Каждый из нас тысячу раз слышал библейское выражение: «не суди и не судим будешь..» Но очень редко, а то и вовсе не слышим продолжения этих слов Христа: ".. ибо каким судом судишь, таким и будешь осужден". Так можем ли мы судить или нет? А если судить то кого как, когда и зачем?
В Библейском учении о Христе отмечен период развития иудейского народа без царей и правителей, когда всё решают и за всё отвечают судьи и священники. "И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; Но народу веры в Единого Бога не нравится суд пророков, который просвещает все глубины их души, проникает в сокрытые помыслы и осуждает грешные дела, поэтому требуют других судей: "дай нам царя, чтобы он судил нас!" И с этого момента в мир входят слова: "ты что мне судья? -Чего судишь? Не суди!" Слова эти столь сильно вошли в нашу обыденную жизнь, что практически висят на языке у каждого из нас. Нужен только малейший повод, малейшая обида, малейшее замечание и они тут же рождаются на свет. -Не суди и не судим будешь.. Выражение звучит так часто, что стало чуть ли не образцом праведного поведения. И тем не мение суд не только не уменьшается, но все двадцать четыре часа в сутки сопровождает каждого из нас, хотим мы этого или нет. Суждение, государство, рассудок, судьба уместили в себя корень и значение того, что вызывает у многих противление и чего многим хотелось бы избежать. Рассуждаю ли я, говорю с кем нибудь, всегда выношу свой суд, говорят ли обо мне, обсуждают мня, суд всегда там. И сколько бы люди не наставляли один другого, "не суди и не судим будешь.." суд, как и мысль, как и слово всегда будет рядом с ними. Плохо это или нет? Христос входя в мир, говорит о себе однозначно: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.» Апостол Павел удивляется не тому, что христиане выносят тот или иной суд друг другу, а именно тому, что пытаются избежать суда: ..неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? 1Кор.6:3 Всякий имея хоть капельку рассудка, попросту не может, да и не должен жить так, что бы не давать ту или иную оценку деяниям человека, которого Бог наделил свободной волей к выбору, неограниченными творческими способностями и разумом. Эти три качества, отличающие нас от животного, неизменно проходят повсеместную оценку и сравнение, что является преддверием всякого суда. Благодаря воле , творчеству и разуму существуют и устанавливаются человеческие взаимоотношения. Мы всегда оцениваем, сравниваем и выносим свое мнение, которое призвано либо осудить либо оправдать. Другими словами, человек попросту не может жить и не судить, суд составляет неотъемлемую часть всей его природы. Весь человеческий опыт, защищая нас от повторений ложного выбора, разрушительного творчества и безумия, является
именно наследием, следствием суда. Благодаря оценке-сравнению-суду нет возврата к рабству, нацизму, коммунизму, которые в свое время не будучи осуждены правителями, царями, принимались «большинством» за нормальные системы человеческих взаимоотношений. С горьким опытом ложные выборы кровавого, греховного пути, получили свою оценку и осуждение истории, вместе с их подвижниками. Мы так же вынесли и выносим суд творцам и творчеству, которые приводят к бедствиям и разрушению, испытав на своей коже, что есть Хиросима и Чернобыль. И всеми силами стараясь воспитать человека образованным, разумным, осуждаем «гениев» и «мудрецов» таких как Ницше и Энгельс, Гитлера и Сталина... Суд сопровождает нас всю сознательную жизнь. В детстве, сломав отцовские часы, или разбив мамину вазу, мы впервые познаем суд родителей в виде вопроса: Ты что натворил, или что же ты наделала? В школе учимся суду, через рассуждения, и начиная с малых вопросов о окружающем мире, постепенно переходим к оценке человека: цвет, рост, вес. Все эти учения, впоследствии выносим наружу и начинаем потихоньку, не смело судить о Маше, Тане, Пете и Васе, о их манерах говорить, двигаться, мыслить. И чем более преуспеваем в таких вот оценках - судах, тем более сами становимся зависимы от мнений-суждений и осуждений по отношению к себе. Вот тогда и парируем, защищаемся -«Не суди!». Но при этом не могут ни сами перестать судить, не укрыться от суда.
С первых строчек Библии мы встречаемся с оценкой и сравнениями - предвестниками суда. "И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью…" С первых же строчек знакомимся с справедливым, правдивым Судом, который вынесен деяниям Божьим: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма!"; Весьма хорошо! такова оценка творениям Бога, которую признает все человечество. "Бог, давая обетование .. не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою". По-земному это суд в последней инстанции, который не подлежит сомнению, оспариванию и осуждению. Такой суд не может быть болезненным, он не причиняет вреда, от него не унывают и не впадают в депрессию. Правдивого Суда, который не подлежит апелляции, который не возможно оспорить ищут все праведники: «Суди меня Господи.. не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.»
