Истина о внешнем и внутреннем! Что это за зверь такой непонятный, попытаюсь объяснить на евангельском примере о пяти хлебах и хождении Христа по поверхности вод. Мк 6:37-52.
Уже не для кого не является секретом, что библейский язык – язык образно-символический. Со слов апостола Павла, Пятикнижие – длинный список образов Истины, которую он, опираясь на евангельские свидетельства, называет Христом. Она является камнем учения, т.е. его твёрдым основанием. 1Кор 10:1-15. Лк 1:1-4. Ин 14:16, 26. Лк гл. 24.
Новый Завет продолжил традицию Ветхого Завета. Он так же Истину излагает на образно-символическом языке, на языке притч и аллегорий, т.е. иносказательно, метафорично.
Исходя из образности языка надо думать, что «пять хлебов и две рыбы», а также хождение Христа по воде – иносказательные картинки, представившиеся внешней стороной Истины. «Христос», ходящий по воде, - иносказательный образ Истины. Внешней стороне Истины евангелист даёт образ воды, а также Марии Магдалины – законной жены Господа, которая заключает в себе Сына Божия – Духа Святого или Духа Истины. Этот вывод следует из определения имени «Господь, который есть Истина и Дух» Истины. Ин 4:23-25. 2Кор 3:17.
Что же получается? А получается то, что все книги Библии и составляющие их фрагменты, написаны по сценарию Истины о внешнем и внутреннем. Внешняя или материальная сторона картинки-образа без её духовного оплодотворения ничто, просто фантастического значения, ни к чему не привязанная ассоциация, простотой которой и прельщён читатель Библии. Истина в этом случае - понятие абортированное, не имеющая в себе Духа.
Но внешняя сторона учения и её духовное значение – единое целое. Только такая Истина наделена ролью юридического Закона учения, его две нерасторжимые скрижали. Неодухотворённая Истина, вера в образ как в законченную Истину, - вера половинчатая, несовершенная, не полная. «Мудрость», развившуюся на такой вере, апостолы называли сатанинской. А Закон гласит: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Две стороны одной Истины, одного Закона разъединять нельзя: «Бог есть любовь, а любовь есть совокупность совершенства… будьте совершенны как совершенен Отец ваш Небесный» т.е. как Истина, которая демонстрирует миру согласие между своими сторонами – внешней формой и внутренним содержанием.
Из сказанного следует: Истиной расшифровывается «запечатанное семью печатями» учение о ней. В таком случае она в качестве камня или твёрдого основания учения является методом снятия с учения покрывала Моисеева – внешнего иносказания. Вся Библия, в том числе и евангелия, в присущей им логической последовательности описывают не жизнь Бога, явившегося на землю в образе смертного человека. Она свидетельствует о всемогуществе в деле познания метода. Учение записано на тайном или «чужестранном» языке. Метод (знание Истины в качестве инструмента мышления) переводит его в плоскость понятного.
Вот какой смысл полноты автор вкладывает в свои слова: «Сын человеческий! … так говорит Господь Бог (Истина учения. – Авт.): ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты… Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началом мира (внешней стороной учения. – Авт.); но когда пришла полнота времени (Истина, постигнутая в единстве внешнего и внутреннего. – Авт.), Бог послал (в разум учеников. – Авт.) Сына Своего... Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем ...» Иез.28:12. Гал.4:3-5,7 Кол.1:18-20.
И «Сын Человеческий», и «Господь» - образы Истины в её логически законченной полноте. Понимание учения через призму Истины восполняет авторскую недосказанность мысли. Но самое главное состоит в том, что исполнение Закона приводит к осуществлению той единственной цели, которую его творцы поставили во главу угла – осуждение религии как самой консервативной, противоестественной, надуманной и причём очень агрессивной, не терпящей инакомыслия, формы общественного мышления: «Сын Человеческий пришёл для того, чтобы разрушить дела своего противника дьявола» - совершенно конкретного персонажа учения, олицетворяющего его внешнюю сторону, толкнувшего человечество в пропасть невежества с его непокорностью Закону Моисееву.
Отрицательного значения у термина «полнота» по определению не может быть: она либо есть, либо её нет. Здесь работает Закон формальной логики, когда третьего не дано: Истина либо полная, либо никакая. Худой Истины не бывает. А вот ложь как противоположность Истине, всегда худая. На полноте Истины, на согласии скрижалей завета или двух заповедей стоят Моисеев Закон, а также книги больших и малых пророков, сопричастных ему. Десятисловие – прекраснейший образец полноты Истины. Автору удалось минимальным набором заповедей выразить то, что веками оставалось невыразимым. «Любить мать и отца» - знать Истину в её логическом единстве сторон – внешней и внутренней. Остальные заповеди в их духовно-рациональном понимании подтверждают незыблемость Закона о единстве видимого и того, что прячется в нём.
Вывод: всё вышенаписанное вмещается в предельно лаконично оформленные мысли: «Кто не родится от воды и Духа, не войдёт в царство Божье… Кто напоит вас чашею воды во имя Моё…, тот не потеряет награды своей» Ин 3:5. Мк 9:41. «Пять хлебов» - еврейское Пятикнижие. «Две рыбы» - две скрижали Завета, слагающиеся в одну заповедь или в один непреложный для учения Закон. «Христос» - образ Истины или Закона, которая во всей Библии «ходит» по поверхности многих вод (иносказаний). Почему ученики, сидя в лодке, испытывали страх? Потому что они «не вразумились преломлением хлебов». Иным словом, ученики до их личного свидетельства воскрешения Христа из мёртвых, учение пророков понимали буквально, покрывало Моисеево – слепую к Истине букву учения, его образ и притчу принимали за полную Истину. И только воскресший Младенец Иисус Христос или Дух Истины открыл им слепые глаза к уразумению Писаний. Отныне их учёный разум стал обителью Бога - Истины в её законной полноте. Таким образом, ученики исполнили Закон, который отныне стал для них путеводителем к Истине в качестве Бога учения, ко Христу. Ученики Христа - образец для подражания в вере.

