Каждый из нас тысячу раз слышал библейское выражение: «не суди и не судим будешь..» Но очень редко, а то и вовсе не слышим продолжения  этих слов Христа: ".. ибо каким судом судишь, таким и будешь осужден". Так можем ли мы судить или нет? А если судить то кого как, когда и зачем?     
  В Библейском учении о Христе отмечен период развития иудейского народа без царей и правителей, когда всё решают и за всё отвечают судьи и священники.  "И дал я повеление судьям вашим в то время, говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;   не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие;   Но народу веры в Единого Бога не нравится суд пророков, который просвещает все глубины их души, проникает в сокрытые помыслы и осуждает грешные дела, поэтому требуют других судей: "дай нам царя, чтобы он судил нас!"               И с этого момента в мир входят слова:  "ты что мне судья? -Чего судишь? Не суди!"  Слова эти столь сильно вошли в нашу обыденную жизнь, что практически висят на языке у каждого из нас. Нужен только малейший повод, малейшая обида, малейшее замечание и они тут же рождаются на свет.  -Не суди и не судим будешь.. Выражение звучит так часто, что стало чуть ли не образцом праведного поведения.   И тем не мение суд не только не уменьшается, но все двадцать четыре часа в сутки сопровождает каждого из нас, хотим мы этого или нет. Суждение, государство, рассудок, судьба  уместили в себя корень и значение того, что вызывает у многих противление и чего многим хотелось бы избежать.  Рассуждаю ли я, говорю с кем нибудь, всегда выношу свой суд, говорят ли обо мне, обсуждают мня, суд всегда там. И сколько бы люди не наставляли один другого, "не суди и не судим будешь.." суд, как и мысль, как и слово всегда будет рядом с ними.  Плохо это или нет? Христос входя в мир, говорит о себе однозначно: «на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.» Апостол Павел удивляется не тому, что христиане выносят тот или иной суд друг другу, а именно тому, что пытаются избежать суда:  ..неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? 1Кор.6:3  Всякий имея хоть капельку рассудка,   попросту не может, да и не должен жить так, что бы не давать ту или иную оценку деяниям человека, которого Бог наделил  свободной волей к выбору, неограниченными творческими способностями  и  разумом. Эти три качества, отличающие нас от животного, неизменно проходят повсеместную оценку и сравнение, что является преддверием всякого суда. Благодаря воле , творчеству и разуму существуют и устанавливаются  человеческие взаимоотношения. Мы всегда оцениваем, сравниваем и выносим свое мнение, которое призвано либо осудить либо оправдать. Другими словами, человек попросту не может жить и не судить, суд составляет неотъемлемую часть всей его природы. Весь человеческий опыт, защищая нас от повторений ложного выбора, разрушительного творчества и безумия, является
именно наследием, следствием суда. Благодаря оценке-сравнению-суду нет возврата к рабству, нацизму, коммунизму, которые в свое время не будучи осуждены правителями,    царями, принимались «большинством» за нормальные системы человеческих взаимоотношений. С горьким опытом ложные выборы кровавого, греховного пути, получили свою оценку и осуждение истории, вместе с их подвижниками. Мы так же вынесли  и выносим суд творцам и творчеству, которые приводят к бедствиям и разрушению, испытав на своей коже, что есть Хиросима и Чернобыль. И всеми силами стараясь воспитать человека образованным, разумным, осуждаем «гениев» и «мудрецов» таких как Ницше и Энгельс, Гитлера и Сталина... Суд сопровождает нас всю  сознательную жизнь. В детстве, сломав отцовские часы, или разбив мамину вазу, мы впервые познаем суд родителей в виде вопроса: Ты что натворил, или что же ты наделала? В школе учимся суду, через рассуждения, и начиная с малых вопросов о окружающем мире, постепенно переходим к оценке человека: цвет, рост, вес. Все эти учения, впоследствии выносим наружу и начинаем потихоньку, не смело судить о Маше, Тане, Пете и Васе, о их манерах говорить, двигаться, мыслить. И чем более преуспеваем в таких вот оценках - судах, тем более сами становимся зависимы от мнений-суждений и осуждений  по отношению к себе. Вот тогда и парируем, защищаемся -«Не суди!». Но при этом не могут ни сами перестать судить, не укрыться от суда.               