Но чем больше в мире греха, тем чаще раздаются вырванные из учения слова Христа: «не суди и не судим будешь..» И наоборот, чем чаще раздаются эти слова, тем более в мире греха и напрасной надежды избежать праведного суда. Любители обманчивого спокойствия и комфорта, равнодушные, бесчувственные и трусливые люди под маской добродетели скрывают либо правду о себе и ближнем, либо свое неразумие, прячась за словами «не судите.., перестаньте судить, осуждать». Таковы книжники и фарисеи, лишившие людей правдивого суда, о которых сказано: "оставили важнейшее в законе - Суд, милость и веру.." а если и судят, как поступили и поступают с Иисусом, то ложно, всегда вопреки Воли Бога и всегда призывая лжесвидетелей. Поэтому Давид молится пребывая постоянно в Слове Божьем : "пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие."
Божий суд всегда отличается Истиной и Милостью, которые всегда взаимозависимы. Многие оставив истину, проявляют "милость" к преступникам, утешая себя лжедобродетелью, многие владея правдивыми фактами, отбросили милость и наполнили мир орудиями смертной казни. Но хуже тех и других всегда были и остаются люди равнодушные, которых легко узнать по словам «не суди и не судим будешь..» Именно через них, которых большинство, мир наполняется грехом. Именно поэтому и Моисей и Христос и пророки и апостолы сожалеют и трудятся о том, что бы наполнить мир теми, кто будет нести Слово Мудрости, Слово Суда и Спасения.
Как же избежать неправедного суда, и как достичь праведного? Судить ближнего или не судить? Умалчивать о его грехе, или открывать? Через христианский опыт общения, или божественное вдохновение? И что сопровождает такой суд, Меч апостола, Плеть Христа, Камень Давида, или скромность, милость, смирение? Как, когда и где применить правдивый суд к себе, ближнему, что бы избавиться от болезней греха? На все эти вопросы можно ответить не задумываясь, но могут они и должны стать вопросами целой жизни, стать вопросами великой борьбы и труда. Все зависит от того, как человек относится к своей вере, в чем его вера, чем она питаема, спит он или бодрствует? Принимает ли Волю Отца, как мерило Истины или отвергает в пользу человеческих преданий, постановлений, законов и норм поведения. Но при всем этом известно одно, если человек, как фарисеи и книжники продолжает затыкать уши свои, слыша слова суда (они, закричав громким голосом, затыкали уши свои) и пытается при этом другим запретить возвещать Слово, Суд и Правду (.. не запретили ли мы вам накрепко учить о Христе) , если он приходит в ярость и гнев слыша Истину, (когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших), человек тем самым отрекается от Христа. И стыдясь Его, закрывает и себе и другим возможность очиститься от греха и познать Жизнь во всей ее красоте и нескончаемости. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей.
Поэтому не забывая о том, что "суждение и осуждение – близки", каждый сам должен стараться наблюдать себя, что бы не стать судьей неправедным, лживым или вовсе бездельным и ленивым, во время великой борьбы христиан. Что бы не стать судьей с бревном в глазу, что бы не спрятать от других и не постыдиться самому Христа, Его науки о Суде, Милости, и Вере.
Не стыдись вот чего, и из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета, и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому, спора между товарищем и посторонними и предоставления наследства друзьям, точности в весах и мерах, — много ли, мало ли приобретаешь, — беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и — окровавить ребро худому рабу… Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека.
Поэтому, не оставляйте себя и ближнего без суда, но: Не судите по наружности, но судите судом праведным. Мир вам!
Форум ставит своей целью стать эффективным инструментом, способствующим взаимопониманию людей, независимо от их конфессиональной принадлежности, которые желают обменяться своим пониманием тех текстов Библии, которые приведены в "Словаре духовно-образного значения слов и изречений Библии", а также объединить тех людей, которые будут способны расширить и углубить познание духовно-образного смысла изречений Пророков, Христа и Апостолов и которые найдут возможность к взаимополезному, взаимоприемлемому разнообразному сотрудничеству.
Уважаемые посетители нашего форума!
Мы благодарны Вам за проявленный интерес к форуму нашего сайта. Учитывая то, что на нашем форуме могут излагаться объяснения библейских текстов которые не всегда совпадают с традиционными, общепринятыми религиозными верованиями и иными взглядами, что может вызывать различные, в том числе диаметрально противоположные суждения и эмоции у разных читателей, мы просим Вас не публиковать сообщения: - не относящиеся к названиям разделов форума; - унижающие, искажающие мировоззрение других людей; - высказывания, провоцирующие религиозную нетерпимость к различным мнениям, отличающимся от Ваших; - высказывания, разжигающие чувства религиозной неприязни к участникам дискуссий, оскорбительные, язвительные высказывания направленные на личность участников форума.
Администрация форума оставляет за собой право удалять комментарии посетителей форума в тех случаях, когда они будут нарушать общепринятые нормы общения, а также не соответствующие указанной тематике разделов форума.
Заранее благодарим Вас за понимание и за участие в поддержании толерантной, созидательной атмосферы нашего форума.