Центральным вопросом, а также на сегодняшний день нерешённой проблемой учения является вопрос «что есть истина?» Ин 18:37,38. Авторов Нового Завета я поняла так, что истина учения выражается в том, что учение имеет два уровня своего строения, а значит и познания: буквальный и духовный. Лк 16:26. Истина о структуре учения – его костяк. Всё остальное – это его «мышцы» или образно-символический язык. «Истина дана миру в образах и символах. И по-другому он её не получит». Это высказывание ученика Иисуса Христа Филиппа созвучно словам апостолов о камне или о «твёрдом основании учения».
Исходя из этого основания, «земной Иерусалим» - иносказательный образ внешней, видимой или буквальной стороны учения. И, наоборот, «Небесный Иерусалим» - иносказательный образ невидимой или духовной стороны учения. Эти два термина – единицы из десятков сотен образов, обозначающих две сферы учения: материальную и духовную. Всё предельно просто.
Но, что важно знать, так это то, что этой простотой поражается и обличается в своей лжи дьявол – дух религиозного заблуждения, исходящий от неодухотворённой истиной буквы учения. 1Кор 1:25-30. Поставленная пророками цель создания учения диктовала форму учения, его конструкцию или структуру, которая свидетельствует о раздельности учения, отсутствие которой говорит лишь о том, что мы не можем приписать ему никаких свойств, ведь всякое свойство предмета (в нашем случае, Библии) уже вносит в него какую-то раздельность». Простейшая структура учения позволяет нам «мыслить наш предмет исследования – преодолевать возможные на этом пути противоречия и противоположности… Мыслить означает полагать основания и выводить из них следствия». Не этим ли занимаются творцы учения об истине?
Авторы Словаря ничего подобного не увидели в учении. Их интерпретации терминов учения, в том числе и термина «Иерусалим», не имеют под собой теоретической базы. А потому можно говорить об исключительно субъективном их характере. Оценка же евангелистами подобного «строения» однозначна – «Дом, построенный на песке, без каменного основания постигнет великое падение» Мф 7:22-29.
По этому поводу древнегреческий философ Гераклит писал: «Многознание не научает мудрости. Мудрость – в знании оснований и причин… без способности обосновывать имеющиеся убеждения, нет твёрдого и подлинного знания». Пророческо-апостольское учение об истине – феномен исключительно философский, только одна философия задаёт вопрос «что есть истина?» и предлагает свои ответы на него. Не поэтому ли всякого рода богословско-теологические интерпретации библейского учения обошли стороной этот фундаментальный для него вопрос?

Мария Хмелевская пишет: "Авторы Словаря ничего подобного не увидели в учении. Их интерпретации терминов учения, в том числе и термина «Иерусалим», не имеют под собой теоретической базы." Создается впечатление, что она не читала, не увидела в Словаре "теоретической базы", т.е. текстов Библии в которых упоминается слово "Иерусалим" и на основе которых предлагаются выводы о значениях этого слова.

1

Андрей Х. пишет:

Создается впечатление, что она не читала, не увидела в Словаре "теоретической базы", т.е. текстов Библии в которых упоминается слово "Иерусалим" и на основе которых предлагаются выводы о значениях...

Теоретической базой являются не тексты с термином "Иерусалим". "Теоретическая база" - перечень наиболее общих положений учения, к которым привязывается каждый его термин, каждое слово персонажа, каждое его действие. Ею они наполняются истинным содержанием. Теоретическая база - это нечто единое для всего учения, его опорная часть, фундамент, камень, стержень... Любое научное исследование без теоретической базы (евангельского ключа) немыслимо. А учение об Истине претендует на статус научного. Единое основание, единая теоретическая база, Единый Бог - это то, что отличает учение пророков от, как говорит Павел, бабьих и иудейских басен. У человека ведь язык без костей, он может говорить всё, что ему вздумается. Теория познания или формула выведения истинного суждения - удило, которое сдерживает исследователя от всякого рода вольностей. Понятно, что человек, приступая к исследованию, не владеет теорией познания, он о ней ничего не знает. Но если он будет прислушиваться к требованиям авторов учения и пытаться их исполнять, то итогом такого подхода явится рождение этой самой теории истины "рождение свыше". У авторов словаря ничего этого нет. А если и есть, то в зачаточном виде. Например, заголовок Словаря об образности библейского языка раскрыт очень слабо. Христос ведь говорит, что "всё писание свидетельствует о Мне, а "Я" есть Истина". Вот с вопроса "что есть истина?" и с ответа на него и следует начинать построение Словаря. Мои статьи все до единой стоят на крепком теоретическом основании. Я любое слово и любой термин начинаю с изложения этой самой базы. Вы, конечно, меня можете не слушать. Это, понятно, почему. Но вы хотя бы из уважения к человеку. который во имя торжества теоретического мышления пошёл добровольно на крест, повникали бы в тексты, поразмышляли бы. Но вы этого не сделали. А за то время, сколько вы потратили на создание Словаря, можно было горы свернуть. Но вы спешите и, уж простите меня, при этом оглядываетесь не на тексты, не на волю этой самой теории, а на тех, от кого зависит судьба вашего творения. А Христос, как известно, служил Богу, не взирая на лица, на авторитетных и сильных мира его. Каждому из нас не лишне у Него поучиться. Ваш Словарь - очень ответственное дело, настолько ответственное, что вы даже сами этого не предполагаете.

