«Целью жизни является теоретическое познание
и происходящая отсюда свобода». Анаксагор (500 г до н.э.).

Диалог – спор двух людей по-поводу одного вопроса или какого-нибудь утверждения. Причина спора объясняется взаимоисключающими точками зрения, оценками. В Библии это выглядит так: 1. «Бога никто из человеков не видел и видеть не может, но …кто от Бога, тот видел Бога... 2. Возлюби ближнего твоего. И здесь же: не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Храните себя неосквернёнными от мира …Кто любит мир или мать и отца более Меня, тот не достоин Меня…» … Ин 1:18.6:46. 1Тим 6:16. 2Кор 4:4. Мф 10:37; 9:19; 22:37. 1Ин 2:15. Иак 1:27.
В учении диалогическое мышление разворачивается между духом заблуждения и Духом Истины. Каждого из этих духов его авторы «одевают» в сотни иносказательных образов, благодаря чему в сознании читателя формируется повествовательно-исторический характер всей Библии, когда на самом деле это далеко не так.
Разрешение противоречий между противоположными утверждениями по поводу одного определения или понятия должно привести к открытию новой позиции, не похожей на первые две. Если она не будет найдена, то противоречия останутся неснятыми. Мира между разными утверждениями не будет. А значит учение, как и прежде, останется запечатанным своими семью печатями.
В учении идеей, которая рождается в процессе борьбы двух взаимоисключающих утверждений является идея рождения Сына Божьего – Духа Истины, который снимая противоречия, примиряет их. Эта мысль звучит в словах Иисуса Христа о том, что «Я пришлю вам другого Утешителя – Духа Истины, который напомнит вам всё, о чём Я вам говорил» Ин 14:16-26. Впоследствии Дух Истины в качестве третьей силы «открыл ученикам ум к уразумению писаний». Иным словом, ученики Духом Истины легко снимали противоречия, возникающие в процессе исследования писаний. Это способствовало движению их разума к Божественному совершенству.
Сам процесс рождения Духа Истины (рождение свыше) в разуме исследователя писаний запечатлён многими иносказательными фрагментами, в том числе и фрагментом о непрочном зачатии. Мф 1:18-23. Исаия 7:14-16; 8:14,15.
Механизм рождения Духа Истины в сознании человека, исследующего писания, настолько прост, что из-за его простоты сразу и не поймёшь, о чём идёт речь. Например, вы взяли какой-то отдельный фрагмент, пропустили его через библейскую теорию познания. Итог осмысления ею и будет называться Духом Истины. Как говорится, «всё гениальное просто». Этой простотой посрамляется мифологический дух буквы учения, его одностороннее понимание Закона Моисеева. И все идеологемы, которые веками держались на внешней стороне учения, рушатся подобно Вавилонской башне, превращаясь в груду мусора. Отныне восстановлению они уже не подлежат. Их место на свалке человеческих заблуждений. 1Кор 1:27,28,29. 2Кор 11:3.
Получается, что до приобретения Истины и её Сына - Духа Истины ученики Иисуса Христа не имели того ума, которым мыслится учение пророков. А Учитель не спешил открыть им все премудрости дела Его Отца. Практика познания (сошествия) Духа Истины учениками – образец веры, пример для подражания всем желающим любить или знать Христа, или Истину в качестве Бога учения. Вера в этом случае есть ничто иное как теоретическое знание писаний.
Авторы и исполнители конституирующего для учения Закона Моисеева многими приёмами создают благоприятный климат для развития диалога между духом заблуждения и Духом Истины. Такими приёмами (например, недоговаривание, пропуск ключевых слов) творцы нового мировоззрения вовлекают в спор его исследователя. Поэтому они относительно веры выдвигают одно принципиальное условие: «Если Христос (Дух Истины. – Авт.) не воскрес, то и вера ваша тщетна и проповедь наша так же тщетна». Нет третьей силы, позиции или твёрдого теоретического основания, нет и объективного знания учения. В диалоге совершенствуется библейский разум, который, разрушая «юродство проповеди», обретает свободу от неё. Зависимость мышления от «египетского плена» замещается зависимостью от объективной реальности, от вечных законов мышления. Как написано, «кто кому служит, тот тому и раб». Иным словом, библейская «свобода – понятие относительное», как, впрочем, и всё в этом безумном мире. Мф 5:48. Рим 1:28.
