Тварная часть человеческой натуры и жестокость, освященная Торой
О первой причине нет нужды говорить много, каждый в разной степени чувствует ее в себе. А вот вторая вводит людей в заблуждение уже не одно тысячелетие.
Евреи ( а вслед за ними и другие) не знают пятикнижья Моисеева. Об этом почти две тысячи лет назад писал один из самых образованных евреев своего времени апостол Павел: «Умы их ослеплены, а сердца покрыты покрывалом, когда они читают Моисея» (2 Кор 3:14-15). Потому нормы Закона «истлевают от употребления человеческого» (Кол 2:22-23), «…а Закон добр, если кто законно употребляет его» (1 Тим 1:8). Как может быть добрым Закон, где убийство было распространенным наказанием, и по такому поводу, по которому его нет ни в одном народе? Например, убийство сына или дочери, если они злословят родителей (Исх 21:17). И это при том, что было сказано категоричное «не убивай» (Исх 20:13), а Бог всегда один и тот же, и нет в Нем «ни тени перемен» (Иак 1:17).
О незнании евреями Торы пишет и Коран, говоря, что они несут ее, как осел – книги (Сур 62:5).
Библия раскрывает значение только основных норм Старого Завета, объясняя, какими должны быть: обрезание (Вт 10:16), (Рим 2:26), жертвоприношение (Ос 8:13), (Пс 50:79), крещение (1 Пет 3:21). Что имелось ввиду под словом «пища» (1Кор 10:3), и какое убийство и смерть угодны Богу (1 Ц 17:47), (Пс 54:22), (Эф 6:12), (Лук 15:24), (Рим 6:10).
Объяснять иносказательный смысл всех сотен норм Старого Завета нет нужды, если человек признает веру Христа, согласен благотворить и любить врага (Мтф 5:44). Тогда нормы Старого Завета, которые образно только направляли его к этому, становятся уже выполненными и теряют свое значение, снимаются Христом (2 Кор 3:14). Если же нет, то труд исследователя необходим, и в часто жестоких, безрассудных рекомендациях открывается мудрый воспитательный смысл. Например:
«Не вари козленка в молоке матери его» (Исх 23:19) – а козочку, а в молоке другой козы? Козел - предводитель стада, козленок - будущий духовный лидер не должен ограничиваться только началом родительского учения.
Если попадется на дороге гнездо, то птенцов возьми себе…(Вт 22:6) – для чего? Выкармливать птенцов насекомыми дело трудное, и это при том, что на обычную скотину время едва хватало. А вот помочь развитию молодого человека, имеющего зачатки для достижения духовной высоты, очень важно.
Не надевай одежды из разных нитей шерсти и льна (Лев 19:19). Из шерсти одежда для холодного времени, из льна – для жаркого. Это известно всем, и никто шерсть и лен не смешивает в одной одежде. Но в своей праведности человек делает это очень часто, совмещая противоположное – добро и зло.
Закапывай испражнения свои в походе против неприятеля (Вт 23:12). Люди и без Бога знают про отхожее место, а вот напомнить, что в идейной войне против врагов Израиля не показывать свое, еще имеющееся несовершенство и слабые стороны – очень важно.
Так же и всем известное «око за око…» почему-то приговор выносится без разбора обстоятельств дела и установления вины участников. Возможно, пострадавший заслуживал и большего вреда? Но если рассматривать око, как мировоззрение, то Божественное мировоззрение должно просветлять, улучшать зрение. Мировоззрение, которое привело к ущербности мировоззрения другого человека, безоговорочно должно быть уничтожено. Поврежденное мировоззрение неизбежно вредит практике человека: зуба (анализа ситуации), руки (дел), ноги (поступков) и т.д., вплоть до смерти всего тела (всех его возможностей).
Понятным становится, почему сына, ударившего отца, надо было наказывать не равноценным ударом по принципу «око за око», а смертью (Исх 21:15). Ближайшее окружение, имея больше возможностей, должно находиться под более пристальным нравственным контролем, когда надо не просто повреждать неправду, а искоренять даже незначительное ее проявление.
Это объясняет также и отпуск раба на волю всего лишь за то, что хозяин выбил ему зуб (Исх 21:27). В образном плане хозяин опекается нравственным состоянием раба – подопечного, и если сам допустил грубую оплошность в воспитании, то не должен иметь над ним власти.
Объясняется также и жестокость Давида, который пилил, рубил, а потом сжигал пленных в обжигательных печах (2 Цар 12:31).И это, несмотря на всю буквальную бессмысленность этих действий и на дефицит дров тогдашнего (да и теперешнего) ближнего Востока. Тем более, как может такой человек говорить о себе: «Я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом» (Пс 7:5)? На самом деле Давид проявлял величайший гуманизм и педагогические приемы в перевоспитании язычников железными, убийственными аргументами веры (топоры, вилы, молоты), а затем еще и закреплял (обжигательные печи) налаженным образом жизни по законам Истины.
Ясным становится, как через образно-духовное толкование можно в одном бою (споре с идейным противником) одним ударом копья (убедительным, проникающим словом) поразить (убить неверное представление) сразу восемьсот человек (2Ц 23:8).
И это только малая часть истинной ценности содержания Торы.
Упорство евреев за овладение землей обетованной объясняется буквальным восприятием слова «земля». Коран прямо пишет «земля обетованная - это территория Правды» (Сур 10:93). Об этом же говорит и Давид: «…введи меня в землю Правды» (Пс 142:10).
Территория Правды это уже не география, а состояние души, которое Бог желает видеть во всем мире. Израиль, как рассадник такой веры, должен был осваивать территорию своих предков (отец твой Аммарей…) (Иез 16:3), «воюя» добродетельным примером (1Пет 2:12) с народами, живущими во тьме невежества, просвещая их Истиной. Для начала такой войны «лучшее, что может сделать согрешивший – убить себя перед Богом» (свою неправду) (Сур 2:54). Бог прямо привязывает «изгнание» язычников с соблюдением Его заповедей (Вт 7:1), а соблюдении Его заповеди «не убивай» никак не вяжется с той рекомендованной жестокостью, которую он дает Моисею и И.Навину.
Главная задача Израиля не завоевание огнем и мечом малого клочка земли, а сделать землю Ханаанскую (земля унижения) дойстойной высоты Божьей воли (Гора Синай) и распространить ее на весь мир. «воюя» мечом – словом и достойным примером.
Оружии Бога – меч и огонь, но то и другое - слово.
А меч и огонь – оружие зла, неправды ее основа.
Возможно, эти слова помогут Израилю больше, чем авианосцы.
Большая просьба к тем, кто имеет возможность, переслать эту статью в русскоязычные газеты Израиля. Виктор Б