Hmelevskaya пишет:

"Теоретическая база" - перечень наиболее общих положений учения,

Думаю такой теоретической базой для слова Иерусалим у авторов словаря и есть Закон Божий, объединивший всех библейских праведников. О чем авторы как бы дают понять читателям: «Иерусалим» –  символ  духовного единения, Собрания  Праведников, - Патриархов, Пророков, Иисуса Христа и Апостолов – всех святых людей, освящённых познанием и исполнением Воли Божьей.   
Отсюда и удивление [notify]Андрей Х.[/notify], как так вышло, что вы не замечаете столь очевидного..

1

Андрей пишет:

«Иерусалим» –  символ  духовного единения, Собрания  Праведников, - Патриархов, Пророков, Иисуса Христа и Апостолов – всех святых людей, освящённых познанием и исполнением Воли Божьей.

Почему же? Я авторов прекрасно понимаю. Но задача исследователя раскрыть значение библейского термина "символ", "образ", а не продвигать своё, личное. Ведь, согласитесь, приведённое объяснение термина "Иерусалим" очень размыто, не конкретно. Что значит выражение "символ духовного единения"? Ведь духовное единение присуще и сатане, и бесам, как пишет Иаков "и бесы веруют и трепещут", и у них есть своя духовность. Значит надо показать, в чём разница духовности праведников и их противников? В НЗ ведь существует чёткое разграничение духа заблуждения от Духа Истины. Так и здесь. И далее кто праведник, кто пророк, кто патриарх? Ведь не все пророки и не все патриархи соответствуют своему чину. Среди них многие были "волками в овечьей шкуре", многие выдавали и продолжают выдавать себя за служителей Божьих, а на самом деле Павел их называет служителями сатаны.
Или выражение: "всех святых людей, освящённых познанием и исполнением Воли Божьей. Открываю Словарь - «Воля» Бога - это все физические и духовные созидательные  Божьи Законы, Его Заветы, открытые всем Его Посланникам: Патриархам, Пророкам, Иисусу Христу,   Апостолам,  выраженные ими  в Священных Писаниях, и возвещаемые народам всеми Праведниками". Всё размыто, общо и восхваление всех Божьих чинов. Волю Божью авторы трактуют в обыденно-конфессиональном регистре. В Библии не так и не то. Заветы и Законы не открыты всем. Как  написано: "Многие пророки хотели знать, что вы знаете, но не знали". И ныне и воля Божья, и Законы, и Заветы никому не открыты. Они на страницах учения находятся в большой тайне. Задача исследователя открыть их. Я не вижу этого открытия у авторов Словаря.
Я не знаю, как бы поступила, если бы мне сделали такие замечания. Я, скорее всего, вообще не приступала к подобному роду деятельности до тех пор пока не ответила бы на все возникающие в процессе исследования вопросы. А их очень много, просто тысячи. И ни один из них нельзя пропускать мимо ушей. А лить сладкую воду в уши любителям эстетики - это дело немудрённое, старая как сам мир практика. Поймите, Библия - это не инра в бирюльки. Эта книга - вещь хитрая и даже, как это не звучит парадоксально, коварная.
Мой совет прост: Каждый из нас пусть делает своё дело так, как может, как знает. Честно скажу, весь Словарь я не читала. Мне достаточно было прочитать такие термины как "Бог", "Христос", "истина", "любовь", воля Божья... На их основе я сделала для себя заключения о Словаре. Эти термины не раскрываются как образы с конкретным их значением.

Hmelevskaya пишет:

Значит надо показать, в чём разница духовности праведников и их противников?

Помоему высказано довольно однозначно, понятно и просто, что данное духовное единение на основании Воли Божьей, в чем и есть основое различие с иными духовными единениями.

Добавлено: 2023-01-28 16:13:40

Ну в остальном много согласен. Кто то же должен был начинать, вот люди запряглились, делают как могут.. Хотя конкретно здесь речь о значении слова Иерусалим.

(изменено: Hmelevskaya, 2023-01-29 12:56:56)

Андрей пишет:

Помоему высказано довольно однозначно, понятно и просто, что данное духовное единение на основании Воли Божьей, в чем и есть основое различие с иными духовными единениями.