В итоге появление третьей силы – понятия об Истине «тянет» за собой второй закон искусства ведения диалога – закон отрицание отрицания. Библейский буквализм с его мистически-фантастическим духом заблуждения на протяжении десятков тысяч лет отрицал естественную картину происхождения мира. Третья же сила – Истина и её Сын - Дух Истины теперь, отрицая библейский буквализм, выводит на первое место рациональное понимание и Бога, и Истины, и Духа Истины, а вместе с ними и всего учения. Эти три понятия – суть одно. Они разворачивают Библию лицом к зрителю. Если до момента её интерпретации Духом Истины она была повёрнута к миру спиной, то евангельский ключ одним лёгким движением поворачивает её лицом к нему.
В этом и заключается воля Божья: «… отменить первое и постановить второе…». Ложный дух и туманность буквы заменить рационально-естественным Духом Истины. «Многие же первые будут последними, а последние первыми» Евр 10:5-9. Мк 10:41-45. 1Кор 9:19-к, 35.
Вся Библия – это нескончаемая череда притч и аллегорий, образов и символов, многообразие которых Духом Истины объединяется в одну простую как по форме, так и по содержанию «агломерацию». Здесь подаёт свой голос третий закон диалектики – закон перехода количества в качество. Множество иносказательных картинок об Истине постепенно, по мере накопления логических связок, сводятся к одному знаменателю – к единому для учения твёрдому основанию. И в этом случае, учение по форме, но не по содержанию «усыхает» до того минимума, который, если его записать, поместится на одной странице школьной тетрадки.
Три закона ведения грамотного диалога легли в основу диалектики – всеобщего метода познания мира, который впоследствии веков стал ударной силой в борьбе с архаичным, пещерно-уличным сознанием, которое олицетворяется библейским буквализмом – убийцей научной истины как в узком, библейском, так и в широком смысле слова.
Разумные субъект-объектные отношения между человеком и Библией невозможны без диалектики: «Я есть путь и Истина… Никто не приходит к Отцу (к Истине. – Авт.), как только чрез Меня», чрез Истину и её Дух познания. Ин 14:6. По этому поводу Павел оставил и по сей день актуальные слова: «Нет праведного ни одного, нет разумеющего; никто не ищет Бога (Истину. – Авт.), все совратились с (узкого. – Авт.) пути… Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их… Они не знают пути мира (единства, любви, согласия между внешним и внутренним. – Авт.) … книжники и фарисеи, уподобившись окрашенным гробам, … кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония…» Рим 10-17. Мф 23:26-33.
На страницах Библии Истина познаёт саму себя.
Почётное место в теоретическом мышлении Библии отводится такому методу выведения суждений как силлогистический метод, который учит воспринимать учение цельно, не спешить делать близорукие выводы, которые в итоге привели мир к библейской схоластике и порождённому ею обскурантизму, мракобесию, воплощением которых стала Европейская Инквизиция.
Я знаю, что мои работы отличаются неординарностью суждений о библейском учении и у многих читателей вызывают откровенное недоразумение. Создатели уникальной для их времени доктрины мира предвидели эту для своей Истины печальную ситуацию, о чём писали множество раз: «Посмотрите между народами и внимательно вглядитесь, и вы сильно изумитесь; ибо я сделаю во дни ваши такое дело, которому вы не поверили бы, если бы вам рассказывали» Аввак 1:5. 1Цар 12:16;Левит 26:14-кон; 4Цар 21:12. Рим 9:28. И, действительно, виданное ли дело – библейским Богом является диалектическая Истина, которая одна в своём роде легко и просто справляется с поставленной пророками целью: разрушить дела противника Божьего или «сказки Венского леса» о Творце и Его творении. 1Ин 3:8. 1Кор 1:17-21. Ин 14:17. Исаия 65:12; 66:4.