Татьяна Хмелевская пишет:

Отрицательного значения у термина «полнота» по определению не может быть: она либо есть, либо её нет.

Если это отсылка к новому слову размещенному в словаре, то очевидна логическая ошибка. Поскольку вопрос отрицательного значения термина не в том, насколько наполнен сосуд, а чем? Состав же может быть, как живительным, так и губительным, то есть отрицательным. Вот еще пример полноты в отрицательном значении: "ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; (Рим.11:25)
"Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол." (Прит.12:21)

Татьяна Хмелевская пишет:

Уже не для кого не является секретом, что библейский язык – язык образно-символический.

Здесь и не было никакого секрета, но были и есть люди извращающие писания для некой своей выгоды. Человек утверждающий что понимать написанное следует буквально попросту идиот, но этого не возможно скрыть и скоро станет явным. Раскрытие символизма Библии не есть чем то новым, хотя и не столь распространенным явлением, поскольку принуждает к умственным, практическим усилиям. Часто различные толкования библейской символики вносят еще больше путаницы и противоречий, поскольку не несут никакой практической пользы, не имеют конкретики и рационального смысла.

Татьяна Хмелевская пишет:

Иным словом, ученики до их личного свидетельства воскрешения Христа из мёртвых, учение пророков понимали буквально

Это самовольное, ничем не подтвержденное и неразумное утверждение, якобы избранные из лучших были какими то дурачками. Подобное заявление может пригодиться только для утешения своего самолюбия и для утверждения в собственных заблуждениях. Опять много текста, вода прокисшая, которой травят народы, напуская религиозного тумана "воскресший Младенец Иисус Христос" Как звучит возвышено, но кто и зачем будет разбираться в этих пафосных строках ...

Андрей пишет:

Вот еще пример полноты в отрицательном значении: "ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; (Рим.11:25)

Создаётся впечатление, что мы с вами говорим о разных вещах и на разных языках. Я говорю о том, что Истина как понятие объективное не может быть частичной, не полной. На то она и Истина, что обладает своим постоянным значением, которое сформировалось не по воле человека, а самой природой бытия Вселенной. Думаю, что в приведённом вами примере термин "полное" означает "достаточное, положенное количество язычников". В текстах Библии часто встречаются антонимы - слова по звучанию одинаковые, а по значению разные.

Андрей пишет:

Часто различные толкования библейской символики вносят еще больше путаницы и противоречий, поскольку не несут никакой практической пользы, не имеют конкретики и рационального смысла.

Идея образности библейского языка просуществовала после гибели Иисуса Христа около двухсот пятидесяти лет. Её поддерживал и развивал Климент Александрийский - богослов, философ. Но уже к началу 4-го века эта идея была напрочь отвергнута. К власти рвался христианский обскурантизм, на Соборах вырабатывался Символ веры, который был принят на Никейском Соборе 325 года. Пришедшая к власти Инквизиция положила конец библейскому символизму, даже упоминать его признавалось грехом. Утверждать и прославлять библейский образно-символический язык недостаточно - необходимо иметь единый для этого метод его толкования. И такой метод в учении есть. Методическое раскрытие библейского образа имеет огромную практическую, в смысле просветительскую пользу.

Андрей пишет:

Это самовольное, ничем не подтвержденное и неразумное утверждение, якобы избранные из лучших были какими то дурачками.

Это не так, от слова совсем не так. Воскрешение - гвоздь библейской программы: "Если Христос не воскрес, то вера ваша и проповедь ваша тщетны". Истина по имени "Христос", который всегда "младенец", ибо всякий раз Он воскресает в сознании отдельного человека, заключена во внешнем, в букве учения, в том, что дано нам в ощущениях, в том, что видим и что слышим, но не понимаем. А то как это условие веры понимает церковь, нас не должно заботить, ибо мы изначально знаем, что церковь первая нарушила Закон Божий и научила этому весь мир.

Татьяна Хмелевская пишет:

Создаётся впечатление, что мы с вами говорим о разных вещах и на разных языках.

Именно по этой причине указал в начале: "Если это отсылка к новому слову размещенному в словаре, то..."
В словаре появилось объяснение к новому слову "полнота", где авторы дают описание и отрицательного значения этого термина. После чего появляется ваша публикация с заявлением, что: "Отрицательного значения у термина «полнота» по определению не может быть: она либо есть, либо её нет." Отсюда мои примеры и ответ. Ачто и к чему ваши слова, вообще не понятно.
Но вы ведь Татьяна в свободном плавании, а оценивать и следить за тем как, куда и почему заносят вас ваши рассуджения и ожидать очередного оправдания, мол извините, была невнимательна, поторопилась, будет лишь подначиванием к некотролируемому вами потоку сознания и очередной вашей невнимательности. Уж постарайтесь излагать кратко, по сути, избегая ненужной религиозной лирики.

«Христос», ходящий по воде, - иносказательный образ Истины.

С чего Вы так решили?