Я далека от мысли о том, что Словарь напрочь лишён своих познавательных достоинств. Совершенно однозначно, что у него есть свои положительные достижения. Взять хотя бы одно название Словаря, где фигурирует слово "образно-символический". Я в своё время от увиденного аж ойкнула: вот, это, думаю, да, какие молодцы! Для меня видеть употребление этих слов уже радость. Но потом поняла, что Словарю не хватает чёткой раздельности понятий каждого термина: будь то Иерусалим, храм, дух, земля и небо и прочее. А чтобы увидеть и обосновать эту раздельность, для этого надо иметь теоретическое основание, тот самый евангельский ключ, который напрямую связан с ответом на вопрос, "что есть Истина?" равно, "что есть Бог?". Потому что учение чётко и ясно говорит о том, что "Бог есть Истина", что "Закон Твой есть Истина". Читаем назад: "Истина есть Бог, Истина - Закон Твой". То есть Истина в учении главные, она то и есть твёрдое основание учения, основа его теоретического фундамента. И если исследователь допускает в трактовке этих имён ошибку, то всё дальнейшее исследование пойдёт наперекосяк. Ну, и чего греха таить, в трактовке каждого термина Словаря чувствуется восхваление  Бога в его народной, древней традиции, как сверхъестественного Существа, в то время как "учение ставит своей основной целью разрушить дела дьявола" - мифологический дух буквы учения. Фактически это означает разрушить религиозную доктрину мира с её сверхъестественной Личностью - источником разноликих как научных, так и богословско-теологических заблуждений. Библейский же "Бог" в качестве Истины - феномен рационально-естественный. А потому Он требует своей чёткой формулировки, основанной на теории или евангельском ключе.
"Земля" и "небо" - это первые термины в обширном терминологическом списке библейского словаря. Они означают ту самую раздельность учения, его разносторонность - внешнее или буквальное понимание учения называется землёй - Иерусалим земной. И, наоборот, духовная сторона - это небо, царство небесное, Иерусалим Небесный и т.д.
Да, действительно, кто-то должен начинать. Поэтому моё пожелание авторам Словаря - это уйти от размытости определения понятий, больше конкретики. И нет необходимости интерпретировать каждое высказывание того или иного автора. Выделить главное - вот и всё. А иначе создаются большие затруднения для читателей. Ну кто станет вникать в этот бесконечный список трактовок, тем более, что в них превалирует авторская субъективность.
Ведь библейское понятие Слова Божия - это удивительная, уникальнейшая простота его конструкции. Ну, проще уже некуда. Вот и нам всем следует учиться этой простоте изложения сути Истины - Бога учения. А это, как оказалось лично для меня, не совсем простое дело. Вот, я и желаю авторам Словаря побольше простоты и краткости, краткости и краткости... И помните - вы взялись за очень ответственное дело: во-первых, перед сотрудниками дела, а во-вторых, перед самой историей. Ведь если в учении есть что-то, чего ещё не знают люди, то придёт время и они узнают всё. И тогда Христос, явившись миру, скажет Своё знаменитое и решительное "нет, нет" и "да, да". Вот об этом следует помнить. А иначе для чего такие жертвы с нашей стороны?

1

Hmelevskaya пишет:

   "Поэтому моё пожелание авторам Словаря - это уйти от размытости определения понятий, больше конкретики..."

Хотелось бы прочитать  "не размытые" определения понятий библейских слов, изречений,  в изложении Татьяны Хмелевской, в которых было  бы больше конкретики, взамен тех, которые предложены авторами Словаря.

2

Андрей Х. пишет:

Хотелось бы прочитать  "не размытые" определения понятий библейских слов, изречений,  в изложении Татьяны Хмелевской, в которых было  бы больше конкретики, взамен тех, которые предложены авторами...

А я только тем и занимаюсь, что изо всех сил стараюсь показать людям, своим читателям эту конкретику. Но я не виновата в том, что они пытаются понять мои рассуждения сквозь призму своих древних представлений о Боге Библии. Я говорю о том, что" Бог есть Истина", что "Истина о внешнем и внутреннем есть Бог учения" и при этом объясняю, что есть эта самая Истина, но в ответ не просто непонимание, а негодование. Какая это там Истина о внешнем и внутреннем? Что она такое выдумывает! Можно подумать, что я фантазирую на пустом месте. Но я не обижаюсь, ибо очень хорошо понимаю силу влияния на человеческое сознания внушений, чужих убеждений, стереотипов общественного мышления, от которых избавиться не всякий может. Чтобы понять библейскую конкретику, надо суметь, как это в своё время сделал апостол Павел, переключить регистры своего сознание на новое, ещё неизведанное. И, углубившись бескомпромиссным разумом в его глубины, обрести того Бога, во имя которого человек принял крестную смерть, которая для нас всех должна стать убедительным доказательством в отречении от языческих представлений о библейском Боге. Ибо Он - это совсем не похожее на прежнее, ветшающее, а потому подлежащее уничтожению. Конечно, я буду продолжать стремиться донести людям то, что вижу, что сама поняла. Ведь, как говорится, "капля камень точит". Хорошо уже одно то, что люди спрашивают, задают вопросы. Значит они "болеют" этими проблемами. Я не боюсь обличений. Поэтому готова выслушать любое несогласие и любое замечание.

(изменено: Леонид, 2023-02-02 15:02:48)

Hmelevskaya пишет:

«Истина дана миру в образах и символах. И по-другому он её не получит». Это высказывание ученика Иисуса Христа Филиппа созвучно словам апостолов о камне или о «твёрдом основании учения».

[Мф.11:29] возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
В этом месте, вход в учение. Были бы желающие войти через эту дверь!

В этом месте Иисув въезжает в Иерусалим на поклоненя Богу!