому убеждению это не так. Ибо евангельская философия антирелигиозна. И Толстой это почувствовал каким-то даже ему неведомым образом. Идеи добра, правды, справедливости, ценности человека мыслящего являются твёрдым основанием их морали. В евангелиях рефреном проходит мысль о том, что, убивая человека, мы убиваем не просто носителя разума, мы убиваем разум Вселенной, по законам которой должен жить человек. "Черемшанов" - образ, в котором писатель запечатлел все пороки человеческого общества, а также достоинство изгоя-одиночки, сознание и душа которого оказались выше стереотипных убеждений большинства.

7

Для Марианы поступок Черемшанова не являестя примером следования Учению Христа. Для  Марии Евангелие  и Учение Христа не является морально-нравственным Уставом. Для таких людей видимо где то в других книгах содержатся истинные моральные нормы. Возможно в моральном кодексе  строителя советского коммунизма ?  Поэтому они осуждают поступок Черемшанова, и Нагорную проповедь Христа, и   живут по другим моральным нормам. Противно читать их разлагольствования... Вот именно поэтому Учение, проповедуемое Иисусом Христом, как показала двухтысячелетняя его история, бессильно искоренить дикое варварство в его понимании такими людьми.

7

[/quote=Мария][/quote=Марианна]

Яков Глузман пишет:

Но Черемшанову важен был вызов. Недаром Ленин Толстого называл "зеркало русской революции".

Ленин был далеко не дурак. Он понимал, насколько велик и значим Толстой для русской культуры. Поэтому поспешил и нашёл способ "присобачить" его к своему бесчеловечному режиму. Толстовская философия непротивления априори не пела гимны революционному насилию над человеком. Толстой как мыслитель и как писатель-философ - антипод человеконенавистнической идеологии Ленина, который "нового человека" создавал на костях "старого": "Мы старый мир разрушим, а новый не построим". "Революция" и "идея ненасилия" - две, смотрящие в противоположные стороны, антагонистические
по духу парадигмы о человеке.

2

"Поэтому они осуждают поступок Черемшанова, и Нагорную проповедь Христа, и   живут по другим моральным нормам. Противно читать их разглагольствования..." .

Терпеть не могу пустых обвинений. Прежде чем выносить на обсуждение подобные высказывания, найдите им аргументы. Во-первых, я не осуждаю поступок Черемшанова. Во-вторых, если я говорю, что Библия по-большому счёту, в обыденно-житейском контексте не является книгой начётничества,  сборником ярких крылатых фраз и афоризмов, то у меня для этого есть веские основания, почерпнутые из самой книги. Ибо знаю, насколько ответственно моё заявление, чтобы бросать его на ветер. Не я осуждаю Нагорную проповедь. Это делаете вы, когда в ней одно принимаете на веру, а о другом замалчиваете. А почему вы так поступаете? Да потому что, как говорит Христос своим оппонентам по вопросу веры иудеям, "вы не понимаете речи Моей". Дальше не буду цитировать, сами прочтите. Ин 8:42-47.

2

Яков Глузман пишет:

Для таких людей видимо где то в других книгах содержатся истинные моральные нормы. Возможно в моральном кодексе  строителя советского коммунизма ?  Поэтому они осуждают поступок Черемшанова, и...

Вот вы взяли и походя всех осудили, а наверное считаете себя последователем учения Христа. Кто же "осуждал" Нагорную Проповедь? Не осуждают, а рассуждают о её понимании фарисеями. Каждый человек поступает по своему разумению учения. А Черемшанов это яркий пример борца за свои убеждения, за эти убеждения готового войти в конфликт с обществом. Только это к Христианству не имеет отношения. Христианин борется со своим внутренним врагом, с врагом рода человеческого. Внешне не эффектно, и наоборот, борьба с внутренним врагом доводит человека до ничто, это мучительный процесс и совсем не эффектный внешне. Но революционерам важен внешний эффект.

3

Поступок Черемшанова к Учению Христа не имеет отношения ?

2

Яков Глузман пишет:

Поступок Черемшанова к Учению Христа не имеет отношения ?

Опосредованное отношение имеет. Таким образом понятое учение человеком внешним, вглубь не успевшим заглянуть. Да и когда заглядывать?

2

Поступок Черемшанова имеет не "опосредованное" отношение к Учению Христа, а самое прямое и истинно им понятое.                                                                                     
      Жаль, что этого не понимают или не хотят понимать те, кто называют себя христианами.

2