  С первых   строчек Библии мы встречаемся с оценкой и сравнениями - предвестниками суда. "И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью…" С первых  же строчек знакомимся с справедливым, правдивым Судом, который вынесен деяниям Божьим: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма!";  Весьма хорошо! такова оценка творениям  Бога, которую признает все человечество.  "Бог, давая обетование .. не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою". По-земному это суд в последней инстанции, который не подлежит сомнению, оспариванию и осуждению. Такой суд не может быть болезненным, он не причиняет вреда, от него не унывают и не впадают в депрессию. Правдивого Суда, который не подлежит апелляции, который не возможно оспорить ищут все праведники: «Суди меня Господи..  не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня.»               
Но чем больше в мире греха, тем чаще раздаются вырванные из учения слова Христа: «не суди и не судим будешь..» И наоборот, чем чаще раздаются эти слова, тем более в мире греха и напрасной надежды избежать праведного суда. Любители обманчивого спокойствия и комфорта, равнодушные, бесчувственные и трусливые люди под маской добродетели скрывают либо правду о себе и ближнем, либо свое неразумие, прячась за словами «не судите.., перестаньте судить, осуждать». Таковы книжники и фарисеи, лишившие людей правдивого суда, о которых сказано: "оставили важнейшее в законе - Суд, милость и веру.." а если и судят, как поступили и поступают с Иисусом, то ложно, всегда вопреки Воли Бога и всегда призывая лжесвидетелей. Поэтому Давид молится пребывая постоянно в Слове Божьем : "пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие."               
Божий суд всегда отличается Истиной и Милостью, которые  всегда взаимозависимы. Многие оставив истину, проявляют "милость" к преступникам, утешая себя лжедобродетелью, многие владея правдивыми фактами, отбросили милость и наполнили мир орудиями смертной казни. Но хуже тех и других всегда были и остаются люди равнодушные, которых легко узнать по словам «не суди и не судим будешь..» Именно через них, которых большинство, мир наполняется грехом. Именно поэтому и Моисей и Христос и пророки и апостолы сожалеют и трудятся о том, что бы наполнить мир теми, кто будет нести Слово Мудрости, Слово Суда и Спасения.             
Как же избежать неправедного суда, и как достичь праведного? Судить ближнего или не судить? Умалчивать о его грехе, или открывать? Через христианский опыт общения, или божественное вдохновение? И что сопровождает такой суд, Меч апостола, Плеть Христа, Камень Давида, или скромность,  милость, смирение?   Как, когда и где применить правдивый суд к себе, ближнему, что бы   избавиться от болезней греха? На все эти вопросы можно ответить не задумываясь, но могут они и должны стать вопросами целой жизни, стать вопросами великой борьбы и труда. Все зависит от того, как человек относится к своей вере, в чем его вера, чем она питаема, спит он или бодрствует? Принимает ли Волю Отца, как мерило Истины или отвергает в пользу человеческих преданий, постановлений, законов и норм поведения. Но при всем этом известно одно, если человек, как фарисеи и книжники продолжает затыкать уши свои, слыша слова суда (они, закричав громким голосом, затыкали уши свои) и пытается при этом другим запретить возвещать Слово, Суд и Правду (.. не запретили ли мы вам накрепко учить о Христе) , если он приходит в ярость и гнев слыша Истину, (когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших), человек тем самым отрекается от Христа. И стыдясь Его, закрывает и себе и другим возможность очиститься от греха и познать Жизнь во всей ее красоте и нескончаемости. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей.
    Поэтому не забывая о том, что "суждение и осуждение – близки", каждый сам должен стараться наблюдать себя, что бы не стать судьей неправедным, лживым или вовсе бездельным и ленивым, во время  великой борьбы христиан. Что бы не стать судьей с бревном в глазу, что бы не спрятать от других и не постыдиться самому Христа, Его науки  о Суде, Милости, и Вере.
Не стыдись вот чего, и из лицеприятия не греши: не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета, и суда, чтобы оказать правосудие нечестивому, спора между товарищем и посторонними и предоставления наследства друзьям, точности в весах и мерах, — много ли, мало ли приобретаешь, — беспристрастия в купле и продаже и строгого воспитания детей, и — окровавить ребро худому рабу… Не стыдись вразумлять неразумного и глупого, и престарелого, состязающегося с молодыми: и будешь истинно благовоспитанным и заслужишь одобрение от всякого человека.       
Поэтому, не оставляйте себя и ближнего без суда, но: Не судите по наружности, но судите судом праведным.    Мир вам!